Как достать соседа

Материал из Posmotreli
Neighbours from Hell
Перейти к навигации Перейти к поиску
Neighbours-cover.jpg

Как достать соседа (англ. Neighbours from Hell[1], дословно — «Соседи из ада») — квест от австрийской студии «JoWooD». Суть игры заключается в том, что протагонист по имени Вуди мстит своему соседу за некие обиды, тайком подстраивая ему ловушки из всевозможных подручных средств. Управление в компьютерной версии осуществляется при помощи одной только мыши (то, что называется «point and click»). Игра стилизована под реалити-шоу: подразумевается, что в доме соседа и прочих локациях совершения мести установлены камеры, и на проделки главного героя смотрят зрители.

Следует напомнить, что игра представляет собой дилогию. Всё, кроме описанного в данной статье, является подделками и подражаниями, о чём несложно догадаться по крайне низкому в сравнении с оригиналом качеству. Уделять внимания подобному мы здесь, конечно, не станем.

08.10.2020 внезапно выпустили ремастер классики. Весьма спорный по качеству, так как убрали несколько уровней из первой части и сделали консольный интерфейс. На ПК-то! Зато неплохо обновили графику. 08.12.2020 вышло обновление для ремастера, добавляющее недостающие уровни. Видимо, не успели сделать к релизу.

Сюжет и геймплей[править]

«Neighbours from Hell»[править]

Сосед идёт за пивком, а Вуди тем временем размышляет, как бы использовать имеющиеся находки. Видны также спящий попугай и многострадальный Мамашин портрет.

Первая часть была выпущена в 2003 году. Всё её действие происходит в доме Соседа — на начало игры лишь на двух этажах дома, включающих четыре комнаты, но мере прохождения открывается доступ и на другие этажи (всего их четыре, с учётом подвала). В каждой «миссии» Вуди беспрепятственно проникает в жилище обидчика и приступает к сооружению ловушек из доступных материалов. От игрока требуется собирать по всему дому различные вещи и догадываться, с чем из предметов обстановки их можно совместить, чтобы это имело неприятные последствия для Соседа. Попав в такую западню, Сосед сердится и злится, а игрок за это получает очки-проценты. Бонусные очки начисляются, если Сосед попал в следующую западню, ещё не успев отойти от предыдущей (то есть если злость на «шкале гнева» не опустилась до нуля). Таким образом, чтобы набрать 100 % очков, нужно, чтобы сработали все пакости, и чтобы они сыпались на Соседа максимально часто, что требует от игрока определённых расчётов. Впрочем, для прохождения уровня обязательно набрать не 100 %, а лишь проходной балл, и можно уйти, не подстроив всех нужных пакостей. К тому же, в игре предусмотрен таймер, по истечении отсчёта которого миссия завершается (таймер можно отключить в опциях, но разве ж это интересно?).

Попадаться Соседу на глаза персонаж не должен: для игрока миссия будет провалена, а персонажу вообще придётся несладко. Поэтому по ходу сбора предметов и подстраивания пакостей следует ещё и не забывать о необходимости успеть сбежать в другую комнату или спрятаться в шкафу / под кроватью, а также понять принцип перемещений соседа по дому (как правило, он выполняет одни и те же действия по кругу, но после определённой пакости может и резко побежать в другую комнату, например, в ванную за пластырем). К тому же со временем в игре появляются животные Соседа, которые поднимают шум, если протагонист проходит мимо них не на цыпочках. В таком случае Сосед стремглав бежит на шум, и игроку срочно требуется спасаться бегством (как правило, это приводит к потере времени и спаданию «шкалы гнева», но в нескольких случаях может быть использовано и на пользу).

«Neighbours from Hell 2: On Vacation»[править]

В 2004 году вышел сиквел. По его сюжету, настрадавшись от Вуди дома сосед решил отправиться в кругосветное путешествие, однако не тут-то было: главный герой увязался за ним. Локации теперь не ограничены домом, и пакости предстоит совершать на круизном лайнере с остановками в клюквенных до неприличия Китае, Индии и Мексике (структура «этажи и комнаты» осталась прежней, но теперь в роли них выступают отдельные участки локации). Графику изменили в сторону «объёмности». Кроме того, были добавлены новые персонажи (см. в разделе о персонажах) и, что немаловажно, новые штрихи к портрету Соседа. Ведь во время первой игры у игроков иногда возникали вопросы к Вуди, за что он так зол на этого старого жлоба, что аж настолько сурово ему пакостит (подробнее см., опять же, в разделе о персонажах).

Пример такой мини-игры. Вуди тащит мышь на свет божий, а та отчаянно упирается. Мужик справа — это йог, он в таком положении с самого начала, и Вуди здесь ни при чём.

Геймплей в целом похож на прежний, но чуть сложнее. Так, теперь Вуди приходится координировать свои действия с учётом перемещения сразу двух враждебных к нему персонажей (соседа и его матери), но у него уже три «жизни» вместо одной — после избиения противники просто забрасывают его в другой угол локации, и игру можно продолжать. Вместо процентов начисляются очки-медали за выполненные пакости и, если успеть заполнить постепенно опускающуюся «шкалу гнева» соседа доверху, у того происходит «нервный срыв», а игроку вручается также «Оскар». Таймер убран, но за скорость прохождения уровня начисляются очки (таким образом, можно играть ради рекордов). На каждом уровне присутствует мини-игра, сюжетно подразумевающая вытаскивание из труднодоступного места какого-либо предмета или существа (например, краба или мыши из норы), а геймплейно — способность удержать в круге курсор, постоянно норовящий уползти из него то в одну, то в другую сторону.

Пару слов о консольной версии[править]

В 2005 году игра была портирована на «GameCube» и «Xbox». Эта адаптация включает в себя миссии из обеих игр дилогии для PC, с некоторыми отличиями (в основном добавлены особенности второй игры в миссиях первой). Из плюсов можно отметить вступительное видео, где наконец-то называют фамилию Соседа (Роттвейлер) и наглядно показывают, чем же они с мамашей настолько достали бедного Вуди. Действительно, беспредел они творили лютый, трудно было бы не рассвирепеть. Что касается минусов… Ну, сами можете представить, насколько неудобно играть на консоли в игру типа «point-and-click», особенно с учётом добавленных мини-игр.

Персонажи[править]

Что здесь есть[править]

  • Пнуть сукиного сына – вся игра про это.
  • Антигерой, пополам с Я хороший, мне всё можно — Вуди. Иногда его шуточки могут быть угрозой для жизни хоть и нехорошего, но всё же соседа. Да и окружающим он тоже может причинить неудобства (украл очки у близорукого продавца, споил другого, чтобы усыпить его и похитить ведро, стащил у Ольги лифчик, пока та была в душе, и тому подобное). В финале второй части возмездие становится общественно опасным: Вуди, дятел ты этакий, ты каким местом думал, когда разблокировал штурвал и сделал так, чтобы твой тупой сосед до него добрался?
  • Антиреклама курения и спиртного. Соседу пить и курить точно стоит бросить: в табаке может оказаться порох, в пиве — слабительное, а в вине — уксус. Хотя с таким соседом, как Вуди, можно и есть бросить, а то в еде тоже регулярно что-нибудь оказывается.
  • Банановая кожура — куда же без неё в истории про бытовые ловушки! Также подобным образом регулярно используются мыло и стеклянные шарики. Но все это мелочи по сравнению с роликовым коньком, наступив на который, Сосед покинет дом через окно второго этажа.
  • Вандальные усы — портрет соседовой матушки на первом этаже как жертва перманентного вандализма. «Какая борода…» ©
  • Грызуны. Одна крыса обитала в подвале у Соседа и была удачно использована в качестве подлянки. Что интересно, когда Вуди вытаскивал её из норы, она его не укусила, а вот в руку его обидчика вцепилась от души. Во второй части есть мыши, одну из них Вуди использует как приманку для змеи, а вторую — чтобы напугать слона. Вытаскивание мышей из норы представляет собой мини-игру, и в этот раз, если игрок не справится, то мышь укусит Вуди, и тому потребуется срочно спасаться бегством, пока на крик не прибежал Сосед и не намял ему бока.
  • Гурман-гуро. О да, Вуди знает толк в ингредиентах! Торт с кремом для бритья вместо сливок, мусс с мыльной водой, роллы из нарезанной велосипедной камеры, мороженое из коровьей лепёшки, кофе с грунтом для вазонов…
  • Забавный попугай. В первой части у Соседа был попугай со скверной привычкой поднимать шум при виде главного героя. Потом почему-то помер и до конца игры красовался в виде головы на стене среди Соседовых охотничьих трофеев. Ещё два попугая есть во второй части — один в Мексике определённым образом посодействовал в осуществлении очередной пакости, а второму капитан лайнера доверил хранить ключ от своей рубки (зря).
  • Зловещие растения. В первой игре из Соседовой мухоловки можно помочь при помощи стимулятора роста вырастить соседоловку. Во второй части похожее растение есть в Мексике, его тоже можно раскормить, да ещё и оснастить челюстью от дохлой пираньи, чтоб кусалась чувствительнее.
  • Имитация языка. Персонажи разговаривают на непонятной тарабарщине. При желании в ней можно даже что-нибудь разобрать.
  • Импровизированное оружие. Для пакостей применяется всё, что попадётся под руку в локации, где происходит действие. Главное — сообразить, что с чем совмещать.
  • Инфернальный соус чили-халапеньо. В первой игре такого налили в стакан со вставной челюстью, а во второй — и вовсе на туалетную бумагу нанесли…
  • Конъюнктурный пересмотр — из переиздания убрали пару живодёрских миссий.
    • Вернули с обновлением от 08.12.2020. По-видимому, их просто не успели сделать к релизу.
  • Купи долбаный гайд! Относится к некоторым миссиям в первой игре, если говорить об их выполнении на 100 %. Кто бы мог подумать, что в одной из миссий первого сезона подменять футбольный мяч на шар для боулинга надо не звоня по телефону (хотя игра именно на это и намекает)? Кто бы мог подумать, что в двух миссиях третьего сезона нужно специально пройти мимо собаки громким шагом, дабы раздраконить и её, и соседа?
    • Догадаться об использовании животных несложно. Телефон же - да, это классическая красная сельдь, как и несколько других предметов.
  • Ловушка для любопытных. Многих пакостей во второй части Сосед мог бы избежать, если бы не его привычка совать нос куда не надо. Особенно заметно в последней миссии (а в описании к ней даже подсвечено).
  • Лошадиная моча. Примерно так игра описывает вино, которое можно найти в подвале соседа — «Дешёвое вино. Скорее всего даже не из винограда».
  • Меня побила девчонка. Сосед регулярно получает тяжёлых лещей от Ольги и своей мамы, при этом дрожа от страха, когда его собираются бить.
  • Могучий бык присутствует в двух миссиях в Мексике (локация одна и та же). Как это принято у быков, страх как не любит красного цвета — у его загона остался обведённый мелом силуэт кого-то, кто пытался покрасить забор такой краской. Стоит ли говорить, что Вуди нашёл способ и Соседа выкрасить соответствующим образом?
  • Молодец против овец. Сосед любит ломать песочные замки беззащитного ребёнка и дразнить слонов с безопасного расстояния? Что ж, посадим краба охранять замок, а слону предоставим возможность дотянуться до обидчика. Что, уже не такой храбрый, соседушка? А уж в предвкушении лещей от мамаши или Ольги бедняга вовсе дрожит, как осиновый лист.
  • Мультяшная физика. Конечно же, физика тут мультяшная, и из-за Вудиных пакостей Сосед даже в больницу ни разу не попал. Но не вздумайте воплощать подобное в реальности! Посадят.
  • Мучитель животных. Оба хороши, на самом-то деле. Да, Сосед, нехороший такой, в молодости был охотником, а в ходе первой игры заботливо вырастил прямо в квартире поросёнка, которого держал в тесной клетке, а потом пустил на мясо. И во второй части он регулярно то дразнит слонов, то издевается над священной коровой, пока индусы не видят. Но разве не Вуди накормил попугая перчёными чипсами (интересно, не связано ли это с тем, что этот попугай вскоре врезал дуба?) или руками Соседа подбрасывал рыбкам в аквариум то стиральный порошок, то стероиды? А во второй части разве не он чуть не утопил в море ни в чём не повинную собаку?
    • Учитывая, что в одном из эпизодов Вуди кормит Шавку протухшей колбасой, и в последующих эпизодах она не появляется, то
      • Впрочем, в финальной заставке консольной версии собачка таки присутствует, так что не всё так плохо.
  • Непристойно — значит смешно. Среди пакостей присутствует достаточно всевозможного околосортирного юмора, вплоть до применения в боевых целях самих сортиров.
  • Несовместимая с жизнью жадность — с фитильком, потому что до смерти дело не дошло. Скажем так, несовместимая с комфортной жизнью. За границей соседушка повадился приворовывать: то хот-доги с прилавка, то пожертвования в храме. Проведав об этом, Вуди постарался, чтобы в хот-доге оказалась хлопушка, а в чаше для пожертвований — страшная змея.
  • Несовместимая с жизнью похоть — тоже с фитильком, как и пример выше. Сосед любит подглядывать в окно за переодевающимися девушками, но удобно ли ему будет ходить с приклеенным на глаза биноклем? Любит он и за Оленькой подглядеть, но худо ему будет, если она это заметит… А уж Вуди постарается, чтобы заметила.
  • О, мой зад! Соседу стоило бы научиться смотреть, на что он садится или ложится, уже после первого инцидента с канцелярскими кнопками. Во второй части к делу подключились морские ежи, да и Мамаша тоже регулярно лупит своё престарелое чадо именно по этому месту.
  • Ошибка слепого, а вернее, подслеповатого повара имела место в Китае. Достаточно было стащить у него очки и подсунуть вместо угря камеру от велосипедной шины. В конце концов, пострадал от этого один Сосед, в ответ на свои претензии по поводу качества пищи ещё и получивший сковородкой по лбу.
  • Плотоядное растение — присутствует в мексиканской локации. По умолчанию - беззащитная жертва Соседа, но если цветочек подкормить и снабдить челюстями от дохлой пираньи.
  • Постоянная шутка. Некоторые пакости — такие, как мыло/шарики на полу, яйцо в микроволновке или разрисовывание Мамашиного портрета — применяются на многих уровнях. Как правило, это нужно, чтобы Сосед не успел «остыть», пока идёт от одной более изощрённой ловушки к другой.
  • Похититель Рождества — в день рождения соседа Вуди умудрился пролезть в его дом и окончательно испортить праздник, который старикан и так встречал в одиночестве.
  • Птичку жалко — да, сосед — почти полное ничтожество, да, за его злоключениями наблюдать забавно, но не один раз невольно пробегает холодок по коже при виде проделок Вуди (например, когда сосед получает удар электричеством).
  • Пчёлам (или это были осы?) также нашлось боевое применение. В первой игре они радостно налетели на Соседа, по совершенно неизвестным причинам намазавшегося мёдом вместо лосьона от загара. А во второй их гнездо кое-чьими стараниями оказалось внутри пиньяты, которую как раз решил поколотить Сосед.
  • С мануалом на коленях. Некоторые вещи Сосед так делает, поэтому грех не подменить мануал на что-то другое. Он ведь настолько тупой, что не отличает с первого взгляда инструкцию по сборке кресла от инструкции по сборке электрического стула, а пособие по йоге — от пособия по вязанию морских узлов.
  • Симпатичная хрюшка — хавронья, из которой сосед нажарил стейков.
  • Слоны есть в Индии, аж в трёх экземплярах. Всех из них Сосед пытался дразнить, всем им Вуди помог дать старому козлу сдачи. А ещё как минимум один слон боится мышей.
  • Соня. Соседские собака и попугай большую часть времени занимаются тем, что спят, просыпаясь в основном только тогда, когда герой проходит мимо них не крадучись. Сосед тоже частенько действует по принципу «поспали — поели, поели — поспали», как и его Мамаша.
  • Спрятано на виду. Обычно Вуди прячется в шкафах, трубах и тому подобное, но в последней миссии второй игры достаточно просто сесть в шезлонг прямо рядом с Мамашей и уткнуть нос в газету.
  • Страшные рыбёшки. Вы знали, что из аквариумной рыбки можно вырастить кусачего монстра размером с аквариум? А вот у Соседа получилось (не без помощи Вуди, конечно). Во второй части присутствует и активно участвует в очередной подлянке электрический угорь. А некоторые рыбы страшные, даже когда дохлые: акулий плавник и череп пираньи тоже умеют хорошо напугать при правильном использовании.
  • Удар ниже пояса. В каждой из трёх стран можно найти пакость, чтобы сосед не только получил, но и ругался неожиданно тонким голосом. Вуди тоже может туда получить, если попадётся Мамаше.
  • Украли одежду во время купания — пока Ольга моется в пляжной душевой кабинке, Вуди крадёт гигантский лифчик от её красного купальника, чтобы использовать его в одной из своих пакостей. Завершив омовение, Ольга начинает непонимающе шарить рукой по стенке кабинки, на которой раньше висел похищенный предмет гардероба, и так и не решается выйти наружу до завершения уровня.
  • Этот гадкий уровень — заключительный уровень второй игры. Нет, мексиканские карты — тоже не хрен собачий, и там кое-где требовались не очень тривиальные комбинации действий, а строить комбинации из двух-трёх пакостей за раз нас учили ещё в Китае, но здесь для финального аккорда (разблокировки штурвала) требуется провернуть три предварительные пакости, после каждой из которых Сосед меняет маршрут движения, плюс ещё одно действие для получения последнего предмета. Как пройти этот уровень, ни разу не попавшись, — отдельная загадка (но всё же разрешимая).
    • Добивает то, что этот уровень неслабо так рвёт шаблон. В течение каждого уровня обе игры последовательно приучали игрока к тому, что залог успеха — исполнять все пакости одним махом, устраивая соседу неприятный сюрприз на каждом его действии в ходе очередной итерации. Но здесь же всё так устроено, что нужно вначале дать соседу пройти весь круг вхолостую, чтобы только он наступил на ковёр, упал в трюм и закрыл люк, затем дать ему пройти ещё один круг вхолостую, дабы он ещё раз провалился в трюм и выплеснул наружу две дохлые рыбины, после чего ещё полкруга вхолостую, чтобы Ольга побежала в душ и оставила тряпочку — и тогда-то наконец можно и рубку открыть, и капитана усыпить, и штурвал разблокировать. Да, в качестве филлеров будут ещё две пакости (заряженный пистолет и рыба на ведре), но, тем не менее, большую часть времени придётся беспомощно наблюдать за тем, как сосед проходит одни и те же места, в которых ничего не просходит! Для тех, кто проходит игру впервые и не знает об этих тонкостях, но хочет дойти до «нервного срыва», это затяжное «охлаждение траханья» соседа между пакостями может неслабо так действовать на нервы.
  • Что стало с мышонком? Вот это добавим напоследок и, в основном, шутки ради. Итак, в финале лайнер утонул. Вот проплывает шлюпка с соседом и распекающей его мамашей. Следом — Вуди на спасательном круге. НО ГДЕ ОЛЬГА И ЕЁ СЫН?!. Ладно, игра всё-таки не настолько чернушная и, скорее всего, они просто поплыли другим маршрутом — тем более что от корабля, если присмотреться, отходят всё же три шлюпки. Стоп... А КАПИТАН ГДЕ? И попугай??? И неужто все прочие пассажиры и экипаж уместились в двух шлюпках?!!
  • Я тебя отшлёпаю — если обставить всё так, чтобы Сосед случайно напакостил своей Мамаше, то та отшлёпает его, аки нашкодившего ребёнка.

Примечания[править]

  1. В американской версии Neighbors from Hell, без «u» — такой вариант написания тоже правильный.