Садистское наказание
То, что получается, когда наказать провинившегося поручают тому, кто очень уж любит наказывать, и для кого главная цель — не чтобы провинившийся усвоил урок, а чтобы он как следует помучился. Зачастую такое практикует Педагог-садист, Сержант Скотина или Каратель-отморозок.
Практически всегда сочетается с тропом Неадекватное возмездие, являя собой частный случай оного (неадекватное возмездие бывает и по другим причинам: например, из-за суровых старых законов, которые никто не озаботился отменить, или если оно осуществляется неразумной и безличной силой, вроде роботов, которые способны поступать только так, как записано у них в программе).
Противоположный троп — Формальное наказание, добрый вариант — Шутливое наказание.
Внимание: поскольку мораль изменяется со временем, и то, что раньше выглядело невинной шуточкой, теперь может смотреться как форменный садизм (и наоборот), при разграничении примеров просьба опираться на позицию автора, а не на личное мнение.
Примеры[править]
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Литература[править]
- «Гарри Поттер» — Долорес Амбридж больше всего запомнилась именно этим. Провинившихся она заставляла писать особым чёрным пером, которое использует в качестве чернил кровь пишущего, и написанные слова вырезаются у него на тыльной стороне второй руки. В частности, у Гарри на всю жизнь остались шрамы от вырезанных надписей «Я не должен лгать». И это при том, что он не лгал, а всего лишь осмеливался при всех настаивать на том, что официально было объявлено «ложью».
- Филч реального права наказывать не имеет, но фантазировать ему никто не запретит! Впрочем, целью он преследует именно дисциплину, просто методы предлагает, так сказать, старой закалки.
- А в HPMOR пойманные провинившиеся ученики троллили его речами в духе «да разве ж это наказание, вот раньше…»
- В книгах краем задета тема предшественника Филча на должности и фактически его наставника - Аполлиона Прингла, в период, когда жестокие наказания в магических учебных заведениях были еще не запрещены. Вот это действительно была крайняя жуть. Мало того, что Прингл считал полезным жестоко сечь провинившихся учеников, подвешивать их на цепях (!) и заставлять подолгу стоять на коленях (!!), в том числе на горохе (!!!), и тому подобное. Принглу всё это вдобавок было офигеть как приятно. Конец был печален: разразился скандал из-за серьёзных увечий у нескольких учеников (а от чрезмерного стояния на коленях у девочек, небось, и маточные кровотечения были!). И милые Принглу практики попали под полный запрет. «Сейчас не средние века всё-таки! Очень влиятельные родители решительно протестуют! Мы немного увлеклись, собратья!». А самого Прингла упрятали то ли в Азкабан, то ли в буйное отделение больницы имени святого Мунго (автор так и не уточнила, что из двух), и, надо полагать, пожизненно.
- Ужас у холодильника: а ведь меры «как у Прингла» — это, собственно, перед тем была многовековая практика в Хогвартсе. Давняя традиция. Ну и заведеньице… Ну и культура в целом!.. И вдобавок, возникает вопрос, почему долгими веками обходилось без увечий, и родители ни мур-мур, и о запрете никто не задумывался, даже как о версии. Напрашивается обоснуй: веками школьные
палачиэкзекуторы были сильны как чародеи, и во времяпытокнаказаний особо охраняли своей магией здоровье караемого. Цель-то ставилась не калечить (какой же дурак стал бы это допускать?), а «сурово поучить». А Прингл, возможно, был чуть слабее в магии, чем его предшественники — и, самое-то главное, чрезмерно увлёкся созерцанием страданий, а оттого забыл применять такое воздействие? Оттого и увечья, оттого и скандал?!..- Обоснуй очень правдоподобен: в каноне прямо упоминается средневековая чародейка Венделина, которая даже своё горение на костре умудрялась превращать в безопасное (нелетальное и безожоговое), и «горела» таким манером неоднократно (!), «ради приятного тепла» (и ещё и весёлого пранка?). Так что «всё может магия»(с)Л. Дербенёв. И уж превращение даже страшных пыток в «по-прежнему страшные, рассчитанные на сильное моральное действие, но не увечащие» — без проблем.
- Ужас у холодильника: а ведь меры «как у Прингла» — это, собственно, перед тем была многовековая практика в Хогвартсе. Давняя традиция. Ну и заведеньице… Ну и культура в целом!.. И вдобавок, возникает вопрос, почему долгими веками обходилось без увечий, и родители ни мур-мур, и о запрете никто не задумывался, даже как о версии. Напрашивается обоснуй: веками школьные
- Филч реального права наказывать не имеет, но фантазировать ему никто не запретит! Впрочем, целью он преследует именно дисциплину, просто методы предлагает, так сказать, старой закалки.
- Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени» и его сериальная адаптация «Игра престолов» — Джоффри это любит, умеет, практикует. Ему ничего не стоит насильно напоить вином до смерти рыцаря за появление на публике в нетрезвом виде (в книге — еще и за непристойно-неподобающий беспорядок в одежде). Или отрезать язык менестрелю за похабную песню про королевскую семью. А «дочь изменнической семьи», даже когда она не противится открыто — приказать принародно избить прямо по спине и заднице. (Он бы и сам бил, да это противоречит этикету, и старшие родственники могут разгневаться.) А по голодной толпе — лично из арбалета, просто за то, что горожане посмели орать и буянить возле дворцовой ограды!..
- И нет, всё это не просто «Так, мол, надо». И даже не только «Буду мягче — примут за слабака»; это у парня тоже налицо, но к этому отнюдь не сводится. Вчитайтесь (и всмотритесь в игру актёра в экранизации, от каковой игры автор книги был в неистовом восторге): Джоффри упивается. По нежности, признанию и славе сей молодой король тоскует (автору книг особо был дорог этот нюанс, и в экранизации было велено подсветить) — но и без садизма Джоффри заскучал бы.
- Серсея, мамаша Джоффри, тоже очень любит сабж. Собственно, и сына, с младых его ногтей, всемерно поощряла в этом деле.
- Однако до Рамси Болтона ему далеко-о-о!!! Джоффри, по крайней мере, в большинстве случаев руководствуется принципом: «Разумных существ я мучаю или убиваю только за нечто, что я расцениваю как реальные серьёзные провинности! Иное негоже королю! Просто так я мучаю только зверюшек». А Рамси-то, мало того, что не король (и не имеет шансов таковым стать, да и не стремится, ему и так неплохо), но и безумно любит сам процесс мучительств, и в первую очередь именно по отношению к людям. Если человек виновен (или объявлен таковым) — Рамси порадуется случаю. А если никого провинившегося подолгу нет рядом — Рамси найдёт повод, или даже помучает без всякого повода, а просто потому, что очень хочется.
- И в изощрённости Джоффри никогда не догнал бы Рамси. А уж мастерство психологического коверканья человека, присущее Рамси — даже и не снилось королишке (Джоффри, поверхностный юнец, счёл бы «скучным» и «излишним» заморачиваться чем-то подобным). Рамси — а отчасти и его отец Русе, представляющий собой весьма умеренный, рассудочно-холодный, прагматический вариант — вообще как будто из книг де Сада живьём вылез, прямо в Вестерос.
- И нет, всё это не просто «Так, мол, надо». И даже не только «Буду мягче — примут за слабака»; это у парня тоже налицо, но к этому отнюдь не сводится. Вчитайтесь (и всмотритесь в игру актёра в экранизации, от каковой игры автор книги был в неистовом восторге): Джоффри упивается. По нежности, признанию и славе сей молодой король тоскует (автору книг особо был дорог этот нюанс, и в экранизации было велено подсветить) — но и без садизма Джоффри заскучал бы.
- «Республика Шкид»:
« | Попасть на Сергиевскую считалось несчастьем. Там в интернате царила железная казарменная дисциплина… Воспитанники сидели в душных комнатах и гуляли редко, да и то лишь с надзирателями. Наказания за проступки, придуманные завом, не поддаются описанию. Одно из них было такое. Воспитанника, совершенно нагого, сажали в темный карцер, который по приказу изобретательного садиста был превращен в уборную. Наказанный просиживал в карцере без хлеба и воды по три, по четыре дня, валялся в нечистотах, задыхался в скверных испарениях. Сергиевка так прославилась, что на нее обратили внимание судебные власти. После громкого и скандального процесса интернат расформировали. | » |
- «Успех» Михаила Харитонова — собственно, все наказания, выдаваемые протагонистом на захваченном им корабле, такие. Потому что смысл именно в установлении власти, а не в борьбе с преступностью.
Кино[править]
- «K-12» — Мисс Пенелопа превращает Плаксу в куклу за опоздание
Мультсериалы[править]
- «Симпсоны» — судья Констанция Харм. Само её имя — игра слов с фразой «постоянный вред». Она обожает придумывать жестокие наказания для преступников.
Настольные игры[править]
- Warhammer 40000 — здесь такого полно. Самое известное — это превращение человека в сервитора или запихивание в Машину Покаяния. Скажем так, оба варианта проходят также по тропу «Но я должен кричать».