Пошли поговорим

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Никто так не говорит!»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Завали хлебало! Ты, блин, пришёл сражаться — или болтать?! »
— Грегор Клиган

Когда вы слышите фразу «Пошли, поговорим!» или «Выйдем, поговорим!» или «Пойдем, выйдем!», сказанную с характерной интонацией, вы понимаете, что на самом деле с вами хотят подраться. Но вот сюрприз: нападающий на самом деле закатывает целую речугу, при этом не переставая махать кулаками и цепью!

Пошли поговорим — это явление, когда персонажи одновременно разговаривают и ведут бой. Часто (особенно в аниме) бой ставится на паузу, пока персонаж толкает монологи. Особо пафосные персонажи способны одновременно задвигать проникновенный монолог и мочить врагов пачками.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • «Сирано де Бержерак» — во время дуэли Сирано сочиняет и тут же читает балладу об этой дуэли.
    • То же самое в конце — сцена смерти Сирано.
      • И там же аверсия — Сирано рассказывает сослуживцам о своей схватке, а взятый «на слабо» Кристиан провоцирует его, то и дело подставляя в его слова «нос». Сирано еле сдерживается, в итоге все же предлагает «пошли поговорим» — точнее, просит остальных выйти и оставить их вдвоем, что те и делают, предсказывая превращение бедняги в фарш. Сирано, включивший «Сирано», открывает Кристиану объятия и рассказывает о любви к нему Роксаны.
  • Мюзикл «Ромео и Джульетта»: дуэль Меркуцио и Тибальта, по большему счету, получилась словесной: они кружат по сцене, поочередно обмениваясь любезностями, не доставая оружие и даже почти не прикасаясь друг к другу. В некоторых версиях есть небольшие вкрапления экшна (больше из разряда уличных разборок, нежели дуэли знати), но в оригинале они отсутствуют совсем. А за кинжал Тибальт хватается лишь в самом конце (причем абсолютно во всех постановках).

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Г. Л. Олди:
    • «Путь меча» — именно так беседует между собой одушевлённое оружие.
    • «Песни Петера Сьлядека» фигурирует некий юноша, отличный ритор и неплохой фехтовальщик, но с серьёзным недостатком: он легко теряет хладнокровие в бою. На него накладывают заклятие: теперь беседу он воспринимает как фехтовальный поединок, а поединок — как беседу. Соответственно, флиртуя с крестьянкой, он думал, что отражает атаки её посоха, а сражаясь со своим врагом на дуэли, думал, что участвует в диспуте, и не особо волновался.
  • Вера Камша, «Отблески Этерны»:
    • В «Лике Победы» во время абордажа Марсель Валме, очевидно, для поднятия боевого духа, громко распевает песенки под одобрение фельпских соратников. Он и впоследствии сохраняет эту привычку, причем импровизирует на ходу.
    • В «Зимнем Изломе» Ричард Окделл, фехтуя с Приддом, упражняется попутно в изящных оскорблениях соперника. За что и получает в итоге.
    • Во флэшбэке с Рокэ Алвой на Винной улице, тот общается с напавшими на него врагами не только мысленно.
  • Ольга Голотвина, «Представление для богов». Для жителей Великого Грайана юнтивар/«ненанесённый удар», обмен оскорблениями и подначками — обязательная часть поединка. Обычно ведётся в самом начале схватки, но может вспыхнуть в любой момент, пока у бойцов дыхалки хватит.

На других языках[править]

  • Генрик Сенкевич, «Потоп» — Володыёвский вызывает Кмицица на поединок, во время которого не перестает болтать, более того, даёт лекцию по фехтованию. Что характерно: Володыёвский победил.
  • Harry Potter — во время финальной дуэли с Волдемортом Гарри толкает довольно длинную речь на тему «почему ты отстой». А тот отлаивается и слушает, отлаивается и слушает…
  • «Песнь льда и пламени» — Оберин Мартелл во время поединка с Грегором Клиганом неустанно повторяет: «Ее звали Элия. Ты изнасиловал ее. Ты убил ее. Ты убил ее детей».
  • Гарри Дрезден тоже не против наговорить гадостей противнику в бою. Настолько не против, что когда однажды в бою с вампиршей он молчал, вампирше стоило бы заподозрить неладное. Она не заподозрила, наклонилась для укуса… и Гарри плюнул в неё пережеванным чесноком, предварительно набранным в рот.
    • В другой раз для противника Гарри оказалось неприятной неожиданностью, что Гарри, оказывается, отточил искусство боевого трёпа до рефлекторного уровня. Оказывается, если Гарри осыпает врага оскорблениями — это вовсе не значит, что он одновременно не обдумывает тактику боя.
    • А ещё как-то раз противница Гарри прямо в бою несколько раз начинала закатывать пафосные речи, и каждый раз Гарри запускал в неё заряд магической энергии; она успешно уворачивалась, но едва-едва. Гарри даже удивился, как можно быть такой глупой. На самом деле это был её хитрый тактический трюк, чтобы заставить Гарри обстреливать её и таким образом истратить магическую энергию. Почти сработало.
  • Майкл Стекпол «Война за Бакту»: игра с тропом, Бустер Террик предложил Коррану Хорну именно троп но не срослось

Кино[править]

  • «Берегись автомобиля» — репетиция дуэли Гамлета и Лаэрта в исполнении Деточкина и Подберёзовикова. «А сигареты „Друг“?» «Я был в командировке!»
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — бенефис Холмса во время боксерского поединка. Классика же!
  • Старый перестроечный фильм «Мужская компания» — с прикрученным фитильком и шутки ради. Начальник группы каскадеров отчитывает провинившегося коллегу, попутно фехтуя с ним на шпагах.
  • Еще один классический пример — «Коммандо». «Предупреждаю — я зеленый берет!» — «Я таких зеленых беретов на завтрак ем!» (драка героев Арнольда Шварценеггера и Билла Дьюка в отеле).
  • Благородный мститель в маске Зорро в любом своем воплощении подшучивает над противниками.
  • Звёздные войны. Ситхская тактика боя Дун Мок предполагает выведение противника из себя подначками и оскорблениями. Именно ее мы видим в пятом фильме на Беспине.
    • Граф Дуку тоже любит эту тактику боя.
    • У его ученицы, Асажж Вентресс, труба пониже и дым пожиже, ей бы молчать в бою, благо техника позволяет, ан нет.
    • Энакин Скайуокер и Оби-ван Кеноби в оба своих боя просто спорят друг с другом, им не до тактических изысков.
    • А Дарт Сидиус, император Палпатин, способен довести словами противника до чего угодно, ему не нужен бой.
    • «Светлый» вариант техники Дун Мок — склонить противника к покаянию и миру. Что Люк и с какой-то долей успеха применяет в кульминации 6 эпизода.
  • «Афоня» — на танцах пришлось-таки «выйти поговорить».
  • «Принцесса-невеста» — знаменитая дуэль Человека в Чёрном и Иниго Монтойи, на протяжении которой они обмениваются взаимными комплиментами и мнениями о фехтовальных техниках. Иниго успевает рассказать свою предысторию, как будто это какой-то сёнен.
  • Equilibrium — разговор во время спарринга.
  • «Ф.О.Р.С. 3.0» — заклятые друзья Об-Иван и Пал Палыч во время боя успевают и постебать друг друга, и поностальгировать о прошлом, и обсудить планы на будущее. Впрочем, тут есть железный обоснуй — их бой может закончить только появление Избранника, а когда он явится, от них не зависит. В конечном итоге он таки приходит, когда бойцы уже совсем запыхались.
  • Фильм «Обитаемый Остров» по Стругацким, рукопашно-полемический поединок Максима со Странником.
  • «They Live», у нас известный как «Чужие среди нас»: драка Нада и Фрэнка, первый уговаривает второго надеть очки, второй упорно отказывается, и оба перемежают это мордобоем.
  • Первый мститель: Противостояние - Паучок, сражаясь с Баки и Соколом, не затыкается ни на секунду, с восторгом комментируя каждую деталь своего первого сражения. В какой-то момент Сокол не выдерживает: "Не знаю, бывал ли ты раньше в бою, но обычно у нас бьются молча".

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Приключения Джеки Чана»: Хак Фу, громила из команды «плохих парней» Вальмонта, во время драки озвучивает название для каждого своего приема, как-то: «Бурый медведь нападает!» или «Тигр настигает добычу!» Иногда это обыгрывается с юмором: так, в одном из эпизодов Джеки Чан вгоняет Хака Фу в ступор вопросом: «Извини… ты не мог бы повторить, как называется твой последний прием?»
  • Мультсериал «Железный человек» девяностых годов, последняя серия. Тони Старк дерётся с Мандарином, и во время боя они ведут спор на тему «Что лучше — природа или техника?».

Комиксы[править]

  • Человек-Паук во время разборок обычно отпускает язвительные замечания по поводу противников. Он таким образом компенсирует свою затырканность в повседневной жизни.
  • Дэдпул. Он вообще никогда не затыкается.
  • Красный Череп любит во время схватки читать ганнибальские лекции и доказывать противникам, почему генеральная линия их партии в корне неверна. Нередко он даже старается и не вступать в драку, делая ставку исключительно на ораторское искусство.
  • «Астерикс и пикты»: огромный, могучий Мак-Арон, сражаясь плечом к плечу с друзьями против численно превосходящих врагов, способен раскидывать врагов как кукол (без смертоубийства, просто раздавая оздоровительных люлей, максимум — производя вывихи или ломая кости, детали чего не показаны), и при этом трындеть без остановки, рассказывая друзьям душещипательную историю своей жизни и любви. Враги тоже всё отлично слышат (и даже отвлекаются от драки, слушая), а один из врагов искренне растрогался и прослезился.

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick: многие персонажи обмениваются репликами в бою; но у одного из главных героев, барда Элана, на этом работает его спецспособность! С тех пор как Элан взял уровень престиж-класса Dashing Swordsman, он может в бою использовать вместо модификатора Силы (сила у Элана невысокая) модификатор Харизмы (а вот харизма у него ого-го). С одним условием: каждый удар он должен сопроводить каламбуром, тематически подходящим к данному бою. Позже Тарквин продемонстрировал, что клин клином вышибают: на каждый каламбур он отвечал своим — и без труда парировал все атаки Элана.

Аниме и манга[править]

Педаль в пол: весь жанр сёнэн об этом. Исключения крайне редки. Также авторы прекрасно знают об этом тропе и часто его пародируют и обстёбывают.

  • Bleach — ни автор манги, ни ее герои явно не знакомы с «Долларовой трилогией» и максимой «Сначала стреляй, потом говори». Каждый, каждый бой в этой манге сопровождается эпическим диалогом. Особенно парадоксально это смотрелось во время боя Кенпачи против Тоусена. Дело в том, что банкай Тоусена лишает противника всех чувств кроме осязания. Тем не менее слепой капитан долго и старательно рассказывает о способностях своего банкая.
    • Есть определённый обоснуй — многие из этих разговоров необходимы для того, чтобы объяснить происходящее читателю, т. к. не всегда понятны способности того или иного персонажа. А вот арка про штернриттеров оставила больше вопросов чем ответов: автор слишком сумбурно подходил к описанию способностей того или иного персонажа и в результате второстепенным, порой, уделялось больше внимания чем основным.
  • Rurouni Kenshin — то же самое. Например, если верить внутреннему хронометражу сериала, бой Кэнсина (а также Сайто, Аоси и Сано) с главзлодеем Сисио Макото продолжается меньше получаса. Но по реальному хронометражу сериала он занимает 100 минут. Потому что герои говорят, говорят и говорят!
  • Onepunch-Man: В боях говорят, да, но более-менее кратко и по делу. А вот все попытки врагов Сайтамы разинуть рот обычно натыкаются на: аннигилирующий удар, демонстративный пофигизм или фразу вроде «да-да, давай быстрее, дождь идет».
  • Удивительно как никто не записал сюда Naruto. Там так и вовсе все тянется так, что разговоры превращают 40 минутный бой в 20-30 серийный. А еще священные паузы и перерывы на подумать над тактикой.
  • Манхва Noblesse: как и в любом сёнене, поболтать во время боя тут любят все (кроме главного героя). Но есть герои, которые умеют извлекать из этого пользу: М-21 намеренно разводит противников на болтовню, и, нащупав болевые точки, мастерски выводит их из равновесия, заставляя совершать глупые ошибки. Позже этой премудрости научился Регис.
  • Youjo Senki — при использовании на полной мощности боевого талисмана, благословлённого богом, Таня начинает толкать пафосные речи, насмехаться над противником, восхвалять рейх и возносить молитвы богу! Один раз она даже пробила четвёртую стену, правда обращаясь не к читателю, а к генералам которые смотрели запись боя! И это всё ей реально не нравится! Особую изюминку в это добавляет то, что в аниме она вынужденна молится для работы талисмана, а в манге это всё происходит непроизвольно, она может потерять контроль над своими действиями, а также, зачастую, не помнит что она в это время делала. Доходит до того, что ей приходится использовать талисман мелкосерийную упрощённую модификацию её прототипа как основной и объяснять это попытками скрыть реальную мощь перед противником, чтоб скрывать побочки.
    • Правда, там поговорить во время боя любят все. Кинуть реплику в сторону врага, уточнить тактическую ситуацию, ругаться на сложившуюся ситуацию, сказать последние слова перед смертью или всё в комплекте.

Видеоигры[править]

  • Skyrim — слова из языка драконов одновременно являются мощными боевыми заклинаниями. Поэтому драконы не видят разницы между спором и битвой.
  • Mass Effect 3, DLC «Цитадель»: финальный поединок между Шепард/ом и его/её клоном. Участвуют даже товарищи Шепард/а, осыпая врага различными угрозами и оскорблениями.
    • До этого, там же: первый разговор Шепард/а с Джеймсом сопровождается боксёрским спаррингом.
  • Planescape: Torment — говорящий череп Морте обожает дразнить и оскорблять противников в бою. Если жертва не вытерпела оскорбления (говоря проще — провалила спасбросок воли), то она очертя голову бросается на Морте, получая щтрафы в бою, и напрочь забывая о тактике.
  • Resident Evil 5 — Вескер во время боя с ним не затыкается. Впрочем, он может себе это позволить, поскольку способен как увернуться от автоматной очереди, так и принять ее без видимого ущерба. Крис в ответ отпускает колкости и периодически предлагает Вескеру заткнуть ганнибало.
    • В Resident Evil 6 оба злодея-ставших-боссами тоже толкают речи — что характерно, оба сохранили способность говорить даже в сильно мутированном виде.
  • В серии квестов Monkey Island часто встречается «фехтование на оскорблениях»: успех боя на мечах зависит не от того, кто лучше фехтует, а от того, кто изобретательней оскорбит противника, желательно в рифму. (Интересно, что оскорбления для первой игры помогал сочинять известный писатель-фантаст Орсон Скотт Кард.)
    • В Tales of Monkey Island обыграно нестандартно: фехтует Морган ЛеФлэй, а Гайбраш должен одной и той же фразой подбодрить ее и оскорбить ее противника.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords — все бои с разумными противниками в пещере на Коррибане (обоснуй: это всё экскурс в прошлое протагониста, реальных боёв нет). Также большая часть (все?) бои со всякими дартами: выписываем пилюлей — беседуем со злодеем на тему «Почему ты отстой» или с соратником на тему «Наша дружба нерушима» — выписываем пилюлей ещё раз (с некоторыми противниками — повторить).

Музыка[править]

  • Шаов, «О народной любви» — «Это что за остановка, Византия или Рим? — А с перрона отвечают: „Виходы, поговорим“.»

Настольные игры[править]

  • GURPS: Количество слов на раунд боя строго ограничено (как никак один ход в бою = секунда времени), однако говорить никто не запрещает.
    • А навык «Острый язык» позволяет достаточно эффективно обезвреживать противника одними остротами.
  • Fate Core: навык «Провокация».
  • D&D: уже стало мемом.

См. также[править]