Не буду я тебя спасать

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Murder by Inaction. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
«

…И на корточки сев, с усмешкой парень сказал: «Не буду я тебе, дед, в твоей беде помогать. Как человек умирает, я вовек не видал — И вот вживую хочу я это щас увидать!»

»
— Король и Шут. «В долине болот…»
«

Охранять тебя от бед Мне теперь резону нет! Ты за собственную подлость Сам должон держать ответ!

»
— Генерал отшивает Царя

Некто оказывается в серьёзной опасности, а другой персонаж имеет все возможности его спасти. Только он этого делать не будет. Вместо этого он постоит и посмотрит, как бедолага гибнет. В худшем случае — ещё и с шуточками.

Троп распространен в следующих вариациях:

  1. Персонаж бы с радостью помог, но объективно понимает, что это невозможно — и гибнущего не спасет, и сам сгинет.
  2. Персонаж желает гибели попавшему в беду, потому что тот — его враг. Такое поведение обычно несвойственно героям, которые всегда готовы протянуть руку помощи погибающему, даже если он отъявленный злодей (за что им нередко приходится дорого заплатить). А вот для злодея и антигероя, а также в рамках изменившейся морали — это обычное дело.
  3. Пострадавший причинил всем столько горя и зла, что даже самый благородный герой не протянет руку помощи такому мерзавцу. Кстати, излюбленный способ избавить героя от необходимости марать руки.
  4. Персонаж — садист, получающий удовольствие от зрелища чужих страданий и смерти.
  5. Персонаж — бессердечная равнодушная скотина или озлобленный на мир психопат, которому решительно наплевать на всех, кроме себя любимого.
  6. Персонаж слишком труслив и предпочитает не рисковать даже по минимуму.
  7. Персонаж шпион/разведчик, или просто полицейский под прикрытием, и спасти — значит выдать себя, провалив всю миссию по внедрению.
  8. Он просто идиот

Кстати, недопустимость этого прописана ещё в первом законе роботехники и отчасти втором.

А ещё персонаж, ранее спасший, может сказать, что делает это в последний раз, и больше спасать не станет.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Древнегреческий миф о семерых против Фив. Один из этих самых семерых, свирепый Тидей, был смертельно ранен защитником Фив Меланиппом, однако он ходил в любимчиках у Афины, которая уже спешила на помощь милому с эликсиром исцеления и бессмертия. Но тут «доброжелатель» подкинул Тидею отрубленную голову Меланиппа, и Тидей, в звериной ярости вцепившись в неё зубами, принялся буквально выедать обидчику мозг. «Да ну тебя к Аиду, маньяк!» — подумала интеллигентная Афина, слегка прифигев, и вылила чудо-напиток на землю.
    • Похожий миф о Парисе: когда он лежал смертельно раненый, пришла его первая жена нимфа Энона, с аналогичным напитком. Когда она наклонилась напоить его, то услышала из уст любимого какое-то имя. «Елена…». Что?! Энона оскорбилась и ушла.
  • Евангельская притча о добром самаритянине: священник и левит, увидев раненого, прошли мимо.
    • По мнению некоторых толкователей, первый вариант в чистом виде: священник и левит шли пешком, а вот самаритянин ЕХАЛ…
  • Татарская народная сказка «Мальчик-богатырь» — главный герой, которого связали и бросили умирать в яме жадные хозяева, в отчаянии обращается за помощью к пролетающим птицам. Ворона и сорока последовательно отказывают ему, а вот гусь соглашается привести помощь.
  • Практически тот же сюжет повторяется в башкирской сказке «Алтын-сака, Золотая Бабка[1]» — только здесь ведьма загоняет главного героя (которого хочет съесть) на дерево, а вместо гуся ему помогает стайка воробьёв.
  • Когда во время междоусобной войны пасынок Клотильды Бургундской захватил её внуков и предложили ей выбирать, хочет ли она видеть их живыми, но остриженными (несмываемый позор для Меровингов) или мёртвыми, она предпочла, чтобы мальчиков убили.
  • Сходная история из средних веков: осадив замок Катерины Сфорца, враги привели её детей и пообещали зарезать их на её глазах, если она не сдаст замок, на что она ответила, что детей может родить и новых.
  • Английская баллада про двух сестёр-соперниц, существующая во многих вариациях: после того, как старшая столкнула младшую в воду, та ещё какое-то время держалась на плаву и умоляла сестру вытащить её, обещая за это уступить ей рыцаря. Но старшая ей напомнила, что она получит рыцаря и так.
  • Ирландская легенда про Диармайда и Грайне: смерть Диармайда. Финн, вынужденно помиловавший вассала, но всё-таки немного обидевшийся из-за похищения жены, подстроил ситуацию так, чтобы Диармайд на охоте укололся о ядовитую щетину вепря. Однако благодаря своему дару исцеления Финн мог спасти Диармайда, всего лишь принеся ему воды в ладонях… и он трижды случайно проливал воду на землю, не дойдя до Диармайда нескольких шагов. (По другой версии легенды лишь дважды, а до третьего раза Диармайд просто не дожил).
  • Инверсия в анекдоте про двух геологов, одного из которых во время похода в кустики по малой нужде укусила за член гадюка. Второй товарищ срочно связывается с базой по рации, но услышав, что необходимо наложить жгут и отсосать кровь из пострадавшего места, снимает наушники и со скорбным видом поворачивается к другу: «Помрёшь ты, Вася…»
    • Зэковская прибаутка с похожим сюжетом даёт ответ: «Если у кента залупа ниже колена, так он сам себе отсосёт. А если выше, так змея и не достанет!». А вот другой ответ играет троп прямо: «Сегодня кент, а завтра мент». Третий вариант, тоже с прямым отыгрышем: «Пусть лучше умрёт один пацан, чем будут жить два петуха!». Так или иначе, спасать укушенного нельзя ни в коем случае.
      • Первый ответ «малолеточный». Про «сегодня кент — завтра мент», это «кого спасешь — кента или мать». Про отсос яда из пиструна правильный ответ: «пусть лучше умрёт один пацан, чем будут жить два пидора». А вообще, если тебе такие вопросы задают — всё уже не очень хорошо. Впрочем, если змея смертельно ядовита, то это уже не поможет, а если яд относительно слабый (как у обыкновенной гадюки), то и отсасывать яд малополезно.
«

Решил грузин на выходной взять лодку, по реке покататься. Взял с собой вина, выехал на лодке на середину реки, сидит, вино потягивает. Хорошо. Тут видит — метрах в двадцати — утопающий из воды выныривает: — Пама… П-ппама… Памагите!!! Тону!!! И опять под воду ушёл. Грузин ничего не понял, дальше сидит. Через некоторое утопающий опять выныривает, уже ближе: — Пама… П-ппама… Памагите!!! Тону!!! Грузин снова ничё не понял, сидит дальше. Мимо него спасатели проезжают на моторке: — Извините пожалуйста, здесь не тонул человек, не видели? — Нэт, слущяй, нэ видел, да… Спасатели уплывают, тут утопающий возле лодки выныривает: — Пама… П-ппама… Памагите!!! Тону!!! А грузин его обратно в воду окунает: — Прячься, прячься, тэбя уже ищут!

»
  • Бородатый анекдот: «Ваши тёща и начальник заперты в горящем здании. У вас есть возможность спасти только одного из них. Ваш выбор: пойти в кино или на футбол?»
  • Анекдот про официанта на операционном столе: «Пожалуйста, доктор, я умираю!» — «Извините, этот столик не обслуживается!»

Театр[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Ю. Загоскин, «Юрий Милославский»: Кирша в обмен на ценную информацию пообещал пощадить пленного злодея — и обещание-то он честно выполнил, только вдруг…
«

…шагах в десяти от выезда на твердую дорогу лошадь под земским ярыжкою испугалась толстой колоды, лежащей поперек тропинки, поднялась на дыбы, опрокинулась на бок и, придавя его всем телом, до половины погрузилась вместе с ним в трясину, которая, расступясь, обхватила кругом коня и всадника и, подобно удаву, всасывающему в себя живую добычу, начала понемногу тянуть их в бездонную свою пучину. — Батюшки, помогите! — завопил земский. — Погибаю… помогите!.. Казаки остановились, но Кирша закричал: — Что вы его слушаете, ребята? Ступай мимо! — Отцы мои, помогите! — продолжал кричать земский. — Меня тянет вниз!.. задыхаюсь!.. помогите!.. — Эх, любезный! — сказал Алексей, тронутый жалобным криком земского. — Вели его вытащить! ведь ты сам же обещал… — Да, — отвечал хладнокровно Кирша, — я обещал отпустить его без всякой обиды, а вытаскивать из болота уговора не было. — Послушай, Кирша Пахомыч, — примолвил Малыш, — черт с ним! ну что? уж, так и быть, прикажи его вытащить. — Что ты, брат! Ведь мы дали слово отпустить его на все четыре стороны, и если ему вздумалось проехаться по болоту, так нам какое дело? Пускай себе разгуливает! — Бога ради, — вскричал Милославский, — спасите этого бедняка! — И, боярин! — отвечал Кирша. — Есть когда нам с ним возиться; да и о чем тут толковать? Дурная трава из поля вон! — Слышишь ли, как он кричит? Неужели в тебе нет жалости? — Нет, Юрий Дмитрич! — отвечал решительным голосом запорожец. — Долг платежом красен. Вчера этот бездельник прежде всех отыскал веревку, чтоб меня повесить. Рысью, ребята! — закричал он, когда вся толпа выехала на твердую дорогу. Долго еще долетал до них по ветру отчаянный вопль земского; громкий отголосок разносил его по лесу — вдруг все затихло. Алексей снял шапку, перекрестился и сказал вполголоса: — Успокой Господи его душу! — И дай ему Царство Небесное! — примолвил Кирша. — Я на том свете ему зла не желаю.

»
  • «Алые паруса» — тонущий Меннерс просил Лонгрена спасти его, но тот отказался: «Она так же просила тебя!» (Когда жена Лонгрена попросила у Меннерса денег в долг, тот согласился лишь в обмен на секс, и она отказала, пошла в ливень заложить кольцо, простудилась и умерла).
  • «Два капитана» Вениамина Каверина — на фронте Ромашов бросил раненого Саню. По причинам личной неприязни и любви к его невесте Кате.
  • «Как профессор Джон Фул беседовал с профессором Клодом Булем, когда тот время от времени показывался на поверхности речки Уз» Вадима Левина — трагикомический вариант: вместо того, чтобы выручать тонущего коллегу, профессор Фул ведёт с ним непринуждённую беседу. Он просто идиот. «Простите, Буль, сейчас июль, а тёплая ль вода?» — «Буль-буль», — ответил сэр Клод Буль, что означало «да».
  • «Тайный город» — Кортес загораживает умирающей Каре дорогу в её кабинет, где у неё заначка с маной, и она окочуривается на пороге. Наёмнику совершенно незачем жалеть чокнутую ведьму, которая а) в угоду своему желанию сохранить красоту поставила под угрозу одновременно весь Тайный город и независимость человечества от его обитателей и б) только что, возможно, убила его друга и ученика, но и пачкать руки тоже смысла уже нет.
  • Андрей Тараненко, «Кандидат в коммандос»: Мидло, самого сволочного бойца отряда «Колумбус», укусила болотная гадюка; он умолял Камачо (с которым они по заданию должны были охотиться друг за другом) ввести ему противозмеиную сыворотку. Но тот был только рад, что случай позволил ему не убивать противника лично.
  • Владимир Ильин, «Куб со стёртыми гранями» — здесь это часть теста или экзамена для будущих хардеров, сотрудников всемирной спецслужбы под названием Щит, выращиваемых в специальных интернатах в духе беззаветной преданности человечеству. Внутри виртуальной реальности испытуемый обнаруживает себя держащимся за кустик над пропастью. Рядом стоит индивидуум, который вроде бы может помочь, но из неких специфических философских убеждений не желает вмешиваться в чужую судьбу. Цель испытуемого — найти способ убедить собеседника прийти на выручку, причём из-за наведённой амнезии испытуемый сам не подозревает, что происходящее — лишь виртуальный тест.
  • Александр Рудазов, «Архимаг (серия книг)» — Креол в ресторане видит, как у одного из посетителей случается сердечный приступ — и устраивается поудобнее, чтобы насладиться зрелищем. Правда, по требованию Ванессы берет в руки нож и спасает умирающего. Но если бы не ученица — и не почесался бы.
    • Когда инквизитор Люсом Доммаз мучается из-за заклинания Креола (не желает отдавать часть макгаффина), ему никто не то что не помогает — даже не сочувствует: Ванесса ограничивается вялым замечанием, что пытки запрещены законом, паладин и вовсе заявляет, что будет только справедливо, если инквизиторы хоть раз на своей шкуре испытают свои же методы. Местный же житель только отпихивает ногой подкатившегося слишком близко к его столу страдальца.
  • «Космоолухи» — киборг, позже известный как Дэн, во время службы на Шебе скрестил этот троп с «включением дурака» и довёл его до совершенства: все, кто его обижал, вскорости глупо убивались об один из сюрпризов этой гостеприимной планеты. Упс, глюк программы, не успел предупредить, случается. А вот неопытного командира, который относился к нему если не как к человеку, то хотя бы как к живому существу, дотащил раненого обратно на базу через пару десятков километров джунглей, сам с дыркой в боку.
  • Александр Сергеевич Пушкин, «Утопленник» — речь идёт не о спасении, а просто о достойных похоронах. Но мужик, не желая возиться с судом и следствием, отказывает случайно вытащенному утопленнику даже в этом и просто сталкивает его обратно в воду.
  • Хроники странного королевства — Дано: Повелитель захватил нимфу, а вместе с ней пленника, которого намерен допросить с привлечением верного соратника-телепата, верность которого обусловлена страхом за родину. В процессе допроса Кайден обнаруживает, что пленник дал себя поймать, чтобы привести в действие план по убийству Повелителя и если об этом рассказать, то пленника просто замучают до смерти, а Повелитель продолжит захват соседнего мира. С другой стороны — если Повелитель погибнет, то деревня куфти избавится от своего полурабского положения и для этого нужна сущая мелочь — всего лишь промолчать…

На других языках[править]

  • Данте, «Божественная комедия» — «И было доблестью быть подлым с ним». О спасении речи быть не может (дело и так происходит в аду), лишь о кратковременном облегчении страданий (снять намёрзшую на глазах ледяную корку) — но, по мнению Данте, его собеседник и того не заслужил, таким гадом был при жизни.
  • Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Гренгуара повесят, если кто-нибудь из женщин не согласится взять его в мужья. Согласилась только Эсмеральда.
  • Викторианский рассказ «Тень призрака» — во время полярной экспедиции молодой Джордж Мэйсон начал съезжать по леднику в пропасть. Корабельный лекарь Винсент Грив успел схватить его за руки… но поскольку он был безответно влюблён в невесту Мэйсона, то сразу же отпустил его, и тот соскользнул навстречу своей смерти.
  • «Десять негритят» — именно в этом и заключается преступление Роджерсов (отчасти и Веры Клейторн, которая позволила ребёнку утонуть, перед этим разрешив заплыть далеко):
«

— Наверное, всё было гораздо проще, — сказал Армстронг. — Я спросил сегодня утром Роджерса, чем болела мисс Брейди. Ответ пролил свет на многое. Не буду входить в медицинские тонкости, скажу только, что при некоторых сердечных заболеваниях применяется амилнитрит. Когда начинается приступ, разбивают ампулу и дают больному дышать. Если вовремя не дать больному лекарство, это может привести к смерти. — Уж чего проще, — сказал задумчиво Ломбард, — а это, должно быть, огромный соблазн. Доктор кивнул головой. — Да им и не нужно ничего делать — ни ловчить, чтобы раздобыть яд, ни подсыпать его — словом, им нужно было только ничего не делать.

»
  • Теодор Драйзер, «Американская трагедия» — вообще-то Клайд Гриффитс изначально планировал утопить Бобби, но вышел сабж: она вывалилась за борт, а он поплыл к берегу, оставив бедняжку тонуть.
  • Янка Мавр, «Сын воды» (1928, Белоруссия) — сосед дикаря Манга по имени Нгара попал в щупальца гигантского осьминога. Он вопит и молит о помощи, но Манг только потешается над ним с берега. Что совершенно справедливо, поскольку Манг уже раз спасал Нгару от дикого кабана, а тот в благодарность пытался его убить, поскольку хотел присвоить кабанью шкуру.
  • Айзек Азимов. «Как потерялся робот» — чтобы вычислить сломавшегося робота среди обычных, им всем устраивают такую проверку на вшивость в контролируемых условиях.
  • «Песнь Льда и Пламени»:
    • Инверсия и зигзаг: Арья не стала ни добивать Пса, ни спасать его, а просто срезала кошелёк.
    • Осада замка армией Ланнистеров, когда привели Эдмура — взятого в плен на Красной Свадьбе, и предложили сдать замок в обмен на его жизнь, а Бринден не поверил в благородство и честность Фреев. Ага, так и пощадят они Эдмура в случае сдачи замка…
    • Бронн отказался участвовать в судебном поединке на стороне Тириона. И нет, он как раз не труслив, просто он ОЧЕНЬ хорошо оценил свои шансы и выгоды.
    • «Таинственный рыцарь» (приквел к «ПЛиО») — своего рода зигзаг. Дункан Высокий как раз хотел спасти из колодца подлого молодого лорда Алина Кокшоу (несмотря на то, что тот перед этим пытался его убить, отчего и загремел в воду), но сир Мейнард Пламм (по всей видимости, глава госбезопасности Бринден «Кровавый Ворон» Риверс под иллюзорной личиной) убедил Дунка этого не делать: дескать, не стоит хлопот этот мятежник и заговорщик, пускай себе тонет, раз так судили боги.
  • Ричард Лаймон, рассказ «Котята» — соседская девочка грозится обвинить героя в педофилии, если он не подарит ей котёнка. Сама себя перехитрила: упала в бассейн и захлебнулась — «Какое искусственное дыхание? Чтобы взрослый дядька трогал маленькую девочку? Что люди подумают! Поеду-ка я лучше в гости!»
  • «Князь Пустоты» — Келлхус в первой же главе со своим участием оставляет раненого лесника Левета на растерзание местным не оркам. Спасение или хотя бы удар милосердия дунианин счёл нецелесообразным.
  • Warhammer 40k, рассказ «Джейн Зар: Буря Тишины». Очень, очень мрачный вариант тропа — главная героиня, Лорд-Феникс Джайн Зар, в поисках нужной ей в качестве проводницы по Паутине архонта, находит её слуг, казненных по приказу Аздрубаэля Векта. С них всех содрали заживо плоть и освежевали до костей, подвесив на крюки и оставив нетронутыми только головы. Но при этом они всё ещё живы. В качестве платы за информацию они просят её избавить их от страданий, в чём она им всем отказывает — «Вы все сплошные работорговцы, братоубийцы, пираты и мучители. Страдайте так же, как страдали ваши жертвы. Если Вект решил, что такова ваша судьба, значит, я не стану злить его, пытаясь изменить её. Пожинайте то, что сами и посеяли».
  • Фонда Ли, «Нефритовое наследие» — на заседание Кеконского Нефритового Альянса (КНА) собрались лидеры двух крупнейших непримиримо враждующих кланов — Горного и Равнинного, а также лидеры нескольких более мелких кланов, находящихся в союзе с одним из этих двух, политики и монахи. Во время этого заседание было совершено покушение на Айт Мадаши, Колосса Горного Клана. И вот убийца мертва, Айт Мада тяжело ранена, в шее торчит метательный нож, жизнь буквально утекает сквозь её пальцы, если в самое ближайшее время не оказать ей профессиональную медицинскую помощь, то она гарантированно умрёт. И среди присутствующих докторов нет. Первым отыгрывает троп Коул Хило, Колосс Равнинного Клана, ни разу не заинтересованный в том, чтобы Мада — его заклятый враг — выжила. Он не только не спешит бежать за доктором, но ещё и преграждает единственную дверь кабинета, всем своим видом давая понять, что всякому, кто попытается покинуть комнату, придётся сначала сразиться с ним. Что делают все остальные? Тоже так или иначе отыгрывают троп. Кобен Йиро из Горного Клана понимает, что в случае гибели Колосса власть перейдут к его семье. Союзники Равнинных, естественно не собираются идти против своего босса, ради спасения врага. Политики, не носящие нефрита, в принципе вряд ли смогли бы что-либо противопоставить такому сильному нефритовому воину, как Хило. Остальные тоже так или иначе включают режим «Моя хата с краю». По злой иронии судьбы именно этот всеобщий отказ и спасает Айт Маде жизнь. Видя, что помощи ей ждать неоткуда, она выпрыгивает в окно с третьего этажа, в отчаянной попытке спастись. А через несколько мгновений здание КНА взлетает на воздух: террористы из движения «За будущее без кланов» заложили перед ним бомбу, рассчитывая одним махом накрыть лидеров всех кланов. А девушка всадившая в Айт нож просто не смогла устоять перед искушением лично сказать ей, кто её убил. Как итог: Мада выжила, а большинство из тех, кто решил её не спасать — нет.
  • Глен Кук, «Чёрный отряд» — Повешенный, один из десяти Взятых, получил тяжёлую рану в бою с мятежным генералом Твердецом. Из трёх других Взятых, присутствующих при этом событии, только Меняющий Облик хотел помочь Повешенному, но и он не стал идти против Душелова и Зовущей Бурю.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Очень забавно обыграно в «Кавказской пленнице»: при виде беспомощного Шурика, плывущего в спальном мешке по бурной реке, Балбес задирает футболку, словно собираясь раздеться и прыгнуть в воду за ним… Неужели сейчас он совершит первый в своей жизни благородный поступок? Как бы не так — почесав пузо, Балбес опускает футболку, зачерпывает воды из речки и удаляется.
  • «Воскресенье, половина седьмого» — умирающую в лесу девицу проигнорировали все окружающие. А отвечать будет только врач: ему по должности положено спасать.
  • «Лифт» 2006 года — у маньяка-убийцы была шоколадка, но он позволил умереть девушке-диабетику, потому что никогда не видел, как люди умирают сами.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов» — Оби-Ван Кеноби оставил умирать Энакина Скайуокера (точнее, к этому времени уже Дарта Вейдера).
    • Ой не троп! Он его не спасти отказался, скорее добить не смог. Во-первых, Палпатин должен был вот-вот прибыть, а джедай его чувствовал, во-вторых, какой-никакой, а падаван, да и не принято у джедаев убивать беспомощных.
  • «Стопор / Засада» Стюарта Гордона — главхерка сбивает бездомного и в панике мчится домой с застрявшим в лобовом стекле телом. В гараже выясняется, что пострадавший жив, однако девица просто запирает его там в надежде, что он умрёт — уголовное дело может помешать её повышению по службе. Позже несчастного видит через окно соседский мальчик-мексиканец, но его папаша-нелегал боится привлечь внимание надзорных органов и запрещает сыну звонить в полицию. Основано на реальных событиях, но в фильме бедолага хотя бы спасся. В реальной жизни человек умер, за что сучка получила пожизненное заключение.
  • «Бэтмен: Начало» — «Я тебя не убью. Но и спасать не буду».
    • В комиксах Бэтмен так не поступал, он даже поссорился со вторым Робином из-за того, что тот позволил преступнику упасть.
      • Не совсем, когда Бэтс подоспел, преступник уже упал, Робин сказал, что не успел, но вполне возможно, что сам его и скинул. А Бэтс… ну как минимум сломать бессмертному все кости, запихать его в сейф и выкинуть в космос он может, да и пытки при необходимости применяет…
      • Зависит от эпохи. В Золотом Веке не только поступал так, но даже злорадно комментировал и носил при себе пистолет. А чего вы хотели от нуарного детектива? Да, тогда Бетс был именно что нуарным детективом, а не супергероем.
    • Спорный случай в «Бэтмене» Бёртона, где герой протягивает руку висящему над чаном с кислотой Джеку Напье, только чтобы тут же уронить его в этот чан. В кадре при этом не разобрать, сбросил ли Бэтс гангстера специально или банально не удержал за скользкие от крови руки. Скорее, второе (здешний Бэтмен может убить в бою, но подобная жестокость все же не в его характере)… но получившийся в результате Джокер уверен, что первое.
  • В экранизации «Собаки Баскервилей» 2002 года в трясину вместо Стэплтона внезапно проваливается сам Холмс. Стэплтон же насмехается над ним с берега, пока не получает пулю в затылок от Уотсона. К слову, в других экранизациях Холмс почти всегда порывается спасти тонущего Стэплтона (вероятно, так бы он поступил и в книге, но там гибель Стэплтона остаётся за кадром).
    • В двухсерийном фильме 1968 г. Холмс и сам не помогает, и Ватсону не велит. При этом утопание Стэплтона (актёр Филипп Бонд) показано натуралистично и жутко.
  • Экранизация «Хранителей».
  • «Аквамен» — Аквамен отказывается спасать пирата, который пытаясь убить героя ненароком спровоцировал затопление захваченной подлодки. Аквамену это здорово икнулось впоследствии — сынок погибшего винит во всём не папу, избравшего путь пирата, не себя, безжалостного пирата и убийцу, а Аквамена — в которого покойный, на минуточку, перед смертью стрелял из гранатомёта!
  • «Выживший» с Леонардо ди Каприо — антагонист убил сына протагониста, а самого его оставил умирать.
  • Rise of the Legend (фильм 2016) — протагонист, внедрившийся в Триаду (нет, не полицейский, а вигилант), когда его брат попал в плен к бандитам, не только не стал его спасать, но и… убил его (чтобы бандиты не устроили ему мучительную казнь, например «тысячу порезов» с многочасовым отрезанием по кусочку тела с останавливанием крови, чтобы казнимый не умер преждевременно), а бандитам сказал, что нечаянно забил его насмерть при допросе
  • Комедия с Дэнни Де Вито «Безжалостные люди» — богач отказался платить выкуп за нелюбимую жену, которую вообще-то сам подумывал убить, чтобы унаследовать её деньги.
  • «Мумия возвращается» — Анксунамун струсила и не стала спасать Имхотепа.
    • За несколько минут до этого Имхотеп не стал спасать своего слугу. На мольбы и крики ответил только: «Зачем?» (Справедливости ради, он не смог бы ничего предпринять, даже если бы захотел).
  • «Да, мадам!» — нелетальный случай. Два китайца-мошенника — с погонялами «Стрэпсил» и «Аспирин», — оказались, как ценные свидетели, под охраной двух очаровательных и крутых полицейских женского пола: инспектора Энг (М. Йё) и Кэрри Моррис (С. Ротрок). Оба жулика на радостях малость потеряли берега, решили, что им теперь всё можно и они наконец-то оторвутся на всех своих обидчиках. Для начала они зашли в бильярдную, где проводит время мелкий криминальный авторитет — бильярдный чемпион-кидала — со своими телохранителями. Люди этого авторитета недавно чуть не убили обоих мошенников за неуплаченный бильярдный долг. (Обоих чудиков непреднамеренно спас опасный бандит-отморозок, который сам хотел их убить — а потому он сначала отлупил бильярдную шайку, а потом погнался за обоими придурками; теперь полиция использует последних как «живца» для его поимки). Итак, в сопровождении девушек оба понтореза заходят в бильярдную — и начинают специально нарываться, хватать со стола шары, портить игру: дескать, банда Бильярдиста сейчас на них обоих бросится, а тут-то прекрасные стражи закона эту банду и отколотят, а то и арестуют. Но нет, обе девушки вовремя просекли игру Аспирина и Стрэпсила — и в самом начале незаметно свалили из бильярдной: дескать, мы обе — не персональная армия этих двух чуваков, «оставим-ка мальчиков самих разбираться со своими проблемами». В итоге Стрэпсилу и Аспирину ещё повезло: Бильярдист явно узнал в лицо инспектора Энг, пока она была в помещении, а потому рассудил, что убивать двух хуцпанов — не резон, а вот мешок люлей на них высыпать — в самый раз. Что и было проделано.
  • «Jumper/Телепорт» — Обретший способность телепортироваться в любую точку мира протагонист видит по телевизору репортаж о наводнении и… идёт дальше развлекаться. Дабы зритель сразу понял, что фильм не про супергероя. Да и многое ли может сделать человек с простенькой суперсилой и без особых навыков и подготовки?
    • Ну-у-у… десяток человек спасти смог бы… а скооперировавшись со спасателями…
  • «Лихорадка» Илая Рота — первый заразившийся молил ребят о помощи, и они помогли ему — поскорей отправиться на тот свет. А он помог им… И вообще, если уж вас угораздило подхватить эту дрянь, да ещё в глуши, не надейтесь, что местные вам помогут — как бы не добили.
  • «Iron Sky: The Coming Race» пополам с Крутой в беде. Зачем спасать Мальколма из плена. Он сам справится. И справился же!
  • «Пила-3» — Джефф проходит тест на умение прощать и сдерживать свой гнев: более трёх лет назад студент Тимоти Янг случайно сбил его сына на машине. С этого дня Джефф проклинал всех, кто, по его мнению, был причастен к трагедии: единственную свидетельницу по имени Дэника Скотт, судью, давшего лихачу всего шесть месяцев, и самого Тимоти. Все трое объектов его ненависти были помещены в ловушки, и Джеффу предоставлялся выбор — спасти жертв, или же оставить их погибать (в случае с судьёй Джеффу пришлось бы сжечь все вещи своего сына, которыми он так дорожил, а в случае с Тимоти Джефф рисковал получить выстрел из дробовика). Дэнику он не спас, судью спас после раздумий (но тот всё равно погиб от выстрела из вышеупомянутого дробовика), Тимоти поначалу спасать не хотел, а когда решился, было уже поздно.
  • «Сожжённый заживо» (2021) — третья история из киноальманаха, три весёлые девицы, вволю поизгалявшись над купающейся в пруду толстушкой, ушли, прихватив её одежду и сумку со всеми вещами, из-за чего несчастной девушке пришлось идти домой пешком по раскалённому шоссе под нещадно палящим солнцем. По дороге она встретила своих недавних мучительниц, запертых в фургончике маньяка и умоляющих о помощи. Но получив обратно свой телефон, который ей любезно вернул этот самый маньяк вместе с одеждой и остальными украденными вещами, она не стала звонить в полицию, а вместо этого вставила в уши наушники и включила музыку.
  • «Свинка» (2022) — полнометражный ремейк третьей истории из примера выше. Подруги детства толстушки Сары (Лаура Галан), которым в их 17 лет стало стыдно дружить с жирной девицей, стали изводить бедняжку, все никак не желавшую поверить, что их дружбе пришел конец. И в один прекрасный день, чуть не утопив ее в бассейне под открытым небом, ушли с ее вещами, обрекая на прогулку в одном купальнике по раскаленному асфальту под палящим солнцем. Маньяк даже предложил Саре помочь заводиле своих мучительниц, но она демонстративно сделала вид, что ничего не заметила и ушла домой. А маньяк решил, что будет забавно заставить затравленную толстушку научиться прощать.
  • «Вышка» (2022) — главгероини, застрявшие на вершине высоченной вышки без возможности спуститься, сумели привлечь внимание двух отдыхающих внизу мужчин к своему бедственному положению. Но вместо того, чтобы вызвать спасателей, эти двое просто уехали, заодно угнав машину девушек.
  • «Пауки 2» — доктор Грбак, после того как Александра выпустила разводимых им гигантских пауков, когда она с Джейсоном, в котором вызревает еще один паук, добегает до лифта, наставляет на них пистолет со словами «Боюсь, здесь место только для одного!». Но когда супруги ухитряются все-таки выбраться из трюма на верхнюю палубу сухогруза, Грбак, которому жалко терять паука в теле Джейсона, все-таки соглашается помочь им, чтобы заполучить подопытного.

Телесериалы[править]

  • «Каратель» от Netflix — с сильно прикрученным фитильком: Кастл говорит спасаемой девице, что, будь на её месте мужик, он бы просто пошёл и взял себе ещё пива.
  • «След» — в сериях «Доказательства любви» и «Пощёчина» скверные мамочки из трусости предпочитают не спасать своих детей, а подчиниться нападавшим, поэтому первая женщина разрешает насиловать своих дочерей, а вторая же сама стреляет в своих детей.
    • В первом случае она все-таки пытается сперва предложить себя.
  • «Королевы крика»
    • Когда Ингрид Хоффел — последняя из трёх маньяков Зелёных Гнильцов — попадает в болото и начинает медленно тонуть, другие персонажи решают её не спасать, справедливо рассудив, что законы милосердия не распространяются на костюмированных маньяков-психопатов-убийц. И итоге декан Манч передумывает, но уже слишком поздно.
    • Да и вообще «оба» маньяка — и Красный Дьявол из первого сезона, и Зелёный Гнилец из второго — появились из-за смерти людей, которым не оказали своевременную помощь.
  • «Зена — королева воинов» — Зена и её худший враг Каллисто вместе попадают в зыбучий песок, и Каллисто истерически хохочет, надеясь, что они умрут вместе, но Зене удаётся выбраться, и она, не отвечая на мольбы впавшей в панику Каллисто, молча смотрит, как ту поглощает песок. Впрочем, это далеко ещё не конец их сложных, очень сложных отношений…
  • «Отчаянные домохозяйки»
    • Во время ссоры с женой у Рэкса Ван де Кампа случается второй инфаркт. Вместо того, чтобы отвезти его в больницу или вызвать скорую, Бри поднимается в спальню и долго тщательно заправляет кровать. С фитильком, потом она всё же отвозит мужа в больницу.
    • Уже без фитилька. Джордж Уильямс, с которого окончательно слетела маска доброго милого фармацевта, зазывает Бри в номер отеля и проглатывает к её приходу целый пузырёк таблеток, надеясь, что она его пожалеет, простит и спасёт, вызвав скорую. Вот только Бри, совсем недавно узнавшая, что именно Джордж отравил Рэкса, спасать его не собирается, а просто садится рядом и смотрит, как он умирает.
    • Бри Ван де Камп, добровольно пришедшую в психиатрическую клинику немного подлечить нервишки, приняли за буйно помешанную и на ночь привязали к кровати ремнями. Наутро в палату пришёл уборщик, и Бри попыталась хитростью убедить его, чтобы он её отвязал. Поначалу уборщик вежливо отказывался, но вскоре ему надоело поддерживать светскую беседу, и он, не стесняясь в выражениях, объяснил Бри, почему он не собирается её спасать и что он вообще таких как она думает.
    • Угодивший за решётку Пол Янг убедил Зака пойти к умирающему деду и раздобыть у него денег на хорошего адвоката. Зак к деду сходил и не просто получил нужную сумму, а унаследовал всё его состояние. Вот только отца он выручать не стал, соврав, что ничего не получилось, а после вообще прекратил общение с ним.
    • Примерно та же ситуация повторилась с Майком Дельфино и Иди Бритт. Майк угодил под следствие, а Иди отказалась вносить за него залог или искать адвоката, объявив, что как раз сейчас по совершенно независящим от обвинения в убийстве причинам, решила расстаться с Майком.
    • Когда у Глории Ходж случился инсульт, её сын Орсон сказал: «Тебе нужна скорая, мама. Жаль, что я не собираюсь её для тебя вызывать» и перенёс мать из дома на улицу. И его даже трудно за это винить, учитывая, какую жесть она творила.
    • Субверсия. Обнаружив Иди Бритт висящей в петле, Карлос спасает её без малейших раздумий. Однако, Мэри Элис сообщает зрителям, что он не стал бы этого делать, если бы знал, что Иди устроит ему в дальнейшем.
  • «Вина»/«Обвиняемая» — на принца Тео было совершено покушение, когда его невеста Шарлотта застала его с поличным за сексом с элитной проституткой Кейли. Кейли бросилась зажимать принцу рану, умоляя Шарлотту вызвать скорую, на что та сухо сказала, что делать этого не будет, развернулась и ушла. Не только из-за измены. На тот момент Шарлотта (и не только она) была убеждена, что Тео хладнокровно убил беременную от него Молли. Он, конечно, исключительный мерзавец, но убийства не совершал.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 5 сезон, 9 серия. Столкнувшись с коварными ловушками поместья Пердиты Морриган, Надия и Нандор независимо друг от друга отыграли этот троп по отношению к бедной Гид.
    • Сначала Надия и Гид поднялись на колокольню в поисках куда-то пропавшего Лазло. Но когда идущая впереди Гид открыла дверь, вместо Лазло они увидели на стене зловещую тень Мрачного Жнеца. Надия тут же кинулась наутёк, оставив перепуганную подругу один на один с чудовищем и прокричав напоследок: «Я уже иду. Я иду! Я бегу к тебе!». И очень зря она это сделала. Тревога оказалась ложной, зато под весом убегающей Надии провалились гнилые доски лестницы, в результате чего она упала вниз и исчезла точно так же, как до этого её муж.
    • А чуть позже во время охоты на людей Нандор обнаружил угодившую в капкан Гид и даже собрался было ей помочь. Но вдруг из-за деревьев на них попёрла толпа голых людей (тех самых, на которых и велась эта охота). «Нандор, если нужно, брось меня!» — сказала Гид. «Нужно. Пока!» — ответил Нандор и дал дёру. И очень зря он это сделал. Пробежав несколько метров Нандор угодил в ловчую сеть и был утянут куда-то вверх, разделив судьбу Лазло и Надии.
    • Собственно, всё происходящее было частью проверки на вшивость, которую устроила Гид. И все, кроме добряка Гильермо, с треском её провалили.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — «Лот 36» (1 серия). Ник почти сумел сбежать от демона, но обнаружил, что единственный выход из склада заперт, а снаружи стоит мексиканская бабуля, которую он недавно очень серьёзно обидел. Несмотря на все мольбы протагониста, добрая старушка не стала отпирать дверь, а наоборот — демонстративно повесила на неё замок, не менее демонстративно «подаренный» ей Ником в начале серии. То ли она не прониклась всей серьёзностью ситуации, то ли посчитала что человек, отказавшийся отдать ей памятные фотографии, повинен смерти (!!!), поди теперь разбери.

Телевидение[править]

  • Шоу Бенни Хилла — эпизод, где он протягивает тонущему в болоте хлопушку, а тот, схватившись, запускает её и тонет под взрыв хлопушки.
  • Зарубежный рекламный ролик — спецназовцы находят привязанную к стулу заложницу и собираются её освободить. Но когда один из них отдирают скотч с её губ, обнаруживается, что у девушки очень неприятно пахнет изо рта. Поэтому спецназовцы возвращают кляп на место и уходят, оставив протестующе мычащую заложницу в том же виде, в котором нашли. А вот если бы она пользовалась рекламируемым средством для освежения дыхания, этого бы не случилось!

Мультфильмы[править]

  • «Король Лев» же! Шрам не просто не стал спасать Муфасу, а даже сбросил, чтобы тот умер.
  • «История игрушек: Большой побег» — наших героев неумолимо несёт в пасть мусоросжигательной печи. Они помогают медведю Лотсо, ещё недавно бывшему их врагом, добраться до кнопки, выключающей конвейер, и Лотсо даже какое-то время колеблется, но в итоге отказывается её нажимать и сбегает, бросив героев на верную погибель.
  • «Одуванчик». «Ты мог сейчас людей спасти… Вот так теряют совесть».
  • Archer — Стерлинг Арчер время от времени прикидывается, что намерен позволить кому-то из знакомых помереть. Но всё-таки даже он не такой мерзавец, чтобы пойти на такую подлость.
  • «Золотая антилопа» — в финале жадный раджа, погребённый под грудой битых черепков (в которые превратились золотые монеты антилопы) умоляет о помощи всех присутствующих, но Палач заявляет «Спасай себя сам!» — и все расходятся.
  • «Холодное сердце» — замерзающая Анна умоляет принца Ганса поцеловать её, чтобы поцелуй истинной любви вернул ей жизнь, но Ганс отвечает, что не любит её и целовать не будет, потому что хочет заполучить её королевство. Правда, тут типичный случай Злодейского глумления ополам с Идиотским мячом, так как спокойно можно было бы и поцеловать, не выдавая своих намерений, а потом — прости дорогая, так получилось.
  • «Кот в сапогах» — Шалтай-Болтай обманул Кота в сапогах, и тот в итоге ненароком помог Шалтаю совершить ограбление. Героям приходится убегать от стражи, телега терпит крушение, Шалтай падает и не может подняться. Он просит Кота помочь ему, но тот, не простив обмана, убегает сам.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны»
    • 14 сезон, 19 серия. Когда Гомер оказался придавлен ледяной статуей посреди горящего домика на дереве, Маленький помощник Санты предпочёл спасти кусок мяса, а не его, из-за чего Гомер (которого спас кот Снежок Второй) очень обиделся на пса.
    • 29 сезон, 9 серия. Субверсия: Милхаус нашёл потерявшегося в лесу Барта (который провалился в заброшенную ракетную шахту и не может выбраться из неё без посторонней помощи) и сразу же поспешил к Симпсонам, чтобы рассказать о его местоположении. Но едва он открыл дверь, как к нему в объятия кинулась Лиза, только что услышавшая очень преждевременную новость о смерти брата. И Милхаус решил, что лучше пока поутешает Лизу, а спасение Барта может и подождать.
  • «Гриффины» — Глен Куагмайер обнаруживает в кабинке мужского туалета связанную и заткнутую капитаншу чирлидерш (дело рук Стьюи) и комментирует это словами: «Запись в дневнике — Джекпот!». Очевидно, что если он и собирается её спасать, то не сразу.
    • Стьюи обнаруживает в номере мотеля голого Куагмайера, прикованного к кровати. Вместо того, чтобы освободить Глена, Стьюи просто забирает ключи от его трейлера и уходит.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — если в байке два главных героя и один из них заметно более мудаковат, чем другой, то почти наверняка рано или поздно дело дойдёт до отыгрыша тропа. Тот, что с гнильцой, попытается сбежать, в лучшем случае просто бросив напарника на произвол судьбы, а в худшем ещё и использовав его для отвлечения очередной НЁХ. К примеру в «сказочных» сериях принц Чак постоянно поступает подобным образом со своим братом Мелвином.
    • 3 сезон, 3 серия. Нежданная субверсия. Когда монстр-жижица просочился в дом к главгероическим братьям-ботаникам, Ричард убежал в комнату на втором этаже и заперся там, захлопнув дверь прямо перед носом у Стивена. На первый взгляд кажется, что этот подлый трус пожертвовал родным братом, ради спасения собственной шкуры. Но на деле всё совсем не так. Просто эта комната была уборной, и появление монстра вызвало у Ричарда острое желание немедленно ей воспользоваться. А сделав там свои дела, он сразу же открыл дверь и втащил Стивена внутрь.
  • «RWBY» — когда Белый Клык окружили возле Хейвена, и пытались повязать, Адам Таурус (его лидер) пытается позвать на помощь своего временного напарника — Хейзела. Но тот отвечает «Спасай себя сам!», после чего удаляется. И нет, Хейзел не безжалостен и не малодушен, скорее даже наоборот (да и приспешников своей сообщницы Синдер он таки выручает). Просто ему совсем осточертели характер и наклонности Тауруса.
    • В восьмом томе Неополитан, болтаясь над пропастью с повисшей у неё на ногах Руби, протягивает руку к подошедшей Синдер с немой просьбой о помощи, но та лишь снимает у неё с пояса Реликвию Знаний и со словами «Не стоило тебе угрожать мне…» ударом по пальцам Нео отправляет обеих девушек падать в бездну, разом расправившись и с заклятым врагом, и со ставшей ненужной союзницей.
  • «Бэтмен будущего»: папарацци Иен Пик в погоне за сенсацией собирался раскрыть личности обоих Бэтменов — Брюса Уэйна и Терри МакГинниса — в прямом эфире, но, обнаружив, что его прибор бесплотности, благодаря которому он и сделал карьеру, пошел вразнос, примчался к Брюсу и стал умолять о помощи. Узнав, что Пик украл прибор у давнего друга Брюса, а самого изобретателя сжёг вместе с домом, чтобы замести следы, старик просто развернулся и пошел прочь, оставив мерзавца буквально проваливаться сквозь землю. Хотя, даже захоти Уэйн помочь, вряд ли смог бы — счёт шел на минуты. Терри всё же попытался, но только зря запыхался.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Созин бросил своего лучшего друга, Аватара Року (предшественника Аанга), подышать вулканическими газами, чтобы тот не мешал ему захватить мир.

Комиксы[править]

«

Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо, улицы — продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью. И когда стоки будут окончательно забиты, то вся эта мразь начнёт тонуть… Когда скопившаяся грязь похоти и убийств вспенится им до пояса, все шлюхи и политиканы посмотрят вверх и возопят: «Спаси нас!», а я прошепчу: «Нет».

»
— Самая известная цитата Роршаха. И, представьте себе, перед смертью он за город заступился
  • Schlock Mercenary — когда полковник Крам потребовала, чтобы Ковальски на спасательном челноке забрал её с погибающего линкора, тот отфутболил её в эпичной манере: «Простите, полковник, все места забиты важными персонами — адмиралами, коммодорами, людьми, которые мне нравятся… Да и потом, вы отправляли меня на верную смерть уже тысячи раз, а я вас — всего один». Двойная доза кармы — ранее в аналогичной ситуации та же Крам вообще с оружием в руках пыталась отгонять людей от челнока, а когда не вышло — выстрелила в спину девушке-аналитику (которой была одна из героев, Катрин Флиндерс).
  • Смерть Капитана Америки — Красный Череп ничего не предпринимает, когда Сокол и Баки нападают на выдавшего свою позицию Кроссбоунса, целившегося в Стива Роджерса из снайперской винтовки, заявляя, что тот заслужил наказание за вопиющий непрофессионализм.
  • Invaders Now! — когда после поражения Шума-Гората открытый Арнимом Зола портал в измерение Великих Древних начал схлопываться, засасывая в себя все вокруг, Сверхчеловек, не успев убраться достаточно далеко от эпицентра схлопывания, попросил Воительницу, сумевшую укрыться в руинах жилого дома, помочь ему, но злобная нацистка не пожелала рисковать выдавать противостоявшим команде из неонацистов и недобитых нацистов свою позицию.

Веб-комиксы[править]

  • Спанкинг-комиксы от Gesperax
    • Цикл про невезучую немку Белинду Крюгер — в выпуске «Селфи в России» русский паренек готов был помочь попавшей в ловушку на заброшенной фабрике Белинде, но когда она ему нахамила, не только так и оставил ее придавленной металлоломом к ржавому станку, но еще и нашел каким-то чудом рабочий старый промышленный вентилятор и поставил его так, что получилась прекрасная машина для порки.
    • Цикл «Tales of the Blood Moon»
      • Выпуск «Жертва пешки» — когда Ливонна и леди Афанасия повторно забираются в королевскую библиотеку, и их там снова чуть не ловят принцесса Мэйра и ее камеристка, оборотниха провоцирует эльфиек, чтобы они отвлеклись на ее наказание, пока вампирша ворует нужный волшебный фолиант. Но когда наказать, как она думает, наглую фрейлину остается одна только камеристка, леди Афанасия сбегает с добычей, бросая Ливонну на произвол судьбы. Тем самым она хочет отплатить сообщнице за то, что та очень крепко отшлепала ее по приказу изумрудного дракона в обмен на несколько древних фолиантов, за которыми они приходили в его логово.
      • Выпуск «Секреты Рокара Мудрого» — когда старый друид ловит Ливонну и Каджиру с поличным при попытке украсть одну из его волшебных книг и строго наказывает, леди Афанасия даже и не пытается помочь сообщницам, а вместо этого решает украсть нужную ей книгу сама, надеясь, что Рокар слишком увлечен наказанием попавшихся девиц.
      • Выпуск «Шпионы и планы» — когда во время попытки пробраться на дворфийскую заставу Ливонну стараниями нового члена банды — орчихи-воровки Волчий Клык — хватает автоматон-стражник и задает несчастной оборотнихе крепкую порку, леди Афанасия, подслушав разговор дворфийского военачальника и его адъютанта, командует своим сообщницам отступать, прямо говоря, что Ливонне они ничем помочь все равно не смогут, так что не стоит даже пытаться.
    • Ваншот «Just in time» — дворф, обнаруживший попавших в очень неприятное положение девушек, по приказу начальника так и оставил их в часах, чтобы их крики дополняли звон колокола.
    • Ваншот «Area 51» по вселенной Marvel — когда Красный Череп понял, что Грех провалилась, он тут же дал команду отступать, бросив дочь на произвол судьбы в наказание за неудачу.

Аниме и манга[править]

  • Deadman Wonderland — во время землетрясения мать Минацуки предпочла убежать, прихватив с собой лишь цветок в горшке, чем спасти придавленную обломками маленькую дочь. Неудивительно, что Минацуки до сих пор дико зла на родительницу и никому не доверяет.

Видеоигры[править]

  • «Starcraft» — Арктур Менгск оставляет усомнившуюся в его методах Сару Керриган на съедение зергам.
    • В заставке к Brood Wars генерал Дю Галль бросает сидящих в окопах и ждущих спасения солдат на съедение тем же зергам. Да ещё и предлагает Алексею Стукову самому полюбоваться, как они погибнут: смотри, мол, на что ты обрекаешь людей.
  • «Mass Effect» — в третьей части в DLC «Цитадель» можно отыграть этот троп: сбросить клона Шепард(а) с корабля. Правда, даже если по-геройски полезть спасать — ничего не выйдет, ибо Шепардоклон, разочаровавшись в своей приспешнице Майе Брукс, которая не стала ему помогать, в отличие от команды настоящего(ей) коммандера, которая его(её) вытаскивать чуть ли не наперегонки бросилась, падает сам(а).
  • «Nocturne», эпизод «Дом на краю ада» — протагонист обнаруживает в одной из комнат этого самого дома обнажённую красотку, привязанную к кровати. Девушка умоляет освободить её. Можно отыграть троп, отказавшись это делать, и лучше всего так и поступить. Ведь если подумать, дом является тюрьмой-ловушкой для различных монстров (вампиров, оборотней и прочих зомби), так что же в нём делает невинная дева в беде? На самом деле она — суккуб, и в качестве благодарности за спасение примет свой истинный облик и незамедлительно нападёт.
  • Dark Messiah of Might and Magic — Сареф, обнаружив обездвиженную Леанну в плену некромантов, может не только освободить или убить её, но и оставить умирать. В таком случае в предфинальном уровне она появится в облике лича.
  • «Resident Evil 3: Remake»
    • Николай Зиновьев захлопывает дверь вагона перед носом Джилл, убегающей от Немезиса. «Оно не меня преследует».
    • Он же, обнаружив Джилл висящей, ухватившись руками за край разрушенной лестничной платформы, толкает ей короткую речь о своих жизненных приоритетах и, наступив на пальцы, сталкивает на арену к Немезису.
    • Зато в финале Джилл и Карлос оставляют раненого Николая посреди обречённого Раккун-Сити за пять минут до ядерного удара, а сами улетают на вертолёте. Обещания хорошо заплатить за спасение и рассказать о том, кто его нанял, Джилл совершенно не трогают. А на довод: «Если я умру, вы никогда не узнаете правду» она отвечает: «Значит, поработаю детективом. Ничего страшного».
  • Crusader Kings 2 – троп отыграть тут достаточно просто – всего лишь надо не заплатить правителю, который похитил дочь/жену/друга/брата и пр.
    • Также правитель может объявить войну за освобождение пленных. Но когда, враг предложит отдать заложников, можно ответить, что это был всего лишь повод для нападения. И да, в этом случае заложников убьют.

Музыка[править]

« Я не буду тебя спасать, догонять, вспоминать, целовать… »
— Земфира, «Ромашки»
  • Владимир Высоцкий — «Сидели, пили вразнобой…». Шахтёры подумали и решили не откапывать заваленного стахановца, а то из-за него всем план поднимают.
  • Король и Шут этот троп любит.
    • «В долине болот» (см. эпиграф) — юный негодяй отказывается помочь тонущему в болоте старику — уж больно ему хочется посмотреть, как человек умирает.
    • «От женщин кругом голова» (также известная под названием «Невольница и парень») — лирический герой бросает деву в беде, мотивируя это тем, что, мол, от баб и любви одни проблемы, да и времени нет — жрать охота…
    • «Мотоцикл» — мотоциклист, сбивший по неосторожности человека, просто скрывается с места преступления, вместо того, чтобы оказать несчастному помощь. А ведь тот явно был ещё жив.
    • «Утопленник» — практически как в одноимённом стихотворении Пушкина. Главный герой мог бы помочь утопающему бедняге, но не стал этого делать, потому что «ноги пошли не туда».
    • «История о мёртвой женщине» — ещё одна вариация на тему Пушкинского «Утопленника». Главный герой, обнаруживший мёртвое тело, сначала убегает от него, а потом сталкивает его в воду. Но на этот раз всё не так однозначно. Труп явно обозлился на главного героя до того, как тот решил его «не спасать».
      • Минуточку, а что герой должен был сделать с этой не очень-то мёртвой женщиной? В землю закопать и надпись написать? Когда он сразу понял по взгляду, что это нежить?
    • «Тяни» — инверсия. Красавица настойчиво пытается спасти прыгнувшего в пустой колодец главного героя, но тот сам отказывается принимать помощь.
    • «Леший обиделся» — «милый дедушка» не просто отказывается спасти угодившего в капкан парня, а грозится убить его. Этот дедушка леший (или по крайней мере выдаёт себя за такового) и ему очень не нравится, когда люди шастают по ночам в его лесу. Да и капкан поставил тоже он.
    • «Запрет отца» — суровый отец, обнаружив в лесу парня своей дочери, ужасно изувеченного волками, «пожалел беднягу и решил добить». Ну, это по его версии всё обстояло именно так.
  • Группа «Бергтора», «Рыцарь»/«Спящий рыцарь» — юмористический вариант. Услышав легенду о беспутном, но прекрасном рыцаре, что спит в заколдованном замке, юная девушка решила его спасти. Но, дойдя до цели, задумалась: а так ли ей нужен пусть дьявольски красивый, но пьющий муж, да и вообще, стоит ли так рано замуж. И решила, что пока не стоит. «Ты прости, мой Ричард, я вернусь вторично, я вернусь, когда пройдут года!»

Прочее[править]

  • В книге-игре Ольги Голотвиной «Капитан „Морской ведьмы“» на одном из путей протагонист натыкается на тонущего в болоте старика. Есть выбор, спасти его или пройти мимо. Последнее чревато гибелью от кармы.
  • Интернет-мем. Увидев горящее здание, Супермен спешит переодеться в Кларка Кента и, насвистывая, проходит мимо. Принять такое нехарактерное для данного персонажа решение его заставила вывеска на этом здании, содержание которой зависит от ситуации.

Реальная жизнь[править]

  • В УК РФ наш троп проходит по статье 125 («Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии»), в УК Украины — по статье 136 («Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии»). Российский (ХЗ, что там с украинским) идёт, впрочем, с прикрученным фитильком — спасать обязаны только тех, за кого ты отвечаешь, к примеру, детей, а с посторонними людьми можно отыгрывать троп без опасений сесть в тюрьму (если в опасности они оказались не благодаря тебе, конечно же).
    • Как объясняли автору правки (тут бы комментарий юриста — не факт, что то, что говорят на гражданской обороне, точно соответствует законодательству), в Украине обязательно вызвать помощь и дождаться её, но оказывать помощь самому в большинстве случаев не обязательно (но некоторые категории людей, в том числе и довольно неожиданные — например, профессиональные водители, — обязаны именно оказывать медицинскую помощь, в том числе и если они никак не замешаны в произошедшем и речь идет не об их подопечных). Тут ещё вопрос, что автор правки не слышала ни об одном случае ареста тех, кто просто прошёл мимо, и не уверена, что такие вообще были.
  • Немецкое законодательство позволяет не помогать только в том случае, если это угрожает самому спасителю — например, вытаскивать тонущего из воды не обязательно, если вы сами плавать не умеете. Но уж позвонить в полицию или спасателям — обязаны.
  • Римское право в случае убийства хозяина предписывало смерть всем рабам, находящимся в доме — за то, что не стали его спасать. Зато в случае проскрипций за убийство хозяина, объявленного вне закона, раб получал награду, помимо свободы.
  • В случае отцеубийства в Китае казнили братьев убийцы, за то, что не помешали, выкалывали глаза и уши соседям за то, что не вмешались и не спасли. Казнили и учителя убийцы за то, что неправильно воспитал ученика.
  • Китайский император Цзяцзин во время пожара в своём дворце приказал не спасать свою жену, императрицу Фан, которая до того приказала казнить любимую наложницу императора, устроившую заговор против него (впоследствии выяснилось, что наложница была невиновна).
  • Легенда о том, как Сталин отказался менять родного сына Якова на фельдмаршала Паулюса: «Я солдата на фельдмаршала не меняю!».
    • По другой версии: «А что скажут другие отцы?»
  • Иммиграционная политика США, Кубы и стран Европы по отношению к еврейским беженцам из Германии и Австрии в 1930-е годы. В частности, плавание лайнера «Сент-Луис».
  • В современном Китае человек, причинивший кому-то инвалидность, должен потом регулярно отчислять деньги на его содержание. Поэтому, например, в случае ДТП виновнику выгоднее подождать, пока пострадавший умрет.

Примечания[править]

  1. Бабка не та, которая бабушка, а та, которая кость в суставе возле копыта, используемая в игре.