Спецсредства

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Спецсредства Инквизиции

Спецсредства — условное несмертельное оружие для взятия в плен. Как так вообще вышло, что вещь, созданная убивать, вдруг превращается в, собственно, вещь, убить не способную? Дело в том, что назначение оружия не столько убить, сколько вывести противника из строя. Собственно, это и называется «останавливающее действие», тогда как способность убивать — это «убойное действие». У нелетального оружия первый параметр стремится к бесконечности (в идеале), а второй выкручен в ноль (тоже, в идеале). Например, мечелом дзюттэ применялся полицией Эдо против мечников, а поскольку он был увесистым (должен был выдержать удар мечом с двух рук, для чего имел соответствующую толщину), то его ударом можно было переломать кости. Другим примером является шипованная дубинка с гвоздями, носившаяся надсмотрщиками на галерах (на галерах рабы были отчаянные, которым уже нечего терять, и ударом простой палки их было не остановить).

Кто же пользуется нелетальным оружием? Конечно же хорошие парни! А также всевозможные блюстители закона (хорошие и не очень), вигиланты с четким моральным кодексом и пацифисты всех мастей. Злодеи же часто предпочитают не церемониться (кроме случаев когда нужно рассказать герою свой хитрый план), а сабж используют для захвата заложников или пыток. А вот вруках прагматиков с обеих сторон или персонажей со сверхспособностями (или просто опытных бойцов)] сабж может не только потерять в несмертельности, но и превысить убойность даже самого страшного оружия.

Важно: любое оружие можно применить как нелетальное, но сабжем можно считать только то, что специально создавалось таковым, даже если им, в теории, можно убить.

См. также: Импровизированное оружие, Никакое не оружие, Кинжал невинности.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Лёгкое дробящее оружие. Например самая простая трость. Или носок с песком. Основная задача — причинить противнику боль и лёгкие повреждения, которые заставят его подумать дважды прежде чем снова лезть в бой. А вот огромные дубины, окованные железом или со вбитыми гвоздями, а так же булавы, боевые и обычные молоты подходят слабо — такая бандура как минимум сделает инвалидом на всю жизнь, если не убьёт. Впрочем, надсмотрщики на галерах не стеснялись использовать палки с гвоздями, зная что отчаявшегося каторжника обычная палка может и не остановить. А тот же самый кастет вообще был создан именно для эффективного убийства в рукопашной.
  • Травматическое оружие дальнего боя. Пистолеты с резиновыми/пластмассовыми пулями, дробовики с солью (в американско варианте с перцем) и вот это вот всё.
  • Светошумовые боеприпасы и, в меньшей степени дымовые. Нужны чтобы ослепить/оглушить и дезориентировать противника. Нет, фосфорные боеприпасы к светошумовым не относятся, хотя шумят и горят очень ярко. Применение фосфорного оружия вообще считается военным преступлением.
  • Водомёты. В основном применяются для разгона бунтующей толпы. Несмотря на высокое давление, довольно безобидны, хотя могут вызвать переохлаждение и даже обморожение, если вокруг минусовая температура.Посмотре.ли напоминает, что хотя водяные пушки и считаются нелетальным оружием, вода под давлением в несколько тысяч бар спокойно режет металлы и камни. См. Гидроабразивная резка
  • Лассо, боласы, сети для обездвиживания. В том числе и грузило с цепью — манрики-гусари у японской полиции эпохи Эдо, можно и меч запутать и грузилом вдарить.
    • Печально известный клеемёт — установка, стреляющая липкой и вязкой пеной. Разрабатывалась для полиции и спецназа в качестве средства обездвиживания преступников. Тестирование не прошла. Нет, сама пена показала превосходные результаты… настолько, что для доставки задержанного в изолятор требовалась команда «отклеивателей», которые бы растворили пену. Агрессивные растворители, что очевидно, здоровья не прибавят. Кроме того, из-за пены сильно портилась одежда (а если её всё же смыли, то уже от растворителей). Ещё был велик шанс попасть пеной в лицо, заклеив дыхательные отверстия. Сейчас клеемёты применяются в основном в конструкции сейфовых ячеек и бронедверей как дополнительный рубеж защиты.
  • Слезоточивые и раздражающие вещества aka ирританты. Тот самый газовый баллончик, которым удобно защищаться от гопоты.
  • Электрошоковое оружие. Те самые тазеры из кино про крутых полицейских. Или про шпионов. Как и предыдущий пункт, часто применяется для самообороны. Главное условие здесь — низкие токи, чтобы не убить, и высокое напряжение — чтобы преодолеть сопротивление тела. Так, шокеры, применяемые полицией могут выдавать до 120 000 вольт, при этом мощность не превышает десятка ватт.
  • Звуковое оружие. Сюда относится распиаренное инфразвуковое оружие, которое должно вызывать страх, отчаяние и неприятные ощущения. Если б только инфразвук было легко получить искуственно…
    • LARD (aнгл. «Long Range Acoustic Device») и его аналоги — динамик способный фокусировать звук в достаточно узкий конус, которым удобно обстреливать протестующих. В отличие от инфразвука LARD просто издаёт какофонию громких звуков от которых банально начинает болеть голова.
  • Лазерное оружие. Да-да, никаких бластеров, к сожалению. На сегодняшний день это вторая оружейная ниша, которую смогли занять лазеры (первая — наведение для артиллерии). Принцип работы — ослепить противника лазерным лучом. К сожалению, часто ослепление перманентно, а потому лазерные пушки из категории нелетальных переползают в категорию неэтичных
  • СВЧ-оружие. Нет, для зажаривания заживо мощности современных энергоустановок не хватит. Микроволновые пушки — это высокотехнологичная версия водомётов, с помощью короткого импульса микроволн протестующих как бы обжигают: людям внезапно становится очень горячо и больно, и они разбегаются.
  • Транквилизаторы и сильнодействующие седативы. В основном встречаются во всяких стелс-играх в виде пушек-игольников, служат для безопасного устранения противника. В реальности не такое уж и эффективное средство, поскольку проблема в дозе — что не усыпит одного, запросто убьёт другого. Чаще применяется против животных, нежели против людей.

Литература[править]

  • Н. Носов, «Незнайка на Луне» — электродубинки полиции. А также различные дубинки, кастеты, удавки и тому подобные товары, которые расхваливал Жулио при первой встрече с Незнайкой.
    • Невесомость тоже очень даже можно применять в подобных целях.
  • «Сердце меча» — разнообразны. «Стрекала» (судя по описанию, электрошоковые дубинки), обычные дубинки, «импульсник» (ручное оружие, стреляющее гравизарядами), импульсные гранаты (принцип тот же), СВЧ-шокеры и мобильные СВЧ-установки для разгона толпы (вполне реальны, надо сказать), усыпляющий газ, «василиски» (своего рода шумовые гранаты, только работающие в инфразвуковом диапазоне). Всё реалистично — тот же импульсник должен просто сбивать жертву с ног, но Нейгал озвучивает, что в упор из него развалит голову, а СВЧ-шокеры считаются безопасным оружием… если не «пережарить» жертву.
  • «В час, когда луна взойдёт» — станнеры (опять же, судя по описанию, ЭШУ, но с очень широким диапазоном действия — можно как вырубить жертву, так и просто парализовать определённые мышцы).
  • «Сага о Форкосиганах» — парализатор.
  • О. Дивов, «Выбраковка» — игольник, пневматический пистолет с дротиками-парализаторами.
  • Л. Нивен, «Мир-Кольцо» — опять же станнеры. Мощность импульса настраивается.
  • Брайан Олдисс, «Беспосадочный полет». Парализаторы, на склад с которыми натолкнулись обитатели Кабин. Все летальное оружие было в давние времена собрано и выброшено в космос от греха подальше, однако, парализатор может выдать и смертельный разряд, безвредный для оборудования Корабля.
  • Магический вариант — в «Дозорах» Лукьяненко. Усыпляющие заклинания «Морфей» и «Опиум», а ещё можно применить колдунство, вызывающее у жертвы приступ… поноса.
    • В романе «Недотёпа» упоминаются «дубинки из резинового дерева»
  • Стальная Крыса у Гаррисона использует всякие бомбы или, скажем, такую штучку, как «зуда» (издаёт крайне раздражающие высокочастотные звуки, от которых присутствующие предпочитают разбежаться).
  • Александр Есаулов, «Звездная электричка»: гравиствол — инопланетный прибор, меняющий гравитацию в небольшом радиусе (по способу использования и, видимо, по внешнему виду примерно аналогичен пистолету, но попыток объяснить, как работает, не предпринималось). Упоминалось, что в принципе можно и убить, но у персонажей (участников поисково-спасательной операции) такой потребности не возникало, и вообще вряд-ли это частая практика (а случайно — ну не в исполнении же цивилизации, которая использует управление гравитацией в качестве сабжа). Помимо самозащиты, используется для решения технических задач (примером, отколоть сталактит от свода пещеры).
  • Гарри Поттер — заклинания Остолбеней и Экспеллиармус.
  • В. Головачев, цикл «Запрещенная реальность» — суггестор «Удав», подавляющий волю и промывающий мозги при попадании.

Кино[править]

  • Каждый второй полицейский боевик сегодняшнего дня. Электрошокеры, резиновые пули, слезоточивый газ… Арсенал на все случаи жизни.
  • «Kick-Ass» — отхватив люлей от гопников после перой эскапады ГГ решил обзавестись более серьёзным аргументом — однозарядным тайзером. Лучше бы он пушку взял.
  • «Терминатор». В ходе штурма здания «Cyberdine Systems» главными героями становятся миниган и гранатомет ММ-1 со слезоточивыми гранатами. Причем если спецура ипользовала последний именно как гранатомет, то Терминатор сделал из него травмат.
  • Звёздные войны — парализующий режим у бластера, которым вырубили в начале IV эпизода Лею Органу при взятии в плен.
    • Меч Эзры Бриджера в «Повстанцах» с функцией стрельбы электрическими разрядами.
  • «Особое мнение» — шокеры со своеобразным эффектом: их удар вызывает безудержный приступ рвоты.
  • Гостья из будущего в заключительной серии парализатор, которым Полина вырубила Крыса и Весельчака У не показан. Показано его действие. Возможно, прибор встроен в костюм, в котором она прибыла в Москву 20 века.

Телесериалы[править]

  • Agents of S.H.I.E.L.D. — пушки-убаюшки.
  • Star Gate — для этих целей может служить зат’ник’тел. Первый его выстрел причиняет сильную боль, второй убивает, третий дезинтегрирует. Бластеры кочевников галактики Пегас имеют два режима — оглушающий и прожигающий дыры. А у расы рейфов все бластеры исключительно оглушающие — они космические вампиры, и убивать еду им ни к чему.
  • SeaQuest — СБ «Сиквеста» использует специальные дисковидные звуковые гранаты, которые воздействуют на вестибулярную систему. Противник просто падает с ног. Однако, защититься от этого средства можно простыми берушами.
    • Инопланетяне используют в качестве оружия телепортаторы, которые никого не убивают, а просто перемещают в специальный изолятор.
  • The Orville — плазменное оружие, стреляющее, как не удивительно, плазменными зарядами, чья мощность регулируется, позволяя в обычном положении просто оглушить или вырубить противника, а на максимальной мощности и убить.
  • «Новичок» — тазеры и дробовики с «менее летальными» зарядами. Чтобы даже самый тупой новобранец не перепутал, нелетальное оружие — зелёное.

Аниме и манга[править]

Задержание мечника с использованием спецсредств
  • Берсерк — старший дознаватель инквизитора Мозгуса, альбинос Птица, орудует мэнкэтчером (выглядит как шипастый ухват).
  • Full Metal Panic? Fumoffu — Сагара Соуске активно использует разномастные спецсредства в школьной жизни. Шоковые и светошумовые гранаты, дробовики с резиновыми пулями, раскладные дубинки… Причем достает все явно из какого-то хаммерспейса.
  • Манга «Gunsmith Cats». В одной из сюжетныйх арок главгад вырубает своих же подручных с помощью гранатомета с резиновыми пулями. Вот только на таких дистанциях эти «безвредные заряды» должны были сломать цели шею и спалить лицо выхлопом.

Видеоигры[править]

  • WarHammer: Vermentide — крыса вооружённая мэнкэтчером с петлёй, буквально выхватывает героя из боя, и оттащив живым, вешает на воткнутом вертикально в землю мэнкэтчере.
  • Серия X-COM — повсеместно! Захват пленных тут важнейший аспект геймплея.
    • UFO Defense — земной Stun Rod (aka «дрючок синий») для работы в полный контакт и разработанный на основе инопланетных технологий Small Launcher[1].
    • Terror from the Deep — аналогично, земная дубинка Thermal Tazer и инопланетная установка Thermal Shock Launcher.
    • Apocalypse — Stun Grapple и Stun Grenade. В отличие от предыдущих частей, оба экземпляра изначально земные, производства местной полиции.
    • Ремейк 2012 года — Дугомёт. Представляет собой некий гибрид рукопашного и дистанционного шокеров из классических частей: действует на расстоянии, но недалеко, и поражает только одного противника за раз.
    • А вот во второй части пленных уже не захватывают… Но бывают миссии, когда нужно захватить вражеского VIP.
      • …игроки. С дополнением «War of the Chosen» уже ваших агентов будут допрашивать в тесных камерах.
    • В Xenonauts можно травить нервно-паралитическим газом инопланетян и бить шокером.
  • Серия Thief — стрелы с усыпляющим газом или оплетающими корнями, ослепляющие бомбы, увесистая дубинка и даже бутылки с маслом (чтобы враги поскальзывались и падали. Хотя при падении с лестницы, балкона или пирса противники не выживают).
  • Deus Ex — телескопическая дубинка, электрошокер и перцовый балончик, а также снайперская фиговина стреляющая стрелками со снотворным. А ещё газовые гранаты.
  • Dishonored — снотворные и психотропные болты для арбалета, электрошоковые мины.
  • Syphon Filter 2 и 3 — в ассортименте. Контактный тейзер позволяет вырубить противника, которого по каким-то причинам нельзя убивать (например, солдат на базе ВВС, которые просто исполняют приказ). Того же эффекта можно добиться и арбалетом с отравленными стрелами. Впрочем, попадание из него в голову является смертельным.
    • Также нелетальными со второй части становятся газовые гранаты.
    • В первой же части игры роль такого средства единожды играет дистанционный тейзер, которым в ходе одной из миссий требуется вырубить Мару Арамову, не убивая ее. Автор правки добивался того же выстрелом в оружие, которое она держит в руках, из снайперской винтовки.
  • Splinter Cell — какой же шпионский экшен без спецсредств. Камеры для наблюдения и приманивания противников, способные при необходимости пальнуть усыпляющум газом. Резиновые кольца и электрошокеры для подствольника. Газовые гранаты и электронные отмычки. А если хочешь быть совсем плохим — достаем подствольный дробовик или 20 мм винтовку. Они тоже числятся спецсредствами.
  • Dwarf Fortress — деревянные копья, мечи, топоры и прочее оружие. С фитильком: по механике игры, они вообще почти не наносят никакого урона (все повреждения, им наносимые, регистрируются максимум как ушибы), и используют их только и исключительно на тренировках бойцов, где для такого оружия наступает зведный час: не будешь же лупить товарища железным топором.
  • Space Station 13 — целый арсенал нелетального оружия для не очень опасных смутьянов: шоковые и телескопические дубинки, тазеры с двумя режимами: сбивание с ног или увеличение шкалы усталости, перцовый баллончик, ослепляющая флешка, светошумовые гранаты, так же имеются спецпатроны для дробовика и револьвера детектива. Это не летальное оружие только из доступных охране.
  • Half Life 2 — шоковыми дубинками пользуются ГЕОшники.
  • Resident Evil 4 — светошумовые гранаты. Наглухо валят мелких противников и ворон, оглушают ганадос и при этом сразу же уничтожают ганадос, из головы которого уже вылупился паразит (объяснение тому находится в игровых файлах, согласно которым паразит погибает от яркого света)
  • Resident Evil 5 — электрошокер. Впрочем, со второго-третьего удара становится очень даже летальным.
  • Серия Metal Gear Solid — светошумовые и электромагнитные гранаты. Первые оглушают и ослепляют противника (и игрока), вторые предназначены для временного вывода из строя камер наблюдения в первой части. А также — незаменимые транквилизаторные пистолеты протагонистов, транквилизаторная же винтовка Мосина у Энда, нож-шокер Солида в четвертой части, протез руки Веном Снейка, которым можно «вырубать» врагов разными способами: от банального электрошока (хотя есть режим, вырубающий множество противников молниями с неба), до использования руки в качестве управляемой нелетальной ракеты. Особенно впечатляющий арсенал нелетального (и не только) оружия в The Phantom Pain, вплоть до таких видов вооружения как водяной пистолет, пулемет с резиновыми пулями или ракетная установка с усыпляющими снарядами. В Sons of Liberty как бескровное оружие можно использовать высокочастотную катану, благо её обратная сторона не заточена.
  • Mount & Blade — все, что наносит «дробящий» тип урона, в сингле не убивает людей а лишь оглушает. Сюда входит оружие, от простой палки до двуручного молота(!), кулак персонажа и удар лошадью.
  • Серия SWAT — поскольку играть предлагается за полицейский спецназ, нелетальная нейтрализация предпочтительна.
    • SWAT 2 — ручной гранатомет, стреляющий канистрами со слезоточивым газом, очень помогает при освобождении заложников и пресечении массовых беспорядков. При задержании особо опасных преступников, которые часто запасаются противогазами, лучше применять светошумовые гранаты.
    • SWAT 4 — газовые, светошумовые и шоковые (снаряженные резиновыми шариками) гранаты, тазер, газовый баллончик, пневматическое ружье с газовыми выстрелами и резиновая картечь для дробовика.
  • Command & Conquer: Generals — аверсия: светошумовые гранаты отлично валят пехоту. По изначальному замыслу гранаты должны были парализовывать пехоту, чтобы её можно было взять в плен (у китайцев для этой цели имелись специальные пули, а у ГОА — шприц-дротики). Но система взятия в плен в итоге не была реализована. Хотя нелетальное оружие тоже есть — листовки.
  • Fallout Tactics — есть энергетический пистолет «Spasm gun», который не убивает жертву, а лишь перегружает её нервную систему, вызывая паралич. А ещё имеются резиновые пули для дробовиков, также только парализующие цель.
  • Месметрон в Fallout 3, крайне ненадёжный станнер, который может не парализовать цель, а убить или вызвать припадок ярости.
  • Jagged Alliance — боеприпасы со слезоточивым газом, а также парализующие (создают вокруг противника вакуум, из-за чего он не может дышать и вырубается). И то, и другое поставляется в виде ручных гранат и 40-милиметровых зарядов для гранатомётов. На одной из ферм можно стащить пистолет для инъекций и дротики со снотворным к нему — хорошее средство против террористов.
  • The Thing — электрошокер. Обнуляет доверие, но позволяет обезоружить человека, не убивая его.
  • Серия Ведьмак — большинство бомб. Оглушают, ослепляют, вызывают глюки, но урона почти не наносят.

Реальная жизнь[править]

  • Японским полицейским эпохи Сёгуната мечи не полагались. А вот их противники носили клинки чуть ли не поголовно. В результате появлись весьма экзотические спецсредства, вроде шипованных ухватов на длинной рукояти, Т-образных шипованных дубинок для захвата одежды и т. п.
  • Современная полиция также имеет весьма разнообразный спектр спецсредств. Помимо дубники-демократизатора в наличии имеются слезоточивый газ, пистолет с резиновыми пулями, электрошокер.
  • Из экзотики можно упомянуть ту же Active Denial System — микроволновое оружие, вызывающие ожоги и панический страх; разработки в сфере инфразвукового оружия; использование лазера для ослепления противника («винтовка» PHASR, ослепляющая временно: более мощный лазер, вызывающий постоянную слепоту, ООН быстренько запретила использовать) и тому подобное.
    • ЭМП выжигающее электронику, при достаточно высокой мощности — отправляет нервную систему живых существ на перезагрузку.
  • И, следует заметить, что всё это не так безопасно, как может показаться. Людей ухитрялись убить и резиновой пулей, и дубинкой, и электрошокером.
  • В былые времена, при нежелании убивать противника, его можно было треснуть древком копья, рукояткой меча или самим мечом, но плоской стороной. Убить конечно было можно и так, но вероятность была ниже, чем при ударе лезвием.
  • Для животных — стрельба из винтовок шприцами-дротиками с транквилизаторами. Пока зверь не очнулся надо успеть пометить, взять образцы биоматериалов, надеть радиоошейник или что-то в этом же духе. И свалить подальше.

Примечания[править]

  1. Который представляет собой дыру в балансе — попадание оглушает даже группу мутонов или сектоподов, при этом не убивая гражданских на террорах. Получается, что на всякое непонятное шевеление можно просто палить парализующими бомбами, а уж потом разбирать, кто попался…