Верните моё тело
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Bemoaning the New Body. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Молодцы! Эта статья была номинирована на статус избранной. В связи с этим мы особенно тщательно относимся к её содержанию. Подробнее о выборах избранной статьи вы можете узнать здесь |
« | Я человек! Я человек!!! Я никогда не просила это тело! Я хочу вернуть свое человеческое тело! | » |
— Айрин Белсерион, Fairy Tail |
Изменение обличья может иметь самые разные последствия для людей (и не только людей). И во многих случаях персонажи могут приходить в ужас от своего нового облика.
Причины, по которым обычно не нравится новый облик, могут быть следующие:
- Новая внешность уродливее исходной или, по крайней мере, намного страшнее.
- Новая внешность напоминает её обладателю того, кого он сильно ненавидит.
- Новая внешность пугает других людей.
- Причиняет боль и неудобства.
- Родные и близкие не узнают из-за этого.
- Новая внешность идёт в комплекте с невероятно отстойным даром.
Недовольство преобразованием может варьироваться от язвительного раздражения по поводу неудобной формы до психического расстройства, слез, страха, прохождения горизонта событий отчаяния и попытки самоубийства из-за нового тела. Трансформированные персонажи зачастую говорят: «Не смотри на меня», «Я монстр» и/или «Во что я превратился?», если новая форма особенно чудовищна. Если увидит нового себя в отражении, то может разбить зеркало. Бывают и сложные ситуации, когда преобразование может одновременно нравиться и не нравиться по разным причинам.
Гораздо более жестокая версия этого тропа — «Но я должен кричать»
Где встречается
Литература
- Жорж Ланжелан, «Муха» — ученый, в результате несчастного случая при телепортации поменявшийся головой и кистью руки с мухой (муха залетела в телепортационную камеру), был в ужасе от того, что с ним сталось. Поскольку муха с его головой и ладонью улетела, шансов вернуть свой человеческий облик у него почти не было, но он решил рискнуть и с помощью жены попытался было провести серию повторных телепортаций в надежде, что случайное перераспределение элементарных частиц соберет его в более презентабельном виде. В итоге в его тело угодили еще и частицы пропавшего при неудачном эксперименте кота, после чего человек-муха предпочел умереть.
- Метавселенная Рудазова — встречается.
- «Битва полчищ» — пародия на троп. Пересобирая по органам Креола, убитого Пятым Заклинанием, Мурок Вивисектор не удержался и вживил ему третью почку, после чего архимаг долго поминал его незлым тыхым словом — у тела сместился центр тяжести и, приземляясь после левитации, Креол постоянно спотыкался. Но это ещё ничего — любитель медицинских экспериментов ещё и фаллос на лоб начальнику предлагал пришить…
- Тетралогия о яцхене вся об этом. В основном Олегу не хватало лёгких — конечно, не нуждаться в воздухе здорово, но ведь и курить не получалось! — и полового органа, ибо его тело было фактически несовершеннолетним, а мозг — вполне себе взрослым, так что, как в старом советском меме, верхи хотели, а низы не могли; ну и морда вызывала нездоровый ажиотаж (хотя Олег и человеком был далеко не красавцем). Но в конце концов протагонист смирился, ибо плюсы от сверхсильной, сверхбыстрой, сверхпрочной и сверхлёгкой тушки трансгенного полудемона перевешивали минусы — особенно он это прочувствовал, когда злой двойник выпер его из тела яцхена и вынудил ховаться в человеческом.
- «Дюжина и один» — этот троп в сочетании с «не рой другому яму». Маг-вивисектор Жаннаро э’Стакро сшил кадавра из нескольких других магов, включая кусочек собственного тела. Новоявленный/-ая/-ое Дюжина долго пытался отомстить создателю, и в конце концов они убили друг друга. А потом жена Жаннаро, которая в результате этих мстей повредилась рассудком, но как раз начала восстанавливать моторную функциональность, реанимировала мужа… в теле Дюжины.
- Кир Булычёв, «В куриной шкуре» из цикла «ИнтерГПол» — название уже подсказывает. Одна из ведущих следовательниц ИнтерГПола Кора Орват отправляется на планетку Дил-ли расследовать убийство уважаемого профессора-археолога Гальени, уже в космопорту нарывается на покушение и приходит в себя в облике курицы человеческого роста. В принципе, не впервой, в ИнтерГПоле для каждого ценного агента заранее обеспечивают клонированные тела на замену, лишь бы остался целым мозг — но выясняется, что донором тела послужила беременная вдова того самого профессора, оказавшаяся свидетелем и не перенесшая зрелища. Коре приходится начинать следствие согласно заголовку, параллельно сначала дожидаясь снесения «своим» телом яиц, а потом высиживая их и ухаживая за вылупившимися цыплятами.
Кино
- Дилогия «Муха» (1986) и «Муха 2» (1989) — первый фильм — очень вольный ремейк старой экранизации одноименного рассказа, второй — его (фильма) самостоятельный сиквел. В первом фильме ученый Сет Брандл случайно стал гибридом человека и мухи на генетическом уровне, когда тело смешалось с телом мухи на уровне элементарных частиц в результате несчастного случая во время эксперимента при телепортации (муха залетела в телепортационную камеру), и когда его тело начало меняться, становясь нечеловеческим, он начал отчаянно искать способ вернуть себе человеческий облик. Расчеты показали, что для возвращения человечности ему придется повторить эксперимент с телепортацией, поместив в устройство с собой человека. Он попытался использовать для этого свою беременную девушку, ребенок который был зачат от него уже после истории с мухой, но в итоге получил в свое тело металлические фрагменты от обломков телепода, став нежизнеспособным существом. Во втором фильме его сын Мартин, начавший мутировать под воздействием полученных от отца мушиных генов, сумел провести такую телепортацию, используя в качестве донора человечности беспринципного владельца лаборатории Антона Бартока. В заключительной сцене фильма намекается, что изуродованный мутацией в результате успеха Мартина Барток по-прежнему разумен и теперь сам переживает ужас и гнев от того, в каком виде обречен влачить существование в собственной лаборатории.
- «Черный океан» (1997) — начальник химслужбы К-477 капитан третьего ранга Фокин, вскрыв цилиндр с биологическим оружием и подвергшись воздействию меняющей код ДНК зараженного бактерии, оказался изуродован и, поняв что процесс необратим, утопился.
- «Земля против паука» (2001) — трусоватый охранник Квентин Кеммер, мечтавший стать настоящим супергероем и для этого тайком сделавший себе инъекцию разработанной в лаборатории, где он работал, экспериментальной сыворотки. Поначалу он получил суперспособности почти как у Человека-Паука, но вскоре начал превращаться в Паука-Человека, от чего пришел в неподдельный ужас. Особенно показательна сцена, где у него изо рта начали лезть хелицеры, а тело — покрываться паучьей шерстью, из-за чего он так заорал, что разбудил спавшую в соседней квартире любимую девушку.
- «Фантастическая четвёрка» — в обеих экранизациях Бен Гримм, превращённый в каменного великана в результате пошедшего не по плану научного эксперимента, менее всех доволен своим новым обликом
- «Артур и минипуты» — Урдалак, главный антагонист всех трёх фильмов. Стал нежитью и весь первый фильм мечтает вернуть себе прежний облик с помощью династического брака и какой-то магии. Не сработало.
- «Сестра оборотня» — Бриджит Фицжеральд переживает не только о том, что превращение в оборотня превратит ее в бездумного кровожадного зверя, но и по поводу сопутствующих этому процессу изменений внешности, одновременно и выдающих ее нечеловеческую природу, и уродующих. Она пытается задерживать процесс с помощью особого зелья, которое вводит себе внутривенно, но в сумасшедшем доме делать инъекции становится крайне проблематично, и она даже отрезает себе заостряющиеся уши, чтобы они не выглядывали из-под волос.
- «Бросок Кобры» — Джеймс Маккаллен XXIV, когда экспериментальные наниты, управляемые к этому моменту уже не таинственным Доктором, а Командиром Кобры, вылечили ему чудовищные ожоги головы, превратив ее в железную маску, сделав его Дестро, от своей новой внешности оказался вовсе не в восторге и даже попытался накинуться на Командира Кобры, но тут оказалось, что наниты ему этого не позволят.
- «Тёмный рыцарь» — окружной прокурор Харви Дент после гибели Рейчел и жутких ожогов на пол-лица сначала потерял волю к жизни и отказался от пересадки кожи, а потом, после психической обработки от Джокера, встал на путь убийств и террора, решив, что в мире может быть справедливым только случай.
Мультфильмы
- Братец Медвежонок — превращенный в медведя Кенай орал, как никогда в жизни.
- «Пиноккио» — превращающийся в осла приятель протагониста, Фитиль, отчаянно звал на помощь и кричал что хочет к своей маме.
- Похождения Императора — узнав, что его превратили в ламу, Кузко начинает плакать о том, как он потерял свое «красивое, красивое лицо!»
- Последний единорог — Амальтея не очень хорошо воспринимает тот факт, что стала человеком.
- Хозяин ветров — пришедшая к духу ветра Катуре старшая дочка требует его унять снежную бурю и тот просит её накормить его, сшить ему новую одежду и рассказать сказку об её народе. Во всем этом она ему отказывает по мелочным причинам, а затем начинает хвастаться своей красотой. За это Катура с помощью волшебного зеркальца превращает её в уродливую старуху и, увидев свое отражение, та начинает горько плакать до конца мультфильма.
Мультсериалы
- «Волшебная семейка» — Тому и Синди не понравилось то, что во время приезда к дедушке и бабушке-оркам в болото на выходные, они превратились в орков и пытались отменить это разными способами. К счастью оказалось что это временно и их мама-фея может сделать их прежними с помощью своей магии (в своем исхоном состоянии они оба гибриды фей и орков, но выглядят как обычные люди).
- «Гравити Фолз» — когда Диппер и Мецбл меняются телами из-за электрического ковра, то впадают в панику и начинают жаловаться на возникшие неудобства.
- «Приключения Джеки Чана» — Шендю был зол от того, что попал в тело Вальмонта. Но не устраивал его отнюдь не внешний вид этого тела, а то, что вселиться-то он хотел в гораздо более боеспособного и опасного для него будучи самостоятельным Джеки.
- «Футурама» — Межпланетный экспресс не был рад своему омоложению до подросткового возраста. Особенно Эми, потому что в то время она была толстой, и Зойдберг, который встревожен тем, что ему приходится проходить все личиночные стадии заново.
- «Экстремальные охотники за привидениями» — инверсия: в серии про похитителей тел из зазеркалья Жанин, после того как экспериментальное устройство по материализации бестелесных душ дало ей и охотникам воплотиться, набросилась на свое физическое тело, захваченное одним из зеркальных демонов, с воплями «Верни мне мое тело!».
- «Легенды Острова сокровищ», серия «Вавилонская пещера» — Джима и карту капитана Флинта пещера просто вывернула наизнанку и изуродовала, а Сильвера и его подручного-крыса поменяла головами. Джим определенно сильно переживал по поводу случившегося с ним, хотя и не мог выразить это внятно — ему еще и речь развернуло задом наперед. По поводу ставшей нечитаемой карты переживали уже соратники бедолаги. А крыс и Сильвер вполне разборчиво ругались по поводу того, как над ними поиздевалась пещера, и спорили, как отыграть все взад.
- «Капитан Зед» (1991) — в одной из серий сначала поменяло телами капитана Зеда и его соратника, тоже в звании капитана, который прокомментировал свое недовольство новым телом так: «Я красный, толстый и некрасивый!». В конце этой же серии телами поменяло злодеек-кошмариц, которые этим тоже остались категорически недовольны.
- «Человек-Паук» (1994), арка «Неогенный кошмар», серии «Морбиус» и «Появление Карателя» — когда у Питера Паркера после приема экспериментальной сыворотки, которая должна была замедлить или остановить его мутацию, но из-за того, что он сам же не дал доктору Кроуфорд закончить наблюдения, и оказалось, что она наоборот ускорила процесс, прорезались четыре лишние пары рук, он в ужасе заорал на весь дом. А после этого сбежал, не оставив записки, мысленно попросив у тети Мэй прощения со словами «Питера Паркера больше не существует».
- В той же арке в под-арке Морбиуса, неогенный вампир поначалу пытался найти способ обратить свою мутацию вспять. Как из-за непрекращающегося голода, так и поскольку ему не слишком-то нравилось разгуливать кошмарной бледнокожей тварью с провалившимся носом, синими волосами и присосками-кровососками на руках. Потом распробовал плюсы вампиризма и передумал.
- Эдриан Тумз в заключительных сериях все той же арки с помощью основанного на технологии древних индейцев оружия высосал молодость и силу из Человека-Паука, но попутно получил и его мутацию, после чего пришел в панику и стал искать способ избавиться от паучьих генов. Но доктор Коннорс, сделав вид, что собирается помочь ему, помог Человеку-Пауку вернуть молодость и силы, а вот мутирующие гены остались Тумзу, который после этого окончательно превратился в монстроидального паука и был вынужден искать убежище.
- Мак Гарган, когда обнаружилось, что в результате эксперимента доктора Стиллвелла он получил не только суперсилы, но и начал меняться внешне, стал одержим идеей снова стать обычным человеком. Сначала для этого он попытался устроить аварию на озкорпском ядерном реакторе, но был остановлен Человеком-Пауком. Позднее объединился со Стервятником, чтобы заставить Стиллвелла и Коннорса избавить себя от мутации, а Стервятника — от паучьих генов. В дальнейшем стал суперзлодеем по найму в надежде накопить денег на лечение от мутации.
Комиксы
Крайне экспрессивная реакция на свое превращение во что-то страшное, необычное или просто непохожее на себя прежнего — частый сюжетный ход в становлении супергероев и суперзлодеев. Первые пытаются бороться со стрессом, ища новообретенным способностям полезное применение, вторые — превращают случившееся с ними в повод мстить всему человечеству.
- Marvel Comics — Элен Брандт, когда преданный ею Теодор Саллис вернулся болотным монстром Лешим, стала единственной, кто выжил после встречи с ним, но его прикосновение сожгло ей половину лица. После этого она очень долго страдала от своего уродства, мечтая вернуть прежнее лицо, но потом смирилась и стала считать, что получила по заслугам.
Веб-комиксы
- «Modern she-werewolf troubles» от Gesperax — в выпуске «Женщина-волчица» примерно с такими мольбами обернувшаяся вервольфицей Белинда, вдоволь насмотревшись на себя с волчьими мордой и мехом в зеркало, прибежала к цыганке, у которой украла проклятый амулет. Тело цыганка действительно вернула (тем самым методом, которым в комиксах художницы делается абсолютно всё), но… лишь до следующего полнолуния.
Аниме и манга
- «JoJo's Bizarre Adventure» — поменявшись телами с Мистой, Триш начинает жаловаться, что теперь от неё воняет и у неё волосатые пальцы и грязь под ногтями.
- «Ranma 1/2» — Ранма выдал такую реакцию, когда впервые стал девушкой от проклятых источников.
- Tokyo Ghoul — Канеки, когда увидел свой глаз гуля.
- Ходячий замок Хаула — неожиданная аверсия. После того как Ведьма Пустоши превращает Софи в старуху, та сначала приходит в шок, но быстро отходит и начинает находить в этом преимущества, видимо назло той же ведьме, чтобы показать что её не так-то просто ввергнуть в отчаяние и она не какая-то там фифа, которую больше всего на свете волнует её внешность. Но свой отчий дом покинуть всё же решает, видимо потому что не знала как объяснить родным свое внезапно наступившее девяностолетие.
Видеоигры
- World of Warcraft — мертвячка Лилиан Восс, узнав, что она существует в виде нежити, не признаёт этого факта и впадает в ПТСР, из которого вытаскивать её придётся игроку.
- Для многих Высокорожденных превращение в наг было необходимостью, чтобы выжить, но стало и своего рода психической травмой, в комплекте с которой шла и ненависть ко всем обитателям суши.
- Heroes of Might and Magic IV — Голдот Полумёртвый, протагонист кампании Смерти, во время Расплаты спешно использовал какой-то свиток, но из-за недостатка опыта половина его тела осталась живой, а вторая половина превратилась в скелет. И в таком виде он несколько лет, одичавшим, шнырял по лесам и питался подножным кормом.
- Пит Гирли из кампании Хаоса. Оставленный главной героиней шрам на лице Пита, стал последней каплей, подтолкнувшей его к предательству.
- The Elder Scrolls — по воспоминаниям Дивайта Фира, многие его современники-каймеры пришли в ужас, когда проклятие даэдрической принцессы Азуры превратило их в тёмных эльфов, и только потом оценили все преимущества их нового облика.
Реальная жизнь
- Именно на этой почве люди, получившие в результате травмы инвалидность и/или оказавшиеся обезображенными, могут впасть в апатию и депрессию, пренебрегать реабилитацией и даже пытаться совершить самоубийство — «не хочу адаптироваться, превозмогать и слушать похвалы своему мужеству, хочу обратно своё тело!».
- Так бывает после пластических операций, даже не то чтобы неудачных, а не принёсших желаемого результата: недовольство внешностью всё равно не исчезло, правильное кукольное личико лишилось «изюминки», с желанной увеличенной грудью исказились пропорции фигуры… А обратно уже не откатишь — это опять операция, опять рубцы, и никакой гарантии, что будет в точности как было. Совсем печально выходит, когда ожидания с реальностью расходятся по итогам смены пола — даже если откатить «переход» обратно, организм перекроен дважды.
- С фитильком — недовольство подростков своей внешностью растёт в том числе от быстро меняющегося тела, к которому не успеваешь привыкнуть. И из-за того, что тело подростка и не детское, и не взрослое, а где-то посередине.
- Тоже с фитильком, хотя когда как — женщины нередко тяжело переносят изменения тела после рождения ребёнка. Всё болит, живот уходить не торопится, в зеркале на почве недосыпа показывают тухлого зомби… в общем, тяжко. Со временем, конечно, проходит, спортивные и энергичные дамы так и вовсе могут полностью вернуть былую форму, как и не было ничего, но надо ж ещё как-то дожить до этого светлого мига.