Головоломка мадам Петуховой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Needle In A Stack Of Needles. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Два и более внешне идентичных предмета, из которых ценность представляет только один.
« Ещё 65534 ведра — и Золотой ключик наш! »
— Фольклор

Один из подтропов от Поймай их всех!.

Для стороннего наблюдателя деятельность, попадающая под этот троп, может показаться идентичной тропу Время собирать камни — герой или герои так же ищут один за другим однотипные квестовые предметы. Но принципиальное отличие следующее: если в предыдущем тропе герою нужно собрать все означенные предметы, то в этом герою нужен только один предмет. Он просто не знает, какой именно.

Принципиально еще и другое. У героя принципиально нет способа выяснить, какой именно из квестовых предметов ему нужен, и единственный способ отыскать нужный — методично проверять их все один за другим. Если герой может логически выяснить, какой из квестовых предметов настоящий, то задача, стоящая перед этим героем, состоит именно в том, чтобы выяснить, какой предмет настоящий.

Ситуации, когда один из многих предметов особенный, а остальные суть лишь дополнение к нему, но собрать их все равно надо, под данный троп не попадают — нас интересует единственный макгаффин, а не главный. А вот случающийся в компьютерных играх случай данного тропа, когда герою, к примеру, нужно проверить три подземелья, и, независимо от того, в каком порядке герой их посещает, квестовый предмет скриптом сгенерируется только в последнем — да. Еще раз, особенность тропа именно в том, что у героя нет другого выхода, кроме как проверять все квестовые предметы один за другим. Угадать — возможно, логически найти правильный — нельзя.

Хорошим тоном считается, чтобы «правильным» оказывался именно последний найденный героем квестовый предмет — во всяком случае, это оказывается так значительно чаще, чем должно с точки зрения равномерного распределения. Дошло до того, что в компьютерных играх это часто делают специально — чтобы герой случайно не нашёл квестовый предмет под первым кустом и не пропали остальные одиннадцать квестовых локаций, которые разработчики отрисовали только для этого. Умные же разработчики, знающие о балансирной шестерёнке, либо делают рандомизацию по списку (из пяти локаций и пяти интересностей, включая один искомый предмет), либо делают жёсткое прибитие нужного предмета гвоздями к локации, в остальные пихая не менее интересные вещи — куда-то клёвый мечик, куда-то харизматичного напарника, куда-то — побочного босса, куда-то начало/развитие интересного квеста; таким образом игрок, если конечно он не любитель быстрого прохождения, имеет очень веские причины побывать в каждой из локаций. Детектится по надписи в гайде «перед сдачей квеста обязательно побывайте в /локации/ — нужного предмета там нет, зато /описание интересности/». Ещё один вариант — нужного предмета нет ни в одной из локаций, но вы получите его или его точное местонахождение только обойдя их все.

Помимо игр, очень часто встречается в детективных и приключенческих произведениях.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев» — кодификатор. События происходят в послереволюционной России, тёща (мадам Петухова) на смертном одре сообщает стартовому герою, что во время одного из обысков спрятала бриллианты в их гостином гарнитуре, в одном из двенадцати стульев, и сюжет книги вращается вокруг поиска оных стульев, которые позднее конфисковали и которые волею судеб разбросало по всей стране.
  • А. Конан Дойл, рассказ «Шесть Наполеонов» — источник вдохновения для Ильфа и Петрова.
  • Умберто Эко, «Баудолино» — чаша Грааля спрятана в одной из поддельных голов Иоанна Крестителя.
  • Уильям Арден, «Тайна горбатого кота» (также выходила под названием «Тайна одноглазого кота») — в одном из призовых игрушечных котов спрятана бирка из камеры хранения, где преступник спрятал награбленное после ограбления банка.
  • Кир Булычев, «Девочка с Земли». Злодеи — Крыс и Весельчак У — истребляют редких птиц-говорунов, чтобы убить ту самую, которая может передать местоположение Второго капитана.
  • «Таня Гроттер и перстень с жемчужиной»: драгоценная жемчужина с магическими свойствами была проглочена карликовым драконом, и чтобы её вернуть, злодей стал превращать в камень и разбивать всех драконов этого вида. Очень напоминает предыдущий пример. Ну разумеется, совершенно случайно: Дмитрий Емец не даст соврать!
  • «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко — ГГ Леонид, которому нужно пройти один уровень в Doom-ообразной игре в виртуальной реальности, в конце оказывается в круглом зеркальном зале, где в тринадцати зеркалах отражаются монстры с пушками, и только одно отражение реально. Леонид вышибает зеркало за зеркалом, растрачивает свой небольшой боезапас и почти погибает, когда остается уже только один комплект монстров. Позже дайвер, работающий в игре, говорит ему, что программа «жульничает» — куда бы игрок ни стрелял, верным выстрелом будет последний.
  • «Свеча Хрофта» Д. Зарубиной — собственно, свеча. Спрятанная среди множества свеч. Правда, непонятно, что помешает злоумышленнику просто устроить в тайнике, где они хранятся, пожар.
  • Герберт Уэллс, «Страусы с молотка» — на борту судна везли страусов, один из них проглотил драгоценный камень, принадлежащий богатому пассажиру. В финале, впрочем, даётся толстый намёк, что всё это мошенничество, придуманное для распродажи пернатых по завышенной цене.
  • Гарри Гаррисон, «И теперь ты — Стальная Крыса» (книга-игра) — слегка необычный пример: по ходу повествования перед игроком возникает необходимость выяснить, кому довериться, кто из встреченных им на планете-тюрьме преступников действительно владеет информацией о разыскиваемом злодее и готов выдать её за деньги. Итог вполне соответствует духу тех скриптовых квестов: доверять не следует никому, врут все, но возможность уклониться от выбора автор любезно предоставляет лишь после опроса всей нечестной компании.
  • Всеволод Нестайко, «Незнакомец из тринадцатой квартиры». Зная из обрывков разговора незнакомца, у которого случайно затаскали часы, что он актёр и где-то играет царя, герои безуспешно обходят все киевские театры. Хорошо хоть не все тринадцатые квартиры в городе, как мелькнула первая мысль!
  • Александр Бушков, «Последняя пасха» — упоминается «тайна швейных машинок Зингера», несколько месяцев лихорадившая причастных к антиквариату граждан. Некто запустил достаточно убедительный слух, про эти самые машинки: не то в каждую десятитысячную (пятитысячную) машинку хитрый Зингер вмонтировал массивную золотую (платиновую) деталь, не то выбитый на одной из машинок серийный номер на самом деле номер счёта в швейцарском банке, где счастливчика дожидается кругленькая сумма. В результате лица кавказских национальностей (главным образом, но братья славяне тоже были) метались по антикварным магазинам и лавочкам и, не торгуясь, скупали эти швейные машинки.
  • Р. Л. Стайн, «Как мне досталась сушёная голова»: означенная голова из джунглей вымышленного острова Баладора — мощный спасительный макгаффин, приводимый в действие магическим словом. Злодей, собиравшийся расправиться с героем и его тётей, отобрал у него эту голову и швырнул в кучу точно таких же, но не магических. Однако незадолго до этого младшая сестрёнка героя, балуясь с головой без разрешения, оставила на её ухе царапину, по которой он безошибочно нашёл свой талисман, и злодеям не поздоровилось.
  • Андрей Белянин, цикл «Тайный сыск царя Гороха»: главгад Кощей Бессмертный по-традиции прячет свою смерть на острие иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу… вот только Кощей — совсем не дурак. Прийдя к нужному месту, Никита обнаруживает целый лес дубов с ларцами. И поди найди нужный из сотен, или даже тысяч! Наш герой идёт по иному пути. Он берёт первый попавшийся, добирается до иглы и идёт угрожать Кощею, ведь сам Кощей не знает какая игла в руках у участкового. Однако и здесь злодей оказывается на высоте. Чтобы убить Кощея необходимо сломать остриё иглы, а не саму иглу. Попробуйте это сделать голыми руками!
  • Айзек Азимов, «Как потерялся робот» — нужно найти одного робота в специсполнении (без второго закона робототехники) среди группы таких же на вид немодифицированных, тогда как сам робот имеет мотив прятаться. Серийных номеров на них нет, видимо, потому, что Азимов немножко прокукукал этот момент.
  • Иоанна Хмелевская, «Кот в мешке». Преступник ищет произведение искусства, зная, что оно было в одном из проданных с аукциона мешков с забытыми и невостребованными вещами. Вот только мешков таких в доме Алиции огромное количество. А в книге «Бесконечная шайка» аналогично обшаривали все доски подходящего размера в поисках спрятанной картины.

Кино[править]

  • «Невероятные приключения итальянцев в России». Пожилая синьора перед смертью сообщает своей внучке, что фамильные драгоценности спрятаны в Петербурге «подо львом». Группа героев половину фильма перерывает Ленинград, где скульптурные львы находятся чуть ли не везде, хотят копать даже под памятником Льву Толстому. Все оказывается проще — искомый лев живой и живет в зоопарке.
    • Происходи события в реальности, всё было бы куда сложнее и интереснее: До революции клетка со львом стояла совершенно в другом месте "Старого" Зоопарка.
      • Обоснуй: когда драгоценности зарывали в землю, клетки на этом месте, конечно, еще не было, но синьора отслеживала новости о том, что по этому адресу происходит. И по репортажу о зоопарке поняла, что клад, к счастью, не нашли, но он теперь находится точно под клеткой льва. Что и сообщила внучке, но не конкретизировала, что лев - живой.
  • «Выигрыш в новогоднюю лотерею» (1989). Итальянская комедия с Паоло Вилладжо в главной роли. Своя версия 12 стульев: журналист выигрывает в лотерею круглую сумму, но забывает билет в одной из пишущих машинок, которые за долги распродают на аукционе. Финал такой же как у советского оригинала: билет случайно достался обществу слепых.
  • «Спортлото-82» — лотерейный билет с крупным выигрышем спрятан между страниц одной из нескольких одинаковых книг. Разумеется, той, до которой добираются в последнюю очередь.
  • «Я проснулся рано в день моей смерти» — чемодан с награбленными деньгами случайно достался одному из 15 участников похорон.
  • «Я, робот» — сцена, в которой герою необходимо вычислить подозреваемого робота Сонни из сотни роботов той же модели.
    • Хотя он находит нужного именно логически.
  • «Порки» (1982), культовая американская комедия. Инверсия, потому как у мисс Бьюлы Балбрикер не получилось. Хотя она очень хотела обличить подглядывающего хлопца по родинке на причинном месте: другого-то места не видела и не, кхм, щупала.
  • «Терминатор» — «Скайнет» знал только неполное имя матери Джона Коннора и, как было сказано в новеллизации, о наличии у неё в ноге штифта, поэтому посланный на её ликвидацию T-800, убив очередную Сару Коннор, расчленял её (в новеллизации) в поисках заветной железяки. Не подозревая, что сам причиной этого штифта и является.
  • «Гарри Поттер и Дары смерти» — Гарри оказывается в хранилище с кубком, который требуется уничтожить, и его фальшивыми копиями, размножающимися при уничтожении.
  • «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — нужно выбрать Святой Грааль среди множества самых разнообразных сосудов, кубков и чаш. Задача сильно осложняется тем, что неверный выбор карается немедленной смертью. Да и в случае правильного выбора унести добычу с собой всё равно не удастся.
    • На самом деле аверсия — кубки не идентичные, и верный выбирается именно логическим методом. Это единственный простой деревянный кубок из них всех, все остальные богато украшены.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек навсегда» — Румпельштильцхен охотится на Шрека, поэтому его слуги хватают всех огров подряд (в конце концов, только он сам знает, как Шрек выглядит). Апофеозом становится атака Крысолова, в ходе которой пойманы все огры Сопротивления… кроме, собственно, Шрека. Подсвечено самим Румпельштильцхеном во время совещания с ведьмами.
  • В мультфильме «Сказка сказывается» главному герою приходится срочно найти настоящий магический меч среди свежесотворённых противником копий. Загадка решилась быстро: при попытке уничтожить мечи магией же выстоял только настоящий меч.

Мультсериалы[править]

  • «Человек-Паук» (1994) — в финале серии «Грозный Мистерио» заглавный суперзлодей возникает на сцене вместе с несколькими своими голографическими копиями, предлагая главному герою угадать, кто из них настоящий. Субверсия — Человек-Паук без труда находит ответ с помощью паучьего чутья.
  • Happy Tree Friends — в финале серии «Doggone it» кровожадный щеночек, приходящий в неконтролируемую ярость от любого свиста, случайно оказался среди двух-трёх десятков таких же щенят. Лампи, чтобы вычислить нужного, засвистел… вот только от этого рассвирепели все щенки. Конец для Лампи немного предсказуем.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — в четвёртом сезоне в серии про Мод Пай пони играют в такую головоломку: они ищут питомца Мод Пай — камень Болдер — на поле с кучей камней. Удивительно, но как только пони сдаются, то выясняется, что всё это время Болдер прятался у Мод в кармане.

Аниме и манга[править]

  • One Piece — в арке Энис Лоби Мугивары пытаются спасти свою накама Робин. Чтобы открыть её наручники им нужен ключ. Однако ключей пять, какой именно нужен — неизвестно, а каждый ключ можно получить лишь победив вражеского бойца. И, кто бы мог подумать, нужный ключ оказывается у самого сильного и отмороженного из бойцов!
  • Sailor Moon — в третьем сезоне и Апостолы смерти, и Воины внешних планет ищут три необходимых для сборки Святого Грааля талисмана, которые спрятаны в чистых сердцах людей.
    • В четвертом сезоне враги из Цирка Мертвой Луны проверяют людские Зеркала мечты на наличие в одном из них Пегаса, сначала по насильственному «просмотру» мечты, а потом и по внешнему виду зеркала (оно должно быть золотым, а не розовым).
    • В пятом сезоне служанки Галаксии точно так же перебирают Звездные семена людей в поисках «истинных».
      • При этом, что характерно, в последних сериях соответствующих сезонов злодеи теряют терпение и начинают извлекать эти артефакты массово у всех подряд.
  • The Record of a Fallen Vampire — субверсия. Когда героиня людей Саберхаген запечатала слетевшую с катушек королеву вампиров, она специально создала тысячу копий своей печати, чтобы затруднить поиск настоящей и разбросала их по всей планете… и лишь тысячу лет спустя выяснилось, что настоящими были все, просто Саберхаген об этом никому не сказала. В итоге все до последнего были уверены в том, что надо лишь найти нужную.
  • Katanagatari — один из порочных мечей, Сенто-цуруги — это сто одинаковых мечей. Прежний хозяин этих мечей, настоятельница храма, дала Тогаме такую задачу — найти среди них самый первый, который стратег таки нашла.
  • Golden Kamuy — Цуруми специально заказал у таксидермиста Эдогая поддельные татуированные кожи, чтобы запутать остальные группы кладоискателей. Отличить подделку можно с помощью железа: танины, которые Эдогай использовал при дублении, дадут реакцию. Только вот как это выстрелит, пока неизвестно: большая часть копий есть у всех, с Сугимото пока что договорились, а Кироранке, да и сам Цуруми, полагают, что если Асирпа вспомнит ключ, то и собирать все кожи не понадобится.
  • Naruto — первый и один из основных приёмов главного героя. Всем потенциальным противникам (от недовольного учителя до эпических злодеев) приходится выяснять, какой же из орды клонов — настоящий (задача осложняется наличием в сеттинге магии превращения, за счёт которой оригинал в нужный момент может как раз собой не выглядеть).
  • Sunabozu — любимый боевой трюк протагониста — разбросать по полю мишени-обманки из воздушных шариков с наброшенными поверх тряпками, имитирующие внешний вид его защитного костюма, а самому спрятаться среди них или в стороне. Если знать, куда смотреть, отличить обманки довольно легко, но знает о том мало кто.

Видеоигры[править]

  • «Ведьмак 3: Дикая охота» — игроделы решили разнообразить этим дополнительные задания. Если вам дают квест вида «сделать несколько чего-то» (зачистить три логова чудовищ, сжечь три груды трупов, восстановить три придорожных статуи) — будьте уверены, у последней (неважно, в каком порядке вы их обходили) квестовой точки случится что-то интересное, чтобы квест не был простым гриндом из разряда «убей десять волков».
    • Там же — сюжетная миссия обойти всех женщин поэта Лютика и выяснить, какая знает, где он. Надо обойти всех: ни одна не знает, ответ приносит друг Геральта Золтан. А в процессе можно узнать много интересного.
  • Gothic 3 — секретный и нигде не отмечаемый побочный квест аналогично примеру выше. В игре есть так называемые «списочные сундуки», которые в фанатском патче обозначены как «кованный сундук» и «старый сундук». И тех, и других примерно по 50 штук, и они разбросаны буквально по всему игровому миру — порой в таких локациях, где варги срать боятся игрок может ни разу не побывать даже после нескольких медленных, вдумчивых прохождений игры. В «кованных» лежит ценное снаряжение для условного воина (оружие, щиты и кузнечные формы); в «старых» — для условного мага (свитки, зелья, кольца, амулеты и посохи). Однако что именно окажется в очередном сундуке, всегда зависит от того, сколько сундуков из списка вы уже обчистили до этого. Так, например, в первом кованном сундуке, который вы откроете, будет лежать кинжал ассасина; во втором — лук ассасина; катану вы найдёте в четырнадцатом; лучший в игре щит — в двадцать седьмом; ну а чтобы получить двуручный меч «Ярость Инноса», придётся найти и обчистить все сундуки из списка «кованных».
  • Quest for Glory — за гильдию воров в каждой части со второй по пятую есть квест найти Blackbird (Чёрного Дрозда) — очень дорогую статуэтку. Нашедший её получит большое уважение в гильдии, а то и шанс её возглавить. Дрозды есть в каждой стране, где путешествует протагонист. Беда в том, что лишь одна из статуэток — настоящая, а остальные — искусные подделки. Как и в кодификаторе, «Двенадцати стульях», троп сыгран с концом-переворотом: Естественно, по законам жанра настоящей оказывается та статуэтка, которую герой находит в последней части. НО: она привезена из Шпильбурга, с тех земель, в которых разворачивалось действие первой части. В конце первой части герой, побывав в логове разбойников, внимательно изучив его, мог заметить статуэтку Чёрного Дрозда. Но поскольку он был на тот момент лишь начинающим вором, и не знал, насколько ценный это артефакт, он просто прошёл мимо.
  • The Cat Lady — интересная субверсия. Обходим все квартиры. Ничего не находим. На поверку преступник оказывается в одной из первых, из которой выходит старичок, не знакомый с интернетом.
  • Starcraft — в одной из миссий игроку нужно убить Алдариса, который в момент пребывания Зератула и Артаниса на Чаре организовал со всеми своими сторонниками мятеж на Шакурасе, но он создал несколько своих копий-иллюзий, и единственный способ найти настоящую цель — уничтожать их по очереди. Настоящим окажется находящийся дальше всех, на северо-центральной части карты. Можно легко по северному краю карты пролететь авиацией до него сразу, а можно специально для начала расправиться с обеими иллюзиями, дабы затриггерить парочку сюжетных реплик.
  • Игра «Черепашки-ниндзя-2» на NES («Денди»). Аналогичная ситуация во время финального боя с двумя Шредерами.
  • Супербратья Марио — всё об этом. Спасибо, но принцесса в другом замке!
    • Для прохождения последнего замка нужно залезать в одну из труб. Неправильный выбор приводит к перемещению в начало уровня.
  • Diablo II — демонстративная инверсия. Во второй главе — семь гробниц, в одной из которых сидит босс, в третьей — шесть храмов, в одном из которых спрятана древняя книга. Вот только указатель на нужную гробницу игрок получает заранее, да и книга может найтись хоть в первом храме.
  • Post Mortem — в конце игры нужно найти артефакт «голова Бафомета», но их две: вторая — копия и никакими магическими свойствами не обладает. Игроку так и не сообщают, какая из них какая — задача будет выполнена, только если он найдет обе.
  • Bioshock Infinite, аддон Burial At Sea Part 1 — в начале главным героям необходимо заполучить некий предмет, спрятанный в подсобке одного из трёх магазинов. Независимо от порядка посещения искомое отыщется только в последнем обысканном магазине.
  • Мор (Утопия) — очень часто в разных заданиях требуется найти кого-либо или что-либо в одном из заражённых или заколоченных домов. В каком именно доме цель задания — чётко не говорится (да тут чётко и не скажешь, все дома по шаблонам делаются), а лишь намекается его местоположение. Ничего не остаётся, кроме как тыкаться в один дом за другим.
  • Assassin's Creed — в 1-ой части одна из целей, которую нужно убить, — а именно любитель сжигать книги — одевается и выглядит почти так же, как и ещё несколько человек, находящихся в том же месте. Потом эти пятеро расходятся по всему городу. Ассасин может убить их всех, но если игрок собрал все улики (пройдя все побочные задания этого городского района), то, открыв меню, в котором находятся описания улик, он может по географическим картам, приложенным к описаниям, определить истинную цель и уничтожить её, не убивая невиновных.
    • Во многих других стелс-экшенах тоже есть подобные миссии. Даже и не в стелсах — например, в Ведьмаке 3.
  • «Петька VIII: Покорение Рима». По сюжету, в вагонах спущенного с рельс состава надо найти настойку боярышника. С какого вагона бы вы ни начали, она будет в последнем.
  • «Санитары Подземелий 2» — после побега от банды полицейских Хартману нужно отыскать батюшку Александра. На рынке ему дают три наводки на возможное местонахождение священника; после проверки все три оказываются «пустоцветом», но зато Александр объявится на рынке самостоятельно.