Просвещенный деспот

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Просвещённый деспот»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Типаж правителя, инверсия Короля-Солнца. Если последний активно занимается окультуриванием вверенного ему народа, покровительствует поэтам, музыкантам, художникам и скульпторам, то герой нашей статьи строго придерживается идеи о том, что хороший химик в двадцать раз полезнее всякого поэта. Своего рода феодальный технократ.

Просвещённый деспот провозглашает вполне ясную и понятную массам цель — доступное образование, море возможностей для самореализации в общественно-полезном ключе, кучу рабочих мест, причем не батраков на плантациях, а ученых, инженеров, химиков и так далее, для чего потребно образование, а так как кадров нужно много — образование стремится быть доступным. Обилие образованных людей поднимает культурный уровень в целом — потому что кроме матана хочется ещё и чего-нибудь для души, а если у души запросы выше уровнем чем «хлеб и зрелища», читай порно и боевики… вот тут начинаются сложности.

Искусство в целом такой персонаж готов признавать только в контексте государственной пользы, которую оно приносит. Признанную классику при нём тиражируют сверх меры и превращают в инструмент пропаганды, нередко прикрепляя тошнотворную нравоучительную трактовку, даже если автор ничего такого не имел в виду (особенно если он ничего такого не имел в виду!)[1]. От произведений современников, даже вполне традиционных по форме, ещё и норовит оттяпать кусок вездесущая цензура, а на особо взбалмошных ведёт охоту подвизающаяся у трона тайная полиция.

Если деспот адекватный, цензурой будут недовольны в основном те, кто пытается протащить под радарами деструктивные идеи, цензор же это заодно редактор, вполне способный сделать сносное произведение — хорошим, а плохое — сжечь к чертям ещё до премьеры, чему воспитанная публика будет только рада[2]. По истощении запасов классики расцветают деконструкция и сатира, рождаются производственные романы и научная фантастика в объемах, недостижимых для конкурентов. Правитель может даже сам озаботиться регулярным осмеянием своего режима или неугодных его элементов — пусть лучше выражают недовольство так, чем с оружием в руках.

При таких государях народ бунтует крайне редко, или не бунтует вообще (особенно если из заграницы не помогают). И не потому что всех бунтарей давно заловили люди в чёрном, а потому что когда люди сыты, они бунтовать не любят, и правитель это прекрасно понимает. Госбезопасность, впрочем, бдит всё равно, и армия укомплектована по последнему слову техники и военной науки. Общество, поднакопив силёнок, вполне может взяться за осуществление какого-нибудь мегапроекта, за который фанаты обскурантизма и высокой культуры избранных, скорее всего, не возьмутся. А даже если и нет, то по распространенному мнению, среднестатистическому филистеру для счастья вполне достаточно тарелки супа и гордости за родину, дающую миру самые забористые в мире заборы. Все это при просвещенном деспоте наличествует, и оттого его правление нередко входит в историю как золотой век.

Элита может быть недовольна, потому как деспот, будучи деспотом, пытается строить её к стенке по струнке: феодальные войны и внутренние пошлины ему не нужны. Место ополчения занимает регулярная армия, починяющаяся лично самому, младшие сыновья без видов на наследство с радостью станут офицерами и чиновниками на зарплате, да и имеющие землю могут почуять перспективы грядущей модернизации и вступить в ряды бизнесменов. С другой стороны в приличное общество подтягиваются новые люди, обязанные своим положением полученному при государе-просветителе образованию и потому всецело одобряющие свои привилегии. Попадает всяким сторонникам красивой жизни, золотой молодёжи, неформалам и прочим бездельникам — чтобы не раздражали народ и не тратили почём зря ресурсы. По причине утилитарного отношения к искусству толпы художников и музыкантов при дворе вы тоже не найдёте, как и вычурного церемониала. Бдительная госбезопасность с полицией оперативно карают как политически недовольных, так и коррупционеров и даже чрезмерно рьяных карьеристов из интеллигенции, вместо дела занятых взаимным саботажем.

Если же герой статьи с головой не дружит, всё вышеописанное выпячивается и утрируется. Нетрадиционное, авангардное и элитарное творчество, как и вообще всё, что не проходит цензуру, автоматом попадает под запрет, а от искусства остаётся только нечто очевидно-дидактичное, с чёрно-белой моралью в крайней форме и приторным приукрашиванием реальности, оно, конечно, будет бездарным, потому как при такой политике все талантливые творцы либо уйдут в подполье, либо вообще сбегут из владений героя статьи. В крайних случаях искусства не будет вообще, а любой, кто посмеет напевать под нос песенку на рабочем месте, будет там же и расстрелян. Народ такого правителя будет ненавидеть только если сохранит такую способность. Деспот закономерно никого не спрашивает и оценивает весь мир с точки зрения пользы для себя лично, а поскольку он всё ещё считает что проблему лучше вовсе не создавать, к образованию подключится пропаганда и вообще любые доступные средства промывки мозгов, обеспечивающие нужную степень организованности населения. Приближённых практически нет или их роль точно так же сведена к автоматам-исполнителям: государь считает себя самым умным и тем более достаточно умным чтобы решать в одиночку вообще всё. Иногда в мотивацию ему приписывают личную обиду на людей искусства, но чаще он слишком безэмоциональный, чтобы всерьёз смешать личное и государственное.

С точки зрения конфликта романтизма и просвещения этот персонаж, конечно, на стороне просветителей, где является положительным персонажем. На романтической стороне более здравомыслящий представитель обитает в основном в произведениях на вечную тему «Поэт и власть», а более отмороженный возглавляет антиутопию.

Разновидности сабжа[править]

  1. Искусный государь. Он проводит подобную линию рационально, адекватно и мудро, что оборачивается для государства политической стабильностью, движением к гегемонии и материальным профитом, а для его народа — ростом благосостояния, безопасностью и возможностями для самореализации.
  2. Технократ. Представитель непосредственных интересов технических специалистов и учёных, проводящий радикально наукоёмкую экономическую политику. В зависимости от сеттинга может быть как оторванным от реальности утопистом, чей режим падёт за полгода, так и умным успешным сторонником технологического прогресса.
  3. Фельдфебель. Дисциплина — галочка, минимум творческих свобод — галочка, преференции техническим специалистам — галочка. С фундаментальной наукой, распространением образования и материальным благосостоянием как повезёт: если внятно и грамотно обосновать целесообразность, повезёт ещё как — а вот если обосновать не выйдет, то не повезёт.
  4. Сумасшедший учёный и безумный король в одном лице. В большей степени всё же король, или же в большей степени всё же учёный, зачастую сказать не представляется возможным, потому что в первую очередь он в большей степени психически больной. Однако по разновидностям помешательства может встречаться в нескольких разновидностях.
    1. Эксцентричный мудрец на троне. Самый светлый и самый мягкий вариант. Представьте себе стереотипного аспиранта с горящими глазами, получившего свою первую постоянную должность в НИИ. Представьте себе, что он вступил в партийную ячейку при этом НИИ. Представьте себе, что он после этого параллельно тянул научную и политическую карьеры. Представьте себе, что он дошёл до ручки пришёл к оглушительному успеху в обоих начинаниях. Представьте себе, что после всего этого глаза у него горят всё так же, как в первый день, несмотря на стресс от каждого из двух профессиональных родов деятельности. Вот это собственно он самый и есть. Романтику ему заменила наука, но в его видении сама наука крайне сильно романтизирована, несмотря на то, что он хорошо знаком с её «внутренней кухней» — он вообще не понимает, как можно одно другому противопоставлять.
      1. Если он действительно гениален, но при этом натурально не от мира сего, может изображать из себя короля-чародея. Хотя кто его знает — может и не изображатьЕсли магия присутствует в сеттинге с самого начала, вполне может им и быть с самого начала.
    2. Образованный эгоманьяк на троне. Просвещённый? О да, конечно, разумеется, ещё какой просвещённый, ведь приобретение знаний тешит его самолюбие, а приобретённая посредством этих знаний власть ещё и подтверждает, что эти знания совсем не бесполезны, что тешит его самолюбие ещё сильнее. Вопреки стереотипам о холодном бездушном разуме будет уделять гуманитарным наукам особое внимание, ведь они дают подсказки к тому, как можно ещё надёжнее держать подчинённых под контролем, но и про точные с естественными науки забывать не будет, ведь пользу от них тоже недооценивать нельзя. При этом в видении окружающих вполне может быть искусным государем, а его реальная мотивация может раскрыться далеко не сразу. В зависимости от убеждений автора, сеттинга произведения и тех, кто такому персонажу противостоит, может быть как минимум неоднозначным.
    3. «Не осилил матан — пошёл на метан.» Самый мрачный вариант. Что от науки, что от политики осталась лишь шелуха — всё затмило буйное помешательство. При этом среди его подручных могут быть и гораздо более вменяемые и прагматичные ребята, которые при должном везении могут образовать правящий тайный совет, который будет сдерживать излишне резкие порывы первого лица государства, дабы не нарушать статус кво.

С прикрученным фитильком — если персонаж проводит такую политическую линию, но верховной власти не имеет.

Педаль в пол — если просвещённость персонажа не знает границ — вынесено в отдельный троп.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Цао Сюэцинь, «Сон в красном тереме» — Цзя Чжэн, хотя и не обладает императорской властью, а носит титул всего-навсего гуна (на наши деньги герцога), ведёт себя именно так.
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман, «Крошка Цахес» — князь Пафнутий. Пародия на троп.
  • С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — штат помощников Льва. А сам Лев любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел.
  • Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — Историческя личность, он же Генерал-Кибернатор он же Чучелище.отчаянно пытается закосить под сабж. Насколько хватает ума и опыта.
  • «Сварог», разумеется. Ставший королём ГГ преследует художника-авангардиста, более изящно по форме, чем Хрущёв, но так же по сути. Автором это ещё и подаётся как хихоньки-хахоньки: в качестве наказания неудачливому живописцу положено изгнание из земель под властью короля Сварога, а земель этих всё больше, и из каждого нового королевства ему положено валить. При этом тот же Сварог пытается умеренно прогрессорствовать, подняв инженеров из Медных Гильдий аж в новоучереждённое Высокое Сословие (на Таларе среди городских ремесленников есть серьёзное иерархическое расслоение по роду занятий, Медные Гильдии — самый низший слой, достаточно сказать, что неклассифицированные Градские Обыватели — это уже Бронзовая Гильдия, а в Медных обретаются проститутки, нищие, уличные актёры и т. д., Высокие Сословия же — это косящие под патрициев торговых республик корпорации, объединяющие разных учёных и деловых людей, по факту — тоже гильдии, но называются иначе и по статусу выше даже Золотых Гильдий, к которым относятся ювелиры и оружейники, в Сословия входят в частности врачи, книжники, юристы и купцы).
    • На самом деле у Бушкова тонкая отсылка к Дали, который своих потенциальных учеников заставлял рисовать лошадь в классической манере, ибо «сперва нужно научиться соблюдать правила, прежде чем их нарушать». Сварогова «жертва» не смогла нарисовать ничего, кроме пятен.
    • Кроме того, началась упомянутая история с художником с того, что тот просил денег из казны на открытие Академии искусств, и Сварог собирался эти деньги выделить, пока не узрел «шедевры» просителя. Так что пострадал тот не за творчество, а за попытку присосаться к госбюджету.
  • Плоский Мир — патриций Витинари, с прикрученным фитильком. Все-таки за время его правления чуть не случилось аж две катастрофы на почве искусства, да и к технологии он тоже относится настороженно (у него в темнице заточен один невезучий изобретатель, для всеобщей безопасности). Тем не менее, у него патологическое отвращение к мимам — любой мим, появившийся в черте города, оказывался в яме со скорпионами и табличкой «Учи слова». Горожане это горячо одобряют.
  • Палтус, «Величайший диктатор» — Шарль-Эдуард Жаннере-Гри. В нашей истории — великий архитектор-конструктивист Ле Корбюзье, здесь — диктатор проигравшей мировую войну Франции, занимающий историческую нишу Гитлера. Утопист и технократ в режиме «педаль в пол». При этом, несмотря на беспощадный прагматизм в действиях (цель войны — победа), все же радеет за безопасную, комфортную, интересную и научно организованную жизнь для людей, поэтому создал методику неагрессивного, но тотального контроля над обществом («Теория морального эфира»). Немцам или сомалийским пиратам от того не легче. А вот его последователи, особенно президент-квислинг России Губарев, скорее, фанатики с топорными методами насаждения прогрессивных идей социал-авангардизма.
  • Велимир Долоев, «Цветы прорастают сквозь кости» — товарищ Тэ, вождь и учитель большей части тропической Африки, объединённой им в государство Азания. С одной стороны, установил личную диктатуру с милитаристскими замашками, афрорасистской идеологией и чистками непокорных племён. С другой — именно его режим покончил с основными бичами Чёрного Континента: голодом, СПИДом, гражданскими войнами, развивает в Азании собственные производства. И даже противники-политэмигранты относятся к Тэ с огромным и искренним уважением.
  • Альфина и Корнел, «Чума в Бедрограде» — субверсия. Строй там именно такой, но самого деспота и нет — есть Бюро патентов. А в нём сидят, вероятно, четыре человека — наследники (моральные — как минимум Ройш в Бюро не входит) «кружка отличников» из приквела.

Другое[править]

  • (Фильм 1927?) «Поэт и царь» — таким изображен Николай I.
  • «Не покидай...» — канцлер Давиль.
  • Фильм «Малефисента» — если понимать мир Болот как метафору мира творчества, воображения и свободы мысли, то Стефан сознательно отрекся от него ради власти. И этим предал не только Малефисенту, но и себя. Начинал как просвещенный деспот, закончил безумным королём.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — высмеивает сходный американский троп «czar», который подразумевает члена исполнительной ветви власти, профессионала с неограниченными полномочиями в узкой сфере. Здесь Мисс Харшвини надзирает за организацией игр дружбы и постоянно заставляет делать по-своему, ссылаясь на то, что она-то профессионал и знает, как лучше.
  • Комикс Girl Genius — барон Вульфенбах. Какие там у него отношения с искусством — неизвестно (вернее, известно, что ему не нравятся пьесы о Гетеродинах, в которых он сам обычно присутствует в роли разрядки смехом, но эти пьесы он не запрещал), но однозначно просвещённый: у других правителей-Искр в лучшем случае инженеры и исследователи-не-Искры на подхвате, а этот на своей передвижной базе устроил целый НИИ с участием множества Искр. И деспот тот ещё, конечно.
  • Аниме Легенда о героях Галактики — Райнхард Лоэнграмм, он же фон Мюзель, сначала теоретизировал о пользе переворотов и деспотии, потом применил теорию на практике.
  • Stellaris — имперская форма правления у материалистов с технократией называется «Просвещенной автократией» и подразумевает именно это. Диктаторская ака «Технократическая диктатура», в общем-то, тоже.
    • А вот у обычных материалистов без технократии аналогичные формы правления будут называться деспотической гегемонией и тоталитарным режимом соответственно. Это уже что-то вроде общества а-ля замятинское «Мы».
  • Электронная опера/техноопера «2032: легенда о несбывшемся грядущем» — генсек Милиневский. Сценарий намекает на то, что его беда в том, что он был недостаточно просвещённым: если бы он послушал искусственный интеллект АСГУ и просто позволил ей продолжать свой курс на автоматизацию, сокращение рабочего дня и общее благосостояние, то ничего ужасного бы не случилось, но романтический идеал советского человека-труженика, несовместимый с предлагаемым машиной бездуховным обществом, заставил его принять ряд неразумных решений, последнее из которых оказалось фатальным.
  • Таким описан Сколар Визари в фанфике-кроссовере «Mass Killzone». Действительно искусный государь, экстремист, который прав и потенциально неплохой ученый, зарубивший свою карьеру работой политика. В остальном — напоминает лидеров Северной Кореи, с поправкой на то, что Хеллган действительно желали раскатать по камушку и выбор был «или диктатура или рабство». Тем более, что Визари отлично понимает все недостатки диктатуры и старается уравновесить её «банкой пауков» Верховного Совета и корпоркратами во главе со Шталем.

Примечания[править]

  1. Справедливости ради, таким образом эту классику могут спасать от полного забвения.
  2. Вспомним, сколько раз мы выходили из кинотеатра матерясь, сколько макулатуры приходится отсеять в книжном, чтобы выбрать более-менее сносное чтиво, и как раздражают книги, запечатанные в пластик.