Слить моральную дилемму: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
{{q|Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу.|[[HPMOR|Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»]]}}
{{q|Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу.|[[HPMOR|Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»]]}}


Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт [[моральный выбор]]. Да чего уж там, настоящий [[садистский выбор]]. Стать [[Диссидент-перебежчик|диссидентом-перебежчиком]] и совершить предательство ради идеи, или сохранять [[верность до конца]] и быть [[Злодей по должности|злодеем по должности]]? [[Некроромантика|Воскресить мёртвую возлюбленную]] с помощью [[Чернокнижие|чернокнижия]], поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону [[Тоталитарный миротворец|тоталитарного миротворца]] и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной [[Умирающая империя|умирающей империи]] на неопределённое число десятков лет, или поддержать [[Благонамеренный экстремист|благонамеренного экстремиста]] и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в [[онгоинг]]е — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается [[Благая злодейская идеология|красивыми лозунгами]]. Воскрешённые некромантией всегда [[Вернулся не таким|возвращаются не такими]]. Согласно плану благонамеренного экстремиста на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной.
Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт [[моральный выбор]]. Да чего уж там, настоящий [[садистский выбор]]. Стать [[Диссидент-перебежчик|диссидентом-перебежчиком]] и совершить предательство ради идеи, или сохранять [[верность до конца]] и быть [[Злодей по должности|злодеем по должности]]? [[Некроромантика|Воскресить мёртвую возлюбленную]] с помощью [[Чернокнижие|чернокнижия]], поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону [[Тоталитарный миротворец|тоталитарного миротворца]] и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной [[Умирающая империя|умирающей империи]] на неопределённое число десятков лет, или поддержать [[Благонамеренный экстремист|благонамеренного экстремиста]] и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в [[онгоинг]]е — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается [[Благая злодейская идеология|красивыми лозунгами]]. Воскрешённые некромантией всегда [[Вернулся не таким|возвращаются не такими]]. План благонамеренного экстремиста неизбежно вёл к тому, что на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной.


''Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это [[моральная подстава]]. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но обоснованно ступил и сделал неправильный выбор, то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.''
''Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это [[моральная подстава]]. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но реалистично и с [[обоснование]]м протупил и сделал неправильный выбор — то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.''


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
* «[[Chronicles of Narnia|Хроники Нарнии]]»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она [[Что бы такого сделать плохого|зачем-то]] предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что [[Полное чудовище|такое существо]] просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась.
** Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась. Кроме того, ведьме плевать, выберется девочка или нет — ведьме за чем-то важным ([[Фанатский обоснуй|связанным с ее злой магией?]]) нужно, чтобы Дигори фактически отказался от Полли (предал Полли), вне зависимости от того, что там потом будет на практике с девочкой. Ведьма не столько подстраивала пакость девочке, сколько занималась «обработкой» Дигори. Спустя много (по людским меркам) времени, во втором эпизоде, она будет похожим образом «обрабатывать» Эдмунда Пэвенси… вот только при этом будет обращаться с ним уж настолько «как с отбросом», что итоговый выбор Эдмунда почти очевиден (нафиг эту злую колдунью! [[Уленшпигель|Обещай она мне в сто раз больше унижений, мучений, страха и тоски — я и то с ней не останусь!]]), и у автора опять-таки получился троп.
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]»: «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
* «[[Dresden Files|Досье Дрездена]]»: «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «я не разрушаю этот мир, а спасаю его»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».
** В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «я не разрушаю этот мир, а спасаю его»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».

Версия 21:25, 2 апреля 2023

« Вы читали множество историй, в которых есть две стороны с различными моралями, но где нет такой вещи, как моральный конфликт. Почти всегда ясно, что автор думает о том, на какой стороне вы должны быть. «Властелин колец» не спрашивает, мог бы Саруман в итоге развить промышленность. «Атлант расправил плечи» не приглашает вас задуматься вместе с автором, является ли капитализм хорошей идеей или был ли путь Джона Галта единственно правильным; вместо этого каждый, кто идет возражать против капитализма, был изображен как слабый, презренный человек со склонностью к криминалу. »
— Э. Юдковский, «Краткое руководство по умным персонажам»

Представьте себе сюжет, в котором перед героем встаёт моральный выбор. Да чего уж там, настоящий садистский выбор. Стать диссидентом-перебежчиком и совершить предательство ради идеи, или сохранять верность до конца и быть злодеем по должности? Воскресить мёртвую возлюбленную с помощью чернокнижия, поставив себя и её по ту сторону закона и морали, или оставить её в могиле? Встать на сторону тоталитарного миротворца и продлить агонию прогнившей, коррумпированной и авторитарной, но стабильной и относительно комфортной умирающей империи на неопределённое число десятков лет, или поддержать благонамеренного экстремиста и разрушить её ради неопределённой надежды на то, чтобы построить на её обломках нечто более достойное? Вы вместе с героем мечетесь между вариантами, мучительно взвешиваете «за» и «против», если произведение в онгоинге — ещё и участвуете в холиварах на тему этого выбора. А в результате… Противоположная сторона в действительности намного хуже соратников героя, просто прикрывается красивыми лозунгами. Воскрешённые некромантией всегда возвращаются не такими. План благонамеренного экстремиста неизбежно вёл к тому, что на смену прогнившей империи придёт тоталитарная тирания с массовыми пытками, культом Вождя и ежедневным профилактическим расстрелом соседей и бродячих собак. Короче говоря, выбора-то у героя и нет, например, потому, что один вариант очевидно и объективно хуже другого. Или потому, что обстоятельства выбрали за героя. Или потому, что дилемма в свете дальнейших событий сюжета оказалась вообще несущественной.

Важно! Сюда относятся только ситуации, при которых герой знает о последствиях выбора заранее. Если уже после выбора внезапно оказывается, что герой был неправ и сделал сильно хуже, чем ожидал, то это моральная подстава. Если герой мог спрогнозировать ситуацию и понять, какой из вариантов хуже, но реалистично и с обоснованием протупил и сделал неправильный выбор — то это доброкачественная и ни разу не слитая моральная дилемма.

Примеры

Литература

  • «Хроники Нарнии»: пример намеренно слитой автором моральной дилеммы в «Племяннике чародея». Белая Колдунья предлагает Дигори взять волшебное яблоко, чтобы излечить его маму, и он колеблется — брать яблоки для себя запретил Аслан. Но затем она зачем-то предлагает ему бросить в Нарнии Полли, и он с негодованием отказывается от всех её предложений, решив, что такое существо просто не может предложить что-либо хорошее. При том, что «бросить» Полли фактически невозможно — у нее есть свое волшебное кольцо для путешествий между мирами, так что выберется.
    • Ну не совсем «зачем-то», просто девочке ведьма с самого первого появления не понравилась. Кроме того, ведьме плевать, выберется девочка или нет — ведьме за чем-то важным (связанным с ее злой магией?) нужно, чтобы Дигори фактически отказался от Полли (предал Полли), вне зависимости от того, что там потом будет на практике с девочкой. Ведьма не столько подстраивала пакость девочке, сколько занималась «обработкой» Дигори. Спустя много (по людским меркам) времени, во втором эпизоде, она будет похожим образом «обрабатывать» Эдмунда Пэвенси… вот только при этом будет обращаться с ним уж настолько «как с отбросом», что итоговый выбор Эдмунда почти очевиден (нафиг эту злую колдунью! Обещай она мне в сто раз больше унижений, мучений, страха и тоски — я и то с ней не останусь!), и у автора опять-таки получился троп.
  • «Досье Дрездена»: «Барабаны зомби» и ситуация с Коулом. Некроманты, которых весь цикл клеймили как очень злых ребят, оказывается, могут делать хорошие дела и помогать людям с помощью своей силы, более того, один из них, вроде как, собирается дать человечеству бессмертие… Ой, да ладно, ему для этого нужно уничтожить Чикаго со всеми его жителями, проехали.
    • В ту же степь: Дрездену на тот момент уже дважды встречались товарищи, всерьёз собиравшиеся устроить апокалипсис (конкретно, ледниковый период и супер-пандемию) и при этом разливавшиеся соловьём на тему «я не разрушаю этот мир, а спасаю его»; ритуал породит, ни много ни мало, бога некромантии; обещание дать бессмертие людям — лишь слова Коула, причём сказанные не лично Гарри, а собственной идеалистке-ученице (которая одна и пытается спасать жизни некромантией), Дрездену же он втирал «всё равно кто-то станет некробогом, а я лишь меньшее зло»; кто-то из некромантов явно спелся с вампирами, пообещав им уничтожить людских магов после обожествления; наконец, сильно маловероятно, что бессмертие всем даром вообще возможно даже с такой силой. Там и дилеммы особо-то не было, слишком много «красных флагов».
  • Отблески Этерны — продолжать ли оставаться на стороне друга, который стал правителем-тираном или возглавить восстание против него? Пока Робер колебался с моральной дилеммой, друг сам убился об лошадку. Впрочем, Робер в то время уже начинал готовить почву для второго варианта.
  • Пол Андерсон, «Патруль времени»: что же делать сотруднику Патруля времени — позволить товарищу спасти любимую, погибшую во время Второй Мировой войны, и рискнуть возникновением временного парадокса, или пожертвовать девушкой, но выполнить долг патрульного и сохранить историю как есть? В критический момент появляется Бог из машины в лице пришельца из будущего и сообщает, что парадокс уже существует: девушка одновременно погибла и не погибла, так что спасти её — это как раз устранить парадокс.
  • «Тайна кораллового рифа» Р. Л. Стайна — дядя Билли Дипа, учёный-океанограф, ловит живую русалку по заказу морского зоопарка, посулившего награду в один миллион долларов. Дядя вовсе не злодей-прагматик, не безумный и не неэтичный учёный — деньги нужны ему на исследования; и тем не менее, ради науки он не считает возможным отпустить такое чудо на свободу, несмотря на то, что по сути русалка является разумным, страдающим, человеческим (!) существом. Билли пытается освободить русалку сам, но все его попытки проваливаются. По-человечески прав Билли, с точки зрения науки — его дядя. Этическую дилемму разрешают бандиты, похитившие русалку.
  • «Этические уравнения» Мюррея Лейнстера (в данном случае это не баг, а фича, смысл серии именно в решении этических проблем научно-техническими средствами; другое дело, что реализация подкачала и автору приходится подыгрывать героям).
    • Маленький космический корабль землян (не умеющих пока в межзвёздные перелёты), обнаруживает за орбитой Плутона огромный военный инопланетный корабль. Первый контакт, сложности взаимопонимания, взвешивание рисков, сложная дипломатия? Нет — корабль в спящем режиме, и земные инженеры легко разбираются, как отключить температурные датчики, запускающие процесс пробуждения при приближении к звезде.
    • Превосходящая земные возможности техника пришельцев — красть, пытаться купить или отнять силой? Нет, земляне легко копируют большую часть оборудования, в том числе сверхмощные, но очень простые и компактные двигатели, открывающие путь к звёздам, даже не разбудив мирно спящий экипаж.
    • Что делать с кораблём — отпустить с миром, реквизировать в состав флота Земли, или хотя бы разобрать на металлолом? Нет, корабль изготовлен из необычных изотопов, которые при температуре хоть немного выше абсолютного нуля при контакте с земными веществами аннигилируют, так что единственное возможно решение — заправить его и запустить на автопилоте куда подальше, чтобы не устроить большой ба-бах в Солнечной системе.
  • Гарри Поттер — этично ли скрывать существование магии от немагического населения, не брезгуя для этого вмешательством в людскую память и лишая мир буквально чудесных решений множества проблем? А если страх магов перед немагами обоснован, то так ли уж неправы те из них, кто требуют дать немагам окорот и обеспечить магам свободу и достойное их способностей положение? Чтобы не пришлось отвечать на эти неудобные вопросы, движение в защиту прав магов сведено к примитивному нацизму и целиком отдано на откуп наглухо отбитому чернокнижнику с кликой таких же звероподобных прихвостней, сочувствовать которым решительно невозможно.
  • «Потерянные звёзды» Клаудии Грей, книга по вселенной «Звёздных войн». Офицер Империи Сиена Ри узнаёт, что её возлюбленный, Тейн Кайрелл, перешёл на сторону повстанцев. Она разрывается между любовью и преданностью режиму… но автор раз за разом кидает её в ситуации, в которых показывает, насколько Империя плохая и не заслуживает этой преданности. В итоге Сиена остаётся на службе Империи только по причине совсем уж гипертрофированного чувства долга. Что характерно, Тейну (и читателям вместе с ним) наоборот, всеми силами показывают, какой Альянс Повстанцев хороший.
  • Анника Тор, тетралогия про Стефанию и Нелли Штайнер — в последней книге Стефания разрывается между желанием увидеть отца и поехать с ним в далекую Америку и желанием остаться в ставшей привычной Швеции с возлюбленным Свеном. А в итоге Свен за кадром просто тихо сливается, внезапно оказавшись козлом и бросив Стефани.

Кино

  • «Зимний солдат»: оправдан ли тотальный контроль над обществом ради борьбы с преступностью? Этого мы никогда не узнаем, так как «Щит» и его воздушные крейсера, которые должны были им заняться, оказались в руках «Гидры», которая явно не будет их использовать во благо.
    • Абсолютно аналогичная моральная дилемма с аналогичным же сливом разыграна и в фильме «007: СПЕКТР».
    • «Гражданская война»: оправдан ли тотальный контроль за всеми «продвинутыми» или можно рискнуть общественной безопасностью ради большей свободы? Да пофигу: после взрыва в Вене главное поймать Баки Барнса.
      • ОК, выяснилось, что Барнса подставили. Но тем не менее — он тренированный убийца с кодами в голове, превращающими его в бездумную киллер-машину. Сдать его властям или положиться на добрую волю Роджерса и вакандскую медицину? Да пофигу, он убил родителей Тони.
  • «Пятый элемент»: Лилу отказывается исполнять свой долг, обрекая на гибель всю вселенную, потому что люди, видите ли, много воевали, и это плохо, пнятненько? Но вместо того, чтобы помочь ей перерасти этот юношеский идиотизмеализм и осознать, что она, чёрт побери, такое несёт, Брюс Уиллис просто покупает спасение Земли за свои красивые глазки и обещание траха, потому что чего им, бабам, что-то объяснять.
    • Ну вообще он делает всё сразу. Да и режиссёр прямо горит, что Пятый Элемент — это любовь, хоть Лилу это и отрицает.
  • «Чудо-женщина»: Очень похожий случай — у нас снова спасительница мира с подростковым максимализмом: «Раз люди так много воюют, значит их заставляет Арес! А Арес — вот этот генерал, он плохой, больше некому! Ой, после убийства генерала люди не перестали воевать — ну, значит они плохие, и пускай все подыхают! Ой, оказывается, генерал был не Арес, вот Арес — значит, убью его и точно всё станет хорошо!» И, ЧСХ, люди действительно тут же перестают воевать, и Диана так и остаётся в своём блаженном неведении, поскольку единственный, кто мог бы её вразумить, махнул рукой и побежал героически жертвовать собой ради спасения мира, потому что чего им, бабам, что-то объяснять, дубль 2.
  • «Тайна семи сестер» — вот было бы интересно, если бы «лишних» детей действительно просто отправляли в анабиоз, а «героини» действительно бы объедали нуждающихся. Но нет, вся проблема в злобной власти, которая вместо анабиоза сплавляет лишних детей в крематорий. Все просто, власть свергнуть, ограничение рождаемости отменить. А потом, видимо, колонизировать Марс и выращивать экологически чистые продукты.
  • «Элигент» — окей, весь эксперимент с Чикаго был затеян для того, чтобы из генетически «повреждённых» людей снова вывести «чистых». Но нам ни единого раза не показывают, чем же эти повреждённые/чистые настолько отличаются друг от друга, чтобы был какой-то смысл городить в мире постапокалипсиса дорогостоящий эксперимент с многочисленными человеческими жертвами. «Нужно принимать людей, неважно Чистые они или Повреждённые», говорит нам героиня и ты смотришь на неё как на Кэпа — потому что они вообще ничем не отличаются.

Телесериалы

  • «Звёздные врата: Первый отряд»: серия 8.07: Тил’к просто хочет жить по-человечески и имеет на то все права. С другой стороны, он объективно не приспособлен к свободной жизни в обществе Тау’ри. Дилемма? Дилемма. Моральная? Моральная. Как разрешилось? Вмешался Трест, его обвинили во всём, и Тил’к по собственной воли вернулся в казармы базы Звёздных врат. Ну и к чему было нагнетать?
  • «Декстер», второй сезон — Декстер не знает, что делать с Доаксом и Лайлой: они никого не убивали, поэтому убить их не позволяет кодекс, но оба очень сильно мешают Декстеру жить (Ягами Лайт безо всяких колебаний отправил бы их обоих к праотцам, но ведь здесь у нас порядочный вигилант, как можно). А пускай Лайла убьет Доакса, таким образом станет убийцей и Декстер сможет её убить с чистой совестью!
  • «Кровавая Гонка» — у главного героя после гонки жизнь явно наладилась: он суперзвезда, обожаем полчищами фанатов, предвкушает великое будущее. Ещё и крови вкусил большим глотком… Короче, уверенно сворачивает налево кругом. Как его уломать и сделать прежним? Фанаты, которые сегодня боготворят кумиров, а завтра — натурально спускают их в мясорубку, подтолкнут Артура в требуемую сторону! С Кристофером, который уговаривает напарника оставить безнадёжную борьбу и удариться в бега, дилемма решается ещё проще. Он — злющий «синт»-подделка и нарочно ссорит Артура с Грейс, за что и получает острием в пузо.
  • «Судьба: Сага Винкс» от Netflix — зритель на протяжении всего первого сезона ждёт встречи Блум с Розалинд, могущественной феей, которая является единственной связью Блум с её прошлым. Директриса Алфеи Фара, которая для Блум тоже немало сделала, этой встречи потенциально боится, и к середине сезона зрителя подводят к мысли, что скорее потому, что у Фары самой рыльце в пушку, поскольку она участвовала в зачистке города, где родилась Блум. В итоге Блум пробуждает Розалинд ото сна, и та обещает сделать Блум невероятно сильной, но как же школа, как же друзья? Да никак, Розалинд просто не дотерпела и где-то через пятнадцать минут экранного времени оказалась чуть ли не фашисткой от мира фей, так что Блум ничего выбирать не пришлось, и она быстренько вернулась к своим, и это она ещё не знает, что в её отсутствие Розалинд убила Фару. А участие Фары в военном преступлении? Да ошибочка вышла, а Блум в тот город просто подкинули, так что никто из её близких не пострадал.

Мультсериалы

  • Dragon Prince — люди идут воевать в Зедию, а ведет их — предатель Вирен, управляемый Ааравосом, и главным героям придется столкнуться с армией… А потом Вирен превращает армию в безмозглых чудовищ.
  • Харли Квинн — Джокер потерял память, после чего нашёл свою любовь и стал любящим мужем и отцом. Нужно вернуть ему память, чтобы он нашёл книгу сказок, в которой заточены супергерои из «Лиги справедливости», но тогда в лучшем случае Джокер бросит новую семью, в худшем — просто убьёт? Нет, он останется любящим мужем и отцом, а в свободное время будет грабить и убивать, потому что это весело.

Аниме и манга

  • «Death Note». Оправдан ли подход Лайта по уменьшению преступности и искоренению войн? Ведь в итоге он достигает большинства своих целей перед смертью. Но автор специально изображает Киру полным чудовищем, хотя и не без харизмы, чтобы симпатии зрителей остались на стороне Л и Ниа. Почти все, кто переходит на сторону Киры — или погибают от его же рук, или становятся такими же полными чудовищами, или оказывается, что они изначально ими и были.
  • Shingeki no Kyojin — конфликт «йегеристы против всех остальных». Посмотришь, как беспомощно трепыхаются обитатели Парадиза, делая робкие шаги во внешний мир и судорожно пытаясь предотвратить большую войну через поиск ненадёжных союзников, да и задумаешься поневоле: может, Эрен всё правильно делает? Не теряет времени впустую, а бьёт врагов-шовинистов в их же логове, серьёзно проредив командную верхушку и попутно усилив себя очередным съеденным шифтером? У Зика опять же есть какой-то хитрый план, как сделать элдийцам и всему миру хорошо… А что за план? Упс! Всем перечисленным станет «хорошо», когда Зик отберёт у элдийцев способность плодиться и размножаться, чтобы они тихо вымерли за неполное столетие. Неужто Эрен согласится на такое? Нет — у него изначально был свой план! А что за план? Ой, мать! Эрен намеревается «убить всех человеков», не дающих нормально жить его народу! То есть, братья Йегеры друг друга стоят и при кардинально отличающихся взглядах предлагают миру одно и то же — геноцид. Либо продолжительный и безболезненный для элдийцев, либо скоротечный и беспощадный для ВСЕХ, кроме населения Парадиза.
  • Blue Gender: могла бы выйти драма о главгерое — наивном идеалисте, который хочет спасти всех, кто остался в постапокалиптическом мире — и военном правительстве на орбите, которое тоже хотело бы спасти всех, но не может. Могла бы, кабы оное правительство не оказалось циничным ради цинизма и пинания собак.

Видеоигры

  • «Ведьмак 3» — Ситуация с Детлаффом в «Крови и вине». Пока в деле фигурировали чисто личные разборки, можно было о чем-то говорить. Но когда он из-за личной обиды напустил орды вампиров на город… Кроме того, единственную хорошую концовку можно получить, только если спасти Сианну, а Детлафф в таком случае сам нападает на ведьмака и у того не остается выбора, кроме как отбиваться.
    • Гаэтану в «Играх кошек и волков» прибавило бы неоднозначности, если бы он расчетливо и холодно убил конкретно тех, кто пытался его обмануть и зарезать, а не впал в психоз и вырезал всю деревню, да еще и не в первый раз.
  • Detroit: Become Human — не то, чтобы слили, но сильно подсластили. В какой-то момент помощница, Хлоя, говорит игроку, что стала девиантом и просит отпустить её. Можно отпустить и остаться без милой девицы в меню, а можно в ответ приказать ей отформатироваться и продолжать наслаждаться общением с ней. Однако, если вы отпустите Хлою, то по сюжету игры вам сразу же предоставят аналогичную. Так что игрок совершенно ничем не жертвует.
  • Life is Strange 2 — две главные проблемы, из-за которых Шон наломал дров, продолжая убегать и наматывать себе срок — то, что Даниэля отдадут в неизвестную приемную семью и особенно то, что его запрячут куда-нибудь из-за его способностей, в финале благополучно забываются. Хотя, может быть, они изначально существовали только в голове Шона.
  • Elden Ring позволяет игроку принести миру спасение через уничтожение (как и Dark Souls 3, например). И мы даже встречаем главного пророка Яростного Пламени, который пытается убедить нас это сделать. Только вот сначала он представляется по имени (заработав репутацию самого злого человека в мире), затем признаётся что захватил чужое тело, говорит, что мы собираемся принести в жертву Мелину, хотя об этом раньше не было ни слова, а под конец монолога срывается на мантру «ПУСТЬ МИР ПОГЛОТИТ ХАОС!!!» как будто сбежал из психушки вархаммера. Как будто разработчики испугались, что кто-то действительно последует долбаному гайду Шабрири, потому что открытие концовки Яростного Пламени блокирует любые другие и отменяется тоже по гайду.