Сокобан
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Сокобан — это классическая головоломка, представляющая собой отдельный поджанр компьютерных игр-головоломок, а также регулярно встречающаяся в том или ином виде в играх совершенно других жанров.
Правила ее довольно просты: ваш герой находится на поле, разделенном на квадратные клетки, и должен или двигать ящики, чтобы просто пройти к выходу, или подвинуть каждый из них на обозначенное место. В классическом варианте это усложняют следующие условия:
- Тянуть ящики нельзя, можно только толкать. Если ящик стоит у стены, можно двигать его только вдоль стены; если ящик в углу, с ним ничего не сделаешь;
- Ящики можно двигать только по одному;
- Персонаж не может перемещаться по диагонали, только на соседние клетки, и тем более не может перелезть через ящик.
Дополнительных условий бывает масса:
- разноцветные ящики и точки;
- один из ящиков надо сделать доступным после того, как остальные встанут на свои точки;
- разного рода препятствия, пропускающие грузчика, но не ящик;
- дырки в полу, в которые нужно загнать ящик, чтобы тот упал на нижний этаж;
- скользкий пол, по которому ящики и/или грузчик будут скользить до ближайшей стены;
- враги, которых нужно загнать в ловушку ящиком или просто избегать;
- и так далее.
Зачастую легко можно загнать ящики в непроходимую ситуацию, после чего нужно каким-то образом сбрасывать уровень, и если разработчик забыл предусмотреть такую возможность, это Непроходимая забагованность.
Представители жанра[править]
- Собственно, игра Sokoban (1982) от японской компании Thinking Rabbit, изобретатель и тропнеймер жанра.
- Baba is You, где можно двигать не только простые блоки, но и слова, составляющие правила игры. Благодаря необычной фиче игрок волен поменять правила самой игры. Скажем, управлять флагом или превратить лаву в толпу Баб.
- Можно и целый уровень превратить в Бабу, он исчезнет с глобальной карты, и станет недоступен без перезагрузки.
- Большая часть геймплея в игре Catherine состоит из двигания ящиков по трехмерной башне.
- Helltaker, за исключением последнего уровня.
- Kurtan, забавная игра производства Грузинской ССР.
Где встречается[править]
- Legacy of Kain: Soul Reaver, где Разиэлю приходится двигать огромные камни чуть ли не каждые полчаса. По легенде, каждый разработчик должен был придумать такую головоломку в свободное время за неделю, и в итоге в игре реализовали каждую.
- Встречается по нескольку раз в каждой игре про профессора Лейтона, обычно в качестве ключевой сюжетной головоломки.
- Практически на каждом уровне в Vagrant Story приходится двигать коробки.
- В Undertale в одной из ранних головоломок приходится двигать камни на переключатели, причем у одного из камней другое мнение на этот счёт.
- В каждой игре главной серии Pokémon (сначала с помощью атаки Strength, а с седьмого поколения — катаясь на Мачампе) приходится неоднократно двигать огромные камни, в основном в пещерах. Вариантов масса — скользкий пол, дырки в полу, переключатели…
- В том же духе оформлен стадион в городе Фортри в третьем поколении (Ruby/Sapphire/Emerald) — камней нет, но дорогу перегораживают турникеты.
- Настолько же классическая часть в Legend of Zelda, как и игра в теннис с боссом.
- Регулярно встречается в Tomb Raider.
- Целая зона в Nethack, которая так и называется — сокобан. За честное прохождение персонаж получает скрытый положительный бонус к характеристикам. Если жульничать, то бонус будет отрицательным.
- Mr.Robot, игра 2007 года от студии Moonpod про приключения робота на спящем корабле (не путать с сериалом про хакера) — среди множества головоломок там полно и разновидностей сокобана.
- В Epic Battle Fantasy (как минимум в 4 и 5 частях) множество подобных головоломок различной степени изощренности. Совершенно необязательных, но кому когда мешал лишний лут?
- «Goof Troop»: Некоторые экраны представляют собой сокобаноподобную головоломку. Но особенность местного сокобана в том, что блоки скользят, и останавливаются только встретив препятствие.
- «Broken Sword: The Sleeping Dragon»: в третьей части квестовой франшизы решили ввести элементы консольного управления, и в итоге герои регулярно вынуждены двигать ящики для решения задачек. Разгневанные фанаты эти ящики авторам припоминают до сих пор, и упоминания об этом просочились даже в другие квесты типа Tale of a Hero.