Биологическая цивилизация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Organic Technology. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Биологическая цивилизация — антипод технической цивилизации.

Используется в двух значениях:

  • Цивилизация, живущая в единении с природой, не сильно высокоразвитая на вид;
  • Очень высокоразвитая цивилизация, вышедшая в космос, часто с живыми кораблями.

Если элементы сабжа использует цивилизация обычная, получается Полезный в хозяйстве зверь.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Э. Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена» — селениты обладают некоторыми чертами биологической цивилизации.
  • У Герберта Уэллса в «Первых людях на Луне» — аналогично.
  • С. Лем:
    • Рассказ «Вторжение с Альдебарана», инопланетные захватчики.
    • «Осмотр на месте» — энциане из государства Курдляндия. На первый взгляд Тихого показались диковаты. Живут в курдлях — гигантских животных. Вряд ли им нравится пребывание в курдле как таковое, но таким образом они спасаются от навязчивой доброты. Все неживое вокруг — серая слизь, запрограммированная на ненасилие, и лишь внутри живых существ ее нет. В прочем, эта "слизь" - изобретение соседней державы Люзании. А как утверждают люзанцы, то "этикосфера" работает только в Люзании. И в приграничной зоне "слизь" работает слабее, чем в Люзании.
  • Братья Стругацкие:
    • «Полдень, XXII век» (новелла «Благоустроенная планета»). Леонидяне извели на своей планете всех вредителей и паразитов, летают на огромных птицах и разводят регенерирующих бегемотов, вырабатывающих сосками мед.
    • «Улитка на склоне» (тот же роман в сеттинге Мира Полудня — «Беспокойство», действие происходит на планете Пандора) — их две:
      • Примитивная цивилизация крестьян. Одежду не изготавливают, а выращивают (поэтому одежду попавшего в аварию ученого режут на куски, сажают в землю и в итоге очень удивляются, что ничего не проросло); еду подвергают не термической обработке, а только сквашиванию («поливай бродилом да ешь!»), имеются домашние животные — муравьи.
      • Более продвинутая цивилизация Славных Подруг. Они владеют биокинезом — умеют делать мёртвое живым, а живое — мёртвым (и это совсем не то же, что убивать!).
  • Гарри Гаррисон, «Эдем» — иилане, создавшие при помощи генной инженерии различные устройства: оружие хесотсан, микроскоп сандуу, видеозаписывающее устройство угуншаа, проектор масиндуу и т. д.
  • Сергей Снегов, «Люди как боги» — галакты, космические эльфы. В прошлом наштамповали кучу киборгов и полукиборгов — слуг, которые восстали против хозяев и изрядно потрепали их. Теперь галакты применяют исключительно органические материалы, дабы не допустить врагов внутрь.
  • Клиффорд Саймак, «Денежное дерево» — роллы.
  • Брюс Стерлинг, Рой — даже не разумный, хотя и довольно неагрессивный, но в случае атаки вылупляются не только воины, но и супер-мозг — стратег.
  • Юрий Нестеренко, «Рильме гфурку» — элианты. Впрочем, там же утверждается, что «нет цивилизаций чисто биологических и чисто машинных».
  • Владимир Николаевич Васильев:
    • Цикл «Волчья натура». Альтернативно-исторический мир, в котором люди на Земле произошли от собак и создали собственно биологическую цивилизацию, совершившую стремительный социальный рывок после того, как удалось устранить ответственный за лишнюю человеческую агрессивность «ген волка». Здания, поезда и даже наручные часы не собираются из деталек, а выращиваются и периодически требуют пищи. К XX веку, впрочем, появляется и обычная техника, но пока слаборазвитая, хотя «мёртвые» компьютеры всё же считаются лучше органических.
    • «Техник Большого Киева» — интересная инверсия. Внешне цивилизация этого сеттинга выглядит вполне технологической, но при это люди (и прочие разумные расы) имеют над своей техникой очень слабый контроль, на уровне нашего взаимодействия с биосферой. Дома растут сами по себе, автомобили нужно ловить и приручать, а на особо опасную технику охотятся специально обученные профессионалы.
  • Ольга Ларионова, рассказ «Ломаный грош». «Бояты» — биологическая цивилизация, но может создавать такие вещи, что технократам не под силу. Только им это не нужно — им и так хорошо. Один грошик в подарок космонавтам чего стоит. Грошик — гигантская монета с надписью «один грошЬ». Когда люди захотели исправить ошибку и спилить мягкий знак, то ничего не получалось — инструменты ломались. А ещё бояты могли как-то выходить на связь с людьми по гиперсвязи.
  • Звёздные войны, цикл «Новый орден джедаев» — Йуужань-вонги, раса кровожадных фанатиков из другой галактики. Используют исключительно органические технологии — от одежды до космических кораблей, а технику считают богомерзкой. Припёрлись в далёкую-далёкую галактику и объявили местным священную войну джихад, в том числе за очищение её от техники.
  • Алан Дин Фостер, «Приговоренный к Призме» — различные Ассоциативы (но никак не Интегратор!). Хотя, с другой стороны, можно ли назвать биологической жизнь на основе кремния? Вопрос, вопрос… Плюс потомки людей из его же романа «Между-мир». Полный эмфол гарантирован. А в «Между-мире» как раз очень хорошо описывается цивилизация первого типа: «Вы должны понять, что мы живем с этим миром. Не в нем, не на нем, но с ним. — Борн отчаянно искал слова, способные выразить трудные понятия. — Мы ничего не берем у этого мира, только то, что он дает нам даром, даем нам с радостью. Мы берем от него только там, где можно и когда это можно. Нельзя жить с миром и брать от него в любое время и в любом месте, где это удобно лично вам. Иначе со временем мир умрет, и мы вместе с ним». Технически вооружённым людям это понять не удалось.
  • Александр Мирер, «У меня девять жизней» — яркий пример цивилизации первого типа. Герои в ходе экспедиции в Совмещённые Пространства попадают в далекое прошлое Земли. Встречаются с туземцами в набедренных повязках, которые, как выясняется, способны за пару дней вылечить тяжелейшие травмы пострадавшего члена экспедиции. А также выращивать дома, передавать информацию по «дереву-радиостанции», управлять развитием человека на уровне генной инженерии, выводить за пару минут сложные математические формулы. Управляется все это белковыми компьютерами Наранами, у человека роль « лаборанта». Вот только они очень уязвимы для радиации…
  • Иар Эльтеррус, цикл «Отзвуки серебряного ветра»а — Орден Аарн. Живые корабли, живые дома и живые боевые станции размером с планету прилагаются.
  • Леонид Кудрявцев, цикл «Охотник на магов». Например, там есть живой летающий транспорт или «небольшой выводок огнемётов», купленный главным героем, когда ему понадобилось вооружиться для сражения с чёрным магом.
  • С. Логинов и А. Рыбошлыков, «Вокруг Гекубы» — цивилизацией второго типа в неопределённо далёком будущем стали, внезапно, люди. Педаль в ядро Гекубы — в некотором смысле, настоящий отечественный Lexx . Полностью живые звездолёты — симбиотические экосистемные гиганты; осы-ремонтники, цементирующие пробоины в обшивке; экраны — аквариумы с рыбками-конденсаторами, либо скопища мотыльков с проекционными крылышками… И это не говоря уже о колоссальных космических созданиях — астеровирусах.
  • Олаф Стэплдон, «Последние и первые люди» — раса Третьих людей. С прикрученным фитильком, потому что были не чужды и обычным технологиям.
  • Дж. МкКрей, «Червь» — шарды. Шарды — гигантские организмы, сочетающие функции завода, компьютера и телепортера с доступом к многомерной Вселенной, и способные объединяться в коллективные сверхорганизмы — Сущности. Сущности путешествуют по космосу в поисках разумной жизни. При обнаружении населённой планеты (или как правило нескольких её копий) Сущность выделяет часть образующих её шардов, распределяя их по многочисленным незаселённым «отражениям» планеты, т. е. по связанным измерениям. С разумными же Сущности и их шарды вступают в условно симбиотическую связь: отдельные шарды подключаются к отдельным представителям разумного вида и дают им частичный доступ к собственным возможностям, взамен получая новую информацию о собственных взаимодействиях друг с другом и со вселенной. С точки зрения разумного вида подключение индивидуума к шарду выглядит получением суперспособностей. По прибытию шардов на планете внезапно появляются суперы и как правило разделяются на героев и злодеев. Шарды активно способствуют этому разделению, подталкивая носителей к конфликтным ситуациям. Самим шардам нужна информация о новых способах использования их возможностей, т.к. шарды / Сущности ищут способ остановить энтропию. Когда приток новой информации от разумных иссякает, шарды / Сущности уничтожают планету и все её «отражения», используя выхлоп энергии от этого процесса для следующего перелёта.
  • Зорич (псевдоним трёх авторов), «Пилот мечты» и ответвления. Джипсы и Ягну имеют общее происхождение. Джипсы ударились в биоэволюцию и не только не имеют технологии (что не мешает им превосходить человечество по космическим технологиям), но и дошли до утраты разума, во всяком случае, у особи как таковой (да и весь их рой что-то не блещет интеллектом). Ягну разум сохранили (предельно нечеловеческий), сочетают элементы технологии и биоконструирования, уклонились в индивидуализм. Взаимно не могут терпеть друг-друга. В ответвлении упоминается нечто Плавт, биота, проживающая в океане некой планеты и допершая до разумности. Когда планета подверглась опасности, это планетарных масштабов существо начало действовать, спасая планету (фактически, свою жизнь).
  • Межавторский цикл Шальные карты — такизиане. В принципе могут и умеют применять технологии, но их наиболее знаковые способности — результат биологического / евгенического подхода. Разделены по генотипу на 3 касты: крестьян, воинов (телохранителей) и князей. Крестьяне внешне соответствуют людям. Воины похожи на дварфов — низкорослые, наделены высокой физической силой, живучестью, регенерацией и на генетическом уровне верны своим князьям, хоть и обладают некоторым иммунитетом к телепатии. Князья (пси-владыки) напоминают эльфов (по Толкину) — высокие, утончённые, элегантные (с долей андрогинности), поголовно являются сильными эмпатами и телепатами, живут (если ни на кого не нарвутся) несколько столетий. Флот Такиса состоит из одомашненных и селекционно улучшенных космических животных, приручённых псионически ради имеющихся у них «тахионных желёз», служащих сверхсветовыми двигателями и локаторами. Такисиане — эволюционная ветвь человечества, и князья дают с людьми псионически активное (хоть и послабее чистокровных) фертильное потомство. А заглавный мутагенный вирус «Шальной карты» был опробован на людях с целью получить технологию увеличения доли псиоников среди населения, т. к. Такис нуждается в воинах для конфликта с Узором, многовидовой техногенной организацией наподобие космической Ганзы.
  • М. и. С. Дяченко, «Мигрант» — цивилизация Раа. Сначала — первого типа, люди просто жили, «как деревья», в полной гармонии с собой и с природой, никто не охотился, не убивал, не делал зла, гуляли по лесу и рисовали свои тени на стенах пещер. Потом, после первой Смерти Раа — второго: все производство вынесено на орбиты, почти вся планета — лес, среди которого стоят живые дома и прячутся высокотехнологичные средства коммуникации (а вместо удостоверений личности у них вообще деревянные кулончики, информация с которых считывается пальцами каким-то принципиально непознаваемым для землянина способом).
  • Эми Томсон, «Цвет дали» — тенду, разумные амфибии. Могут сливаться сознаниями со своими соплеменниками (а также с другими разумными видами) при помощи особой шпоры, находящейся на руке. При этом могут видеть, как работает другой организм и отслеживать в нём изменения и неполадки. Тенду могут продлевать свою жизнь до нескольких тысяч лет, отращивать утерянные конечности (могут самостоятельно, а могут — при помощи особых моллюсков), а также приспособить совершенно другой организм (как вышло с главной героиней) к своему миру. Цивилизация тенду примитивна, на уровне племён южноамериканских или новогвинейских джунглей.
  • «Путь индюка» Вадима Проскурина — в эту сторону двигались местные "эльфы". В наличии города из деревьев, мебель из грибов, выполняющие функции роботов животные и изменённые (изначально эльфы были людьми) тела.
  • Йон Уильямс, «Корабль беглецов» — цивилизация Возлюбленной. Полноразумные самки, способные существовать длительное время автономно Неспециализированные Разумные (непосредственно контактом - они занимаются), , куча разных Неразумных, Специализированные Разумные вроде Навигаторов - что-то кроме специальности - не нужно. Корабли тоже живые.

Кино[править]

  • «Аватар» — на планете Пандора всё живое объединено в гигантскую нейросеть, которую туземцы называют Эйва, и которая образует сверхразум.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: Атлантида». Технологии главных антагонистов сериала, рейфов — заимствованная у местных Предтеч техника, густо замешанная на биотехнологиях. Есть даже жирные намёки на телепатическую связь между рейфами и их техникой.
  • «Вавилон 5» — ворлонцы, похоже, построили биологическую цивилизацию. Во всяком случае, корабли у них живые (хотя и не отсвечивают почему-то на сканерах биологических форм). Корабли Теней тоже являются живыми. Для пилотирования требуется пилот, обычно похищенный у других рас.
  • «Звёздный путь» — Вид 8472. Причём их органическая технология настолько совершенна, что никакие нанороботы боргов в них дольше секунды не выживают, то есть их попросту нельзя ассимилировать.

Мультфильмы[править]

  • Отечественная дилогия Г. Тищенко о планете Геоне: «Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны». И своего рода продолжение (точнее, новая история про Янина из несостоявшегося цикла/сериала «Звездный мир») «АМБА» 1991—92 гг. Про создание биологической цивилизации на Земле первым полноценным шагом к таковой стал проект Автоморфный Биоархитектурный Ансамбль (сокращенно АМБА).
    • Должна была быть ещё одна история из того же цикла-про планету на которой биологическая цивилизация воевала с технологической, но….
  • «Джо-солдат: Настоящий американский герой» — цивилизация разумных рептилий кобра-ла, правившая Землей до начала развития человечества. И архитектура, и техника, и оружие кобра-ла исключительно биологические в противовес технологической цивилизации людей.

Мультсериалы[править]

  • «Самурай Джек»: цивилизация трицеракуинов.

Аниме[править]

Видеоигры[править]

  • StarCraft — зерги.
  • Dark Colony — предтеча Старкрафта без протосов.
  • Half-Life — Вортигонты — отказавшись от технического прогресса пошли по пути развития сверхспособностей своих тел. А также создали из всей своей расы единый коллективный разум.
  • С прикрученным фитильком: демоны из вселенной Might and Magic от New World Computing. Есть рой с маткой, рядовыми демонами, старшими демонами. А фитилёк потому, что они всё-таки пользуются некоторыми видами традиционной космической техники. К примеру, двигатели их кораблей не биологические.
  • «Механоиды» — арлинги. Среди их наследия органические корпуса и броня со способностью к регенерации, попытки создать ИИ на органической платформе, позже — мощный биохимический реактор. Теоретически рассматривается возможность органического антиграва и двигателя.
    • А вот органическое оружие не взлетело, поэтому во второй части его нет. Зато есть Синигр (правда, за кадром).
  • Warframe — внезапно, люди. Создали несколько рас слуг, кучу прочей искусственной живности, мясные блестящие башни и живые корабли, а также приделали себе бессмертие.
  • Вселенная X — с прикрученным фитильком, бороны. Фитилёк по той же причине, что и демоны might and magic от 3DO.
  • Трилогия UFO: After… — ретикулане. Создают биотехнологиями вообще всё и в частности: энергетическое и псионическое оружие, боеприпасы к нему, броню и космические корабли.
  • Elite — таргоиды. И известные строения на планетах, и корабли — всё полностью биологическое.
  • «Симбионт» — с прикрученным фитильком: Рой вполне способен использовать электронные и механические устройства (скорее всего, перенятые у других поглощенных разумных видов), но всё же основное направление их технологий завязано именно на генной инженерии и биотехнологиях.
  • Mass Effect: Andromeda — кетты, чьи навыки ассимиляции видов уходят в раздел откровенного колдунства.
  • Command & Conquer 3: Tiberium Wars — Инопланетная раса «Скрины», создатели того самого тиберия.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000тираниды.
    • Отдельными чертами наделены орки. Используют технологии, но технические знания в них заложены генетически. Кланы традиционалистов (или просто орки, выросшие на бедной ресурсами планете) без особых проблем пересаживаются с байков и гаргантов на ездовых скивгов и сквигготов, а также начинают использовать сквигов в качестве оружия, боеприпасов и вообще как замену любым устройствам.
    • Эльдар-экзодиты (Изгнанники). Кое-что из техномагического наследия своей империи сохранили, но по эльдарским меркам — типичные благородные дикари с ездовыми драконами.
  • Infinity (wargame) — с некоторыми оговорками раса Тохха.

Реальная жизнь[править]

Примечания[править]