Типа я Тарантино: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{Вкусовщина}} {{Q|В общем если у Харриса доктор Лектер это высокая кухня, рисунки, классическая музыка, красивые женщины и расчленёнка, то у Полякова доктор Ахтин — пельмени, рисунки, бабы за сорок и расчленёнка. |Благодарный читатель}} {{Video|3gA3F3SOMho|}} В чём о...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкусовщина}}
{{Вкусовщина}}
{{Q|В общем если у Харриса доктор Лектер это высокая кухня, рисунки, классическая музыка, красивые женщины и расчленёнка, то у Полякова доктор Ахтин — пельмени, рисунки, бабы за сорок и расчленёнка. |Благодарный читатель}}
{{Q|В общем если у Харриса доктор Лектер это высокая кухня, рисунки, классическая музыка, красивые женщины и расчленёнка, то у Полякова доктор Ахтин — пельмени, рисунки, бабы за сорок и расчленёнка. |Благодарный читатель}}
{{Video|3gA3F3SOMho|}}
{{Video|3gA3F3SOMho|}}
В чём особенность режиссёрского стиля Квентина нашего Тарантино? В первую очередь это, конечно, неповторимые диалоги, но у него хватает и других фирменных «фишек»: разделение историй на главы, игры с хронологическим порядком событий, лихой [[постмодернизм]], эстетично показанное кровавое насилие, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|женские ступни]]… Неудивительно, что феноменальный успех Тарантино вызывает у других киноделов желание снимать кино так же и с тем же результатом. Это привело к возникновению явления «Типа я Тарантино», когда режиссёр осознанно нагружает фильм большим количеством диалогов «ни о чём» и вворачивает другие тарантиновские приёмы — вот только подобные попытки редко оборачиваются успехом, так как в большинстве случаев режиссёры-последователи далеко не так талантливы, как сам Квентин.
В чём особенность режиссёрского стиля Квентина нашего Тарантино? В первую очередь это, конечно, неповторимые диалоги, но у него хватает и других фирменных «фишек»: разделение историй на главы, игры с хронологическим порядком событий, лихой [[постмодернизм]], эстетично показанное кровавое насилие, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|женские ступни]]… Неудивительно, что феноменальный успех Тарантино вызывает у других киноделов желание снимать кино так же и с тем же результатом. Это привело к возникновению явления «Типа я Тарантино», когда режиссёр осознанно нагружает фильм большим количеством диалогов «ни о чём» и вворачивает другие тарантиновские приёмы — вот только подобные попытки редко оборачиваются успехом, так как в большинстве случаев режиссёры-последователи далеко не так талантливы, как сам Квентин.


== Как быть типа Тарантино ==
== Как быть типа Тарантино ==
Строка 8: Строка 8:
* Жанр — криминальный и/или чёрная комедия. Пусть герои будут бандитами, наёмными убийцами, в крайнем случае [[Вигилант|жестокими мстителями]]. И обязательно с приставкой [[Антигерой девяностых|анти-]].
* Жанр — криминальный и/или чёрная комедия. Пусть герои будут бандитами, наёмными убийцами, в крайнем случае [[Вигилант|жестокими мстителями]]. И обязательно с приставкой [[Антигерой девяностых|анти-]].
* Больше кровавого насилия, но показанного эстетично и/или с иронией, как бы не всерьёз, несмотря на литры крови.
* Больше кровавого насилия, но показанного эстетично и/или с иронией, как бы не всерьёз, несмотря на литры крови.
* Внезапность этого самого насилия — персонажи могут спокойно разговаривать о чём-либо, как вдруг кто-то хватается за оружие и начинается мясо.
* Больше цинизма, иронии, ёрничанья. Немного абсурдного юмора не помешает. Отвлечённые диалоги или монологи посреди перестрелки о чём-нибудь вообще не связанном с происходящим — идеально.
* Больше цинизма, иронии, ёрничанья. Немного абсурдного юмора не помешает. Отвлечённые диалоги или монологи посреди перестрелки о чём-нибудь вообще не связанном с происходящим — идеально.
* Оммажи, отсылки, цитаты, да вообще наглое копирование сцен — но из старых фильмов, которые публика не помнит, а критики узнаванию только порадуются.
* Оммажи, отсылки, цитаты, да вообще наглое копирование сцен — но из старых фильмов, которые публика не помнит, а критики узнаванию только порадуются.
Строка 18: Строка 17:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Творчество шотландского писателя-фантаста Иэна М. Бэнкса — особый случай применения тарантиновских фишек в некинематографическом виде искусства, а именно в литературе. Что не так уж и сложно, учитывая, что фундамент тарантиновского стиля — это прежде всего оригинальный способ построения сценария, а сценарий — та же литература. К слову, критики так и называли Бэнкса — «Тарантино от литературы». Трудно сказать, подражал ли писатель очкастому киногению намеренно или бессознательно, но в иных случаях получалось весьма достойно. Например, роман «Выбор оружия», в котором очень талантливо обыграна тарантиновская фишка [[Нелинейное повествование|нарушения хронологии изображения событий]]<ref>Нет, сказать не трудно, не подражал совсем. Ибо на момент выхода «Выбора оружия» (1990) Тарантино ещё не был «тем самым Квентином» с тем самым набором остро отточенных приёмов, всё-таки Бэнкс на девять лет старше Тарантино. А вот, следили ли очкастый киногений и бородатый гений от литературы за творчеством друг друга в дальнейшем и перенимали ли приёмы, или всё же «идеи носятся в воздухе», сказать действительно сложно. И у Бэнкса уже не спросишь.</ref><ref>Сложный нелинейный сюжет с метаниями туда-сюда у Бэнкса был уже во «Вспомни о Флебе», его первом романе о Культуре (1987 год), а вне фантастики — так и, пожалуй, в «Осиной фабрике» (1984), первом его романе вообще.</ref>.
* Творчество шотландского писателя-фантаста Иэна М. Бэнкса — особый случай применения тарантиновских фишек в некинематографическом виде искусства, а именно в литературе. Что не так уж и сложно, учитывая, что фундамент тарантиновского стиля — это прежде всего оригинальный способ построения сценария, а сценарий — та же литература. К слову, критики так и называли Бэнкса — «Тарантино от литературы». Трудно сказать, подражал ли писатель очкастому киногению намеренно или бессознательно, но в иных случаях получалось весьма достойно. Например, роман «Выбор оружия», в котором очень талантливо обыграна тарантиновская фишка [[Нелинейное повествование|нарушения хронологии изображения событий]]<ref>Нет, сказать не трудно, не подражал совсем. Ибо на момент выхода «Выбора оружия» (1990) Тарантино ещё не был «тем самым Квентином» с тем самым набором остро отточенных приёмов, всё-таки Бэнкс на девять лет старше Тарантино. А вот, следили ли очкастый киногений и бородатый гений от литературы за творчеством друг друга в дальнейшем и перенимали ли приёмы, или всё же «идеи носятся в воздухе», сказать действительно сложно. И у Бэнкса уже не спросишь.</ref><ref>Сложный нелинейный сюжет с метаниями туда-сюда у Бэнкса был уже во «Вспомни о Флебе», его первом романе о Культуре (1987 год), а вне фантастики — так и, пожалуй, в «Осиной фабрике» (1984), первом его романе вообще.</ref>.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 28: Строка 27:
* «Русским Тарантино» чаще всего называли Алексея Балабанова. Чаще всего — те, кто видел у него только «[[Брат]]а 1-2» и «[[Жмурки]]» и не подозревает про остальное (да, вообще-то основной жанр Алексея Октябриновича — социальная драма).
* «Русским Тарантино» чаще всего называли Алексея Балабанова. Чаще всего — те, кто видел у него только «[[Брат]]а 1-2» и «[[Жмурки]]» и не подозревает про остальное (да, вообще-то основной жанр Алексея Октябриновича — социальная драма).
** Впрочем, «[[Жмурки]]» — действительно явный и неприкрытый закос под стиль Тарантино (конкретно похоже на «Криминальное чтиво»). Получилось, кстати, на удивление неплохо. [[Воскресить труп|За счёт артистов, а не сценария]].
** Впрочем, «[[Жмурки]]» — действительно явный и неприкрытый закос под стиль Тарантино (конкретно похоже на «Криминальное чтиво»). Получилось, кстати, на удивление неплохо. [[Воскресить труп|За счёт артистов, а не сценария]].
** Ну а сцена раздачи оружия в автомобиле — абсолютно узнаваемая отсылка к «Большому кушу» («Snatch») Гая Ричи.
** Ну а сцена раздачи оружия в автомобиле — абсолютно узнаваемая отсылка к «Большому кушу» («Snatch») Гая Ричи.
* «Даже не думай!» и «Даже не думай 2: Тень независимости» — про трэшевые злоключения молодых раздолбаев, пытавшихся нагреть серьезных людей. «В этом фильме мог бы сниматься Леонардо Дикаприо» ©.
* «Сматывай удочки» Олега Степченко. В частности: автомеханик-маньяк в исполнении великолепного Алексея Жаркова, треш, странные диалоги. До кучи даже позвали Майкла Мэдсена, а розовый кадиллак Элвиса Пресли явная отсылка к «Настоящей любви». Вышло, впрочем, весьма посредственно, хотя комичный дуэт неудачливых гангстеров во многом вытягивает действие.
* «Сматывай удочки» Олега Степченко. В частности: автомеханик-маньяк в исполнении великолепного Алексея Жаркова, треш, странные диалоги. До кучи даже позвали Майкла Мэдсена, а розовый кадиллак Элвиса Пресли явная отсылка к «Настоящей любви». Вышло, впрочем, весьма посредственно, хотя комичный дуэт неудачливых гангстеров во многом вытягивает действие.
* «Взять Тарантину». Два богатых кочевника Калмыкии решили показать на свадьбе настолько новый фильм самого Тарантино, что он еще даже не в прокате. Два авантюриста пытаются весь телесезон купить или украсть диск с фильмом и в итоге получают его за так от самого Квенти. Странно, но в роли одного авантюриста Петр Федоров, точь-в-точь как в «Сматывай удочки».
* «Ночной продавец» — черная комедия положений. Простой парень попадает в ряд неурядиц и вынужден думать, как тайком вынести из магазина выпотрошенный труп. Отсылки к «От заката до рассвета», «Бумеру» и т.д. Атмосфера, впрочем, даже мрачнее, чем в «Бешеных псах».
* «Ночной продавец» — черная комедия положений. Простой парень попадает в ряд неурядиц и вынужден думать, как тайком вынести из магазина выпотрошенный труп. Отсылки к «От заката до рассвета», «Бумеру» и т.д. Атмосфера, впрочем, даже мрачнее, чем в «Бешеных псах».
* Существует [https://vz.ru/culture/2010/4/19/394414.html мнение], что с «Утомлёнными солнцем 2» Михалков хотел взять реванш над Тарантино в Канне. Получилось [[так плохо, что уже хорошо]].
* Существует [https://vz.ru/culture/2010/4/19/394414.html мнение], что с «Утомлёнными солнцем 2» Михалков хотел взять реванш над Тарантино в Канне. Получилось [[так плохо, что уже хорошо]].
* «[[Соловей-Разбойник]]» (2012, по сценарию Охлобыстина) — гротескно-клюквенная тарантиновщина с некоторой примесью анимешной стилистики. Вышло весьма достойно.
* «[[Соловей-Разбойник]]» (2012, по сценарию Охлобыстина) гротескно-клюквенная тарантиновщина с некоторой примесью анимешной стилистики. Вышло весьма достойно.
* «Хардкор». Без вставных номеров «а-ля Тарантино», конечно, не обошлось.
* «Хардкор». Без вставных номеров «а-ля Тарантино», конечно, не обошлось.
* Фильмы Светланы Басковой, в частности «[[Зелёный слоник]]». Множество диалогов там были импровизированными, благодаря чему получились натуральными и фильмы попросту [https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B1%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8 растащили] [https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA на цитаты] ([[Так плохо, что уже хорошо|даже несмотря на то, что сами фильмы, мягко говоря, так себе]]).
* Фильмы Светланы Басковой, в частности «[[Зелёный слоник]]». Множество диалогов там были импровизированными, благодаря чему получились натуральными и фильмы попросту [https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B1%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8 растащили] [https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA на цитаты] ([[Так плохо, что уже хорошо|даже несмотря на то, что сами фильмы, мягко говоря, так себе]]).
* Украинский низкокачественный трэш «Бесславные крепостные» — [[Спагетти-вестерн|вестерн]] с [[Ниндзя-пират-зомби-робот|самураями, ниндзя]] и Тарасом Шевченко. Да-да-да, спустя 15 лет кто-то таки догадался скопировать «Сукияки Вестерн Джанго».
* Украинский низкокачественный трэш «Бесславные крепостные» — [[Спагетти-вестерн|вестерн]] с [[Ниндзя-пират-зомби-робот|самураями, ниндзя]] и Тарасом Шевченко. Да-да-да, спустя 15 лет кто-то таки догадался скопировать «Сукияки Вестерн Джанго».
* Распиаренный «Красный призрак» — теперь тарантиновщина [[Теперь БАНАНОВЫЙ!|на Великой Отечественной войне]]. Посмотрим, будут ли это облизывать/ругать обзорщики.
* Распиаренный «Красный призрак» — теперь тарантиновщина [[Теперь БАНАНОВЫЙ!|на Великой Отечественной войне]]. Посмотрим, будут ли это облизывать/ругать обзорщики.
* «[[Папа, сдохни]]» — почти все на месте, еще и выкручено до максимального гротеска.


==== Зарубежные фильмы ====
==== Зарубежные фильмы ====
* Гая Ричи часто называли «британским Тарантино», но всё же стоит признать, что его подход при пристальном рассмотрении сильно отличается от тарантиновского. В первую очередь — техникой построения сюжета, а также тем, что Ричи меньше тяготеет к кинематографичным приёмам, отсылкам и мета-юмору и больше — к какому-никакому реализму. Роднят их в основном тематика, чёрный юмор, демонстрация криминального мира без идеализации и любовь [[матомная бомба|обсценной лесике]].
* Гая Ричи часто называли «британским Тарантино», но всё же стоит признать, что его подход при пристальном рассмотрении сильно отличается от тарантиновского. В первую очередь — техникой построения сюжета, а также тем, что Ричи меньше тяготеет к кинематографичным приёмам, отсылкам и мета-юмору и больше — к какому-никакому реализму. Роднят их в основном тематика, чёрный юмор, демонстрация криминального мира без идеализации и любовь [[матомная бомба|обсценной лесике]].
** Ранний Ричи — это будни простых лондонских гопников, без великосветского лоска и показной жестокости. Но вот в «Джентльменах»… да, это уже «Я Гай Ричи, но немного и типа Тарантино».
** Ранний Ричи — это будни простых лондонских гопников, без великосветского лоска и показной жестокости. Но вот в «Джентльменах»… да, это уже «Я Гай Ричи, но немного и типа Тарантино».
* Роберта Родригеса тоже называли «мексиканским Тарантино» за любовь к стильному насилию, чёрному юмору и эстетике южных штатов. С американским Тарантино они дружат и нередко снимали вместе — Квентин сыграл у Роберта в «От заката до рассвета» и помог с «Городом грехов». Педаль в асфальт — авторство фильмов Родригеса [[Эффект «Реквиема по мечте»|часто приписывают Тарантино]], и наоборот.
* Роберта Родригеса тоже называли «мексиканским Тарантино» за любовь к стильному насилию, чёрному юмору и эстетике южных штатов. С американским Тарантино они дружат и нередко снимали вместе — Квентин сыграл у Роберта в «От заката до рассвета» и помог с «Городом грехов». Педаль в асфальт — авторство фильмов Родригеса [[Эффект «Реквиема по мечте»|часто приписывают Тарантино]], и наоборот.
* Мало кто уже помнит, что первые сценарии криминальных комедий Тарантино писал со сценаристом Роджером Эвери. Он сам попытался сделать пару фильмов в подобном духе: снял малоудачый «Убить Зои» и спустя много лет стал сценаристом несколько более удачного «Киллер по вызову».
* Мало кто уже помнит, что первые сценарии криминальных комедий Тарантино писал со сценаристом Роджером Эвери. Он сам попытался сделать пару фильмов в подобном духе: снял малоудачый «Убить Зои» и спустя много лет стал сценаристом несколько более удачного «Киллер по вызову».
* «[[Малхолланд Драйв]]»: пример удачной «тарантиновщины» — сцена с горе-киллером, который вдобавок к своему «заказу» ненароком убивает ещё двоих людей и пылесос.
* «[[Малхолланд Драйв]]»: пример удачной «тарантиновщины» — сцена с горе-киллером, который вдобавок к своему «заказу» ненароком убивает ещё двоих людей и пылесос.
* В фильме «Ярость в клетке» есть эпизодический персонаж Тони ТарантЕно. Это режиссер второсортной эротики, жирный и кудрявый урод, который задвигает про свои методы девушкам и отвечает за [[Разрядка смехом|разрядку смехом]]. В полном соответствии со стилем Тарантино это лишь видимость: на самом же деле дам под разными предлогами отправляют со съемок в подставную тюрьму с секс-эксплуатацией, потому что это типичное кино жанра [https://ru.wikipedia.org/wiki/Women_in_prison women in prison]. И да, это все [[непреднамеренное совпадение]], потому что фильм 1989 г., и Квентин Тарантино никому не известен. 
* «Мой кузен Винни» (1992) многие диалоги комедийного фильма реализованы в стиле «а-ля Тарантино». Некоторые из них вышли удачными, некоторые же другие (например, диалог Винни и Лизы о кране в гостиничном номере) чувствуются балластом.
* «Мой кузен Винни» (1992) — многие диалоги комедийного фильма реализованы в стиле «а-ля Тарантино». Некоторые из них вышли удачными, некоторые же другие (например, диалог Винни и Лизы о кране в гостиничном номере) чувствуются балластом.
* Рукопашный боевик «Бой до смерти» (1994), мельком, в качестве вставки — внезапный долгий рассказ криминального авторитета о своём покойном дедушке, тоже криминальном авторитете.
* Рукопашный боевик «Бой до смерти» (1994), мельком, в качестве вставки — внезапный долгий рассказ криминального авторитета о своём покойном дедушке, тоже криминальном авторитете.
* «Хладнокровный» (1995) черная комедия про бухгалтера мафии с каменным лицом, которого повысили до киллера. Дело неожиданно пошло хорошо... Особенно влияние Тарантино видно в длинных малоосмысленных диалогах.  
* «Хладнокровный» (1995) — черная комедия про бухгалтера мафии с каменным лицом, которого повысили до киллера. Дело неожиданно пошло хорошо... Особенно влияние Тарантино видно в длинных малоосмысленных диалогах.  
* «[[Ромео и Джульетта|Ромео + Джульетта]]» (1996) перенос пьесы в реалии криминальных войн того времени с [[Эстетика девяностых|гротескной атмосферой девяностых]].
* «[[Ромео и Джульетта|Ромео + Джульетта]]» (1996) — перенос пьесы в реалии криминальных войн того времени с [[Эстетика девяностых|гротескной атмосферой девяностых]].
* «Тривиальное чтиво» (Plump Fiction, 1997). Провальная попытка [[Пародия|пародии]] на «[[Криминальное чтиво]]», «[[Reservoir Dogs|Бешеных псов]]» и «[[Natural Born Killers|Прирождённых убийц]]», тем не менее, верно подметившая многие характерные особенности фильмов.
* «Тривиальное чтиво» (Plump Fiction, 1997). Провальная попытка [[Пародия|пародии]] на «[[Криминальное чтиво]]», «[[Reservoir Dogs|Бешеных псов]]» и «[[Natural Born Killers|Прирождённых убийц]]», тем не менее, верно подметившая многие характерные особенности фильмов.
* «Кровавый четверг» (1998). Явно подражающая Тарантино комедия положений с криминальной интригой, матом и кучей трупов.
* «Кровавый четверг» (1998). Явно подражающая Тарантино комедия положений с криминальной интригой, матом и кучей трупов.
* «[[Достучаться до небес]]» — немецкая криминальная трагикомедия. Парочка бандитов-недотёп в чёрных строгих костюмах — явная отсылка к парочке Винсент-Джулс («Криминальное чтиво»). Получилось очень хорошо — и в коммерческом, и в творческом плане. Именно этот фильм послужил началом для звёздной карьеры Тиля Швайгера.
* «Белый медведь калибра 9 мм» (1998). Тарантиновщина от Тиля Швайгера! Проштрафившийся киллер влюбляется в проштрафившуюся перевозчицу. Публике нравится.
* «Белый медведь калибра 9 мм» (1998). Тарантиновщина уже лично от Тиля Швайгера! Проштрафившийся киллер влюбляется в проштрафившуюся перевозчицу. Публике нравится.
* «Убивать надо вовремя» (1998): малобюджетный британский боевик про киллершу, которая должна разобраться с неэтичным заказчиком... Сюжет в одном гостиничном номере — есть, много черного юмора — есть, много [[Не такая уж фоновая музыка|не такой уж фоновой музыки]] — есть, параллельные сюжетные линии — есть... а еще есть куча оммажей на «Никита», «Бешеные псы», «Беги, Лола, беги», «Кровавый четверг», «Карты, деньги, два ствола».
* «Парни не плачут» (2000). Тарантино по-польски. Два задрота случайно вмешались в дела мафии и теперь крупно ей должны.
* «Парни не плачут» (2000). Тарантино по-польски. Два задрота случайно вмешались в дела мафии и теперь крупно ей должны.
* «Полный привод» (2002). Комедия о том, как крутой зек потерял лотерейный билет и помчался за ним со своим другом-придурком.
* [[Залечь на дно в Брюгге|«Залечь на дно в Брюгге»]] — комедийные сцены с неполиткорректными матерящимися преступниками, как будто бы перекочевавшие из фильмов Тарантино или Гая Ричи, без переходов сменяются на жутко депрессивные и серьёзные.
* Криминальная комедия Мэттью Вона с заметным влиянием Гая Ричи «Слоеный торт» (2004). В принципе, ничего удивительного, если вспомнить, что именно Вон продюсировал первые фильмы Ричи.
* Криминальная комедия Мэттью Вона с заметным влиянием Гая Ричи «Слоеный торт» (2004). В принципе, ничего удивительного, если вспомнить, что именно Вон продюсировал первые фильмы Ричи.
** «[[Kick-Ass|Пипец]]» и «Kingsman» Вона тоже выдают влияние Тарантино, особенно его «Убить Билла». Подбор музыки и кровавая атмосфера на уровне.
** «[[Kick-Ass|Пипец]]» и «Kingsman» Вона тоже выдают влияние Тарантино, особенно его «Убить Билла». Подбор музыки и кровавая атмосфера на уровне.
* «Реальная любовь» (2004). Внезапно, но да. Эта рождественская мелодрама про воссоединение, по признанию режиссера, вдохновлена  «Криминальным чтивом». Теперь понятно, почему в ней так много переплетающихся сюжетных линий и местами внезапный скабрезный эпатаж?
* [[Залечь на дно в Брюгге|«Залечь на дно в Брюгге»]] — комедийные сцены с неполиткорректными матерящимися преступниками, как будто бы перекочевавшие из фильмов Тарантино или Гая Ричи, без переходов сменяются на жутко депрессивные и серьёзные.
* Фильм «Однажды в Ирландии».
* «Семь психопатов» (2012). Тоже явное подражание, но со своими особенностями, в том числе весьма трагичным финалом.
* «Семь психопатов» (2012). Тоже явное подражание, но со своими особенностями, в том числе весьма трагичным финалом.
* Фильмы литовского режиссера Эмилиса Веливиса, пытающегося стать литовским Гаем Ричи, а именно трилогия «Зеро» и «Занесло». Получается очень неровно.
* Фильмы литовского режиссера Эмилиса Веливиса, пытающегося стать литовским Гаем Ричи, а именно трилогия «Зеро» и «Занесло». Получается очень неровно.
* Фильм «Однажды в Ирландии».
* «Достучаться до небес» — немецкая криминальная трагикомедия. Парочка бандитов-недотёп в чёрных строгих костюмах — явная отсылка к парочке Винсент-Джулс («Криминальное чтиво»). Получилось очень хорошо — и в коммерческом, и в творческом плане. Именно этот фильм послужил началом для звёздной карьеры Тиля Швайгера.
* «Конченная» (2017). В основной своей части. Сдобрено неонуаром, [[Эклектика|эклектичным миром]] и откровенно натужным сюжетом.
* «Конченная» (2017). В основной своей части. Сдобрено неонуаром, [[Эклектика|эклектичным миром]] и откровенно натужным сюжетом.
* Испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа больше тянет в сторону Родригеза, но подделывается и под Тарантино, например, в эпизодах в «Печальной балладе для трубы». Самому Тарантино понравилось.
* Испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа больше тянет в сторону Родригеза, но подделывается и под Тарантино, например, в эпизодах в «Печальной балладе для трубы». Самому Тарантино понравилось.
* «Полный привод» (2002).
* «Козырные тузы» (2006). Хотя от Гая Ричи взято, наверное, даже побольше. {{spoiler|А к финалу и вовсе приходит к какой-то полицейской драме в духе [[Власти скрывают|''А власти скрывают!'']]}}
* «Козырные тузы» (2006). Хотя от Гая Ричи взято, наверное, даже побольше. {{spoiler|А к финалу и вовсе приходит к какой-то полицейской драме в духе [[Власти скрывают|''А власти скрывают!'']]}}
* [[Bad Times at the El Royale]] — doing it fucking right! Фильм сделан с однозначным закосом под Тарантино (чего совершенно не стесняется), но не скатывается в подражание, а радует интересной и проработанной историей.
* [[Bad Times at the El Royale]] doing it fucking right! Фильм сделан с однозначным закосом под Тарантино (чего совершенно не стесняется), но не скатывается в подражание, а радует интересной и проработанной историей.
* «Хроники ломбарда» (2012): три новеллы, объединенные ломбардом. Первая явно взята из «Карты, деньги, два ствола», а в третьей есть двойник Элвиса. Публике не понравилось.
* «Хроники ломбарда» (2012): три новеллы, объединенные ломбардом. Первая явно взята из «Карты, деньги, два ствола», а в третьей есть двойник Элвиса. Публике не понравилось.
* «Я плюю на ваши могилы: Дежа вю» (2016—2019) — браво, Меир Зархи! Снять «малоодарённый, полулюбительский трэш-эксплуатейшен про изнасилование» (пополам со своеобразной тяжеловесной пародией на этот жанр)… именно в стиле «Типа я Тарантино» — это надо было ещё суметь! Ты, мистер Зархи, это сумел. Длиннющие диалоги злодеев (например, разговор Кевина и Скотти о большом городе и цветочном магазине) совершенно не нужны для немудрёной фабулы — но неплохо раскрывают характеры (ведь злодеям отдано гораздо больше метража и акцентов, чем двум «функциональным» главным героиням). А также, попутно, вольно или невольно слегка пародируется это самое «раскрытие характеров», как феномен.
* «Я плюю на ваши могилы: Дежа вю» (2016—2019) браво, Меир Зархи! Снять «малоодарённый, полулюбительский трэш-эксплуатейшен про изнасилование» (пополам со своеобразной тяжеловесной пародией на этот жанр)… именно в стиле «Типа я Тарантино» — это надо было ещё суметь! Ты, мистер Зархи, это сумел. Длиннющие диалоги злодеев (например, разговор Кевина и Скотти о большом городе и цветочном магазине) совершенно не нужны для немудрёной фабулы — но неплохо раскрывают характеры (ведь злодеям отдано гораздо больше метража и акцентов, чем двум «функциональным» главным героиням). А также, попутно, вольно или невольно слегка пародируется это самое «раскрытие характеров», как феномен.
* «Драйвер на ночь». Подобрал как-то водитель лимузина эксцентричного миллионера и понеслась…
* «Драйвер на ночь». Подобрал как-то водитель лимузина эксцентричного миллионера и понеслась…
* «Слишком поздно» (2015). Поделенный на части неонуар с нехронологической последовательностью.
* «Слишком поздно» (2015). Поделенный на части неонуар с нехронологической последовательностью.
Строка 79: Строка 72:
=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* Следы подражания этому стилю можно найти в «Глухаре» Ильи Куликова.
* Следы подражания этому стилю можно найти в «Глухаре» Ильи Куликова.
** В спиноффах — «Пятницкий» и «Карпов» — сделана ещё более явная попытка косплеить Тарантино. Получилось хуже.
** В спиноффах — «Пятницкий» и «Карпов» — сделана ещё более явная попытка косплеить Тарантино. Получилось хуже.
* «Игра Престолов», неоднократно избитый критиками момент с диалогом Тириона и Джейме о кузене Орсоне и жуках. С одной стороны — абсурдный диалог со смутным философским подтекстом, с другой — «[[На тебе!]]» в адрес Орсона Скотта Карда, который обругал сериал.
* «Игра Престолов», неоднократно избитый критиками момент с диалогом Тириона и Джейме о кузене Орсоне и жуках. С одной стороны — абсурдный диалог со смутным философским подтекстом, с другой — «[[На тебе!]]» в адрес Орсона Скотта Карда, который обругал сериал.
** А еще до него сериал обыгрывал любимый Квентином «[[кадр из...|кадр из]] багажника» — именно так Тирион с Варисом показаны в третьем сезоне, когда они смотрят в ящик, в котором Варису привезли оскопившего его колдуна.
** А еще до него сериал обыгрывал любимый Квентином «кадр из багажника» — именно так Тирион с Варисом показаны в третьем сезоне, когда они смотрят в ящик, в котором Варису привезли оскопившего его колдуна.
* «[[The Witcher (Netflix)|Ведьмак]]» от [[Netflix]]'а. Особенно тот факт, что сюжет без никакого предупреждения сигает из настоящего в прошлое и обратно примерно раз в десять минут.
* «[[The Witcher (Netflix)|Ведьмак]]» от [[Netflix]]'а. Особенно тот факт, что сюжет без никакого предупреждения сигает из настоящего в прошлое и обратно примерно раз в десять минут.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* В той или иной степени — многие аниме от студии Shaft и её главного режиссёра Акиюки Симбо (имя которого, справедливости ради, на что только уже не лепят). Но особенно выделяется серия [[Gatari Series|Monogatari]] с её психоделически-минималистичными задниками и фактическим отсутствием сюжета. Даже (не больно-то здесь нужное) насилие ввернули! Общий результат получился крайне специфическим, хотя многим нравится.
* В той или иной степени — многие аниме от студии Shaft и её главного режиссёра Акиюки Симбо (имя которого, справедливости ради, на что только уже не лепят). Но особенно выделяется серия [[Gatari Series|Monogatari]] с её психоделически-минималистичными задниками и фактическим отсутствием сюжета. Даже (не больно-то здесь нужное) насилие ввернули! Общий результат получился крайне специфическим, хотя многим нравится.
* Творчество Нариты Рего ("Baccano!" и "Durarara!!"). Нехронологичное повестовование с разных точек зрения, черная комедия, местами переходящая в абсурд, криминал, куча колоритных персонажей и довольно много жестоких сцен. В последнем даже русская мафия есть!
* Творчество Нариты Рего ("Baccano!" и "Durarara!!"). Нехронологичное повестовование с разных точек зрения, черная комедия, местами переходящая в абсурд, криминал, куча колоритных персонажей и довольно много жестоких сцен. В последнем даже русская мафия есть!



Версия 12:03, 14 апреля 2022

Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« В общем если у Харриса доктор Лектер это высокая кухня, рисунки, классическая музыка, красивые женщины и расчленёнка, то у Полякова доктор Ахтин — пельмени, рисунки, бабы за сорок и расчленёнка. »
— Благодарный читатель

В чём особенность режиссёрского стиля Квентина нашего Тарантино? В первую очередь это, конечно, неповторимые диалоги, но у него хватает и других фирменных «фишек»: разделение историй на главы, игры с хронологическим порядком событий, лихой постмодернизм, эстетично показанное кровавое насилие, женские ступни… Неудивительно, что феноменальный успех Тарантино вызывает у других киноделов желание снимать кино так же и с тем же результатом. Это привело к возникновению явления «Типа я Тарантино», когда режиссёр осознанно нагружает фильм большим количеством диалогов «ни о чём» и вворачивает другие тарантиновские приёмы — вот только подобные попытки редко оборачиваются успехом, так как в большинстве случаев режиссёры-последователи далеко не так талантливы, как сам Квентин.

Как быть типа Тарантино

Или, точнее, как снимать, чтобы все сравнивали тебя с Тарантино:

  • Жанр — криминальный и/или чёрная комедия. Пусть герои будут бандитами, наёмными убийцами, в крайнем случае жестокими мстителями. И обязательно с приставкой анти-.
  • Больше кровавого насилия, но показанного эстетично и/или с иронией, как бы не всерьёз, несмотря на литры крови.
  • Больше цинизма, иронии, ёрничанья. Немного абсурдного юмора не помешает. Отвлечённые диалоги или монологи посреди перестрелки о чём-нибудь вообще не связанном с происходящим — идеально.
  • Оммажи, отсылки, цитаты, да вообще наглое копирование сцен — но из старых фильмов, которые публика не помнит, а критики узнаванию только порадуются.
  • Дофига персонажей, причём умереть может каждый. Благо, сюжетных линий и без выбывших хватит.
  • Не заказывай саундтрек композитору — вставь модную неформальную музыку из своей юности. И пусть играет прямо в кадре.

Стоит отметить, что реальный Тарантино от этих авторских штампов отходил чаще, чем люди помнят. Просто его помнят именно за них, и именно это у него копируют.

Примеры

Литература

  • Творчество шотландского писателя-фантаста Иэна М. Бэнкса — особый случай применения тарантиновских фишек в некинематографическом виде искусства, а именно в литературе. Что не так уж и сложно, учитывая, что фундамент тарантиновского стиля — это прежде всего оригинальный способ построения сценария, а сценарий — та же литература. К слову, критики так и называли Бэнкса — «Тарантино от литературы». Трудно сказать, подражал ли писатель очкастому киногению намеренно или бессознательно, но в иных случаях получалось весьма достойно. Например, роман «Выбор оружия», в котором очень талантливо обыграна тарантиновская фишка нарушения хронологии изображения событий[1][2].

Кино

Отечественные фильмы

  • «Игла» Рашида Нугманова. Примечательна не только игрой советских рок-идолов Цоя и Мамонова, но и тем, что снята, когда Тарантино ещё только писал сценарии и не был известен в СССР. Поэтому намеренной тягучестью и абсурдом фильм пародирует главных советских режиссеров артхауза: Сергея Соловьева, Тарковского и Сокурова (а это другой троп).
  • Дилогия «Мама, не горюй!», от создателя «Пленников удачи». Попытка стилизовать манеру Квентина Тарантино на русской почве. Это не СПГС: так свой замысел подаёт сам режиссёр Максим Пежемский. Впрочем, первый фильм объективно был популярен в девяностых за счет актёров и сценария Константина Мурзенко.
  • Меньше повезло другому полузабытому фильму Мурзенко: «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998). Скорее всего, из-за очень меланхоличной атмосферы питерского декаданса. Чего стоит финал, где мексиканская ничья застывает с ракурсами как из артхаузного кино...
  • «Русским Тарантино» чаще всего называли Алексея Балабанова. Чаще всего — те, кто видел у него только «Брата 1-2» и «Жмурки» и не подозревает про остальное (да, вообще-то основной жанр Алексея Октябриновича — социальная драма).
    • Впрочем, «Жмурки» — действительно явный и неприкрытый закос под стиль Тарантино (конкретно похоже на «Криминальное чтиво»). Получилось, кстати, на удивление неплохо. За счёт артистов, а не сценария.
    • Ну а сцена раздачи оружия в автомобиле — абсолютно узнаваемая отсылка к «Большому кушу» («Snatch») Гая Ричи.
  • «Сматывай удочки» Олега Степченко. В частности: автомеханик-маньяк в исполнении великолепного Алексея Жаркова, треш, странные диалоги. До кучи даже позвали Майкла Мэдсена, а розовый кадиллак Элвиса Пресли явная отсылка к «Настоящей любви». Вышло, впрочем, весьма посредственно, хотя комичный дуэт неудачливых гангстеров во многом вытягивает действие.
  • «Ночной продавец» — черная комедия положений. Простой парень попадает в ряд неурядиц и вынужден думать, как тайком вынести из магазина выпотрошенный труп. Отсылки к «От заката до рассвета», «Бумеру» и т.д. Атмосфера, впрочем, даже мрачнее, чем в «Бешеных псах».
  • Существует мнение, что с «Утомлёнными солнцем 2» Михалков хотел взять реванш над Тарантино в Канне. Получилось так плохо, что уже хорошо.
  • «Соловей-Разбойник» (2012, по сценарию Охлобыстина) — гротескно-клюквенная тарантиновщина с некоторой примесью анимешной стилистики. Вышло весьма достойно.
  • «Хардкор». Без вставных номеров «а-ля Тарантино», конечно, не обошлось.
  • Фильмы Светланы Басковой, в частности «Зелёный слоник». Множество диалогов там были импровизированными, благодаря чему получились натуральными и фильмы попросту растащили на цитаты (даже несмотря на то, что сами фильмы, мягко говоря, так себе).
  • Украинский низкокачественный трэш «Бесславные крепостные» — вестерн с самураями, ниндзя и Тарасом Шевченко. Да-да-да, спустя 15 лет кто-то таки догадался скопировать «Сукияки Вестерн Джанго».
  • Распиаренный «Красный призрак» — теперь тарантиновщина на Великой Отечественной войне. Посмотрим, будут ли это облизывать/ругать обзорщики.

Зарубежные фильмы

  • Гая Ричи часто называли «британским Тарантино», но всё же стоит признать, что его подход при пристальном рассмотрении сильно отличается от тарантиновского. В первую очередь — техникой построения сюжета, а также тем, что Ричи меньше тяготеет к кинематографичным приёмам, отсылкам и мета-юмору и больше — к какому-никакому реализму. Роднят их в основном тематика, чёрный юмор, демонстрация криминального мира без идеализации и любовь обсценной лесике.
    • Ранний Ричи — это будни простых лондонских гопников, без великосветского лоска и показной жестокости. Но вот в «Джентльменах»… да, это уже «Я Гай Ричи, но немного и типа Тарантино».
  • Роберта Родригеса тоже называли «мексиканским Тарантино» за любовь к стильному насилию, чёрному юмору и эстетике южных штатов. С американским Тарантино они дружат и нередко снимали вместе — Квентин сыграл у Роберта в «От заката до рассвета» и помог с «Городом грехов». Педаль в асфальт — авторство фильмов Родригеса часто приписывают Тарантино, и наоборот.
  • Мало кто уже помнит, что первые сценарии криминальных комедий Тарантино писал со сценаристом Роджером Эвери. Он сам попытался сделать пару фильмов в подобном духе: снял малоудачый «Убить Зои» и спустя много лет стал сценаристом несколько более удачного «Киллер по вызову».
  • «Малхолланд Драйв»: пример удачной «тарантиновщины» — сцена с горе-киллером, который вдобавок к своему «заказу» ненароком убивает ещё двоих людей и пылесос.
  • «Мой кузен Винни» (1992) — многие диалоги комедийного фильма реализованы в стиле «а-ля Тарантино». Некоторые из них вышли удачными, некоторые же другие (например, диалог Винни и Лизы о кране в гостиничном номере) чувствуются балластом.
  • Рукопашный боевик «Бой до смерти» (1994), мельком, в качестве вставки — внезапный долгий рассказ криминального авторитета о своём покойном дедушке, тоже криминальном авторитете.
  • «Хладнокровный» (1995) — черная комедия про бухгалтера мафии с каменным лицом, которого повысили до киллера. Дело неожиданно пошло хорошо... Особенно влияние Тарантино видно в длинных малоосмысленных диалогах.
  • «Ромео + Джульетта» (1996) — перенос пьесы в реалии криминальных войн того времени с гротескной атмосферой девяностых.
  • «Тривиальное чтиво» (Plump Fiction, 1997). Провальная попытка пародии на «Криминальное чтиво», «Бешеных псов» и «Прирождённых убийц», тем не менее, верно подметившая многие характерные особенности фильмов.
  • «Кровавый четверг» (1998). Явно подражающая Тарантино комедия положений с криминальной интригой, матом и кучей трупов.
  • «Белый медведь калибра 9 мм» (1998). Тарантиновщина от Тиля Швайгера! Проштрафившийся киллер влюбляется в проштрафившуюся перевозчицу. Публике нравится.
  • «Парни не плачут» (2000). Тарантино по-польски. Два задрота случайно вмешались в дела мафии и теперь крупно ей должны.
  • «Залечь на дно в Брюгге» — комедийные сцены с неполиткорректными матерящимися преступниками, как будто бы перекочевавшие из фильмов Тарантино или Гая Ричи, без переходов сменяются на жутко депрессивные и серьёзные.
  • Криминальная комедия Мэттью Вона с заметным влиянием Гая Ричи «Слоеный торт» (2004). В принципе, ничего удивительного, если вспомнить, что именно Вон продюсировал первые фильмы Ричи.
    • «Пипец» и «Kingsman» Вона тоже выдают влияние Тарантино, особенно его «Убить Билла». Подбор музыки и кровавая атмосфера на уровне.
  • «Семь психопатов» (2012). Тоже явное подражание, но со своими особенностями, в том числе весьма трагичным финалом.
  • Фильмы литовского режиссера Эмилиса Веливиса, пытающегося стать литовским Гаем Ричи, а именно трилогия «Зеро» и «Занесло». Получается очень неровно.
  • Фильм «Однажды в Ирландии».
  • «Достучаться до небес» — немецкая криминальная трагикомедия. Парочка бандитов-недотёп в чёрных строгих костюмах — явная отсылка к парочке Винсент-Джулс («Криминальное чтиво»). Получилось очень хорошо — и в коммерческом, и в творческом плане. Именно этот фильм послужил началом для звёздной карьеры Тиля Швайгера.
  • «Конченная» (2017). В основной своей части. Сдобрено неонуаром, эклектичным миром и откровенно натужным сюжетом.
  • Испанский режиссер Алекс де ла Иглесиа больше тянет в сторону Родригеза, но подделывается и под Тарантино, например, в эпизодах в «Печальной балладе для трубы». Самому Тарантино понравилось.
  • «Полный привод» (2002).
  • «Козырные тузы» (2006). Хотя от Гая Ричи взято, наверное, даже побольше. А к финалу и вовсе приходит к какой-то полицейской драме в духе А власти скрывают!
  • Bad Times at the El Royale — doing it fucking right! Фильм сделан с однозначным закосом под Тарантино (чего совершенно не стесняется), но не скатывается в подражание, а радует интересной и проработанной историей.
  • «Хроники ломбарда» (2012): три новеллы, объединенные ломбардом. Первая явно взята из «Карты, деньги, два ствола», а в третьей есть двойник Элвиса. Публике не понравилось.
  • «Я плюю на ваши могилы: Дежа вю» (2016—2019) — браво, Меир Зархи! Снять «малоодарённый, полулюбительский трэш-эксплуатейшен про изнасилование» (пополам со своеобразной тяжеловесной пародией на этот жанр)… именно в стиле «Типа я Тарантино» — это надо было ещё суметь! Ты, мистер Зархи, это сумел. Длиннющие диалоги злодеев (например, разговор Кевина и Скотти о большом городе и цветочном магазине) совершенно не нужны для немудрёной фабулы — но неплохо раскрывают характеры (ведь злодеям отдано гораздо больше метража и акцентов, чем двум «функциональным» главным героиням). А также, попутно, вольно или невольно слегка пародируется это самое «раскрытие характеров», как феномен.
  • «Драйвер на ночь». Подобрал как-то водитель лимузина эксцентричного миллионера и понеслась…
  • «Слишком поздно» (2015). Поделенный на части неонуар с нехронологической последовательностью.
  • «Перестрелка» (2016). Как выглядели бы «Бешеные псы», если бы были комедией.
  • «Все мои друзья мертвы».

Телесериалы

  • Следы подражания этому стилю можно найти в «Глухаре» Ильи Куликова.
    • В спиноффах — «Пятницкий» и «Карпов» — сделана ещё более явная попытка косплеить Тарантино. Получилось хуже.
  • «Игра Престолов», неоднократно избитый критиками момент с диалогом Тириона и Джейме о кузене Орсоне и жуках. С одной стороны — абсурдный диалог со смутным философским подтекстом, с другой — «На тебе!» в адрес Орсона Скотта Карда, который обругал сериал.
    • А еще до него сериал обыгрывал любимый Квентином «кадр из багажника» — именно так Тирион с Варисом показаны в третьем сезоне, когда они смотрят в ящик, в котором Варису привезли оскопившего его колдуна.
  • «Ведьмак» от Netflix'а. Особенно тот факт, что сюжет без никакого предупреждения сигает из настоящего в прошлое и обратно примерно раз в десять минут.

Аниме и манга

  • В той или иной степени — многие аниме от студии Shaft и её главного режиссёра Акиюки Симбо (имя которого, справедливости ради, на что только уже не лепят). Но особенно выделяется серия Monogatari с её психоделически-минималистичными задниками и фактическим отсутствием сюжета. Даже (не больно-то здесь нужное) насилие ввернули! Общий результат получился крайне специфическим, хотя многим нравится.
  • Творчество Нариты Рего ("Baccano!" и "Durarara!!"). Нехронологичное повестовование с разных точек зрения, черная комедия, местами переходящая в абсурд, криминал, куча колоритных персонажей и довольно много жестоких сцен. В последнем даже русская мафия есть!

Видеоигры

  • Hotline Miami же! Нелинейное повествование, обилие насилия, мафия и даже альтернативная история. Разве что, тарантиновских диалогов нет.
  • This is the Police, обе части. Диалогов и монологов едва ли не больше, чем всего остального геймплея вместе взятого. Чёрный-пречёрный юмор – в ассортименте.
  • Если вам не понравилась вторая часть «Мама не горюй», не переживайте. Есть одноименный русский квест, у которого совершенно другой сценарий. Имеются закрученный нескучный сюжет, приятная рисовка, почти все герои оригинального фильма с оригинальными же голосами актеров, много уместно вставленной обсценной лексики и не только.

Музыка

См. также

Примечания

  1. Нет, сказать не трудно, не подражал совсем. Ибо на момент выхода «Выбора оружия» (1990) Тарантино ещё не был «тем самым Квентином» с тем самым набором остро отточенных приёмов, всё-таки Бэнкс на девять лет старше Тарантино. А вот, следили ли очкастый киногений и бородатый гений от литературы за творчеством друг друга в дальнейшем и перенимали ли приёмы, или всё же «идеи носятся в воздухе», сказать действительно сложно. И у Бэнкса уже не спросишь.
  2. Сложный нелинейный сюжет с метаниями туда-сюда у Бэнкса был уже во «Вспомни о Флебе», его первом романе о Культуре (1987 год), а вне фантастики — так и, пожалуй, в «Осиной фабрике» (1984), первом его романе вообще.