К чёрту закон, я делаю добро!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Screw The Rules, I'm Doing What's Right!. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Законы меняются. Наша совесть — нет. »
— Фильм «Софи Шолль — последние дни»
« А где наша армия?! Почему она нас не защищает от этой проклятой Конституции?! »
— Лия Ахеджакова призывает Ельцина разделаться с Верховным Советом[1]
« С одним буквальным исполненьем закона недалеко уйдешь... »
— Н. В. Гоголь приписывал эти слова А. С. Пушкину

В случае, если закон несправедлив, или судья допустил ошибку, если преступник оказывается слишком богат и влиятелен, и правосудие до него не достаёт, если нудные бюрократы препятствуют срочным мерам по спасению мира, персонаж с таким убеждением посылает закон в глухие леса и делает то, что он считает правильным, чтобы добро и справедливость восторжествовали.

Характерно для следующих персонажей:

Как правило, это обычный modus operandi для персонажей нейтрально-доброго и хаотично-доброго мировоззрения. Педаль в асфальт, если автор законов — законопослушный злой или законопослушный дурак.

Внимание: этот троп не следует путать с благонамеренным экстремистом, когда персонаж творит некрасивые вещи во имя того, что считает правильным. Этот троп описывает ситуации, когда персонажи проявляют добро и милосердие и действуют по совести вопреки тому, что приказывает им закон.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — Гек спасает беглого негра Джима, не боясь не только земных американских законов, но и посмертных кар, которыми его стращали (американский «библейский пояс» такой библейский). Размышляя о них, мальчик приходит к выводу: «Ну что ж делать, придётся гореть в аду».
  • Шерлок Холмс несколько раз отпускал виновного на свободу, мотивируя это тем, что он — частный детектив и не присягал доводить каждое дело до конца (троп с фитильком, поскольку мотивировка формально совершенно верна — частный детектив не обязан, по крайней мере в те времена, содействовать полиции по собственной инициативе).
    • «Голубой карбункул» — незадачливый воришка сам себя наказал страхом перед тюрьмой, и Холмс его выгоняет, после чего поясняет: «С ним больше подобного не повторится, он слишком напуган. Но упеките его сейчас в тюрьму, и он не развяжется с нею всю жизнь».
    • «Убийство в Эбби-Грэндж» — преступником оказывается достойнейший молодой моряк, защищавший свою возлюбленную от её мужа-алкоголика. Есть шанс, что дело квалифицируют как самооборону, но разбирательство точно поломает паре жизнь, и после небольшой проверки на вшивость Холмс отпускает моряка. При этом его явно мучит совесть, что пришлось обмануть молодого сыщика Стэнли Хопкинса, считающего Холмса учителем, но так по крайней мере не придется перекладывать эту моральную дилемму на плечи Хопкинса.
    • «Дьяволова нога» — после ухода доктора Стерндейла, отомстившего за ужасную смерть своей невесты по принципу «око за око», Холмс размышляет о том, поступил ли бы он сам иначе, оказавшись на месте доктора.
    • Но педаль в пол давит, конечно же, «Воздаяние Чарльзу Огастесу Милвертону». Поняв, что законные методы бессильны против заглавного шантажиста, готового поломать жизнь достойной женщине, Холмс и Уотсон всерьёз рассматривают возможность банально дать ему по башке табуретом и обшмонать в поисках компрометирующего письма, а позже решаются на кражу со взломом с целью вскрыть сейф гада и уничтожить всю его коллекцию. В процессе они становятся свидетелями того, как Милвертона убивает (со словами «Я избавляю мир от ядовитой гадины») одна из его бывших жертв, и не только никак не мешают мстительнице, но и позволяют ей уйти незамеченной, сжигают единственную улику вместе со всем содержимым сейфа и попадаются на глаза слугам — теперь полиция ищет двух мужчин, а не женщину. Когда Лестрейд предлагает Холмсу взяться за это дело, тот, отказываясь, прямо заявляет, что его симпатии на стороне убийцы, а не жертвы — причём инспектор с ним соглашается и вообще говорит о Милвертоне в духе «туда ему и дорога». Напрашивается вопрос — уж не затем ли Лестрейд ни свет ни заря примчался к Холмсу, чтобы выслушать отказ, сказать «Ну, я сделал всё, что мог» и со спокойной совестью убрать дело под сукно?
    • «Тайна Боскомской долины» — аверсия. Убийца тоже убил шантажиста, но причина шантажа — занятия убийцы в прошлом грабежами и бандитизмом, о чем шантажист/убитый знал. Холмс решил не предавать дело огласке отчасти ради детей убийцы и убитого, любивших друг друга, отчасти потому, что убийца смертельно болен и до суда, скорее всего, просто бы не дожил.
    • В фанфике Стивена Кинга про Холмса «Дело доктора Уотсона» Холмс, Уотсон и Лестрейд дружно приходят к решению, что убийцу отвратительного домашнего тирана следует отпустить. При этом Лестрейд упоминает, что для него это первый раз.
  • Патер Браун из рассказов Г. К. Честертона жмёт Холмсу руку: выведя преступника на чистую воду, он тоже далеко не всегда предаёт его в руки органов правопорядка. Ему как клирику важнее, изменился ли негодяй внутри.
  • Братья Стругацкие, «Хищные вещи века» — Иван Жилин намерен действовать против специфического наркотика, насколько будет возможно. «Я не уеду отсюда, пока мне позволяет закон об иммиграции. А когда он перестанет позволять, я его нарушу».
  • Гарри Дрезден (кстати, внук, ученик и, похоже, наиболее вероятный преемник действующего «Чёрного посоха») постоянно демонстрирует склонность к данному тропу. Когда он, к примеру, высадил в магазине окно и спёр GPS-навигатор со словами «мы тут вообще-то мир спасаем» — это были цветочки. Нет, он честно собирался вернуть тираннозавра обратно в музей, но был без сознания… и вообще, не надо так смотреть, по тем же законам зомби-тираннозавры не относятся к области некромантии, карающейся смертью.
  • «Гарри Поттер» — Регулус Блэк и Северус Снейп.
    • С прикрученным фитильком: главные герои нередко нарушают школьные правила, в том числе и потому, что это нужно для очередного квеста. А в пятой книге большая часть их однокурсников занимается в подпольном кружке самообороны, так как учиться таким вещам на практике официально запрещено министерским ревизором.
    • В седьмой книге главгад захватывает власть, и все главные герои и сочувствующие им оказываются вне закона. Золотое трио при этом успевает выдать себя за сотрудников министерства и устроить погром на следственном мероприятии, а также успешно ограбить банк — в общем, ведёт себя, как мини-сопротивление. А лично Гарри ухитрился ещё и использовать на людях два Непростительных заклятья из трёх.
      • Так себе «мини». С учетом масштабов сеттинга трое — это много, тем более что это фактически не всё сопротивление, а только его боевая группа.
  • Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — губернатор принимает решение уничтожить леопарда-людоеда, но Джин и Клиф спасают его и увозят в зоопарк.
  • Гюнтер Грасс, «Луковица памяти». Парень, которого звали Нельзя-нам-этого: «Он не хотел выполнять ружейные приёмы. Более того, он не желал даже прикасаться к стволу своего карабина. А что ещё хуже: всякий раз, когда унтер-фельдмейстер с неизменно серьёзной миной на лице протягивал ему карабин — ронял его. Он или его руки вели себя преступно. Мыслимо ли большее преступление, чем по небрежности, а тем паче, ослушавшись приказа, преднамеренно уронить в пыль учебного плаца карабин, боевое оружие, — суженую солдата?»
  • Агата Кристи, «Убийство в восточном экспрессе», педаль в рельсы — пассажиры и проводник вагона тщательно подготовили и провели казнь главаря банды, занимавшегося похищением детей. Много лет тому назад тот похитил и убил маленькую девочку из богатой семьи (продолжая при этом требовать выкуп), но сумел ускользнуть от правосудия. От горя у её матери начались преждевременные роды, и она умерла вместе с младенцем, отец от отчаяния застрелился, а молодая няня, которую полиция ошибочно подозревала в соучастии, выбросилась из окна. Докопавшись до сути дела, Эркюль Пуаро помог родственникам и слугам того семейства устранить все выявленные им противоречия из их инсценировки, в том числе предложил следствию правдоподобный ложный след.
    • А в сериале с Дэвидом Суше экранизацию конкретно этого романа полностью переделали. Мало того, что зачем-то изменили множество ключевых эпизодов, поменяли некоторых пассажиров, так ещё и выставили стареющего Пуаро храмовником, который в конце фильма пошёл сдавать всех этих людей спасателям, прибывшим вызволять поезд из снежного затора. Подсвечено суровой мордой Пуаро и добавленной в начало фильма сценой, где толпа турок побивает женщину камнями, а Пуаро рассуждает про себя «закон есть закон».
      • Подсветка: он их всё-таки не сдал. Но собирался, совершенно серьёзно, и по его выражению в финальных кадрах видно, что этот момент милосердия ему стоил очень, очень многого. Учитывая неоднократно упоминавшееся отношение Пуаро к любому убийству, такое колебание выглядит вполне правдоподобным.
        • Не выглядит. В романе «Берег удачи» и в рассказе «Трефовый король» он оба раза не сдал полицейским мужчин, которые убили шантажистов одним ударом по голове, сбив их с ног, в результате чего те упали и расшибли головы о каменный пол или угол каминной решётки. Это, конечно, не то же самое, что умышленное заранее спланированное убийство, а лишь причинение тяжких телесных повреждений, приведших к смерти, но статья УК всё равно серьёзная. А в книге «Занавес» Пуаро сам застрелил провокатора Нортона и упомянул в записке для Гастингса, что и раньше, на службе в бельгийской полиции, ему приходилось убивать плохих парней.
          • В первом случае Пуаро квалифицирует это как несчастный случай (в его понимании, если два взрослых сильных мужчины обменялись ударами и один из них после этого неудачно упал, то это несчастный случай), а второе действительно дорого стоит Пуаро и детектив фактически совершает после этого самоубийство.
        • Да и конкретно в «Убийстве в восточном экспрессе» (книге) Пуаро не то что собирается кого-то кому-то сдавать — наоборот, фактически уговаривает своих партнеров по расследованию, от которых во многом зависит итоговое решение (директора железнодорожной компании и врача, осматривавшего труп), сообщить властям поддельную версию событий. Храмовником тут является скорее врач Константин, который в конце концов все же соглашается, что «ошибся» при оценке времени убийства.
  • Её же «Десять негритят». В отношении к своим жертвам убийца руководствуется именно этим тезисом. Педаль в пол в случае с Эмили Брент. Её неумолимый убийца покарал за злостное нарушение норм КЗоТа.
  • Анатолий Иванов, «Вечный зов» — председатель колхоза Панкрат Назаров вопреки указанию сверху велел засеять поля вместо пшеницы рожью, потому что она в тех краях растёт лучше. К счастью, он сумел убедить работников райкома и обкома, что в военное время «лучше иметь пять буханок ржаных, чем одну пшеничную». Хотя были и те, кто активно мешал.
  • Хроники странного королевства — товарищ Бандана (с ярко-красной банданой на голове) из мистралийского Сопротивления оказался агентом «лавочки», который вместо составления отчётов пошёл в бой, да ещё и притащил в крепость вторую плазменную винтовку. И его непосредственный начальник, который потом написал в отчёте, что для обороны крепости повстанцы использовали только одну винтовку, которую им передал король Шеллар.
  • Александр Рудазов, цикл «Архимаг» — Ванесса и на действительной-то полицейской службе проявляла себя как образцовый полицейский-ковбой. А уж законы тех государств, которым она не присягала «служить и защищать», она и вовсе соблюдает ровно до тех пор, пока они не идут вразрез с тем, что она считает хорошим. Добрые американцы такие добрые. Нет, это не сарказм.
  • Фёдор Крестовый, Андрей Кивинов, «Каникулы строгого режима» (и экранизация) — комвзвода спецназа Сергей Гагарин организовывает побег из тюрьмы своему фронтовому товарищу Кольцову. Потому что тот не прогнулся под много возомнившего о себе замначзоной и его прикормленного ссученного Шамана, и теперь ему не дадут ни перевестись в спецзону для бывших сотрудников правоохранительных органов (куда его, вообще-то, следовало помещать изначально), ни хотя бы просто живым досидеть срок.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — так постоянно делает Квай-Гон, возражая Совету Джедаев и делая то, что считает правильным.
    • И По Дэмерон. Но с гораздо худшими последствиями.
  • «Тор» — в первом фильме Локи, занявший трон, приказывает Хеймдаллю никому не открывать Биврёст… однако Хеймдалль не препятствует друзьям Тора, когда те хотят открыть его сами.
  • «Ворошиловский стрелок» — участковый, который спасает старика-вигиланта от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
  • «Софи Шолль — последние дни» — весь фильм об этом. Особенно ярко демонстрируется в беседе Софи со следователем Мором, убеждённым сторонником Гитлера.
  • «Гран Торино» — аверсия: зритель, смотря впервые, ожидает красивых перестрелок и конечно, убийства гопников во имя добра. Усугублено ещё и тем, что главного героя играет Клинт Иствуд.
  • «Типа крутые легавые» — Энджел в конце фильма. С прикрученным фитильком: он начинает нарушать не закон, а правила и вместо зануды-формалиста становится крутым полицейским.
  • Star Trek — подсвечено исключением, подтверждающим правило — Первой Директивой, запрещающей контакты с не достигшими сверхсветовой скорости цивилизациями. Потому что все остальные законы для капитана звездолёта скорее рекомендации — на дни, а часто недели и месяцы пути может не быть никаких органов власти, а неведомая дичь, которую бесполезно и пытаться прописать, случается постоянно.
  • «Зло во благо»/«Над законом» — герой Юэня Бьяо действует согласно этому принципу, убивая тех преступников, до которых не смогла дотянуться рука закона.
  • «Шерлок Холмс» Гая Ричи — полицейские под руководством Лестрейда встают на сторону Холмса и помогают ему сбежать, даже когда глава МВД Ковард выписывает ордер на арест сыщика.
  • «Доктор Лиза» — по закону выписка и предоставление больному что в больнице, что в аптеке настолько зарегламентировано, что ради спасения детей от смерти зав.отделения Шевкунов просто вынужден заполнять документы задним числом и постоянно трястись перед проверками, а Глинка вынуждена украсть морфин для умирающей Евы из клиники (по рецепту его могут выдать только в одной аптеке, но ни его, ни аналогов нет физически и в другую аптеку обратиться нельзя). Агент ФСКН Колесов в финале тоже идет на прямое нарушение, вопреки приказу об аресте Глинки выгоняя подведомственную группу и закрывая дело за отсутствием состава, за что и лишается работы.
  • Польский фильм «Знахарь»: главный герой, знахарь на самом деле гениальный дипломированный хирург,потерявший память, крадёт инструменты у доктора Павлицкого, чтобы прооперивать продавщицу Марысю свою родную дочь. Прооперировал удачно..Да и вообще, тот же самоуверенный мерзавчик Павлицкий пеняет знахарю, что он работает в условиях антисанитарии в деревенском доме.

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя» — Глеб Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме! И народу безразлично, каким способом я его туда упрячу».
  • «Следствие ведут ЗнаТоКи», дело «Динозавр» (или повесть «Волшебные узоры»): Пал Палыч Знаменский уничтожает обнаруженную в процессе обыска улику (вернее, сознательно даёт возможность обвиняемому ее уничтожить), чему поначалу пытается силой воспрепятствовать не вовремя вошедший в комнату Томин. Причина — точная реализация названия тропа.
  • «Агент национальной безопасности»: Николай Смагин, бывший боец спецназа, становится вигилантом, убивающим отморозков, предателей и маньяков. В частности, расправился с негодяями, похитившими его дочку ради выкупа, но изнасиловавшими девочку до клинической смерти, из которой её вывел опять же отец. За это, собственно, главные герои его в какой-то степени уважают… и даже периодически сотрудничают с ним.
  • «Убойная сила»: под занавес первого сезона Дукалис уничтожает улику — приводит в негодность подброшенный Плахову криминальный «ствол».
    • Совсем не троп. Плахов с самого начала согласовал с генералом своё «моральное разложение» и внедрение в банду Боголепова. Дукалис тоже официально участвовал в этой тайной операции, так что его действия по освобождению напарника более чем законны.
    • Целое комбо в эпизоде «Смягчающие обстоятельства». В начале двое бандитов насилуют молодую женщину во дворе собственного дома. Её муж, услышав весёлый разговор бандитов о совершённом преступлении, в ярости забивает обоих молотком (одного насмерть, другого — до реанимации) и вызывает милицию. Любимов подкидывает убитому бандиту нож, чтобы заменить «убийство в состоянии аффекта» (которое ещё доказать надо) на «самооборону». Плахов замечает это и пытается спорить с Любимовым, но потом сам оказывается в подобной ситуации — его подруга, защищаясь, убивает отчима-садиста, и её помогает прикрыть сперва жених (Плахов), а потом и коллега (Любимов), догадавшийся, что к чему.
  • Ранние сезоны «Улиц разбитых фонарей». Потом сошло на нет. Если против одних негодяев закон бессилен (крутые связи, неприкосновенность, заплатили кому надо), то можно столкнуть их с их «коллегами». «Страховочный вариант» (убийц сотрудников бани наказывают свои же), «Целую. Ларин» (банду отморозков-грабителей по плану Ларина и Казанцева отпускают, а их «коллег» по ОПГ задерживает ОМОН за хранение оружие в тайнике, о котором знают только «свои») и т. п.
  • «Спросите медсестру» — это жизненное кредо врача-реаниматолога Валерии Тихомировой, готовой нарушить любые предписания и правила, спасая человеческие жизни.
  • «Легенда об Искателе»: старые законы в Эйдиндриле не отменены, но уже давно не применяются из-за своей излишней жестокости, особенно в такие тяжёлые времена. Пока в город не вернулась Мать Исповедница, в прямом смысле потерявшая по дороге свою человечность.
  • «Морская полиция: Спецотдел» — Гиббса и его команду можно считать ярким воплощением этого тропа. Они регулярно нарушают протокол, а также часто преступают федеральные и международные законы, чтобы привлечь преступников к ответственности.
  • «Третья смена» — этим девизом часто руководствуется сержант Марица Круз, периодически — офицер Морис Боскорелли. А Джон Салливан нарушает закон даже не всегда ради добра, а иногда из слабохарактерности, однажды — для осуществления личной мести за убитую жену.
  • «Коломбо» — лейтенант вежлив, к чёрту никого не посылает, но постоянно нарушает законы, получая ордера на обыск задним числом, подбрасывая, а иногда и фабрикуя улики. И на стрельбище вместо себя посылает других полицейских.
  • «Менталист» — пренебрежение законами в крови у Патрика Джейна, что неудивительно для бывшего профессионального мошенника, сына профессионального мошенника.
  • «Доктор Хаус» — главный герой славится этим. Например, в седьмой серии восьмого сезона «Мёртв и похоронен» он, не колеблясь, с арестантским электронным браслетом на ноге отправляется в другой район спасать малыша, которого без немедленного оказания медицинской помощи неминуемо ожидает смерть. А чего стоят регулярные проникновения в чужие жилища и обыски в них без разрешения хозяев, присутствия полиции и санкции прокурора?
  • «Скорая помощь» — доктор Даг Росс не останавливается перед тем, чтобы поставить под угрозу не только собственную карьеру, но и карьеру своих лучшего друга и подруги, поступая вопреки больничным правилам и законам США, в том числе и проведя незаконную эвтаназию.
  • «Смертельное оружие» — Мартин Риггс уважает этот троп. У него даже оружие не по уставу.
  • «В поле зрения»: когда правительству США безразличны насильственные смерти невинных граждан страны, когда практически вся верхушка полиции Нью-Йорка коррумпирована и связана с преступным миром, — о соблюдении каких законов и правил может идти речь? Современные Робины Гуды Гарольд Финч и Джон Риз (обе фамилии вымышленные) защищают людей от произвола убийц всеми доступными им средствами, ничуть не заботясь об их законности.
  • «Без следа» — старший агент ФБР Джек Мэллоун регулярно практикует нарушение законов во имя своего представления о добре.
  • «Мост» (Швеция-Дания) — Сага Нурен родилась во внешне нормальной семье, но у её матери был делегированный синдром Мюнхгаузена, из-за чего она травила свою младшую дочь Йеннифер лекарствами, а отец был слишком безвольным или не понимал всей опасности, поэтому не решался это прекратить. Сага закрыла обоих предков в тюрьму по ложному обвинению в сексуальных домогательствах, чтобы спасти сестрёнку.
  • «Чёртова служба в госпитале МЭШ»: Бенджамин Франклин Пирс по прозвищу Ястребиный Глаз — один из ярчайших примеров этого тропа, поскольку он в первую очередь врач, а уж затем армейский капитан. Легко потерять счёт, сколько раз он нарушает армейские законы и приказы людей типа Фрэнка Бёрнса.
  • «Секретные материалы» — мир надо спасать, и плевать, что написано в законах и должностных инструкциях. Кто прочтёт их, если наша цивилизация будет уничтожена зловещими пришельцами?
  • «Люцифер» — заглавный герой, владыка Ада, помогает LAPD в статусе «гражданского консультанта», фактически подвизаясь оперативником, при этом открытым текстом отказываясь заморачиваться полицейскими ограничениями, когда его коллега-возлюбленная с ксивой (уже зная о его реальной природе) заявляет, что он должен подчиняться им в определении, что приемлемо, а что нет, и ей, как представителю полиции: «Well, I’m the Devil. I ruled Hell. Bad people were sent to me so they could get what they deserved, and it is my job to do the same here on Earth because when I don’t… when I don’t, bad things happen!».
  • «Великолепный век: Империя Кёсем» — Ахмед I пренебрегает законом Фатиха, согласно которому падишах после восшествия на престол должен избавиться от братьев и их сыновей. Ничем хорошим для его брата Мустафы это, в конце концов, не заканчивается.
    • Не должен, а имеет право, но решение остаётся за ним.
  • «Триггер» — в общем, можно переписать с доктора Хауса, абсолютно тот же почерк. Профессиональные психологи подчёркивают, что никто так на самом деле не работает: инсценировка покушения на убийство, порча личного имущества, слежка, подкуп бомжей, шантаж родственников больного и бесконечные драки с пациентами — это ходы для зрелищности фильма.

Мультфильмы[править]

  • «Чебурашка» — Гена угнал компрессор с отбойным молотком, чтобы строить детскую площадку.
  • «Аватар: Легенда об Аанге»: принц Зуко думает так в третьем сезоне. Он также показал подобные убеждения до начала сериала на военном совете, и его отец был в ярости и вызвал его на дуэль — так этот персонаж получил свой шрам.
  • «Зверополис» — главная героиня во второй половине мультфильма угоняет и разбивает поезд, устраивает похищение и угрожает пытками одному из персонажей с помощью мафии, будучи при этом полицейским, но всё ради всеобщего блага.
    • Если в Зверополисе законы похожи на американские, то угон поезда и компенсации вообще повесят на главного злодея, потому что весь ущерб, вызванный преступлением, ложится на преступника. Даже тот, который нанес вигилант, пытавшийся его задержать (действия производятся не действующим полицейским, а отставным, на момент событий — фермершей).
  • «Джастин и рыцари доблести» — практически весь на эту тему. От законов и бюрократии, который устроил отец Джастина, неразберихи стало больше, чем было (в начале мультфильма было видно, что один из юристов отчитывал пожарного пока в тот момент дом горел вовсю). А когда банда Гераклио похитила Лару, дочь олигарха, выражаясь современным языком, Джастин вместе с Талией решает спасти ее вопреки законам, ведь они лишь мешали бы спасению.

Мультсериалы[править]

  • «Футурама» — когда-то Гермес Конрад не смог решиться утилизировать одного робота с дефектом (этим роботом оказался Бендер Родригес). При том, что он бюрократ.

Комиксы[править]

  • Бэтмен — спорный случай. Он, конечно, нарушает своим виджилантизмом закон, но вместе с этим порой выступает на грани тропа законопослушный дурак, ведь отдает преступников в руки правосудия, а не судит самостоятельно. Даже если это правосудие не очень эффективно работает с определенными преступниками вроде Джокера. Впрочем, с «неправильным» правосудием в лице продажных копов Бэтмен тоже порой разбирается.
    • В такой же «серой зоне» находятся остальные стритлевельные технические пацифисты вроде Сорвиголовы и Человека-Паука.
  • «Хранители» — Роршах.
  • Marvel — Каратель. Не раз ловил и убивал тех, до кого не дотягивалась рука закона или же до тех, кто откупался от суда и верил в то, что ему всё можно.

Аниме и манга[править]

  • Medaka Box — главная героиня. Будучи старостой школьного совета, к правилам школы относится индифферентно, особенно к «мелочным» вроде подобающей формы одежды. Главное — помочь людям.
  • Gabriel DropOut — во втором спешле ангел Габриэль не только спасает от смерти слепую девочку, с которой успела подружиться, но и возвращает ей зрение, несмотря на то, что подобные действия прямо запрещены Небесами.
  • Fullmetal Alchemist — когда Эдвард обнаруживает, что лейтенант Йоки нещадно душит людей в шахтерском городке налогами и урезает им зарплату, то создает золото (что запрещено законом), чтобы обмануть его и помочь людям. С прикрученным фитильком, так как Эдвард в итоге превращает золото обратно в уголь.
    • Только не создает золото, а покрывает слитки, сделанные из угля, тонким слоем золота, полученным из монет. Незаконно это потому, что он выдает слитки угля за слитки золота.

Видеоигры[править]

  • Warcraft 3 — освобождение Тирандой заточённого в плену Иллидана. И немного наоборот: использование Иллиданом демонической магии и создание второго Колодца Вечности — источника магической силы, так как иными методами Пылающий легион не победить, не смотря на ожесточенное порицание такой деятельности недальновидной эльфийской общественностью.
  • Dragon Age: Inqusition: Кассандра Пентагаст воплощает этот троп. Когда её Орден Искателей принялся творить во имя Создателя всякие непотребства, Кассандра вышла из Ордена и принялась действовать самостоятельно: вместе с Лелианой основала Инквизицию. То же самое сделал и Каллен, когда Орден Храмовников после событий DA2 понесло куда-то не туда.
    • Авелин — одна из самых честных и законопослушных персонажей, но она регулярно закрывает глаза на некоторые проделки друзей. Например, покрывает самозахват поместья Фенрисом.
  • Tales of Vesperia — жизненное кредо Юрия Лоуэлла. Рисковал со временем скатиться в «я хороший, мне всё можно», но, к счастью, вовремя остановился.
  • Fallout 2: в городе Убежища наркотики запрещены, но местный главврач доктор Трой готов платить бешеные деньги ($1000, в 40 раз больше базовой стоимости!) за протащенную контрабандой дозу «винта», якобы для научных целей. Можно сдать его охране за метафорический пирожок с полки. А можно таки принести ему дозу — и через несколько недель узнать, что доктор не соврал насчёт научных целей: он проанализировал структуру наркотика и изобрёл антидот, снимающий доселе непреодолимую зависимость от «винта», разрушив планы семейки Мордино подсадить на эту дрянь всю Пустошь
  • Fahrenheit — полицейский позволил подозреваемому в убийстве уйти после того как тот на его глазах спас ребенка, рискуя жизнью.
  • Yakuza 5 — Замначальника тюрьмы Косака Кэйдзи. Помог Саэдзиме и Бабе сбежать, чтобы тех не убили свежепереведённые зэки.

Примечания[править]

  1. Кто не помнит: суть в том, что Ельцин распустил парламент, не имея на то права по конституции, на что даже было решение конституционного суда. Но при этом сторонники ВС, пытавшиеся отстоять свою позицию оружием, пугали интеллигенцию (да и простого обывателя) больше, чем президент, нарушивший закон на бумаге. Кончилось всё расстрелом парламента танками.