Сокобан

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Наглядный пример.

Сокобан — это классическая головоломка, представляющая собой отдельный поджанр компьютерных игр-головоломок, а также регулярно встречающаяся в том или ином виде в играх совершенно других жанров.

Правила ее довольно просты: ваш герой находится на поле, разделенном на квадратные клетки, и должен или двигать ящики, чтобы просто пройти к выходу, или подвинуть каждый из них на обозначенное место. В классическом варианте это усложняют следующие условия:

  • Тянуть ящики нельзя, можно только толкать. Если ящик стоит у стены, можно двигать его только вдоль стены; если ящик в углу, с ним ничего не сделаешь;
  • Ящики можно двигать только по одному;
  • Персонаж не может перемещаться по диагонали, только на соседние клетки, и тем более не может перелезть через ящик.

Дополнительных условий бывает масса:

  • разноцветные ящики и точки;
  • один из ящиков надо сделать доступным после того, как остальные встанут на свои точки;
  • разного рода препятствия, пропускающие грузчика, но не ящик;
  • дырки в полу, в которые нужно загнать ящик, чтобы тот упал на нижний этаж;
  • скользкий пол, по которому ящики и/или грузчик будут скользить до ближайшей стены;
  • враги, которых нужно загнать в ловушку ящиком или просто избегать;
  • и так далее.

Зачастую легко можно загнать ящики в непроходимую ситуацию, после чего нужно каким-то образом сбрасывать уровень, и если разработчик забыл предусмотреть такую возможность, это Непроходимая забагованность.

Представители жанра[править]

  • Собственно, игра Sokoban (1982) от японской компании Thinking Rabbit, изобретатель и тропнеймер жанра.
  • Baba is You, где можно двигать не только простые блоки, но и слова, составляющие правила игры. Благодаря необычной фиче игрок волен поменять правила самой игры. Скажем, управлять флагом или превратить лаву в толпу Баб.
    • Можно и целый уровень превратить в Бабу, он исчезнет с глобальной карты, и станет недоступен без перезагрузки.
  • Большая часть геймплея в игре Catherine состоит из двигания ящиков по трехмерной башне.
  • Helltaker, за исключением последнего уровня.
  • Kurtan, забавная игра производства Грузинской ССР.

Где встречается[править]

  • Legacy of Kain: Soul Reaver, где Разиэлю приходится двигать огромные камни чуть ли не каждые полчаса. По легенде, каждый разработчик должен был придумать такую головоломку в свободное время за неделю, и в итоге в игре реализовали каждую.
  • Встречается по нескольку раз в каждой игре про профессора Лейтона, обычно в качестве ключевой сюжетной головоломки.
  • Практически на каждом уровне в Vagrant Story приходится двигать коробки.
  • В Undertale в одной из ранних головоломок приходится двигать камни на переключатели, причем у одного из камней другое мнение на этот счёт.
  • В каждой игре главной серии Pokémon (сначала с помощью атаки Strength, а с седьмого поколения — катаясь на Мачампе) приходится неоднократно двигать огромные камни, в основном в пещерах. Вариантов масса — скользкий пол, дырки в полу, переключатели…
    • В том же духе оформлен стадион в городе Фортри в третьем поколении (Ruby/Sapphire/Emerald) — камней нет, но дорогу перегораживают турникеты.
  • Настолько же классическая часть в Legend of Zelda, как и игра в теннис с боссом.
  • Регулярно встречается в Tomb Raider.
  • Целая зона в Nethack, которая так и называется — сокобан. За честное прохождение персонаж получает скрытый положительный бонус к характеристикам. Если жульничать, то бонус будет отрицательным.
  • Mr.Robot, игра 2007 года от студии Moonpod про приключения робота на спящем корабле (не путать с сериалом про хакера) — среди множества головоломок там полно и разновидностей сокобана.
  • В Epic Battle Fantasy (как минимум в 4 и 5 частях) множество подобных головоломок различной степени изощренности. Совершенно необязательных, но кому когда мешал лишний лут?
  • «Goof Troop»: Некоторые экраны представляют собой сокобаноподобную головоломку. Но особенность местного сокобана в том, что блоки скользят, и останавливаются только встретив препятствие.
  • «Broken Sword: The Sleeping Dragon»: в третьей части квестовой франшизы решили ввести элементы консольного управления, и в итоге герои регулярно вынуждены двигать ящики для решения задачек. Разгневанные фанаты эти ящики авторам припоминают до сих пор, и упоминания об этом просочились даже в другие квесты типа Tale of a Hero.