Метавселенная Рудазова/Рари: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
< Метавселенная РудазоваМетавселенная Рудазова/Рари
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 106: Строка 106:
Не то гигантский остров, не то крохотный материк в южном полушарии, аналог [[кенгуру и каторжники|Австралии]]. Поделена на двенадцать сатрапий, в прошлом — независимых государств, [[завоеватель|завоёванных]] и [[отец нации|объединённых]] ныне забытым королём древности {{spoiler|Астрамарием Целебором Крашем}}.
Не то гигантский остров, не то крохотный материк в южном полушарии, аналог [[кенгуру и каторжники|Австралии]]. Поделена на двенадцать сатрапий, в прошлом — независимых государств, [[завоеватель|завоёванных]] и [[отец нации|объединённых]] ныне забытым королём древности {{spoiler|Астрамарием Целебором Крашем}}.


Серая Земля — магикальная цивилизация второго уровня, мировая столица магии. Управляется Советом Двенадцати, в который изначально входили правители всех сатрапий, а затем, после реформы [[отец нации|Имона Мага]] — [[магократия|двенадцать величайших магов]].
=== История и культура ===
: Что характерно, при вышеупомянутом короле чародеев преследовали и [[казнь зверями|травили леопардами]], но теперь серые маги (а после реформ Козарина Мудреца — [[варлок|колдуны]]) являются единственной аристократией. Причём знатность определяется исключительно колдовской силой, [[цветовой дресс-код|зримым выражением]] которой являются плащи семи цветов радуги, от низшего фиолетового до высшего красного. Члены Совета Двенадцати носят серые плащи, а безранговые колдуны, учившиеся не в [[школа волшебства|гимнасиях]], а на дому — белые. Сдать на следующий плащ можно не ранее чем через год после получения предыдущего, вручить его может любой колдун тремя и более рангами старше; если не получилось — жди ещё год и попробуй снова. Оранжевые и красные плащи вручаются общим решением Совета Двенадцати также раз в год; серые — аналогично, но лишь по мере возникновения вакансий.
Серая Земля — магикальная цивилизация второго уровня, мировая столица магии. Управляется Советом Двенадцати, в который изначально входили правители всех сатрапий, а затем, после реформы [[отец нации|Имона Мага]] — [[магократия|двенадцать величайших магов]]. Что характерно, при вышеупомянутом короле чародеев преследовали и [[казнь зверями|травили леопардами]], но теперь серые маги (а после реформ Козарина Мудреца — [[варлок|колдуны]]) являются единственной аристократией. Причём знатность определяется исключительно колдовской силой, [[цветовой дресс-код|зримым выражением]] которой являются плащи семи цветов радуги, от низшего фиолетового до высшего красного. Члены Совета Двенадцати носят серые плащи, а безранговые колдуны, учившиеся не в [[школа волшебства|гимнасиях]], а на дому — белые. Сдать на следующий плащ можно не ранее чем через год после получения предыдущего, вручить его может любой колдун тремя и более рангами старше; если не получилось — жди ещё год и попробуй снова. Оранжевые и красные плащи вручаются общим решением Совета Двенадцати также раз в год; серые — аналогично, но лишь по мере возникновения вакансий.
: Помимо плаща, каждый колдун носит официальное прозвище. Первое вручается ему при выпуске из гимнасия; при смене плаща можно попросить и о смене прозвища, а начиная с оранжевого, оное можно выбирать самостоятельно. Кроме того, прозвище может быть присвоено за те или иные заслуги: Тивилдорма Сопливого за героизм при запечатывании Кхатаркаданна нарекли Тивилдормом Выжившим, а Козарина упросили принять прозвище Мудрец большой делегацией. Ранние прозвища частенько бывают [[неловкое прозвище|неловкими]], [[Красный Барон|крутое и громкое]] следует ещё заслужить — хотя иные колдуны [[принять оскорбление как комплимент|и неловкие прозвища носят так, что пугают всех окружающих до усрачки]].
 
: До реформ Ванессы Внезапной действовало правило «[[магом можно только родиться]]»: для поступления в гимнасий требовалось не только продемонстрировать колдовские способности, но и предъявить хотя бы одного родственника-колдуна. Не обязательно кровного — один из прошлых глав Совета, Кубох Закатонец, был по национальности [[именно то, что написано на упаковке|этим самым]], а в колдуны пролез благодаря усыновителю. После же означенных реформ в начальных школах ввели ЕГЭ по колдовству, благодаря чему гимнасии наполнились «[[маглорожденный маг|кухаркиными детьми]]».
Помимо плаща, каждый колдун носит официальное прозвище. Первое вручается ему при выпуске из гимнасия; при смене плаща можно попросить и о смене прозвища, а начиная с оранжевого, оное можно выбирать самостоятельно. Кроме того, прозвище может быть присвоено за те или иные заслуги: Тивилдорма Сопливого за героизм при запечатывании Кхатаркаданна нарекли Тивилдормом Выжившим, а Козарина упросили принять прозвище Мудрец большой делегацией. Ранние прозвища частенько бывают [[неловкое прозвище|неловкими]], [[Красный Барон|крутое и громкое]] следует ещё заслужить — хотя иные колдуны [[принять оскорбление как комплимент|и неловкие прозвища носят так, что пугают всех окружающих до усрачки]]. До реформ Ванессы Внезапной действовало правило «[[магом можно только родиться]]»: для поступления в гимнасий требовалось не только продемонстрировать колдовские способности, но и предъявить хотя бы одного родственника-колдуна. Не обязательно кровного — один из прошлых глав Совета, Кубох Закатонец, был по национальности [[именно то, что написано на упаковке|этим самым]], а в колдуны пролез благодаря усыновителю. После же означенных реформ в начальных школах ввели ЕГЭ по колдовству, благодаря чему гимнасии наполнились «[[маглорожденный маг|кухаркиными детьми]]».
 
Исконная религия серых, слегка похожая на даосизм, ставит во главу мироздания некую [[Великая река|Безбрежную Реку]] — по всей вероятности, аналог [[карма|кармы]], по течению которой плывёт всё сущее, не исключая и богов. При Козарине Мудреце в качестве государственной религии был принят [[религия зла|ктулхуизм]], а «речники» и немногочисленные настаолисты были выдавлены в подполье. Причём [[Lovecraft/High Priest Not to Be Described|Носящий Жёлтую Маску]], сочиняя для серых [[священная книга|священные книги]], изрядно постебался, {{spoiler|зашифровав в них в аллегорической форме суть дихотомии [[Lovecraft/Azathoth|Азаг-Тота]] и [[Lovecraft/Yog-Sothoth|Йог-Сотхотха]]}}. В ходе Войны Колдунов зачистили уже ктулхуистов, и силами [[каабар]]ских [[паладин]]ов было установлено иштарианство. Церковь поначалу возглавлял лод Гвэйдеон как старший из иштарианского духовенства, присутствующий на Рари; после Демонической войны его сменил молодой лод Ровен. Помимо паладинов, было учреждено жречество, но возникла ли в Серой Земле иерархия жриц, аналогичная мерейерейской, не сообщается.
 
=== Армия и флот ===
Довольно долго войско Серой Земли состояло только из двух видов войск: офицеров-колдунов в качестве основного калибра и рядовой пехоты на подтанцовке. К артиллерии относились с презрением и держали её на глубоко вспомогательных ролях — всю ошибочность этого подхода доказал маршал Хобокен в Дорилловом Ущелье.
 
Кавалерии серые не знают: своих лошадей нет, нумирадские не вызывают энтузиазма, а грациозный шеймро, использовавшийся как [[не лошадь]] во времена Астрамария, давно вымер. Зато имеется авиация: скрестив [[дракон похож на ящера|вешапи]] Аррандраха с [[у нас не такие вампиры|вампирами Сумура]], Мурок Вивисектор получил вполне пригодных для хождения под седлом вемпиров, похожих на крылатых волков. Да многие колдуны, особенно телекинетики и аэроманты, способны летать и сами по себе.
 
Флот также полностью завязан на колдовстве. Наиболее распространённый класс корабля — альдарея имеет довольно громоздкое и неповоротливое парусное вооружение, всё маневрирование осуществляется силами капитана — аэро- или гидроманта. Как следствие, любимая тактика морского боя — линейная, позволяющая колдунам и канонирам вести огонь с одного борта и не отвлекаться на второй.
 
После Войны Колдунов маршал Хобокен переобучил армию на свой манер, начал поощрять инициативу рядовых и унтеров и отменил телесные наказания не за провинности, а «для профилактики». Кроме того, с помощью [[плонет]]ских инженеров Серая Земля совершила большой технологический скачок, начавшийся, как это всегда и бывает, именно с армии — появились [[Танки — это круто|танковые войска]], настоящая авиация, [[не робот и не меха|бронепехота]] и [[охотник на демонов|специализированные для борьбы конкретно с демонами силы]] типа благовонщиков, а в обычную пехоту поступили на вооружение лазеры, [[электрическая пушка|пульсаторы]] и [[силовая броня]]. А корабли, в свою очередь, были переоборудованы в коцебу по образцу креольского, и морской флот фактически превратился в воздушный. Кроме того, сильно расширилась роль [[автоматон|автоматов]]: Бестельглосуд Хаос опасался давать Руорку Машинисту слишком много средств (а значит, и сил), зато уж при Креоле великий техномаг эх-развернулся.


=== Сатрапии и их достопримечательности ===
=== Сатрапии и их достопримечательности ===

Версия 21:46, 23 октября 2024

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.

Это подстатья-включение к статье Метавселенная Рудазова. Навигационные шаблоны (кроме одного специализированного) и плашки здесь не нужны.

Рари — основное место действия цикла «Архимаг».

Планета, похожая на Землю со слегка искажённой географией, имеет один спутник, обращается вокруг звезды При-Ери, на третьей орбите, после Тури и Ари. Известно о существовании как минимум одной трансрарийской планеты — это Кери.

Золото здесь встречается столь же редко, как на Земле — какой-нибудь иридий, и даже ещё не открыто, так что его место в культуре занимает серебро. Платина, напротив, столь распространена, что не обладает высокой ценностью.

Неделя состоит из восьми дней и называется восьмицей.

Нумирадис

Крупнейший материк Рари, аналог Евразии как в географическом, так и в культурном смысле. Доминирующая раса — человек светлый.

Запад занимает великая и пространная Западно-Нумирадская равнина, которую пересекает великая река Готиленсе — не такая длинная, как Тлоаль, но очень глубокая и полноводная, почти на половину длины судоходная даже для драккаров дэвкаци. Западное побережье омывает Ларийское море — часть океана Дэвкаци.

Восток — колоссальный горный массив Аррандрах. Представьте себе, что Гималаи заняли всю Азию от каменного пояса до Тихого океана — и получите точный масштаб. На крайнем восточном побережье живут серые люди, а в горах (и ПОД ними) — множество малых народов.

Север — топкие болота и горная цепь Сталибы, а ещё дальше — полуострова Тихи и Ингар, холодная тундра. Юг — побережье Великого Серого океана и сухопутный путь в Кентавриду.

Нумирадский волк крупнее и злее земного, поэтому не был одомашнен, и собак здесь не знают. Вместо них используются зверь-клыки — создания с очень острым нюхом, похожие на безглазых свиней.

Лария

Лария — СФК частично Франции, частично Италии Нового времени. Занимает крайний запад Нумирадиса, омывается Ларийским морем. Столица — Симбаларь, что означает буквально «сияющий светоч Ларии». До того, как серые оккупационные войска, а потом рокушские освободители сравняли его с землёй, он действительно таким был.

Язык у Ларии и Рокуша общий, примерно как у Сербии и Хорватии. Ларийские фамилии немного похожи на итальянские (Чинизелли, Чизарони).

Лария — мировая столица изящных искусств. Здесь практикуют лучшие на Рари кулинары, художники, зодчие, кутюрье и прочие искусные мастера. На весь мир славится ларийская опера (хотя тот факт, что поют в ней кастраты, у некоторых вызывает культурный шок). Ларийская мода с обилием кружев, мушек, пудры и открытых декольте в сопредельных странах обычно вызывает реакцию «Срамота! Дайте две!»

Религия Ларии и Рокуша — настаолизм, культ демиурга, известного под именем Единого. Хрустальный дракон Иисус классический, по ГОСТу: поместные церкви стран возглавляют патриархи, к жрецам обращаются «отец», имеется практика исповеди, священный жест — приложение двух перстов, которому не хватает совсем немного, чтобы превратиться в крестное знамение. Рай называется Шемуссен; покойников в него доставляют небожительницы в облике прекрасных дев со стрекозиными крыльями. Есть и сатанинский архетип, который зовётся Демон.

Рокуш

Рокуш — строгая, милитаризованная и высокотехнологичная держава, ряженая под николаевскую Россию и немного Пруссию. Столица — Владека («крепость»), со всех сторон окружённая мощными бастионами.

Рокушцы, как правило, брюнеты — или, во всяком случае, менее блондины, чем ларийцы. Рокушские фамилии заканчиваются строго на -ан или -ен. Иногда это порождает лулзы, понятные только иноязычным: так, в недавнем прошлом королевскую гвардию возглавлял капитан Капитан.

Три главных имени в ларийской истории — король Заричи II Великий, Драво Стузиан и Бокаверде Хобокен. Первый — крутой король-завоеватель, покровитель наук и искусств, Пётр I и Екатерина II в одном блистательном лице (плюс щепотка Лоренцо Медичи). Второй — изобретатель-инноватор, открыватель закона тяготения, создатель орнитоптера и изрядной части парка рокушской артиллерии, копиркин Леонардо да Винчи и Ивана Кулибина, чьи потомки и по сей день двигают Рокуш навстречу стимпанку. Третий — чистейшего тропа «крутой генерал» чистейший образец, копиркин Суворова и Чапаева, за восемьдесят лет жизни не проигравший ни одной баталии (а вот после смерти пару раз случалось).

Рокушская армия — живое воплощение тропа «артиллерия — бог войны». Бомбарды, гранаты и ручной огнестрел постоянно совершенствуются, в ходе Войны Колдунов были созданы даже прототипы бомбардировщика, огнемёта и зенитного орудия, а в эпилоге упоминаются и свежеизобретённые пулемёты. В бастионе Рокат-Каста смонтирован Колосс Стузиана — копиркин Царь-пушки, на каждый выстрел из которого требуется письменный приказ правящего монарха. Из неартиллерийских войск наиболее выделяются Чёрные Драгуны — королевская гвардия, в прошлом бывшая целой придворной партией и устраивавшая дворцовые перевороты не реже русской XVIII-го века; укорот ей сумел дать только громоподобный Заричи.

Империя Гор

Древнее, ныне не существующее государство, занимавшее большую часть Аррандраха. Носит имя Гор не потому, что располагалось среди гор — просто так совпало.

Империя была на редкость многовидовой державой. Помимо людей, в её пределах обитали (и продолжают обитать после её распада):

  • Дэвы — трёхметровые гуманоиды звероподобной наружности. Жили до пятисот лет и, судя по всему, вымерли — на глазах у героев скончался, предоложительно, последний дэв Рари.
  • Кииги, они же Рисовальщики — млекопитающие ростом примерно по колено человеку, вроде бы приматы, но это неточно. Покрыты желтоватой шерстью, разговаривают на языке, похожем на щебет. Культура довольно дзенски-созерцательна — кииги очень мало стремятся изменять мир и почти не имеют амбиций. Рисовальщиками прозваны за довольно специфическую школу магии — нарисованное художниками киигов воплощается в жизнь. Наиболее авторитетный член общины называется длик; нынешний — альбинос и Высший маг. Довольно потешный элемент киигского этикета — имя индивида полагается знать только его семье. Соответственно, просьба незнакомцу назвать своё имя равносильна предложению руки и сердца, а представиться самому — одновременно угроза и оскорбление в духе «я на тебе сейчас женюсь».
  • Стекр-аамы — воинственные кошколюди. Живут очень недолго, порядка сорока лет.
  • Броношены — безглазые гуманоиды.
  • Цверги, якши, стуканцы, маахисы, кобольды и ещё немалое число крохотных племён и популяций.

Другие страны Нумирадиса

  • Альберия — приморское королевство на юге Нумирадиса. Граничит с Рокушем и Ларией, однако говорит на своём языке, называемом альберийским. Существует чуть больше четырёх веков. Несмотря на то, что в «Серой чуме» Альберия названа именно королевством, реальной властью там, по всей видимости, обладают купеческие старшины. Войско Альберии — наёмное; по словам генерала Лигордена, «альберийцы прославились тем, что продают штыки всякому, у кого в мошне серебро бряцает!»
В 7079 году от Н. И. Альберия воевала с Рокушем. В 7123 благодаря стараниям Теллахсера Ловкача беспрепятственно пропустила в Рокуш войско вторжения Серой Земли (вторжение, впрочем, было полностью задушено в Дорилловом ущелье).
  • Каридош — крохотное королевство на юго-востоке, там, где Аррандрах почти подступает к морю. Расположен в тёплых широтах, зимы не бывает. Вдоль дорог растут лимонные и апельсинные деревья. Улицы узкие, архитектура в основном каменная — древесина в Каридоше дорогая, зато камень очень дёшев. Каридошцы — народ дружелюбный и гостеприимный. У женщин принято носить чёрную чадру.
Единственное богатство Каридоша — удобный порт. В 7111 году серые решили прибрать его к рукам. Разумеется, Каридош пал в считаные дни, однако Заричи II не смог стерпеть такой наглости, отправил туда маршала Хобокена — и серые вылетели из Каридоша ещё быстрее, чем ворвались. В кампании полегло две трети армии вторжения, в том числе главнокомандующий — маршал Шист Самум, один из тогдашнего Совета Двенадцати, которого считали незаурядным полководцем, а также лич Денеклоп Мрачный.
  • Л’кепересал — маленькое и нищее королевство на юге. Армии — полтора землекопа три с половиной анонимуса пять тысяч человек и четыре пушки. Примечательно только тем, что из него родом рокушская королева Мериден — первая из всех соседних принцесс успела войти в брачный возраст, чтобы просвататься за тогда ещё принца Обелезнэ. Разумеется, обе страны заключили договор о ненападении и взаимовыручке… хотя рокушский посол, подписывая эту бумажонку, едва не подавился от смеха.
  • Союз племён Айюки — кочевое варварское государство на западной оконечности Ингара, СФК чукчей. Ингарцы живут в чумах-холомо, разводят мамонтов, воюют с совсем уж дикарскими племенами на восточной оконечности полуострова и набигают на плодородные Ларию и Рокуш — несмотря на примитивную культуру ингарцев, с боевыми мамонтами приходится считаться даже высокоразвитым южанам. Местные знахари называются Людьми с Двумя Именами. Ингарского отца нации, вождя вождей Айюки, серые подписали участвовать в Войне Колдунов, и какое-то время он честно выполнял договор, но после битвы при реке Земляйке предпочёл соскочить — потому и уцелел. Ближе к эпилогу всё больше власти забирает его дочь, крутая принцесса Инкайён — аватара бога Кедамны.
  • Тирвеллиан — небольшое государство на северо-востоке Нумирадиса (на наши деньги — приблизительно Камчатка), населённое серыми людьми. Не имеет дурной репутации, поэтому известен как минимум один случай, когда колдун из Серой Земли, пожелавший сохранить инкогнито, сказался купцом из Тирвеллиана.
  • Йомадеш, Чегим — они есть.

Закатон

Большой материк в южном полушарии. Географически — аналог Южной Америки, культурно — скорее Ближнего Востока. Доминирующая раса — человек огненный, он же могавк (похожи на североамериканских индейцев, только с реально красной кожей).

Западное побережье омывает Безлюдный океан, восточное — океан Эйстов, северное — океан Дэвкаци. На севере расположен крупный Геремиадский архипелаг, на юго-востоке — промёрзлый полярный материчок Оцилладо Ронима[1], аналог Антарктиды, связанный с Закатоном узеньким перешейком. С крайнего юга почти до самого севера тянутся Западные горы, по всей видимости, скрывающие немало секретов — так, Долина Стоячих Камней представляет собой целую замкнутую систему, населённую живыми ископаемыми. Западные горы питают крупнейшую реку планеты Тлоаль, дающую жизнь востоку материка и во многом определяющую его климат. Запад, напротив, засушлив и отдан Мёртвым пескам — исполинской пустыне, занимающей почти четверть материка.

Цивилизация примитивного уровня, на земные деньги — аналог века эдак XIV-го. Общественный строй рабовладельческий, но мягкий: рабы могут владеть имуществом, им нельзя препятствовать обзаводиться семьями и выкупаться на свободу; во время городских беспорядков рабы и свободная беднота частенько сходятся стенка на стенку. Монархи титулуются султанами, власть их, как правило, абсолютна. Государственная система похожа скорее на китайскую: аристократии как таковой нет, особенно в южных султанатах, вместо неё высшее общество составляют чиновники, богачи и высшие жрецы. Мечи куют похожие не японские катаны и вакидзаси.

Имеется четыре основных политеистических религии, причём пантеон везде один, просто известный под разными именами (ему же поклоняются эйсты и дикари Ингара). Языков около тридцати, почти все — с общей письменностью, наиболее распространённые — геремиадский, чрехверский и локонский.

Основная пищевая культура — рис. Основное сельскохозяйственное животное — уррог, медлительное, но очень сильное травоядное, похожее на карикатурного буйвола с шипами на спине (часть рёбер вывернута наружу) и очень громким голосом.

Геремиада

Геремиада — очень прогрессивный и либеральный султанат на крайнем севере, СФК ренессансной Италии. Столица Сото и многие крупные города изрезаны каналами, по которым плавают гондолы, а на дне обитают эйсты. Из примечательных мест столицы — султанский дворец Йазуфента и магический универмаг «Эзурок», где трудится под три десятка чародеев. Её великолепие султанша Жетардин — исключительная красавица и образцовый железный кулак в бархатной перчатке, самим своим существованием (самовластно царствующая женщина, надо же!) вызывающая разрыв шаблона у южан. Очень крепкие культурные связи со Шгером; придворным чародеем служит эйст, и вообще поговаривают, что кабы не различия в физиологии, король с султаншей давно заключили бы династический брак.

Мода очень яркая, пышная и нарядная, с обилием птичьих перьев.

Имеется мощный военный флот, узнаваемый издалека по алым парусам, которые ткутся эйстскими парусинными креветками. Из Нумирадиса завозятся пушки и лошади, так что через несколько лет Закатон, по всей видимости, ждёт «дранг нах зюден». Из океана Дэвкаци часто набигают пираты одноименного народа, и даже с Рокушем геремиадцы разок успели повоевать (и получить по щам от Хобокена).

Чрехвер

Чрехвер — крупный и сильный султанат на крайнем юге, без выхода к морю. Столица Баан-диль-Ламмарих — второй по величине город планеты (1,1 млн жителей, круче только Иххарий), население которого матом кроет её основателя, древнего султана Ушшеб-Ра, своими реформами посадившего страну в огромную лужу как буквально (выбрал для стольного града самое дождливое место на континенте), так и фигурально (кто сказал «Пётр I»?). Из-за этих дождей предметная культура Чрехвера очень много внимания уделяет каучуку: им пропитывают верхнюю одежду, крыши домов, и даже изобрели жевательную резинку.

Нынешний султан Саудрон-Тарк — отвратительный толстяк, козёл и просто мудила, но правитель, как ни странно, сносный. Среди его достижений — изобретение тактического камуфляжа: в плащах песочного цвета войска невидимы на фоне барханов. В 7145 его пытались свергнуть — неудачно, но в ходе бунта погиб великий визирь и ещё ряд приближенных, включая придворного чародея — серого колдуна Хаала Крылатого.

Красный цвет — исключительно султанская привилегия, иметь его в одежде могут либо сам султан, либо (в небольших количествах) его семья и госслужащие, простолюдин за это казнят. Также гражданским запрещено носить доспехи, а вот оружие ничем не ограничивается. Примечательный предмет одежды — зонтошапки от дождя. Женщины носят тяжёлый макияж и непременно рисуют на лбу декоративный значок, означающий род занятий. Из занятий, кстати, им запрещено только становиться чиновниками, торговать и служить в вооружённых силах, в остальном — вполне себе фэнтезийный феминизм.

В северных провинциях живут монахи бо-шо — ходячие мемы всерарийского масштаба, проповедующие принцип «жить, чтобы есть» и оттого похожие на бочки жира, обёрнутые ядовито-жёлтыми рясами.

Другие страны Закатона

  • Ишкрим — родина Логмира Двурукого. Язык — локонский.
  • Кай-Хемеал — осколок Империи, некогда гегемонивший наравне с Чрехвером, но погубленный Султаном Земли. Зверобог запрудил питавший Кай-Хемеал водой приток Тлоаля, после чего на него, собственно, и открыли охоту. Ситуация стала медленно выправляться только после визита Креола (о котором в самом султанате так и не узнали).
  • Цили — ныне не существующий султанат, в котором поклонялись могущественному богу Иргшпанибаду. Этот бог возжелал разделиться на Эмблемы, но от небольшого ума не стал отщипывать понемногу, а попросту разорвал себя начетверо. Получившиеся четыре зверобога, названные Султанами Земли (колоссальный каменный человек), Воды (чудовищный рак, источающий отраву), Огня (громадный огнедышащий диметродон) и Воздуха (исполинская кампа), сравняли с землёй столицу Цили Махту, а сама страна развалилась на Старг, Энгарикс, Припустынь, Бокаву и Союз Малых Падишахств.
  • Эстегелеро — прибрежное государство. Имеет прочные культурные связи с эйстами Мвидо, само название страны означает «соседи эйстов». Гордая и мудрая торговая нация — война считается позорным занятием, зато небывалых высот (по меркам примитивной цивилизации, конечно) достигают бизнес, медицина и механика. Язык — локонский.
  • Дитя Реки, Знепр, Иссило, Лифаранья, Локоно, Магирани, Мурнагх, Эстебани — они есть.

Степи Кентавров

Третий по величине материк, аналог Африки. Культурно считается частью Нумирадиса. Соединяющий их перешеек занимает Кентаврида — главное и как бы не единственное государство кентавров. Южнее, в так называемом Забережье, тоже живут кентавры, но другой расы — нецивилизованные дикари и кочевые казаки, часто беспокоящие приграничье.

Улицы в городах очень просторыные. Дома — огромные, почти сплошь одноэтажные. Дороги залиты первосортным асфальтом, да и полы в домах зачастую тоже.

Монарх титулуется Великим Намибом, что означает «крылатый». Должность это выборная, но из родовой аристократии или из служилой — неясно. На момент событий книг этот пост занимает Кей’Коон.

Лошадь — священное животное, пользуется огромным почтением как своего рода «брат меньший», но при этом в работе используется активно, и конину есть не запрещено. За подозрение в употреблении лошадей не по назначению кентавр может и зарубить.

Серая Земля

Не то гигантский остров, не то крохотный материк в южном полушарии, аналог Австралии. Поделена на двенадцать сатрапий, в прошлом — независимых государств, завоёванных и объединённых ныне забытым королём древности Астрамарием Целебором Крашем.

История и культура

Серая Земля — магикальная цивилизация второго уровня, мировая столица магии. Управляется Советом Двенадцати, в который изначально входили правители всех сатрапий, а затем, после реформы Имона Мага — двенадцать величайших магов. Что характерно, при вышеупомянутом короле чародеев преследовали и травили леопардами, но теперь серые маги (а после реформ Козарина Мудреца — колдуны) являются единственной аристократией. Причём знатность определяется исключительно колдовской силой, зримым выражением которой являются плащи семи цветов радуги, от низшего фиолетового до высшего красного. Члены Совета Двенадцати носят серые плащи, а безранговые колдуны, учившиеся не в гимнасиях, а на дому — белые. Сдать на следующий плащ можно не ранее чем через год после получения предыдущего, вручить его может любой колдун тремя и более рангами старше; если не получилось — жди ещё год и попробуй снова. Оранжевые и красные плащи вручаются общим решением Совета Двенадцати также раз в год; серые — аналогично, но лишь по мере возникновения вакансий.

Помимо плаща, каждый колдун носит официальное прозвище. Первое вручается ему при выпуске из гимнасия; при смене плаща можно попросить и о смене прозвища, а начиная с оранжевого, оное можно выбирать самостоятельно. Кроме того, прозвище может быть присвоено за те или иные заслуги: Тивилдорма Сопливого за героизм при запечатывании Кхатаркаданна нарекли Тивилдормом Выжившим, а Козарина упросили принять прозвище Мудрец большой делегацией. Ранние прозвища частенько бывают неловкими, крутое и громкое следует ещё заслужить — хотя иные колдуны и неловкие прозвища носят так, что пугают всех окружающих до усрачки. До реформ Ванессы Внезапной действовало правило «магом можно только родиться»: для поступления в гимнасий требовалось не только продемонстрировать колдовские способности, но и предъявить хотя бы одного родственника-колдуна. Не обязательно кровного — один из прошлых глав Совета, Кубох Закатонец, был по национальности этим самым, а в колдуны пролез благодаря усыновителю. После же означенных реформ в начальных школах ввели ЕГЭ по колдовству, благодаря чему гимнасии наполнились «кухаркиными детьми».

Исконная религия серых, слегка похожая на даосизм, ставит во главу мироздания некую Безбрежную Реку — по всей вероятности, аналог кармы, по течению которой плывёт всё сущее, не исключая и богов. При Козарине Мудреце в качестве государственной религии был принят ктулхуизм, а «речники» и немногочисленные настаолисты были выдавлены в подполье. Причём Носящий Жёлтую Маску, сочиняя для серых священные книги, изрядно постебался, зашифровав в них в аллегорической форме суть дихотомии Азаг-Тота и Йог-Сотхотха. В ходе Войны Колдунов зачистили уже ктулхуистов, и силами каабарских паладинов было установлено иштарианство. Церковь поначалу возглавлял лод Гвэйдеон как старший из иштарианского духовенства, присутствующий на Рари; после Демонической войны его сменил молодой лод Ровен. Помимо паладинов, было учреждено жречество, но возникла ли в Серой Земле иерархия жриц, аналогичная мерейерейской, не сообщается.

Армия и флот

Довольно долго войско Серой Земли состояло только из двух видов войск: офицеров-колдунов в качестве основного калибра и рядовой пехоты на подтанцовке. К артиллерии относились с презрением и держали её на глубоко вспомогательных ролях — всю ошибочность этого подхода доказал маршал Хобокен в Дорилловом Ущелье.

Кавалерии серые не знают: своих лошадей нет, нумирадские не вызывают энтузиазма, а грациозный шеймро, использовавшийся как не лошадь во времена Астрамария, давно вымер. Зато имеется авиация: скрестив вешапи Аррандраха с вампирами Сумура, Мурок Вивисектор получил вполне пригодных для хождения под седлом вемпиров, похожих на крылатых волков. Да многие колдуны, особенно телекинетики и аэроманты, способны летать и сами по себе.

Флот также полностью завязан на колдовстве. Наиболее распространённый класс корабля — альдарея имеет довольно громоздкое и неповоротливое парусное вооружение, всё маневрирование осуществляется силами капитана — аэро- или гидроманта. Как следствие, любимая тактика морского боя — линейная, позволяющая колдунам и канонирам вести огонь с одного борта и не отвлекаться на второй.

После Войны Колдунов маршал Хобокен переобучил армию на свой манер, начал поощрять инициативу рядовых и унтеров и отменил телесные наказания не за провинности, а «для профилактики». Кроме того, с помощью плонетских инженеров Серая Земля совершила большой технологический скачок, начавшийся, как это всегда и бывает, именно с армии — появились танковые войска, настоящая авиация, бронепехота и специализированные для борьбы конкретно с демонами силы типа благовонщиков, а в обычную пехоту поступили на вооружение лазеры, пульсаторы и силовая броня. А корабли, в свою очередь, были переоборудованы в коцебу по образцу креольского, и морской флот фактически превратился в воздушный. Кроме того, сильно расширилась роль автоматов: Бестельглосуд Хаос опасался давать Руорку Машинисту слишком много средств (а значит, и сил), зато уж при Креоле великий техномаг эх-развернулся.

Сатрапии и их достопримечательности

  • Дрем — столичная сатрапия, самая богатая и густонаселённая: 11 миллионов жителей, из них почти два — одна только столица. Губернатора как такового нет, управляется непосредственно Советом Двенадцати.
    • Иххарий — стольный град, крупнейший город Рари
      • Промонцери Царука (сер. «Цитадель Власти») — правительственная резиденция, колоссальный каменный куб со стороной почти в полкилометра. После вторжения Нъярлатхотепа перестроена, сильно уменьшена и украшена.
      • Царара Кеста (сер. «Великая Арена»)
      • Иххарийский гимнасий — крупнейшая в Серой Земле школа волшебства.
      • Тринадцатый гимнасий — подготавливал демонологов, много работал с демонами Паргорона. Был закрыт после инцидента, позже названного Ночью Страха — вырвавшийся на свободу демолорд Кхатаркаданн выморил весь гимнасий и изрядную часть столицы, после чего был дорогой ценой запечатан в его стенах и освобождён только при Креоле.
    • Бунгама — городок на границе с Сепом и Персином, в котором состоялась конвенция о запрете заклинаний класса А+.
  • Хоквил — «сатрапия номер два» и по населённости, и по уровню жизни. Столица — Ганориан, второй по величине город страны; есть свой гимнасий, единственный, обучающий уникальынм методикам, которых не знают в Иххарийском: телепортации, темпофлекции и любовной магии.
  • Микада, она же Серые Ворота — сатрапия на северо-востоке с наивысшим процентом иммигрантов. Столица — Грамаран; есть свой гимнасий, сосредоточенный больше не на колдовстве, а на подготовке дипломатов.
  • Персин — центральная сатрапия без выхода к морю, славна плодородными почвами и озёрами со сладковатой на вкус водой. Столица — Червелин; есть свой гимнасий, подготавливающий колдунов-строителей и колдунов-кулинаров.
  • Кийвен — самая южная сатрапия, вторая житница страны. Столица — Дундилин; есть свой гимнасий, выпускающий пиро- и криомантов.
  • Кастилио — северо-западная сатрапия, чуть менее чем полностью горная, очень богатая полезными ископаемыми, промышленный центр Серой Земли. Столица — Дженнивинниан; местный гимнасий выпускает армейских колдунов.
  • Разер — юго-западная сатрапия, вытянувшаяся вдоль моря и живущая в основном с него же. Столица — Домрагон; местный гимнасий готовит гидро- и аэромантов.
  • Мегалад — лесистая восточная сатрапия, образцовый медвежий угол. Есть, однако, свой гимнасий — Костяной, подготавливающий некромантов. Условная столица — Бурадан.
  • Кензя — пустынная юго-восточная сатрапия, самая нищая область страны. Условная столица — Калиматриан; местный гимнасий готовит геомантов.
  • Баюки — горная сатрапия, в которой очень мало колдунов, а изрядная часть населения — примитивные горцы, не всегда осознающие, что являются подданными Серой Земли. Условная столица — Босон; местный гимнасий готовит артефакторов.
  • Сеп — горная сатрапия, колоссальный колдовской мусорный полигон. Людей очень мало, зато хоть отбавляй нечисти и очень высок магический фон. Идеальное прикрытие, если вам нужно построить зиккурат. Местный гимнасий готовит магов-вампиров, порчеников и тому подобную бяку.
  • Канольеро — самая северная и малонаселённая провинция, Джунгли Помрачения классические, по ГОСТу. Столица — Туренгиан; местный гимнасий готовит бестиологов.

Дэвкаци

Гибридная раса, устойчивый плод межвидового скрещивания людей с дэвами (собственно, само их название — грузинское слово, означающее «человек-дэв»). Впервые дэвкаци появились в Аррандрахе и по сю пору проникнуты глубоким пиететом к этим горам. Ирония судьбы в том, что в империи Гор новый народ своими подданными не признали и вынудили искать прибежища за границей. В итоге дэвкаци расселились по многочисленным островам океана, получившего их имя — аналога северной Атлантики.

Дэвкаци — этакие не орки и не гномы в одном флаконе. С орками их роднит звероватая наружность (читай громадный рост и повышенная лохматость), большая по сравнению с людьми физическая сила и крепость тела и общий варварский уклад жизни, которым они живут не потому что тупые (ничуть не тупые), а потому что когда большинство работ способен сделать руками, то много цивилизации и не надо. А с гномами — любовь к кузнечному делу, металлургии и связанной с этим машинерии: мартеновские печи, прокатные станы и литейное оборудование у дэвкаци куда более совершенны, чем можно предположить, глядя на их хозяев, и некоторые дэвкациные ноу-хау неизвестны ни людям, ни эйстам.

Язык дэвкаци дайварани примечателен в первую очередь отсутствием личных местоимений; как следствие, дэвкаци плохо понимают сам их концепт и, говоря на иностранных языках, тоже их избегают, отчего их речь изрядно смахивает на язык Халка (ещё один бонус в копилку дикарского имиджа). Важные вехи жизни принято отмечать шрамированием ушей — по насечкам и серьгам знающий глаз может прочесть всю биографию. Родовые прозвища-протофамилии ещё недалеко ушли от прозвищ по какому-либо признаку: род Рыбак живёт рыболовством, род Дом отличается дородностью телес, а род Шут — чувством юмора.

Кланы, как правило, не превышают нескольких тысяч рыл — все друг друга знают, все друг дружке свои. Вождь выбирается прямой, как рельса, демократией: чьё имя громче орут на тинге, тот и считается избранным. Мелкая кража чего-нибудь неуникального типа еды или расходных материалов преступлением не считается: зашёл сосед в гости, когда соседа не было дома, да и угостил себя сам — неужели хозяин отказал бы, будь он дома? Слово, даже данное случайно, дэвкаци держат настолько твёрдо, что это даже вошло в поговорку; популярный фольклорный сюжет в Нумирадисе — о плуте, с помощью исландской правдивости надувающем гигантских лохов с молотками.

После металлургии вторая главная любовь дэвкаци — это мореплавание. Корабли основного класса, называемые лэцар-вешап — «кораблями-драконами», то есть, по сути, «драккарами» — это полтораста метров цельнометаллической брони снаружи и от пятисот до тысячи дэвкаци команды внутри. Ходят они, как и полагается драккарам, на вёслах, но учитывая чудовищную силу их хозяев… скажем так, если заменить «Титаник» на драккар дэвкаци, то раскололся бы именно айсберг — бывали прецеденты. Паруса дэвкаци презирают, угроза капитана их поставить — почти незавуалированное оскорбление собственной команде: настоящий мужЫк ворочает весло только сам! Собственно, для дэвкаци, как и для других путешественников на драккарах, «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной»: второй вариант обычно выбирается для людей и соплеменников, первый и третий — для эйстов, но это нестрого.

В бою стандартная тактическая роль дэвкаци — доппельзольднеры с офигенно большими рубилами и гвоздилами. Характерно, что мечи дэвкаци не уважают — в куда большем почёте тяжёлые кувалды, палицы, топоры и кистени, а также метательные молоты на верёвках и огромные щиты. Стрелкового оружия дэвкаци не признают, ни холодного, ни огнестрельного — зато весьма уважают артиллерию, как корабельную, так и береговую, и уже научились лить пушки сами, а не покупать/лутать у людей. Удивительно, что никто из дэвкаци ещё не додумался стрелять из кулеврины с рук, аки Сэм Стоун — сил на это у них более чем хватает.

Магия представлена шаманами. Несмотря на дикарский антураж — костяные амулеты, деревянные трещотки, танцы в трансе и расширяющие сознание вещества — представляет собой довольно грозную силу. Как минимум одним шаманом всегда комплектуется экипаж драккара. Все шаманы, представленные на страницах книг — женщины, однако это, по всей видимости, нестрого. Как правило, у клана есть один большой шаман, некоторое число средних и их ученики; есть также суеверие, что в мире единовременно может существовать не более четырёх великих шаманов — на момент книг таковыми почитались Бестельглосуд, Тивилдорм, Креол и длик.

  • Клан Ледовых Полей — крупнейший из кланов, владеет гористым островом Ассублер (аналогом одновременно Исландии и Гренландии) и тремя десятками драккаров. В преддверии Войны Колдунов замирился со Шгером (с немного читерской помощью героев) и вместе с ним и Геремиадой направил оккупационный корпус на захват Иххария.
  • Клан Огненной Горы — богатый клан с одноименного острова в Ларийском море, заключивший долгосрочный договор с духом-покровителем, собственно, Огненной Горы, составляющей большую часть острова. Остров в ходе событий книг взорвался, похерив заодно флотилию серых, возжелавших поживиться секретами металлургии дэвкаци. А клан перебрался на рокушский остров Ломбер в северном Змеином море — куда менее плодородный и не согреваемый бесплатным геотермальным жаром, зато очень близкий к обожаемому Аррандраху. Рокушский король, благодарный за помощь в войне с серыми, ничуть не возражал. Вождями и шаманами уже как минимум три поколения являются представители рода Молот.
  • Кланы Кедровых Лесов и Пшеничных Полей — кланы с одноименных островов в Ларийском море. Они есть.

Эйсты

Морской народ одноглазых гуманоидов, относящийся к не представленному на земле классу двоякожаберных. Двояко — потому что эйстскими жабрами можно дышать как в воде, так и на воздухе, только в последнем случае их требуется смачивать, чтобы не пересыхали.

Эйсты — гордая и мудрая раса второго уровня бионической направленности развития, по сути — пародия на троп «не эльфы». Причём на высокую ступень развития они поднялись относительно недавно — пять тысяч лет назад, по воспоминаниям Астрамария, они были дикарями-людоедами и поклонялись демонам. Очень многие виды рыб, ракобразных, головоногих и собратьев-двоякожаберных эйстами одомашнены. Особенно выделяются альфарды — двоякожаберные, конвергентно схожие с дельфинами и служащие эйстам скакунами, и океанические черви — тридцатиметровые полуразумные вариации на тему морского змея, плюющиеся паром с обоих концов тела и заменяющие одновременно бульдозер и танк. В качестве собак используются электрические скаты. Практически вся эйстская техника — органическая, производимая из тел морской фауны. Кости и шкуры, чешуя и внутренние органы — в дело идёт решительно всё. Иглы ядовитых рыб заряжаются в паровой шипомёт, из чернильных желёз спрутов получаются бомбы и гранаты. Чародеи эйстов тоже знают толк в укрощении зверья, ну и, разумеется, в гидромантии.

Рарийский пантеон богов известен именно под эйстскими именами. В каких отношениях они находятся с конкурирующей фирмой настаолистского Единого, неизвестно.

  • Ива — верховный бог, хозяин океанов, Бог-Творец эйстов и вообще двоякожаберных. Этакая помесь Посейдона и Одина. По преданиям, спит в глубинах вод, а когда проснётся — наступит конец света. Эйстская хронология, используемая на Рари почти повсеместно, ведёт отсчёт времени от Нисхождения Ивы в первобытный рарийский океан.
  • Кедамна — Воин Воинов, почитается как создатель людей. В настоящий момент родился в виде смертной аватары Инкайён — изначально её планировалось использовать, чтобы дать отпор демонам Лэнга, но Прекраснейшая со своим протеже подсуетилась раньше.
  • Айшуга — божество неопределённого пола (в тексте книг упоминается как мужчина, в ответах автора — как женщина), покровитель(-ница?) суши. Почитается как создатель кентавров.
  • Темпель, Ностр и Тарака — бог семьи и любви, хозяин светил и покровитель наук и ремёсел. Почитаются как создатели малых народцев Аррандраха.
  • Таромей — довольно злой трикстер и чуть-чуть не сатанинский архетип — во всяком случае, в эйстской фразеологии является полным аналогом дьявола. Считается создателем дэвкаци. Согласно слову Божию, ответственен за то, что аватара Кедамны, запланированная как местный аналог Геракла, родилась девочкой.
  • Ктулху, более известный как Безымянный — такой себе бог Шрёдингера: культ ему не отправляют, храмов не строят и вообще стараются лишний раз не поминать вслух. На заре времён этот перец любил покуролесить в рарийском Цветущем океане, отчего тот и стал называться Безлюдным. Остальные боги в таких случаях просто звали Кедамну и весело хрустели попкорном, наблюдая, как он пересчитывает смутьяну тентакли. В конце концов Безымянному надоело получать по морде и он оставил Рари навсегда.

У эйстов три государства, поделивших между собой океан Эйстов. С иноплеменниками ладят гораздо лучше, чем между собой, и случись одной из стран ввязаться в конфликт — две другие с радостью напихают соседу пневмопихом промеж лопаток. Языки очень похожие, взаимно понятные чуть менее чем полностью; сухопутному жителю их изучить сложнее (но почти все моряки Рари в обязательном порядке умеют кое-как объясниться по-эйстски), а самому говорить почти невозможно: звуки издаются не только горлом, но и жабрами, и частично уходят в ультразвук. По звучанию очень похоже на дельфиний щебет.

  • Шгер — северное государство. Режим — монархия, во многом похожая на человеческую. К религии относятся несерьёзно, организованного культа не практикуют, не стесняются даже продавать священных океанических червей инородцам, в том числе сухопутным. Крепко дружат с Геремиадой, часто засылают военные эскадры на север, вглубь океана Дэвкаци, и на юг, к соседям.
  • Мвидо — юго-западное государство. Режим — мягкая, хочется сказать — советская теократия, во главе государства стоит Кабинет из восьми первосвященников. Богам строятся величественные подводные храмы, а океанический червь почитается как священное животное. Священным считается также кратер-гайот, в котором сгинул побеждённый Султан Воды. Именно в Мвидо находится штаб-квартира духовно-рыцарского ордена балеаргов — они истребляют таромейских спрутов, порождённых злой волей Безымянного и сильно портящих морскую экосистему Рари. Мвидцы нейтрально относятся к людям, неплохо ладят с закатонцами, в частности эстегелерами.
  • Талье — восточное государство. Режим — теократическая диктатура, этакая эйстская империя зла. Располагается в прибрежных водах Степей Кентавров. В местной религии верховным богом считается именно Таромей, океанические черви священными не признаются. Тальцы за что-то сильно не любят людей, что особенно забавно, учитывая, что они с ними не граничат: на севере дэвкаци, на западе соплеменники-эйсты, на востоке кентавры.

Примечания

  1. эйст. Ненужная Земля