Лексикон жертвы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Гра-аждане вурдалаки!.. Тов-варищи маньячил-лы! П-простите и о-отпустите, я никому не с-скажууу!
— Конечно. Как ты кому чё скажешь… ИЗ БОРЩА?!
»
— Знаменитый номер «Уральских Пельменей» про маньяка, который не на того напал.
« No em mateu, jo tinc dos fills i una esposa! Us daré tot mon diner, pero no em claveu eixa daga! No em mateu, us demana per ma mare! »
— Льюис Льяк, El bandoler

Лексикон жертвы — набор жалостных и, как правило, абсолютно бесполезных фраз, коими жертва пытается воздействовать на своих мучителей или убийц, взывая к их совести и чувству сострадания. Если не считать бытовых убийц и психически больных лиц, действующих в состоянии аффекта, но в глубине души сохранивших человечность, до такого униженного состояния человека могут довести либо конченые отморозки, изначально лишённые означенных качеств, либо персонажи, одержимые своей целью и отринувшие их добровольно, либо насквозь проспиртованные или обколовшиеся чудовища, с которыми невозможно вести любые переговоры, а то и садисты, которым унижение жертвы доставляет лишь удовольствие, а из этого совершенно ясно, что никакие мольбы их не остановят. Таким образом, лексикон жертвы, как правило, свидетельствует о том, что та на данный момент находится в полном отчаянии и неспособна мыслить здраво (а здравомыслие как раз и необходимо в такой ситуации). Пленник, не тратящий силы на бесполезные и унизительные мольбы, явно сохранил хладнокровие, прекрасно понимает ситуацию в которой оказался и, скорее всего, уже выискивает пути к спасению, готовя злодею пару неприятных сюрпризов. Жертва, использующая лексикон, скорее всего, будет либо убита, либо спасение придёт со стороны, но своими силами она едва ли выберется из этой передряги (в редких случаях лексикон жертвы может быть, впрочем, использован для введения злодея в заблуждение, когда причитающая со слезами девица пока незаметно старается развязать руки, одновременно прикидывая, куда воткнуть вражине шпильку — в глаз, в сонную артерию или в пах).

Реальность сурова: настоящих героев очень мало, в по-настоящему пугающей ситуации человеку трудно сохранить достоинство и здравый смысл, особенно, если его уже подвергли пыткам. Т. е. если персонаж не прибегает к лексикону жертвы, значит, перед нами крепкий орешек, который жертвой становиться не намерен. Раньше лексикон жертвы чаще всего использовался представительницами прекрасного пола, однако с распространением в массовой культуре образов сильных и рассудительных женских персонажей встречается всё реже и реже. Вместо этого всё чаще следует:

Противотроп — злодей, молящий о пощаде. Вот он, кстати, поступает разумно, ибо герой на то и герой, чтобы до последнего сохранять в душе хотя бы толику сострадания (ну… смотря какой герой). Как ни странно, противотроп иногда превращается в наш троп — когда злодей становится жертвой какого-нибудь зла воздающего.

Избранные фразы из лексикона[править]

  • «Пожалуйста, не надо!» Классика. Очевидно, злодей должен пожать плечами и разочарованно сказать: «Ну не надо, так не надо…»
  • «Нет, не хочу!»Вах-вах, красавыца, зато как я хочу!»).
  • «Я никому не скажу!» Ещё можно добавить «Честное слово!» или даже «Клянусь!» Злодей, конечно, рискнёт поверить вам на слово. Особенно если уже расправился с кем-то на ваших глазах, а в сеттинге не отменена смертная казнь. Вообще-то, он и так уверен, что вы никому не скажете — дохлые кошки не мяучат.
    • Вариант, который может сработать: «Я сделал копии данных, и если я умру, их обнародуют!». Убедитесь только, что злодей не может добраться до того, у кого эти копии хранятся.
  • «Мне [очень] больно!» Ну, вообще-то, ему либо пофиг, либо, что куда вероятнее, только того и нужно. Иногда произносится жертвой в момент захвата — очевидно, громила, набросившийся на вас из подворотни и заломивший вам руки за спину, немедленно станет извиняться — извините, мол, за грубость, погорячился…
    • Популярный злодейский — и антигеройский тоже — ответ: «Я знаю» (популяризирован месье де Жюссаком). Другой (зафиксированный ещё в XVIII веке и с тех пор не утративший популярности): «Ещё больнее будет!»
    • В одном индийском рассказе про школу был еще вариант: «Для того и бьют, чтоб было больно».
  • «Зачем вы это делаете?!» — ну, допустим, услышите вы ответ, скорей всего, что-то типа «А мне это в кайф!» или «Потому что могу». Как это вам поможет?
    • На самом деле, в некоторых случаях это работает. Например, когда человек совершенно спокоен и осознаёт, что общается с сумасшедшим, а потому обращаться надо к его внутренней логике. Плюс, эту фразу, в изменённом виде, используют переговорщики, чтобы выиграть время и докопаться до мотивов (как можно мягче: «Почему ты это делаешь?»). Да и вообще, если отморозок с ножом вдруг перестал совершать активные действия, и пошёл на диалог (или даже монолог), это ведь выигрыш времени на осмотреться/подумать/отдышаться/собраться с силами.
  • «Пожалуйста, я сделаю всё, что вы хотите!» — в данной ситуации всё, что он хочет, он так или иначе получит.
  • «Я ещё девственница!» Аргумент, долженствующий разжалобить насильника. По эффективности сродни заливанию костра бензином. С прикрученным фитильком — если действуют желающие поразвлечься работорговцы. На свободу, конечно, отпускать никто не будет, но в этом случае есть шанс, что не станут портить «дорогой товар» перед продажей.
    • Раньше иногда помогало «У меня ВИЧ/СПИД/сифилис/гонорея!», в наши дни мерзавцы редко ведутся на это либо отвечают: «Прикинь, у меня тоже!» Но хотя бы не так глупо.
    • Некоторые источники рекомендуют сделать что-то максимально омерзительное (обмочиться, вызвать у себя рвоту или понос, если организм позволяет, и т. д.) Насколько эффективно — сказать трудно. Впрочем, это уже не лексикон.
  • «Пожалуйста, я хочу жить!» — вы не поверите, но он тоже. И если вы выживете, его собственная шкура окажется под угрозой.
  • «У меня жена и дети/старушка мама!» — спасибо, что напомнили об этом отморозку, а то вдруг он вашей кровью не насытится. Дополнительный смак, если эту фразу говорит герою злодей, успевший кого-то убить, а то и вовсе пачками вырезавший чужие семьи.
    • Справедливости ради: не знаю, как в реальной жизни, но в культуре (начиная с зайца из сказки Салтыкова-Щедрина и заканчивая разнообразными героическими фронтовыми байками) это не так уж редко может возыметь некоторый эффект: скажем, жертве каким-то образом смягчат суровую участь (например, возьмут в плен, а не убьют), или даже — пик злодейского благородства — могут дать возможность попрощаться с родными, временно отпустив на свободу (и взяв Честное Героическое Слово, что герой после прощания добровольно вернётся обратно).
  • «Ты его убьёшь!» — применяется в случаях, когда жертва пытается защитить другую жертву или даже крутого, оказавшегося в беде. Очевидно же, что злодей именно этого и добивается, так что для злыдня это означает «всё правильно делаешь!».
    • А вот если цель злодея не убить а… ну, словом, что-то злодейское, но без умерщвления, то как раз подействует. Правда, не факт, что жертве от этого будет лучше
    • Может иметь смысл, если человек не злодей, а просто в состоянии аффекта. Например, ревнивый муж поймал любовника жены.
  • «Что я тебе сделал(-а)?!» — особенно бессмысленно, если жертва видит злодея впервые в жизни и сделать ему что-либо не могла в принципе. Ну, например, вы женщина, а у него с ними проблемы. Или вы представитель другой расы/национальности/класса, а у противника запущенная аллергия на эту социальную группу. Если вы не изыщете способа срочно сменить пол/расу/национальность/классовое происхождение, он в любом случае разделает вас на куски.
  • «Я костлявый(-ая) и невкусный(-ая)!» — применяется в случаях, когда существует неиллюзорная угроза людоедства. Однако существо, соблазнившееся вами, явно уже определило все ваши аппетитные места.
  • «За меня отомстят!» А здесь зигзагом. Фраза может остаться примером тропа, мол, отомстят, возможно, но это когда-нибудь потом, а злодей собирается расправиться прямо сейчас. Но это в том случае, если у злодея хватает выдержки не глумиться над этими словами. Произнеся в ответ: «Да кому ты нужен!», «Им не справиться со мной!» и тому подобное, злодей подписывает себе приговор и после расправы над жертвой живёт не намного дольше. А иногда жертве и вовсе удаётся дожить до прихода кавалерии.
    • Может сработать если возможности отомстить выше среднего и нападающий ещё о них не знает. Дядя-олигарх, бандитская крыша, даже кум-следователь может помочь.
  • «Пожалуйста, прости меня!» — от лица палача, когда они с жертвой меняются местами. Особенно забавно звучит, если перед тем изверг успел оттянуться по полной, а то и убить её близких.

Примеры, аверсии и игры со штампом[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про батьку Махно, который приказывает расстреливать пленных. Когда очередной приговорённый в отчаянии кричит: «Нет, не хочу, не надо!» — Махно говорит: «А этого не надо. Он не хочет».
  • Анекдот про Дракона, который шёл по лесу с блокнотом и записывал встречных животных, назначенных на съедение:
«

Дракон: Так, заяц, сегодня вечером в 9.00 приходишь на поляну к дубу, где я тебя съедаю. Записываю тебя, заяц (записывает). Есть вопросы? Заяц: А м-можно не п-приходить? Дракон: Можно. Тогда я тебя вычеркиваю (вычеркивает).

»
— Можно!

Литература[править]

  • В романах Ричарда Лаймона часто действуют сильные героини, которые не выдают лексикона жертвы, что бы злодеи с ними ни делали. Хотя бывают и исключения.
  • Зато в детских ужастиках Р. Л. Стайна герои не взрослые люди, а дети, так что о пощаде его герои молят часто. Правда, с полными отморозками они редко встречаются — все же детская литература. Но какой смысл умолять, скажем, обезумевшую женщину-учёного, которая хочет провести на тебе эксперимент, чтобы вернуть человеческий облик превращающемуся в монстра сыну! Он ей сын, а ты кто?
    • Или кровожадного монстра-людоеда?
  • Дэниэл Вудрелл, «Woe to Live On» — пленный немец-юнионист орет злым партизанам Квантрилла, что у него дети. Джейк в ответ рявкает, что у него был младший брат. И вышибает немцу мозги. В другой главе те же партизаны читают письмо с убитого янки и даже ему сочувствуют, так как у адресата жена заболела и дети померли. А потом его принесло в Миссури. Ну, хоть с детьми увидится.
  • «Wildwood Boys» — у какого-то пленного янки в Сентралии есть жена и трое детей. Билл Андерсон огрызается, что сидел бы в таком случае дома. И вышибает янки мозги.
  • «Слепой. Груз 200» — помощник киллера, которого Слепой повязал, выдает совершенно прекрасную фразу: «Не убивай, у меня мама-сердечница!». Слепого такая аргументация сильно развеселила, но недобровольного помощника он все же отпустил.
  • Сага о ведьмаке — «У меня дети…» — удар мечом — «Ненавижу детей».
  • «Бататовая каша»: главный герой — вообще-то самурай, имеющий право за оскорбление зарубить, но на буллинг он вместо того, чтобы схватиться за меч, реагирует фразой «нельзя же так».
  • «Шинель» Н. В. Гоголя — неожиданно помогло:
« …Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся [поступивший на службу], который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»… »
— Анекдот
  • Михаил Шолохов, «Тихий Дон»: «Я больная дурной болезнью…» Аксинье не помогло. Зато «Я жена Григория Мелехова!» сработало.
  • Эммануил Казакевич, «Звезда» — взятый советскими разведчиками «язык», справедливо полагая, что тем после допроса отпускать его не резон (дело происходит в глубоком немецком тылу), а разговоры про исполнение приказа/маленьких детишек/желание жить будут звучать, мягко говоря, хреново, использует единственный (как ему кажется) эффективный аргумент: «Неrr Коmmunist, Каmerad, iсh bin Аrbeiter. Schauen Siе meine Наndе аn. Glаubеn Sie mir, ich schworе bin kein Nazi. Вin selbst Аrbeiter und Аrbeitersohn ». В сущности, он был прав… почти что: разведчикам после этой фразы и вправду не хотелось его убивать — но на другой чаше весов боевое задание и их собственная жизнь.
« Немец почувствовал и эту жалость и эту непреклонность в глазах Травкина. То был неглупый немец: будучи наборщиком, он прочитал немало умных книг и понимал, что за люди стоят перед ним. И он зарыдал, увидев смерть в образе этого юного красавца лешего, с большими жалостливыми и непреклонными глазами. »
— Может, хоть убили по-быстрому, без лишних мучений?..
  • Александр Ковальчук, «Серёжка с Малой Бронной» — снайпер-немец (имеющий на счету около ста убитых бойцов и командиров Красной Армии), оказавшись в плену, восклицает «У меня жена, дети!». На что командир взвода лейтенант Добриченко раскрывает личную книжку снайпера, где перечислены его победы, и яростно спрашивает в ответ: «А у них — не было детей? Жён? Невест?».
  • Терри Пратчетт, «Плоский мир» — аверсия. Ринсвинд «может крикнуть „Помогите!“ на четырнадцати языках и умолять о пощаде ещё на двенадцати». И, судя по тому, что он ещё жив, это умение его таки выручало иногда.
    • Не припомню, чтобы в книгах он вообще пользовался своими недюжинными лингвистическими познаниями. Вот искусство убегать…
  • Роберт Хайнлайн «Фрайди» — заглавная спецагентка знает, что при пытках партизанское молчание только раззадорит оппонентов, и потому орёт во весь голос с самого начала пыток. И честно старается получить удовольствие от изнасилования.
  • Harry Potter: «Только не Гарри! Только не Гарри! Пожалуйста, пожалуйста, я сделаю всё, что угодно!» Не прокатило. Впрочем, не прокатило и у Волдеморта, потому что кроме лексикона жертвы ещё и заклинание жертвы вмешалось.
    • Есть версия, что Лили нарочно провоцировала этими фразами злодейское глумление, чтобы потянуть время и дождаться помощи от Дамблдора. Если бы Хагрид, посланный Дамблдором на выручку, вовремя успел, он бы с большой вероятностью спас не только Гарри, но и Лили, а Волдеморта бы надолго отправил витать бесплотным духом — не факт, что тот смог бы полувеликана зааавадить, во всяком случае, с первой попытки.
  • Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — Лю Седьмой нарочно пускает в ход лексикон жертвы, изображая труса и униженно валяясь в ногах у нападающих. А сам под эту сурдинку устраивает им подляну отложенного действия.

Кино[править]

  • «Техасская резня бензопилой» (1974) — Салли пытается умолять семейку убийц и обещает «сделать всё, что они захотят». Поскольку вся семейка — конченые психи, это вызывает лишь гнусное ржание злодеев.
  • Arda/The Hobbit Trilogy — гномы с подачи Бильбо пытаются убедить троллей в том, что у них паразиты. «У меня самые большие паразиты!» — «А у меня толщиной с ногу!» Троллей удалось заболтать до рассвета.
  • Молчание ягнят — показаны и правильный, и неправильный варианты. Сама жертва Буффало Билла поначалу в состоянии только плакать и умолять, на что получает фирменное «Оно натирается кремом, если не хочет, чтобы его снова окатили из шланга». А вот родители по совету полицейских пускают в эфир обращение к похитителю, в котором максимально подробно рассказывают о своей дочери как раз в надежде, что он начнет воспринимать её как человека, и ему труднее будет её убить.
  • Цикл «Крик» — все жертвы, пытающиеся умолять Призрачное Лицо о пощаде, гибнут от его ножа. А вот Сидни не тратит времени даром и просто хреначит душегуба всем, что под руку подвернется, будучи же загнана в угол — без обиняков высказывает всё, что о нём думает.
  • «Волчья яма» Грега Маклина — одна из жертв выдаёт весь лексикон. В ответ на «Я никому не скажу!» маньяк с гоготом отвечает: «Ещё бы!»
  • «Груз 200» Балабанова. Дочка секретаря райкома сначала грозит похитившему её маньяку-милиционеру всеми мыслимыми и немыслимыми карами — влиятельным папашей, рукой закона, местью крутого молодого человека-афганца, но затем начинает причитать: «Дяденька, отпустите меня, пожалуйста, я никому не скажу!!!» Ну да, так он и поверил, захватил тебя именно для того, чтобы отпустить.
  • «Дом 1000 трупов», постмодернистское обыгрывание штампов — одна из жертв вопрошает своего мучителя: «Зачем вы это делаете?» Маньяк отвечает вопросом на вопрос: «Что делаю? Порчу твой день?»
  • «Ван Хелсинг» — аверсия: именно вопросом класса «зачем ты это делаешь» удалось остановить самого настоящего монстра, который… просто хочет жить.
  • «Тень» (1994). Доктор Тэм: «У меня семья!» Гангстер: «Они это переживут». Доктор Тэм, продолжая: «Я никому не скажу!» Гангстер: «Я знаю, что не скажешь».
  • «Необратимость» — героиня Моники Беллуччи слёзно умоляла насильника отпустить её.
  • «Крепкий орешек» — прекрасная аверсия в исполнении Ганса Грубера. Внезапно оказавшись лицом к лицу с Маклейном, главарь террористов включает лексикон жертвы и мастерски прикидывается одним из заложников, вкрадываясь в доверие к врагу.

Аниме и манга[править]

  • «Меч чужака» — громкие крики страха и злобные проклятья разнообразных жертв, когда над ними взмывает острое лезвие, не раз раздаются по ходу сюжета… Но только один довод и вправду остановил удар: «Я просто исполнял приказ. А ты бы смог его не исполнить?!»

Музыка[править]

Видеоигры[править]

  • Mafia-2 — на причитания бандита «У меня жена и дети!» главный герой отвечает «Надо было о них раньше думать».
  • The Punisher — иногда во время допросов бандитов открываются стрипы из комиксов про Карателя, сопровождающиеся соответствующими фразами. Некоторые из них, в контексте ситуации, прекрасно подпадают под предмет статьи: «Я невиновен!», «Я недавно женился!», «У меня семья!», «Я недавно стал отцом!», «Я не готов умирать!», «Я просто выполнял приказы!», «Я всего лишь солдат!», «У меня дети!». Помогут такие отговорки или нет — на совести игрока, однако если держать такого бандита живым щитом до конца отрезка уровня, то при переходе на следующий Каратель только оглушит его (но так он поступает со всеми выжившими в перестрелке живыми щитами).
    • Отдельно можно заметить, что в зависимости от того, будет ли допрошенный убит или просто оглушен, Каратель будет произносить различные фразы касаемо «лексикона жертвы».
  • Star Control 2 — законопослушно-злые Ур-Кваны клана Кор-Ар истребляют все прочие расы, но по их правилам, если очередная жертва спросит «Зачем вы это делаете?», то перед нападением они должны будут подробно объясниться, как дошли до жизни такой, поведав трагическую (кроме шуток) историю своей расы.
  • GTA San Andreas — менеджер Мэдд Догга умоляет Карла Джонсона отпустить его, используя всю гамму аргументов, от «Я тебе живым пригожусь, я способен любого вывести из грязи в князи» и «За мной стоят OG Балласов, они-то тебя уроют» до стопроцентно бесполезного «Отпусти меня, я не умею плавать!» (тем лучше для преступника — теперь он знает, что под водой жертва точно умрёт).
  • Postal-2. Просто Постал Второй.
    • Просто-шмросто. Лексикон-то у жертв какой?
  • Dead Space 3 — герои неоднократно в ходе событий игры говорят антагонисту что то вроде «Нет, ты же их всех убьешь» или «О нет, ты же уничтожишь все человечество!» Несомненно, лидер апокалиптической деструктивной религиозной организации, перед этим читавший проповеди о том, что человечество зашло в тупик и должно уступить место чему-то более грандиозному, прислушается к этим речам и сразу же передумает.
  • Assassin's Creed II — знаменитое «Не убивай меня — я красивааааааяяяяяяя!». И это действительно срабатывает, правда, в основном потому, что так кричат перепуганные горожанки, которых Эцио и так не собирался убивать.

Реальная жизнь[править]

  • На самом деле, многие психологи и эксперты-криминалисты советуют при попадании в плен к маньяку или террористу пытаться сделать так, чтобы он увидел в вас именно человека и личность. Как правило, такой преступник в жертве видит некий образ, символ, который нужно насиловать (мстить, убить, издеваться) в зависимости от мотива преступления. Были случаи, когда преступник отпускал свою жертву, увидев что лично ей, собственно, мстить не за что. Другое дело, что и в этом случае следует пытаться спокойно (насколько это возможно в данной ситуации) разговорить преступника, а мольбы почти всегда бесполезны, если не вредны. Правда данный совет не действует (практически) если преступление совершается с меркантильной целью, то есть ради получения наследства, сокрытия тайны, устранения конкурентов, привлечения внимания и т. п.
  • С прикрученным фитильком, но всё же… На Дальнем Востоке на случай встречи с амурским тигром существует немало устных и письменных инструкций, но суть их в общем сводится к тому, что если лесной хозяин пожелает проявить слишком активное любопытство к двуногому гостю, то наихудшим вариантом поведения в этом случае будет паника: громкие крики (не важно, из-за чего: пытались напугать, или просто сами испугались), попытки убежать и прочие проявления страха гарантируют рост проблем от этой встречи куда больше, чем даже вообще ничего не делать. А что делать-то? Внезапно, разговаривать с ним! И вот тут наш троп, как ни странно очень кстати: ибо для полосатого слушателя, по понятным причинам, все эти ваши «Не ешь меня, дорогой Тигруша, я низкокалорийный» и «У меня дома четыре сыночка, лапочка-дочка, жена и тёща» всё равно будут просто «Бла бла бла» — главное, произносить это всё надо внятным, но не слишком громким голосом, равномерно, успокаивающе… и при этом не торопясь, не поворачиваясь спиной и не глядя зверю прямо в глаза (ибо он поймёт по-своему), пятиться назад. В одном из случаев грибник, к примеру, читал юному «амбе» стихи Пушкина. Тот, правда, шёл за ним довольно долго (стихи понравились молодой=любопытный), но всё равно через время потерял интерес и отстал.
    • И да, в случае, когда с вами уже начали… кхм, знакомиться через «тактильные ощущения», то кричать инструкции тоже категорически не советуют. Цитирую: «Если бы хотел съесть, уже бы убил, так что лежи и молчи или хотя бы не кричи… А то хирургу больше работы будет».
      • А может, в таком случае полосатого шокером? Мышц намного больше, чем у человека, поэтому и сокращения намного травматичнее. Если уже драться полез, тогда понятно, что никакая реакция не поможет, ну разве что ты какой-нибудь спейсмарин. А вот если просто не спеша на вкус пробует? Пусть очнётся через часик с мыслью, что эти двуногие ужасно невкусные. Это правильная мысль, её прививать надо.
        • Мысль безусловно, правильная. Но, во-первых, не спеша на вкус пробует … хм, в данном случае будет означать сначала медленное, но ускоряющееся приближение, завершающееся стремительным броском и серией быстрых укусов с последующим отходом и оценкой результатов (ну или как-то так; посмотрите на играющих с мышкой котят и поймёте); во-вторых, упоминания, что иногда (иногда!) в таких случаях помогал большой охотничий нож, в книгах встречаются… а вот про шокер как-то нигде не встречается. Что как бы немножко намекает… Или не намекает, а просто электрошокер в кармане при встрече с тигром в принципе крайне редко встречается ввиду безусловного преимущества стрелкового оружия в условиях тайги.