Шашки: различия между версиями
Строка 199: | Строка 199: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Зелёный слоник]]» (1999) — Пахом предлагает Братишке сыграть в шашки. Отсутствие набора для игры его не останавливает: доску можно расчертить гвоздём, чёрные шашки слепить из грязи, а белые… тоже слепить из грязи, но вставить сверху обрывки бумаги от папироски. | * «[[Зелёный слоник]]» (1999) — Пахом предлагает Братишке сыграть в шашки. Отсутствие набора для игры его не останавливает: доску можно расчертить гвоздём, чёрные шашки слепить из грязи, а белые… тоже слепить из грязи, но вставить сверху обрывки бумаги от папироски. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | |||
* [[Элька]] — Полярник с собакой играют в шашки на компьютере. Четвероногий победил, срубив за один ход девять шашек оппонента. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === |
Версия 09:49, 4 октября 2024
« | — Давненько не брал я в руки шашек! |
» |
— Диалог Чичикова и Ноздрёва. |
Шашки ― одна из самых известных настольных игр, классическая игра наряду с шахматами, нардами и го. Пожалуй, одна из наиболее распространённых в мире абстрактных логических игр. Правила очень простые в освоении, но стратегия очень глубокая и требует серьёзно просчитывать ходы наперёд.
Самые общие правила для большинства вариаций
В самом начале на доске определённой размерности, например, 8 на 8, имеется начальная расстановка двух армий друг напротив друга. Ходят по очереди, в свой ход один юнит, именуемый шашкой, ходит на следующую соседнюю клетку. В большинстве вариаций шашка не имеет права хода назад.
Цель игры — срубить всю армию соперника. Если оставшиеся не имеют возможности ходить (заперты, запатованы), это тоже считается победой.
Рубка
При соседстве с вражеской шашкой появляется возможность её срубить. Самая распространённая в мире механика рубки — прыжок через шашку соперника на пустое поле за ней. С правом перепрыгнуть несколько раз подряд, если в новом положении под боем ещё одна шашка соперника, а за ней — ещё одна и т. д. Естественно, если поле за вражеской шашкой занято другой шашкой любого цвета, взятие невозможно. Такая механика интуитивно понятна и знакома практически всем.
Немаловажно, что почти во всех вариантах этой игры взятие обязательно. То есть при любой возможности рубить рубить обязательно. Это правило на самом деле очень важно, оно значительно балансирует игру. С обязательностью рубки цена ошибки гораздо выше, нужно лучше обдумывать ходы. Это же правило ограничивает число возможных вариантов хода: при подставленной под бой шашке противника остальные не атакующие ходы практически блокируются. Без обязательности рубки игрок мог бы не соглашаться на взятие, влекующее за собой невыгодную для него позицию.
В связи с обязательностью рубки в старину было распространено «правило гнева», на современном сленге ― «запукс». Если игрок не срубил шашку при имевшейся возможности, соперник имеет право объявить о нарушении и забрать шашку, упустившую врага под ударом. Это правило изначально должно было быть штрафом за нарушение правила обязательности рубки, но на практике привело к ситуации, когда игрокам выгоднее штрафоваться на одну-две шашки, чем терять гораздо больше за съеденную наживку. В начале ХХ века его отменили, в спортивной игре не используется, но ещё может встречаться в любительской игре.
Зачастую на серийную рубку накладывается ограничение под названием «турецкий удар»: при таком взятии шашки считаются битыми (переворачиваются, хотя можно просто запоминать), но ещё не снятыми. И когда при таком взятии шашка доходит до клетки, которую она уже проходила, она не имеет права проходить через уже битую шашку снова. С чем связано такое ограничение — см. первую же игру в списке ортогональных систем.
За историю настольных игр (речь уже не только о шашках) механик взятия было придумано немало. Помимо привычного всем прыжкового существуют: занятие поля, где стоит вражеская фигура (шахматы и им подобные); зажатие, становление двух своих юнитов по соседству с одной соперника (см. хнефатафл); стрельба, когда урон наносится издалека (какой-нибудь современный варгейм); решение по броску кубиков при столкновении (см. НРИ, DnD и Pathinder); и ещё многое, на что способна человеческая фантазия. Среди шашек (см. ниже экзотические разновидности игры) не все варианты используют привычные прыжки.
Доведь
По-разному эту механику называют: в русском языке в старину — доведь, во многих языках — дама, дамка, а где-то и королём. Вопрос сугубо языка, суть же всегда одна: когда простая шашка доходит до самой последней горизонтали, она становится дамкой, то есть получает дополнительные возможности.
Смысл вполне ясен. Так, как в большинстве шашечных игр шашки ходят только вперёд (см. выше), на последней горизонтали им некуда ходить, они на краю доски. При этом довести шашку до самого финиша — уже достижение, так как она прошла опасный путь и не была сбита. Так что помимо решения вопроса последнего марафонца это ещё и некоторое вознаграждение. Логично, что в дополнительные возможности всегда входит ход назад.
Те самые возможности варьируются от просто возможности хода назад до дальнобойности. Учитываются также мелкие нюансы: ставится ли дамка за любое поле за сбитой шашкой, либо же только на поле за шашкой; дальнобойная она, или тихоходная; геометрия хода и т.д.. Вышеупомянутый турецкий удар был придуман именно для дамок, именно доведи ограничиваются, чтобы они не были слишком дисбалансными.
Физически обозначить дамку можно, поставив поверх шашки ещё одну. Куда более практичный и простой вариант — перевернуть шашку, но для этого требуется, чтобы обе стороны визуально чем-то отличались, чтобы можно было выделить лицевую и обратную стороны. Замороченные и не такие простые способы обозначения — заменять шашку или, внимание, просто запоминать, какая стала дамкой. В последнем профессиональные игроки ориентируются сугубо на память.
Версии игры
С классическим механизмом взятия, диагональные на доске 8х8
Те самые, самые известные и привычные нам шашки. Шахматная доска 8 на 8 полей, с шахматной чёрно-белой разметкой. Шашек, как правило, по 12 у каждого игрока, ходят они строго по диагонали и ставятся строго на клетки одного цвета (в большинстве вариаций — в чёрные поля). В связи с такой геометрией доски, о чём не все задумываются, работает только половина доски, поля противоположного цвета никак не используются, ведь на них шашки никогда не ставятся. Ещё меньше замечают, что и в шахматах, и в шашках чёрно-белая разметка нужна не просто так: с ней глазу удобнее отслеживать диагональные ходы. В шахматах так удобнее следить за диагональными ходами слонов и ферзей, а в шашках обсуждаемой разновидности видно, на каких полях шашкам положено стоять.
Классическая начальная расстановка для таких шашек — занятие всех доступных полей первых трёх рядов 12-ью шашками. Ходы назад запрещены, но насчёт взятия назад мнения разнятся. Рубка обязательна, серийная рубка обязательно проводится до конца.
- Русские шашки. Классическая расстановка, ставятся шашки на чёрные поля. Взятие назад разрешено, из вариантов серийной рубки разрешается использовать любой (то есть правило большинства не действует). Дамка дальнобойная, ставится на любое поле за сбитой шашкой, серийная рубка дамке разрешена. Действует турецкий удар.
- Русские шашки с расстановкой косынкой. Исчезающе редкая вариация начальной расстановки, в остальном играемая по правилам русских шашек. Никогда не применяется в спортивной и турнирной игре.
- Английские шашки. Шашки на чёрных полях. Дамка может ходить только на одну клетку в любом из четырёх направлений, берёт также. Самая слабая доведь из всех вариаций шашек. По остальным правилам: рубка назад простой шашке запрещена, рубка обязательна, правило большинства не действует (то есть из вариантов взятия можно выбирать любой). При достижении последней горизонтали даже путём рубки ход останавливается, дальнейшая рубка за ход как дамка или простая шашка разрешена только следующим ходом.
- Если на доске осталось только две дамки, ведётся отчёт до 20 ходов, за который одна дамка должна срубить другую ― иначе, по истечении 20-ти ходов, объявляется ничья. Такое правило связано с тихоходностью местных дамок, позволяющее им стоять в оппозиции.
- Французские шашки. Предок английских шашек, правила схожи, хотя отличия имеются, вроде правил рубки. В старофранцузских шашках изначально рубить можно было любым из путей, но позднее было введено правило большинства.
- Итальянские шашки. Шашки на белых полях. Рубка назад запрещена, действует правило большинства, простой шашке запрещено рубить доведь.
- Испанские шашки. Шашки на белых полях. Правила похожи на правила современных международных (стоклеточных) шашек за исключением правила большинства.
- Немецкие шашки. Правила аналогичные испанским, только шашки на чёрных полях.
- Португальские шашки. Шашки на белых полях. Доведи дальнобойные, ставятся на любое поле за сбитой шашкой. Максимально возможное количество побитых шашек для простой — три шашки соперника. При достижении последней горизонтали простая шашка останавливается на ней, продолжать бой как дамка может только следующим ходом. Действует турецкий удар, то есть он запрещён. Действует правило большинства.
- Чешские шашки. Шашки на чёрных полях, ходы назад запрещены, доведи дальнобойные, правило большинства отсутствует, при достижении последней горизонтали шашка останавливает свой ход, в дальнейшем рубить шашки она может на следующем ходу, рубка обязательна, а из вариантов рубки обязательно рубить доведью, если такой ход возможен.
- Северные шашки. Правила во всём аналогичны русским, за одним исключением: при взятии дамки она не снимается с доски, а заменяется обычной шашкой.
- Филиппинские шашки. Правила аналогичные бразильским, за исключением становления шашек на белые поля.
- Тайские шашки. Шашки на белых полях, шашек по 8 у каждого игрока, занимают они первые две горизонтали. От того и расстояние между шашками больше. Рубка назад запрещена, правило большинства отсутствует, серийная рубка обязательно доводится до конца. Доведи дальнобойные, при взятии ставятся на любое поле за сбитой шашкой. Турецкий удар запрещён.
- Бразильские шашки. Ведётся по правилам международных на доске 8 на 8.
- Симметричные шашки. Альтернативные варианты начальной расстановки, в которых в начале партии шашки располагаются двумя раздельными простыми фигурами.
- Готические шашки. Игра, которую приводит в своей книге разработчик игр Уэйн Шмиттерберг (его ли она авторства или он описал какой-то региональный вариант, неизвестно), и поначалу она может показаться ортогональной из-за начальной расстановки, но на деле она тоже диагональная. Расставляются 16 шашек в первые два ряда, и ходят они диагонально, но бить могут как диагонально, так и ортогонально. Получаются своеобразные два измерения, два игровых поля, по которым перемещаются шашки. Остальные правила: рубка необязательна, действует правило большинства.
С классическим механизмом взятия, диагональные на большей или меньшей доске
Варианты шашек помимо нюансов хода простых шашек и доведей экспериментировали и с размерами доски. Их увеличивали в размерах, изредка — наоборот, уменьшали. Вслед за размерностью поля меняется и количество шашек. В остальном правила при этом остаются всё теми же.
- Международные шашки, они же Стоклеточные шашки, поле 10 на 10. Вслед за увеличением доски число шашек изменилось до 20 у каждого из игроков. Ходы назад запрещены, рубка назад разрешена, серийная рубка обязательно доводится до конца, действует правило большинства без учёта качества шашек. Дамкой доведённая шашка становится только в конце хода, если она с края доски продолжает серийную рубку, то как простая шашка. Турецкий удар запрещён.
- Система ничьих сложная, включает в себя следующие условия для ничьи:
- Если игроки в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия, объявляется ничья.
- Если у игрока в окончании партии остались 3 дамки, 3 дамки и 1 простая, 1 дамка и 2 простые, 3 простые шашки, 2 дамки, а также 1 дамка и 1 простая против одинокой дамки; либо же 1 дамка против одинокой дамки или одинокой простой. Игрок во всех этих случаях обязан 5-м ходом выиграть, иначе объявляется ничья.
- Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (т.е. одно и то же расположение шашек), причём, очередь хода каждый раз за одной и той же стороной – также объявляется ничья.
- Если на доске остаются 5 дамок (или 4 дамки и 1 простая шашка) против 2 дамок, сильнейшая сторона обязана победить в 50 ходов, иначе объявляется ничья.
- Первая шашечная игра, с которой провели соревнования, в 1894-ом году. Один из самых распространённых вариантов шашечной игры.
- Фризские шашки, они же фризландские шашки, поле 10 на 10. Предшественник международных шашек. Главное отличие от международных ― это правило боя. Бить можно и нужно не только по диагонали, но и по вертикалям и по горизонталям. По вертикали и горизонтали бой осуществляется прыжком через шашку противника, только в этом случае бьющая шашка прыгает еще и через два белых поля, до шашки противника и после нее. Если есть несколько вариантов боя, то выбирается вариант с наибольшим количеством взятий. Если наибольшее количество шашек можно взять простой шашкой и дамкой, то выбирается взятие дамкой. При определении максимального взятия необходимо также учитывать, что дамка ценнее одной шашки, но две шашки ценнее дамки. То есть если есть выбор взять одну шашку или одну дамку, то необходимо брать дамку. Если есть выбор взять одну дамку или две шашки, то берутся две шашки. Есть запрет на турецкий удар. То есть срубленные шашки снимаются только после того, как взятие завершено и одну и туже шашку дважды рубить нельзя. Также действуют правило трёх ходов (игрок имеет право сделать только три тихих хода дамкой подряд) и правило семи ходов (если у одного игрока две дамки, а у другого ― одна, то первый игрок должен за семь ходов срубить дамку, иначе объявляется ничья). В остальном правила те же, что и в международных шашках.
- Канадские шашки, они же Квебекские шашки, поле 12 на 12. Число шашек вслед за увеличением доски ― по 30 у каждого из игроков. Существует также вариант и с 24-мя шашками у каждого из игроков. В остальном правила аналогичны международным.
- Национальная спортивная дисциплина в Канаде.
- Шашки Спанциретти, они же 80-клеточные шашки, поле 8 на 10. Советский вариант игры, остальные правила во всём аналогичны русским шашкам. В связи с увеличением доски шашек уже по 15 у каждого игрока. Из-за прямоугольной геометрии доски «большая дорога» отсутствует, что исключает один из вариантов ничей.
С классическим механизмом взятия, ортогональные на доске 8х8
Глядя на доску, в которой белые (или чёрные, если шашки белопольные) поля бесполезны, невольно задумываешься: а что, если играть ортогонально, а не диагонально, тем самым используя всю доску? Такие варианты тоже существуют, в них при той же размерности поля это же самое поле намного больше, потому что используется полностью. В остальном это те же шашки, но в другой геометрии. При этом возможен боковой ход, позволяющий пассивную игру, так как при нём шашка не приближается к сопернику. Чёрно-белая шахматная разметка уже не нужна, в традиционных наборах таких игр доска одноцветная. Хотя легко можно пользоваться и обычной доской, разницы нет. Зато привычная нам шахматная доска становится в таком случае универсальной для большего числа разновидностей шашек.
Классическая расстановка для таких шашек — сплошной строй на втором и третьем ряду, крайние горизонтали остаются пустыми. Для такой расстановки требуется уже не 12, а 16 шашек. Так что рекомендуется докупать ещё один набор шашек без доски, либо же заполнять недостающие шашки шахматными пешками.
- Турецкие шашки. Главный представитель данной разновидности шашек. Вышеупомянутая расстановка, ходы строго по ортогоналям (диагональные ходы запрещены). Рубка обязательна, действует правило большинства (из всех доставшихся вариантов взятия обязательно берётся путь с рубкой наибольшего числа шашек), ходы назад запрещены, также, как и рубка назад. Если в ходе взятия шашка доходит до последней горизонтали, но может продолжать серийную рубку, как обычная шашка, она продолжает рубку, как обычная шашка. Дамой шашка становится только в конце хода. Доведь дальнобойная, при взятии ставится на любое поле за сбитой шашкой. На неё действуют те же правило большинства и обязательность рубки.
- Редкая разновидность шашечной игры, где разрешён турецкий удар (то есть нет турецкого удара). При серийной рубке шашки сразу же снимаются с доски, через одно и то же поле можно проходить неограниченное число раз. Покажется неочевидным, но данное правило сильно усложняет игру: ничем не ограниченная дамка способна срубить буквально все шашки противника за один ход. Собственно, запрет на турецкий удар, оно же правило турецкого удара, в других шашечных играх нужно как раз, чтобы подобное оружие массового поражения было хоть немного сбалансировано.
- Греческие шашки. Отличия от турецких шашек: дамка такая же дальнобойная, но ставится на клетку за сбитой шашкой, а не на любую клетку за ней; при достижении последней горизонтали серийной рубкой серийную рубку шашка может продолжать как дамка.
- Армянские шашки. Отличия от турецких шашек: разрешены диагональные ходы вперёд, а ход дамки напоминает не ладью, а ферзя. Правда, рубить по диагонали при этом запрещено. При достижении последней горизонтали путём рубки дальнейшую рубку шашка может продолжать уже как дамка. От турецких шашек остаются запрет на рубку назад и правило большинства, но турецкий удар уже запрещён.
- Курдские шашки.
- Осетинские шашки. Отличия от остальных ортогональных и диагональных систем, очень редкие среди шашечных игр: редкая шашечная игра, где рубка необязательна (компенсируется ничьёй за 10 ходов без рубки подряд). Правило большинства не действует, серийную рубку необязательно доводить до конца. Шашке помимо обычного тихого хода и взятия вражеской шашки доступно также перепрыгивать через рядом стоящую свою шашку (которая при этом не бьётся). Разрешено рубить назад. При таких очень редко встречающихся в шашках правилах всё равно действует турецкий удар (то есть турецкий удар запрещён).
- Бахрейнские шашки.
С классическим механизмом взятия, на гексагональной доске
Ещё одно изменение геометрии игры — гексагональные поля вместо квадратных. Гексагональные поля отличаются от квадратных отсутствием диагоналей. Если с квадратами другие квадраты также соседствуют и по углам, шестиугольники соседствуют только сторонами. Соседних полей получается не 8 (4 стороны и 4 угла), а 6 (6 сторон). Для шашек, которые движутся только вперёд, не менее значимую роль играет ориентация такой доски. Если она направлена к игрокам углами, то шашкам доступны три хода вперёд, если же направлена сторонами — всего два хода. Что уже меняет геометрию доски. Предлагались также варианты, где гексы соединены друг с другом не сторонами, а углами, образуя между собой треугольные щели.
- Шашки Шафрана. К игрокам направлена углами. Отличаются укороченностью, доска вытянутая в 43 клетки, соединённые углами, с сокращённым расстоянием между шашками. Обосновано самим автором тем, что правильная форма такой доски не даёт такого простора — по этой же причине шахматы Шафрана наоборот, длиннее классических квадратных.
- Шашки Молния, за авторством того же советского шашиста Исаака Григорьевича Шафрана. Доска ещё короче, в 24 клетки, также соединённые углами, шашек по 8 у каждого игрока. Имеются два варианта, отличающихся ориентацией доски, длинной горизонталью, либо же углами. Ни один из этих вариантов шашек серийно не выпускался, причиной чему могло послужить что угодно: развал СССР (эти вариации были придуманы в 80-х года прошлого века), неприятие сообществом этой игры или иные причины, доподлинно неизвестно.
- Псковские шашки. Играются на доске уже в форме правильного шестиугольника, направлена к игрокам углами. Имеются два варианта, малая (37 клеток) и большая (61 клетка). Рубят шашки в них во всех шести направлениях, рубка обязательна, серийная рубка обязательно доводится до конца. Дамками также становятся на последней изогнутой горизонтали, доведь дальнобойная.
- HexDame за авторством Кристиана Фрилинга, игра 1979-го года. Доска в 61-у клетку, направленная углами, аналогично псковским шашкам, но самих шашек меньше, их 16, располагаются они в начале ромбиком. Правила ― адаптированные для гексагонального поля правила международных шашек.
- Шашки Кружно, поле на 91 клетку, направлено к игрокам сторонами, все крайние клетки помечены цветом. 12 шашек в самом начале в форме трапеции. Рубка обязательна, серийная рубка необязательно доводится до конца, правило большинства не действует. Также действует специфичное правило: если шашка оказалась на краю доски, обозначенном затемнённым цветом, следующим ходом она обязана вернуться на основное поле, если она не заперта.
С классическим механизмом взятия, на сетчатой доске
Всем вышеперечисленным вариантам геометрии доски предшествовали архаичные поля, в которых шашки ставились на перекрестия линий, а не в клетки. Самый старый вариант доски и размещения шашек, старше привычных диагональных. Как правило, это расчерченные сетки, в которых также проведены диагональные линии. Ходят шашки на таких полях по направлениям линий. Диагонали эти проведены для половины пунктов (если присмотреться к таким доскам, можно заметить), потому с одних полей можно идти по все стороны, а в других невозможны диагональные ходы, а если расположить диагонали так, чтобы они пересекали друг друга в образовавшихся «клетках», то появятся и пункты, где наоборот, недоступны будут уже ортогональные ходы.
- Алькерк, он же Аль-киркат. Арабская игра, поле 5 на 5. Шашек по 12 у каждого игрока, доведей в этой игре нет. Предок всем известных шашек, ещё не перешедший на шахматную доску. Традиционный вариант исполняется в виде заострённых спиц, вставляемых в отверстия на пунктах. Правила этой игры в древних трактатах были написаны довольно обобщённо, многие нюансы остаются неясными.
- Считаются уже обсчитанной игрой, которая сама по себе не слишком стратегична и по большей части скоротечна. Имеются преимущество первого хода, малое количество дебютных построений, надобность сначала расчистить доску, фактически вынужденная рубка в самом начале. От этой игры пошло очень много модификаций (они перечислены ниже), прежде, чем перейти на ортогональные и диагональные игровые системы.
- Замма. Увеличенный Алькерк, чьё поле заметно собрано из четырёх полей Алькерка. Как и с увеличенными полями в диагональных шашках, здесь, вслед за увеличением доски последовало и увеличение числа шашек: их здесь по 40 у каждого из игроков. Помимо размера поля также отличается запретом хода назад и появлением дамки. А также разрешением рубки назад, правилом большинства, дамке доступны все направления, пересекающие пункт, ставится на любой пункт по направлению за сбитой шашкой. Турецкий удар разрешён или запрещён в зависимости от договорённости, то есть по сути имеются две версии игры, отличающиеся конкретно этим нюансом. Как видно, вместе с увеличением доски и количества шашек пришло ещё и влияние других шашечных систем.
- Распространена игра в Северной Африке, название есть явно искажённое «дама». Игровой процесс в такой игре довольно нетороплив, шашки часто тихо шагают вперёд. Зато, в отличие от Алькерка, в ней не так сильно превалирует преимущество первого хода.
- Харбага. Ещё одна модификация Алькерка, только не с увеличенным полем, а с диагоналями, которые прочерчены везде. Пересечения диагоналей при этом тоже пункты, на которые можно ставить шашки, так что поле получилось больше, чем выглядит. Вслед за добавлением новых строго диагональных пунктов и унаследованной от Алькерка сплошной начальной расстановкой число шашек увеличено: их стало по 20 шашек у каждого из игроков.
- Многочисленные шашки Индии, то есть не одна игра, а целая серия игр, все происходят от Алькерка. У всех правила к самим шашкам идентичны. Первый ход определяется жеребьёвкой, взятие прыжком, ход в любую сторону по направлению линий, серийная рубка допустима, турецкий удар разрешён (то есть отсутствует турецкий удар), доведи отсутствуют. При числе шашек, недостаточном для атаки, победа присуждается тому, у кого шашек больше, при равном количестве присуждается ничья.
- Отличия только в форме доски, количестве шашек и их начальной расстановке. Фантазия индусов породила самые безумные формы доски, которые можно себе представить. Начиная с более-менее понятных аналогов мельничной разметки, перекрещенных треугольников и заканчивая очень сложными формами поля.
- Kolowis awithlaknannai. Игра индейцев племени Зуни, проживающих в штате Нью-Мексико. Выделяется необычной вытянутой формой доски, в которой всего три горизонтали, а все шашки расположены на первой горизонтали.
С дополнительными условиями игры, модификации привычных 8 на 8 или иных вариантов
- Поддавки, Обратные шашки. Изменение ровно одно: цель игры не захватить все шашки оппонента, а наоборот, потерять все свои. Изменения цели игры более, чем достаточно, так как и в оригинальных правилах почти всех вышеперечисленных вариантов шашек рубка была обязательной. Такую модификацию можно делать к любой из вышеперечисленных игр.
- Столбовые шашки. Вместо снятия с доски срубленные шашки ставятся под атаковавшую шашку, формируя колонну из шашек. Изменение вовсе не косметическое: если под удар попала башня, то с неё снимается только верхняя шашка. Также и дамкой в конце становится только верхняя шашка в высотной конструкции. Стратегия игры из-за этого усложнена и обогащена новыми тактическими приёмами. Также из-за такого изменения шашки практически никогда не уходят с доски.
- Ставропольские шашки. Разрешается за один ход двигать чужую шашку.
- Самоедские шашки. Шашки могут рубить своих.
- Оборотнические шашки. При взятии вражеской шашки атаковавшая шашка заменяется на шашку другого цвета.
Шашматы
Шашки и шахматы часто идут рука об руку, играются на одной и той же доске, считаются в чём-то похожими играми. Отсюда вытекает мысль тем, или иным образом комбинировать обе игры в одной.
Простой вариант — в шашечной игре выделить одну или две главных фигуры, у которых есть какое-либо преимущество перед остальными. Такие «королевские шашки», не путать с дамками. Доведи ― это получившие апгрейд простые шашки, их количество ограничено только количеством дошедших до края доски простых шашек. «Королевские шашки» же имеются с самого начала, и их число ограничено одним-двумя экземплярами, а преимущество обычно небольшое: возможность хода назад, запрет на взятие «короля» обычной шашкой (то есть деление по рангу), главенствующая роль (взятие главной шашкой ведёт к моментальной победе, как в шахматах), либо всё вместе.
Также можно помечать шашки с какими-то особенностями, на которые накладываются какие-то специфичные механики.
- Шашки против шахмат. В качестве то ли шутки, то ли вопроса «а что, если?» кто-то поставил на одной стороне — стандартную начальную шахматную расстановку, а на другой — стандартную шашечную. Такое легко сделать со стандартным набором «три в одном», игра выходит ассиметричной. Чисто в качестве прикола эксперимент вполне себе любопытный.
- Шашматы. Те же шашки, только крайний ряд помечен: шашка-слон, две шашки-короля и шашка-конь. Простые 8 шашек ничем от шашек не отличаются, король ходит на одну клетку в любом направлении (как доведь в английских шашках), слон ходит, как слон в шахматах, а конь — на три клетки вперёд и на одну перпендикулярно (как верблюд в вариантах шатранджа). Шашки и король рубят прыжком, слон и конь — занятием поля. Шашка на последней горизонтали становится любой из трёх местных фигур: королём, слоном или конём. Цель — срубить двух королей соперника.
- Дамоне. Итальянская игра, в которой простые шашки (Pedine) ходят, с точки зрения ортогональной ориентации, по диагонали вперёд, либо по левой диагонали назад. Трём шашкам, двум дама и одному дамоне, доступны все четыре направления. Имеется и деление по рангу: шашки педине рубят только другие шашки педине, дама рубят других дама и педине, а дамоне могут срубить любую шашку, в том числе и другую дамоне. Простые шашки превращаются не на последней горизонтали, а на любой клетке начальной расстановки соперника, превращение либо в дама, либо в дамоне зависит от того, какую клетку заняла простая шашка.
- Даблот. Модификация Алькерка с увеличенным полем. Между армиями имеются два свободных ряда, а также у шашек имеются принц и король, отличающиеся по рангу (принц выше шашки, король выше принца). У игры очень много вариаций, среди которых есть версии без принца.
- Хнефатафл. Отдельное семейство игр, в котором все фигуры ходят одинаково, но у одной из сторон одна фишка выделена, как король. Рангов нет, король просто главная фигура, взятие которой означает победу атакующей стороны. Хотя победить можно и захватом всех фигур соперника, основной целью являются другие способы победы: защитникам добраться королём до угловых клеток, а атакующей стороне ― захватить короля. Считаются «скандинавскими шахматами», но ввиду одинаковости хода и выделения всего одной важной фигуры только у защитников, намного ближе к слегка усложнённым шашкам.
- Алтай-Шатра. Алтайская разновидность шахматной игры с сегментированным полем, с двумя лагерями и одним нейтральным полем. В игре есть 11 пешек, 2 ладьи, 2 слона, 1 король, но нет коней. Вместо шахматного взятия занятием поля используется перепрыгивание наподобие шашечной доведи.
- Макрук и Ок-чатранг. Являются одной из разновидностей шахматной игры и не считаются за шашматы. Собственно, при начальной расстановке видно, что это по сути шахматы. Только пешечный строй сдвинут на третий ряд, а не второй (что первым бросается в глаза), вместо слона и ферзя фигуры, способные ходить только на одну клетку, и многих привычных шахматных правил в них нет. Но так, как при достижении 6-ой (не последней) горизонтали пешки превращаются в фигуру, способную ходить на одну клетку по диагонали (хоть и берёт занятием поля, а не прыжком), да и дизайн пешек всегда делается по подобию шашек, игра становится похожей на курьёзную разновидность шашек, или по сути, шашматы. Игровой процесс с пешками, куда как чаще превращающимися в местные своеобразные «дамки» и ещё четыремя идущими только на одну соседнюю клетку фигурами, действительно больше напоминает шашки, чем шахматы. Стратегия такой игры делает больший упор не на таранные прострелы и комбинации, а на слаженную композицию фигур.
Экзотика
В описании общих правил упоминались альтернативные механики взятия, помимо прыжков. Все вышеупомянутые шашки используют именно прыжковое взятие, здесь речь идёт о тех самых альтернативных способах валить вражескую армию.
- Фанорона. Игра родом из Мадагаскара. Рубка обязательна, серийная рубка разрешена, но необязательно доводится до конца. Взятие происходит наездом (ход на поле, соседствующее с находящимся в том же ряду рядом вражеских шашек), либо же отступлением (отход от соседства с рядом шашек). При единовременной возможности обеих способов взятия выбирается любой из них, единовременное использование обеих взятий запрещено. Передвигаются шашки, как в сетчатых полях, то есть по направлениям линий. Соответственно с одних пунктов можно ходить по диагонали, а с других — нет. Доведей нет.
- В начале партии доступно всего пять доступных вариантов хода, каждый из них имеет своё название. Каждый из них сразу рубит шашки соперника. В начале партии шашки практически всегда друг друга рубят, так как само положение доски и шашек таково, что всегда есть возможность рубить, а рубка обязательна. К концу партии шашек остаётся мало, при невозможности рубки они уже могут ходить на любую одну клетку, а бой становится более медленным и тяжёлым. Стратегия сводится к тому, чтобы соперник кучковался большими группами шашек, дабы их легче было бить.
- В Мадагаскаре является спортивной дисциплиной, да и за пределами считается одной из самых интересных шашечных разновидностей.
- Суракарта. Поле 6 на 6, по 10 шашек у каждого игрока. Ходят шашки на одно поле во все восемь сторон (в том числе по диагонали), разрешено ходить назад. Доведей в игре нет. Рубка необязательна, серийная рубка запрещена. Механизм этой самой рубки проще показать, чем объяснять: те петли по углам нужны не для красоты.
- Минг-манг. Тибетские шашки, использующие инвентарь для игры в Го (это как играть в Уголки или Чапаев шашечным инвентарём). На гобане (так в Японии называется доска для игры в Го) начальная расстановка по краям, два края занимают чёрные, другие два ― белые. Первыми ходят чёрные, далее ходы чередуются. Взятие зажимное, причём зажать можно сразу целый ряд, лишь бы свои камни стояли на двух краях ряда. Камни убираются с доски... и заменяются в тех же позициях на свои камни. Проще говоря, камни соперника в них не захватывают, а обращают в свои.
- Стандартом является доска 19 на 19 (то есть та же, что и для Го), версия для доски 8 на 8 дисбалансная и не настолько тактически интересная. В традиционном исполнении заменять камни позволяют 180 камней для игры в Го, в самодельных предпочитают делать шашки переворачиваемыми.
- Ней-пат-коно. Корейские шашки, в которых они таки перепрыгивают через шашки. Но прыгают через свои, и прыгать можно, если за перепрыгиваемой шашкой стоит шашка соперника. Чем-то напоминает ход пушки в корейских Чанги или китайских Сянци, вероятно, от них же и произошло. Поле 4 на 4, шашек по 8 у каждого игрока. Ходят шашки строго ортогонально. Ввиду того, что все шашки в самом начале полностью занимают всё поле, с учётом специфики рубки шашек, первым ходом обязательно рубится вражеская шашка, но дальше уже по желанию. Рубка необязательна, серийная рубка запрещена, доведи отсутствуют, ходы назад разрешены.
- Существует разновидность корейских шашек, где в начальное расстановке шашек по 4 у каждого игрока. Тогда они ставятся рядами по краям довольно маленькой доски.
- Корейские шашки кажутся чем-то несерьёзным из-за очень маленького размера доски. Только даже такие миниатюрные шашки на самом деле неожиданно сложны стратегически. Традиционно выполняются в виде сетчатого поля, ставятся шашки на пересечения линий, а не клетки (по клеткам Ней-пат-коно выходит в 3 на 3 клетки, хотя считаются не они), а в качестве шашек используются камни для Го. Но может сгодиться и обычная шахматная доска, сложенная пополам и ещё четверь которой закрыта листом бумаги, а играть можно и обычными шашками. Или ещё проще: поле можно расчертить даже на тетрадном листе бумаги.
- О-пат-коно. Разновидность предыдущей игры, только доска чуть побольше, имеет диагонали, а шашек по 7 у каждого игрока.
- Североамериканские шашки.
- Абалон.
Другие игры с шашечным инвентарём
В данном разделе речь уже не про шашки, а про игры, в которые играют шашечным инвентарём.
- Уголки. Используются те же механизмы прыжка, пусть в этой игре они и не ведут к захвату шашек, а цвет перепрыгиваемой шашки может быть любым. Цель игры также другая: переместить все свои шашки в противоположный угол. Система ортогональная, в начальной расстановке шашки расположены на углах в форме квадрата или прямоугольника (зависит от количества шашек, 9 или 12).
- Чапаев. Шашечный ряд расставляется в самом начале, вместо передвижения шашек шашки стреляют по запуску пальцем. Попал во вражескую шашку — дополнительный ход, промазал — ходит соперник. Шашки снимаются с доски, если они были сбиты, либо при стрельбе вылетели за пределы доски. Существуют также варианты с альтернативными расстановками шашек, названия всех из них отсылают к военному делу.
- Волки и овца. Четыре чёрные шашки на одном краю доски, и одна белая на другом. Друг друга шашки не рубят, «волки» должны запереть одну «овцу», а «овца» — сбежать.
- Нарды всё-таки требуют поле на внутренней стороне раздвижной доски и два дайса D6, и поле это имеет совсем другую структуру. Но используют они такие же шашки, как для игры в шашки. В наборах по три в одном 15 шашек общие для двух игр, хоть в диагональных шашках используется 12 шашек (то есть три шашки получаются лишними).
- Гобан изначально создан для игры в Го, а не Минг-манг, так что технически это тибетские шашки используют набор для более известной игры, а не наоборот. Но инвентарь в любом случае общий.
Стратегия игры
Общие для любой доски
- Комбинации.
- Жертва шашки. Во всех шашечных играх снятые с доски шашки неизбежны. Подставлять под удар одну шашку при этом можно, чтобы потом получить тактическое преимущество. А поскольку рубка обязательна, то жертва шашки по сути контролирует соперника, вынужденного взять шашку, даже, если взятие ведёт к невыгодному для него положению.
- Влияние турецкого удара. Расписанный выше нюанс серийной рубки на самом деле вовсе не мелочь, он значительно влияет на мощь доведи. Как минимум, с разрешением турецкого удара (то есть его отсутствием) берётся за один ход больше шашек. Отсутствие турецкого удара в турецких шашках позволяет то, чего невозможно в шашечных играх с турецким ударом (то есть запретом на него), см. ниже.
Специфичные для диагональных систем
- Каждый ход волей-неволей, неизбежно приближает игрока к армии соперника. Никак не перегруппироваться, только наступление. Цена ошибки с каждым шагом всё выше.
- Сильный и слабый фланги. Работает только в диагональных системах, в частности, 8 на 8. Если посмотреть на начальную расстановку, то она ассиметрична, и условно разделяема на сильный фланг (5 шашек), слабый фланг (4 шашки) и середину с троном (3 шашки).
- Большая дорога, большак. Работает только в квадратных досках, то есть, в которых можно выделить диагональ, проводимую от одного угла к другому (это и есть «большая дорога»). На самом деле самая большая диагональ на доске стратегически важна для доведей: она практически безопасна для неё. Занять большак, перепрыгивать с одного угла на другой ― а любая шашка на большаке теперь под ударом. В окончаниях, когда остаются только доведи, может привести к ничье.
- Треугольник Петрова. Работает только в диагональных шашках с дальнобойными доведями. Представляет из себя позицию, в которой у одного игрока три доведи, а у другого осталась только одна. Из трёх дамок строится конструкция, позволяющая в дальнейшем поймать шашку соперника.
Специфичные для ортогональных систем
- Пассивный ход. Боковые ходы не приближают игрока к армии соперника, зато позволяют перегруппироваться.
- Контроль крайних горизонталей и угловых клеток. В сторону края доски, впритык к границам, шашку сбить невозможно, поля за ней нет. Угловые клетки совсем безопасны, ни с какой стороны их не взять. Угловые позиции можно занять своими доведями, чем подготавливается взятие любой шашки на горизонтали.
- Ловля одной дамки двумя. В диагональных системах с дальнобойными доведями это автоматическая ничья, в ортогональных же системах возможен такой приём: ставим одну дамку в угловую клетку, а другую ― на соседствующую горизонталь. На соседствующую с крайней горизонталь ставить обязательно: эта ловушка потом жертвуется так, что ловец наживки гарантировано ловится на одну горизонталь с угловой дамкой, уже готовой следующим ходом поймать дамку.
Тропы и штампы
- Абстрактная игра
- Армия из одного человека. Технически, таковой является дамка в турецких шашках, почему ― см. выше. В чуть меньшей степени дальнобойные дамки из остальных вариантов, где запрещён турецкий удар.
- Ловушка невозвратных затрат. Этим оборачивается любой необдуманный ход, влекующий за собой потерю сразу нескольких шашек. Цена ошибки высока, у соперника материальное преимущество, а ты срубленные шашки не вернёшь.
- Мод, см. выше.
- Морская свинка. Не задавались вопросом, почему усиленная за прохождение до последней горизонтали шашка именуется именно дамкой? Где тут связь с, собственно, дамой, то есть благородной девицей из высшего сословия? Старого русского слова «доведь» это не касается: шашку, собственно, довели до финишной прямой.
- Кошка по имени Нэко. Большая часть вариантов шашек именуется в честь страны или народности, где такая вариация бытует или была придумана, хотя свои названия у них есть, часто однотипные (замма, дама, тама, таме и т.д.). При этом наименования шашек и дамок на их языках означают просто «шашка» и «дамка».
- Уныло, но практично — сам дизайн шашек. Просто плоские толстые диски на очень скромно выполненной доске. Зато этим удобно играть, такие фишки можно ставить друг на друга, если в механиках игры это что-то означает, или переворачивать, обозначая доведь. Иные варианты тоже не могут похвастаться особо сложным исполнением: шарики на выемках сетчатого поля, турецкий вариант с жёлтыми и чёрными колпачками на одноцветном поле и прочая эстетика ничем не перегруженного дизайна. Но самый простой вариант ― это кустарщина. Расчертить поле на бумаге, земле, камне или дереве, в качестве шашек использовать самые обычные камни двух цветов ― и можно играть.
Где встречается
Литература
- Чингиз Абдуллаев, цикл про Дронго — в рассказе «Сколько стоит миллиард» Дронго называет шашки игрой мудрецов, а когда ему возражают, что таковой считают шахматы, объясняет, что в шахматах специализация фигур вносит ненужную путаницу, а в шашках все фигуры изначально равны.
Кино
- «Зелёный слоник» (1999) — Пахом предлагает Братишке сыграть в шашки. Отсутствие набора для игры его не останавливает: доску можно расчертить гвоздём, чёрные шашки слепить из грязи, а белые… тоже слепить из грязи, но вставить сверху обрывки бумаги от папироски.
Мультфильмы
- Элька — Полярник с собакой играют в шашки на компьютере. Четвероногий победил, срубив за один ход девять шашек оппонента.
Музыка
- «Король и Шут», песня «Бедняжка» — пациентка психушки вчера проиграла соседу в шашки и теперь переживает, что никто не возьмёт её, такую глупую, замуж.
Видеоигры
- Серия «S.T.A.L.K.E.R.» (2007) — бандиты говорят «Чики-брики и в дамки», когда хотят обойти главного героя с тыла.
- «Assassin's Creed IV: Black Flag» — среди мини-игр в портовых тавернах присутствуют и английские шашки. Автор правки, не будучи в курсе за их отличие от русских, был неприятно удивлён новшествами в правилах. Есть и фанорона, а также «мельница».