Шкажошные пришельцы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Alien Fair Folk. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Вера в добрых инопланетян – это детские грезы вымирающего человечества… Демоны ада, являющиеся нам в обличии пришельцев, несут страх, ужас и горе. Их сущность – зло. Их пришествие – сумерки человечества и предвестие скорого конца »
— Артур Скандлер

Они появляются, когда их не ждут? Выглядят необычно? Имеют странные, часто труднопредсказуемые возможности? Обладают серобуромалиновой (если повезёт) моралью?

Под это описание подходят как давно знакомые людям мифологические существа (в европейской традиции — феи, эльфы, гномы, демоны), так и появившиеся в литературе относительно недавно инопланетяне[1]. Ну а кто мешает автору взять и объединить в своём персонаже и то, и это? Знакомьтесь — вот вам шкажошные пришельцы. Ну, не обязательно пришельцы (другие измерения, достаточно «научно» объяснённые, тоже подходят), но суть та же — нечеловеческая, с явным мифологическим и мистическим налётом по своим внешним признакам сущность, в то же время имеющая отношение к научной фантастике и технике.

Объединение рационального и мифологического канона в одном флаконе, конечно, иногда вызывает чувство лёгкой натяжки, но в мирах типа космического фэнтези такие персонажи могут встречаться в изобилии. В конце концов, и те, и другие происходят от архетипа человека из чужого племени. Кроме того, научно-технический прогресс органически тревожен для традиционного мышления, отчего естественно порождает такие ассоциации.

Обоснуи для такого комбо бывают самыми разными. Первый и более банальный вариант — это так называемая теория палеоконтакта, согласно которой пришельцы посещали Землю в прошлом, и воспоминания о них остались в виде легенд и сказок. Ступа Бабы-Яги на самом деле антигравитационный летательный аппарат[2], пражский Голем — это инопланетный робот, и так далее: в общем, мы принимали за чудеса разработки внеземной сверхнауки.

Вторая, более оригинальная версия — мистические сущности выдают себя за пришельцев. Эта версия выдвинута уфологом Джоном Килем и астрофизиком (!) Жаком Валле; согласно ей, на Земле задолго до людей существовали и по-прежнему существуют фантастические разумные формы жизни, возможно, имеющие электромагнитную природу (так называемые «ultraterrestrials» — буквально «ультраземляне»). Они способны менять внешний облик и в древности выдавали себя за языческих богов, эльфов, фей, гномов, троллей, ангелов и демонов, а в наши дни прикидываются инопланетянами.

Кроме того, эти варианты могут сочетаться, если существа со сверхъестественными способностями действительно живут на других планетах и в других галактиках. Ну и, наконец, возможен реалистический вариант, если все эти существа — просто галлюцинации людей (возможно, вызванные употреблением психоделиков), и вид этих галлюцинаций зависит от того, во что верят люди в разных культурах и эпохах: так, русский мужик, отведав мухоморчиков, познакомится с Бабой-Ягой, Водяным и Лешим, индеец под пейотом встретится с Великим Духом, а хиппарь-ньюэйджер под ЛСД увидит пришельца на тарелке.

Данный троп имеет отношение только к сущностям, бесспорно действующим в данном мире, иначе это инопланетная мифология.

Примеры[править]

Религия, мифология и фольклор[править]

Литература[править]

  • Сирано де Бержерак, «Государства Луны» — демон Сократа, который на самом деле не демон, и не дух, а представитель расы разумных существ, которые обитают на Солнце. По его словам, «солнечан» на Земле принимали за духов, вампиров, чертей, гномов, эльфов и прочую нечистую силу.
  • Г. Ф. Лавкрафт использует некий промежуточный вариант: с одной стороны, он намекает, что те, кого мы называем мистическими сущностями — на самом деле внеземные высокоразвитые формы жизни; с другой стороны, эти формы жизни вызываются на свет с помощью оккультных ритуалов, способны существовать в снах и так далее.
  • Клиффорд Саймак, «Заповедник гоблинов» — вся книга об этом.
  • А. М. Волков, «Тайна заброшенного замка» — появляются вполне себе сказочные пришельцы. Педаль в Страну Рудокопов вдавливает Юрий Обручев, автор цикла-сиквела «Изумрудный дождь». У него в инопланетяне угодила и местная волшебная фауна, и сам Гуррикап оказался древним арзаком-изгнанником.
  • К. С. Льюис, «Космическая трилогия». Демоны (натуральные бесы христианской теологии) работают на Земле через учёных-атеистов, перед которыми выдают себя за разумных существ с другого плана реальности (неких «Макробов»). Кроме того, персонажи посещают несколько планет Солнечной системы, и оказывается, что народы этих планет избежали грехопадения (хотя венерианцы чуть-чуть не пали); они живут в счастье и гармонии, и ими правят ангелы и архангелы — можно считать, инопланетные сущности.
    • Также в этой трилогии на Венеру прилетает земной космический корабль, пилот которого одержим демоном (собственно, на момент этого события от личности пилота уже практически ничего не осталось). Получается, что с точки зрения венерианцев к ним прилетел из космоса инопланетный демон.
  • Айзек Азимов:
    • «Небывальщина» — феи с эльфами, оказывается, представители цивилизации разумных насекомых. Цивилизация постарше динозавров будет.
    • В другом рассказе человек, побывавший на вершине Эвереста, находит там «йети». На самом деле это марсианская экспедиция, для которой там атмосфера почти как дома.
  • Артур Кларк, «Конец детства» — не то инверсия, не то субверсия: пришельцы Сверхправители скрывают от землян свою внешность, чтобы их НЕ приняли за сказочных существ (чертей). Но никакие палеоконтакты тут ни при чем: люди просто предчувствовали, что такие существа будут играть важную роль в их судьбе.
  • Роджер Желязны, «Князь света» — так как действие происходит вне Земли, вся местная живность — инопланетяне. Раса ракшасов, некогда в погоне за бессмертием утратившая физические тела, подходит под признаки демонов по всем пунктам, кроме одного: они существа не сверхъестественные. Также присутствуют и огненные элементали, которые уж вовсе Тримурти-знает-что.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте:
    • Книжная серия «Яцхен» — в одном из параллельных миров заглавного героя (рукотворное чудовище на основе демона) приняли за инопланетянина. А он сдуру ещё и подыграл.
      • Так-то для местных он именно что и пришелец. Пришёл из иного мира, формально с другой планеты.
    • Книжная серия «Архимаг». В мире под названием Плонет был открыт портал в Тёмный мир Лэнг, вследствие чего на Плонет успел просочиться архидемон Нъярлатхотеп, который довольно долгое время выдавал себя за прогрессивного и интеллектуально развитого доброго инопланетянина, параллельно превращая обычных людей в куклусов. Когда куклусов набралось достаточное количество, он наконец показал свой истинный облик, дал приказ убивать всех и вся, и погрузил планету в хаос, где люди, фактически, сражались друг с другом своими же технологиями. В результате жители мира применили оружие всепланетарного масштаба, изгнали архидемона и разрушили портал, но взамен планета стала похожа на тлеющий уголёк и наступил полнейший апокалипсис.
    • Также троп отыгрывают титаны, цивилизация которых достигла техногенного бессмертия. Причём именно в земном космосе — на Парифате они всего лишь ещё одна фэнтезийная нация. Так, встреченный экспедицией с «Джеймса Кэмерона» Китангер, отказываясь отправиться на Землю, уклончиво ссылается на античную титаномахию, а индусские ракшасы, согласно слову Божьему — титаны-демоны.
    • Ну и лавкрафтовские Древние, чьи чёрные галеры с равным успехом летали как сквозь космос, так и сквозь Кромку, тоже присутствуют. Правда, на момент повествования все эти техномагические полимеры давно и прочно забыты.
    • Паргоронские ла-ционне — бывшие клетки крови Древнейшего, а ныне демоны-техники. Построили космические ковчеги-роители и улетели во Тьму внешнюю, чтобы не быть истреблёнными гохерримами, да ещё и сурдитов прихватили с собой. Живут-поживают в соседнем аркале, один раз предприняли попытку вернуться в Чашу, но не срослось.
  • «Вейская империя» — с точки зрения не очень просвещённых вэйцев земляне — именно что «демоны с неба». Впрочем, большинство вэйцев даже среди чиновников считает, что демоны реально существуют, так что «непотустороннесть» в их глазах ничего не доказывает.
    • Ужас у холодильника — НАСКОЛЬКО же должна прогнить Вэя, чтобы чиновники брали взятки у демонов?!
    • Как правило, взяточнику все равно, с кого брать деньги. Вопрос в том, не возникает ли страха перед демонами, не возникает ли мысли, что они могут без взяток своего добиться и еще устроить взяточнику мучения? Но для дальневосточной культуры, которой цикл не чужд, идея не очень сильных демонов как раз уместна.
  • Дмитрий Мансуров, трилогия «Кащей» — Баба-Яга здесь именно что генетически созданный сверхчеловек, оставленный на Земле расой пришельцев, и большинство её волшебных вещей — инопланетные технологии. Да и «чудеса» из замка Кащея имеют схожее происхождение.
  • Пол Андерсон, «Царица ветров и тьмы» — субверсия: да, ящероподобные аборигены Роланда дурят земным колонистам мозги, прикидываясь каноническим Прекрасным Народом, но так как у них биологическая цивилизация, среди созданных ими существ есть аналоги фэнтезийных огров, троллей и фэйри.
  • Р. Асприн, «Корпорация МИФ» — игра с тропом: термин «демон» в этом сеттинге существует, но означает всего лишь сокращение от «демонстратор измерений», то есть любое пришедшее из другого мира существо. В родном мире Скива ящер из расы извергов Ааз — демон, а вот в родном мире Ааза демоном становится уже Скив.
    • Существуют миры бесов (imps) и девилов (deveels). И те, и другие — отнюдь не инфернальное зло, а просто существа как существа. Правда, девилы действительно опасны — они невероятно хитрые и умелые торговцы, так что поверье о том, что не следует заключать сделок с дьяволом, вполне основано на фактах.
  • Александр Бачило, «Мыслефильм, или Записки графомана» — главный герой пишет произведение, где злодеем является дракон-инопланетянин (на самом деле — инопланетный динозавр-мутант с тремя головами).
  • Дэвид Брин, «Этот огненный взгляд» (оно же «Потолкуем о летающих тарелках, кореш») — эльфов сейчас принимают за пришельцев из НЛО.
  • Лев Вершинин, «Великий Сатанг» — расу инопланетян назвали сатангами из-за внешнего вида (у них на голове рога, а за спиной — ангельские крылышки, то есть «сатана» + «ангел»).
  • Вернор Виндж, «Пламя над бездной» — твердая НФ, и Погибель, на самом деле, постсингулярное существо (раса? ИИ?), но для живущих в условиях космооперы жителей Запределья это самое настоящее злое божество, изучением которого занимаются местные теологи.
  • Альфред Ван Вогт, «Путешествие „Космической гончей“» — Икстль. Его прямым текстом называли демоном.
  • Марчин Вольский, «Агент Низа». В книге присутствуют и те, и другие. Главный герой разыскивает оставшуюся в наше время нечисть, натыкается на инопланетян, пытается завербовать, неудачно. Позднее в своём письме дядюшка объясняет ему, что инопланетяне никакого отношения к нечисти не имеют: «У НЛО столько же общего с нами, сколько у специалиста по воспоминаниям о будущем Дёникена с генералом Деникиным, а у изготовителя штанов Вранглера с генералом Врангелем».
  • Роман Злотников, «Шпаги над звёздами» и «Восставший из пепла»: Алые князья — дьявольски прекрасные (настолько, что в любой просьбе им может отказать только редкий обладатель героической силы воли) инопланетные захватчики. Причем — создания, непосредственно сотворенные Демиургом и находящиеся с последним в, скажем так, сложных отношениях. То есть демонами в классическом смысле слова их тоже можно считать.
  • Дин Кунц:
    • The Taking: с Землёй происходит что-то очень странное, и поначалу все думают, что это вторжение инопланетян, ксеноформирующих Землю. Но нет, это Армагеддон, и демоны самые настоящие, хоть их князья и похожи на живые космические корабли.
    • Odd’s Interlude: в повести фигурирует техника инопланетян, давным-давно высаживавшихся на Землю, и главный герой Одд предполагает, что, возможно, они приняли участие в грехопадении человечества. Судя по тому, во что превратился маньяк-учёный под действием инопланетной ДНК, они были здоровенными змеями с руками и могли влиять на чужой разум. Змеи-искусители, да.
    • «Фантомы» — Вековечный Враг, некое многоклеточное существо явно научно-фантастического происхождения, здорово напоминающее Нечто из одноимённого фильма Джона Карпентера. Способно усваивать воспоминания и принимать форму любого живого существа, которого некогда сожрало. Так, пожирая людей в течение веков, оно ознакомилось с человеческой культурой, в частности, со стандартной христианской мифологией, после чего обзавелось манией величия и стало отождествлять себя с христианским Дьяволом. И если раньше его действия были продиктованы сугубо эволюционной необходимостью и стремлением к выживанию (как вообще у любого хищника) — то после этого оно уже начало творить зло сознательно и для прикола.
  • Г. Романова, «Властимир»: Змей Горыныч — это инопланетный корабль, а сказочная нечисть — пришельцы.
  • С. Слэйд, Война за Спасение: ангелы и демоны на поверку оказываются эволюционными ветвями человечества, обитающими в граничащих с нашей Вселенной изолированных «пузырёвых» вселенных, а приписываемые им чудеса — результатом различий между законами физики открытых и «пузырёвых» миров.
  • Филип Жозе Фармер, «Шиворот-навыворот» — в финале демоны оказываются вовсе не сверхъестественными существами… Более того, остатки человеческой расы становятся чу-чу наравне с демонами для некой новой расы вроде кальмаров, которой отныне принадлежит планетка. Те, кого люди считали «демонами», не зря настолько различны внешне: все они остатки других разумных рас, а вовсе не одна раса.
  • Джек Чалкер, трилогия «Кинтарский марафон». Кинтара не только выглядят, как стереотипные демоны — они и есть те самые демоны, от которых пошли земные (и аналогичные на многих других планетах) легенды. Они — многомерные существа извне Вселенной, для которых наша метагалактика — не более чем эфемерная игрушка, энергетическая аномалия, возникшая как побочный эффект работы двигателя их многомерного корабля.
  • «Операция „Троянский конь“» Джона Киля, «Паспорт в Магонию» Жака Валле и другие книги этих двух авторов. «Посланник сатаны Эштер, к великому ужасу собравшихся на очередной съезд европейских чернокнижников-оккультистов, заявился к ним не в негодяйском берете с петушиным пером и черном плаще с кровавым подбоем, вдохновившем некогда Гёте, а в облегающем тело защитного цвета комбинезоне, украшенном какими-то крылатыми значками, кнопками и микроэкранами. Перейдя со старонемецкого языка — международного языка всех чернокнижников — на современный английский с оксфордским акцентом, Эштер поздравил присутствовавших с переходом человечества из детства в отрочество, заявив далее, что настало время сознаться: он, конечно, никакой не представитель какого-то там Сатаны, а офицер связи Межгалактического космического командования, которое уже многие тысячи лет опекает человечество, но не вступает с ним в прямой контакт из-за непомерной разницы в развитии, ибо в Межгалактическом уставе сказано, что всякая населенная планета до определенного предела должна развиваться самостоятельно. Затем Эштер сделал несколько несущественных пророчеств, в том числе о понижении цен на нефть, и растворился в воздухе столь же неожиданно и эффектно, как он делал, когда был еще посланцем Сатаны». (Предисловие к книге Джона Киля «Операция „Троянский конь“»)
  • В научно-популярной книге «Парадоксы двадцатого века», автор которой собрал самые известные случаи предположительных контактов с инопланетянами (местами перестарался — часть приведённых им фактов имеет очевидное земное объяснение), перечисляются попытки объяснения феномена НЛО, в том числе и как проделки эльфов. Сам автор сборника склонен объяснять неопознанные летающие объекты исключительно деятельностью инопланетян.
  • Влодавец, цикл страшилок — ряд демонов в его православных агитках для подростков для разнообразия или прибыли из иных миров, или прикидываются таковыми. Чурачука из «Чудища Поганого» как характернейший пример: не классический демон из преисподней, а могущественный властолюбивый пришелец, использующий воду как источник сил для роста физической и магической мощи.
  • «Звёздная месть»: силы инфернального зла — это результаты деятельности достаточно развитых цивилизаций (конструкты, цифровые копии личностей и т. п.), сворачивавших в этой и предыдущих Вселенных на кривую дорожку.
    • И множество других миров от Петухова и его (воображаемых?) товарищей по журналу «Приключения. Фантастика». Отдельно стоило бы отметить знаменитый «Классификатор пришельцев»: автор то заявляет, что вся эта НЁХ пришла из космоса, то упоминает, что тот или иной гость известен в фольклоре, как леший/водяной/прочая_нечисть, но в послесловии внезапно разражается спичем на тему того, что это всё нечистые духи, и надо молиться-поститься-слушать радио «Радонеж».

Фанфики[править]

  • «По ту сторону рассвета» — рассказчик романа космический навигатор Берен Белгарион столкнулся в дальнем космосе с искусственным интеллектом, одержимым демоном.

Кино[править]

  • «Twin Peaks» активно эксплуатирует теории Джона Киля. Мистические сущности из Вигвама явно связаны с электричеством, ими занимался проект ФБР «Синяя книга» (в реальности направленный на поиск внеземных форм жизни), а согласно нереализованному сценарию третьего сезона, Боб и Майк должны были оказаться пришельцами с Кукурузной планеты.
    • Ковбой из «Малхолланд Драйв», похоже, тоже из этих: он появляется неизвестно откуда и точно так же растворяется в воздухе, и при его появлении загорается лампочка.
  • «Человек-мотылёк» — экранизация книги Джона Киля.
  • «Жизненная сила» — фильм-экранизация истории о инопланетянах-вампирах.
  • «Хватай и беги» — в захолустном американском городке Диллфорте, известным разве что своими мясными риблетами, мирно сосуществуют зомби, вампиры и простые смертные, в том числе семейка оборотней. Жили мирно, не тужили, друг друга не трогали, но тут над городом зависает летающая тарелка. Что тут началось…
  • Кинг Гидора. Только в Японии злые драконы прилетают из космоса…
  • «Крулл» — Зверь.
  • «Горизонт событий» — по всей видимости, космонавты на экспериментальном корабле побывали в Варпе из Warhammer 40,000 (см. ниже).
  • «Викинги»/«Чужеземец» (2008) — появление на Земле инопланетного монстра-человеконенавистника Мурвена породило легенду о Гренделе.
  • «Великая стена» — демоны-таотай упали из космоса.
  • «Инопланетянин Пол: Секретный материальчик» — Руфь, взрослая дочь религиозного фанатика, неподражаема. «А-а-а! Демон!! Господи, спаси!!!».
  • «Четвёртый вид» с Милой Йовович — игра с тропом, так что не поймёшь: это субверсия или деконструкция. С одной стороны, сюжет нас убеждает в реальности палеоконтакта, правда, акцент не на мифологии, а соответствующих изображениях в вавилонской и древнеегипетской культурах; учёные-уфологи прекрасно осведомлены, что это именно инопланетяне и приписывают им роль прогрессоров. С другой стороны, то, чем они занимаются сейчас, на прогрессорство совсем непохоже: помимо похищений и инфернально-жутких экспериментов, фактически довели до самоубийства мужа ГГ, и ещё кучу людей либо покалечили до смерти, либо привели к срыву психики вплоть до сумасшествия, а со стороны выглядит именно как сабж: вплоть до совершенно необъяснимых с точки зрения обывателя совпадений и/или феноменов. Подсвечено в фильме (который подаётся как реконструкция событий): «Так с кем же вы общались? С богами, или демонами?» — «Нет. Но они могут убедить, что они боги, если захотят этого».
  • «Посылка» Ричарда Келли — аналогично. Загадочный незнакомец по имени Арлингтон Стюард приносит разным семьям коробку с кнопкой, предлагая им сделать выбор: если они нажмут на кнопку, то получат миллион долларов, но при этом умрёт какой-то незнакомый им человек. Сюжет намекает, что за Стюардом стоит инопланетная раса прогрессоров, которые таким образом проверяют человечество на моральную зрелость, и если оно не пройдёт проверку, то будет уничтожено как потенциально опасная цивилизация (своего рода вариант Великого фильтра). Но при этом Стюард и стоящие за ним сущности откровенно косплеят ангелов и демонов из стандартной христианской мифологии, и ведут себя при этом как нечто среднее между христианским дьяволом и ветхозаветным Яхве в самой тёмной трактовке. А именно, вначале намеренно искушают героев и создают им трудности в жизни, подталкивая их нажать на кнопку, а затем, когда жена героя не выдерживает искушения, похищают их сына и делают его слепым и глухим — и в обмен на его исцеление требуют, чтобы герой убил жену и сел в тюрьму (причём ей не разрешается даже самой покончить с собой).
  • Звёздные войны — мужчины расы деварониан по виду типичные демоны. И поведение соответствующее. В смысле, козлы обыкновенные. А все потому, что кончились костюмы для инопланетян, и кто-то притащил старый костюм черта...
  • Внешность вулканцев из другой культовой саги («Звёздный путь») тоже оказывает на морально и интеллектуально неподготовленного человека мощный эффект, хотя вулканцы исключительно мирный и благородный народ. А вот их кровные родственники ромулане — те еще демоны по натуре и внешности.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5» — ворлонцы и Тени вошли в земной (и не только) фольклор как ангелы и демоны соответственно.
  • Star Gate идею о палеоконтакте вдавили куда-то в асфальт: здесь есть и инопланетные ложные боги (гоау’лды и Орай), и инопланетные вампиры (рейфы)… на современных землян, фанатов Star Trek и научной фантастики, это влияет меньше, а вот менее развитые цивилизации в ужасе. Лорд Сокар вообще косплеит Дьявола на фоне по-настоящему инфернального Анубиса жалкого, словно какой-нибудь провинившийся джаффа.
  • «Могучие рейнджеры»: В космосе (Power Rangers in Space) — Дарконда и Злой Спектр.
  • Buffy the Vampire Slayer: демон Queller, вызванный Беном, прибыл на Землю в метеорите.
  • Kamen Rider Kiva — всю нечисть в сериале создали в древние времена Сагарки, которые одновременно инопланетяне и демоны.
  • Ultraman Leo — инопанетный демон они-кайдзю.
  • В одном из эпизодов «За гранью возможного» инопланетяне не хотели показываться человечеству потому, что внешне выглядели как типичные христианские черти. Как оказалось, и ведут себя немногим лучше.

Мультсериалы[править]

  • Ben 10 — звёздная система Анур Трансил, которую населяют владаты (инопланетяне-вампиры), теп-куфаны (инопланетные мумии), лобоане (оборотни-вервольфы), трансилиане (монстры Франкенштейна), эктонуриты (привидения, похожие на Смерть с Косой). В общем, весёлое место…
  • Gravity Falls — как минимум Билл Сайфер вполне годится, хотя не очень ясно, из какого конкретно мира он пришёл (про его мир только известно, что он двухмерный, и что сам Билл этот мир и уничтожил). И он вообще-то демон.
  • Rick and Morty — тут пришельцы на любой вкус есть.
  • Extreme Ghostbusters — в одной серии Игон просматривал свой справочник духов, и там на одной странице был изображён некий «Лунный летун» — жутенький амёбообразный дух, обитающий на Луне.
  • Samurai Jack — один из эпизодов посвящён инопланетянам, которые напоминают фей, в том числе поведением.
    • Да и сам Аку имеет космическое происхождение, так что вполне годится как пример. Причём он скорее всего похож на «лафкрафтианских инопланетян».

Комиксы[править]

  • «Grrl Power»: Даблер — демоница-суккуб, она же инопланетянка со встроенным в искусственную руку телепортатором.

Веб-комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon — космические эльфы Эйл и Анна и Цирк Мёртвой Луны Нехеллении.
  • Voltron — друллы. Натуральные тёмные эльфы, у которых даже есть своя ведьма. А живут в космосе.
  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — с фитильком: Нуу нельзя назвать инопланетянами, они вообще появились то-ли до Большого Взрыва, то-ли в «момент», когда материя уже возникла, а время еще не подвезли (не спрашивайте), и в нормальном состоянии существуют вне нашей вселенной. Но к Земле имеют крайне опосредованное отношение, и нашли их на свою голову герои именно в космосе. По внешнему виду — стереотипные зомби (собственно, в нашем мире они вселяются в тела людей, а поддерживать тело живым после вселения им сто лет не сдалось), по сути — хтонь и лавкрафтовщина та еще. Демонами пару раз названы непрямую, да и в целом: живут в загробном мире и хотят вернуть реальность в состояние изначального хаоса.
  • «Крестовый поход Хроно» — в манга-версии демоны оказались пришельцами (беженцами или изгоями — ответа нет) с техномагией и немного ульевым устройством общества: все демоны разумны, но их порождает биомеханический корабль-матка Пандемониум, способный влиять на их разумы и управлять ими.

Видеоигры[править]

  • Space Station 13 — некая Космическая федерация магов (Space Wizard Federation) постоянно засылает своих агентов в исследовательскую космическую станцию для выполнения определенных миссий, вплоть до кражи корги главы персонала по кускам. За загадочными мантрами типа «Ei Nath!» магия скрывает свое истинное происхождение — она может быть результатом генетической мутации или очень продвинутой науки.
  • «Nelson Tethers: Puzzle Agent» — странные гномики из местного фольклора оказались пришельцами.
  • Touhou Project — Нуэ Ходзю, конечно, не совсем демон, да и выглядит практически как человек (только со странными конструкциями на спине), однако одна из героинь, Санае Котия, всё равно при первой встрече приняла её за инопланетянку (хотя сама Нуэ и пыталась ей объяснить, что это не так). Связано это в том числе с тем, что основная способность Нуэ — скрывать истинный облик вещей, благодаря чему в 12-й части она заставила сюжетно важные артефакты выглядеть как НЛО и активно использовала эти НЛО в бою. Помимо этого, музыкальная тема Нуэ называется «Хэйанский пришелец».
  • Doom — инопланетными демонами кишит целая планета (с развитием серии этой планетой оказывается не только Марс, но и Земля, Луна, и даже Юпитер, и вообще они как борщевик, коси, пока не устанешь, расчищай человечеству новые поля).
  • С прикрученным фитильком — во флэш-игре «Aether» можно найти среди космических просторов много разной живности, и одно существо именуется именно «демоном». Но это просто угловатая нёха, которая произносит нечитаемый набор символов и не делает больше ничего.
  • WarCraft — Пылающий Легион. Архимонд Осквернитель, Маннорот Разрушитель, многочисленные повелители ужаса — демоны с какой стороны на них не посмотри. При этом являются просто инопланетянами. Повелители ужаса — раса Натрезимов с планеты Натреза, а сам Архимонд является Эредаром с планеты Аргус. И Азерот для них лишь ещё одна планета-жертва на пути их вселенского крестового похода разрушения против творений Титанов-Создателей.
    • Работает не со всем одинаково. Например упомянутые пит-лорды (Маннорот, Магтеридон, Азгалор — три самых известных их представителя) инопланетянами в узком смысле этого слова не являются во все. Они происходят из круговерти пустоты, а не с какой то конкретной планеты, и были демонами всегда.
    • Демоничество в этом мире — черта, которой может обладать, а может и не обладать конкретный представитель любой расы. Эредар, например, не являются демонами поголовно (в World of Warcraft действуют и доступны для создания персонажа неиспорченные представители этой расы — Дренеи). Натрезим все поголовно приняли демоничество, кроме одного — Лотраксиона. Ночные Эльфы в подавляющем большинстве своём демонами не являются, но один известный представитель вида стал им. А некоторые гуманоидные враждебные NPC, например таурены Крутогорья, таки принимают демоничество.
  • Heroes of Might and Magic — в отличие от RPG в соответствующей вселенной, кригане — это именно демоны, а инопланетянами они являются только по лору.
  • LRU Bounty Hunter — собственно демоны. Могут иметь внешность как традиционного чёрта (например, архидемон Гладиус), так и чего-то откровенно лавкрафтианского.
  • Popee the Performer — протагонист может проявлять нечеловеческие способности, менять свой облик на более жуткий, а также имеет очень нестабильный и скверный характер.
  • EarthBound: Гийгас.
  • Серия Forbidden Siren — Датацуши (прилетел на Землю в метеорите) и «большая Небесная рыба»(«Правитель»)(прилетел на Землю в каменном шаре).
  • Fallen London — здешние дьяволы не коренное население Земли, а пчёлы в костюмах из воска и бумаги, пришедшие из Параболы.
  • Главный двигатель сюжета Warframe, Человек в стене, он же Демон Бездны. Напал на летящий в бездне корабль, из-за чего взрослые сошли с ума, а дети убили их с помощью полученных сверхспособностей. Играем мы именно за этих детей, а демон бездны помогает в некоторых квестах.
  • Might and Magic — кригане, при всей их инфернальности («сатанинская внешность», плюс криганские вожди именуются «Дьяволы» и «Архидьяволы»), всё же являются инопланетянами. Что не удивительно в мире, истинным сеттингом которого является космическая опера.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — все демоны — сущности Варпа, а потому для всех рас галактики они будут инопланетянами. Хаоситы также приобретают некоторую демоничность. Особо отожравшиеся демоны — уже боги Хаоса, им для вполне конкретного влияния на смертных даже покидать Варп не нужно.
    • Там же — К’Тан (бессмертная сущность, пожирающая звёзды и души) Аза’город, Несущий Ночь (по-эльдарски — Каэлис Ра). Выглядит как стереотипная Смерть с косой. Вернее, это стереотип смерти с косой выглядит, как он. Потому что от него сей образ и пошёл, запечатлевшись в подсознании множества разумных видов Галактики после того, как этот товарищ уничтожил и пожрал души триллионов разумных существ в Млечном Пути.

Реальная жизнь[править]

  • Как ни странно, тоже есть, хотя пока только в рамках одной планеты. Раньше из заморских и вообще далёких стран привозили всякие диковинные штуки, живых существ и рассказы о чудесатых странствиях, да и в процессе путешествий наблюдали очень много всего. На основе всего этого люди с богатым воображением напридумывали кучу фантастического зверья. В частности, рог нарвала до сих пор кое-где считают единорожьим.
    • Формально он таковым и является, ибо другое название нарвала — морской единорог.
  • Круги на полях несколько веков назад считались проделками эльфов и фейри, сейчас — следами инопланетян.
    • Или ловким розыгрышем.
    • Круги на полях как явление достойный отдельной статьи. Тема в буквальном смысле, очень мутная. Уж больно масштабный розыгрыш выходит.
  • А ещё есть очень мутная гипотеза, что инопланетянами были языческие боги.

Примечания[править]

  1. Ну как недавно, в общем-то, во многих даже первобытных мифологиях Луна и даже планеты были населены какими-то мистическими существами, небезызвестный Джордано Бруно тоже того же мнения был, да только вот считал, что тогда и аналогичных библейскому богов-творцов должно быть много: каждой планете свой. За что и пострадал.
  2. Самое забавное в этой версии то, что в фольклоре ступа вовсе не летает, а передвигается по земле. Полёты ей стали приписывать где-то в XIX в., из-за смешения образа Яги с западноевропейскими ведьмами, летавшими на всяком хозбытинвентаре.