Карты Таро: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) |
Wanderer (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|TarotMotifs|Tarot Motifs}} | {{TVTropes|TarotMotifs|Tarot Motifs}} | ||
'''Карты Таро́''' — частый атрибут западной [[Гадалка|гадалки]], наряду с обычными [[Мотив игральных карт|игральными]]. Это колода из 78 карт, разложив их на столе и прочитав, гадалка дает ответ на вопрос или вопросы клиента. Существует во множестве вариантов, причём некоторые активно используют [[астролог]]ическую и [[Алхимия|алхимическую]] символику, тогда как другие являются просто картинками из жизни (древней, средневековой, а иногда, напротив, подчёркнуто современной, с автомобилями, компьютерами и т. п.) | '''Карты Таро́''' — частый атрибут западной [[Гадалка|гадалки]], наряду с обычными [[Мотив игральных карт|игральными]]. Это колода из 78 карт, разложив их на столе и прочитав, гадалка дает ответ на вопрос или вопросы клиента. Существует во множестве вариантов, причём некоторые активно используют [[астролог]]ическую и [[Алхимия|алхимическую]] символику, тогда как другие являются просто картинками из жизни (древней, средневековой, а иногда, напротив, подчёркнуто современной, с автомобилями, компьютерами и т. п.) | ||
Поскольку рисунки карт Таро имеют определённые «верх» и «низ», при гадании сами карты могут быть в двух положениях: ''прямом'', когда «верх» и «низ» карты на своих местах, и ''перевёрнутом'', когда карта ложится на стол вверх ногами. В последнем случае у карт появляется совершенно новый набор значений. В зависимости от трактовки, это может означать смысл, противоположный обычному (благоприятный вариант предсказания меняется на неблагоприятный и наоборот), или неосознанные или подавленные аспекты ситуации, которые человек не видит или не хочет признавать. При этом использование перевёрнутых карт Таро не является общеупотребительным: многие тарологи используют карты только в прямом положении, придавая всем картам потенциальное двойственное значение, основанное на ситуации и обстоятельствах. | |||
Наиболее распространена во всем мире колода «Таро Райдера — Уэйта», созданная британским мистиком Артуром Уэйтом и художницей Памелой Коулман-Смит в начале XX века. Именно её обычно представляют, когда речь заходит о Таро. На втором месте по популярности — колода «Марсельское Таро» (другое название — итальянское таро). На третьем — «Таро Тота» Алистера Кроули. В игровом таро наиболее распространена колода [[w:Таро Нуво|Таро Нуво]] с обычными французскими символами мастей и жанровыми сценками на козырях, не имеющими отношения к традиционным символам, на втором месте — традиционная марсельская. Но есть и множество других, вплоть до крайне экзотических, например, Квантовое Таро или Таро Инопланетян. Есть даже «Таро Московской Шахерезады, или Путь гастарбайтеров». | Наиболее распространена во всем мире колода «Таро Райдера — Уэйта», созданная британским мистиком Артуром Уэйтом и художницей Памелой Коулман-Смит в начале XX века. Именно её обычно представляют, когда речь заходит о Таро. На втором месте по популярности — колода «Марсельское Таро» (другое название — итальянское таро). На третьем — «Таро Тота» Алистера Кроули. В игровом таро наиболее распространена колода [[w:Таро Нуво|Таро Нуво]] с обычными французскими символами мастей и жанровыми сценками на козырях, не имеющими отношения к традиционным символам, на втором месте — традиционная марсельская. Но есть и множество других, вплоть до крайне экзотических, например, Квантовое Таро или Таро Инопланетян. Есть даже «Таро Московской Шахерезады, или Путь гастарбайтеров». | ||
Строка 9: | Строка 11: | ||
==== В колоде Райдера — Уэйта ==== | ==== В колоде Райдера — Уэйта ==== | ||
{{MorphFile | |||
|Старшие_арканы_Таро_Райдера-Уэйта.jpg|Старшие арканы в колоде Райдера — Уэйта. | |||
|Младшие_арканы_Таро_Райдера-Уэйта.jpg|Младшие арканы в колоде Райдера — Уэйта. | |||
}} | |||
Они же Великие Арканы. Их 22: 21 «козырь» со своими уникальными названиями и изображениями плюс отдельно карта «Шут». Традиционно подписываются и нумеруются римскими цифрами. Помимо широкого спектра трактовок символизируют общеизвестные архетипы, благодаря чему фигурируют в поп-культуре чаще всего. | Они же Великие Арканы. Их 22: 21 «козырь» со своими уникальными названиями и изображениями плюс отдельно карта «Шут». Традиционно подписываются и нумеруются римскими цифрами. Помимо широкого спектра трактовок символизируют общеизвестные архетипы, благодаря чему фигурируют в поп-культуре чаще всего. | ||
* '''0 (XXII) «Шут/Дурак»''' (''The Fool'') — молодой человек в цветастой одежде, с белой розой в руке и узелком на плече. Глядя в небо, он шагает к обрыву, от чего его пытается удержать собака под ногами. Архетип ''Ребёнка'', символизирует незрелость, беззаботность, легкомыслие и безрассудство. Шут может считаться как самым младшим, так и самым старшим в данном ряду. | * '''0 (XXII) «Шут/Дурак»''' (''The Fool'') — молодой человек в цветастой одежде, с белой розой в руке и узелком на плече. Глядя в небо, он шагает к обрыву, от чего его пытается удержать собака под ногами. Архетип ''Ребёнка'', символизирует как открытость ко всему новому, оптимизм, искренность и вдохновение, так и незрелость, беззаботность, легкомыслие и безрассудство. Шут может считаться как самым младшим, так и самым старшим в данном ряду. | ||
* '''I «Маг»''' (''The Magician'') — мужчина среднего возраста с магическим жезлом в поднятой руке, стоящий перед столом с предметами, олицетворяющими масти младших арканов: жезл, кубок, меч и динарий. Над головой символ бесконечности, пояс образуют две кусающие друг друга за хвост змеи. У ног цветут растения. Архетип ''Мастера'', символизирует смекалку, инициативу, потенциал и созидательную деятельность, | * '''I «Маг»''' (''The Magician'') — мужчина среднего возраста с магическим жезлом в поднятой руке, стоящий перед столом с предметами, олицетворяющими масти младших арканов: жезл, кубок, меч и динарий. Над головой символ бесконечности, пояс образуют две кусающие друг друга за хвост змеи. У ног цветут растения. Архетип ''Мастера'', символизирует как смекалку, инициативу, потенциал и созидательную деятельность, так и эгоцентризм, тщеславие, хитрость и манипулятивность. | ||
* '''II «Верховная Жрица»''' (''The High Priestess'') — моложавая женщина в жреческих одеяниях со свитком Торы/книгой в руках, сидящая на каменном кубе между колоннами [[w:Боаз и Яхин|Боаз и Яхин]]. На голову надет древнеегипетский головной убор лунной богини Хатхор (в некоторых вариантах папская тиара), на груди висит крест, под ногами — серп Луны. На занавесе позади изображены разрезанные плоды граната. Архетип ''Богини'', символизирует интуицию, ясновидение и таинственность. | * '''II «Верховная Жрица»''' (''The High Priestess'') — моложавая женщина в жреческих одеяниях со свитком Торы/книгой в руках, сидящая на каменном кубе между колоннами [[w:Боаз и Яхин|Боаз и Яхин]]. На голову надет древнеегипетский головной убор лунной богини Хатхор (в некоторых вариантах папская тиара), на груди висит крест, под ногами — серп Луны. На занавесе позади изображены разрезанные плоды граната. Архетип ''Богини'', символизирует как интуицию, ясновидение и таинственность, так и нерешительность, бегство от действительности и самообман. | ||
* '''III «Императрица»''' (''The Empress'') — женщина в одежде с рисунком цветов и скипетром в поднятой правой руке сидит в кресле посреди сада с рекой, окружённая злаками. У подножия кресла стоит щит в форме сердца, украшенный знаком Венеры. На голове — корона/диадема с 12 звёздами. В левой руке иногда изображён щит с эмблемой феникса. Архетип ''Матери'', символизирует плодородие, процветание, чувственность и творческую энергию. | * '''III «Императрица»''' (''The Empress'') — женщина в одежде с рисунком цветов и скипетром в поднятой правой руке сидит в кресле посреди сада с рекой, окружённая злаками. У подножия кресла стоит щит в форме сердца, украшенный знаком Венеры. На голове — корона/диадема с 12 звёздами. В левой руке иногда изображён щит с эмблемой феникса. Архетип ''Матери'', символизирует как плодородие, процветание, чувственность и творческую энергию, так и меркантильность, безвкусицу и давление на окружающих, в первую очередь, на близких. | ||
* '''IV «Император»''' (''The Emperor'') — на троне из камня, украшенном головами Овна (знак Марса), сидит одетый в латы беловолосый мужчина. На голове — золотая корона, в руках — скипетр, иногда держава. Вокруг простираются лысые горы и красное небо. Часто на изголовье трона или живьём изображён феникс. Архетип ''Отца'', символизирует дисциплину, прагматизм, ответственность и настойчивость, | * '''IV «Император»''' (''The Emperor'') — на троне из камня, украшенном головами Овна (знак Марса), сидит одетый в латы беловолосый мужчина. На голове — золотая корона, в руках — скипетр, иногда держава. Вокруг простираются лысые горы и красное небо. Часто на изголовье трона или живьём изображён феникс. Архетип ''Отца'', символизирует как дисциплину, прагматизм, ответственность и настойчивость, так и упрямство, педантизм, косность и деспотизм. | ||
* '''V «Верховный жрец»''' (''The Hierophant'') — на троне между двумя массивными каменными колоннами сидит человек, одетый в сутану. На голове — папская тиара, в левой руке — крест с тремя перекладинами, правая рука поднята в благословляющем жесте. У ног — два скрещенных золотых ключа (герб Ватикана). По обе стороны от жреца лицом к нему стоят, склонив головы, два | * '''V «Верховный жрец»''' (''The Hierophant'') — на троне между двумя массивными каменными колоннами сидит человек, одетый в сутану. На голове — папская тиара, в левой руке — крест с тремя перекладинами, правая рука поднята в благословляющем жесте. У ног — два скрещенных золотых ключа (герб Ватикана). По обе стороны от жреца лицом к нему стоят, склонив головы, два коленопреклонённых священника. Архетип ''Святого'', символизирует как веру, нравственные ценности, образованность и наставничество, так и двойную мораль, догматизм, нетерпимость и фанатизм. | ||
* '''VI «Влюблённые»''' (''The Lovers'') — обнажённые Адам и Ева на фоне Эдемского сада. Над ними парит благословляющий амур, над амуром светит солнце. Позади Евы — Древо познания, на котором часто изображают Змея-Искусителя, позади Адама — Древо жизни. Архетип ''Выбора'', символизирует неизбежность принятия решений и дилемму между долгом и желанием, материальным и идейным. | * '''VI «Влюблённые»''' (''The Lovers'') — обнажённые Адам и Ева на фоне Эдемского сада. Над ними парит благословляющий амур, над амуром светит солнце. Позади Евы — Древо познания, на котором часто изображают Змея-Искусителя, позади Адама — Древо жизни. Архетип ''Выбора'', символизирует как выбор по велению сердца и неизбежность принятия решений, так и дилемму между долгом и желанием, материальным и идейным. | ||
* '''VII «Колесница»''' (''The Chariot'') — тяжёлая колесница в анфас, запряжённая двумя сфинксами — белым справа и чёрным слева. На передке колесницы — эмблема в виде крылатого щита, с символом вертикально стоящего стержня в горизонтальном круге вокруг него. Управляет колесницей молодой воин в доспехе с короной на голове и остроконечным скипетром в руке, над головой возничего усыпанный звездами голубой балдахин. Архетип ''Прорыва'', символизирует триумф, амбиции и устремления, | * '''VII «Колесница»''' (''The Chariot'') — тяжёлая колесница в анфас, запряжённая двумя сфинксами — белым справа и чёрным слева. На передке колесницы — эмблема в виде крылатого щита, с символом вертикально стоящего стержня в горизонтальном круге вокруг него. Управляет колесницей молодой воин в доспехе с короной на голове и остроконечным скипетром в руке, над головой возничего усыпанный звездами голубой балдахин. Архетип ''Прорыва'', символизирует как триумф, амбиции и устремления, так и высокомерие, браваду и несдержанность. | ||
* '''VIII «Сила»''' (''Strength'') | * '''VIII «Сила»''' (''Strength'') — молодая девушка в белом платье и венке прикрывает пасть льву. Над её головой парит знак бесконечности, в руке она держит гирлянду из цветов, служащую поводком для льва. Архетип ''Отваги'', символизирует как бесстрашие, жизнелюбие и упорство, так и агрессию, слабость и потакание инстинктам. | ||
* '''IX «Отшельник»''' (''The Hermit'') | * '''IX «Отшельник»''' (''The Hermit'') — Убелённый сединами старец в монашеских одеяниях с посохом в одной руке и светильником в другой. Архетип ''Мудреца'', символизирует как мудрость, самопознание, размышление и уединение, так и отчуждённость, старость и озлобленность на весь мир. | ||
* '''X «Колесо Фортуны»''' (''The Wheel of Fortune'') | * '''X «Колесо Фортуны»''' (''The Wheel of Fortune'') — колесо, украшенное четырьмя еврейскими буквами ([[w:Тетраграмматон|тетраграмматон]]: йуд (י), хе (ה), вав (ו), хе (ה)) и четырьмя латинскими (TORA или же TARO, если читать наоборот). В центре колеса — алхимические символы ртути (☿), серы (🜍), воды (🜄) и соли (🜔). На колесе восседает Сфинкс с мечом в левой передней лапе, по бокам — Тифон в виде змея и Анубис. По углам — символы евангелистов (бык, лев, орёл и ангел). Эти символы также трактуют как знаки зодиака (Телец, Лев, Скорпион и Водолей, соответственно). Архетип ''Судьбы'', символизирует как удачу, судьбоносные перемены и прибыль, так и фатализм, злой рок и невезение. | ||
* '''XI «Правосудие»''' (''The Justice'') | * '''XI «Правосудие»''' (''The Justice'') — коронованная женщина (нередко отождествляемая с Фемидой), сидящая на троне и держащая в одной руке меч, в другой — весы. По бокам от неё две колонны, между которыми — занавес. Архетип ''Судьи'', символизирует как закон и порядок, объективность, честную игру и уравновешенность, так и самодурство, фарисейство и ограничения. | ||
* '''XII «Повешенный»''' (''The Hanged Man'') | * '''XII «Повешенный»''' (''The Hanged Man'') — юноша, подвешенный за ногу к Т-образному кресту. Его руки связаны за спиной, левая нога закинута за правую, а лицо спокойно. Архетип ''Жертвы'', символизирует как склонность к самопожертвованию, смирение и погружение в себя, так и потерю сил, зависимость и стагнацию. | ||
* '''XIII «Смерть»''' (''The Death'') | * '''XIII «Смерть»''' (''The Death'') — скелет в чёрных доспехах и верхом на белом коне. Его окружают люди, которых он забирает с собой — женщина с ребёнком и епископ. Под ногами коня — тело короля и его корона. В руках у Смерти коса — чёрное знамя, на котором изображён белый цветок с пятью лепестками. На заднем плане изображена река Лета, у её берега лодка. На горизонте между двумя башнями заходит солнце. Архетип ''Смерти'', символизирует как начало чего-то нового, преображение и трансформацию, так и конец чего-либо, утрату, затянувшееся бездействие и расставание. | ||
* '''XIV «Умеренность»''' (''The Temperance'') | * '''XIV «Умеренность»''' (''The Temperance'') — ангел, стоящий одной ногой в воде, а другой — на суше. На одеянии ангела изображен квадрат, внутри которого вписан треугольник символ духа, сокрытого в материи. Над квадратом — тетраграмматон. В руках держит две чаши таким образом, чтобы смешать воды. Архетип ''Равновесия'', символизирует как заботу, скромность, баланс и компромисс, так и посредственность, следование ложным внушениям, скуку и приспособленчество. | ||
* '''XV «Дьявол»''' (''The Devil'') | * '''XV «Дьявол»''' (''The Devil'') — огромный хвостатый дьявол с крыльями летучей мыши и козлиными ногами. Между рогов нарисована перевёрнутая пентаграмма, в левой руке держит факел. Сидит на алтарном камне, к которому прикованы мужчина и женщина (Адам и Ева с карты Влюблённых). Архетип ''Тени'', символизирует как материальные и мирские искушения, низменные страсти и заблуждения, так и преодоление внутренней противоречивости, знакомство со своими теневыми, прежде неизвестными сторонами и их осознание. | ||
* '''XVI «Башня»''' (''The Tower'') | * '''XVI «Башня»''' (''The Tower'') — на вершине горы стоит высокая башня с короной вместо купола. Она окружена тучами, и в неё ударяет молния, так что башня даёт трещину, а корона накренилась и готова упасть. Пламя вырывается из окон и люди выпрыгивают из них в отчаянии. Архетип ''Разрушения'', символизирует как кризис, изменения, разрушение и опасность, так и освобождение от косного, пересмотр устоявшихся норм и привычек. | ||
* '''XVII «Звезда»''' (''The Star'') | * '''XVII «Звезда»''' (''The Star'') — обнажённая женщина, стоящая на коленях у края небольшого пруда. Ноги женщины не касаются земли, и она не отбрасывает тени. В руках у нее две емкости с водой. Из одной вода выливается на сухую землю, из другой — обратно в пруд. В небе видна одна большая и семь маленьких звёзд, у каждой по восемь лучей. Архетип ''Надежды'', символизирует как надежду, вдохновение, мечты и интуицию, так и мелочность, отчаяние, недостаток веры в себя и погоню за недостижимым. | ||
* '''XVIII «Луна»''' (''The Moon'') | * '''XVIII «Луна»''' (''The Moon'') — Луна освещает землю и реку. На неё воют собака и волк, из реки на сушу выходит рак. От реки к горизонту идёт тропа, которая проходит между двумя каменным столпами, отделяющими этот мир от потустороннего. Архетип ''Сомнения'', символизирует как подсознание, чувства и сон, так и иллюзии, ошибки, страх и неопределённость. | ||
* '''XIX «Солнце»''' (''The Sun'') | * '''XIX «Солнце»''' (''The Sun'') — Солнце освещает поле с подсолнухами. Внизу — обнажённый ребёнок верхом на белом коне и с красным флагом в левой руке. Архетип ''Счастья'', символизирует как радость, энергию, успех и новое начало, так и банальность, эгоизм, хвастовство и погоню за славой. | ||
* '''XX «Суд»''' (''The Judgement'') | * '''XX «Суд»''' (''The Judgement'') — наступление Страшного суда. Вверху трубит ангел, внизу открываются могилы, из которых восстают усопшие. Рядом с ангелом иногда изображается флаг с красным крестом на белом фоне, символизирующий четыре стороны света. Архетип ''Преображения'', символизирует как оценку, переосмысление, возрождение и чудо, так и наказание, безучастность, забытье и неспособность извлечь урок. | ||
* '''XXI «Мир»''' (''The World'') | * '''XXI «Мир»''' (''The World'') — лавровый венок, внутри которого изображена девушка, пляшущая с жезлами в руках на фоне неба. В облаках по углам карты — символы евангелистов. Архетип ''Целостности'', символизирует как гармонию, достижение цели, новое начало и освобождение, так и эксцентричность, безумие и спонтанность. | ||
==== В других колодах ==== | ==== В других колодах ==== | ||
{{MorphFile | |||
|Старшие_арканы_Марсельского_Таро.jpg|Старшие арканы в Марсельском Таро. | |||
|Младшие_арканы_Марсельского_Таро.jpg|Младшие арканы в Марсельском Таро. | |||
}} | |||
В Марсельском Таро, в отличие от колоды Райдера — Уэйта, старший аркан «Сила» носит номер XI, а «Правосудие» — VIII. В старинных же колодах могут существенно различаться не только последовательность, но и названия козырей («старших арканов» по поздней терминологии). [[Педаль в пол]] давит колода Минкьяте, в состав которой входит аж 41 козырь (помимо обычных — 12 знаков зодиака, 4 христианские добродетели и 4 стихии). | В Марсельском Таро, в отличие от колоды Райдера — Уэйта, старший аркан «Сила» носит номер XI, а «Правосудие» — VIII. В старинных же колодах могут существенно различаться не только последовательность, но и названия козырей («старших арканов» по поздней терминологии). [[Педаль в пол]] давит колода Минкьяте, в состав которой входит аж 41 козырь (помимо обычных — 12 знаков зодиака, 4 христианские добродетели и 4 стихии). | ||
Строка 82: | Строка 92: | ||
* «Джезабель» — мамаше заглавной героини при трёх раскладах выпадает «Смерть»… И если в первый раз мамаша философствует, что это символ перемен и обновления, то дальше ей становится не до философствований. | * «Джезабель» — мамаше заглавной героини при трёх раскладах выпадает «Смерть»… И если в первый раз мамаша философствует, что это символ перемен и обновления, то дальше ей становится не до философствований. | ||
* «Иллюзия обмана» — попавшие в руки главных [[Антигерой|антигероев]] четыре карты Таро (Любовник, Отшельник, Смерть и Верховная жрица) с уникальным дизайном служат пропуском в Око, сверхсекретный орден иллюзионистов. | * «Иллюзия обмана» — попавшие в руки главных [[Антигерой|антигероев]] четыре карты Таро (Любовник, Отшельник, Смерть и Верховная жрица) с уникальным дизайном служат пропуском в Око, сверхсекретный орден иллюзионистов. | ||
* «Таро: Карта смерти» (2024) | * «Таро: Карта смерти» (2024) — в оригинале просто «Таро» («Tarot»). Студентики нашли в подвале временно арендованного особняка колоду карт Таро с очень стрёмными картинками и решили погадать. Колода оказалась проклятой, и вскоре все участники гадания начали погибать в соответствии с полученными предсказаниями от рук призрака, способного принимать облик изображённых на картах людей и существ. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Секретные материалы]]» (1993) — в серии «Последний отдых Клайда Бракмана» [[маньяк]] пытается понять, почему он убивает, обращаясь для этого к различным экстрасенсам и гадателям. Один из гадателей раскладывает Таро, причём предсказывает довольно точно, последняя из карт расклада, по утверждению самого маньяка — это судьба самого гадателя (да-да, это [[Смерть|карта]] за [[Чёртова дюжина|номером XIII]]). | * «[[Секретные материалы]]» (1993) — в серии «Последний отдых Клайда Бракмана» [[маньяк]] пытается понять, почему он убивает, обращаясь для этого к различным экстрасенсам и гадателям. Один из гадателей раскладывает Таро, причём предсказывает довольно точно, последняя из карт расклада, по утверждению самого маньяка — это судьба самого гадателя (да-да, это [[Смерть|карта]] за [[Чёртова дюжина|номером XIII]]). | ||
* «[[Зорро]]» (1997) — в одной из серий юная гадалка-цыганка раскладывает карты для сержанта Гарсии, предсказывая ему скорую смерть от человека, которого совершенно невозможно заподозрить в этом. {{spoiler|В финале оказывается, что этим человеком была сама цыганка, которая состояла в воровской шайке, замышлявшей крупное ограбление в городе. Однако сержанта спасает вмешательство Зорро}}. | * «[[Зорро]]» (1997) — в одной из серий юная гадалка-цыганка раскладывает карты для сержанта Гарсии, предсказывая ему скорую смерть от человека, которого совершенно невозможно заподозрить в этом. {{spoiler|В финале оказывается, что этим человеком была сама цыганка, которая состояла в воровской шайке, замышлявшей крупное ограбление в городе. Однако сержанта спасает вмешательство Зорро}}. | ||
* «[[Меч (сериал)|Меч]]» — во второй серии у трупа продажного судьи, Костя оставил карту Дьявола. В дальнейшем это стала масть мечей, давшая, собственно название группе. | * «[[Меч (сериал)|Меч]]» — во второй серии у трупа продажного судьи, Костя оставил карту Дьявола. В дальнейшем это стала масть мечей, давшая, собственно название группе. | ||
* «[[Carnivale|Карнавал]]» — карты Таро, их символика и гадания на них играют в сериале немалую роль. Вплоть до [[опенинг]]а. | * «[[Carnivale|Карнавал]]» — карты Таро, их символика и гадания на них играют в сериале немалую роль. Вплоть до [[опенинг]]а. | ||
* «[[Kommissar Rex|Комиссар Рекс]]» — серия «Смертельное таро». Убийца по-своему интерпретирует значение карт, расправляясь со своими обидчиками. Например «Башня» теперь означает [[падение с высоты]]. | * «[[Kommissar Rex|Комиссар Рекс]]» — серия «Смертельное таро». Убийца по-своему интерпретирует значение карт, расправляясь со своими обидчиками. Например «Башня» теперь означает [[падение с высоты]]. | ||
Строка 107: | Строка 117: | ||
* [[Max Payne]] — на уровне «Ангел смерти», на кухне виллы дона Пунчинелло, Макс нашёл три карты таро. На них изображены: Башня, обозначающая особняк Пунчинелло, Дьявол, изображающий дона, и Смерть, воплощающаяся в Максе. {{Spoiler|Как позже выяснится, [[красная сельдь|первые две карты трактованы ошибочно]]: Башня обозначала здание Айзир, а Дьявол — г-жу Хорн.}} | * [[Max Payne]] — на уровне «Ангел смерти», на кухне виллы дона Пунчинелло, Макс нашёл три карты таро. На них изображены: Башня, обозначающая особняк Пунчинелло, Дьявол, изображающий дона, и Смерть, воплощающаяся в Максе. {{Spoiler|Как позже выяснится, [[красная сельдь|первые две карты трактованы ошибочно]]: Башня обозначала здание Айзир, а Дьявол — г-жу Хорн.}} | ||
* The Curse of [[Monkey Island]] — на Острове Крови гадалка мадам <s>Экзема</s>Зима может погадать Гайбрашу на картах Таро, и все пять раз выпадет Смерть. Что, в принципе, соответствует его дальнейшим похождениям — умереть-то он не умрёт, но, если помнить про другой смысл этой карты («старое кончится, новое начнётся»), приключений он потом ещё на две игры нахлебается. | * The Curse of [[Monkey Island]] — на Острове Крови гадалка мадам <s>Экзема</s>Зима может погадать Гайбрашу на картах Таро, и все пять раз выпадет Смерть. Что, в принципе, соответствует его дальнейшим похождениям — умереть-то он не умрёт, но, если помнить про другой смысл этой карты («старое кончится, новое начнётся»), приключений он потом ещё на две игры нахлебается. | ||
* [[The Binding of Isaac]] — карты Таро здесь одноразовые, и каждая со своим эффектом, аналогичным значению карты. В ''Repentance'' есть и перевёрнутые карты Таро — у них тоже свои эффекты, символически противоположные оригиналу. Например, I Маг (здесь можно истолковать как «стремление к цели») на одну комнату сделает ваши снаряды самонаводящимися, а перевёрнутый I Маг (как «враг тебя обойдёт») | * [[The Binding of Isaac]] — карты Таро здесь одноразовые, и каждая со своим эффектом, аналогичным значению карты. В ''Repentance'' есть и перевёрнутые карты Таро — у них тоже свои эффекты, символически противоположные оригиналу. Например, I Маг (здесь можно истолковать как «стремление к цели») на одну комнату сделает ваши снаряды самонаводящимися, а перевёрнутый I Маг (как «враг тебя обойдёт») — напротив, заставит снаряды врагов отклоняться от вас. | ||
* Серия [[Silent Hill]] — с картами Таро связана последняя головоломка в третьей части, кроме того, о них подробно рассказывается в одной из найденных Хизер в катакомбах под церковью Ордена книг. А в официальной книге «[https://hometown.ru/lm.htm Потерянные воспоминания]», в которой разработчики рассказали о том, как придумывали персонажей и игровые элементы первых трех игр серии, плюс опубликовали официальную хронологию событий, по которой действие второй игры разворачивается незадолго до третьей, но значительно позже первой, картам Таро в комментариях к третьей игре отведено значительное место: 0. Дурак. Хизер, I. Маг. Валтиель, II. Верховная жрица. Клаудия Вульф, III. Императрица. Алесса, IV. Император. Визуальные приемы, V. Хиромант. Ключевые предметы, VI. Любовники. Любовь, VII. Колесница. Символы, VIII. Сила. Мощь города, X. Колесо Фортуны. Петля, XI. Справедливость. Письмо из Тихого Рая, XII. Повешенный. Дуглас Картланд, XIII. Смерть. Дыры, XIV. Умеренность. Ключи и двери, XV. Дьявол. Существа, XVI. Башня. Культ, XVII. Звезда. Мотив, XVIII. Луна. Винсент, XIX. Солнце. Экстра-возможности, XX. Правосудие. Этот… с красной пирамидой на голове, XXI. Мир. Параллельный мир, XXII. Глаз в ночи. Бог. | * Серия [[Silent Hill]] — с картами Таро связана последняя головоломка в третьей части, кроме того, о них подробно рассказывается в одной из найденных Хизер в катакомбах под церковью Ордена книг. А в официальной книге «[https://hometown.ru/lm.htm Потерянные воспоминания]», в которой разработчики рассказали о том, как придумывали персонажей и игровые элементы первых трех игр серии, плюс опубликовали официальную хронологию событий, по которой действие второй игры разворачивается незадолго до третьей, но значительно позже первой, картам Таро в комментариях к третьей игре отведено значительное место: 0. Дурак. Хизер, I. Маг. Валтиель, II. Верховная жрица. Клаудия Вульф, III. Императрица. Алесса, IV. Император. Визуальные приемы, V. Хиромант. Ключевые предметы, VI. Любовники. Любовь, VII. Колесница. Символы, VIII. Сила. Мощь города, X. Колесо Фортуны. Петля, XI. Справедливость. Письмо из Тихого Рая, XII. Повешенный. Дуглас Картланд, XIII. Смерть. Дыры, XIV. Умеренность. Ключи и двери, XV. Дьявол. Существа, XVI. Башня. Культ, XVII. Звезда. Мотив, XVIII. Луна. Винсент, XIX. Солнце. Экстра-возможности, XX. Правосудие. Этот… с красной пирамидой на голове, XXI. Мир. Параллельный мир, XXII. Глаз в ночи. Бог. | ||
* [[Persona]] | * [[Persona 3|Серия]] [[Persona 4|игр]] «[[Persona 5|Persona]]» — все персоны группируются по арканам. Чтобы персона главного героя стала сильнее, ему необходимо развивать Социальные Связи, каждая из которых развивает определённую аркану. Допустим, проведя время с каким-нибудь неигровым персонажем, игрок прокачивает одну аркану и, следовательно, его персоны этой же арканы становятся сильнее. В [[Persona 4|четвёртой части]] герои активируют свои персоны с помощью карт Таро. | ||
* [[Undertale]] — мета-пример: на официальных картах Tarot Art Prints изображены персонажи игры в соответствии со своими архетипами. | * [[Undertale]] — мета-пример: на официальных картах Tarot Art Prints изображены персонажи игры в соответствии со своими архетипами. | ||
* [[Bloodborne]] — если присмотреться, то все руны по форме соответствуют картам Таро. А вот какая карта ассоциируется с какой частью сеттинга — предмет споров и теорий (кроме того что Повешенный это Охотник), как и всё остальное в сеттинге. | * [[Bloodborne]] — если присмотреться, то все руны по форме соответствуют картам Таро. А вот какая карта ассоциируется с какой частью сеттинга — предмет споров и теорий (кроме того что Повешенный это Охотник), как и всё остальное в сеттинге. | ||
Строка 118: | Строка 128: | ||
** Карту «Императрица» можно найти возле ночного клуба «Посмертие», а символизирует она Бестию Амендиарес, его владелицу и «королеву фиксеров» Найт-сити. | ** Карту «Императрица» можно найти возле ночного клуба «Посмертие», а символизирует она Бестию Амендиарес, его владелицу и «королеву фиксеров» Найт-сити. | ||
** Карта «Император» соответствует Сабуро Арасака. Это его официальное прозвище, а граффити этой карты можно найти в Конпеки Плаза, где игрок впервые видит этого персонажа. Это карта символизирует власть, отцовство, дисциплину и твердую руку; перевёрнутая, она может означать злоупотребление и превышение власти, собственничество и отсутствие самоконтроля. Сабуро держит весь Найт-сити и свою семью под железным контролем, за что его, в частности, ненавидит родной сын Ёринобу. | ** Карта «Император» соответствует Сабуро Арасака. Это его официальное прозвище, а граффити этой карты можно найти в Конпеки Плаза, где игрок впервые видит этого персонажа. Это карта символизирует власть, отцовство, дисциплину и твердую руку; перевёрнутая, она может означать злоупотребление и превышение власти, собственничество и отсутствие самоконтроля. Сабуро держит весь Найт-сити и свою семью под железным контролем, за что его, в частности, ненавидит родной сын Ёринобу. | ||
** Карта | ** Карта «Иерофант» находится на месте встречи с Одой Сандаю, настолько верным Арасаке, что он не готов поверить в смерть Сабуро от рук своего сына. | ||
** Карта «Любовники» находится в заброшенном кинотеатре под открытым небом. | ** Карта «Любовники» находится в заброшенном кинотеатре под открытым небом. | ||
** Карта «Колесница» соответствует Горо Такэмуре. Ви может найти соответствующее граффити возле «Закусочной Тома», где игрок впервые встретит этого персонажа во втором акте. Эта карта символизирует контроль, силу воли, успех, активность, решимость, целенаправленность и самодисциплину; перевёрнутая, она означает неуверенность и может сулить неожиданные судебные дела. Такэмура был несправедливо обвинён в преступлении, которого не совершал, и он решительно настроен добиться справедливости несмотря ни на что. При этом он действительно ощущает себя «не в своей тарелке» из-за того, что потерял господина и был лишён своего статуса. | ** Карта «Колесница» соответствует Горо Такэмуре. Ви может найти соответствующее граффити возле «Закусочной Тома», где игрок впервые встретит этого персонажа во втором акте. Эта карта символизирует контроль, силу воли, успех, активность, решимость, целенаправленность и самодисциплину; перевёрнутая, она означает неуверенность и может сулить неожиданные судебные дела. Такэмура был несправедливо обвинён в преступлении, которого не совершал, и он решительно настроен добиться справедливости несмотря ни на что. При этом он действительно ощущает себя «не в своей тарелке» из-за того, что потерял господина и был лишён своего статуса. |
Версия 20:08, 17 мая 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Tarot Motifs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Карты Таро́ — частый атрибут западной гадалки, наряду с обычными игральными. Это колода из 78 карт, разложив их на столе и прочитав, гадалка дает ответ на вопрос или вопросы клиента. Существует во множестве вариантов, причём некоторые активно используют астрологическую и алхимическую символику, тогда как другие являются просто картинками из жизни (древней, средневековой, а иногда, напротив, подчёркнуто современной, с автомобилями, компьютерами и т. п.)
Поскольку рисунки карт Таро имеют определённые «верх» и «низ», при гадании сами карты могут быть в двух положениях: прямом, когда «верх» и «низ» карты на своих местах, и перевёрнутом, когда карта ложится на стол вверх ногами. В последнем случае у карт появляется совершенно новый набор значений. В зависимости от трактовки, это может означать смысл, противоположный обычному (благоприятный вариант предсказания меняется на неблагоприятный и наоборот), или неосознанные или подавленные аспекты ситуации, которые человек не видит или не хочет признавать. При этом использование перевёрнутых карт Таро не является общеупотребительным: многие тарологи используют карты только в прямом положении, придавая всем картам потенциальное двойственное значение, основанное на ситуации и обстоятельствах.
Наиболее распространена во всем мире колода «Таро Райдера — Уэйта», созданная британским мистиком Артуром Уэйтом и художницей Памелой Коулман-Смит в начале XX века. Именно её обычно представляют, когда речь заходит о Таро. На втором месте по популярности — колода «Марсельское Таро» (другое название — итальянское таро). На третьем — «Таро Тота» Алистера Кроули. В игровом таро наиболее распространена колода Таро Нуво с обычными французскими символами мастей и жанровыми сценками на козырях, не имеющими отношения к традиционным символам, на втором месте — традиционная марсельская. Но есть и множество других, вплоть до крайне экзотических, например, Квантовое Таро или Таро Инопланетян. Есть даже «Таро Московской Шахерезады, или Путь гастарбайтеров».
Колода
Старшие Арканы
В колоде Райдера — Уэйта
Они же Великие Арканы. Их 22: 21 «козырь» со своими уникальными названиями и изображениями плюс отдельно карта «Шут». Традиционно подписываются и нумеруются римскими цифрами. Помимо широкого спектра трактовок символизируют общеизвестные архетипы, благодаря чему фигурируют в поп-культуре чаще всего.
- 0 (XXII) «Шут/Дурак» (The Fool) — молодой человек в цветастой одежде, с белой розой в руке и узелком на плече. Глядя в небо, он шагает к обрыву, от чего его пытается удержать собака под ногами. Архетип Ребёнка, символизирует как открытость ко всему новому, оптимизм, искренность и вдохновение, так и незрелость, беззаботность, легкомыслие и безрассудство. Шут может считаться как самым младшим, так и самым старшим в данном ряду.
- I «Маг» (The Magician) — мужчина среднего возраста с магическим жезлом в поднятой руке, стоящий перед столом с предметами, олицетворяющими масти младших арканов: жезл, кубок, меч и динарий. Над головой символ бесконечности, пояс образуют две кусающие друг друга за хвост змеи. У ног цветут растения. Архетип Мастера, символизирует как смекалку, инициативу, потенциал и созидательную деятельность, так и эгоцентризм, тщеславие, хитрость и манипулятивность.
- II «Верховная Жрица» (The High Priestess) — моложавая женщина в жреческих одеяниях со свитком Торы/книгой в руках, сидящая на каменном кубе между колоннами Боаз и Яхин. На голову надет древнеегипетский головной убор лунной богини Хатхор (в некоторых вариантах папская тиара), на груди висит крест, под ногами — серп Луны. На занавесе позади изображены разрезанные плоды граната. Архетип Богини, символизирует как интуицию, ясновидение и таинственность, так и нерешительность, бегство от действительности и самообман.
- III «Императрица» (The Empress) — женщина в одежде с рисунком цветов и скипетром в поднятой правой руке сидит в кресле посреди сада с рекой, окружённая злаками. У подножия кресла стоит щит в форме сердца, украшенный знаком Венеры. На голове — корона/диадема с 12 звёздами. В левой руке иногда изображён щит с эмблемой феникса. Архетип Матери, символизирует как плодородие, процветание, чувственность и творческую энергию, так и меркантильность, безвкусицу и давление на окружающих, в первую очередь, на близких.
- IV «Император» (The Emperor) — на троне из камня, украшенном головами Овна (знак Марса), сидит одетый в латы беловолосый мужчина. На голове — золотая корона, в руках — скипетр, иногда держава. Вокруг простираются лысые горы и красное небо. Часто на изголовье трона или живьём изображён феникс. Архетип Отца, символизирует как дисциплину, прагматизм, ответственность и настойчивость, так и упрямство, педантизм, косность и деспотизм.
- V «Верховный жрец» (The Hierophant) — на троне между двумя массивными каменными колоннами сидит человек, одетый в сутану. На голове — папская тиара, в левой руке — крест с тремя перекладинами, правая рука поднята в благословляющем жесте. У ног — два скрещенных золотых ключа (герб Ватикана). По обе стороны от жреца лицом к нему стоят, склонив головы, два коленопреклонённых священника. Архетип Святого, символизирует как веру, нравственные ценности, образованность и наставничество, так и двойную мораль, догматизм, нетерпимость и фанатизм.
- VI «Влюблённые» (The Lovers) — обнажённые Адам и Ева на фоне Эдемского сада. Над ними парит благословляющий амур, над амуром светит солнце. Позади Евы — Древо познания, на котором часто изображают Змея-Искусителя, позади Адама — Древо жизни. Архетип Выбора, символизирует как выбор по велению сердца и неизбежность принятия решений, так и дилемму между долгом и желанием, материальным и идейным.
- VII «Колесница» (The Chariot) — тяжёлая колесница в анфас, запряжённая двумя сфинксами — белым справа и чёрным слева. На передке колесницы — эмблема в виде крылатого щита, с символом вертикально стоящего стержня в горизонтальном круге вокруг него. Управляет колесницей молодой воин в доспехе с короной на голове и остроконечным скипетром в руке, над головой возничего усыпанный звездами голубой балдахин. Архетип Прорыва, символизирует как триумф, амбиции и устремления, так и высокомерие, браваду и несдержанность.
- VIII «Сила» (Strength) — молодая девушка в белом платье и венке прикрывает пасть льву. Над её головой парит знак бесконечности, в руке она держит гирлянду из цветов, служащую поводком для льва. Архетип Отваги, символизирует как бесстрашие, жизнелюбие и упорство, так и агрессию, слабость и потакание инстинктам.
- IX «Отшельник» (The Hermit) — Убелённый сединами старец в монашеских одеяниях с посохом в одной руке и светильником в другой. Архетип Мудреца, символизирует как мудрость, самопознание, размышление и уединение, так и отчуждённость, старость и озлобленность на весь мир.
- X «Колесо Фортуны» (The Wheel of Fortune) — колесо, украшенное четырьмя еврейскими буквами (тетраграмматон: йуд (י), хе (ה), вав (ו), хе (ה)) и четырьмя латинскими (TORA или же TARO, если читать наоборот). В центре колеса — алхимические символы ртути (☿), серы (🜍), воды (🜄) и соли (🜔). На колесе восседает Сфинкс с мечом в левой передней лапе, по бокам — Тифон в виде змея и Анубис. По углам — символы евангелистов (бык, лев, орёл и ангел). Эти символы также трактуют как знаки зодиака (Телец, Лев, Скорпион и Водолей, соответственно). Архетип Судьбы, символизирует как удачу, судьбоносные перемены и прибыль, так и фатализм, злой рок и невезение.
- XI «Правосудие» (The Justice) — коронованная женщина (нередко отождествляемая с Фемидой), сидящая на троне и держащая в одной руке меч, в другой — весы. По бокам от неё две колонны, между которыми — занавес. Архетип Судьи, символизирует как закон и порядок, объективность, честную игру и уравновешенность, так и самодурство, фарисейство и ограничения.
- XII «Повешенный» (The Hanged Man) — юноша, подвешенный за ногу к Т-образному кресту. Его руки связаны за спиной, левая нога закинута за правую, а лицо спокойно. Архетип Жертвы, символизирует как склонность к самопожертвованию, смирение и погружение в себя, так и потерю сил, зависимость и стагнацию.
- XIII «Смерть» (The Death) — скелет в чёрных доспехах и верхом на белом коне. Его окружают люди, которых он забирает с собой — женщина с ребёнком и епископ. Под ногами коня — тело короля и его корона. В руках у Смерти коса — чёрное знамя, на котором изображён белый цветок с пятью лепестками. На заднем плане изображена река Лета, у её берега лодка. На горизонте между двумя башнями заходит солнце. Архетип Смерти, символизирует как начало чего-то нового, преображение и трансформацию, так и конец чего-либо, утрату, затянувшееся бездействие и расставание.
- XIV «Умеренность» (The Temperance) — ангел, стоящий одной ногой в воде, а другой — на суше. На одеянии ангела изображен квадрат, внутри которого вписан треугольник символ духа, сокрытого в материи. Над квадратом — тетраграмматон. В руках держит две чаши таким образом, чтобы смешать воды. Архетип Равновесия, символизирует как заботу, скромность, баланс и компромисс, так и посредственность, следование ложным внушениям, скуку и приспособленчество.
- XV «Дьявол» (The Devil) — огромный хвостатый дьявол с крыльями летучей мыши и козлиными ногами. Между рогов нарисована перевёрнутая пентаграмма, в левой руке держит факел. Сидит на алтарном камне, к которому прикованы мужчина и женщина (Адам и Ева с карты Влюблённых). Архетип Тени, символизирует как материальные и мирские искушения, низменные страсти и заблуждения, так и преодоление внутренней противоречивости, знакомство со своими теневыми, прежде неизвестными сторонами и их осознание.
- XVI «Башня» (The Tower) — на вершине горы стоит высокая башня с короной вместо купола. Она окружена тучами, и в неё ударяет молния, так что башня даёт трещину, а корона накренилась и готова упасть. Пламя вырывается из окон и люди выпрыгивают из них в отчаянии. Архетип Разрушения, символизирует как кризис, изменения, разрушение и опасность, так и освобождение от косного, пересмотр устоявшихся норм и привычек.
- XVII «Звезда» (The Star) — обнажённая женщина, стоящая на коленях у края небольшого пруда. Ноги женщины не касаются земли, и она не отбрасывает тени. В руках у нее две емкости с водой. Из одной вода выливается на сухую землю, из другой — обратно в пруд. В небе видна одна большая и семь маленьких звёзд, у каждой по восемь лучей. Архетип Надежды, символизирует как надежду, вдохновение, мечты и интуицию, так и мелочность, отчаяние, недостаток веры в себя и погоню за недостижимым.
- XVIII «Луна» (The Moon) — Луна освещает землю и реку. На неё воют собака и волк, из реки на сушу выходит рак. От реки к горизонту идёт тропа, которая проходит между двумя каменным столпами, отделяющими этот мир от потустороннего. Архетип Сомнения, символизирует как подсознание, чувства и сон, так и иллюзии, ошибки, страх и неопределённость.
- XIX «Солнце» (The Sun) — Солнце освещает поле с подсолнухами. Внизу — обнажённый ребёнок верхом на белом коне и с красным флагом в левой руке. Архетип Счастья, символизирует как радость, энергию, успех и новое начало, так и банальность, эгоизм, хвастовство и погоню за славой.
- XX «Суд» (The Judgement) — наступление Страшного суда. Вверху трубит ангел, внизу открываются могилы, из которых восстают усопшие. Рядом с ангелом иногда изображается флаг с красным крестом на белом фоне, символизирующий четыре стороны света. Архетип Преображения, символизирует как оценку, переосмысление, возрождение и чудо, так и наказание, безучастность, забытье и неспособность извлечь урок.
- XXI «Мир» (The World) — лавровый венок, внутри которого изображена девушка, пляшущая с жезлами в руках на фоне неба. В облаках по углам карты — символы евангелистов. Архетип Целостности, символизирует как гармонию, достижение цели, новое начало и освобождение, так и эксцентричность, безумие и спонтанность.
В других колодах
В Марсельском Таро, в отличие от колоды Райдера — Уэйта, старший аркан «Сила» носит номер XI, а «Правосудие» — VIII. В старинных же колодах могут существенно различаться не только последовательность, но и названия козырей («старших арканов» по поздней терминологии). Педаль в пол давит колода Минкьяте, в состав которой входит аж 41 козырь (помимо обычных — 12 знаков зодиака, 4 христианские добродетели и 4 стихии).
Собственную колоду с оригинальными названиями некоторых старших арканов создал также широко известный даже за пределами эзотерических кругов Алистер Кроули. Она называется «Таро Тота» и является третьей по популярности.
Младшие Арканы
По достоинствам соответствуют обычным игральным картам (очковые карты от туза-единицы до десятки плюс придворные карты). Однако есть два отличия.
Во-первых, названия мастей: мечи, пентакли (или монеты), чаши (или кубки) и жезлы (или палицы). Такие же масти используются в итало-испанской колоде обычных карт.
Во-вторых, в каждой масти есть не три, а четыре придворные карты: Паж, Рыцарь, Королева и Король (так в колоде Райдера — Уэйта; в других колодах названия могут быть иными). Таким образом, суммарное количество младших арканов — 56, а не 52.
Уэйт был первым, кто не ограничился изображением символов мастей на очковых картах младших арканов, а проиллюстрировал их полноценными сюжетными картинками.
С четыремя стихиями обычно соотносятся так: жезлы — огонь, чаши — вода, мечи — воздух, монеты — земля. Соответствие с традиционными (французскими) мастями обычных карт: мечи — пики, жезлы — трефы, монеты — бубны, чаши — черви.
Примеры
Мифология и фольклор
- Легенда о древнеегипетском происхождении Таро научных подтверждений в настоящее время не имеет. Первое документальное упоминание — в Италии XV в.
- Вопреки ожиданиям непосвящённых, знатоки не считают ни одну из карт — даже «Дьявола» и «Башню», часто возникающих в художественных произведениях как знак грядущей или уже случившейся беды — однозначно зловещими. Каждая из них в соответствующем контексте может иметь вполне позитивный смысл. А «Смерть» вообще не означает физической смерти человека почти никогда.
Литература
Отечественная
- Группа авторов под руководством Макса Фрая, «78: антология» — на каждый из Арканов написан художественный текст, раскрывающий его смысл.
- Межавторская серия «Таро Бездны». Каждый рассказ назван в честь одной карты и обыгрывает её значение.
- Вера Камша явно неравнодушна к тропу.
- «Хроники Арции» — здесь вместо карт Таро есть карты О (О — некое полузабытое языческое божество). Их не семьдесят восемь, а сто сорок четыре, и вместо старших арканов — Карты Великой Судьбы. Лупе раскладывает эти карты в середине первой книге цикла, отчасти проливая свет на будущий сюжет. В «Крови Заката» появляется ещё одна колода, нарисованная эльфом Клэром Утренним Ветром. Её тоже кто-то раскладывал, но автор правки не помнит, кто именно.
- «Отблески Этерны» — каждая глава соответствует определенной карте, число 4 и его степени составляют основу мироустройства, а титул «Ракан» — это анаграмма от «Аркан».
- Кира Измайлова, Футарк — Виктор Кин быстро догадывается, что гадалка Сибилла — обыкновенная мошенница, когда та начинает гадать ему на картах Таро. Для начала, она раскладывает карты как обычные гадальные, затем заявляет, что карта Сила, на которой изображена женщина в венке, играющая со львом, символизирует возлюбленную Виктора (тот чуть не засмеялся в голос) и в заключение сообщает мужчине (моложавому, но уже хорошо за тридцать) что карты (шестерка кубков, десятка денариев и еще десятка кубков) означают, что он женится не позже двадцати шести лет! Тут уж Виктор и вовсе с трудом удержался от хохота. В общем нет больше в Блумтауне гадального салона…
- Алексей Атеев, «Карты Люцифера»
Зарубежная
- Чарльз Вильямс, «Старшие Арканы» — фэнтези с эзотерическими мотивами, где особая, исключительно сильная, колода Таро играет ключевую роль в сюжете.
- М. Павич, «Последняя любовь в Константинополе» — в романе 22 главы, соответствующих Старшим Арканам.
- Сэмюэл Дилэни, «Нова» — действие происходит в далёком будущем, но карты Таро играют важную роль в сюжете (потому что POV-персонаж — цыган) С их помощью не только гадают, но и играют в карточные игры. Но в основном они нужны, чтобы дико символизировать!
- Кресли Коул, «Хроники Аркан» — главные герои — воплощенные карты Таро!
- Стивен Кинг, «Тёмная Башня» — в финале «Стрелка» Человек в чёрном гадает Роланду на картах таро на его будущих спутников — Узника, Госпожу Теней и Смерть («но не твоя, стрелок!»).
Сетевая
- «Кордицепс, или Больно все умные» — колода Таро лежит на столе в палате одного из пациентов и, кроме того, ещё неким образом участвует в судьбе этого пациента (каким именно — долго объяснять, да и спойлер).
Кино
- «Пункт назначения-3» — показана кукла-гадалка, перед которой разложены Старшие Арканы Таро. И, крупным планом, её палец, указывающий на XIII Аркан «Смерть», который символизирует главную идею всего цикла.
- «Люди под лестницей» — в самом начале фильма сеструха нагадала Шуту на картах Таро встречу с Дьяволом, Смертью и Страшным Судом.
- «Джезабель» — мамаше заглавной героини при трёх раскладах выпадает «Смерть»… И если в первый раз мамаша философствует, что это символ перемен и обновления, то дальше ей становится не до философствований.
- «Иллюзия обмана» — попавшие в руки главных антигероев четыре карты Таро (Любовник, Отшельник, Смерть и Верховная жрица) с уникальным дизайном служат пропуском в Око, сверхсекретный орден иллюзионистов.
- «Таро: Карта смерти» (2024) — в оригинале просто «Таро» («Tarot»). Студентики нашли в подвале временно арендованного особняка колоду карт Таро с очень стрёмными картинками и решили погадать. Колода оказалась проклятой, и вскоре все участники гадания начали погибать в соответствии с полученными предсказаниями от рук призрака, способного принимать облик изображённых на картах людей и существ.
Телесериалы
- «Секретные материалы» (1993) — в серии «Последний отдых Клайда Бракмана» маньяк пытается понять, почему он убивает, обращаясь для этого к различным экстрасенсам и гадателям. Один из гадателей раскладывает Таро, причём предсказывает довольно точно, последняя из карт расклада, по утверждению самого маньяка — это судьба самого гадателя (да-да, это карта за номером XIII).
- «Зорро» (1997) — в одной из серий юная гадалка-цыганка раскладывает карты для сержанта Гарсии, предсказывая ему скорую смерть от человека, которого совершенно невозможно заподозрить в этом. В финале оказывается, что этим человеком была сама цыганка, которая состояла в воровской шайке, замышлявшей крупное ограбление в городе. Однако сержанта спасает вмешательство Зорро.
- «Меч» — во второй серии у трупа продажного судьи, Костя оставил карту Дьявола. В дальнейшем это стала масть мечей, давшая, собственно название группе.
- «Карнавал» — карты Таро, их символика и гадания на них играют в сериале немалую роль. Вплоть до опенинга.
- «Комиссар Рекс» — серия «Смертельное таро». Убийца по-своему интерпретирует значение карт, расправляясь со своими обидчиками. Например «Башня» теперь означает падение с высоты.
Аниме и манга
- «Кафе Таро» — Памела гадает на Таро, и каждая из глав названа в честь карты.
- JoJo's Bizarre Adventure: Stardust Crusaders — стенды команды героев, главзлодея и первой половины рядовых противников названы в честь Старших Арканов. Потом карты кончились, и Араки пришлось в дальнейшем называть стэнды сначала по именам египетских богов, и лишь уже после — в честь рок-групп и их песен.
- Bishoujo Senshi Sailor Moon — Эйл призывает монстров из японского варианта карт Таро.
- Когда Сэцуна в 3-ем сезоне рассказывает главгероям о Сейлор Сатурн, воине смерти и разрушения, на фоне силуэта Сатурн мелькает карта Смерть.
- А ещё во 2 серии 1-го сезона йома манипулировала школьниками, заставляя их хулиганить, с помощью карты «XV: Дьявол».
- X — к манге прилагается специальная колода Таро с изображениями всех персонажей на Старших Арканах.
- Roku de Nashi Majutsu Koushi to Akashic Records — в местном фэнтези арканы Таро служат уникальными магическими артефактами под контролем придворных имперских магов.
- Black Rock Shooter — что в оригинале, что в перезапуске имена главгероинь ассоциируются с арканами.
Видеоигры
- Dragon Age: Inquisition — изображения на картах спутников Инквизитора соответствуют сюжетам Таро и могут поменяться в зависимости от некоторых принятых по ходу игры решений.
- Fallout — Житель Убежища может в Адитуме попросить местного гадателя погадать. Это предсказывает некоторые события игры и, кстати, после третьего расклада навсегда увеличивает на единичку значение удачи персонажа.
- Hyper Light Drifter — игра полностью бессловесная, но официальные названия героя и боссов чисто тарошные.
- Max Payne — на уровне «Ангел смерти», на кухне виллы дона Пунчинелло, Макс нашёл три карты таро. На них изображены: Башня, обозначающая особняк Пунчинелло, Дьявол, изображающий дона, и Смерть, воплощающаяся в Максе. Как позже выяснится, первые две карты трактованы ошибочно: Башня обозначала здание Айзир, а Дьявол — г-жу Хорн.
- The Curse of Monkey Island — на Острове Крови гадалка мадам
ЭкземаЗима может погадать Гайбрашу на картах Таро, и все пять раз выпадет Смерть. Что, в принципе, соответствует его дальнейшим похождениям — умереть-то он не умрёт, но, если помнить про другой смысл этой карты («старое кончится, новое начнётся»), приключений он потом ещё на две игры нахлебается. - The Binding of Isaac — карты Таро здесь одноразовые, и каждая со своим эффектом, аналогичным значению карты. В Repentance есть и перевёрнутые карты Таро — у них тоже свои эффекты, символически противоположные оригиналу. Например, I Маг (здесь можно истолковать как «стремление к цели») на одну комнату сделает ваши снаряды самонаводящимися, а перевёрнутый I Маг (как «враг тебя обойдёт») — напротив, заставит снаряды врагов отклоняться от вас.
- Серия Silent Hill — с картами Таро связана последняя головоломка в третьей части, кроме того, о них подробно рассказывается в одной из найденных Хизер в катакомбах под церковью Ордена книг. А в официальной книге «Потерянные воспоминания», в которой разработчики рассказали о том, как придумывали персонажей и игровые элементы первых трех игр серии, плюс опубликовали официальную хронологию событий, по которой действие второй игры разворачивается незадолго до третьей, но значительно позже первой, картам Таро в комментариях к третьей игре отведено значительное место: 0. Дурак. Хизер, I. Маг. Валтиель, II. Верховная жрица. Клаудия Вульф, III. Императрица. Алесса, IV. Император. Визуальные приемы, V. Хиромант. Ключевые предметы, VI. Любовники. Любовь, VII. Колесница. Символы, VIII. Сила. Мощь города, X. Колесо Фортуны. Петля, XI. Справедливость. Письмо из Тихого Рая, XII. Повешенный. Дуглас Картланд, XIII. Смерть. Дыры, XIV. Умеренность. Ключи и двери, XV. Дьявол. Существа, XVI. Башня. Культ, XVII. Звезда. Мотив, XVIII. Луна. Винсент, XIX. Солнце. Экстра-возможности, XX. Правосудие. Этот… с красной пирамидой на голове, XXI. Мир. Параллельный мир, XXII. Глаз в ночи. Бог.
- Серия игр «Persona» — все персоны группируются по арканам. Чтобы персона главного героя стала сильнее, ему необходимо развивать Социальные Связи, каждая из которых развивает определённую аркану. Допустим, проведя время с каким-нибудь неигровым персонажем, игрок прокачивает одну аркану и, следовательно, его персоны этой же арканы становятся сильнее. В четвёртой части герои активируют свои персоны с помощью карт Таро.
- Undertale — мета-пример: на официальных картах Tarot Art Prints изображены персонажи игры в соответствии со своими архетипами.
- Bloodborne — если присмотреться, то все руны по форме соответствуют картам Таро. А вот какая карта ассоциируется с какой частью сеттинга — предмет споров и теорий (кроме того что Повешенный это Охотник), как и всё остальное в сеттинге.
- Cyberpunk 2077 — под карты Таро стилизованы сюжетные достижения в игре. Первое достижение (пройти пролог) — это «Шут». Последнее достижение (пройти главную сюжетную линию) — «Мир».
- Карта «Шут» соответствует самому Ви — протагонисту игры. Её игрок может найти возле своей квартиры.
- Карта «Маг» находится возле клуба Шельм.
- Карта «Верховная Жрица» соответствует Ханако Арасака. Игрок может найти соответствующее граффити в многоквартирном доме, где проходит миссия под названием «Поиск и уничтожение» — та самая, где мы впервые встречаемся с этим персонажем. Она символизирует терпение, расчётливость, мудрость, хладнокровность; перевернутая — это тайны, игнорирование собственного внутреннего мира и молчание. Ханако была воспитана, чтобы быть сердцем семьи Арасака и скреплять её части вместе. Эта роль часто заставляла её скрывать своё недовольство и подчиняться желаниям и решениям отца и брата.
- Карту «Императрица» можно найти возле ночного клуба «Посмертие», а символизирует она Бестию Амендиарес, его владелицу и «королеву фиксеров» Найт-сити.
- Карта «Император» соответствует Сабуро Арасака. Это его официальное прозвище, а граффити этой карты можно найти в Конпеки Плаза, где игрок впервые видит этого персонажа. Это карта символизирует власть, отцовство, дисциплину и твердую руку; перевёрнутая, она может означать злоупотребление и превышение власти, собственничество и отсутствие самоконтроля. Сабуро держит весь Найт-сити и свою семью под железным контролем, за что его, в частности, ненавидит родной сын Ёринобу.
- Карта «Иерофант» находится на месте встречи с Одой Сандаю, настолько верным Арасаке, что он не готов поверить в смерть Сабуро от рук своего сына.
- Карта «Любовники» находится в заброшенном кинотеатре под открытым небом.
- Карта «Колесница» соответствует Горо Такэмуре. Ви может найти соответствующее граффити возле «Закусочной Тома», где игрок впервые встретит этого персонажа во втором акте. Эта карта символизирует контроль, силу воли, успех, активность, решимость, целенаправленность и самодисциплину; перевёрнутая, она означает неуверенность и может сулить неожиданные судебные дела. Такэмура был несправедливо обвинён в преступлении, которого не совершал, и он решительно настроен добиться справедливости несмотря ни на что. При этом он действительно ощущает себя «не в своей тарелке» из-за того, что потерял господина и был лишён своего статуса.
- Карту «Сила» игрок находит на товарной станции, где встречается с Панам Палмер.
- Карта «Отшельник» находится на стене церкви в Пацифике, принадлежащей «Вудуистам».
- «Колесо судьбы» можно найти в мотеле, где начинается и кончается миссия по похищению Андерса Хеллмана.
- «Справедливость» находится возле электростанции, где снимающие снафф «Мусорщики», удерживающие Эвелин Паркер, скорее всего понесут заслуженное наказание от руки Ви.
- Карту «Висельник» можно найти на поле нефтяных вышек к северу от города.
- «Дьявол» находится во время испытания в виртуальном мире, если Ви решит пойти на союз с «Арасакой». Карта выступает символом одной из концовок игры.
- Серия The House of the Dead — мутанты-боссы названы в честь карт Таро.
- Fahrenheit: Indigo Prophecy — приятель предлагает Карле погадать на картах, результат оказывается мрачным.
- Phantasmagoria — хоть Харриет и гадает для Эдриэн без видимых правил, и хоть и вытягивает ей четыре «страшных-престрашных», в её же трактовке, карты, ее гадание в символической степени сбывается. Она вытягивает XII Повешенного («выйти за пределы своих возможностей»), XVI Башню («высшие уравняются с тобой»), XV Дьявола («не бойся выпустить внутреннее „я“») и XIII Смерть («скоро что-то кончится и что-то новое начнется»). И что же мы видим в итоге? Эдриен крепнет духом, находит в себе силы противостоять одержимому демоном мужу, и в итоге запирает демона и таки добивает мужа, которому уже ничто не поможет.
- Ogre Battle — тут карты можно получать и копить, чтобы потом использовать для получения разных эффектов (различные виды нанесения урона и восстановление хп, например)
- Heroes of Might and Magic — в третьей и четвёртой части герою может попасться целая колода карт Таро. Поднимает удачу на единицу.
- «Post Mortem» (2003) — в финале главгад, до этого, вроде бы, не замеченный в большой любви к Таро, превращает похищенную Софию Блэйк в живое подобие карты «Повешенный», связав и подвесив в характерной позе. А когда Гас приходит спасать девушку, злодей разъясняет ему смысл сей инсталляции: «А вы знаете, месье Макферсон, что в Таро Повешенного не предают смерти, а скорее сталкивают со своей судьбой?»
Настольные игры
- «Равенлофт» — здесь эти карты именуются «тарокка» и используются гадалками из народа вистани.
- Warhammer 40000 — гадание на картах Таро присутствует. В частности, Император и Малкадор Сигиллит с их помощью разгадывали ход и итоги Ереси Гора.
- Pathfinder — аналогом Таро выступает колода Харроу, состоящая из 54 карт. В Харроу шесть мастей, соответствующих классическим характеристикам персонажа в D&D, а в каждую масть входит девять карт, по числу мировоззрений.
- Mage: The Ascension и Mage: The Awakening — для обеих игр выходила тематическая колода Таро.
Интернет-проекты
- Классический SCP-361, «Адаптивные карты Таро». Фигуры в Старшем Аркане колоды принимают вид тех или иных значимых личностей общества, в котором находятся. Художникам есть где порезвиться.
- Видеоблог «волшебницы» мисс Каталин ролин-номер-ужастик. С самогадающими (пугающими) картами https://www.youtube.com/watch?v=99usZf_UNFA
Пятиминутка реальности
- Карточная игра, подобная бриджу, с постоянным набором козырей сверх обычной итальянской колоды (в варианте с четырьмя придворными картами) возникает в начале XV века в северной Италии, а сто лет спустя получила, как и предназначенная для неё колода, название tarocchi (множественное число от tarocco с неясной этимологией), заимствованное французами в форме tarot. В разных регионах названия, числовые значения и даже количество козырей заметно варьировались. Карта под названием Дурак (Шут), использование которой в разных вариантах игры приблизительно соответствовало современному джокеру, не имела номера и не входила в набор козырей. В России для игры использовалась 32-карточная колода (без шестёрок), где роль старших арканов выполняли Дамы и Валеты, а роль Дурака (Шута) — семёрка треф («кочерга» или «крюк»). Оккультное толкование Таро начинается с середины XVIII века. Клюквенно древнеегипетское толкование символов козырей и мастей (тузов) марсельского варианта Таро представил в 1781 году масон Антуан Кур де Жебелен, который также соотнёс число козырей с количеством букв древнееврейского алфавита, для чего впервые причислил к ним Дурака. Тогда же Ж.-Б. Эттейллой было положено начало регулярному использованию Таро для гадания. В оккультной практике впервые возникает нетрадиционная терминология: карты Папесса (II) и Папа (V) переименованы в Верховную жрицу и Верховного жреца, а масти монеты и дубины — в пентакли и жезлы. Названия Старшие и Младшие арканы вводит только в 1870 году Поль Кристиан. Использование колод таро для гадания цыганами не фиксируется до начала XX века.
- В южной Европе по сей день существует несколько вариантов игрового таро, напоминающего вист или преферанс. Используется ряд региональных шаблонов, с французскими и итальянскими мастями.
- К. Г. Юнг объяснял возможную действенность Таро и других гадательных практик принципом синхроничности (современной научной парадигмой рассматривается как лженаука).