Fran Bow

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
FranB.jpg

«Фрэн Боу» (англ. «Fran Bow») — психоделический квест с элементами хоррора и драмы, увидевший свет в 2015 году. В 2019 году вышел спин-офф под названием «Little Misfortune».

Сюжет[править]

Игра начинается с сеанса гипноза. Главная героиня по имени Фрэн Боу-Дагенхарт вспоминает свою прежнюю, счастливую жизнь с родителями: то, как они подарили ей котенка по имени мистер Полночь, как оставляли на выходных в компании любимой тетушки Грейс. Все было прекрасно до роковой ночи, когда Фрэн увидела за своим окном жуткое существо с козьим черепом вместо головы, а, войдя в спальню родителей, нашла их порубленными на куски. Это глубоко травмировало девочку, и она была помещена в психиатрическую клинику Освальда. Выслушав ее, доктор Марсель Дирн выписывает пациентке новое лекарство — Дуотин. Проглотив его, Фрэн видит кошмарные галлюцинации, в которых комната заливается кровью, с потолка падают куски плоти и отрубленные головы ее родителей. От увиденного девочка падает в обморок, а д-р Дирн в гневе говорит медсестре, чтобы Фрэн больше не принимала Дуотин.

Но в обмороке к Фрэн пришло видение, в котором мистер Полночь сказал, что таблетки помогут ей выбраться из лечебницы и воссоединиться с ним. И это оказывается правдой: при помощи видений, вызванных Дуотином, девочке удается сбежать. Ей пытается помешать ненавистное козлоголовое существо, но механический мистер Полночь отпугивает монстра, и ведет Фрэн на свободу. Поиски котика приводят ее в старый колодец, но не успевает она спуститься в него, как ее вырубают и похищают.

Она приходит в себя на кухне крошечного дома на острове. Дом выглядит опрятно и мило, не считая развешенных тут и там картин и фото сиамских (и не очень) близнецов, а также валяющегося в гостиной обезглавленного и разрубленного пополам трупа. Что еще страннее, приняв Дуотин, Фрэн видит затхлый колодец с плавающими в нем детскими трупами, что, хоть и страшно и мерзко, но совсем не похоже на обычные видения от таблеток. Побродив по домику, Фрэн находит на чердаке клетку, в которой заперт ее кот. Он рассказывает хозяйке, что тоже искал ее, и чувствует, что кто-то помог их воссоединению. Пообещав вызволить маленького пушистого друга, Фрэн спускается вниз. За столом в гостиной ее ждали хозяйки дома — сиамские близнецы Клара и Мия. Они требуют от Фрэн, чтобы она сварила зелье и провела над ними ритуал, что разделит их тела, ведь они не родились такими, как сейчас, и очень страдают. В поисках ингредиентов для ритуала Фрэн встречает застрявшую на острове жабу, которая предупреждает ее, что ритуал не сработает, и вместо этого убьет саму Фрэн. Найдя в колодце рецепт другого, хорошего ритуала, призванного раскрыть истинную душу, Фрэн проводит его, отчего сестры, покорчившись в муках, исчезают. Фрэн вместе с котиком сбегают верхом на жабе.

Жаба отдает Фрэн потерянную до этого фотографию ее семьи, а также странную книгу, оказавшуюся дневником такого же, как Фрэн, мироходца Леона Кастильо. Из нее Фрэн узнает о Пяти Реальностях, о том, что виденные ей под Дуотином жуткие тени являются энергетическими вампирами и зовутся камал, а гадкий демон, мешающий ей вернуться домой — Принц Тьмы Ремор.

И просто так героиню он не отпустит. Из-за него девочка с котом упали в обрыв, а очнулись в странном месте. Фрэн вдобавок превратилась в дерево! К счастью, ее находят и увозят с собой два говорящих на странном языке гигантских антропоморфных овоща. Она предстает перед королем Жьяром, правителем Второй Реальности под названием Иверста. Он говорит Фрэн, что ей не положено здесь быть, поскольку ее присутствие может позволить разным недоброжелательным сущностям проникнуть в Иверсту, и обещает вернуть ей тело и помочь вернуться домой. За помощью Фрэн обращается к местному Волшебнику. Тот возвращает ей человеческий облик, и открывает портал в ее реальность.

В поисках дороги домой она встречает странного и подозрительного скелета по имени Итворд, который утверждает, что они уже были знакомы, и что именно он помог ей и коту воссоединиться. По его словам, он прибыл, чтобы отвезти ее домой, и не причинит ей вреда. Итворд не солгал: даже несмотря на то, что его пепелац атаковали камал и они потерпели крушение, Фрэн с котиком приходят в себя недалеко от своего дома. Им почти удается проникнуть внутрь, как вдруг приезжает доктор Дирн, желавший сказать тете Грейс о чем-то очень важном, и увозит Фрэн с собой.

Он не собирался возвращать девочку в психбольницу — его вовсе оттуда уволили, поскольку он узнал слишком много. Доктор показывает Фрэн документы, в которых говорится, что она якобы мертва еще с той самой ночи, когда нашла трупы своих родителей. Также он говорит, что ее таблетки подменили — она никогда не должна была принимать красный Дуотин. Он крайне опасен, т. к. из-за высокого содержания эктопломатина открывает дверь между сознанием и подсознанием, вызывая галлюцинации у принявшего его, и, чем больше принято таблеток — тем она шире (реальное и нереальное начинают путаться). Пытаясь доказать Дирну, что все виденное ей до этого не просто галлюцинации, Фрэн входит в Ультрареальность без помощи Дуотина и говорит с ним о том, что знает только сам доктор. Это приводит его в смятение, и он не верит ее рассказам о других Реальностях.

Наконец, он привозит Фрэн на кладбище, где они эксгумируют трупы ее родителей в поисках улик, что могли бы привести к их убийце. Но в гробу, что подписан, как принадлежащий Фрэн, находится… Истлевший труп кота. И никаких улик, увы. Д-р Дирн решает вернуть Фрэн домой, но на выходе из кладбища его неожиданно хватает Ремор, и он же вырубает Фрэн.

Она приходит в сознание дома, в своей комнате, и рядом с ней тетя Грейс… Но отчего-то Фрэн прикована цепями к кровати. Тетя говорит странные и вещи о том, что нужно на кого-то свалить вину, и что руки Фрэн делают плохие вещи, если они не связаны, после чего исчезает. Но при помощи своих новых способностей Фрэн связывается с другой версией себя, которая ее освобождает. Побродив по дому, оказавшемуся частью Пятой Реальности, она пробуждает ото сна Мать Мабуку. Мабука говорит, что Фрэн избрана Пятью Реальностями, чтобы стать Хранителем ключа, и открывает ей свое сердце. Войдя в него, Фрэн встречает Ремора, который показывает ей ужасное видение самой Фрэн, кромсающей трупы родителей ножом, и говорит, что именно она их убила. Очнувшись и войдя в соседнюю комнату, она видит связанного д-ра Дирна и запертого в клетке м-ра Полночь. Появляются д-р Освальд и тетя Грейс. Последняя объясняет, что Освальд знал, что Фрэн родится особенной, и она нужна ему для одного эксперимента, после чего выкидывает клетку с м-ром Полночь в пропасть, чем провоцирует Фрэн на нападение. Д-р Освальд застреливает Фрэн из пистолета и просит Грейс как можно скорее приготовить её к операции по извлечению мозга, но внезапно прилетает Итворд верхом на Палонтрасе и расшвыривает всех злодеев, а Палонтрас исцеляет раны Фрэн и спасает ее кота. Вчетвером они улетают в Иверсту.

Пять Реальностей[править]

Местная Мультивселенная, подробно расписанная в дневнике мироходца Леона Кастильо. В каждой из реальностей сильнее всего выражен один из четырех элементов (за исключением Пандоры): Свет, Тьма, Жизнь, Смерть.

Первая Реальность, Праймвив. Свет.[править]

В игре не показана, и известно о ней крайне мало. Являет собой сплошной свет очищающий, изгоняющий и уничтожающий любую тьму, наподобие камал. Населена валока, обоеполыми созданиями из световых фотонов и звуковых волн. Создана Великим валока.

Вторая реальность, Иверста. Жизнь.[править]

Планета Небо и сплошное пейзажное порно. В игре показана наиболее подробно, демонстрируются даже иверский язык и числительные. Здесь течет источник с исцеляющей все болезни розовой водой, пропитавшейся кровью Великого валока. Населена огромными живыми растениями и гигантскими разумными насекомыми. Местные жители крайне доброжелательны, и многие из них даже не знают, что такое «смерть». Времена года здесь не сменяют друг друга сами по себе, и для перемещения по ним используют особый прибор. Правитель — король Жьяр.

Третья реальность, Пандора.[править]

Наша с вами реальность, включающая в себя не только Землю, но и Марс с Юпитером. Уникальная реальность, сочетающая в себе одновременно Свет и Тьму, Жизнь и Смерть, и вероятно, самая молодая из реальностей.

Четвертая реальность, Сэннерседи. Смерть.[править]

Сплошное гуро всех форм и расцветок. Согласно дневнику Леона, представлена также в нашей, третьей реальности. Если это не добавляет жути, то определенно добавит то, что это — местный загробный мир, куда попадают души умерших людей. К счастью, в этой вселенной существуют также «проводники», помогающие душам обрести покой.

Пятая реальность, Мабука. Тьма.[править]

Населена жутковатыми демонами всех мастей с серобуромалиновой моралью. Проведя здесь всего 15 дней, Леон резко и очень сильно полюбил жизнь. Отсюда родом принц Ремор. Правитель — Мать Мабука.

Ультрареальность.[править]

Совокупность всех пяти реальностей. Здесь нет времени, и прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно. Проходной двор для существ из всех реальностей, кроме Пандоры [1]. Всегда покрыта густым туманом, и тут всегда звучит давящий бурдон. Населена камал, что, как ни странно, являются первой формой валока. Именно ее Фрэн видит под дуотином.

Тропы и штампы[править]

  • Ахиллесова фигня: злые духи камалы боятся обычной воды, превращающей их в валока.
  • Боди-хоррор: много, на протяжении всей игры. Особенно неприятный пример — Клара и Мия, не родившиеся сиамскими близнецами, а сшитые вместе насильно.
  • Вечная загадка: как Леон попал в другие Реальности? Страницы его дневника, которые должны были это поведать, вырваны.
    • А также: какую конкретно роль он играл в расследованиях Освальда? И что с ним стало потом? Вообще таких загадок (и касающихся не только Леона) довольно много. Но, возможно, нам всё это объяснят в продолжениях игры.
  • Гад за Гадом: Ремор, не дающий жизни главной героине, безусловно, зло, могущественное и потустороннее. Но куда опаснее для Фрэн д-р Освальд со своим драконом в лице тети Грейс.
  • Глазами сумасшедшего: вся игра, что превращает Фрэн в потенциального ненадежного рассказчика.
  • Добрый безумец: сама Фрэн, не только добрая, но и любопытная, вежливая и попросту очаровательная девочка, полюбившаяся многим игрокам. Безумие ее проявляется в диссонирующем спокойствии при столкновениях с кошмарами Ультрареальности.
  • Добрый дракон: Палонтрас (с прикрученным фитильком, т. к. всё-таки не совсем дракон).
  • Доппельгангер: заглавная героиня периодически сталкивается, особенно жутко выглядит её взрослая версия, наказывающая Мистера Полночь за предательство.
  • Душегрейка:
    • Отношения Фрэн и м-ра Полночь на протяжении всей игры. Они все время обнимаются, называют друг друга «моя дорогая/дорогой» и говорят «я люблю тебя» всякий раз, когда стараются утешить друг друга. Когда в эпилоге тетя Грейс бросает котика в пропасть, Фрэн бросается на нее и начинает душить. Это первый и последний раз в игре, когда она совершает насилие со злости.
    • «Я всегда буду заботиться о тебе, моя дорогая.». И это говорит не кто-то из родителей Фрэн, не м-р Полночь и даже не тетя Грейс, а Итворд.
  • Единственный нормальный человек: д-р Дирн, поскольку остальные люди в игре представлены либо злодеями, либо безумцами. Хотя он заставляет Фрэн выкапывать трупы своих родителей… Ну-у, тогда так: он нормален относительно остальных людей в игре.
  • Жуткие детишки: большинство детей в игре (даже сама Фрэн в какой-то степени) хоть злых среди них — ноль.
  • Жуткая кукла: в спальне Клары и Мии под потолком висит безобразная гирлянда из оплавленных кукольных голов с пустыми белыми глазами. И это не считая висящей в клетке окровавленной куклы с оторванными руками, и игрушек в сундуке, которые вызывают отвращение даже у Фрэн, повидавшей к этому времени достаточно мерзостей.
    • Что странно, на чердаке близнецы хранят не изуродованные и вполне симпатичные игрушки.
  • Злобная тетушка: тетя Грейс, по отношению к главной героине Фрэн. Она прикидывалась доброй и заботливой, а сама планировала сдать племянницу безумному учёному.
  • Зловещие близнецы: Клара и Мия. Словно их внешнего сходства с близняшками из «Сияния» недостаточно, они еще и сиамские близнецы.
  • Злой психиатр: а вот здесь субверсия (или зигзаг?). Врач, который на первый взгляд кажется предметом статьи, оказывается положительным персонажем, и искренне пытается помочь героине. Кроме того, он назначил арт-терапию девочке, которая подверглась сексуальному насилию, и это хоть немного, но помогает.
    • Зато полностью попадает под троп появляющийся в главе 5 д-р Освальд Гаррисон (основатель психушки, в которой лежала Фрэн). Возможно (судя по фотографии в той же главе), коллегой Освальда и, соответственно, также воплощением тропа является Леон Кастильо.
  • Зло с женским лицом: с прикрученным фитильком, мать Мабука. Несмотря на то, что буквально является воплощением тьмы, по мировоззрению скорее Истинный нейтрал.
    • А вот тётя Грейс — это уже таки да.
  • Из двух зол ни одно выбирать не стоит: в конце игры Фрэн говорит: «Между чувством вины и страхом… Я выбираю счастье».
  • Кавайная нэко: мистер Полночь.
  • Каин и Авель: Клара и Мия убили друг друга. С небольшим фитильком: они хотели прикончить Итворда, который всего лишь старался их помирить, ведь сестры всегда ненавидели друг друга и спорили из-за того, кто из них красивее (близнецы, ага).
  • Купи долбаный гайд!: чтобы получить туфли танцора из бара, нужно перенастроить музыкальный аппарат. Но сделать это можно только весной, когда в помещении никого нет. Но когда мы, находясь в баре, переключаем прибор времён года с осени на зиму, мы оказываемся на улице — в зимнее время бар разобран. И попробуй догадаться, что по прибору нужно щёлкнуть два раза подряд и быстро.
  • Ложная тревога: Итворд заманивает главную героиню в одно из помещений воздушного корабля, потом крадёт её кота мистера Полночь, ну а затем запирает её. Он оказался злодеем? Вовсе нет — когда девочка выбирается из помещения, то раскрывается что Итворд и кот решили устроить ей сюрприз на день рождения.
  • Мать чудовищ — Мабука, мать всех существ из Пятой Реальности (которые выглядят, в лучшем случае, просто необычно) и одного из антагонистов, Ремора, (жуткой тени в не менее жуткой маске козла) в частности.
  • Может, магия, а может, реальность: действительно ли Фрэн путешествовала по другим реальностям, и встречалась с разными диковинными существами? Или это только в её голове? Слово Божие ничего не проясняет, но всё же гласит, что с девочкой всё хорошо, и она не умерла.
  • Мягкий шатен: главная героиня. А полные ненависти Клара и Мия — противотроп.
    • Тетя Грейс не отстает от них.
  • Невинные голубые глаза: и, опять-таки, Фрэн — троп (порой она настолько невинна, что слегка пугает), а близнецы — противотроп (вот уж у кого вместо сердец два куска льда).
  • Не знает матчасти — в психиатрической клинике Фрэн носит колготки и ботинки со шнурками, а в палате у неё висит штора на крюках. В реальности колготки, чулки, шнурки, пояса, ремни и даже лифчики у пациентов изымаются, так как из них легко соорудить петлю (а у Фрэн ещё и в карточке записан острый психоз). Отделение, конечно, детское и не такое строгое, однако другие маленькие пациенты ходят в пижамках, простых платьицах и тапочках, а лоботомированные и вовсе в сорочках. Впрочем, возможно, что Фрэн, желая убежать от жестокой реальности, просто вообразила себя в привычной и любимой одежде.
  • Не такой уж воображаемый друг: Итворд, и видит его не только Фрэн. По словам самого Итворда, Фрэн было легко его выдумать, потому что он уже существовал. Взрослые тоже его видели, но принимали за галлюцинацию — мало ли что почудится после долгих лет работы в психиатрической клинике.
  • Обнять и плакать: главная героиня. Её родители были зверски убиты, любимый котик потерялся, а её саму поместили в психиатрическую лечебницу, где не самые лучшие условия. А потом героиня узнала, что, возможно, она сама убила своих родителей, будучи одержимой злым духом, а ещё к этому приложила руку её родная тётя. Да, в итоге для Фрэн всё закончилось хорошо — она воссоединилась со своим котом, нашла кучу новых друзей и узнала, что её лечащий врач желал ей только добра. Но ни один человек не заслужил такой ужасной судьбы, особенно ребёнок. Да и то некоторые находят в игре намёки, что друзей и кота она увидела в галлюцинациях, а пристрелили её по-настоящему.
  • Офигенные герои: просто Итворд. Дважды.
    • Стоит Фрэн выйти за порог приюта Освальда, появляется Ремор и пытается затащить ее внутрь. Что-то позади него заставляет принца тьмы испугаться, и он роняет девочку. Затем механический мистер Полночь на одноколесном велосипеде появляется у дверей приюта и ведет Фрэн прочь из этого места. Позже мы видим такого же кота на корабле Итворда, а Итворд активно помогал Фрэн сбежать, так что, вероятно, благодаря ему Ремор отступил.
    • В последней главе, после того, как Фрэн застрелили, внезапно появляется Итворд, швыряет тетю Грейс в пропасть и выталкивает Освальда из комнаты, чтобы защитить ее. Он также вызывает Палонтраса для исцеления Фрэн и сопровождает ее и мистера Полночь обратно в Иверсту.
  • Педофил: охранник в психиатрической лечебнице. В частности, когда десятилетняя героиня просит его отдать ключ от выхода, он просит взамен поцелуй, и предлагает ей сесть ему на колени.
  • Печальная фортепианная мелодия — «Black tears», играющая в некоторых катсценах между главами.
  • Подросток-козёл: Клару и Мию милыми не назовешь. Они шантажировали Фрэн жизнью м-ра Полночь, и из всего, что они сделали, это наименьшее зло.
  • Прикладной флеботинум: красные таблетки Дуотина. Важное примечание — обычно Дуотин желтого цвета, и не должен создавать тот же эффект, что и красный.
  • Свет есть добро:
    • Валока — доброжелательные создания, буквально состоящие из света, антипод камал.
    • Палонтрас — огромный белый и пушистый (нет, серьезно!) летающий аксолотль, по совместительству — добрый доктор.
  • Символическое имя:
    • «Valokas» и «Kamala» — это финские слова, первое из которых примерно означает «легкий», а второе — «ужасный».
    • Главная цель Ремора — убедить Фрэн в том, что именно она убила своих родителей (независимо от того, действительно ли это ее рук дело), чтобы питаться ее сожалением и раскаянием в этом. Слово «remorse» переводится с английского как «раскаяние», «угрызения совести», «сожаление».
      • Спорно, но достойно упоминания. Также реморой называется рыба, более известная как "прилипало". Такова суть камал - прилипнуть к другому живому существу и питаться его негативными эмоциями.
    • Дуотин позволяет вам увидеть вторую версию любого места, где можно проглотить красную пилюлю. «Дуо» в переводе с латыни и греческого — «два».
  • Синий — цвет женственности: Клара и Мия носят голубое платье, и в их доме голубые обои. Ведут себя довольно женственно, и в их доме много девчачьих штучек.
  • Сиротинушка: ближе к концу игры намекается, что главная героиня сама убила своих родителей. Но она была не виновата, потому что либо была одержима злым духом, либо её чем-то накачали. Хотя есть и версия, что это всего лишь отговорки, особенно если верить мрачной теории, по которой Фрэн на самом деле никуда не путешествовала, и вообще…
    • Но, при всем (не)желании, десятилетней девочке просто силенок не хватит так нашинковать двух взрослых. В газете упоминается, что их тела были идеально разрезаны, словно они совсем не сопротивлялись, а провернуть такое обычным кухонным ножом (как показано в реморовом видении) не всякому герою боевиков под силу.
  • Сладкий хлеб: иверские «пламбасы». Торговец, продающий их, говорит героине, что они очень вкусные. Впрочем, он антропоморфный жук-навозник, и для него это нормальная еда. А учитывая, что Иверсту населяет куча антропоморфных растений (все ведь в курсе, ЧЕМ их удобряют?), такой товар на местном рынке очень даже оправдан.
  • Сладкоежка: стол в гостиной Клары и Мии уставлен аппетитными тортиками, кексами и т. п. Если не удержаться и попробовать, игрок получит ачивку «It tasted fabulous!» («Сказочно на вкус!»)". [2]
  • Тьма есть зло:
    • Камалы — тени, которые создают проблемы и питаются страданиями людей. Слуги ГлавГада Ремора.
    • Ремор ассоциируется с тьмой и, как и пример выше, питается страданиями и болью других. Он следует за Фрэн почти везде, куда бы она ни пошла, насмехается над ней и пытается помешать ее возвращению домой. Что самое страшное — он не собирается ее убивать, поскольку заинтересован в том, чтобы Фрэн жила и всегда страдала, подпитывая его силы. Он также показывает Фрэн события ночи, когда ее родители были убиты, и показывает, что она это сделала. Показывал ли он ей правду или просто пытался причинить ей боль – спорно.
  • Тьма не есть зло:
  • Эвкатастрофа: концовка. Доктор Освальд смертельно ранил Фрэн из пистолета, а тётя Грейс выбросила её кота в пропасть. Внезапно появляется скелет Итворд и телекинезом расшвыривает злодеев. Потом появляется аксолотль-целитель Палонтрас, несущий на себе спасённого котика, а потом он исцеляет Фрэн.
    • Автору правки всегда казалось, что концовка на самом деле подразумевает смерть Фрэн. Особенно учитывая очень схожую концовку спин-оффа Little Misfortune, где на смерть заглавной героини указано прямо.
  • Эмоциональные качели: тут уж происходит настоящая эмоциональная карусель. Сама по себе игра весьма трагична, но по пути ещё и не раз удаётся ужаснуться (а иногда и умилиться) неожиданно возникающей расчленёнке и пейзажному гуро, улыбнуться от детских непосредственных комментариев главной героини и забавной мультяшной рисовки, а то и испытать всё это вместе в разной последовательности и в разных пропорциях. Это ещё если не брать в расчёт лихо закрученный сюжет квеста, полный логики сна, эвкатастроф и всех кого можно из машины.

Примечания[править]

  1. Открылась всего трем людям; помимо Фрэн и Леона, ее видела Неудача Рамирез, протагонист игры-спин-оффа «Little Misfortune»
  2. Но на вашем месте автор статьи бы воздержалась: учитывая, где, вероятнее всего, на самом деле находится Фрэн, при этом действии она, похоже, откушает тухлой младенческой плоти…
  3. Правда, в Ультрареальности почему-то выглядит, как злобный клоун, да и подошвы его шикарных туфель, судя по инструкции в книге на его корабле, подбиты кожей с человеческих ступней... Однако, по-настоящему злых поступков он не совершает.