Phantasmagoria

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Phantasmagoria
Phantasmagoria cover.jpeg
Общая информация
Жанр
  • Квест
Год выхода1996
Разработчик
  • Siera On-Line
Издатель
  • Siera On-Line
Платформы
  • Microsoft Windows
Режимы игры
  • Одиночный

Phantasmagoria — видеоигра в жанре видеоквест, выпущенная Sierra On-Line в 1996 году. Знаменита своей жуткой атмосферой, заимствующей важные элементы из романов Стивена Кинга или Эдгара По, а также использованием живых актёров в качестве действующих персонажей. В своё время произвела фурор своей жестокостью и насилием (в частности, присутствовала сцена изнасилования), а также тем, что была на целых семи компакт-дисках и занимала более 3 гигабайт.

Сюжет[править]

Журналист Дон Гордон и его жена Эдриен переезжают в дом мечты — готический особняк, стоящий на побережье маленького острова. Среди местных жителей гуляет молва, мол дом проклят, а его последние хозяева были жестоко убиты, но супружескую пару это не беспокоит. А зря… Уже в первый день Эдриен обнаруживает секретную комнату с алтарем, а ней — книгу, открыв которую девушка ненароком выпускает на волю древнего демона, который тут же вселяется в Дона. В течение последующих дней любящий муж превращается в неуравновешенного тирана с садистскими наклонностями. Поначалу Эдриен старается не замечать этого, но после того, как Дон насилует её, решает разобраться в происходящем. Постепенно ей открываются зловещие тайны её нового жилища — ещё сто лет назад здесь жил фокусник Золтан Карноваш, который в ходе ритуала оказался одержим демоном. Впоследствии он убил родную дочь, а затем и четырёх жён; но пятая оказалась хитрее. Сплотившись с помощником Золтана, она попыталась убить маньяка на его очередном представлении, но тот выжил. Спустя неделю он сбежал из больницы и вернулся домой, где жестоко расправился с неверной и её любовником, но и умер сам от тяжёлых ран. Демон вернулся в книгу, которую спустя сто лет найдёт Эдриен…

Наконец, узнав правду, девушка пытается спасти мужа, но всё тщетно. Тот в ходе небольшой погони ловит жену и приковывает к стулу с занесённым над ним маятником — устройством, которым некогда пользовался Карноваш для своих представлений. Женщина с трудом отвлекает демона и дотягивается до рычага: маятник, описав дугу, пронзает Дона. Освободившись, Эдриен не успевает оплакать мужа, как из его тела появляется материализовавшийся демон, который пытается убить героиню. Но та, сбежав, и спрятавшись в подземном храме, проводит ритуал и изгоняет монстра.

На следующее утро обессиленная и подавленная смертью мужа Эдриен покидает особняк.

Особенности[править]

Игра представляла собой видеоквест с живыми актёрами и нарисованными задними планами, благодаря чему Phantasmagoria удачно сочетала в себе элементы кинематографичности. Управление игры использовало систему Point-and-click — персонаж мог рассмотреть любой интерактивный предмет или же положить себе в инвентарь, занимающую нижнюю панель экрана.

Поначалу в игре не было никакой цели. Оказавшись в особняке, необходимо было обследовать все помещения, собрать предметы или же сразу отправиться в подвал, чтобы попытаться попасть в секретную комнату. Нередко для того, чтобы получить тот или иной важный сюжетный предмет необходимо было решить головоломку или хорошенько обследовать ВСЕ локации. Начиная со второй главы, появилась возможность покинуть особняк и поблуждать по дворику, сараю и даже попасть соседний городок. Особую сложность представляло непонимание того, где и когда можно было использовать тот или иной предмет, и необходимость постоянно переключаться между локациями.

Игра разделена на 7 глав, каждая из которых сразу доступны в главном меню. Первые шесть представляли собой типичный квест, а вот седьмой превращался в зубодробительный триллер, где необходимо было быстро-быстро принимать нужные решения, иначе за малейшую ошибку появлялся злободневный Game Over, и приходилось всё начинать сначала.

Кстати, в нижней панели присутствовал значок красного черепа. Стоило нажать на него, как низкий демонический голос давал игроку тот или иной совет по прохождению.

Персонажи[править]

Эдриен
  • Эдриен Дилейни — главная героиня, управляемый персонаж. Писательница в жанре хоррор, которая вместе с мужем поселилась в готическом особняке ради вдохновения (видимо, гонорары от книг были выше, чем у Стивена Кинга). Блуждая по дому, невольно выпустила древнее зло. Первую половину старалась не замечать изменения в характере мужа, однако став жертвой изнасилования, решила докопаться до правды. И докопалась. Характер стойкий, мужественный, непоколебимый.
  • Дон Гордон — муж Эндриен. Журналист, до событий игры — добрый искренний человек. Но будучи одержимым демоном стал тираном, а после — маньяком, способным ради развлечения убить любого, кто ему не понравится. В конце игры Эдриен пыталась достучаться до разума мужа, но не получилось — Дон погибает, до конца оставаясь под влиянием демона.
  • Золтан Карноваш — бывший хозяин особняка, куда поселились главные герои. Когда то был знаменитым фокусником, но желая освоить настоящую магию решился на проведения ритуала, в ходе которого оказался одержим демоном. Убил дочь и четверых жён ради развлечения, но погиб от руки любовника пятой. В игре появляется в образе призрака.
  • Малькольм — 110-летний старик, живущий в городке близ особняка. Был приёмным сыном Золтана. Увидев смерть фокусника, тут же спрятал демоническую книгу в подвале особняка (где и нашла его Эдриен). Только он в городе знал об истинных событиях в особняке, но не решался кому-то о них поведать. Впоследствии рассказал обо всем Эдриен, а также дал совет по изгнанию демона.
  • Харриет — бродяжка, живущая в амбаре на территории особняка. Несмотря на грубый характер, довольно умная и волевая женщина. Умеет гадать на картах Таро. Она то и призвала дух Карноваша, который поведал Эдриен о своей нелёгкой судьбе.
  • Сайрус — умственно-отсталый сын Харриет, живущий с матерью. Несмотря на свою крупную внешность очень добрый и дружелюбный человек.

Что тут есть?[править]

  • Антиреклама алкоголя — после того, как Дон стал одержим демоном с каждым днём начинают пропадать бутылки абсента
  • Ай, молодца — Эдриен по неосторожности выпустила древнего демона на волю, из-за которого и начался весь сыр-бор.
    • Вместо того, чтобы любыми средствами уничтожить книгу Малькольм не придумал ничего умнее, кроме как спрятать её в секретной комнате особняка. Естественно, кто-нибудь рано или поздно нашёл бы её там.
  • А что, пусть будет! — обычная уличная одежда Виктории Морселл (Эдриен) понравилась разработчикам, поэтом они решили использовать её вместо изначально запланированной. Её пришлось носить все 15 недель съемок, так что под конец джинсы держались с помощью клейкой ленты и пластыря.
  • А что, пусть будет! и Офигенно находчивые разработчики — собранные по ходу игры предметы необходимо использовать в последней главе. А что делать, если игрок пропустит какой-то? Запирать в пределах локации/главы, пока нужные предмет не будет найден или позволить пропустить, запоров игру? Вместо этого они повысили реиграбельность — пропустив хоть все предметы, их можно собрать в последней главе, попутно раскрыв ещё не большой кусочек сюжета.
  • Беги или умри — суть седьмой главы. Подумать нужно будет только в конце.
  • Бонус для альтернативщиков — узнать судьбу Харриет и Сайруса можно только при не стандартном прохождении, если пропустить часть предметов (или все) и собирать их уже в последней главе.
  • Выдумка не врёт — хоть Харриет и гадает на картах для Эдриэн без видимых правил, и хоть и вытягивает ей четыре «страшных-престрашных», в её же трактовке, карты, ее гадание в символической степени сбывается. Она вытягивает XII Повешенного («выйти за пределы своих возможностей»), XVI Башню («высшие уравняются с тобой»), XV Дьявола («не бойся выпустить внутреннее „я“») и XIII Смерть («скоро что-то кончится и что-то новое начнется»). И что же мы видим в итоге? Эдриен крепнет духом, находит в себе силы противостоять одержимому демоном мужу, и в итоге запирает демона и таки добивает мужа, которому уже ничто не поможет.
  • Гуляш и чардаш — Золтан был родом из Венгрии. Возможно, отсылка к Гарри Гудини, который сам был венгерским евреем.
  • Гуро — с избытком — одержимый Золтан с особой жестокостью убивал своих жён: то кельмой челюсть проткнёт, то устройством для пыток шею сломает, то потроха в глотку затолкает, то в глаз бутылку шампанского вонзит. И всё это показано без какой-либо цензуры.
  • Демон напополам с Cпящее зло — собственно, виновник всех бед.
  • Добрый секс, злой секс — троп играется с главгероиней Эдриан и её мужем Доном. В начале игры у них всё нежно и трогательно, но после того как демон захватывает тело Дона, тот потихоньку превращается в тирана и садиста и в итоге в одну из ночей насилует Эдриан.
  • Дом с привидениями — основное место действия игры. Ещё в первой главе до явления демона можно услышать детский плач в одной из комнат.
  • Дорогой ценой — избавиться от демона можно, если тот сам добровольно покинет тело. А покинуть тело он сможет, если носителя убьют…
  • Не щадить детей — дочь Карно София погибла, когда ей было всего два года.
  • Жертва — болтун — третья жена Золтана Леонора отличалась крайней болтливостью, что очень не понравилось одержимому фокуснику.
  • Закадровое гуро — судьба Харриет и Сайруса. При определённых условиях героиня найдёт лишь изуродованный труп Сайруса.
  • Зловещая латынь — Consumite Furore и вообще заметная часть саундтрека.
  • Зловещий фокусник — Золтан.
  • Избранный — призрак Карно прямо говорит героине, что она была избрана, чтобы изгнать демона.
  • Изнасилование - худшее из зол — то, что случилось с Эдриен в конце четвёртой главы. Тогда то девушка и поняла, что с мужем явно что-то не то.
  • История повторяется — одержимый Золтан методично убивал своих жён — этим и развлекался. Спустя сто лет его преемником станет Дон Гордон. Правда, до самой жены дойти не успеет, а вот близких и мимо-крокодилов — пожалуйста.
  • Камео — в роли одной из жительниц городка засветилась Роберта Уильямс — геймдизайнер и сценарист игры. Также конверт в почтовом ящике Малькольма был отправлен от самой Роберты, с указанием её настоящего адреса — Окхерст, Калифорния.
  • Магия крови — Эдриен нужно пролить несколько капель своей крови на талисман Карно, чтобы провести ритуал изгнания демона.
  • Мыльное кинцо — кристально чистый пример мыльного кинца, только вот 1995 года. И, по понятным причинам, там сыгранное живыми актёрами живое, местами интерактивное видео (очень паршиво воспроизводимое на тогдашних компах и мониторах), а не компьютерная графика, которая пыталась бы в фотореалистичность. Но по меркам 1995 года качество живого видео считалось очень крутым, и даже видео в таком низком качестве подтормаживало.
  • Навык Чехова — Эдриен упоминает, что в школе посещала уроки латыни. Это позволяет ей читать книгу заклинаний Карно и изгнать демона.
  • Несовместимое с жизнью любопытство — Эдриен быстро поняла, что запертые комнаты в жутких старинных особняках запирают не просто так. С фитильком, ведь она остаётся жива, хотя несколько раз она была на волосок от смерти.
  • Несуществующий игровой секрет — ходили слухи, что во время беготни по дому в последней главе можно было спасти Дона, изгнав из него демона. Некоторые игроки доходили до того, что звонили в оффис «Сьерры». Увы, но спасти его невозможно — только убить.
  • Одержимость демонами — точнее, одним. Судьба Золтана и Дона.
  • От плохого к ужасному — поначалу одержимость Дона выражается в постоянной злости или раздражении, а уже к 6-ой главе он станет натуральным маньяком и насильником.
  • Плохой хороший конец — Да, Эдриен уничтожила демона, но любимый муж погиб, да и как она сама сможет жить, зная, что именно из-за её невнимательности началась заварушка?
  • Плюнуть в могилу — любая сцена смерти Эдриен в финале, с разрыванием башки и кровищей.
  • Полное чудовище — демон из книги. Ему не нужна какая-то высшая цель, ему не нужен мир. Только убивать. И убивать с цинизмом, жестокостью. Детей, женщин, стариков, животных, разницы нет.
  • Посмертный персонаж — Золтан Карноваж, умер ещё за 100 лет до событий игры. О его нелёгкой судьбе мы узнаем из флешбеков или от призрака самого Золтана. Ну или «дом» расскажет посредством зеркал.
  • Производственный ад — на разработку игры ушло три года, а на съемки — три месяца.
  • Проклятый старый дом — с фитильком: проклятие ждёт тех, кто ненароком откроет демоническую книгу в подвале.
  • Распутинская живучесть — в попытке сбежать от мужа, Эдриен прыснула в него средством от ржавчины и пырнула кочергой, но это даже не затормозило одержимого демоном.
  • Ружьё Чехова:
    • В начале игры Эдриен показала мужу любимую игрушку — снеговика. Зачем? Чтобы в конце отвлечь им монстра и убить его.
    • Во второй главе одержимый Дон заставит жену сходить в магазин за средством от ржавчины. Оно же пригодится в седьмой главе, чтобы прыснуть им в лицо беснующегося мужа и убежать.
  • Сила без ума — Сайрус, сильный, но умственно-отсталый сын Харриет.
  • Синяя Борода — Золтан Карно спровадил на тот свет пятерых жен. Первой досталось, в общем-то, ни за что — после потери дочери (которую нечаянно загубил Золтон и не признался) перестала ему верить и стала запираться в оранжерее с цветочками. А вот следующие его жены — алкоголичка, трепло каких поискать, патологическая обжора, а последняя и вовсе стерва и изменщица. Этих уже не жалко, хотя и фокуснику сопереживать трудно.
    • В данной ситуации сопереживать Карно именно что трудно (а не невозможно вообще) просто потому, что все свои убийства он совершал, будучи под влиянием злого демона-женонавистника. Фокусник думал просто заключить с ним сделку, чтобы на своих шоу удивлять народ не просто фокусами, а натуральной магией, но демон полностью подавил его волю. То же самое по сюжету происходит и с мужем главной героини, которого демон захватил на этот раз.
  • Смертельная шутка — Золтан любил цинично пошутить.
  • Твой близкий — злодей — Эдриен не сразу увидела в любящем муже извращённого садиста.
  • Темнее и острее — по сравнению с предыдущими играми Роберты Уильямс.
  • Топливо ночного кошмара  — если гулять по особняку в последней главе можно увидеть много чего интересного и жуткого.
    • Истинный облик демона.
  • Убить животное — демон не пожалел даже кота Эдриен.
  • Убить за ерунду: одержимый демоном фокусник Золтан и его родные. В отличие от мужа протагонистки Дона, Золтан отчасти сохранил рассудок, но из-за одержимости не мог сдерживать приступы ярости. Вначале он неизвестно за что утопил свою дочь и выдал это за несчастный случай. Его жена заподозрила фокусника, эмоционально отдалилась от него и всё время ухаживала за садом — за это Золтан убил и её. Потом он ещё трижды женился и убил всех трёх жен: одну за пристрастие к выпивке, другую за любовь поесть, третью — за то, что слишком любила поговорить. (Потом пятая жена завела любовника, и они вместе с любовником попытались убить Золтана — но у них не вышло, Золтан в отместку убил их обоих, но и сам погиб от предсмертного удара, нанесённого любовником. Но это уже не подходит под данный троп.)
  • Ужас у холодильника — сравните, как одержимые Золтан и Дон убивают своих жертв? Первый подходит к процессу с творчеством, жестокостью и цинизмом. Второй — максимум пырнёт ножом или забьёт до смерти. Что если демон находит в каждом из «сосудов» его тёмные скрытые черты и воплощает в реальность? Мы не знаем, каким был Золтан до одержимости, но подозреваем, что втайне ему нравилась жестокость. А Дон был добрым и любящим, и поэтому максимум на что его сподвиг демон — это орудовать холодным оружием без всяких пыток.
  • Участь хуже смерти — души одержимых обречены вечно скитаться по особняку.
  • Шрамы от цензуры:
    • На японском порту «Сатурна» были подредактированы воспоминания Эдриен о сценах смерти, обычно удаляя крупные планы убийства жён Карно. Также была вырезана сцена изнасилования.
    • В оригинальной игре был особый режим, который позволял заблокировать самые жестокие моменты игры паролем. Возможно, вышеупомянутая версия с «Сатурна» сделана на его основе.
  • Чхать мы хотели на гайдзинов — в Японии игра вышла на порту «Сатурна» под названием «Фантазм».