Я всё понял

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Гарри зашел в грот. Меч убрал и стал молиться. Он увидел свет. Появились его родители.
— Сын, — сказала Лили.
— Мама, папа. Вы пришли, — сказал Гарри.
— Да. Нас просили передать. Бей в глаза, — сказал Джеймс.
— Они хорошие, — сказала Лили.
Гарри всё понял.

»
— «Фикомания, или пособие для юных авторов»
Он всё понял

Я всё понял — тот случай, когда мыслительный процесс персонажа делает скачок вперёд таким решительным темпом, что оставляет далеко позади наивного читателя/зрителя/игрока. При этом тайной может остаться сама природа откровения, которого он постиг. Обычно герой всё понимает в самый напряжённый момент конфликта с Главгадом (несмотря на отсутствие каких-либо предпосылок к этому), что включает у него суперсилу, режим берсерка или иную возможность одолеть злодея. Как правило, подобным внезапным просветлением страдают персонажи у МТА, неспособных придумать приличный обоснуй для победы героя, но и в серьёзных произведениях такое часто встречается.

Если в самом произведении персонаж позже словом или действием рационально раскрывает ход своих мыслей, то это просто озарение. Троп относится именно к озарениям, которые остаются никак не объяснёнными — они просто есть.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Алан Милн, «Винни-Пух и все-все-все» — комический вариант: «Я думал, думал, и наконец всё понял! Это неправильные пчёлы!».
  • Комиссар Мегрэ из цикла Жоржа Сименона часто этим страдает. Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, отец Браун и другие сыщики объясняют читателям ход своих мыслей, а этот…
    • Рассказ «Львиная грива» выделяется тем, что рассказчиком в нем выступает сам Холмс, и поэтому поддерживать интригу приходится за счет этого тропа.
    • Впрочем, и Пуаро в романе «Мисс Макгинти с жизнью рассталась» тоже грешит данным тропом, из-за чего чуть было не получает по шапке от рассерженного инспектора Джеппа.
  • «Песнь Льда и Огня» — Дейенерис Таргариен настолько хорошо всё поняла после смерти своего мужа кхала Дрого, что вошла в костёр вместе с яйцами драконов. Что в книге, что в сериале не объясняются причины такого серьёзного и потенциально смертельного поступка (на тот момент Дейенерис не знала о собственной огнеупорности).
    • Как вариант, она и не собиралась выживать, а честно решила умереть, потеряв мужа и, как ей казалось, всё. Яйца — свадебный подарок, потому взяла на костёр с собой.
    • Это одна из загадок сюжета. Автор заявлял, что намерен до последнего держать читателей (а теперь и зрителей) в неведении относительно того, насколько глубоко и точно героиня врубилась, а также насчёт источников её озарения. А если анализировать — непонятки множатся:
      • У Дени (и в книге и в сериале) ранее были случаи убедиться в собственной термостойкости — но не в огнеупорности. Слово Божие добавляет: пока Дени не знала о собственной особости, а также была хронически запугана и унижена Визерисом — ей в детстве случалось обжечься о свечу, и она помнит это.
      • Дени уже видела, как её брат Визерис горел и умирал, облитый металлическим расплавом. Ей прекрасно известно, что большинство Таргариенов хоть и устойчивы к собственно высоким температурам, но в огне горят как все люди. Однако… до Дени могли доходить слухи о нескольких великих «неопалимых Таргариенах» прошлого — исключениях из правила. Если такие слухи доходили до Визериса — он просто не мог не рассказать Дени, таков уж он.
      • Когда Джорах перед костром взывает к Дени «Не делайте этого, вы не должны так умереть!» — героиня отвечает ему что-то загадочное, что можно понять и как «А я не собираюсь умирать».
      • Версия-вывод: больше похоже на то, что Дени не исключала, что выживет в костре — но и уверена в этом не была. И решила, очертя голову, рискнуть. Пани или пропала! Умру — значит, так мне и надо, потерявшей всё. А выживу — ну, значит, ещё повоюем. (И всё ещё неизвестно, «надоумливал» ли её кто-то в этот момент, и если да, то каким способом. Персонажи, способные сделать это на расстоянии, в сюжете присутствуют — и в Вестеросе, и в Эссосе.)
  • Виктор Пелевин, «Чапаев и Пустота» — в финале предпоследней главы протагонист «всё понял». Если отринуть мистику и рассматривать роман как историю болезни, то в последней главе шизофрения Петра рецидивирует.
    • Андрей Николаенко «Измерение кинетического червя» (полупародия на «Чапаев и Пустота», на «Нейромант» Гибсона и на рекламу «Нескафе» — главный герой таки всё понял и уходит из этого мира в личную нирвану, Тиба-сити.
  • О́рсон Скотт Кард — книги «Голос тех, кого нет», «Ксеноцид», «Дети разума». «Я все понял сказал приемный отец Новиньи, изучив её наблюдения, и был найден мертвым на территории свинксов. Перед смертью его вскрыли заживо. Я все понял сказал Либо, возлюбленный Новиньи, изучив записи своего отца, и был найден мертвым на территории свинксов. Перед смертью его вскрыли заживо. Я все понял сказал Эндрю Виггин, но никуда не пошел и поделился тем, что понял. Вот тут то и началось». Что именно началось поясняют в книгах, вперед к чтению.
    • Вообще-то Либо всё понял сам, не изучив записи отца, так как Новинья заблокировала их своим паролем. Именно поэтому она отказалась за него выходить, так как законы планеты требуют, чтобы компьютеры автоматически давали доступ ко всем файлам супруга/и. Впрочем, это не помешало ей завести от него 6 детей, наставив мужу рога.
  • Вячеслав Рыбаков. «Очаг на башне»/«Человек напротив» — в финале первой книги протагонист всё понял, ну правда. Во второй, впрочем, ему вдобавок пришлось понять, что когда силы божественного уровня переходят от созерцательности к деятельности, у них находятся враги ничуть не слабее.
  • Андрей Жвалевский, Игорь Мытько, «Порри Гаттер» — комический вариант, пародирующий в т. ч. склонность Гарри Поттера к скачкам мысли. Здесь главный герой Порри до всего доходит исключительно озарениями, что подсвечивается авторами, в то время как его друг Сен Аесли использует исключительно логику.

Кино[править]

  • «Матрица» — словив пулю от агента Смита, Нео всё понял насчёт Матрицы.
  • «Омерзительная восьмёрка» — не думайте настраиваться на детектив. Персонажи-то знают что-то о владелице галантереи и еще о некоторых вещах. Поэтому их регулярно озаряет, а зрителю всё объясняют постфактум. Обидно.
    • Но за счет этого очень хорошо настраивается на герметичный, протяжно-нервный триллер.

Телесериалы[править]

  • Доктор Хаус так и работает. Сначала тыкаемся, как слепые котята, потом игра с мячиком / просмотр телека / игра в приставку / пафосное сидение и Хаус всё понимает. И всех излечивает, если конечно, больной раньше не помрёт.
  • «Мост» — в заключительном 4-м сезоне качество детективной интриги несколько просело, в результате чего первые серий так пять зрителя кидают между несколькими слабо связанными линиями, потом Хенрик закидывается таблеточками и изрекает на очередном совещании, что всех этих людей объединяет какой-то Томми, с которым тут же показывают флэшбек. В предыдущих сезонах авторам удавалось гораздо органичнее наводить мосты между персонажами, не прибегая к топорным озарениям.

Мультсериалы[править]

  • Обстёбано в «Южном парке»: вкурив в квантовую механику, Кайл обрел силы, сродни божественным.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — примерно в половине случаев Леди Баг отыгрывает данный троп после срабатывания Супер-Шанса.
  • Аверсия - в «Трех котах». Карамелька в конце серии часто заявляет: «Я поняла, что нужно делать» - но особых прозрений ждать не стоит, обычно это очевидный зрителям способ исправить допущенные ошибки.

Комиксы[править]

  • «Приключения Тинтина»: «Я всё понял!» — одна из коронных фраз протагониста. Впрочем, говорит он её, как правило, всё же тогда, когда у него достаточно фактов, а под них подведено стройное логическое обоснование.

Аниме и манга[править]

  • Ghost in the Shell частенько грешит этим.
  • Gosick: По стилистике это детектив, но не ждите в нем дедуктивного метода. Викторика просто обращается к тому, что сама она называет «фонтаном мудрости», после чего начинает пафосно изрекать, как всё было на самом деле.
    • Да и общий стиль «аниме-детективов» именно такой — если в западных представителях жанра основой являются улики, по которым читатель может вычислить преступника одновременно с детективом (или даже раньше него), то в аниме обычно сосредотачиваются на характерах участников, при этом преступник зачастую очевиден с первых же минут и/или вычисляется посредством недоступных зрителю озарений.
  • Harlock Saga: The Ring of the Nibelung — откуда у Харлока ближе к финалу взялось полное всестороннее понимание сути происходящего и того, как им теперь предстоит все исправить? В порядке СПГС можно предположить, что он в той или иной мере Избранный (все-таки, просто случайный человек, которому одному не пофиг на судьбу вселенной — это еще более невероятно), и это именно что откровение свыше, но на самом деле, на сколько известно автору правки, все проще, и причина в том, что в шесть серий мини-сериала втиснули довольно длинную мангу, в том числе превратив целую династию в одного человека.
  • Fullmetall Alchemist - Хьюз так понял аж целый план по геноциду Аместриса. За что и был убит.

Реальная жизнь[править]

  • Интуиция — способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта - внезапного осознанного нахождения решения какой-либо задачи, ставшее результатом продолжительной бессознательной мыслительной деятельности, - озарения, единомоментного бессознательного вывода основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
  • Дело YOGTZE — инженер, страдавший паранойей и считавший, что за ним следят, внезапно все понял, написал странный шифр и ушел в бар, где упал в обморок. Найден избитым до полусмерти некими мужчинами, которые, судя по всему, действительно за ним следили. Вскоре он умер, и что же конкретно он понял и кем были эти мужчины, неизвестно до сих пор.

Примечания[править]