Преступность — это кошмар: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 82: Строка 82:
** «Улицы разбитых фонарей» — особенно первый сезон, снимаемый с 1995 по 1998 год, на натуре по мотивам реальных историй Кивиновым. События на экране, как и события в стране на тот момент, можно описать, самое цензурное, одним словом — Жопа.
** «Улицы разбитых фонарей» — особенно первый сезон, снимаемый с 1995 по 1998 год, на натуре по мотивам реальных историй Кивиновым. События на экране, как и события в стране на тот момент, можно описать, самое цензурное, одним словом — Жопа.
** «Убойная Сила» — Кивинов знал о чём писал, и было это всё тогда всё сплошь и рядом. В последних сезонах уже не так мрачно и в целом с позитивным вайбом. Но первые сезона три, не смотря на в целом юмор и настрой на позитив — выглядит обстановка в Петербурге очень и очень мрачно.
** «Убойная Сила» — Кивинов знал о чём писал, и было это всё тогда всё сплошь и рядом. В последних сезонах уже не так мрачно и в целом с позитивным вайбом. Но первые сезона три, не смотря на в целом юмор и настрой на позитив — выглядит обстановка в Петербурге очень и очень мрачно.
** «Бандитский Петербург».
** «Бандитский Петербург». Особенно показателен сезон второй «Адвокат» — попытка следователя Челищева найти убийц родных, сначала став адвокатом в надежде, что рано или поздно они придут к нему сами, о том не подозревая, а потом и став полноценным членом банды Антибиотика, привела только к тому, что он сначала замарался по уши, а потом бесславно погиб вместе с лучшим другом, впутавшимся в ту же банду еще раньше.
** «Крот».
** «Крот».
** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
** Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.

Версия 14:34, 7 июня 2024

River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!
« Тот, кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года. »
— Леонардо да Винчи

(link)

Индонезийцы раскрывают суть

Каким современный обыватель представляет себе преступника? Нет, не того, чьи намерения чисты и непорочны, как слеза младенца, или не тот, кого Тоталитарный Режим загнал в настолько тесные рамки, что остается только бунтовать. Обычного преступника, который воспринимает написание собственных законов существования как ремесло и не более?

Малиновый пиджак, цепь в палец толщиной и похожий на кирпич мобильник? Полосатый костюм, федора, усики и футляр из-под виолончели с Томмиганом? Свободная гавайская рубашка, джинсы и дорогая сигара?

Так или иначе в немалой доле произведений образ преступника излишне романтизирован. Всегда можно создать себе хорошую репутацию, войти в круги общества с уровнем общей эрудиции и знаний этикета и просто рубить денежки в обход закона. Государство все равно прогнило, правоохранители берут на лапу или сами меняют сторону Силы, а котлеты валюты помогут и слона запихнуть в холодильник, сложив пополам сотворить что угодно в рамках разумного.

Ну и что же… Герой доволен выбором, все радужно?

Отнюдь. И дегтя в бочку меда будет не ложка, а такая же бочка:

Троп посвящен произведениям, демонстрирующим неприглядные стороны криминального быта. С тропом Война — это кошмар он соприкасается в двух местах: если речь идет о военных преступниках или войне банд.

Если персонаж еще и не скрывается, вслед за чем наступают последствия — это троп Зло — это отстой.

Примеры

Литература

Русскоязычная

  • Данил Корецкий, «Антикиллер» — быт преступников, находящихся в центре повествования, показан крайне неприглядно и без прикрас. Наркотическая зависимость, беспорядочная половая жизнь, недоверчивость и постоянная грызня за власть. Практически все они по ходу развития сюжета теряют влияние, власть и жизни. Банду отморозков — Амбала, Веретено и Попугая — вырезают оперативник уголовного розыска и офицер спецназа из мести за убитого товарища. Баркас погибает от рук спецназовца. Бывшего милиционера, а ныне бригадира рыночной группировки Центуриона приканчивают свои же, заподозрив подставу. Беглецов из СИЗО Башку и Жигана тоже дырявят спецназовцы. Организаторы покушения на Президента и исполнители гибнут от рук контрразведчиков.
  • В. Шаламов, «Колымские рассказы», «Жульническая кровь» — блатные (профессиональные преступники) 1930—1950-х годов описаны без тени сочувствия, как полные чудовища, начисто лишенные человеческих качеств.
  • А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ» — то же самое.
  • Ахто Леви, «Записки Серого волка», «Мор» — блатной мир 1930—1950-х и на воле, и в лагерях описан без всякой романтики.

На других языках

  • Марио Пьюзо, «Крестный отец» — криминальная драма, раскрывающая социальную подоплёку и значение преступности в жизни общества. Протагонист произведения Майкл Корлеоне изначально не хотел иметь ничего общего с поставками оливкового масла, курируемыми его отцом. Не хотел настолько, что даже ушел на тихоокеанский фронт, где героически воевал и получил ранение. Проблемы начались тогда, когда он всё же начал втягиваться в дела мафии. В ходе войны теневых структур он потерял отца, старшего брата и первую жену. Вторую же и своих детей он намеренно оттолкнул, чтобы спасти. Зная, что свояк оказался предателем, задумал его убийство, а перед ним хладнокровно дождался смерти отца. Так как понимал, что смерть зятя от руки сына кому угодно может разбить сердце. Большую часть этих вещей он сделал из соображений семейного долга и в итоге остался практически одинок. Понял его лишь консильери (советник семьи, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается) Том Хаген.
  • Стивен Кинг «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» — до попадания в тюрьму Энди Дюфресн был обычным законопослушным банкиром. Оказавшись же в ней, он применил все свои знания финансовой системы, чтобы позволить начальнику обогатиться. Навёл нужные связи. Но когда впереди замаячила возможность оправдания, Энди понял, что оказался в западне. И что если не переиграть начальника в этой игре, никакого будущего может и не случиться.
    • И это не затрагивая судьбы других заключённых. Каково уже приготовиться встретить смерть в тюрьме, но затем вдруг выйти спустя пятьдесят лет? В мир, к которому придётся ещё и приспосабливаться?
  • Роберт Вегнер «Сказания Меекханского пограничья» — чародея-преступника перед лицом смерти не способно оправдать даже то, что он спас роту Горной Стражи от западни в леднике. А юный адепт культа Сетрена (местного бога войны), глава банды налетчиков, при попытке обесчестить дипломатов Империи не только ничего не добился, но навлёк на себя гнев сородичей.

Кино

Отечественные фильмы

  • «Бумер» — фильм Буслова, эталонный пример неправильно понятой басни. Автор правки помнит, как такие же малолетние тогда дуралеи, угорали по фильму и видели в четырёх быках — чётких пацанов и друзей по жизни. Да и из-за убедительности портрета, многими людьми с альтернативными взглядами на жизнь, герои казались «своими в доску». А между тем, «Бумер» это по сути полемизирующее произведение со всей тогдашней блатной культурой, и в особенности с «Бригадой». Про то что четыре бандита, это не элегантные и образованные Саша Белый с друзьями — а четыре тупорылых ублюдка, метающихся между жизнями по понятиями, звериными повадками и смутными проблесками совести. Которая заключается лишь в принесённым другим, нормальным людям встреченным по пути, большими неприятностями или большим горем. А кончается это жизнь либо в грязной луже на улице какого то мухосранска от ментовской пули, либо на зоне где ты будешь ближайшие лет 15 пытаться не передать своё очко в зрительский зал.
  • «Жить».
  • «Антикиллер» — инверсия. Чётко различает что всё таки есть и среди преступников люди, просто люди, с принципами и какой то там совестью. Но в целом да, даже неплохие люди, увязнув в криминале и свои руки в крови испачкали, и сами погибли довольно бесславно за чужие амбиции и грязные бабки. А вот позиция Лиса по ситуации однозначная — мочить уродов, по мере сил, коих у него немеряно.
  • «Восьмерка»
  • «Скольжение»
  • «Линия жизни».
  • «Чужая» — стоит показывать юным поклонникам «блатной романтики» уже в более менее сознательном возрасте. Ровно как и «Иди и Смотри» стоит показывать всем юным поклонникам «чистой расы». Просто что бы юный дурачок, посмотрев на это, попытался увидеть в этом говне рода людского — хоть что-то человеческое.
  • «Мама не Горюй» — общество 90ых во всей красе, когда обществом правят те у кого больше всего денег, а денег больше всего у преступников. Те братки что показаны именно в фильме, персонажи скорее трагические, они все нехорошие люди, но им от этого отчётливо хреново. И в конечном итоге, конец у всех будет бесславный и до старости мало кто из них доживёт. Зато эпизодически появляющееся в истории бандиты — такие патентованные уроды, что хоть сейчас в музей современного искусства.

Зарубежные фильмы

  • Дилогия «Рейд» — преступность правит всем островом Явой а то и Индонезией. Ситуация настолько аховая, что честные менты фактически в оппозиции собственному коррумпированному начальству, а ОМОН уничтожают целыми отрядами и делают вид как будто так и надо. Что же делать? Однозначно резать — не дожидаясь перитонитов, всех, до последнего.
  • Фильмы Джона Ву. «Светлое Будущее 1-2», «Киллер» и в конце-концов «Круто Сваренные» педаль в пол. Бандитизм это всегда кромешный кошмар — и режиссёр всегда однозначно на стороне парней который его курошат самым жёсткими методами.
  • «Лицо со шрамом» — оба фильма, и довоенный, и послевоенный.
  • «Кровный отец» — в фильме очень хорошо раскрывается тема того, чем именно является преступный промысел для рядового бандюка дожившего до старости. И даже без всякой моральной стороны вопроса, а просто чисто с практической. Все твои «друзья» подонки, пол жизни ты проводишь в тюрьме, а в конце ты живёшь в нищете преисполненный сожалениями. Единственное хорошее что есть в твоей жизни, твоя дочь, и то ты её никогда не знал, а теперь ещё и её пытаются убить.
  • «Легенда».
  • «Путь Карлито».
  • «Казино» — мафия Вегаса в течении почти 20 лет, спокойно расстреливала дома в которых жили копы, и убивала людей прямо на улицах уже даже не вывозя их в пустыню (сколько там народу закопано, даже считать никто не попытался). И ВСЕМ, на это было абсолютно наплевать! Педаль в пол, когда стали уничтожать своих же собственных соратников и партнёров, просто потому что возникла угроза запалить чёрную кассу. Всё по реальным событиям.
  • «Однажды в Америке» — если у Де Пальмы или Скорцезе, среди итальянских мафиозников присутствуют просто сбившееся с пути антигерои, обладающие некоторыми искупающими качествами, то у Леоне здесь всё крайне жёстко. По большому счёту вся история — парад совершенно мерзейших выродков, таких что это даже смотреть местами тяжело. Педаль в пол — у Моралиста Скорцезе, в конечном итоге так или иначе, всякая мразь но получает пусть и запоздало, но по заслугам. А здесь всё это уже запоздало и как бы и ни о чём.
  • «Американский гангстер».
  • Трилогия «Пушер» Николаса Виндинга Рефна
    • «Драйв» собственно тоже отыгрывает по полной.
  • «Чёрная месса».
  • «Потому что мы банда».
  • «Выбивая долги» — главный герой и его дружбан-отморозок собирают «дань» с криминала для своего босса… пока их бизнес не пытаются отжать совсем уж отбитые мексиканцы. Несмотря на условный хэппи-энд фильм хорошо показывает, что бандитизм это не круто.
  • Трилогия «Криминальный Город» — в первом и третьем фильме с прикрученными фитильком. Сеульские опера из местного уголовного, ребята лихие и порядок у них на территории жёсткий. Вот вторая часть, про похищения и убийства корейских бизнесменом в некой стране Юго-Восточной Азии — педаль в пол, корейским мужикам приходить в нарушение всех правил и местных законов, самим отморозков искать, а у них тут всё на корню скуплено.
  • «Narc» — гниющий заживо как зомби Детройт, в котором по улицам уже давно люди стараются только ездить, а копы по сути на осадном положении.
  • «Бешеные псы» — наглядная визуализация сути этой статьи. Из всех персонажей фильма, порядочными людьми оказались двое, и оба попав в такое вот окружение по сути и погибли именно из-за этих вот качеств. Остальные в общем то тоже к чему шли, к тому пришли, только и народу с собой невиновного кучу утащили.
  • «Сара/Охранник для дочери» — не то что бы все персонажи-бандиты прям какие то зверские подонки (хоть и не без этого). Но по итогу пули раздают всем подряд с таким апломбом, что в конце их в общем то совсем не жаль. То что 90ые и в Польше, время наимрачнейшее, подчёркнуто и главным антизлодеем фильма. Который так и говорит, что когда то он радовался, что у него есть дочь, потому что женщин во времена его молодости не принято было трогать. А теперь и убийство и похищение семнадцатилетней девчонки, дело в порядке вещей.
  • «Осиное гнездо» — главный злодей, весь фильм проведший в камере броневика для перевозки особо опасных преступников, размерами не превосходившей кабинку общественного туалета, глава албанской мафии Абедин Неджеп, сутенер (в том числе насильственно использовал в своем криминальном бизнесе несовершеннолетних), насильник, садист, убийца, работорговец. Его боевики попытались отбить его у интерпола, не считаясь с потерями, поскольку если бы стражам порядка удалось выбить из него даже малую толику сведений о его криминальной империи, головы полетели бы в масштабе не только Албании. А попутными жертвами этой криминальной войны посреди Франции стала банда мелкого грабителя Насера, которому не повезло устроить налет на тот самый торговый склад, куда боевики Неджепа загнали перевозивших его спецназовцев. Из спецназовцев выжила только лейтенант Лабори, из бандитов Насера — только двое. Дожившему до утра, но так и оставшемуся в кандалах Неджепу бандитка Надиа, которую в детстве жестоко избил и изнасиловал похожий ублюдок, в процессе успела смачно раздавить причиндалы.

Телесериалы

Отечественные сериалы

  • Многие НТВшные сериалы про бандитов и ментов:
    • «Улицы разбитых фонарей» — особенно первый сезон, снимаемый с 1995 по 1998 год, на натуре по мотивам реальных историй Кивиновым. События на экране, как и события в стране на тот момент, можно описать, самое цензурное, одним словом — Жопа.
    • «Убойная Сила» — Кивинов знал о чём писал, и было это всё тогда всё сплошь и рядом. В последних сезонах уже не так мрачно и в целом с позитивным вайбом. Но первые сезона три, не смотря на в целом юмор и настрой на позитив — выглядит обстановка в Петербурге очень и очень мрачно.
    • «Бандитский Петербург». Особенно показателен сезон второй «Адвокат» — попытка следователя Челищева найти убийц родных, сначала став адвокатом в надежде, что рано или поздно они придут к нему сами, о том не подозревая, а потом и став полноценным членом банды Антибиотика, привела только к тому, что он сначала замарался по уши, а потом бесславно погиб вместе с лучшим другом, впутавшимся в ту же банду еще раньше.
    • «Крот».
    • Ряшин, Опалёв, Тартаков и Осипов последовательно отдают дань тропу: «Ментовские войны», «Судья», «Бомбила», «Учитель в законе», «Братаны», «Лесник», «Дельта»… Как только на экране появляются криминальные личности — любой из этих сериалов превращается просто в кунсткамеру моральных уродов, причём не картонных, а живых, многогранных, «чувствующих и переживающих», с различной мотивацией, даже порой с угадываемыми личными предысториями. Но общее у всех этих типажей одно: на фигню они свою жизнь убивают, гоняются за разного рода призраками, химерами.
    • Любинский и Куликов не отстают: «Меч», «Глухарь», «Пятницкий», «Карпов». Причём если в примерах выше, среди преступников можно найти персонажей даже вызывающих сочувствие, у Куликова преступные элементы (особенно профессиональные преступники) как правило конченные мрази. На фоне которых даже такие лютые волки в собачьей шкуре как подполковник Карпов — ангелы, пусть и смерти.
  • «Бригада» — жёсткая аверсия. Была бы гнусной блатной пропагандой, если бы не факт того — что получилось настолько плохо, что хорошо. Вороватые и кровавые ФСБшники с киберпротезами руки, которые внедряют агентов-«зомби» к честным пацанам в братву. Заставляют их продавать чеченцам оружие а бельгийцам таджикский героин. А пацаны то, всего лишь хотели Россию, в которой сможем жить я, ты, и ты тоже — как нормальные люди, по человечески! Чиста! Сердешна!
    • То что ещё и снято, за бешеные бабки, федеральным телеканалом, на деньги братьев Копылёвых (лидеров Орехово-Медведковской группировки) — вся история вообще доводить да кромешного абсурда. Интересно, были ли сами братья довольны увиденным?
  • «След».
  • «Закон каменных джунглей», в особенности второй сезон. Рука Ильи Куликова ощущается отчётливо — «обиженным» из истории не ушёл никто, жизнь себе сломали ВСЕ, те кто в живых остался конечно.
  • «Химера» — собственно кроме главного героя, выгоревшего спеца выносящего план уничтожить наркомафию — никто из героев истории сочувствия не заслуживает. И собственно так и задумывалось, но тут ещё и с углублением и подтекстом. Очень хорошо показано как люди из средней мудовости козлов, превращаются в законченных тварей. И про то что в самих бандитах, при всей их показушной человечности — этого самого человеческого как правило очень мало, зато всякого очень нездорового навалом, тоже показано очень хорошо.
  • «Геймеры» — в казалось бы молодёжном фантастическом боевике про геймеров-суперсолдат, не ждёшь весьма жизнеутверждающей истории про то как бандитский промысел ломает человека. И убедительную провинциальную братву, состоящую из таких родных очаровательных уродов, тоже не ожидаешь. А поди ж ты…
  • «Ненастье» — демонстрация жизни в Батуеве с 91 по 1999 годы, более чем наглядная иллюстрация сути статьи. Даром что выводилась Ивановым а затем Урсуляком, по мотивам реальных событиях в криминальной истории Екатеринбурга и Перми. Особенно трагично выглядит превращение солдат-афганцев из организации «Коминтерн», в конечном итоге, из тех кто просто пытается выжить — в конченных мразей которые даже своих готовы валить по первому сигналу, не то что «чужих».

Зарубежные сериалы

  • «Во все тяжкие».
  • «Подпольная империя».
  • «Барыги».
  • «C.S.I.: Место преступления».
  • «Сопрано» — по сути все итоги деятельности нескольких поколений итальянских мафиози пытающихся выбраться из нищеты — по факту не впечатляют. Весь результат в том — что четвёртое поколение семьи Сопрано, наконец то смогут поступить в нормальный университет, а сам Тони с женой и его соратники, смогли наконец то жить, чуть лучше чем средний американский класс. В прочем тут с прикрученным фитильком — «кошмаром» это является для их жертв в первую очередь. Жёны мафиозников, к примеру, прекрасно знают на какие деньги имеют всю эту роскошь — и их это полностью устраивает.
  • «В Поле Зрения» — примерно первые два с половиной сезона, по большей части именно о борьбе с криминалом затерроризировавших Нью-Йорк уже до полного беспредела. На момент выхода сериала в ранних десятых, многими считалось что уровень преступности показанный в сериале, соответствует скорее Готэм Нолана, чем реальному Нью-Йорку. Но из середины 20ых, на это уже смотришь с некоторой иронией…
  • «Правосудие» — про современный (уже не совсем) Кентукки и про нынешнюю преступность которая на этом нищем штате паразитирует. Банды неонацистов, уайт трэш варящий мет, прибывающие в регион по наркоделам «коллеги» вышеперечисленных из картелей, и люди умирающие от случайно прилетевших пуль этих уродов. И клан Краудеров, один из двух местных горских кланов — на которых тут уже давно нет никакой управы, потому что все либо запуганы, либо в деле. Почти никакой.
    • Сериал по романам и рассказам Элмора Леонарда. А он вообще такое любил и умел.
  • «Мэр Кингстауна» — двадцать тысяч заключённых на сорок тысяч населения, и это пригород Детройта. Просвета нет, вообще никакого.
  • «Прослушка» — Nuff Side.

Комиксы

Аниме и манга

  • «Дом Пяти Листьев» — история бывшего подельника Уме, того, который медвежатник.

Видеоигры

  • Трилогия «Mafia» — играет троп, хотя каждая последующая часть слабее предыдущей.
  • Grand Theft Auto IV — наиболее мрачная, жесткая и реалистичная часть серии. Преступность здесь не развесёлое действо, а унылый быт. И протагонист погружается в него не сколько ради сытой жизни, столько потому что ничего другого делать не умеет.
  • Дилогия «Kane and Lynch» — первая часть ощутимо сильнее второй. Тоже в чём-то драматичное произведение о наёмнике, пытающемся заслужить прощение своих жены и дочери за изломанную жизнь. Множество преступлений и разборки с бывшими подельниками этому не способствуют.
  • Sleeping Dogs — полицейский под прикрытием внедряется в банду Сун-Он-Йи с помощью друга детства и начинает свой путь к успеху. Чем ближе операция внедрения к концу, тем сильнее он понимает мировоззрение, образ мышления и мотивацию преступников. Войны банд, потери друзей и родных, предательства, месть и постоянное беспокойство. Множество персонажей второго плана, мечтающих о спокойной жизни и стремящихся выйти из игры, идут на заклание.
  • Made Man.

Музыка

  • Disturbed — Criminal.
  • Dope — Blood Money.