Колесо Сансары: различия между версиями
(Новая страница: «{{TVTropes|HistoryRepeats|History Repeats|,|Bookends|}} {{spoilers ahoy}} {{Вкратце|Произведение заканчивается ровно тем же, с чего всё и началось.}} {{Q|Ночь, улица, фонарь, аптека,<br />Бессмысленный и тусклый свет.<br />Живи ещё хоть четверть века —<br />Всё будет так. Исхода нет.<br /><br />Умрёшь —...») |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
{{Q|Колесо Сансары дало оборот.|Анонимное интернетное}} | {{Q|Колесо Сансары дало оборот.|Анонимное интернетное}} | ||
{{Q| — Эта Хинамидзава мне больше не интересна. Давай отправимся на поиски следующей Хинамидзавы?|Рика Фуруде}} | {{Q| — Эта Хинамидзава мне больше не интересна. Давай отправимся на поиски следующей Хинамидзавы?|Рика Фуруде}} | ||
[[Файл:Sansara.jpg|thumb|right| | [[Файл:Sansara.jpg|thumb|right|Собственно, колесо Сансары]] | ||
Сансара (или ''Самсара'') | Сансара (или ''Самсара'') — понятие из индуистской религии, обозначающее цикличный круговорот рождений и смертей. Традиционно изображается в виде '''колеса Сансары''', символизируя обречённость бессмертной души (''дживы''), не ведающей о своей истинной сути и погрязшей в иллюзиях материального мира, на вечное повторение одного и того же путешествия. Освобождение от колеса Сансары является, согласно индуизму, конечной целью бытия и называется ''нирваной''. | ||
Применительно к художественным произведениям о попадании в колесо Сансары можно говорить, если концовка произведения в мельчайших деталях совпадает с его началом, таким образом создавая закольцованность сюжета. Достичь этого можно разнообразными | Применительно к художественным произведениям о попадании в колесо Сансары можно говорить, если концовка произведения в мельчайших деталях совпадает с его началом, таким образом создавая закольцованность сюжета. Достичь этого можно разнообразными способами — начиная от того, что [[Это был только сон|персонаж в начале сюжета заснул]], и заканчивая [[Машина времени|путешествиями во времени]]. Приём зачастую считается дешёвым и банальным, однако хороший автор всегда может преподнести [[троп]] в эффектном виде. | ||
Близкий | Близкий троп — [[день сурка]], когда возвращение к исходной точке не привязано к началу и концу произведения. | ||
Родственные | Родственные тропы — [[цикл империй]] и [[цикл революций]]. | ||
== В науке == | == В науке == | ||
{{Youtube|cmF8OAYwIAI|М-теория, [[True Detective]]}} | {{Youtube|cmF8OAYwIAI|М-теория, [[True Detective]]}} | ||
После того как [[Мышь Эйнштейна|ученые покончили с многими заблуждениями]] типа многомировой интерпретации, теории скрытых параметров и прочих лакомых для фантастов вещей, возник вопрос: и что будет дальше? Способов шататься во времени туда-сюда, как хотелось бы | После того как [[Мышь Эйнштейна|ученые покончили с многими заблуждениями]] типа многомировой интерпретации, теории скрытых параметров и прочих лакомых для фантастов вещей, возник вопрос: и что будет дальше? Способов шататься во времени туда-сюда, как хотелось бы попаданцам — у нас нет. Параллельные миры нам не светят, потому что не существуют. Попытка залезть в чревоточину приведет к многим интересным эффектам, одним из которых является поток излучения, но того же можно достичь просто забравшись в печку крематория. [[Гипердрайв|Сверхсветовой технологии]] не существует, и шататься нам средь звезд до морковкина заговенья<ref>Если кому-то интересно, заговенье — это день перед постом, прилагательное поясняет, насколько серьёзные ограничения пост будет накладывать: бывает яичное, мясное, рыбное, молочное заговенье. Поскольку морковь ни в один из постов есть не запрещено, морковное, оно же морковкино заговенье — событие, встречающееся не чаще, чем греческие календы, а вся фраза синонимична обороту «когда ад замёрзнет».</ref>, и если мы не задолбаемся ждать, то увидим гаснущие звезды и всеобщее уныние и отчаянье. Как вы понимаете, мысль о том, что всё сущее бренно, ученых ни в коем разе не устроила. Эпоха термодинамического равновесия их тоже не устроила, потому что — сюрприз — фотон не может излучаться со скоростью меньше скорости света. То есть частицы ведут себя не как шары в бильярде, которые под действием трения и столкновений теряют энергию и в конце концов останавливаются (если то же произойдет с броуновским движением частиц мы получим зеро по кельвину, а достичь этого нуля неимоверно трудно, потому что, зараза, частицы этому сопротивляются изо всех сил). А теперь включаем в это уравнение гравитацию: если частицы попытаются остановиться, она начнет стягивать их назад. Так появилась гипотеза большого схлопывания — когда Вселенная, закончив расширяться, схлопнется назад в большой ком материи. Но, тут в дело вмешались астрономы. «Ребята, да ведь Вселенная расширяется с ускорением!» — сказали они. Ну, это естественно, ведь когда с одной стороны некоей материи есть давление, а с другой — нет — материя приобретает ускорение. Но это самое простое (и не очень верное) объяснение данного феномена. Второе объяснение — бадминтон частицами через световой горизонт — на другом конце находится сжимающаяся вселенная. Таким образом, энергия просто летает туда-сюда, а так как одновременно подачу и ловлю осуществить невозможно (точнее, возможно, но мы этого не увидим — это к вопросу о второй ветви гиперболы, со знаком минус), мы получаем кольцо. И это грёбаное колесо Сансары непрерывно крутится, порождая такие интересные штуки как Предтеч — тех, кто каким-то образом умудрился перехитрить этот цикл (традиционно их описывают как довольно хилых существ с большим развитым мозгом — что теоретически может быть объяснено эволюцией в межзвездной пустоте, где гравитации нет, а потребность выдумать способ как можно выкрутиться — есть). Поэтому пока колесо вертится, «параллельные миры» будут существовать последовательно, недетерминировано, но в каждом из них будет разумная жизнь, которая будет пытаться достигнуть Нирваны — найти выход из этой чёртовой ловушки под названием Вселенная. Таким образом, задача поиска инопланетян переходит из категории фрической в научную — если они существуют, они как раз и будут этими Предтечами, так как никакая древняя цивилизация не могла успеть зародиться и выйти в космос за то время, пока существует Вселенная (по очень большому количеству причин), а из-за ограничения на сверхсветовые перелёты искать нас они будут долго, если им не помочь, отправляя сигналы. Если же Предтеч нет — это не значит, что выхода нет. Это значит что возможно мы будем первыми — Предтечами для кого-то, кто будет после. Кто знает, возможно, религия имеет научное обоснование? А главный вопрос — откуда цивилизации возрастом этак в двадцать тысяч лет могли знать об этой вселенских масштабов проблеме, если они полагали что мир стоит на трёх слонах, причем буквально<ref>поэтому понимать религию буквально — нельзя, если в ней есть смысл, то он метафоричен — то ли кому-то потребовалось сокрыть знание о настоящем порядке вещей от людей чтобы ими было проще управлять, то ли за огромное количество времени люди деградировали до такой степени что от первоначального матана остались только легенды — что кстати всегда и происходит с утерянным знанием, поэтому самым тяжелым преступлением во все времена являлось сжигание библиотек. Хрен с ними с людьми, [[Бабы ещё нарожают|они расплодятся]], но знание — сколько лет пройдет прежде чем его переоткроют?</ref>? [[Звёздные Войны|Идём со мной, и вместе мы разгадаем эту загадку]]! | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Религии]] и мифология === | === [[Религии]] и мифология === | ||
* В колесо Сансары верят [[индийские песни и пляски|индуисты]] | * В колесо Сансары верят [[индийские песни и пляски|индуисты]] — это одна из основ их религии. Ты вечно возрождаешься, и чтобы возрождаться в хороших телах, надо не грешить и иметь хорошую карму из прошлых жизней. | ||
* Примерно в то же верят и [[Справочник автора/Буддизм|буддисты]], но у них колесо Сансары считается чем-то плохим, т. | * Примерно в то же верят и [[Справочник автора/Буддизм|буддисты]], но у них колесо Сансары считается чем-то плохим, т. к. жизнь по буддизму — это круговорот страданий и страстей. Конечная цель любого буддиста — достичь такого просветления, чтобы разорвать цикл перерождений и уйти в Нирвану — блаженную пустоту. | ||
** Иронично, но [[Вам террористы, нам партизаны|как зачастую бывает]] в близких, но соперничающих системах идей, мечта индуиста в следующем воплощении стать богом или хотя бы полубогом с точки зрения | ** Иронично, но [[Вам террористы, нам партизаны|как зачастую бывает]] в близких, но соперничающих системах идей, мечта индуиста в следующем воплощении стать богом или хотя бы полубогом с точки зрения буддизма — [[невероятно отстойная благодарность]]: богу пребывать в сансаре придётся несравнимо дольше, чем человеку. | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* Т. | * Т. н. «докучные сказки»: | ||
** Самая известная: «У попа была собака, он её любил…». | ** Самая известная: «У попа была собака, он её любил…». | ||
** Почти такая же известная: «Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу было мочало, начинай сказку с начала…». | ** Почти такая же известная: «Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу было мочало, начинай сказку с начала…». | ||
** Сказка про белого | ** Сказка про белого бычка — [[кодификатор]] в русской культуре. Это, собственно, не сказка, а старинный [[Крестьяне|крестьянский]] (и [[шут]]овской) метод троллинга легковерных (или просто незнакомых с данным конкретным пранком, напоминающим современное «Купи слона»): ''«Рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Расскажи. — Ты расскажи, да я расскажи, всякий просит „Расскажи“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Нет. — Ты нет, да я нет, всякий молвит „нет“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Отвяжись! — Ты отвяжись, да я отвяжись, всякий скажет „отвяжись“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка?..»'' Так могло продолжаться долго; могло и дракой закончиться. Иногда пранк использовался, чтобы как раз драку-то и [[Провокация|спровоцировать]]. | ||
*** Оный бык был так эпичен видимо, что оказался одним из героев психодельного мультика мультипликатора Норштейна «Сказка сказок» (там он появляется на пару с Серым Волчком и играет с девочкой). | *** Оный бык был так эпичен видимо, что оказался одним из героев психодельного мультика мультипликатора Норштейна «Сказка сказок» (там он появляется на пару с Серым Волчком и играет с девочкой). | ||
** Купи слона! | ** Купи слона! | ||
** «Едем дальше…видим мост, на мосту ворона сохнет/мокнет». | ** «Едем дальше…видим мост, на мосту ворона сохнет/мокнет». | ||
** «Встал медведь на | ** «Встал медведь на колоду — Бултых в воду!..». | ||
** См. также https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poteshki/350-dokuchnye-skazki | ** См. также https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poteshki/350-dokuchnye-skazki | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Безымянное стихотворение А. | * Безымянное стихотворение А. А. Блока, вынесенное в эпиграф, в общем-то, отлично передаёт всю суть. | ||
** Причем посвящено оно кокаиновой зависимости. | ** Причем посвящено оно кокаиновой зависимости. | ||
** И, что интересно, Блок даже недооценил продолжительность. Место, про которое он писал, известно, через 109 лет там по-прежнему аптека (все остальное, естественно, тоже сохранилось). | ** И, что интересно, Блок даже недооценил продолжительность. Место, про которое он писал, известно, через 109 лет там по-прежнему аптека (все остальное, естественно, тоже сохранилось). | ||
* Рассказ «Коловращение» О. Генри. О чём и говорит название. | * Рассказ «Коловращение» О. Генри. О чём и говорит название. | ||
* Рассказ «Круг» В. [[Белая эмиграция|Набокова]]. [[Игры с тропом|Игра с тропом]]: текст начинается с того самого места, на котором кончается, | * Рассказ «Круг» В. [[Белая эмиграция|Набокова]]. [[Игры с тропом|Игра с тропом]]: текст начинается с того самого места, на котором кончается, и т. п., таким образом считается, что его можно читать с любого места. | ||
* «Братья Львиное Сердце» [[Астрид Линдгрен]]. После Нангиялы их ждала Нангилима… | * «Братья Львиное Сердце» [[Астрид Линдгрен]]. После Нангиялы их ждала Нангилима… | ||
* «[[Тёмная Башня]]» [[Стивен Кинг|Стивена Кинга]]. Пожалуй, самый эпичный пример. Читателям стоило ждать долгие годы, пока автор медленно выцеживал из себя книги эпопеи, чтобы узнать в финале, что за дверью Тёмной Башни Роланда ждёт возвращение к началу первой книги. Впрочем, [[субверсия]]: повторение всё-таки не стопроцентное. Так, 99, | * «[[Тёмная Башня]]» [[Стивен Кинг|Стивена Кинга]]. Пожалуй, самый эпичный пример. Читателям стоило ждать долгие годы, пока автор медленно выцеживал из себя книги эпопеи, чтобы узнать в финале, что за дверью Тёмной Башни Роланда ждёт возвращение к началу первой книги. Впрочем, [[субверсия]]: повторение всё-таки не стопроцентное. Так, 99,99 %. | ||
* Рассказ «Чувство, имя которому есть только на французском» того же Кинга. Как любит говорить мэтр: | * Рассказ «Чувство, имя которому есть только на французском» того же Кинга. Как любит говорить мэтр: «Ад — это вечное повторение одного и того же». | ||
* [[Вечный Воитель]] Майкла Муркока, | * [[Вечный Воитель]] Майкла Муркока, возможно — кодификатор тропа. | ||
* [[Виктор Пелевин]], «Вести из Непала». Герои мертвы и обречены на загробное повторение одного и того же дня в своих воздушных мытарствах. Впрочем, им осталось не более 39 раз. | * [[Виктор Пелевин]], «Вести из Непала». Герои мертвы и обречены на загробное повторение одного и того же дня в своих воздушных мытарствах. Впрочем, им осталось не более 39 раз. | ||
** Собственно, у Пелевина действие '''всех''' романов и сборников, начиная с «Чапаева и Пустоты», происходит в «абсолютной пустоте», и мотив побега или выхода из сансары становится одним из основных. У некоторых героев получается, но происходящее невыразимо, поэтому книга либо заканчивается на этой точке («t», «Священная книга оборотня»), либо же герой исчезает из книги (как Озирис в «Бэтмане Апполо» или Тесей в «Шлеме ужаса»). Бывает и так, что, не выдержав испытания, герои остаются в сансаре, как в «iPhuck 10» или «Тайных видах на гору Фудзи». | ** Собственно, у Пелевина действие '''всех''' романов и сборников, начиная с «Чапаева и Пустоты», происходит в «абсолютной пустоте», и мотив побега или выхода из сансары становится одним из основных. У некоторых героев получается, но происходящее невыразимо, поэтому книга либо заканчивается на этой точке («t», «Священная книга оборотня»), либо же герой исчезает из книги (как Озирис в «Бэтмане Апполо» или Тесей в «Шлеме ужаса»). Бывает и так, что, не выдержав испытания, герои остаются в сансаре, как в «iPhuck 10» или «Тайных видах на гору Фудзи». | ||
* Рассказ «Абсолютно невозможно» Р. Силверберга. Задействована временная петля. | * Рассказ «Абсолютно невозможно» Р. Силверберга. Задействована временная петля. | ||
* «Полёт в навсегда» Пола | * «Полёт в навсегда» Пола Андерсона — путешественник во времени, способный нормально перемещаться лишь вперёд, добирается до последних дней жизни Вселенной, откуда затем переносится к моменту рождения новой, точно такой же или даже той же самой, а его транспорт, модифицированный богоподобными жителями грядущих дней, после этого самоуничтожается. | ||
* Евгений Прошкин «Зима-0001» и Вернор Виндж «Куки- | * Евгений Прошкин «Зима-0001» и Вернор Виндж «Куки-монстр» — пессимистичный и [[Откровение у холодильника|неочевидно оптимистичный]], соответственно, сюжет на тему «неделя сурка в Матрице». | ||
* Алексей Иванов, «Географ глобус | * Алексей Иванов, «Географ глобус пропил» — в начале на дворе ранняя осень, Виктор Служкин живёт с замотанной бытом женой и дочкой, курит на балконе и идет устраиваться учителем. В конце на дворе поздняя весна-начало лета, ученики Служкина успешно выпустились, сам он лишился работы, но к нему вернулись ушедшая было к другу жена и дочь, и он снова курит на балконе. | ||
* «Молли Мун и путешествие во | * «Молли Мун и путешествие во времени» — возможно, вдохновлено вышеупомянутым «Полетом в навсегда». Молли Мун оказывается в безвыходной ситуации, не имея возможности путешествовать в будущее, в котором и засел злодей, и движется все дальше и дальше в прошлое, пока не попадает в момент образования Вселенной… а за этим моментом оказывается наша же Вселенная бесконечно далекого будущего, перед своей смертью! Этим подтверждается теория ее наставника Леса о том, что время подобно колесу. | ||
* Рассказ «Тенебрус» из Расширенной Вселенной [[Звездные войны|Звездных войн]]. Дарт Тенебрус (учитель учителя Палпатина) придумал хитрый план, который позволил бы ему переселиться в тело ученика, когда тот его убьет. Но что-то пошло не так, в результате чего он обречен раз за разом переживать момент своей смерти. | * Рассказ «Тенебрус» из Расширенной Вселенной [[Звездные войны|Звездных войн]]. Дарт Тенебрус (учитель учителя Палпатина) придумал хитрый план, который позволил бы ему переселиться в тело ученика, когда тот его убьет. Но что-то пошло не так, в результате чего он обречен раз за разом переживать момент своей смерти. | ||
* «Приключения Жихаря» Михаила | * «Приключения Жихаря» Михаила Успенского — собственно, именно с целью «разорвать» это самое колесо протагонист и был отправлен в поход за Полуденной Росой. А возникло это колесо по вине Мироеда, который коварно искусил людей поклониться Колесу и применить Рычаг, из-за чего всё в мире и стало идти по кругу (поэтому на самом деле Жихарь уже неоднократно рождался и отправлялся на свой подвиг, с каждым разом продвигаясь всё дальше, пусть и ни разу не достигнув цели). Пожалуй, эпичнее всего ситуацию описал создавший людей Светоначальник: «Вот, понимаешь, отныне всё в мире пойдет по кругу да по кривой, я же мнил привести вас к Сиянию своему путём прямым и кратким. Горе вам, племя ленивое и стрёмное! С этого часа не дождаться вам Пятого времени года: придёт за весной лето, за летом осень, за осенью же снова будет вам зима, ибо не оправдали вы высокого доверия моего, козлы похотливые и волки позорные! Мало того, по прошествии лет снова сотворю я вас из чего попало и снова пошлю подальше за каменной плитой, и опять соблазнит вас Мироед проклятым Колесом, и многажды, многажды это повторится, пока не родится среди вас тот, кто все превозможет…» | ||
* Кэтрин М. Валенте, «Minecraft. Край» — книга заканчивается так же, как и начинается… ну, почти… {{spoiler|Потому что героев теперь шестеро, а не двое. }}{{spoiler|Тот цикл, что был описан в книге, отличался от 999 предыдущих как раз тем, что туда попали новые.}} | * Кэтрин М. Валенте, «Minecraft. Край» — книга заканчивается так же, как и начинается… ну, почти… {{spoiler|Потому что героев теперь шестеро, а не двое. }}{{spoiler|Тот цикл, что был описан в книге, отличался от 999 предыдущих как раз тем, что туда попали новые.}} | ||
* Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Грабли сансары» — посвящено тому, как люди делают ошибки и (не) исправляют их. В первый раз оба молодых родителя, Гриша и Ася, сбегают от зачатого ими ребенка: он учиться в Новосибирск, она оставляет новорожденную дочь на родителей и укатывает с первым встречным в Смоленск. Когда же им приходится столкнуться со случайной беременностью во второй раз, Ася, изменившая мужу с его шофером и изгнанная обоими, возвращается домой, чтобы спихнуть родителям и второго спиногрыза, а самой и дальше порхать по жизни, а вот Гриша, тоже обретя кучу неприятностей, начинает брать на себя ответственность и в итоге выходит из замкнутого круга, становясь настоящим взрослым и главой семьи. В целом же произведение начинается и заканчивается сценой приготовления борща. | * Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Грабли сансары» — посвящено тому, как люди делают ошибки и (не) исправляют их. В первый раз оба молодых родителя, Гриша и Ася, сбегают от зачатого ими ребенка: он учиться в Новосибирск, она оставляет новорожденную дочь на родителей и укатывает с первым встречным в Смоленск. Когда же им приходится столкнуться со случайной беременностью во второй раз, Ася, изменившая мужу с его шофером и изгнанная обоими, возвращается домой, чтобы спихнуть родителям и второго спиногрыза, а самой и дальше порхать по жизни, а вот Гриша, тоже обретя кучу неприятностей, начинает брать на себя ответственность и в итоге выходит из замкнутого круга, становясь настоящим взрослым и главой семьи. В целом же произведение начинается и заканчивается сценой приготовления борща. | ||
==== Сетевая ==== | ==== Сетевая ==== | ||
* Собственно, «Колесо | * Собственно, «Колесо Сансары» — роман А. Нейтака о цепочке перерождений в СФК Китая-Японии. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Основной инстинкт»: не | * «Основной инстинкт»: не 100 %, но очень похоже. | ||
* Киноцикл «Пункт назначения». | * Киноцикл «Пункт назначения». | ||
* Киноцикл «Пила». | * Киноцикл «Пила». | ||
* «мама! | * «мама!» — судя по фильму, повторяется всё уже не один раз. Только Мама меняется. | ||
* «12 обезьян». | * «12 обезьян». | ||
* «[[Вторая мировая война|Flat top]]»: в начале фильма командир авиакрыла авианосца ''Princeton'' просит своего помощника сообщить пилоту, приземлившемуся вопреки приказу уйти на второй круг, что он отстранён от полётов. В конце тот самый помощник, теперь командир авиакрыла уже на новом (названном в честь предыдущего) авианосце ''Princeton'', передаёт через своего помощника уже другому пилоту тот же приказ и по той же причине. | * «[[Вторая мировая война|Flat top]]»: в начале фильма командир авиакрыла авианосца ''Princeton'' просит своего помощника сообщить пилоту, приземлившемуся вопреки приказу уйти на второй круг, что он отстранён от полётов. В конце тот самый помощник, теперь командир авиакрыла уже на новом (названном в честь предыдущего) авианосце ''Princeton'', передаёт через своего помощника уже другому пилоту тот же приказ и по той же причине. | ||
** В принципе, многие американские фильмы про войну и военных 40-50-х годов, включая обучающие фильмы, следуют этой схеме. Возможно, так показывали преемственность поколений. В начале фильма главный герой, молодой солдат или, реже, офицер, оказывается на «принимающей» стороне какой-то фразы или ситуации, в конце уже он, набравшись опыта, порождает эту ситуацию для молодёжи. | ** В принципе, многие американские фильмы про войну и военных 40-50-х годов, включая обучающие фильмы, следуют этой схеме. Возможно, так показывали преемственность поколений. В начале фильма главный герой, молодой солдат или, реже, офицер, оказывается на «принимающей» стороне какой-то фразы или ситуации, в конце уже он, набравшись опыта, порождает эту ситуацию для молодёжи. | ||
* «Шоу | * «Шоу Трумана» — в наличии и сансара, и выход из неё. | ||
* «[[Space Truckers]] | * «[[Space Truckers]]» — фильм заканчивается именно так, как и начинался: злодей погибает по собственной вине, а всех собак вешают на главных героев и они вынуждены вновь бежать. | ||
* «Новобранец» с Клинтом Иствудом. Это надо видеть. | * «Новобранец» с Клинтом Иствудом. Это надо видеть. | ||
* | * «Треугольник» — весь фильм об этом. | ||
* «Осенний | * «Осенний марафон» — Бузыкин пытается разорвать порочный круг событий вокруг себя и начать жить собственной жизнью... но у него ничего не получается, и он снова разрывается между женой и любовницей, лжёт обоим и прогибается под окружающих. Получилась одна из самых [[Обнять и плакать|безнадёжно-депрессивных]] концовок в истории кино. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «Солдаты» — последний эпизод заканчивается кадрами из начала первого. [[Подсвечено]] показыванием этих самых кадров и подписью «Мы сделали это!». | ||
* | * Эврика — в конце последней серии идёт кадр из начала первой, но уже с другого ракурса. | ||
* «Удивительные странствия Геракла». Финальный эпизод так и называется «Круг замкнулся». | * «Удивительные странствия Геракла». Финальный эпизод так и называется «Круг замкнулся». | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Короткометражка Осаму Тэдзуки «Jumping»/«Прыжок» (1984) | * Короткометражка Осаму Тэдзуки «Jumping»/«Прыжок» (1984) — ребёнок-попрыгун после приземления в эпицентр взрыва и встречи с чертями возвращается на то самое место, откуда и начал совершать гигантские прыжки. | ||
* «[[The Lion King|Король-Лев]] | * «[[The Lion King|Король-Лев]]» — фильм начинается с представления звериному народу новорождённого Симбы и заканчивается такой же церемонией для его наследника. | ||
** Во вступительной песне «Круг жизни», ставшей негласным символом фильма, поется именно об этом. | ** Во вступительной песне «Круг жизни», ставшей негласным символом фильма, поется именно об этом. | ||
* «Кутх и мыши» — рисованный мультфильм 1985 года по мотивам чукотских сказок, космогоническая притча об устройстве Вселенной. | * «Кутх и мыши» — рисованный мультфильм 1985 года по мотивам чукотских сказок, космогоническая притча об устройстве Вселенной. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
Строка 91: | Строка 90: | ||
=== Веб-комиксы === | === Веб-комиксы === | ||
* «Приключения кота- | * «Приключения кота-бизнесмена» — финальный стрип в точности повторяет самый первый. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Space Dandy]]: после беседы с Богом Данди возвращается к тому, с чего начал. | * [[Space Dandy]]: после беседы с Богом Данди возвращается к тому, с чего начал. | ||
* [[Bleach]]: игра с тропом. Последний том манги называется точно так же, как и первый. | * [[Bleach]]: игра с тропом. Последний том манги называется точно так же, как и первый. | ||
* [[The Sky Crawlers]]: В начале фильма на военную базу прибывает главный | * [[The Sky Crawlers]]: В начале фильма на военную базу прибывает главный герой — двойник погибшего ранее пилота. В конце фильма, после финальных титров, на базу прибывает уже двойник главного героя. | ||
* Mekakucity | * Mekakucity Actors — все события представляют собой цикл, в котором неизбежно Куроха берет под контроль Харуку и убивает всех членов «команды Ослепленного города», заставляя Мари возвращаться назад во времени, чтобы вновь попытаться спасти своих друзей. В аниме, впрочем, замкнутый круг разрывается выходом Аяно Татэямы в реальный мир. | ||
* [[Blame!]] | * [[Blame!]] — по распространенному мнению читателей, так все и заканчивается. В начале ГГ Килли сопровождает неизвестный ребенок, которого убивают в первой же главе — в последней главе Килли все-таки добирается до поверхности и выпускает в воду яйцо с генами последнего в мире «чистого» человека, способного обуздать Техносферу. Многие считают, что это цикл — теоретический Спаситель этого мира всякий раз буднично погибает в перестрелке, и Килли вынужден снова и снова пускаться в путь через всю Техносферу. | ||
** И это ерунда. В спин-оффе-эпилоге ''Blame!²'' прямым текстом сказано, что Техносфера прекратила расширяться. | ** И это ерунда. В спин-оффе-эпилоге ''Blame!²'' прямым текстом сказано, что Техносфера прекратила расширяться. | ||
* [[Onepunch-Man]]: первый сезон аниме | * [[Onepunch-Man]]: первый сезон аниме закольцован — в финале в город выперлось очередное [[свинья-страшилка|чудо-юдо]] «драконьего» уровня, которое что-то бухтит про людишек, загрязняющих окружающую среду. Совсем как первый показанный монстр. Бой (если это можно так назвать) проходит по традиционной схеме: Сайтама убивает хряка с одного тычка, после чего разочарованно орёт. Основное отличие от первой серии в том, что появляется он вместе с Геносом. | ||
* [[Steins;Gate]], [[с прикрученным фитильком]] | * [[Steins;Gate]], [[с прикрученным фитильком]] — в последней серии нам показывают, как Окабэ устроил «смерть» Макисэ из первой серии, повлёкшую за собой события аниме. В том числе его личный ад со смертями Маюри. [[Подсветка|Подсвечено им самим]]: «Удачи тебе. Это будут три самые тяжёлые недели в твоей жизни.» | ||
* [[Paranoia Agent]] | * [[Paranoia Agent]] — казалось бы, спустя два года Токио полностью оправился от разрушений. Однако теперь вместо Мароми всем нравится няшная котейка с тем же жизненным кредо «Давайте отдохнём!». А внезапно постаревший детектив Манива рисует на асфальте бредовые формулы точно также, как и ранее старик-провидец. И точно также обращается ко зрителям, прощаясь и подводя итог сериала — «Круг за кругом, история вернулась к началу»… | ||
* [[Psycho-Pass]] — Конец первого сезона повторяет начало почти полностью, за исключением героев, которые несколько поменялись ролями. Аканэ в роли Гинозы, Гиноза вместо Масаоки, Мика в роли Аканэ, Шо вместо Кагари, Тогане вместо Когами. Повторены даже реплики персонажей. Пусть дело может и отличаться, но мы этого не узнаем. | * [[Psycho-Pass]] — Конец первого сезона повторяет начало почти полностью, за исключением героев, которые несколько поменялись ролями. Аканэ в роли Гинозы, Гиноза вместо Масаоки, Мика в роли Аканэ, Шо вместо Кагари, Тогане вместо Когами. Повторены даже реплики персонажей. Пусть дело может и отличаться, но мы этого не узнаем. | ||
* [[Wolf’s Rain]] | * [[Wolf’s Rain]] — в конце аниме, после гибели главных героев и наступления Конца Света, все они оказываются в городе, напоминающем современный Токио. | ||
* Kurozuka — после того, как Куро в последней серии добирается до Куромицу, он узнает, что проходит один и тот же цикл уже тысячу лет. Рассказав ему об этом, Куромицу отвечает, что полностью бессмертное тело для Куро еще не готово, после чего убивает возлюбленного и запускает цикл заново. | * Kurozuka — после того, как Куро в последней серии добирается до Куромицу, он узнает, что проходит один и тот же цикл уже тысячу лет. Рассказав ему об этом, Куромицу отвечает, что полностью бессмертное тело для Куро еще не готово, после чего убивает возлюбленного и запускает цикл заново. | ||
* Koro Sensei Quest! - в финале герои, почти покорив финальный данж, оказываются под угрозой гибели из-за обрушения данжа и скрытая способность Нагисы спасает всех...вернув в самое начало истории. | * Koro Sensei Quest! - в финале герои, почти покорив финальный данж, оказываются под угрозой гибели из-за обрушения данжа и скрытая способность Нагисы спасает всех...вернув в самое начало истории. | ||
Строка 111: | Строка 110: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Demonophobia]] | * [[Demonophobia]] — в конце игры звучат те же слова, что и в начале. | ||
* [[Evoland 2]] | * [[Evoland 2]] — в самом конце игры протагонист просыпается в доме, где игра начиналась. Да и история сеттинга игры зациклена, на что намекает учёный в библиотеке Предтеч. | ||
* Darkest | * Darkest Dungeon — последние слова эпилога — первые слова пролога. | ||
* Prince of Persia, песочная | * Prince of Persia, песочная трилогия — последняя игра трилогии заканчивается тем, что Принц начинает рассказывать Фаре историю всех своих приключений, начиная с первой части. При этом последние слова в The Two Thrones и первые слова в Sands of Time совпадают. | ||
* [[Singularity]] | * [[Singularity]] — в хорошей концовке все заканчивается тем, что герой вновь оказывается в вертолете, летящем на разведку российского острова возле Камчатки. Да вот только на вертолетах теперь почему-то нанесена советская символика, а по рации никто не говорит о нарушении воздушных границ России — что и неудивительно. [[Твист Р. Л. Стайна|Какие границы могут быть у мирового СССР?]] | ||
* [[Layers of Fear]] | * [[Layers of Fear]] — «нейтральная» концовка заканчивается именно так, как и начиналась игра: Художник снимает полотно с холста и начинает снова творить свой «magnum opus». | ||
* Silent Hill: | * Silent Hill: Downpour — такое наказание ждёт Мёрфи-лицемера. Если вести себя как негодяй и оказаться виновным в смерти Фрэнка Колриджа, то Мёрфи просто казнят. Но если всю игру строить из себя добряка, но в конце оказаться убийцей, то за это Мёрфи ждёт бесконечное повторение кошмара в Сайлент Хилле. | ||
* [[Мор (Утопия)]]: У Мраморного | * [[Мор (Утопия)]]: У Мраморного Гнезда — игра начинается с того, что Чума, захватившая последний район города, предлагает Бакалавру сдаться и принять смерть. Чтобы [[Досрочная концовка|не проиграть, не поиграв]], нужно отказаться. После — Даниил просыпается и считает произошедшее пророческим кошмаром. Вот только кончается всё ровно тем же, соответственно и отказаться можно снова. На деле, всё происходящее — бред Бакалавра, который заразился чумой и [[Героическая сила воли|отказывается умирать]]. Из-за чего и видит в бреду последний день [[День сурка|вот уже в который раз]]. | ||
** В релизной версии Мраморного Гнезда [[Педаль в пол|педаль вдавливается в пол]] | ** В релизной версии Мраморного Гнезда [[Педаль в пол|педаль вдавливается в пол]] — отказываетесь и сама игра начинается ''сначала'', без какого-либо выхода в главное меню. | ||
* [[The Witness]] | * [[The Witness]] — стандартная концовка. Но, имея опыт в сборе секретов, вы быстро отыщете и нестандартную… | ||
* Hunted: The Demon’s Forge — в плохой концовке Каддок и Элара убивают следжевого демона. Сразу после этого всю игру притворявшаяся союзницей-проводницей призрачная волшебница Серафина расскажет, как она с напарником точно также прорвались в логово демонов, где одолели предыдущего следжевого демона, и после этого ее напарник, нахлебавшийся проклятой жижи, убил ее и стал новым демоном. И тут тот из героев, кто за игру выпил больше следжа, становится настолько одержим демонической жидкостью, что, прежде чем превратиться в нового демона, убьет напарника, который станет новым призраком-проводником. | * Hunted: The Demon’s Forge — в плохой концовке Каддок и Элара убивают следжевого демона. Сразу после этого всю игру притворявшаяся союзницей-проводницей призрачная волшебница Серафина расскажет, как она с напарником точно также прорвались в логово демонов, где одолели предыдущего следжевого демона, и после этого ее напарник, нахлебавшийся проклятой жижи, убил ее и стал новым демоном. И тут тот из героев, кто за игру выпил больше следжа, становится настолько одержим демонической жидкостью, что, прежде чем превратиться в нового демона, убьет напарника, который станет новым призраком-проводником. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer Fantasy Battles]] и [[Warhammer Age of Sigmar]], как раскрыла Лилеат в Конце Времён, на самом деле являются лишь частью громадного цикла войны с Хаосом, в ходе которого мир всегда уничтожается первым и в образовавшейся пустоте возрождается в новом виде с участием некой божественной сущности, имеющей облик звёздного | * [[Warhammer Fantasy Battles]] и [[Warhammer Age of Sigmar]], как раскрыла Лилеат в Конце Времён, на самом деле являются лишь частью громадного цикла войны с Хаосом, в ходе которого мир всегда уничтожается первым и в образовавшейся пустоте возрождается в новом виде с участием некой божественной сущности, имеющей облик звёздного дракона — Дракотиона, — а некоторые самые могущественные жители старого мира становятся богами в следующем. Так продолжается непрерывно с самого начала Хаоса (если допустить, что Хаос и варп в этих франшизах общие, тогда выходит, что всё началось в [[Warhammer 40000]] с Войной на Небесах между Древними и некронами, Хаос является [[Подлое эхо войны|побочным эффектом]] [[Война — это кошмар|тогдашных ужасов]]). | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 133: | Строка 131: | ||
* Концептуальный альбом группы Iron Maiden «Seventh Son of a Seventh Son» начинается и заканчивается словами «Seven deadly sins …/Seven ways to win…»<ref>Seven deadly sins, seven ways to win, seven holy paths to hell, ''and your trip begins''; Seven downward slopes, seven bloodied hopes, seven are your burning fires, seven your desires…</ref>. | * Концептуальный альбом группы Iron Maiden «Seventh Son of a Seventh Son» начинается и заканчивается словами «Seven deadly sins …/Seven ways to win…»<ref>Seven deadly sins, seven ways to win, seven holy paths to hell, ''and your trip begins''; Seven downward slopes, seven bloodied hopes, seven are your burning fires, seven your desires…</ref>. | ||
** [[Не баг, а фича]] в конце песни «The Clairvoyant» (из того же альбома) жирно намекается, что [[Протагонист|протагониста]] альбома ждёт реинкарнация. | ** [[Не баг, а фича]] в конце песни «The Clairvoyant» (из того же альбома) жирно намекается, что [[Протагонист|протагониста]] альбома ждёт реинкарнация. | ||
* [[Пикник (группа)|Пикник]] | * [[Пикник (группа)|Пикник]] — лирик-видео на песню «Последний из Могикан» кончается тем, чем и начинается: герой подбирает печать со знаком, лежащую в листве. [[С прикрученным фитильком|С фитильком]], так как герой другой. | ||
* Клип на композицию Роджера Санчеса [https://www.youtube.com/watch?v=rdlvPe959Ck «Another Chance»]. | * Клип на композицию Роджера Санчеса [https://www.youtube.com/watch?v=rdlvPe959Ck «Another Chance»]. | ||
* | * "На дальней станции сойду" за авторством ВИА Самоцветы (Пламя) отличается [[музыкальный триппер|повышенной прилипчивостью]] именно из-за закольцованных припевов и начала-конца. | ||
* Аналогично строят свои песни Александр Гейнц и Сергей Данилов. | * Аналогично строят свои песни Александр Гейнц и Сергей Данилов. "Песня о полярной авиации", "Арктика" и "Далекий порт" тому примером. | ||
** | ** "Размах пролива Беринга - от берега до берега полсотни миль простуженной воды" - начинается и завершается "Страна Аляска". | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Существует теория, согласно которой именно по этому принципу работает вся Вселенная и время. После того, как погаснут все звёзды, вновь произойдёт Большой Взрыв и всё начнётся сначала. | * Существует теория, согласно которой именно по этому принципу работает вся Вселенная и время. После того, как погаснут все звёзды, вновь произойдёт Большой Взрыв и всё начнётся сначала. | ||
** К примеру, «Должность во Вселенной» индуиста (???) Владимира Савченко. | ** К примеру, «Должность во Вселенной» индуиста (???) Владимира Савченко. | ||
** Теорема возврата Пуанкаре. Спустя чуть больше миллиллиона лет от Большого взрыва Вселенная придёт к изначальному состоянию. Чему там возвращаться после тепловой | ** Теорема возврата Пуанкаре. Спустя чуть больше миллиллиона лет от Большого взрыва Вселенная придёт к изначальному состоянию. Чему там возвращаться после тепловой смерти — отдельный вопрос. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | <references /> | ||
{{Nav/Endings}} | {{Nav/Endings}} |
Версия 18:44, 27 марта 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи History Repeats, Bookends. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Короче, Склихосовский! Произведение заканчивается ровно тем же, с чего всё и началось. |
« | Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь — начнёшь опять сначала И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. |
» |
— А. А. Блок |
« | Колесо Сансары дало оборот. | » |
— Анонимное интернетное |
« | — Эта Хинамидзава мне больше не интересна. Давай отправимся на поиски следующей Хинамидзавы? | » |
— Рика Фуруде |
Сансара (или Самсара) — понятие из индуистской религии, обозначающее цикличный круговорот рождений и смертей. Традиционно изображается в виде колеса Сансары, символизируя обречённость бессмертной души (дживы), не ведающей о своей истинной сути и погрязшей в иллюзиях материального мира, на вечное повторение одного и того же путешествия. Освобождение от колеса Сансары является, согласно индуизму, конечной целью бытия и называется нирваной.
Применительно к художественным произведениям о попадании в колесо Сансары можно говорить, если концовка произведения в мельчайших деталях совпадает с его началом, таким образом создавая закольцованность сюжета. Достичь этого можно разнообразными способами — начиная от того, что персонаж в начале сюжета заснул, и заканчивая путешествиями во времени. Приём зачастую считается дешёвым и банальным, однако хороший автор всегда может преподнести троп в эффектном виде.
Близкий троп — день сурка, когда возвращение к исходной точке не привязано к началу и концу произведения.
Родственные тропы — цикл империй и цикл революций.
В науке
М-теория, True Detective
После того как ученые покончили с многими заблуждениями типа многомировой интерпретации, теории скрытых параметров и прочих лакомых для фантастов вещей, возник вопрос: и что будет дальше? Способов шататься во времени туда-сюда, как хотелось бы попаданцам — у нас нет. Параллельные миры нам не светят, потому что не существуют. Попытка залезть в чревоточину приведет к многим интересным эффектам, одним из которых является поток излучения, но того же можно достичь просто забравшись в печку крематория. Сверхсветовой технологии не существует, и шататься нам средь звезд до морковкина заговенья[1], и если мы не задолбаемся ждать, то увидим гаснущие звезды и всеобщее уныние и отчаянье. Как вы понимаете, мысль о том, что всё сущее бренно, ученых ни в коем разе не устроила. Эпоха термодинамического равновесия их тоже не устроила, потому что — сюрприз — фотон не может излучаться со скоростью меньше скорости света. То есть частицы ведут себя не как шары в бильярде, которые под действием трения и столкновений теряют энергию и в конце концов останавливаются (если то же произойдет с броуновским движением частиц мы получим зеро по кельвину, а достичь этого нуля неимоверно трудно, потому что, зараза, частицы этому сопротивляются изо всех сил). А теперь включаем в это уравнение гравитацию: если частицы попытаются остановиться, она начнет стягивать их назад. Так появилась гипотеза большого схлопывания — когда Вселенная, закончив расширяться, схлопнется назад в большой ком материи. Но, тут в дело вмешались астрономы. «Ребята, да ведь Вселенная расширяется с ускорением!» — сказали они. Ну, это естественно, ведь когда с одной стороны некоей материи есть давление, а с другой — нет — материя приобретает ускорение. Но это самое простое (и не очень верное) объяснение данного феномена. Второе объяснение — бадминтон частицами через световой горизонт — на другом конце находится сжимающаяся вселенная. Таким образом, энергия просто летает туда-сюда, а так как одновременно подачу и ловлю осуществить невозможно (точнее, возможно, но мы этого не увидим — это к вопросу о второй ветви гиперболы, со знаком минус), мы получаем кольцо. И это грёбаное колесо Сансары непрерывно крутится, порождая такие интересные штуки как Предтеч — тех, кто каким-то образом умудрился перехитрить этот цикл (традиционно их описывают как довольно хилых существ с большим развитым мозгом — что теоретически может быть объяснено эволюцией в межзвездной пустоте, где гравитации нет, а потребность выдумать способ как можно выкрутиться — есть). Поэтому пока колесо вертится, «параллельные миры» будут существовать последовательно, недетерминировано, но в каждом из них будет разумная жизнь, которая будет пытаться достигнуть Нирваны — найти выход из этой чёртовой ловушки под названием Вселенная. Таким образом, задача поиска инопланетян переходит из категории фрической в научную — если они существуют, они как раз и будут этими Предтечами, так как никакая древняя цивилизация не могла успеть зародиться и выйти в космос за то время, пока существует Вселенная (по очень большому количеству причин), а из-за ограничения на сверхсветовые перелёты искать нас они будут долго, если им не помочь, отправляя сигналы. Если же Предтеч нет — это не значит, что выхода нет. Это значит что возможно мы будем первыми — Предтечами для кого-то, кто будет после. Кто знает, возможно, религия имеет научное обоснование? А главный вопрос — откуда цивилизации возрастом этак в двадцать тысяч лет могли знать об этой вселенских масштабов проблеме, если они полагали что мир стоит на трёх слонах, причем буквально[2]? Идём со мной, и вместе мы разгадаем эту загадку!
Примеры
Религии и мифология
- В колесо Сансары верят индуисты — это одна из основ их религии. Ты вечно возрождаешься, и чтобы возрождаться в хороших телах, надо не грешить и иметь хорошую карму из прошлых жизней.
- Примерно в то же верят и буддисты, но у них колесо Сансары считается чем-то плохим, т. к. жизнь по буддизму — это круговорот страданий и страстей. Конечная цель любого буддиста — достичь такого просветления, чтобы разорвать цикл перерождений и уйти в Нирвану — блаженную пустоту.
- Иронично, но как зачастую бывает в близких, но соперничающих системах идей, мечта индуиста в следующем воплощении стать богом или хотя бы полубогом с точки зрения буддизма — невероятно отстойная благодарность: богу пребывать в сансаре придётся несравнимо дольше, чем человеку.
Фольклор
- Т. н. «докучные сказки»:
- Самая известная: «У попа была собака, он её любил…».
- Почти такая же известная: «Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу было мочало, начинай сказку с начала…».
- Сказка про белого бычка — кодификатор в русской культуре. Это, собственно, не сказка, а старинный крестьянский (и шутовской) метод троллинга легковерных (или просто незнакомых с данным конкретным пранком, напоминающим современное «Купи слона»): «Рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Расскажи. — Ты расскажи, да я расскажи, всякий просит „Расскажи“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Нет. — Ты нет, да я нет, всякий молвит „нет“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка? — Отвяжись! — Ты отвяжись, да я отвяжись, всякий скажет „отвяжись“, а рассказать ли тебе сказку про белого бычка?..» Так могло продолжаться долго; могло и дракой закончиться. Иногда пранк использовался, чтобы как раз драку-то и спровоцировать.
- Оный бык был так эпичен видимо, что оказался одним из героев психодельного мультика мультипликатора Норштейна «Сказка сказок» (там он появляется на пару с Серым Волчком и играет с девочкой).
- Купи слона!
- «Едем дальше…видим мост, на мосту ворона сохнет/мокнет».
- «Встал медведь на колоду — Бултых в воду!..».
- См. также https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poteshki/350-dokuchnye-skazki
Литература
- Безымянное стихотворение А. А. Блока, вынесенное в эпиграф, в общем-то, отлично передаёт всю суть.
- Причем посвящено оно кокаиновой зависимости.
- И, что интересно, Блок даже недооценил продолжительность. Место, про которое он писал, известно, через 109 лет там по-прежнему аптека (все остальное, естественно, тоже сохранилось).
- Рассказ «Коловращение» О. Генри. О чём и говорит название.
- Рассказ «Круг» В. Набокова. Игра с тропом: текст начинается с того самого места, на котором кончается, и т. п., таким образом считается, что его можно читать с любого места.
- «Братья Львиное Сердце» Астрид Линдгрен. После Нангиялы их ждала Нангилима…
- «Тёмная Башня» Стивена Кинга. Пожалуй, самый эпичный пример. Читателям стоило ждать долгие годы, пока автор медленно выцеживал из себя книги эпопеи, чтобы узнать в финале, что за дверью Тёмной Башни Роланда ждёт возвращение к началу первой книги. Впрочем, субверсия: повторение всё-таки не стопроцентное. Так, 99,99 %.
- Рассказ «Чувство, имя которому есть только на французском» того же Кинга. Как любит говорить мэтр: «Ад — это вечное повторение одного и того же».
- Вечный Воитель Майкла Муркока, возможно — кодификатор тропа.
- Виктор Пелевин, «Вести из Непала». Герои мертвы и обречены на загробное повторение одного и того же дня в своих воздушных мытарствах. Впрочем, им осталось не более 39 раз.
- Собственно, у Пелевина действие всех романов и сборников, начиная с «Чапаева и Пустоты», происходит в «абсолютной пустоте», и мотив побега или выхода из сансары становится одним из основных. У некоторых героев получается, но происходящее невыразимо, поэтому книга либо заканчивается на этой точке («t», «Священная книга оборотня»), либо же герой исчезает из книги (как Озирис в «Бэтмане Апполо» или Тесей в «Шлеме ужаса»). Бывает и так, что, не выдержав испытания, герои остаются в сансаре, как в «iPhuck 10» или «Тайных видах на гору Фудзи».
- Рассказ «Абсолютно невозможно» Р. Силверберга. Задействована временная петля.
- «Полёт в навсегда» Пола Андерсона — путешественник во времени, способный нормально перемещаться лишь вперёд, добирается до последних дней жизни Вселенной, откуда затем переносится к моменту рождения новой, точно такой же или даже той же самой, а его транспорт, модифицированный богоподобными жителями грядущих дней, после этого самоуничтожается.
- Евгений Прошкин «Зима-0001» и Вернор Виндж «Куки-монстр» — пессимистичный и неочевидно оптимистичный, соответственно, сюжет на тему «неделя сурка в Матрице».
- Алексей Иванов, «Географ глобус пропил» — в начале на дворе ранняя осень, Виктор Служкин живёт с замотанной бытом женой и дочкой, курит на балконе и идет устраиваться учителем. В конце на дворе поздняя весна-начало лета, ученики Служкина успешно выпустились, сам он лишился работы, но к нему вернулись ушедшая было к другу жена и дочь, и он снова курит на балконе.
- «Молли Мун и путешествие во времени» — возможно, вдохновлено вышеупомянутым «Полетом в навсегда». Молли Мун оказывается в безвыходной ситуации, не имея возможности путешествовать в будущее, в котором и засел злодей, и движется все дальше и дальше в прошлое, пока не попадает в момент образования Вселенной… а за этим моментом оказывается наша же Вселенная бесконечно далекого будущего, перед своей смертью! Этим подтверждается теория ее наставника Леса о том, что время подобно колесу.
- Рассказ «Тенебрус» из Расширенной Вселенной Звездных войн. Дарт Тенебрус (учитель учителя Палпатина) придумал хитрый план, который позволил бы ему переселиться в тело ученика, когда тот его убьет. Но что-то пошло не так, в результате чего он обречен раз за разом переживать момент своей смерти.
- «Приключения Жихаря» Михаила Успенского — собственно, именно с целью «разорвать» это самое колесо протагонист и был отправлен в поход за Полуденной Росой. А возникло это колесо по вине Мироеда, который коварно искусил людей поклониться Колесу и применить Рычаг, из-за чего всё в мире и стало идти по кругу (поэтому на самом деле Жихарь уже неоднократно рождался и отправлялся на свой подвиг, с каждым разом продвигаясь всё дальше, пусть и ни разу не достигнув цели). Пожалуй, эпичнее всего ситуацию описал создавший людей Светоначальник: «Вот, понимаешь, отныне всё в мире пойдет по кругу да по кривой, я же мнил привести вас к Сиянию своему путём прямым и кратким. Горе вам, племя ленивое и стрёмное! С этого часа не дождаться вам Пятого времени года: придёт за весной лето, за летом осень, за осенью же снова будет вам зима, ибо не оправдали вы высокого доверия моего, козлы похотливые и волки позорные! Мало того, по прошествии лет снова сотворю я вас из чего попало и снова пошлю подальше за каменной плитой, и опять соблазнит вас Мироед проклятым Колесом, и многажды, многажды это повторится, пока не родится среди вас тот, кто все превозможет…»
- Кэтрин М. Валенте, «Minecraft. Край» — книга заканчивается так же, как и начинается… ну, почти… Потому что героев теперь шестеро, а не двое. 'Тот цикл, что был описан в книге, отличался от 999 предыдущих как раз тем, что туда попали новые.
- Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Грабли сансары» — посвящено тому, как люди делают ошибки и (не) исправляют их. В первый раз оба молодых родителя, Гриша и Ася, сбегают от зачатого ими ребенка: он учиться в Новосибирск, она оставляет новорожденную дочь на родителей и укатывает с первым встречным в Смоленск. Когда же им приходится столкнуться со случайной беременностью во второй раз, Ася, изменившая мужу с его шофером и изгнанная обоими, возвращается домой, чтобы спихнуть родителям и второго спиногрыза, а самой и дальше порхать по жизни, а вот Гриша, тоже обретя кучу неприятностей, начинает брать на себя ответственность и в итоге выходит из замкнутого круга, становясь настоящим взрослым и главой семьи. В целом же произведение начинается и заканчивается сценой приготовления борща.
Сетевая
- Собственно, «Колесо Сансары» — роман А. Нейтака о цепочке перерождений в СФК Китая-Японии.
Кино
- «Основной инстинкт»: не 100 %, но очень похоже.
- Киноцикл «Пункт назначения».
- Киноцикл «Пила».
- «мама!» — судя по фильму, повторяется всё уже не один раз. Только Мама меняется.
- «12 обезьян».
- «Flat top»: в начале фильма командир авиакрыла авианосца Princeton просит своего помощника сообщить пилоту, приземлившемуся вопреки приказу уйти на второй круг, что он отстранён от полётов. В конце тот самый помощник, теперь командир авиакрыла уже на новом (названном в честь предыдущего) авианосце Princeton, передаёт через своего помощника уже другому пилоту тот же приказ и по той же причине.
- В принципе, многие американские фильмы про войну и военных 40-50-х годов, включая обучающие фильмы, следуют этой схеме. Возможно, так показывали преемственность поколений. В начале фильма главный герой, молодой солдат или, реже, офицер, оказывается на «принимающей» стороне какой-то фразы или ситуации, в конце уже он, набравшись опыта, порождает эту ситуацию для молодёжи.
- «Шоу Трумана» — в наличии и сансара, и выход из неё.
- «Space Truckers» — фильм заканчивается именно так, как и начинался: злодей погибает по собственной вине, а всех собак вешают на главных героев и они вынуждены вновь бежать.
- «Новобранец» с Клинтом Иствудом. Это надо видеть.
- «Треугольник» — весь фильм об этом.
- «Осенний марафон» — Бузыкин пытается разорвать порочный круг событий вокруг себя и начать жить собственной жизнью... но у него ничего не получается, и он снова разрывается между женой и любовницей, лжёт обоим и прогибается под окружающих. Получилась одна из самых безнадёжно-депрессивных концовок в истории кино.
Телесериалы
- «Солдаты» — последний эпизод заканчивается кадрами из начала первого. Подсвечено показыванием этих самых кадров и подписью «Мы сделали это!».
- Эврика — в конце последней серии идёт кадр из начала первой, но уже с другого ракурса.
- «Удивительные странствия Геракла». Финальный эпизод так и называется «Круг замкнулся».
Мультфильмы
- Короткометражка Осаму Тэдзуки «Jumping»/«Прыжок» (1984) — ребёнок-попрыгун после приземления в эпицентр взрыва и встречи с чертями возвращается на то самое место, откуда и начал совершать гигантские прыжки.
- «Король-Лев» — фильм начинается с представления звериному народу новорождённого Симбы и заканчивается такой же церемонией для его наследника.
- Во вступительной песне «Круг жизни», ставшей негласным символом фильма, поется именно об этом.
- «Кутх и мыши» — рисованный мультфильм 1985 года по мотивам чукотских сказок, космогоническая притча об устройстве Вселенной.
Мультсериалы
- Мультсериал «Футурама» закончился полным зацикливанием. Сразу после премьеры финального эпизода даже повторно показали пилотную серию.
- А один из эпизодов основан на вышеупомянутом «Полёте в навсегда».
Веб-комиксы
- «Приключения кота-бизнесмена» — финальный стрип в точности повторяет самый первый.
Аниме и манга
- SPACE☆DANDY: после беседы с Богом Данди возвращается к тому, с чего начал.
- Bleach: игра с тропом. Последний том манги называется точно так же, как и первый.
- The Sky Crawlers: В начале фильма на военную базу прибывает главный герой — двойник погибшего ранее пилота. В конце фильма, после финальных титров, на базу прибывает уже двойник главного героя.
- Mekakucity Actors — все события представляют собой цикл, в котором неизбежно Куроха берет под контроль Харуку и убивает всех членов «команды Ослепленного города», заставляя Мари возвращаться назад во времени, чтобы вновь попытаться спасти своих друзей. В аниме, впрочем, замкнутый круг разрывается выходом Аяно Татэямы в реальный мир.
- Blame! — по распространенному мнению читателей, так все и заканчивается. В начале ГГ Килли сопровождает неизвестный ребенок, которого убивают в первой же главе — в последней главе Килли все-таки добирается до поверхности и выпускает в воду яйцо с генами последнего в мире «чистого» человека, способного обуздать Техносферу. Многие считают, что это цикл — теоретический Спаситель этого мира всякий раз буднично погибает в перестрелке, и Килли вынужден снова и снова пускаться в путь через всю Техносферу.
- И это ерунда. В спин-оффе-эпилоге Blame!² прямым текстом сказано, что Техносфера прекратила расширяться.
- Onepunch-Man: первый сезон аниме закольцован — в финале в город выперлось очередное чудо-юдо «драконьего» уровня, которое что-то бухтит про людишек, загрязняющих окружающую среду. Совсем как первый показанный монстр. Бой (если это можно так назвать) проходит по традиционной схеме: Сайтама убивает хряка с одного тычка, после чего разочарованно орёт. Основное отличие от первой серии в том, что появляется он вместе с Геносом.
- Steins;Gate, с прикрученным фитильком — в последней серии нам показывают, как Окабэ устроил «смерть» Макисэ из первой серии, повлёкшую за собой события аниме. В том числе его личный ад со смертями Маюри. Подсвечено им самим: «Удачи тебе. Это будут три самые тяжёлые недели в твоей жизни.»
- Paranoia Agent — казалось бы, спустя два года Токио полностью оправился от разрушений. Однако теперь вместо Мароми всем нравится няшная котейка с тем же жизненным кредо «Давайте отдохнём!». А внезапно постаревший детектив Манива рисует на асфальте бредовые формулы точно также, как и ранее старик-провидец. И точно также обращается ко зрителям, прощаясь и подводя итог сериала — «Круг за кругом, история вернулась к началу»…
- Psycho-Pass — Конец первого сезона повторяет начало почти полностью, за исключением героев, которые несколько поменялись ролями. Аканэ в роли Гинозы, Гиноза вместо Масаоки, Мика в роли Аканэ, Шо вместо Кагари, Тогане вместо Когами. Повторены даже реплики персонажей. Пусть дело может и отличаться, но мы этого не узнаем.
- Wolf’s Rain — в конце аниме, после гибели главных героев и наступления Конца Света, все они оказываются в городе, напоминающем современный Токио.
- Kurozuka — после того, как Куро в последней серии добирается до Куромицу, он узнает, что проходит один и тот же цикл уже тысячу лет. Рассказав ему об этом, Куромицу отвечает, что полностью бессмертное тело для Куро еще не готово, после чего убивает возлюбленного и запускает цикл заново.
- Koro Sensei Quest! - в финале герои, почти покорив финальный данж, оказываются под угрозой гибели из-за обрушения данжа и скрытая способность Нагисы спасает всех...вернув в самое начало истории.
- Yojouhan Shinwa Taikei - в каждой серии герой решает избрать другой путь времяпрепровождения в университете, но всякий раз остается недоволен и все начинается заново. В итоге после 9 неудачных попыток решает не выбирать вообще ничего и остаться в своей комнате навсегда...но все-таки примиряется с реальностью и разрывает круг сожалений о прошлом.
- Ooki-sensei to Kosame-san — в завязке молодой и неопытный учитель Ооки Хирото и проблемная ученица с дурной репутацией Косамэ Риса меняются телами. Перед финалом смогли поменяться обратно, но в последней сцене происходит второй обмен.
Видеоигры
- Demonophobia — в конце игры звучат те же слова, что и в начале.
- Evoland 2 — в самом конце игры протагонист просыпается в доме, где игра начиналась. Да и история сеттинга игры зациклена, на что намекает учёный в библиотеке Предтеч.
- Darkest Dungeon — последние слова эпилога — первые слова пролога.
- Prince of Persia, песочная трилогия — последняя игра трилогии заканчивается тем, что Принц начинает рассказывать Фаре историю всех своих приключений, начиная с первой части. При этом последние слова в The Two Thrones и первые слова в Sands of Time совпадают.
- Singularity — в хорошей концовке все заканчивается тем, что герой вновь оказывается в вертолете, летящем на разведку российского острова возле Камчатки. Да вот только на вертолетах теперь почему-то нанесена советская символика, а по рации никто не говорит о нарушении воздушных границ России — что и неудивительно. Какие границы могут быть у мирового СССР?
- Layers of Fear — «нейтральная» концовка заканчивается именно так, как и начиналась игра: Художник снимает полотно с холста и начинает снова творить свой «magnum opus».
- Silent Hill: Downpour — такое наказание ждёт Мёрфи-лицемера. Если вести себя как негодяй и оказаться виновным в смерти Фрэнка Колриджа, то Мёрфи просто казнят. Но если всю игру строить из себя добряка, но в конце оказаться убийцей, то за это Мёрфи ждёт бесконечное повторение кошмара в Сайлент Хилле.
- Мор (Утопия): У Мраморного Гнезда — игра начинается с того, что Чума, захватившая последний район города, предлагает Бакалавру сдаться и принять смерть. Чтобы не проиграть, не поиграв, нужно отказаться. После — Даниил просыпается и считает произошедшее пророческим кошмаром. Вот только кончается всё ровно тем же, соответственно и отказаться можно снова. На деле, всё происходящее — бред Бакалавра, который заразился чумой и отказывается умирать. Из-за чего и видит в бреду последний день вот уже в который раз.
- В релизной версии Мраморного Гнезда педаль вдавливается в пол — отказываетесь и сама игра начинается сначала, без какого-либо выхода в главное меню.
- The Witness — стандартная концовка. Но, имея опыт в сборе секретов, вы быстро отыщете и нестандартную…
- Hunted: The Demon’s Forge — в плохой концовке Каддок и Элара убивают следжевого демона. Сразу после этого всю игру притворявшаяся союзницей-проводницей призрачная волшебница Серафина расскажет, как она с напарником точно также прорвались в логово демонов, где одолели предыдущего следжевого демона, и после этого ее напарник, нахлебавшийся проклятой жижи, убил ее и стал новым демоном. И тут тот из героев, кто за игру выпил больше следжа, становится настолько одержим демонической жидкостью, что, прежде чем превратиться в нового демона, убьет напарника, который станет новым призраком-проводником.
Настольные игры
- Warhammer Fantasy Battles и Warhammer Age of Sigmar, как раскрыла Лилеат в Конце Времён, на самом деле являются лишь частью громадного цикла войны с Хаосом, в ходе которого мир всегда уничтожается первым и в образовавшейся пустоте возрождается в новом виде с участием некой божественной сущности, имеющей облик звёздного дракона — Дракотиона, — а некоторые самые могущественные жители старого мира становятся богами в следующем. Так продолжается непрерывно с самого начала Хаоса (если допустить, что Хаос и варп в этих франшизах общие, тогда выходит, что всё началось в Warhammer 40000 с Войной на Небесах между Древними и некронами, Хаос является побочным эффектом тогдашных ужасов).
Музыка
- Carmina Burana сумрачного немецкого гения Карла Орфа. Начинается и заканчивается песней O Fortuna.
- «Стена» группы Pink Floyd: первая композиция «In the Flesh?» начинается с последних тактов финальной «Outside the Wall». Подсвечено: если поставить их подряд и выкрутить громкость на максимум, на стыке можно услышать «Isn’t this where …/… we came in?» («А не отсюда ли …/… мы пришли?»).
- Колесо длиной в карьеру: Black Sabbath. Прощальный альбом 13 завершается теми же звуками дождя, с которых дебютный альбом начинается.
- Концептуальный альбом группы Iron Maiden «Seventh Son of a Seventh Son» начинается и заканчивается словами «Seven deadly sins …/Seven ways to win…»[3].
- Не баг, а фича в конце песни «The Clairvoyant» (из того же альбома) жирно намекается, что протагониста альбома ждёт реинкарнация.
- Пикник — лирик-видео на песню «Последний из Могикан» кончается тем, чем и начинается: герой подбирает печать со знаком, лежащую в листве. С фитильком, так как герой другой.
- Клип на композицию Роджера Санчеса «Another Chance».
- "На дальней станции сойду" за авторством ВИА Самоцветы (Пламя) отличается повышенной прилипчивостью именно из-за закольцованных припевов и начала-конца.
- Аналогично строят свои песни Александр Гейнц и Сергей Данилов. "Песня о полярной авиации", "Арктика" и "Далекий порт" тому примером.
- "Размах пролива Беринга - от берега до берега полсотни миль простуженной воды" - начинается и завершается "Страна Аляска".
Реальная жизнь
- Существует теория, согласно которой именно по этому принципу работает вся Вселенная и время. После того, как погаснут все звёзды, вновь произойдёт Большой Взрыв и всё начнётся сначала.
- К примеру, «Должность во Вселенной» индуиста (???) Владимира Савченко.
- Теорема возврата Пуанкаре. Спустя чуть больше миллиллиона лет от Большого взрыва Вселенная придёт к изначальному состоянию. Чему там возвращаться после тепловой смерти — отдельный вопрос.
Примечания
- ↑ Если кому-то интересно, заговенье — это день перед постом, прилагательное поясняет, насколько серьёзные ограничения пост будет накладывать: бывает яичное, мясное, рыбное, молочное заговенье. Поскольку морковь ни в один из постов есть не запрещено, морковное, оно же морковкино заговенье — событие, встречающееся не чаще, чем греческие календы, а вся фраза синонимична обороту «когда ад замёрзнет».
- ↑ поэтому понимать религию буквально — нельзя, если в ней есть смысл, то он метафоричен — то ли кому-то потребовалось сокрыть знание о настоящем порядке вещей от людей чтобы ими было проще управлять, то ли за огромное количество времени люди деградировали до такой степени что от первоначального матана остались только легенды — что кстати всегда и происходит с утерянным знанием, поэтому самым тяжелым преступлением во все времена являлось сжигание библиотек. Хрен с ними с людьми, они расплодятся, но знание — сколько лет пройдет прежде чем его переоткроют?
- ↑ Seven deadly sins, seven ways to win, seven holy paths to hell, and your trip begins; Seven downward slopes, seven bloodied hopes, seven are your burning fires, seven your desires…