Tomb Raider

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лара Крофт, Графиня Эббингдонская

Tomb Raider — видеоигровая серия экшен-платформеров об английской археологе-путешественнице Ларе Крофт. Первая игра была разработана компанией Core Design в 1996 г., и серия, пережив два полноценных перезапуска существует и поныне. Также по франшизе издавались книги и комиксы, а в 2001 г. серия получила первую экранизацию.

Игры[править]

Оригинальная серия[править]

  • Tomb Raider (1996)

Первая игра серии. Молодая искательница приключений Лара Крофт нанята эксцентричной Жаклин Натла, для поисков артефактов Атлантов по всему миру. Игрокам предстоит путешествие по Перу, Греции и Египту. Но Жаклин — далеко не та, за кого себя выдает. Финальная битва происходит на руинах Атлантиды. Приз — судьба целого мира.

Данная игра заложила основные лекала серии — полностью трехмерное пространство, скитания по руинам, полным ловушек и чудовищ. Разгадывание загадок, основанных на внимательности и знаниях. В качестве основного оружия надолго прописалась пара пистолетов (в те годы — Browning Hi-Power). Протагонистом изначально должен был стать мужчина — современная версия Индианы Джонса. Но в ходе разработки пол персонажа изменился и «Новый Джонс» превратился сначала в латиноамериканку Лауру Круз, а затем в англичанку Лару Крофт.

  • Tomb Raider II: The Dagger of Xian (1997)

Лара Крофт, успешно пережившая события первой части отправляется на поиски Кинжала Сианя. По легенде, с его помощью китайский император мог превращаться в настоящего дракона. Но сокровище интересует не только Лару — в гонку за ним включается венецианская мафия, под руководством Марко Бартоли. Лара посетит руины Великой Китайской Стены, Италию, Тибет и Антарктиду. А в финале Ларе предстоит защищать свой особняк от недобитков Бартоли.

Технологически игра полностью повторяет первую часть. Графика подверглась незначительным улучшениям (вода, более детализированные модели и т.п). Существенно увеличился арсенал главной героини — появились двойные пистолеты-пулеметы, как альтернатива УЗИ и дополнительное тяжелое вооружение. Кроме того, начиная со 2-й части Лара получила свою необъятную грудь.

  • Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft (1998)

Третья часть приключений, оправляет Лару в погоню за осколками таинственного метеорита. Некогда он был важной частью полинезийского культа, но в XIX веке его захватили европейцы и осколки оказались раскиданными по всей Земле. Приключения начинаются на территории Индии. Далее следуют Индонезия, Лондон, Антарктида и даже таинственная Зона 51. На кону — как обычно будущее Земли.

TR III принесла немало новшеств в игру. Появились эффекты отравления и замерзания для главной героини. Сильно улучшилась графика и детализация моделей. Физический движок позволил совершать прыжки на технике. Также появились специальные бонусы и опциональные сокровища в тайниках и трудодоступных местах. Они не влияют на сюжет, но существенно разнообразять геймплей.

Недостатком игры стали загадки — помимо традиционных задач на внимательность и ловкость, появились загадки из разряда «купи долбанный гайд», разгадать которые не зная точное местонахождение спрятанного рычага или последовательность действий — невозможно.

  • Tomb Raider: The Last Revelation (1999)

Первая игра серии полностью посвященная одной локации — Египту. Лара исследует древние руины эпохи фараонов, двигаясь по следам своего учителя и наставника Вернера фон Кроя. По неосторожности она выпускает из тысячелетнего заключения бога Сета. Чтобы исправить ситуацию её необходим амулет Гора, украденный фон Кроем, чей разум оказался под контролем злого бога. Скитания по Египту приводят обоих героев в Великую Пирамиду, где используя силу Амулета Лара призывает Гора. В результате Сет повержен, но храм начинает рушится и судьба Лары остается неизвестной.

Игра получила массу геймплейных нововведений. Загадки сместились от переключения рычагов в область физики. Кроме того, Лара получила возможность целиться из своего оружия, для более точной стрельбы. Лара впервые получила возможность лазить по веревкам и трубам. Также сильно улучшилась графика игры.

  • Tomb Raider: Chronicles (2000)

Лара Крофт пропала в Египте и предположительно погибла в ходе разрушения Великой Пирамиды. Спустя год после событий четвертой части трое друзей Лары собираются вместе, чтобы помянуть её. Каждый из них рассказывает свою историю о Лары, каждая из которых становится сюжетом очередной главы.

В финале, нас переносят в Египет, где Вернер фон Крой ведет раскопки на руинах Пирамиды, пытаясь найти Лару. В очередной комнате обнаруживается рюкзак авантюристки, но ни следа её тела. «Мы нашли её!» — восклицает фон Крой.

Создатели вновь пересмотрели геймплейную часть. Появились элементы стелса, возможность оглушить или усыпить противника. Также появились элементы рукопашного боя в самой игре. Технические Chronicles базируются на модифицированном движке Last Revelation с рядом улучшений — появились проекционные тени. Игра получила посредственные оценки критики и геймеров, став началом конца классической серии Tomb Raider.

  • Tomb Raider: The Angel of Darkness (2003)

Лара Крофт снова с нами! Легендарная авантюристка выжила в Египте и готова к новым приключениям. Письмо старого наставника — фон Кроя приводит её в Париж. Но она опоздала — её учитель мертв, а обвинение в убийстве повешено на нее. Теперь ей предстоит сбежать от вездесущей полиции, найти истинных убийц учителя и восстановить свое честное имя. Расследование проведет Лару через Парижский Лувр, Катакомбы, Старую Прагу, где она находит истоки событий — попытку создать сверхсущество, Прото-Нефелима. Полубога-получеловека.

«Ангел Тьмы» общепризнано считается худшей частью в серии. Публика не оценила нововеедения в геймплее, вроде шкалы усталости или элементы прокачки, в том числе за местную валюту. Ситуацию не улучшили и многочисленные баги в игре (в том числе критические) — сразу после выхода было выпущено 3 патча для их исправления. Положение не спасли ни похорошевшая графика, ни яркие антуражи. Шестая часть полностью похоронила классическую серию Tomb Raider и по сути подписала смертный приговор её создателю — студии Core Design.

Первый перезапуск[править]

  • Tomb Raider: Legend (2006)

После фиаско «Ангела Тьмы» Eidos передала разработку продолжения давнему партнеру, студии Crystal Dynamics, авторам «Legacy of Kain». Создатели полностью переделали игровую механику в пользу интуитивных загадок и паззлов на основе физики и внимательности, добавили многие консольные элементы (автосейвы, QTE и т.п) и полностью переделали внешность ГГ. В результате получилась одна из наиболее популярных игр серии и самая быстропродаваемая игра 2006 года.

Перезапуск приключений Лары Крофт отправляет её на поиски матери, пропавшей вскоре после крушения самолёта в Гималаях. Лара, как и её отец, верит, что Амелия не погибла, а оказалась в другом мире. Скитания по всему миру сводят её с людьми, которых она считала давно погибшими, а также открывают истину, скрытую под валом легенд о Короле Артуре.

  • Tomb Raider: Anniversary (2007)

Ремейк первой игры, сочетающий сюжет Tomb Raider и реткон перезапуска. После событий «Легенды» Лару нанимает Жаклин Натла для поиска таинственного артефакта Атлантов. В целом сюжет полностью повторяет события первой игры, хотя и с рядом отличий. Игра была положительно оценена как игроками, так и критиками получив кучу титулов «Ремейк года».

  • Tomb Raider: Underworld (2008)

Финал перезапуска, закрывающий сюжетную линию «Легенды». В ходе очередного поиска Лара внезапно встречается сперва с Амандой, а затем и с Натлой, которая выжила в ходе событий «Anniversary» и теперь является пленницей Аманды. Их цель — открыть дорогу в мир мертвых, описанный в легендах многих народов. Именно там можно найти «Кровь Богов», также известную как Амброзию или Эйтир — напиток дающий бессмертие. И именно там, как считал отец Лары, заключена её мать. Старые враги объединяются в хрупкие союзы, пытаясь достичь своих целей. Но финал оставит разочарованными всех, кроме тех, кто к нему не причастен.

Игра была выпущена вскоре после «Юбилейного Издания» и получила шквал критики за короткий сюжет и скудные нововведения. Ответом разработчиков стал DLC, посвященный Двойнику Лары, но это было как припарки для мертвого.

Второй перезапуск[править]

Tomb Raider (2013)[править]

Первая игра перезапуска предлагает взглянуть на совсем ещё юную Лару Крофт, которая отправляется в свою первую экспедицию. Корабль «Эндьюранс» отправляется в на поиски мифического острова Яматай в тихоокеанские воды вокруг Японии, в так называемый «треугольник дракона» потому что согласно теории Лары именно там находится их цель. Исследователи действительно находят остров, но внезапно налетает сильная буря, и корабль разбивается о скалы. Уцелевшие члены экипажа выбираются из моря на остров и планирует вызвать спасателей, но очень быстро обнаруживают, что они — не единственные люди на острове, и что выживание здесь дается дорогой ценой.

Персонажи[править]

  • Лара Крофт — ещё совсем юная расхитительница гробниц, мягкая, наивная и неуверенная в себе девушка. Но испытания на острове быстро закалят характер и сделают её суровой выживальщицей.
  • Саманта Нисимура, или же просто Сэм — студенческая подруга Лары, только училась не археологии, а кинопроизводству. Рассказы Сэм про её бабушку и бабушкины сказки про Императрицу Солнца Пимико натолкнули Лару на теорию о местонахождении Яматая.
  • Джеймс Уитмен — археолог и телеведущий, вложившийся в экспедицию с целью получить материал для своего нового телепроекта. Не особо верит в догадки Лары относительно Яматая. Его прекрасно характеризует фраза Сэм: «Нет, это совершенно невыносимый тип, но на камеру работать он умеет.»
  • Конрад Ротт — капитан корабля «Эндьюранс» и друг семьи Крофт. Был для Лары ментором и учил её обращению с оружием и выживанию в дикой природе.
  • Ангус «Грим» Гримальди — первый помощник капитана «Эндьюранса», шотландец, говорит с жутким акцентом. Очень прямолинейный тип с твердым характером. Любит рассказывать, как однажды подрался с лох-несским чудовищем.
  • Джослин Рейес — механик на корабле «Эндьюранс». Жесткая женщина, которая с предубеждением относится к Ларе за то, она она завела их к черту на рога. Дома у неё осталась несовершеннолетняя дочь, и стремление вернуться к ней — главный мотиватор для Рейес.
  • Алекс Вайс — техник с «Эндьюранса», молодой юморист, отлично разбирается в электронике и радиосвязи.
  • Иона Майава — разнорабочий и кок с «Эндьюранса», вырос на Гаити. Высокий и сильный громила, простой человек и не интеллектуал, но добрый и верный товарищ в любом деле. Верит в духов и сверхестественное.
  • Матиас — первый «местный» на острове, которого встречают Лара и Сэм. Поначалу кажется милым и спокойным человеком, но быстро раскрывается его жестокая и эгоистичная натура.

Тропы[править]

  • А 220 не хочешь? — одинокая девушка Лара дает неожиданный отпор пытающемуся её изнасиловать Владимиру и убивает его из его же пистолета.
  • А мальчик и не знает — гендерная инверсия с Алексом и Ларой. Девушка даже не догадывалась о чувствах парня, хотя их, в общем-то, видно невооруженным глазом.
  • Бой-девка — Лара, конечно же! До Бой-бабы дорастет в следующих частях.
  • Вклиниться в чужой спеллкаст — девушка Хоси, зная, что умирающая императрица собирается перенести свою душу в её тело, убила себя прямо во время ритуала. В итоге Пимико умерла, так и не сумев перенести душу, и её душа осталась привязана к разлагающемуся трупу. Это и послужило причиной исчезновения Яматая и творящейся на острове чертовщине.
  • Геймплей вразрез с сюжетом — одно из самых известных претензий к игре. Лара показана плаксивой девочкой, тяжело переживающей первые трудности. В которых она хладнокровно убивает противников десятками. Помимо этого есть другие странности, вроде патронов от современного оружия в местах, где давно уже не ступала нога живого человека. Или дневников персонажей там, где эти персонажи никогда не бывали.
  • Героическое самопожертвование — Алекс, придавленный трубами на медленно тонущем «Эндьюрансе», отдает Ларе искомые инструменты и, после того, как девушка уйдет из отсека, вызывает взрыв газа, чем отправляет корабль вместе с собой и толпой культистов прямиком на дно морское.
  • Дева в беде — Сэм вечно попадает в беду, и остальным выжившим, а в основном — Ларе, приходится её выручать.
  • Дневник катастрофы — есть целые сюжетные линии из дневников. Тут и история японских солдат, что высадились на острове во время Второй мировой войны с целью возвести оборонительные укрепления для защиты от американского флота. И дневники бандита Николая, который позже стал сподвижником Матиаса. И дневники самого Матиаса, годами пытавшегося убраться с острова.
  • Жертвенный лев — Грим не позволил Ларе выбирать между свободой и его жизнью, и бросился в самоубийственную атаку на братьев Солнца. Также и Ротт — погиб, защищая Лару от Матиаса.
  • Зловещий остров — сам Яматай, где очень многие люди преждевременно окончили свой жизненный путь.
  • Злой и страшный серый волк — волки — одни из первых врагов Лары на острове. А ещё они основательно погрызли ногу Ротту, отчего он, не залечив рану, не может ходить.
  • Каннибальское бессмертие — когда императрица выбирала себе девушку-преемницу, она не предполагала отдавать ей власть после смерти. Преемница нужна, для того чтобы Пимико могла вселить свою душу в молодое тело, и продолжить править Яматаем.
  • Коронный момент — подъем на самую верхушку старой японской радиовышки, а также стремительный спуск на парашюте над лесом.
  • Крутой лучник — Лара довольно метко стреляет из лука. Впрочем, выживающие на острове братья Солнца и ставшие нежитью штормовые стражи стреляют немногим хуже.
  • Мраккультисты — братство Солнца, основанное отцом Матиасом. Они верят, что когда найдется достойная переемница для духа императрицы, возродившаяся Пимико отпустит их с острова.
  • На 20 % круче — прогрессия оружия, которое Лара собирает из найденных деталей. Вроде бы новые стволы просто становятся просто немного сильнее, и открывают новые возможности для навешивания оружейных модификаций.
  • Никакой не босс — отец Матиас убивается Ларой в кат-сцене буквально секунд за 10-15, правда с небольшим QTE. А вот здоровенный командующий штормовыми стражами при первой встрече в кат-сцене срывается в пропасть, но к финалу всё-таки добирается до Лары и предстает грозным противником.
  • Переименованный In Translation — императрица Химико превратилась в Пимико по каким-то неизвестным причинам.
    • Также русские громилы-культисты стараниями локализаторов превратились из просто Владимира и Дмитрия во Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича. Что, не исказив смысла, добавило политического юмора русской локализации.
  • Перехватить пулю — вернее, перехватить брошенный метательный топорик. Ротт, видя, что предмет летит прямо в Лару, подставляет свою спину под снаряд. И даже, аки Боромир, умудряется с топором в спине застрелить нескольких нападающих культистов.
  • Погодная магия — по легенде, императрица Пимико могла управлять ветром и дождем. И да — это её воля устраивает бури на острове, мешая людям прибывать на него и уплывать с него.
  • Просвет в тучах — в финале, после окончательной смерти Пимико. Имеет сюжетное и логическое объяснение — императрица умерла, и больше не может управлять погодой и насылать тучи и бури, поэтому погода «пришла в норму».
  • Профессиональный риск ментора — Как по нотам. Ротту не суждено дожить до конца приключений на Яматае.
  • Самоуверенный мерзавчик — таким предстает Уитмен. Мелочный, самовлюбленный и безразличный к жизням окружающих эгоист. А под конец вообще переходит на сторону Матиаса и помогает ему принести в жертву Сэм, ради «обалденного репортажа».
  • Специфическая нежить — штормовые стражи, видимо, как-то привязаны к душе Пимико, поэтому до сих пор живы спустя сотни лет после смерти своей императрицы. Местные называют их демонами они и, судя по дневникам, они питаются плотью убитых ими людей.
  • Удар милосердия — Когда Лара устраивает в одном из захваченных культистами зданий взрыв (и попутно получает автомат), одного из противников придавливает тяжелыми камнями. Он просит Лару добить его, решение остается за игроком.
  • Фирменное оружие — с этой части фирменным оружием Лары становятся лук и ледоруб. Впрочем, в финале она берет в руки два пистолета и стреляет из них по-македонски.
  • Эти злобные русские — все имеющиеся в игре русские — это сподвижники Матиаса и редкостные подонки.
  • Я с синим завязал наглухо — по словам Грима, после драки с лох-несским чудовищем он окончательно бросил пить.

Rise of the Tomb Raider (2015)[править]

Продолжение предыдущей игры. Заматеревшая Лара, признавшая существование мистики, зарывается в исследования отца, которым раньше не верила, ибо его работы основывались на фольклоре и мистических преданиях. Последнее исследование Ричарда Крофта касалось города Китежа, и Лара, проанализировав записи и сопоставив данные, понимает, где нужно искать сказочный град. Искать хотя бы ради того, чтобы обелить имя отца, которого пресса обвинила в сумасшествии незадолго до его подстроенного самоубийства. Молодая Крофт и её верный друг Иона отправляются в Сибирские горы в поисках легендарного города, в котором, по преданию, хранится некий «Святой источник». Но в спину им дышит новый враг, Тринити (Троица) — тайное военизированное крыло католической церкви, жаждущее мирового господства.

Персонажи[править]

  • Лара Крофт — уже заматеревшая и куда более отчаянная девушка, чем та, что высаживалась на Яматае. Она сурова, уверена в себе и совсем не боится убивать.
  • Иона Майава — верный друг девушки по предыдущим приключениям. Отправляется вместе с Ларой в Сибирь в поисках затерянного города.
  • Анна — приемная мать Лары и последняя жена Ричарда Крофта. Пытается отговорить Лару от поисков Китежа. На самом деле является сестрой Константина и работает на Троицу. Вышла замуж за Ричарда, чтобы следить за ним и за его исследованиями. Впрочем, со временем действительно полюбила мужа, и стала разрываться между долгом и привязанностью.
  • Константин — командир армии боевиков, отправленных на поиски Китежа. Искренне верит в свою богоизбранность, которой оправдывает любые свои зверства. Очень сильно привязан к своей сестре Анне.
  • Яков — лидер племени «потомков» — собственно, потомков бежавших из Византии последователей Пророка и бывших жителей Китежа. С подозрением относится к Ларе, но помогает ей найти Китеж.
  • Софья — дочь Якова, лидер воинов «потомков». С ещё большим подозрением относится к Ларе, но мгновенно тает, когда узнает, что та помогала её отцу.

Тропы[править]

  • Благородный дикарь — племя «потомков», которое вынужденно предпочло единение с природой цивилизованной жизни.
  • Бой-баба — Лара и Софья. Да и в целом у «потомков» на равных воюют и мужчины, и женщины.
  • Большая крутая кошка — снежные барсы, любящие ждать в засаде на деревьях.
  • Бронебойная стрела — буквально так называется последнее снаряжение, получаемое Ларой по сюжету, а по сути — особые стрелы византийцев, предназначенные для пробития вражеских доспехов. А вообще «потомки» как-то умудряются стрелами вертолёты сбивать.
  • Винтовки — это круто — штурмовая винтовка, внешне похожая на «Калаш», довольно неплоха, но самую круть заслуживает винтовка со скользящим затвором. В «магазине» всего один патрон, зато единственный выстрел из неё может упокоить даже бронированного противника.
  • Говорящее имя — вообще армия Бессмертных отсылает к настоящему военному подразделению в Византии. Но после обработки силой Святого источника Бессмертные действительно стали бессмертными.
  • Гулаги и рабы — злобный-презлобный СССР отправляет огромную толпу заключенных в Сибирь разрабатывать месторождение меди, а на самом деле урана, который рабы буквально кирками выковыривают из стен шахт. Зэки мрут от голода, холода и болезней, пока их жестокие конвоиры живут припеваючи и развлекаются избиением до смерти своих подопечных. А потом эти злобные русские угоняют в рабство и местных «потомков», и силой оружия тоже принуждают их работать в шахтах. В конце концов благородные и поголовно несправедливо обвиненные рабы поднимают восстание, убивают надзирателей и получают долгожданную свободу. А «центр» совершенно не интересуется, куда это подевалась отправленная в Сибирь экспедиция и почему это она руду не поставляет. А ещё Ларе предлагается испытание, для выполнения которого нужно сжигать плакаты с Гагариным. Почему? Ну потому что это «пропаганда ужасного Советского Союза».
  • Драматическая болезнь — Анна постоянно кашляет и чувствует себя чем дальше, тем хуже. Ищет Китеж и Святой источник, чтобы исцелиться и избежать мучительной смерти.
  • Ложная мистика — кровоточащие отметины на руках Константина, как он считает, ему оставил сам Господь. На самом же деле это была Анна, которая такой выходкой сделала брата послушным и уверенным в себе.
    • В дополнении про бабу Ягу Лара встречается с колдовством старой ведьмы. Она насылает на девушку видения, натравливает чудовищных тварей и даже свою избушку на курьих ножках. На самом деле это было действие вызывающей галлюцинации пыльцы, а «колдунья» просто грамотно использовала её эффект.
  • Медведи — это страшно — медведи в этой игре — одни из самых грозных противников. Огромная быстрая туша, в которую можно всадить хоть десяток стрел, а она этого даже не заметит!
  • Мне на самом деле 700 лет — Яков и есть тот самый Бессмертный Пророк из легенд, так что ему на момент событий игры уже за тысячу лет! Как его при этом не раскрыли соплеменники — большой вопрос.
  • Неумолимый преследователь — был послан орденом Троицы преследовать и убить Пророка. После многомесячной погони почти обессилевший убийца попытался выполнить свою задачу, но отрубился, так и не нанеся смертельный удар.
  • Они выкололи мне глаза — Константин выдавливает глаза одному из своих офицеров, когда тот не проявил должного рвения в выполнении своей задачи.
  • Пережил свою полезность — в финале Анна, ставшая больше не нужной для ордена Троицы, получает пулю от сидящего в засаде снайпера. А ведь мать и дочь почти помирились!
  • Планета бьёт Громадную Империю — немногочисленные охотники «потомков» с луками и копьями уверенно бьют здоровенную армию наемников с современным оружием и военной техникой. И стрелами сбивают вражеские вертолеты!
  • Подземный город — вернее, подлёдный. Таким стал Китеж, когда во время монгольской осады Бессмертные не обрушили на город ледник, уничтожив махом и вражескую армию вторжения, и большую часть жителей города.
  • Полное чудовище — если Константин и не дотягивает до этого звания, то совсем немного. Но вот один из боевиков Троицы в своих дневниках подробно описывал, как совершил свое первое убийство, и как ему это понравилось. Он стал убивать ещё и ещё, пока, не найдя подходящего противника, не переключился на своих же товарищей.
  • Приглючения в Глюколяндии — вдохнув галлюциногенной пыльцы, Лара проваливается в сюрреалистичные воспоминания о смерти отца, попутно пытаясь сражаться с бабой Ягой. Позже девушка изобретает антидот от пыльцы, но, как назло, перед финальным боем с каргой противоядие разбивается, и девушке придется драться с ведьмой основательно под кайфом.
  • Религиозный фанатик — Константин. Истово верит в свою избранность Богом и священность своей миссии по преобразованию мира.
  • Ретроактивное бессмертие — у армии Бессмертных, которую создал Пророк, даровав им силу Источника. Умирая, они сгорают в синем пламени, а спустя какое-то время возрождаются на месте гибели, аки феникс из пепла.
  • Странные боеприпасы — в арсенале Лары оказываются обычные стрелы, огненные стрелы, взрывные стрелы, стрелы с ядовитым газом и стрелы с галлюциногенным газом. При таком наборе огнестрел не особо и нужен.
  • Танцы на граблях — последователи Пророка бежали из Византии далеко на восток, чтобы спрятаться от преследовавшей их церкви, которая объявила ересью проповедуемое ими учение. Оторвавшись от преследования, они основали город Китеж по образу и подобию Византии, с такими же культурой, архитектурой, и опять стали активно проповедовать учение Пророка. Ну что же могло пойти не так? Конечно же церковь мгновенно обнаружила давнего врага, и уже окончательно сломила его!
  • Целитель — Яков исцеляет ножевое ранение Ионы возложением рук и молитвой, после чего Лара моментально догадывается о его истинной сути.

Shadow of the Tomb Raider (2018)[править]

Заключительная игра трилогии второго перезапуска. Лара Крофт продолжает бороться с Тринити и пытается добраться раньше них до мистических артефактов, за которыми охотится орден. На этот раз она отправляется в Мексику, в городок Косумель, ведь именно там Тринити проводит раскопки в поисках очередного артефакта. Лара добирается до храма первой, и обнаруживает вставленный в алтарь кинжал. Также девушка обращает внимание на фрески в зале с алтарем, которые предсказывают стихийные бедствия: цунами, ураган, землетрясение и извержение вулкана. Пока Лара изучает фрески, Тринити уже почти добирается до алтаря, поэтому девушка недолго думая хватает кинжал и бежит прочь из храма. Но на выходе её ловят бойцы Тринити, и один из высокопоставленных членов ордена, доктор Домингес, отбирает у Лары кинжал. Также он просит девушку отдать ему какой-то ларец, но Лара не понимает, о чем говорит злодей. Доктор проясняет ситуацию: кинжал и ларец — могущественные артефакты, способные вместе преобразить мир, но будучи разделенными, они вызывают его разрушение — те самые бедствия, что Лара видела на фресках. В подтверждение слов Домингеса на мексиканский город обрушивается мощнейшее цунами, и чудом пережившая его девушка решает отправиться на поиски ларца, чтобы остановить катаклизмы и не дать Тринити преобразить мир согласно их желаниям.

Персонажи[править]

  • Лара Крофт — вставшая на путь борьбы с Тринити искательница приключений. Неудержимая и целеустремленная девушка ни за что не даст злодеям победить.
  • Иона Майава — верный друг девушки по предыдущим приключениям. В очередной раз сопровождает её в приключениях и оказывает всю возможную помощь
  • Эбби Ортис — механик и пилот из городка Кувак-Яку, фактически является городским управляющим. Помогает Ларе и Ионе в их поисках.
  • Доктор Домингес — председатель верховного совета Тринити, главный антагонист игры. А ещё он — Амару, принц тайного города Пайтити и глава секты Кукулькана в городе. Борется с Унурату за власть в Пайтити.
  • Рурк — полевой командир боевиков Тринити, отвечающий за военную часть проводимых организацией операций. Именно он убил Ричарда Крофта и Анну Крофт.
  • Унурату — вдова погибшего правителя Пайтити, королева, но вынуждена бороться за власть в городе с разрастающейся сектой Кукулькана.
  • Эцли — сын Унурату и будущий правитель Пайтити. Пока ещё довольно юн, но очень смекалист и всеми силами помогает матери удержать власть в городе.

Тропы[править]

  • Антизлодей — доктора Домингеса можно понять. Он вырос в Пайтити, вступил в секту Кукулькана, и там познакомился с Тринити и узнал про огромный внешний мир и все его соблазны и ужасы. Его любимый брат, король Пайтити, погиб при встрече с этим внешним миром. Домингес хочет, преобразив мир, закрыть от всего земного шара свой город, чтобы он и дальше жил в мире и спокойствии, не подвергаясь тлетворным влияниям извне.
  • В эту игру могут играть двое — в какой-то момент Рурк догадывается, что Лара и Иона прослушивают радио-частоту Тринити, и начинает прослушивать их в ответ. А потом ещё жестко троллить и сливать им дезинформацию.
  • Военный социопат — Рурк, который наслаждается проводимыми боевыми действиями.
  • Гоп-стоп-маскировка — сподвижники Унурату преподносят Ларе костюм Змеиного стража, сняв его с убитого чуть ранее действительного Змеиного Стража.
  • Город Приключенск — Пайтити, с кучей всяких потайных мест, пещер и древних гробниц.
    • Неправдоподобно убедительная маскировка — всё как бы верно, костюм достоверный, вот только… среди змеиных стражей Лара — единственная женщина! Её должны были моментально раскусить, но нет — общаются уважительно и доверяют.
  • Затерянный город в джунглях — Пайтити, про который все думали, что он уже давно опустел, но вишь ты — до сих пор как-то живет и процветает, отделенный от внешнего мира.
  • Король-ребёнок — Эцли готовится занять трон как наследник своего отца. Становится королем в финале игры, после смерти Унурату.
  • Корпорация Зла — «Порвенир», нефтедобывающая компания. Построила в Косумели нефтеперегонный завод, на котором работали местные жители за грошовые зарплаты. Попутно отходы производства сливались в локальные воды, отчего они стали непригодны для полива, а недовольных экологическим состоянием (включая и официальные проверки!) угрозами и подкупами заставляли заткнуться. Наконец, после разлива нефти «Порвенир» просто бросил свой завод, оставив бывших работников в загаженной природе без средств к существованию.
  • Мрачный мальчик, весёлая девочка — гендерная инверсия с Ларой и Ионой. Лара обычно мрачная и серьезная, Иона же — любит поболтать и легко сходится с другими людьми.
  • Не оставлять свидетелей — Тринити перебила всех археологов и рабочих близ Косумели, работавших на раскопках храма Майя. Чтобы никто не узнал, что именно они там нашли.
  • Непохожие друзья — Лара и Иона. Первая тихая, замкнутая, сосредоточенная на работе интроверт, второй — открытый экстраверт, болтун, способный найти общий язык с любым человеком и поддержать разговор на любую тему.
  • Подводный уровень — в этой части Лара научилась полноценно плавать, и поэтому здесь хватает больших подводных локаций. Особенно запоминается провалившийся под воду храм близ Кувак-Яку, с кружащимися в водовороте пираньями.
  • Принуждение к стелсу — примерно в середине игры Тринити нападут на плывущую по реке Лару, и ей придется бросить снаряжение и спасаться от облавы ордена при помощи одного только ножа.
    • Геймплей вразрез с сюжетом — Лара, вооруженная одним лишь ножом, должна преодолеть толпы солдат Тринити, вооруженных нормальным оружием. Но почему-то девушка не может отобрать у боевиков их оружие. Только нож, только хардкор!
  • Прыжковая головоломка — храм Орла — ярчайший пример. Предстоит много и быстро прыгать по движущимся платформам, стараясь не попасть под шипастые сверла. В ту же секцию и гробница «Путь битвы», где надо делать то же самое, но ещё и на время.
  • Раш — основная тактика Йаашиль — набежать на врага огромной толпой и задавить его мясом. Тринити в финале не помогла даже военная техника.
  • Самоубийственно выглядящий прыжок — в целом такие прыжки характерны для всей серии, но здесь — прыжок в озеро близ Сенота с высоты сотни метров.
  • Синий чулок — так в этой игре представлена Лара. Она замкнута, и просто не знает, о чем говорить с другими людьми. За пределами древних гробниц и очередных поисков артефактов ей просто нечего обсуждать с окружающими.
  • Стенолаз — Лара, благодаря верным ледорубам и альпинистскому снаряжению может ползать по отвесным скалам. Также Йаашиль — у них снаряжения нет, но они сильные, ловкие и с длинными когтями, им этого достаточно.
  • Типа мы ГИДРА — собственно, Тринити. Тайная международная организация, стремящаяся к мировому господству, обладающая огромными финансами и целой армией наемников.
  • Холодная ярость — у Лары, когда Рурк сообщает ей, что убил Иону. После небольшой бури эмоций девушку «клинит», и она предельно спокойно начинает резать глотки боевикам и расстреливать их из пулемета, попутно превращая заброшенный нефтезавод в пылающие руины.
  • Что за идиот! — верховый совет Тринити прилетел лично(!) в полном составе(!!) на одном вертолете(!!!) посмотреть на ритуал Домингеса. Вертушка была легко сбита напрыгнувшими Йаашиль, и весь верховный совет отправился к своим праотцам.

Другие игры франшизы[править]

  • Lara Croft and the Guardian of Light (2010)
  • Lara Croft and the Temple of Osiris (2014)
  • Lara Croft GO (2015)
  • Tomb Raider Reloaded (2021)

Персонажи[править]

Лара Крофт[править]

Эволюция образа Лары Крофт

Леди Лара Крофт, графиня Эббингдонская — основной протагонист всей серии. Дочь известного археолога лорда Ричарда Крофта и леди Амелии Крофт. Родилась 14 февраля, в зависимости от серии, 1959, 1968 или 1994 г. С детства увлекалась гимнастикой и скалолазанием, позже — экстремальными видами спорта и огнестрельным оружием. Её родители пропали без вести при таинственных обстоятельствах и часть игр серии посвящена поискам их следов.

Образ Лары Крофт создан под влиянием, прежде всего, Индианы Джонса, от которого Лара унаследовала страсть к изучению затерянных гробниц, и героев фильмов Джона Ву и Эон Флакс, от которых Лара унаследовала акробатические и стрелковые навыки. Изначально персонаж должен был быть латиноамериканкой, по имени Лаура Круз. Но позже родиной персонажа была объявлена Великобритания, а сама героиня получила благородное происхождение.

Лара Крофт произвела революцию в жанре экшенов, став одной из первых женских персонажей. При этом героиня успешно пережила 2 перерождения и сохраняет высокий рейтинг среди самых популярных персонажей игрового мира. Ряд изданий, в том числе журнал «Time» регулярно помещает её в рейтинге наиболее влиятельных персонажей компьютерных игр, а журнал «Fobers» включил её в число богатейших вымышленных героев.

Особняком стоит её популярность как секс-символа. Лара Крофт несколько раз принимала участие в фото-сессиях для эротических журналов, как в образе компьютерного персонажа, так и от лица её промоушен-актеров. Кроме того существует не менее 5 порно-фильмов с участием данного персонажа и не поддающееся исчислению количество rule34-контента. При этом в поисковых запросах обнаженных героинь видеоигр Лара стабильно занимает первые места.

Уинстон[править]

Уинстон Дживс (в перезапуске — Уинстон Смит) — Дворецкий семьи Крофт. В первых играх представлял собой старикана с артритом, постоянно пытавшегося предложить своей госпоже чая. Начиная с первого перезапуска стал классическим британским дворецким, дающим Ларе полезные советы.

  • В первой экранизации превратился в мистера Хиллари, мужчину во цвете лет и бывшего британского десантника.

Зип[править]

Зип технарь в команде Лары. Остроумный парень, помогающий Ларе отсиживаясь за компьютером в безопасном месте. Раньше был хакером, пока не поймали и посадили в тюрьму, после чего его нашла Лара. Способен достать что угодно. Также ответственен за разработку технических приблуд для Лары.

Алистер Флетчер[править]

Алистер — друг Лары и ее научный консультант, предоставляющий историческую информацию. Убит Двойником Лары во время нападения на поместье, что вызвало холодную ярость Крофт и желание убить Натлу.

Натла[править]

Натла трех своих формах

Натла — основная антагонистка первой части Tomb Raider и серии Legend. Последняя из правителей Атлантиды, заключенная своими братьями Тихокном и Куалопеком за эксперименты над живыми существами в попытке создать полностью покорную себе форму жизни. В 1945 году, во время испытаний ядерного оружия ее тюрьма была разрушена и Натла, взявшая имя Жаклин, основала компанию Natla Technologies и пользуясь технологиями атлантийцев, запатентовала множество компьютерных технологий.

Экранизации[править]

Лара Крофт: Расхитительница гробниц[править]

Анджелина Джоли в образе Лары Крофт

(link)

Подготовка Анджелины Джоли в съемкам

Фильм 2001 года. В роли Лары Крофт — Анджелина Джоли. Леди Крофт, наследница семьи Крофт обитает в огромном особняке вместе с дворецким Хиллари и хакером Брайтом. В канун Парада Планет Лара находит странные часы, оставленные её пропавшим отцом, Ричардом Крофтом. Попытки выяснить назначение этих часов приводят её к знакомству с тайным обществом Илюминатов, а позже — визиту отряда наемников в её поместье. Погоня за украденным наследством приводит её в Камбоджу, где таинственный Манфред Пауэлл и её давний знакомый-конкурент — Алекс Уэст пытаются получить половину Треугольника Света — таинственного артефакта, дающего власть над пространством и временем.

В ходе череды приключений, временных союзов и жестоких схваток, Ларе предстоит узнать правду о своем отце и остановить недругов, желающих заполучить абсолютную власть.

Фильм стал кассовым успехом для Paromount Pictures, собрав 47,7 млн долларов в первые же выходные, став одной из наиболее успешных экранизаций видеоигр в истории. Общие сборы превысили $273 000 000 (порядка 400 млн на сегодняшний день). Кассовый успех открыл дорогу сиквелу, вышедшему спустя 2 года.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Бой-баба — собственно Лара. Что неоднократно подсвечивается дворецким, пытающимся воспитать из неё леди.
  • Великолепный мерзавец — Манфред Пауэлл. Своеобразный дракон общества Иллюминатов. При этом непрочь захватить мир, для себя одного.
  • Искусство требует жертв — для роли Лары Анджелина Джоли прошла курс обращению с оружием, рукопашного боя и воздушной акробатики. Знаменитая сцена схватки на канатах была сыграла Джоли без дублеров.
  • Иллюминаты — номинальный главный враг.
  • Крутой робот — Саймон, робот сконструированный Брайтом для тренировок Лары.
  • Наемник — целая бригада наемников, нанятая Пауэллом для помощи в поиске Треугольника Света.
  • Стоп-кадровый бонус — в первом фильме на комоде в особняке Крофтов можно заметить фотографию в рамке, на которой Лара в военной форме с МП5 в окружении мужчин в форме с автоматами. Форма похожа на экипировку английского САС. Неужто будущая леди Крофт и расхитительница гробниц служила в спецназе?

Лара Крофт: Колыбель жизни[править]

Лара Крофт снова с нами. «Рутинное» посещение свежеобнаруженного храма времен Александра Великого, превращается в игру на выживание с конкурирующей бандой китайских мафиози. Вскоре после этого леди Крофт посещают агенты Британской разведки — преступники пытаются отыскать Ящик Пандоры. Мифический артефакт содержащий в себе совершенное биооружие, способное опустошить Землю. В хороших руках он может стать настоящим подарком для современной медицины. Но для таких вещей — все руки плохие.

Ларе предстоит захватывающее путешествие через два континента, в компании старого друга. Пройдя сквозь череду невероятных приключений, страстных встреч и головокружительных схваток они окажутся в сердце Африки. Там, где враг может стать другом, а верность друзей будет подвергнута серьёзным испытаниям. Там, каждому финалисту будет задан вопрос. И от их ответов будет зависеть судьба целого мира.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Временный союз — незадолго до финала Ларе приходится объдениться с Джонатаном Рейсом, чтобы добраться до Колыбели Жизни.
  • Друг или золото? — этот вопрос посетил Терри перед самым финалом.
  • Красные рубашки — напарники Лары во время операции в храме и отряд наемников Рейса в походе к Колыбели Жизни.
  • Улыбка сквозь слёзы — финал фильма.

Tomb Raider: Лара Крофт[править]

см. основную статью

Комиксы[править]

Цикл комиксов выходил под редакцией Dark Horse Comics начиная с 1999 года. Выделяют 3 основных части.

  • Volume 1 (1999—2005). Сюжет развивается паралельно первой серии игр и включает в себя истории первых двух фильмов. Состоит из 22 глав.
  • Volume 2 (2015—2016). Сюжет развивается во вселенной второго перезапуска. Состоит из 18 глав.
  • Volume 3 (2017—2018). Продолжает истории второй части. Состоит из 20 глав.

Также в серию входит ряд ваншотов и спецвыпусков, в том числе новеллизаций игр превого перезапуска.

Книги[править]

  • Tomb Raider: The Ten Thousand Immortals — роман Дана Абнетта и Ника Винсента, прямое продолжение игры 2013 г.

Тропы и штампы[править]

  • А что, пусть будет! — знаменитый бюст Лары появился фактически случайно, когда дизайнер персонажа при создании модели ошибся с запятой в координатах на точке, где у Лары как раз оказалась грудь, а поскольку разработчики искали, чем бы отличить свой проект от Индианы Джонса, эту «оплошность» решили не исправлять.
  • Археолог-авантюрист — собсно Лара и куча её знакомых-конкурентов. Работают они такими методами, что нормальные археологи хватаются за голову.
  • Боевые шортики — как бы не кодификатор. В очередном перезапуске Лару переодели в брюки, да и в старых играх она иногда носила штаны, но всё же классический образ героини — майка, шортики, высокие ботинки.
  • Безотказные ловушки — кодификатор в видеоиграх. Причем чем дальше, тем сложнее.
  • В каждой руке по оружию — фирменная фишка Лары — стрельба из двух пистолетов. Одной из претензий к «Ангелу Тьмы» стал отход от этой традиции — большая часть пистолетов появлялась в единственном количестве.
  • Дробовики — это круто — в первой серии дробовик — «вечная троечка». Универсальный ствол для борьбы с любым противником, от тигров до тиранозавров. Во второй — пополам с «круто, но непрактично». Мощный ствол, ваншотящий большинство рядовых противников с куцым магазином и вопиющей редкостью боеприпасов.
  • Застали при параде — в ходе событий Tomb Raider: Legend Лара оказывается в вечернем платье посреди перестрелки. С прикрученным фитильком, ибо такое развитие событий предполагалось и Лара прихватила с собой верные пистолеты. Но остаток уровня пришлось бегать босиком, сверкая черными кружевными трусиками.
    • Аналогичная ситуация получилась в «Angel of Darkness», но здесь Лара и не ожидала, что визит к учителю обернется обвинением в убийстве и бегством от полиции. Но первые уровни все равно приходится бегать в гражданском.
    • В Tomb Raider II на особняк Лары напали прямо посреди ночи. Героине пришлось экстренно напялить первый попавшийся халат и встречать непрошенных гостей с дробовиком.
  • Затерянный город в джунглях — обычное место действия.
  • Злой двойник — Двойник Лары Крофт, появляющийся в первой игре, Annivesary и Underworld. В последней игре получает свободу от Натлы и уходит в собственное плавание.
  • Корпорация Зла — Natla Technologies.
  • Крутая косичка — Лара Крофт как бы не кодификатор для видеоигр.
  • Крутой лучник — Лара после второго перерождения. Лук заменил фирменную пару пистолетов.
  • Крутые тяжёлые башмаки — армейские берцы в классической серии. В ремейке Лара переключилась на треккинковые ботинки.
  • Любимый фанский пейринг — классическую Лару чаще всего пейрят с Дюком Нюкемом. Новую — с персонажами Resident Evil, Альбертом Векслером и Джилл Валентайн.
  • Мы тебя уже где-то видели — роль главгада первой экранизации исполняет британский актер Йен Глен, позже получивший известность как Джорах «Король Френдзоны» Мормонт. Роль Алекса Уэста исполнил Дэниэль Крейг.
    • Во втором фильме, в роли Терри Шерридана засветился малоизвестный тогда Джерард Батлер.
  • Нежданный любимец публики — старик-дворецкий из первых игр. Невысокий дедок с подносом преследующий свою хозяйку по всему особняку. Народ запирал его в особняке, упаковывал в холодильник, выпускал моды с возможностью обстрела. И все равно, он появлялся во всех частях, где фигурировал особняк.
  • Оздоровительная порка — в изначальной истории Лара была избалованной и нахальной альфа-сукой из богатой семьи, но авиакатастрофа, лишившая ее семьи, и необходимость выживать в одиночку в заснеженных горах, не только привили ей страсть к приключениям, но и сделали гораздо лучше как человека.
  • Он и в жизни так может! — почти все трюки в первых двух экранизациях Анджелина Джоли исполняла сама.
  • Прекрасная амазонка — Лара, особенно после первого перезапуска.
    • Мисс Фансервис — естественно, она же. А какой контент доминирует в фан-артах — догадаться несложно.
    • Пацанка с замашками леди — Лара после первого перезапуска. Скитается по богом забытым местам, рискует шеей в ловушках, дерется с диким зверьем и наемниками… А после блистает на званом вечере в Токио, демонстрируя знания японского этикета.
  • Пистолетище — в качестве Ultima Raito оригинальной игры часто встречается Desert Eagle. Причем Лара стреляет из него по честному, с двух рук.
    • Инверсия в перезапуске. После фильма с Джоли, базовым оружием Лары стали HK USP Match. Не такие здоровые, как Пустынный Орел, но тоже немаленькие.
  • Product placement — трилогия «Legend» активно пиарила мотоциклы Ducati, внедорожники Wrangler и гаджеты Sony Ericsson.
  • Разрушение четвертой стены — финал Tomb Raider II. Лара только что отбила нападение недобитых мафиозо на свой особняк и готовится принять душ. Но тут вспоминает, что за ней наблюдает игрок, а рейтинг игры не предусматривает ню-сцен - и разряжает в камеру последний заряд дробовика.
  • Развитое древнее человечество — Аnлантийцы, ставшие для нескольких цивилизаций натуральными богами
  • Реткон — дата рождения и детали биографии Лары правятся при каждом перезапуске.
  • Уныло, но практично — стандартные двойные пистолеты в старой версии игры и первом перезапуске. Имеют бесконечный боезапас и позволяют заковырять практически любого противника. Автор правки однажды завалил из них тираннозавра в первой части старой версии.
  • Это встречный паровоз — в старой серии игр дизайнеры уровней очень любили устраивать целые серии различных ловушек. Только выбрался из одной — лови вторую и третью. После первого перезапуска их заменили простым QTE.