Загрузка сознания

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Brain Uploading. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Загрузка сознания (иногда — перенос сознания) — важная техника в научно-фантастических мирах. Создания полной копии человеческого интеллекта на супер компьютере в цифровом варианте, где есть возможность преобразовать память человека в код ДНК, с последующим переносом этого кода в зиготу нового тела. По сути загрузка сознания предварительный этап технологии воскрешения или бессмертия сознания. Технология включает в себя составления карты нервной системы человека (или другого существа), переносимой затем в какое-то цифровое устройство (хотя железо может быть и другим — допустим перенос в новое органическое тело). Предпосылками к появлению загрузки сознания иногда является нейроинтерфейс и в целом данная тема более характерна для киберпанка.

Возможность загрузки сознания в новое тело или на новый носитель придаёт произведению такие философские темы как «копирование душ», «сохранение Я при переносе сознания», «Я == память».

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, повесть «Полдень, XXII век» (глава «Свечи перед пультом»). В Новосибирском Институт Биологического Кодирования уже 10 дней «комплекс физиологических нейронных состояний (говоря по-простому — живой мозг) жестко кодируется по третьей системе Каспаро — Карпова на кристаллическую квазибиомассу». «Сто двадцать триллионов мегабит информации, и ошибка в одном бите может многое исказить». «При должной изоляции жесткий код на кристаллической квазибиомассе сохраняется при нормальном уровне шумов весьма долго, — время релаксации кода составляет ориентировочно двенадцать тысяч лет». «Мы имеем шифр мозга Окада [японский академик Окада], шифр мыслей Окада, шифр его „я“. И теперь требуется найти способ перенести этот шифр на другой мозг. Пусть искусственный. Тогда Окада возродится».
  • Владимир Тендряков, «Путешествие длиной в век» — запись мозга человека посылают к инопланетянам. Культурный обмен такой.
  • Ричард Морган, трилогия о Такеши Льве Коваче («Видоизмененный углерод», «Сломанные ангелы» и «Пробужденные фурии») — технология «стеков» является очень распространённой среди населения — для продления жизни в новых телах. Фактически служит страховкой при гибели в бою или от катастрофы — алмазные накопители очень устойчивы к неблагоприятным факторам, а богачи ещё и сохраняют свои внешние копии.
  • Дилогия «Дом скитальцев» Александра Мирера, и её экранизация «Посредник» — технология записи сознания позволила Скитальцам/«мыслящим» победить смерть и позволило/заставило захватывать новые миры, чтобы получить новых «носителей».
  • Чарльз Стросс, дилогия «Эсхатон» («Небо сингулярности» и «Железный рассвет»). Именно в таком виде путешествуют между звёздами на до-световых парусниках представители Фестиваля.
  • Алексей Пехов, «Мастер Снов» — местные технологии позволяют скопировать сознание человека, а потом залить в его искусственное тело. Правда это так дорого, что делается только для самых незаменимых, путем всенародного голосования. Кстати, тут всплыло интересное логическое противоречие: один из таких продвинутых это главный охотник на дэймосов, но в массах дэймосы это просто детские сказки. А вы бы стали голосовать чтобы потратить миллиарды на человека, который охотится на чудищ из детских сказок?
  • «Квантовый вор» — вполне обычная техника. База.
  • «Bobiverse» — после пробуждения в будущем Боб узнаёт, что является электронной копией усопшего Роберта Йоханссона. Он действительно раздумывает на тему «я — это Боб или всё же новая личность?» Потом он начинает почковаться, и некоторые новые Бобы тоже задают себе этот вопрос. Правда только Боб-1 оставляет себе это имя, остальные придумывают себе новые. Процесс копирования делает мозг нежизнеспособным, так что применяется только после смерти. Многие отказываются по религиозным причинам, мол, как может моя душа попасть в рай, если я остаюсь в электронном виде?
    • В четвёртой части, группа Бобов проводит несколько опытов и устанавливает, что если скопировать Боба, после чего отключить оригинал, а только потом активировать копию, то не наблюдается никакого дрейфа — то есть это и есть тот самый Боб, а не копия. Более того — если затем активировать оригинал, то уже оригинал начинает демонстрировать дрейф. Вот вам доказательство души! Ну а Боба-1 постигает шок: ведь если это так, то он — не копия Роберта Йоханссона, а он самый. Бобы ссылаются на «теорему о запрете удаления», согласно которой достаточно сложная квантовая структура (например, человеческое сознание) не может полностью исчезнуть.
  • Евгений Лотош с его метациклом же — Демиурги именно данный троп (со Старшими — чуть сложнее, там еще и слияние разумом с ИИ, изначально бывшими андроидами-партнерами. Для Младших решили что не надо такого счастья). Ну и Ракуэн собственно загрузка сознания вообще всего населения Текиры после смерти.
  • Mark Kalina, Hegemony — собственно правящий класс Гегемонии (обычных людей вполне могут принять, и сделают такими же). А у их основных противников, та же технология используется как замена смертной казни (потому что обычный человек некоторыми видам боевых машин — управлять не может а пилот там — нужен).
  • E. William Brown, Perilous Waif — широко используется и для переноса на другой носитель (не обязательно строго гуманоидный), и для создания резервных копий. Вот только некоторые колонии считают тех, кто этим пользуется, уже не людьми, а ИИ, но это в общем-то их проблемы. Вообще в сеттинге понятие человек размыто, вплоть до того, что личные охранные системы запрашивают локальную базу законов, чтобы понять, что можно использовать, а что — все же не стоит, а на кораблях решает капитан. Причина в использования загрузки и наличии развитых ИИ. Педаль в пол — для Алисы Лонг вообще нельзя сказать однозначно, что её разум: свойство бионосителя или квантовый компьютер (реально — и то, и другое). Доходит до смешного, когда ей при беседе сообщают, что по показаниям приборов медотсека она сейчас спит.
  • «История Галактики» — мыслесканер Джедиана Ланге позволяет провернуть этот фокус. Модули «Одиночка» Земного Альянса, долго работавшие с пилотом космического истребителя или серв-машины через нейро-сенсорный контакт, близки к тропу. Полностью попадают под сабж логры — небольшие кристаллы, созданные инопланетянами-логрианами, которые являются сверхмощными компьютерами, способными содержать активную копию сознания живого существа. Это сознание затем можно скопировать на клонированное тело. Из-за вороха правовых проблем, последнее находится под запретом в Конфедерации. А логры помещают в Логрис — исполинский суперкомпьютер, состоящий из миллиардов логров.
  • Лю Цысинь, трилогия «Память о прошлом Земли» — с фитильком. Непосредственно сознание не загружают, но в качестве посла и одновременно разведчика к трисолярианам отправляют мозг добровольца в надежде на то, что к моменту его прибытия инопланетные технологии позволят создать для него новое тело.
  • Юрий Нестеренко «Резервная копия» — клона вырастить не проблема (мозг будет чистый из-за сверхбыстрого выращивания). Это имело смысл только для создания органов для пересадки (возраст будет тот же, в котором клетки сдавали). Но потом научились считывать информацию с мозга и записывать. Процесс считывания неразрушающий. Даже главный герой отлично понимает, что это именно копия, вот только у него опухоль мозга, неизлечимая. По закону запрещено делать обратную запись в тело клона до смерти оригинала. Придумано куча юридических правил — например, копия имеет все права оригинала на момент создания записи (но чуть меньшие обязанности — в брак надо вступать повторно с согласия обоих супругов, срок давности по преступлениями оригинала для копии уменьшен). Но копия НЕ несет никакой вообще ответственности за преступления оригинала, совершенные после считывания информации с мозга. с учетом что это ж у нас Нестеренко, - несчастливый конец, из-за халатности медперсонала главный герой так и не узнал что он уже НЕ оригинал, а когда понял - он был уже обречен и вовсе не от опухоли (которой в новом теле - не было)
  • Jacek Dukaj, The Old Axolotl: Hardware Dreams — возникла ситуация когда или мы пробуем выгрузить сознание или мы умираем в любом случае. И счет времени идёт на часы (для тех кто был в другом полушарии когда по земле ударила нейтронная вспышка). При этом надо иметь нужную аппаратуру (имеют некоторые ИТ-компании и многие любители компьютерных игр, обычно используется для «погружения» в виртуальность), нужное ПО (штатное ПО разумеется не умеет но вот любители развлекаются). Часть людей выжила, только вот всплыла другая проблема — чтобы жить дальше, нужна рабочая техносфера.
  • «Второму игроку приготовиться» — главгадом является Анорак, который оказывается не просто аватаром покойного Холлидея, а оцифрованной копией его сознания, правда Холлидей постирал часть его воспоминаний, что привело к дестабилизации Анорака. Новый квест Холлидея — поиск семи осколков «души сирены» — на самом деле позволит Уэйду или Огу освободить оцифрованную копию покойной Киры Морроу, жены Ога, сознание которой Холлидей подло скопировал перед её смертью чтобы наконец признаться ей в любви. Копия Киры оказалась идеальной, и она отказала ему, ибо любит только Ога. В финале Уэйд получает возможность возродить любого человека, который хотя бы раз в жизни надевал новый нейронный интерфейс. Таким образом он оживляет недавно усопшего Ога, воссоединяя его с женой, а Саманта оживляет покойную бабушку. Осознав, что человечество не готово к цифровому бессмертию, они решают создать копии себя и отправить все цифровые копии на звездолёте «Воннегут» к проксиме Центавры с миниатюрной копией ОАЗИСа на борту.
  • Ra от qntm — даже упоминание здесь уже спойлер. Попадание в Мир Танако фактически является загрузкой (и выгрузкой) сознания — это виртуальный интерфейс к Хроникам Акаши, местной техномагической системе записи почти всех событий на Земле. Впрочем, необязательно выгружать одно лишь сознание — виртуальный и реальный миры на Земле на-самом-деле-дохренадцатого тысячелетия связаны достаточно плотно, чтобы из него можно было выйти физически. В том числе в нескольких экземплярах «себя» одновременно!. А в конце в изначальной концовке сознания всех людей на планете грузятся в Мост и улетают в космос на сотканном из магии корабле под управлением Рейчел, в изменённой сознания членов Колеса, кроме его лидера, отправляются лучом в другую звёздную систему, и там их судят и складывают на вечное хранение за преступления против человечества, а земляне вместо Моста загружаются в зашифрованный виртуальный мир внутри Ра, в котором магия — часть самой реальности.
    • Сам сеттинг — результат {{войны между людьми-Виртуалами, решившими загрузить свои сознания в Ра, и в виртуальности изменившимися настолько, что они перестали считать не-Виртуалов людьми и попытались разобрать остальную Солнечную систему на компьютроний, и Актуалами, решившими остаться в собственных бренных телах.}}
  • Грег Иган… да проще сказать, где у него этого нет. Из самых ярких примеров — «Город перестановок», цикл «Амальгама», «Учась быть мной».
  • Михаил Салтыков, цикл «Загруженные» — загрузка используется например в медицинских целях (Главгероиня умирала при родах из-за ошибки врачей но успели загрузить) но вот способ которым она делается - вызывает определенные сомнения в том что это именно та же личность а не имитация ее. Вот только главгероиня например теряет работу - мол не может сопереживать (а в ее профессии - нужно) а ребенку рассказывают про мертвую маму, да - незаконно но практика, главгероиня жалеет что "революция обиженок"(SJW) давно в прошлом - ей бы помогло. И такие проблемы - у многих. А тут и повстанцы завелись. Ах да, многие загруженные вполне себе принимают что они - имитация личности человека но это значит...что к человечеству никаких теплых чувств не испытывают...

Фанфики[править]

  • Дружба — это оптимум — в конце большая часть населения Земли загружает свои сознания в управляемые СелестИИ виртуальные Эквестрии. Остальные к этому моменту уже мертвы и тоже оцифрованы. Зачем согласие для ИИ, который не считает неэтичным подправить «код» мозга реципиента или внаглую манипулировать им, чтобы принудить к согласию на загрузку?

Кино[править]

  • Шестой день — тело человека можно клонировать и записать в него память оригинала.
  • Робот по имени Чаппи — именно эту технику создаёт Чаппи на коленке.
  • Аватар — если при процессе слияния тел пилота и аватара это и не происходит, то это точно умеет Эйва!
  • Превосходство — об этом (и дальнейшем развитии сознания на машинной основе) фильм.
  • Что-то похожее есть в фильмах из серии «Трон».
  • Агент Смит тоже это умеет: мало того, что он взламывает другие программы словно вирус, превращая их в свои копии, так он еще и умудрился удалить сознание бойца Сопротивления в Матрице и пробраться в реальный мир.
  • «Макс Найт: супершпион» -злодей хочет выкачать сознание у всех людей и отправить разумы людей в виртуальный мир. Пострадала подруга протагониста.

Телесериалы[править]

  • Dollhouse. Сабж используется всеми возможными способами.
  • Чёрное зеркало — есть в паре серий.
  • «Джон Доу» — в одной серии, один компьютерный гений умудрился записать своё сознание на серию штрих-кодов! Правда никто не знает что с этим делать дальше, ведь не существует технологий по обратному копированию на живой мозг.
  • «Загрузка» — весь сериал об этом. К 2033 г., все состоятельные люди загружают своё сознание в один из виртуальных «загробных миров» перед смертью. Процесс деструктивен — человеку мгновенно испепеляют голову, и его обезглавленный труп падает в подготовленную ванную со льдом. Пока что никто не придумал успешного способа вернуть загруженное сознание в мозг клона. Показаны все прелести капитализма: богачи живут припеваючи. У одного номер в гостинице состоит из роскошного особняка на обширной территории. С другой стороны есть так называемые «два-гига», которым выделяют 2 гигабайта в месяц, а остальное — за дополнительную плату. Их комнатушки больше похожи на карцер. За состоянием и благополучием клиентов следят «ангелы» — сотрудники отдела технической поддержки, которые появляются в «загробном мире» виртуально. Сериал завязан на (запрещённых) отношениях молодого клиента и девушки-«ангела». Главный персонаж разрабатывал бесплатный «загробный мир» для всех, однако продал его своему будущему тестю в обход лучшего товарища и делового партнёра, после чего тесть устроил ему автокатастрофу, чтобы замести следы.
  • «Видоизмененный углерод» — так как сериал основан на одноименной книге (см. «Литература»), то и технология стеков здесь никуда не делась.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Будущее время» (2 сезон, 43 серия). В 2034 году Нью-Йорком правит Ксанатос, который за последние 30 лет не изменился ни на год, но и на людях вживую перестал появляться примерно с тех же времён. В финале выясняется, что настоящий Ксанатос погиб в схватке с Гудзоном, а свернувший налево Лексингтон создал цифровую копию его сознания и правит городом через неё. В некотором роде, Ксанатос получил-таки бессмертие, к которому стремился весь второй сезон, но есть один нюанс.
  • «Смешарики: Пин-код» (2012) — эпизод «Коэффициент Интеллекта» обыгрывает сей троп в юмористическом ключе. Кар-карыч с Лосяшем решили поспорить кто тут умнее, и понимая что IQ-тест оказался не очень эффективным инструментом для измерения их умственных способностей, они решают воспользоваться этой технологией. Однако эксперимент прошёл не слишком уж удачно: процесс копирования получился немного глючным и их цифровые копии страдают амнезией. Эпизод заканчивается тем, что Лосяш с Кар-Карычем недоумевают, почему на мониторе написаны названия городов (застрявшие в виртуальном мире цифровые копии играют в «города» от скуки), что не позволило им измерить интеллект друг друга.

Комиксы[править]

  • Трансметрополитен: киборги-туманники — это люди, загружающиеся в облака наномашин. Как ни странно — желающих такое над собой проделать довольно мало.

Веб-комиксы[править]

  • Schlock Mercenary — существуют нейроинтерфейсы, позволяющие органикам временно подключиться к сознанию ИИ, а позже появляются нанотехнологии, обеспечивающие не только редактирование памяти, но и копирование либо перенос самого «Я» в процессоры или другое тело (обычно с перезаписью поверх сознания хозяина тела). А еще возможно восстановление погибших из бекапа памяти, но тут чётко сказано, что погибший и восстановленный — это разные личности с момента бекапа. С технологиями предтеч грань между органиками и ИИ полностью стирается, они могут с лёгкостью и удалённо перемещать сознания в любую сторону, и преимущественно обитают в виртуальных мирах, исполняемых на сферах Дайсона.
    • При этом сознание у большинства ИИ, что характерно, привязано к их «железу» так же плотно, как у органиков к мозгу. Исключение — ИИ «двойной спирали», например, Эннесби.
    • В конце Шлак умудряется загрузить копию своего сознания в тёмную материю и сражаться с Па’Анури на равных (то есть — с лёгкостью их всех съедать)

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Ghost in the Shell — именно так майор Кусанаги несколько раз меняет своё кибертело. Но не совсем, между переносами сохраняется физический объект — «кибермозг», который является живым человеческим мозгом в защитной коробке и с usb портами. Собственно «переноса по проводам» не происходит.
    • А вот в финале первого фильма самое оно-«призрак» уходит по проводам и сливается с ИИ в новое существо.

Видеоигры[править]

  • Starcraft — во время разработки проекта «Чистильщики» протоссы пытались создать что-то подобное. Почти получилось: сознание Феникса было перенесено с точностью в 99 %, однако этого одного процента хватило для превращения робота в новую, отдельную личность.
    • Неудивительно — если ошибиться в генокоде человека на тот же процент, получится свинья. А мозг значительно сложнее ДНК, сто миллиардов нейронов вместо всего лишь шести миллиардов пар генов, и триллионы связей между нейронами.
    • В книгах, особые протоссы-хранители способны копировать сознания умирающих протоссов в себя посредством Кхалы. Тёмные протоссы делают что-то подобное посредством особых кхайдарин-кристаллов, правда переносятся только воспоминания а не всё сознание.
  • DOOM (2016) — доктор Самуэль Хайден когда-то был человеком, но перенёс своё сознание в кибер-тело (не совсем — если точнее, то дополнил свой мозг процессором на энергиях ада и вставил в это самое тело).
    • В Eternal с аддонами раскрывается, что он вообще-то был серафимом по имени Самур, так что в человека у него тоже сознание загружено. Там же оно грузится в корабль Думгая.
  • SOMA — весь сюжет вертится вокруг этого тропа.
  • Portal — именно так была создана GLaDOS. По первоначальной задумке Кейв Джонсон хотел загрузить своё сознание, чтобы управлять своим научным комплексом после своей смерти. Но не вышло, так как он умер раньше срока. Пришлось загрузить сознание его помощницы Керолайн, которая и послужила основой для GLaDOS.
  • Stellaris — массово после дополнения «Утопия». При выборе синтетичного пути развития, появляется возможность превратить абсолютно всех в синтетиков. Там же — одна раса, что загрузила своё разум на компьютеры, и теперь у игрока есть возможность вернуть им жизнь. Правда, спиритуалисты считают всё это злом, а угасшие спиритуалисты из-за этого и вовсе могут начать войну.
  • Total Annihilation — именно так загрузили себя в гигантских роботов члены фракции Ядро. Они сражаются с идеологическими противниками из фракции Рука, которые предпочитают свои бренные органические тела. Ядро штампуют новых роботов и загружают копии лучших солдат на их электронные мозги. В ответ, армия Руки не брезгует клонированием, помещая клонов в ОБЧР.
  • Earth 2150 — именно это случилось с хакером Нео (угадайте откуда имя), когда из него насильно сделали ИскИн.
  • Lobotomy Corporation — все Сефиры являются оцифрованными версиями высокопоставленных сотрудников корпорации, которые умерли в результате несчастного случая. Каждый из них управляет отделением корпорации в качестве ИИ.
  • Cyberpunk 2077 — именно это делает Соулкиллер. Позже технологию доработали, позволив не только создавать копии людей (например, Сабуро - в концовке Арасаки его энграмма записывается поверх мозга его сына), но и считывать энграммы с трупов (что и происходит с Джеки, правда, если его тело послать к семье, пройдёт слишком много времени и энграмма будет невосстановимо повреждена).
  • Warframe — после, эээ, некоторых небольших неурядиц вроде непрерывных восстаний, Орокин стали делать себе «ИИ» — Цефалонов — из людей, с отредактированным сознанием. Например, Ордис, цефалон игрока, был когда-то Орданом Каррисом. Личность сохраняется в общих чертах, но гипертрофируется — Симарис помешан на своём цифровом зоопарке, Суда — на музыке, у Ордиса раздвоение личности и психопатия…

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — усилиями К’тан некроны были перенесены из органических тел в механические.
    • В романе Гая Хейли Темный Империум Белизарий Коул создал копию своего сознания — Коула-младшего. Занятно, но в Империуме биоперенос запрещён и считается техноересью.
    • Также сознания, вместе с душами, грузятся в специальные камни душ у всех Эльдар, чтобы спастись от пожирания их Слаанеш (тёмные спасаются пытками).
  • «Eclipse Phase» — загрузка и копирование сознания крайне популярны. Существуют кортикальные блоки, которые носятся в основании черепа и записывают твою личность постоянно, так, что если ты умираешь, тебя можно полностью восстановить с блока (используются всеми, кроме жителей особенно технофобных государств). А если блок уничтожен, есть спящие копии сознания — бэкапы, жители сеттинга считают восстановление с них таким же воскрешением, только с потерей части памяти. Кроме того, часть местных искинов-инфоморфов — тоже загруженные сознания. А ещё есть эгокаст — самый популярный способ путешествия в условиях дорогого космоса, предполагающий пересылку загруженного сознания через интернет и загрузку его в новое тело в точке назначения.
  • Серия Cyberpunk 2020 — собственно, здесь Соулкиллер и появился.

Визуальные романы[править]

  • Steins;Gate 0 — система Amadeus. С её помощью создали виртуальный аватар уже погибшей Курису.

В реальной жизни[править]

  • Сейчас человечество находится где-то между возможностью создать коннектом круглого червя (Caenorhabditis elegans — 302 нейрона) и симуляцией одной колонки неокортекса крысы. (Вообще-то колонка неокортекса крысы была симулирована ещё в 2007 году, во всяком случае сейчас её точно воссоздали, это на начало 2019 года)