Типа я Тарантино: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 93: Строка 93:
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* В той или иной степени — многие аниме от студии Shaft и её главного режиссёра Акиюки Симбо (имя которого, справедливости ради, на что только уже не лепят). Но особенно выделяется серия [[Gatari Series|Monogatari]] с её психоделически-минималистичными задниками и фактическим отсутствием сюжета. Даже (не больно-то здесь нужное) насилие ввернули! Общий результат получился крайне специфическим, хотя многим нравится.
* В той или иной степени — многие аниме от студии Shaft и её главного режиссёра Акиюки Симбо (имя которого, справедливости ради, на что только уже не лепят). Но особенно выделяется серия [[Gatari Series|Monogatari]] с её психоделически-минималистичными задниками и фактическим отсутствием сюжета. Даже (не больно-то здесь нужное) насилие ввернули! Общий результат получился крайне специфическим, хотя многим нравится.
* Творчество Нариты Рего ("Baccano!" и "Durarara!!"). Нехронологичное повестовование с разных точек зрения, черная комедия, местами переходящая в абсурд, криминал, куча колоритных персонажей и довольно много жестоких сцен. В последнем даже русская мафия есть!
* Творчество Нариты Рего («Baccano!» и «Durarara!!»). Нехронологичное повестовование с разных точек зрения, черная комедия, местами переходящая в абсурд, криминал, куча колоритных персонажей и довольно много жестоких сцен. В последнем даже русская мафия есть!
* Akudama Drive — создатели сами признавались, что снимали киберпанк по-тарантиновски.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===

Версия 02:36, 9 ноября 2023

Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« В общем если у Харриса доктор Лектер это высокая кухня, рисунки, классическая музыка, красивые женщины и расчленёнка, то у Полякова доктор Ахтин — пельмени, рисунки, бабы за сорок и расчленёнка. »
— Благодарный читатель

В чём особенность режиссёрского стиля Квентина нашего Тарантино? В первую очередь это, конечно, неповторимые диалоги, но у него хватает и других фирменных «фишек»: разделение историй на главы, игры с хронологическим порядком событий, лихой постмодернизм, эстетично показанное кровавое насилие, женские ступни… Неудивительно, что феноменальный успех Тарантино вызывает у других киноделов желание снимать кино так же и с тем же результатом. Это привело к возникновению явления «Типа я Тарантино», когда режиссёр осознанно нагружает фильм большим количеством диалогов «ни о чём» и вворачивает другие тарантиновские приёмы — вот только подобные попытки редко оборачиваются успехом, так как в большинстве случаев режиссёры-последователи далеко не так талантливы, как сам Квентин.

Как быть типа Тарантино

Или, точнее, как снимать, чтобы все сравнивали тебя с Тарантино:

  • Жанр — криминальный и/или чёрная комедия. Пусть герои будут бандитами, наёмными убийцами, в крайнем случае жестокими мстителями. И обязательно с приставкой анти-.
  • Больше кровавого насилия, но показанного эстетично и/или с иронией, как бы не всерьёз, несмотря на литры крови.
  • Внезапность этого самого насилия — персонажи могут спокойно разговаривать о чём-либо, как вдруг кто-то хватается за оружие и начинается мясо.
  • Больше цинизма, иронии, ёрничанья. Немного абсурдного юмора не помешает. Отвлечённые диалоги или монологи посреди перестрелки о чём-нибудь вообще не связанном с происходящим — идеально.
  • Оммажи, отсылки, цитаты, да вообще наглое копирование сцен — но из старых фильмов, которые публика не помнит, а критики узнаванию только порадуются.
  • Дофига персонажей, причём умереть может каждый. Благо, сюжетных линий и без выбывших хватит.
  • Не заказывай саундтрек композитору — вставь модную неформальную музыку из своей юности. И пусть играет прямо в кадре.

Стоит отметить, что реальный Тарантино от этих авторских штампов отходил чаще, чем люди помнят. Просто его помнят именно за них, и именно это у него копируют.

Примеры

Литература

  • Творчество шотландского писателя-фантаста Иэна М. Бэнкса — особый случай применения тарантиновских фишек в некинематографическом виде искусства, а именно в литературе. Что не так уж и сложно, учитывая, что фундамент тарантиновского стиля — это прежде всего оригинальный способ построения сценария, а сценарий — та же литература. К слову, критики так и называли Бэнкса — «Тарантино от литературы». Трудно сказать, подражал ли писатель очкастому киногению намеренно или бессознательно, но в иных случаях получалось весьма достойно. Например, роман «Выбор оружия», в котором очень талантливо обыграна тарантиновская фишка нарушения хронологии изображения событий[1][2].

Кино

Отечественные фильмы

  • «Игла» Рашида Нугманова. Примечательна не только игрой советских рок-идолов Цоя и Мамонова, но и тем, что снята, когда Тарантино ещё только писал сценарии и не был известен в СССР. Поэтому намеренной тягучестью и абсурдом фильм пародирует главных советских режиссеров артхауза: Сергея Соловьева, Тарковского и Сокурова (а это другой троп).
  • Дилогия «Мама, не горюй!», от создателя «Пленников удачи». Попытка стилизовать манеру Квентина Тарантино на русской почве. Это не СПГС: так свой замысел подаёт сам режиссёр Максим Пежемский. Впрочем, первый фильм действительно этому тропу вполне себе соответствует.
  • Меньше повезло другому полузабытому фильму Мурзенко: «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998). Скорее всего, из-за очень меланхоличной атмосферы питерского декаданса. Чего стоит финал, где мексиканская ничья застывает с ракурсами как из артхаузного кино...
  • «Русским Тарантино» чаще всего называли Алексея Балабанова. Чаще всего — те, кто видел у него только «Брата 1-2» и «Жмурки» и не подозревает про остальное (да, вообще-то основной жанр Алексея Октябриновича — социальная драма).
    • Впрочем, «Жмурки» — действительно явный и неприкрытый закос под стиль Тарантино (конкретно похоже на «Криминальное чтиво»). Получилось, кстати, на удивление неплохо. За счёт артистов, а не сценария.
    • Ну а сцена раздачи оружия в автомобиле — абсолютно узнаваемая отсылка к «Большому кушу» («Snatch») Гая Ричи.
  • «Сматывай удочки» Олега Степченко. В частности: автомеханик-маньяк в исполнении великолепного Алексея Жаркова, треш, странные диалоги. До кучи даже позвали Майкла Мэдсена, а розовый кадиллак Элвиса Пресли явная отсылка к «Настоящей любви». Вышло, впрочем, весьма посредственно, хотя комичный дуэт неудачливых гангстеров во многом вытягивает действие.
  • «Ночной продавец» — черная комедия положений. Простой парень попадает в ряд неурядиц и вынужден думать, как тайком вынести из магазина выпотрошенный труп. Отсылки к «От заката до рассвета», «Бумеру» и т.д. Атмосфера, впрочем, даже мрачнее, чем в «Бешеных псах».
  • Существует мнение, что с «Утомлёнными солнцем 2» Михалков хотел взять реванш над Тарантино в Канне. Получилось так плохо, что уже хорошо.
  • «Соловей-Разбойник» (2012, по сценарию Охлобыстина) — гротескно-клюквенная тарантиновщина с некоторой примесью анимешной стилистики. Вышло весьма достойно.
  • «Хардкор». Без вставных номеров «а-ля Тарантино», конечно, не обошлось.
  • Фильмы Светланы Басковой, в частности «Зелёный слоник». Множество диалогов там были импровизированными, благодаря чему получились натуральными и фильмы попросту растащили на цитаты (даже несмотря на то, что сами фильмы, мягко говоря, так себе).
  • Украинский низкокачественный трэш «Бесславные крепостные» — вестерн с самураями, ниндзя и Тарасом Шевченко. Да-да-да, спустя 15 лет кто-то таки догадался скопировать «Сукияки Вестерн Джанго».
  • Распиаренный «Красный призрак» — теперь тарантиновщина на Великой Отечественной войне. Посмотрим, будут ли это облизывать/ругать обзорщики.

Зарубежные фильмы

  • Гая Ричи часто называли «британским Тарантино», но всё же стоит признать, что его подход при пристальном рассмотрении сильно отличается от тарантиновского. В первую очередь — техникой построения сюжета, а также тем, что Ричи меньше тяготеет к кинематографичным приёмам, отсылкам и мета-юмору и больше — к какому-никакому реализму. Роднят их в основном тематика, чёрный юмор, демонстрация криминального мира без идеализации и любовь обсценной лесике.
    • Ранний Ричи — это будни простых лондонских гопников, без великосветского лоска и показной жестокости. Но вот в «Джентльменах»… да, это уже «Я Гай Ричи, но немного и типа Тарантино».
  • Роберта Родригеса тоже называли «мексиканским Тарантино» за любовь к стильному насилию, чёрному юмору и эстетике южных штатов. С американским Тарантино они дружат и нередко снимали вместе — Квентин сыграл у Роберта в «От заката до рассвета» и помог с «Городом грехов». Педаль в асфальт — авторство фильмов Родригеса часто приписывают Тарантино, и наоборот.
  • Мало кто уже помнит, что первые сценарии криминальных комедий Тарантино писал со сценаристом Роджером Эвери. Он сам попытался сделать пару фильмов в подобном духе: снял малоудачный «Убить Зои» и спустя много лет стал сценаристом несколько более удачного «Киллер по вызову».
  • «Малхолланд Драйв»: пример удачной «тарантиновщины» — сцена с горе-киллером, который вдобавок к своему «заказу» ненароком убивает ещё двоих людей и пылесос.
  • В фильме «Ярость в клетке» есть эпизодический персонаж Тони ТарантЕно. Это режиссер второсортной эротики, жирный и кудрявый урод, который задвигает про свои методы девушкам и отвечает за разрядку смехом. В полном соответствии со стилем Тарантино это лишь видимость: на самом же деле дам под разными предлогами отправляют со съемок в подставную тюрьму с секс-эксплуатацией, потому что это типичное кино жанра women in prison. И да, это все непреднамеренное совпадение, потому что фильм 1989 г., и Квентин Тарантино никому не известен[3].
  • «Мой кузен Винни» (1992) — многие диалоги комедийного фильма реализованы в стиле «а-ля Тарантино». Некоторые из них вышли удачными, некоторые же другие (например, диалог Винни и Лизы о кране в гостиничном номере) чувствуются балластом.
  • Рукопашный боевик «Бой до смерти» (1994), мельком, в качестве вставки — внезапный долгий рассказ криминального авторитета о своём покойном дедушке, тоже криминальном авторитете.
  • «Скорость» (1994) — Чарли Шин с красоткой-заложницей удирают от полиции в Мексику. Экшн, драйв и тонны сатиры на Америку 90-х с ее продажными СМИ: этакие комедийные «Прирожденные убийцы» на минималках. Может, не Тарантино, но похоже.
  • «Хладнокровный» (1995) — черная комедия про бухгалтера мафии с каменным лицом, которого повысили до киллера. Дело неожиданно пошло хорошо... Особенно влияние Тарантино видно в длинных малоосмысленных диалогах.
  • «Small Time» (1996) — под этим названием в этом году вышло аж два фильма в стиле тропа: 1. Про группу мелких британских гопников, которые решили ограбить магазин нью-эйдж и все пошло не по плану. 2. Про трех бездарных американских бандитов на удаленной хижине в лесу, которые соперничают за сумку и все пошло не по плану. Плюс тут еще и мистические мотивы про индейцев, явно взятые из «Мертвеца» Джармуша. Фильм малоизвестен, но удачен, и есть мнение, что «Кровавый четверг» слизан именно с него, а не с Тарантино.
  • «Два дня в долине» (1996). Четыре сюжетные линии криминальной комедии, которые развиваются и пересекаются на протяжении 48 часов. А еще тут есть такой же юмор и дебют Шарлиз Терон.
  • «Ромео + Джульетта» (1996) — перенос пьесы в реалии криминальных войн того времени с гротескной атмосферой девяностых.
  • «Тривиальное чтиво» (Plump Fiction, 1997). Провальная попытка пародии на «Криминальное чтиво», «Бешеных псов» и «Прирождённых убийц», тем не менее, верно подметившая многие характерные особенности фильмов.
  • «Братва» (1997) — британский фильм про трех друзей-гангстеров. Один решил завязать, и босс приказал его грохнуть. Действие дешевое, ограниченное и происходит за одну ночь, сильно напоминая перепев «Бешеных псов». А потом «Карты, деньги, два ствола». Который… выйдет через год.
  • «Кровавый четверг» (1998). Явно подражающая Тарантино комедия положений с криминальной интригой, матом и кучей трупов.
  • «Достучаться до небес» — немецкая криминальная трагикомедия. Парочка бандитов-недотёп в чёрных строгих костюмах — явная отсылка к парочке Винсент-Джулс («Криминальное чтиво»). Получилось очень хорошо — и в коммерческом, и в творческом плане. Именно этот фильм послужил началом для звёздной карьеры Тиля Швайгера.
  • «Белый медведь калибра 9 мм» (1998). Тарантиновщина уже лично от Тиля Швайгера! Проштрафившийся киллер влюбляется в проштрафившуюся перевозчицу. Публике нравится.
  • «Убивать надо вовремя» (1998): малобюджетный британский боевик про киллершу, которая должна разобраться с неэтичным заказчиком... Сюжет в одном гостиничном номере — есть, много черного юмора — есть, много не такой уж фоновой музыки — есть, параллельные сюжетные линии — есть... а еще есть куча оммажей на «Никита», «Бешеные псы», «Беги, Лола, беги», «Кровавый четверг», «Карты, деньги, два ствола».
  • «Святые из Бундока» (1999): религиозные братья-ирландцы решают избавить город от криминала. Насмешка над всем, от религии до голливудских штампов.
  • «Убивать надо вовремя» (1998): малобюджетный британский боевик про киллершу, которая должна разобраться с неэтичным заказчиком... Сюжет в одном гостиничном номере — есть, много черного юмора — есть, много не такой уж фоновой музыки — есть, параллельные сюжетные линии — есть... а еще есть куча оммажей на «Никита», «Бешеные псы», «Беги, Лола, беги», «Кровавый четверг», «Карты, деньги, два ствола»
  • В какой-то мере «Шестиструнный самурай» (1998). Хлесткие диалоги, юмор, ностальгия по прошлому, постмодернизм, обыгранные штампы боевиков, безумный экшн и надрывная драма в финале.
  • «Парни не плачут» (2000). Тарантино по-польски. Два задрота случайно вмешались в дела мафии и теперь крупно ей должны.
  • «Полный привод» (2002). Комедия о том, как крутой зек потерял лотерейный билет и помчался за ним со своим другом-придурком.
  • Криминальная комедия Мэттью Вона с заметным влиянием Гая Ричи «Слоеный торт» (2004). В принципе, ничего удивительного, если вспомнить, что именно Вон продюсировал первые фильмы Ричи.
    • «Пипец» и «Kingsman» Вона тоже выдают влияние Тарантино, особенно его «Убить Билла». Подбор музыки и кровавая атмосфера на уровне.
  • «Реальная любовь» (2004). Внезапно, но да. Эта рождественская мелодрама про воссоединение, по признанию режиссера, вдохновлена «Криминальным чтивом». Теперь понятно, почему в ней так много переплетающихся сюжетных линий и местами внезапный скабрезный эпатаж?
  • «Залечь на дно в Брюгге» — комедийные сцены с неполиткорректными матерящимися преступниками, как будто бы перекочевавшие из фильмов Тарантино или Гая Ричи, без переходов сменяются на жутко депрессивные и серьёзные.
  • Фильм «Однажды в Ирландии».
  • «Семь психопатов» (2012). Тоже явное подражание, но со своими особенностями, в том числе весьма трагичным финалом.
  • Фильмы литовского режиссера Эмилиса Веливиса, пытающегося стать литовским Гаем Ричи, а именно трилогия «Зеро» и «Занесло». Получается очень неровно.
  • «Конченная» (2017). В основной своей части. Сдобрено неонуаром, эклектичным миром и откровенно натужным сюжетом.
  • Испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа больше тянет в сторону Родригеза, но подделывается и под Тарантино, например, в эпизодах в «Печальной балладе для трубы». Самому Тарантино понравилось.
  • «Козырные тузы» (2006). Хотя от Гая Ричи взято, наверное, даже побольше. А к финалу и вовсе приходит к какой-то полицейской драме в духе А власти скрывают!
  • Bad Times at the El Royale — doing it fucking right! Фильм сделан с однозначным закосом под Тарантино (чего совершенно не стесняется), но не скатывается в подражание, а радует интересной и проработанной историей.
  • «Хроники ломбарда» (2012): три новеллы, объединенные ломбардом. Первая явно взята из «Карты, деньги, два ствола», а в третьей есть двойник Элвиса. Публике не понравилось.
  • «Я плюю на ваши могилы: Дежа вю» (2016—2019) — браво, Меир Зархи! Снять «малоодарённый, полулюбительский трэш-эксплуатейшен про изнасилование» (пополам со своеобразной тяжеловесной пародией на этот жанр)… именно в стиле «Типа я Тарантино» — это надо было ещё суметь! Ты, мистер Зархи, это сумел. Длиннющие диалоги злодеев (например, разговор Кевина и Скотти о большом городе и цветочном магазине) совершенно не нужны для немудрёной фабулы — но неплохо раскрывают характеры (ведь злодеям отдано гораздо больше метража и акцентов, чем двум «функциональным» главным героиням). А также, попутно, вольно или невольно слегка пародируется это самое «раскрытие характеров», как феномен.
  • «Драйвер на ночь». Подобрал как-то водитель лимузина эксцентричного миллионера и понеслась…
  • «Слишком поздно» (2015). Поделенный на части неонуар с нехронологической последовательностью.
  • «Перестрелка» (2016). Как выглядели бы «Бешеные псы», если бы были комедией.
  • «Все мои друзья мертвы».
  • «Быстрее пули» (2022). Кучка киллеров соперничает в поезде, потому что Дэвид Литч снял Брэда Пита в неоновой подделке под Гая Ричи. Публике что-то не зашло.
  • Все фильмы Савваса Д. Майкла — ультрадешевого британского подражателя Гая Ричи. Хоть какого-то внимания достоин только его последний фильм «Беспредельщики» (2021) — по сути, ремейк «Карты, деньги, два ствола» с любовной линией и про родных режиссеру греков. Даже Винни Джонс в роли коллектора есть.
  • Кокни против зомби - Типа я Гай Ричи про лондонскую гопоту, что решила по тихому взять банк, да вот только долбоёб - подельник, легавые и зомби внесли свои коррективы. Но банк пацаны все равно взяли.

Телесериалы

  • Следы подражания этому стилю можно найти в «Глухаре» Ильи Куликова.
    • В спиноффах — «Пятницкий» и «Карпов» — сделана ещё более явная попытка косплеить Тарантино. Получилось хуже.
  • «Игра Престолов», неоднократно избитый критиками момент с диалогом Тириона и Джейме о кузене Орсоне и жуках. С одной стороны — абсурдный диалог со смутным философским подтекстом, с другой — «На тебе!» в адрес Орсона Скотта Карда, который обругал сериал.
    • А еще до него сериал обыгрывал любимый Квентином «кадр из багажника» — именно так Тирион с Варисом показаны в третьем сезоне, когда они смотрят в ящик, в котором Варису привезли оскопившего его колдуна.
  • «Ведьмак» от Netflix'а. Особенно тот факт, что сюжет без никакого предупреждения сигает из настоящего в прошлое и обратно примерно раз в десять минут.

Аниме и манга

  • В той или иной степени — многие аниме от студии Shaft и её главного режиссёра Акиюки Симбо (имя которого, справедливости ради, на что только уже не лепят). Но особенно выделяется серия Monogatari с её психоделически-минималистичными задниками и фактическим отсутствием сюжета. Даже (не больно-то здесь нужное) насилие ввернули! Общий результат получился крайне специфическим, хотя многим нравится.
  • Творчество Нариты Рего («Baccano!» и «Durarara!!»). Нехронологичное повестовование с разных точек зрения, черная комедия, местами переходящая в абсурд, криминал, куча колоритных персонажей и довольно много жестоких сцен. В последнем даже русская мафия есть!
  • Akudama Drive — создатели сами признавались, что снимали киберпанк по-тарантиновски.

Видеоигры

  • Hotline Miami же! Нелинейное повествование, обилие насилия, мафия и даже альтернативная история. Разве что, тарантиновских диалогов нет.
  • This is the Police, обе части. Диалогов и монологов едва ли не больше, чем всего остального геймплея вместе взятого. Чёрный-пречёрный юмор – в ассортименте.
  • Если вам не понравилась вторая часть «Мама не горюй», не переживайте. Есть одноименный русский квест, у которого совершенно другой сценарий. Имеются закрученный нескучный сюжет, приятная рисовка, почти все герои оригинального фильма с оригинальными же голосами актеров, много уместно вставленной обсценной лексики и не только.

Музыка

  • Rammstein — «Du Hast». Клип намеренно снят в стилистике «Бешеных псов» Тарантино.
  • Мэрлин Мэнсон тоже такую стилистику не обошел стороной. По крайней мере клипы на Don't Chase the Dead и God gonna cut You down явно косят под этот стиль.

См. также

Примечания

  1. Нет, сказать не трудно, не подражал совсем. Ибо на момент выхода «Выбора оружия» (1990) Тарантино ещё не был «тем самым Квентином» с тем самым набором остро отточенных приёмов, всё-таки Бэнкс на девять лет старше Тарантино. А вот, следили ли очкастый киногений и бородатый гений от литературы за творчеством друг друга в дальнейшем и перенимали ли приёмы, или всё же «идеи носятся в воздухе», сказать действительно сложно. И у Бэнкса уже не спросишь.
  2. Сложный нелинейный сюжет с метаниями туда-сюда у Бэнкса был уже во «Вспомни о Флебе», его первом романе о Культуре (1987 год), а вне фантастики — так и, пожалуй, в «Осиной фабрике» (1984), первом его романе вообще.
  3. Собственно существовал совершенно реальный эротический режиссер из Италии Микеле Тарантини. Видимо, на него и пародия.