А оружие отнимем у противника

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Enemy Weapons Are Better. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Теперь у меня есть автомат. Хо-хо-хо. »
— Джон МакКлейн
« Полиции выдали автоматы, чтобы у них не отобрали пистолеты. »
— Анекдот.

Что делать герою, если он оказался безоружным или слишком слабо вооружённым перед лицом превосходящих сил противника? Правильно — вооружиться за счёт противника. Отнять оружие в бою, тихонько украсть или, если есть возможность, банально купить.

Противоположный троп — не будем брать оружие противника, когда персонаж, даже будучи безоружным, отказывается использовать оружие противника.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про стройбат намекает именно на это:
« В американской армии сержант рассказывает своему отделению: — У русских есть такие войска — ВДВ. Там на одного ихнего двоих наших нужно! Но это еще ничего. Есть у них морская пехота — там на одного ихнего троих наших нужно! Но самое страшное — у них есть элитные войска, stroibat называется — так тем зверям вообще оружие не выдают! »
« На медведя и дед мой с рогатиной ходил, и отец мой с рогатиной ходил. Две рогатины у него уже есть, а теперь еще и автомат будет! »
— Хоть вообще в лес не ходи, честное слово!
  • Расхожая байка времен Чеченского конфликта. Двоих рядовых спецназа отправили на «губу» по пьяному делу. Протрезвев те не долго думая разоружили караул и заставили их самих подметать плац. После этого вышла специальная директива: «Спецназовцев больше не возить!».

Литература[править]

  • Рафаэло Джованьоли, «Спартак» — начав восстание, гладиаторы школы Лентула Батиата, под предводительством Спартака и Эномая, были почти все безоружны, и дрались с римлянами горящими факелами, мечи же именно что по ходу действия отобрали у противника.
    • В лучшем случае вертелами. Впрочем, судя по всему, Джованьоли не сильно отклонился от исторической правды — гладиаторы и правда начинали из неблагоприятных условий.
  • Братья Стругацкие, «Град обреченный» — аверсия:
«

— Я один на сорок домов. И оружие запретили носить. — Как это так — в городе полно шпаны, а полиция без оружия! Не может этого быть. — Было разъяснение. «В связи с участившимися случаями нападения гангстеров на полицейских с целью захвата оружия»… и так далее.

»
— Аналогично у бобби из «Реальной жизни»
  • Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества» — именно с такого мероприятия начался путь Аурелиано Буэндиа как полковника. А что делать, если солдаты даже кухонные ножи забрали, да ещё и собирались конфискованное использовать в качестве доказательства подготовки восстания!
  • Вадим Шефнер, «Марсианин» — пришелец с Марса, воюющий в партизанском отряде, «трофейный автомат / сам себе добыл».
  • А. Бушков, «Пиранья» — главгерои, офицеры разведки ВМФ СССР/РФ, круты настолько, что неоднократно, идя с зубочисткой или даже без неё на толпу вооружённых до зубов головорезов, совершенно спокойно рассуждают в духе: «У этой толпы народу столько стволов, отберём что-нибудь в процессе…». И у них получается! Педаль в пол давится в «Крючке для пираньи», где Мазур, принятый пограничниками за преступника, оказывается в камере гауптвахты погранотряда и чисто из обиды на солдата-охранника, в процессе посадки съездившего ему по почкам, разоружает последнего, открывает камеру, помещает в неё солдатика, а сам с его автоматом садится на место охранника (благо знает, что недоразумение в ближайшее время разъяснится, так что никуда бежать не надо). Характерно, что офицер-пограничник, когда узнал, с кем они связались, прокомментировал это лишь фразой: «Супермены, вашу мать…» Очевидно, об умениях и возможностях означенных типусов ему было худо-бедно известно.
  • «Волкодав» — заглавный герой отобрал свой меч во время боя с разбойниками, у их атамана Жадобы.
    • Субверсия, так как герой при этом не безоружен — у него два топора и копьё, полученные от работодателя. А меч бы и не взял — потому что оружие это особенное, и его просто так не дают и не берут. Вот трофейный — другое дело.
    • А меч к тому же оказался то ли одушевлённый, то ли божественный (или даже два в одном), и прямо дал понять новому хозяину, что Жадобе ему служить очень не хотелось.
    • И практически буквально в сцене поединка с Лучезаром: Волкодав перед началом боя произносит: «И пусть неправого покарает его собственный меч!», а затем, по ходу боя… кладёт собственный клинок на мостовую, после чего обезоруживает противника и перерезает ему горло его же собственным мечом.
  • Чингиз Абдуллаев:
    • Роман «Совесть негодяев» из «негодяйского цикла» о Дронго — аверсия: попав в западню, Дронго вынужден противостоять вооружённой банде, возглавляемой выходцем из той же спецслужбы, что и он сам; он выводит бойцов противника из строя, но не забирает их оружие, чем ставит в тупик тех, кто находит обезвреженных. Разгадка проста — Дронго неплохо разбирается в человеческой психологии и прекрасно понимает, что безоружного противника вооружённые люди гарантированно будут недооценивать.
    • «Моё прекрасное алиби» — практически модус операнди ГГ, однорукого киллера. «Вооружённые охранники не пропускают никого с оружием к клиенту? Но у них же самих есть оружие? А у меня есть кисточка».
  • «Космобиолухи» — на момент начала штурма у обороняющихся против целой армады есть только «бластеры, четыре ракетника, два лазерных ружья, пара гаусс-пистолетов и рейлган» (ах да, и плюс киборг)? Лиха беда начало — была бы смекалка…
    • Во второй книге Харальд упоминает, что при нападении на Самородок работал в мастерской — и когда пираты до неё добрались, «обменял паяльник на бластер». Нападение, конечно, не отразил — но нескольких человек пираты потеряли.
    • Аналогичным образом действовал в ходе нападения на офис ОЗК на Маске киборг Реми, уговоривший нападавших «поделиться» пистолетами.
  • «Хроники странного королевства» — хотя в некоторых описаниях можно услышать, что Кантор убил четверых охранников гвоздём, по факту было не совсем так. Гвоздём он убил только одного, после чего отобрал у него пистолет и расстрелял трёх других. Впрочем, всё равно круто.
  • Андрей Ливадный, «История Галактики». Что делать вооружённым силам Свободных колоний, только что угробивших свой космофлот? Правильно, угнать два флагманских крейсера Земного Альянса вместе с верфями.
  • Михаил Успенский, «Время оно». Даже потеряв ваджру, Жихарь не унывает: «…Обойдемся и без Симулякра, — сказал богатырь. — А оружие воин где добывает? Известное дело — с бою берёт!». Так и сделали.
  • Большинство героев книг А. Круза не гнушались отбирать оружие у врагов.
  • Аналогично поступают герои книг Александра Афанасьева.
  • Йошикава, «Десять меченосцев». Герой вооружён, но если противник не слишком крут, зачем рисковать хорошим клинком, который может сломаться или затупиться?
  • Алексей Калугин, рассказ «Миротворцы» из сборника «Специалист по выживанию» — шутки ради: рядовые люди и шены во время вялотекущего конфликта обмениваются космическими кораблями (потому что за каждый трофейный корабль по обе стороны баррикад дают аж две недели отпуска!). В какой-то момент командование обеих рас внезапно понимает, что оба боевых флота уже поменяли места базирования и в бой придётся идти на вражеских кораблях, что окончательно превращает и без того идиотский конфликт уже в откровенную буффонаду. Поэтому они быстренько заключают мир и снова меняется «трофеями».
  • Андрей Уланов:
    • «Автоматная баллада» — упоминается только как теоретическая возможность. «Уж поверь мне, к моменту, когда его собственные, как ты выразился, патроны ёк, ни в амуниции, ни в стволах для неё этот человек испытывать нужды не будет…»
    • «День Револьвера». Большая часть снаряжения Кейна Ханко именно что отнята у противников. Особняком стоит его револьвер слонобойного калибра, добытый в стычке с гоблинами Кривоклыка. Ранее эта пушка была также «добыта» гоблинами при нападении на детективов Пинкертона.
  • Борис Громов — практически любая книга: приехавший на войну с тем, что по уставу положено, отряд главного героя постепенно обрастает тяжёлым оружием и бытовыми удобствами: что-то выбивает из снабженцев, что-то мастерит своими руками, а что-то и отбирает у противника. В конце концов, если уж враги поделились миномётом, современным дроном или кунгованным грузовиком — что же их теперь, отдавать?
  • Эсминец «Уокер» — после потопления линкора «Амаги» Альянс использовал его корпус как источник халявной стали, а многие его орудия прописались на кораблях Альянса (в частности авианосцах). Кроме того, часть сухопутных войск Альянса вооружили винтовками «Арисака», найденными в арсенале на борту линкора.
    • Также Альянс активно использует трофейные «остиндийцы» гриков, переделывая их в корветы и транспортные корабли. А после одного из сражений они захватили несколько батарейных броненосцев, которые переделали в войсковой транспорт и авианосец. Ближе к концу даже целый дредноут захватили.
    • А вот в наземных боях ни одна из сторон этой тактикой не пользуется: грики чисто физически неспособны использовать лемурианский огнестрел, а для Альянса оружие гриков слишком примитивное (последние разве что трофейные пушки изредка используют).
  • «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — что Сахаал, что Эшин часто используют отнятое у противника оружие. Благо он — космодесантник, а она — псайкер.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — совершая вылазку на территорию враждебной империи во время войны, Энинг сотоварищи выдают себя за детей-беженцев из разорённой рогнарскими мародерами деревни и берут с собой лишь посох со встроенной связью и нунчаки, которые можно выдать за небольшой крестьянский цеп и которыми ГГ уже как-то победил местного ниндзю с двумя мечами — рассчитывая на троп при необходимости. Правда, в итоге имперские спецслужбы именно по нунчакам поняли, кто к ним заглянул, и стали охотиться прицельно. Чужим клинком он в итоге сражается, но, во-первых, забранным у менее тренированного союзника, а не отнятым у врага, а во-вторых, тот оказался пригодным для обычного фехтования, бесполезного против противников в сплошном доспехе, а от фирменного противодоспешного приёма ГГ раскололся нафиг.

Кино[править]

  • «Крепкий орешек» — Джон МакКлейн (см. эпиграф).
  • «Джон Уик 2» — сцена в музее. Джон начинает с одним пистолетом с семью патронами, а врагов — несколько десятков, волей-неволей приходится забирать их пистолеты.
  • «Час пик» — выхватывание у противника пистолета демонстрирует Ли Картеру, а потом уже Картер — китайскому бандиту.
  • «В Осаде» со Стивеном Сигалом — поначалу вооруженный лишь кухонными ножами и микроволновкой кок довольно быстро обзаводится нормальным огнестрелом с убитых террористов.
    • Вообще-то он у него с самого начала были метательные ножи, которые он использовал в качестве кухонных. Но в остальном всё верно: −2 противника, +2 автомата.
  • «Три икса»-3 — криминальный элемент вламывается в супер-охраняемую комнатку ЦРУ через окно, вооружённый только собственными боевыми навыками и наглостью. Два движения сдёрнутой с плеч курткой — и он уже при пистолете, а тупо разевающий рот охранник — без.
  • «Пятый элемент» — Корбен Даллас прилетает на Флостон под видом туриста и привезти с собой арсенал не может, поэтому когда монголоры пытаются захватить корабль, использует их же оружие, благо он любым пользоваться умеет.
    • С небольшим фитильком, потому как пистолет у него был свой. Да и летел он на Флостон всё-таки не воевать. Да и в квартире, возможно, не его арсенал, а отобранные у шпаны игрушки.
  • «Джеймс Бонд» — вплоть до преследования генерала Урумова по Ленинграду на угнанном танке.
  • «Вакансия на жертву 2: Первый дубль» — после того, как один из маньяков-недоучек убился о торчавшие из настила, под которым пряталась обнаруженная им главная героиня, гвозди, она забрала из его остывающих рук дробовик.
  • «Деточки», криминальная драма Дмитрия Астрахана, 2013 год (фильм вообще богат на тропы). В заключительной части Дядя Вадя, пожилой спецназовец-пенсионер, намеренно подгадывает так, чтобы оказаться в решающий момент на допросе у полковника Самойлова. И когда полковнику по телефону сообщают, где находится ранее сформированная Дядей Вадей группа подростков-вигилантов, он спокойно, с прибаутками разоружает полковника и двух бойцов-СОБРовцев, забирает оружие и идёт поддерживать свою команду. Правда, в открытом бою против десятков вооружённых спецов его умения оказываются бесполезны, и он гибнет. Впрочем, его вмешательство даёт блокированным ещё некоторое время и становится ещё одним фактором, благодаря которому толпа свидетелей успевает на место и своим появлением предотвращает запланированную испуганными властями бессудную расправу над подростками.
  • «Отряд», фильм про войну с Сергеем Гармашом — «этот автомат мне не подарили»
  • Кинофильм «Боги речного мира» (2003) — воскреснувших людей порабощает вождь вандалов Вальдемар. Римлянин по-имени Люций Домиций Агенобарб попадает на арену и с лёгкостью расправляется с гладиатором, после чего бросает вызов Вальдемару. Вальдемар выходит на арену с мечом. Люций спрашиват не положен ли и ему меч. Вальдемар невозмутимо отвечает, что нет. Люций улыбается и говорит, что так даже интереснее. Римлянин с лёгкостью обезоруживает вандала и убивает его собственным мечом, после чего провозглашает своё более известное имя — Нерон. Так как в свите Вальдемара присутствовуют и его бывшие подданные, то они тут же принимают его кандидатуру в вожди.
  • «Противостояние» — злодейский пример. Главгад Юлоу притворяется своим двойником Гейбом и пытается убедить его жену ТиКей дать ему его запасной пистолет. Та как бы невзначай проверяет его и, когда тот проваливает проверку, целится из пистолета в него. Он её тут же предупреждает, что заберёт оружие и убьёт её из него. Так и происходит.
    • Также есть положительный пример в финале, во время сражения Юлоу с Гейбом. Начиная проигрывать бой, Юлоу хватается за пожарный топор, однако Гейб обезоруживает его и подхватывает топор сам.
  • «Львиная доля» — Ёжик в финальной битве показывает класс тропа. «Ты без оружия! — Кто без оружия?!»
  • В бой идут одни старики — в начале фильма командир возвращается в часть на трофейном самолёте.
    • Отобрал все-таки не сам, пехота как раз атаковала

Телесериалы[править]

  • Firefly — Джейн обожает «лутать» погибших противников. Даже его лучшее оружие — «Вера» — была взята с трупа наемника, пришедшего по его душу.
  • «The Rat Patrol» — неоднократно. Так, в одной из серий главные герои тихо проникли на немецкую базу с четырьмя автоматами, потом их взяли в плен и разоружили. В ходе побега завладели автоматом охранника, с которым благополучно завершили миссию (требовалось срочно передать разведданные, а их собственная рация была повреждена, так что решено было воспользоваться стационарной немецкой, вещавшей пропаганду на войска союзников и передать данные открытым текстом на весь эфир) и шумно ушли. В других сериях им тоже случалось терять оружие и транспорт, пользуясь потом вражескими.

Мультсериалы[править]

  • Chasseurs de dragons — в таком приёме для Лиан-Чу нет ничего зазорного. Например, в схватке с бешеным однорогим драконом он может фатально использовать рог, снятый с трофейной головы ранее им убитого аналогичного дракона.
  • «G.I. Joe: Дезертиры» — главгерои передвигаются по стране на угнанном у «Кобры» грузовике. Ещё и Снэйк-Айз имеет привычку угонять вражескую технику, которую позже использует как таран или бомбы.

Комиксы[править]

  • Fables — в одной из глав Золушка во время спецоперации против агентов Врага наглядно демонстрирует, как слабая девушка может побороть двух здоровых мужиков и отобрать у них оружие. С прикрученным фитильком, ибо, будучи знаменитым героем сказок, Золушка сильна как десяток мужчин. Но общий вывод верный. В схватке на очень короткой дистанции пистолет получает тот, кто сильнее хочет его забрать, а сила мышц на защиту глаз не влияет.

Аниме и манга[править]

  • «Code Geass» — у японских партизан в токийских гетто все было плохо с оружием, ибо стояло старье времен чуть ли не середины XX века (автоматы, похожие на американские М3, пистолеты а-ля «Уэбли-Скотт»). Ну, разве что была еще боевая студентка на старом найтмере. Пока Лелуш не выследил в одном из грузовых поездов списанные найтмеры типа «Сазерленд». С этого момента нагибать начали уже британскую армию.
  • «KonoSuba» — когда Кадзуму вызвал на бой невероятно превосходящий его по уровню и обладающий проклятым мечом читер, тот просто спер его меч, немедленно реализовав появившееся тактическое преимущество в качестве дубинки.
  • «Goblin Slayer» — Гобс только этим и занимается. Не считая клинка и нескольких метательных ножей все оружие — трофейное. Один фиг хватает на пару-тройку трупов.
  • «Tengen Toppa Gurren Lagann» — в боях против Лордгенома и его приближенных повстанцы из Гуррен-дана были вынуждены использовать почти исключительно мехи, отжатые у противника. А вот вторгнувшимся на Землю через несколько лет антиспральщикам люди смогли противопоставить уже оружие собственного производства.
    • Как раз таки не смогли. Пришлось снова использовать трофейные мехи.
  • «Senki Zesshou Symphogear G» — ненадолго потерявшая силы Хибики быстро вернулась в строй, отжав реликвию-Симфогир у Марии. В свете тех обстоятельств, та особо не возражала.
  • «Noir» (2001) — эпизод «Утро во тьме» (21 серия). Оставшаяся без пистолета Кирика воспользовалась этим методом, чтобы расправиться с явившейся по её душу группой киллеров, состоящей из одного мечника и двух (на самом деле трёх) стрелков. Сначала она убила мечника удачно найденной киркой. Затем зарубила отобранным у покойничка мечом одного из стрелков и позаимствовала его револьвер. А потом застрелила из этого револьвера второго и третьего стрелка.

Видеоигры[править]

Общий подход для большинства шутеров, где можно поднять оружие с тела свежеубитого врага. Или обнести его арсенал на базе.

  • Act of War: High Treason — пополам с дали только пистолет: по сюжету в одной из миссий вам нужно захватить вражеский аванпост чтобы воспользоваться вражеским оборудованием и вообще Подсвечено: «Сэр, у нас все ещё нехватка всего и мы вынуждены использовать то, что мы захватили в форте Маккой»
  • Линейка игр Double Dragon. Оружие исчезает после гибели того врага, который этот лут «сдропал».
  • Линейка игр Streets of Rage (Bare Knuckle). Кое-где оружие валяется и просто так, но основная фишка — это «отныкал у врага дубину, нож и т. п., и пошёл на всех отрываться». У каждого оружия своя линейка хитпойнтов, после её обнуления оно ломается.
    • Wolfenstein — во многих играх серии имеется эпизод (часто первый), когда есть только нож и пистолет или только нож, а «фольмер» нужно отнять у врага.
      • Педаль в пол — в одной из игр приходится отнимать пистолет и, судя по всему даже нож.
  • Dead to Rights — главный герой и сам по себе мастер художественного изъятия оружия у врагов, с убийством бывшего владельца из его же ствола.
  • Prince of Persia: Warrior Within — лишившийся своей сабли Принц в скриптовой сцене отберёт у врага паучий клинок. А по ходу игры можно отбирать оружие у врагов (или подбирать после их смерти) и брать в левую руку.
    • Задолго до: в самом первом «Принце» начинаешь полностью безоружным — саблю нужно подобрать, прежде чем идти на локацию с первым стражником. Во второй части по сюжету саблю теряешь в подземельях, во время драки с бессмертным скелетом на подвесном мосту, и чуть позже можно в руинах города разжиться на первое время коротким кинжалом, а позже заменить его полноценной саблей в заброшенном саду.
  • Санитары подземелий — в первой части можно сравнительно рано разжиться отличным пулемётом «Каин» (ежели аккуратно устранить его владельца в Посёлке Людоедов), во второй и вовсе педаль уходит в пол: лучшее оружие и броня добывается в основном в стычках с бандитами, ибо в Северном ассортимент небогат, а в Кройцвайсбурге доступ к лучшему оружию открывается сугубо по сюжету.
  • Metal Gear Solid — после захвата Снейка в плен Ликвидом и побега из камеры.
    • 3 часть — побег из Грозного Града.
    • Metal Gear Rising — инверсия. Минуано фактически сам отдает нам свой меч, что становится небесполезным в финальной битве, после потери своего.
  • NAM — аверсия. Пополам с получилась реальность Оружие можно поднять только с тела сослуживца. А вот попытки обшарить ящики с патронами на базе у ВьетКонга черевата знакомством с миной-ловушкой.
    • В одной из модификаций таки добавили АК. Впрочем патроны все равно приходится искать на базах противника.
  • Syphon Filter 2 — 2 уровень, авиабаза Маккензи: Лиан забирает М-1911 у военного полицейского (но стрелять из него все равно нельзя, потому что стелс-миссия).
  • Call of Duty: Black Ops — побег из Воркуты, а также из лагеря для военнопленных в Камбожде.
  • Commandos — группу британских диверсантов в годы Второй мировой войны для выполнения особо сложных заданий забрасывают во вражеский тыл, кишащий десятками вооружёнными до зубов солдатами и бронетехникой, при этом в начале каждой миссии наши бойцы всегда вооружены только пистолетами и ножами. Во второй и третьей частях появляется возможность забрать оружие у убитых противников.
  • Company of Heroes — захват стрелкового оружия и орудийных расчетов прилагается. Правда, на все есть лимит: более двух-трех образцов спецоружия (ручные пулеметы, гранатометы, противотанковые ружья) брать нельзя.
  • Mount & Blade — можно, но обычно не нужно. А вот щиты быстро ломаются, да и стрел с пулями явно меньше чем требуется, так что did he drop any good loot? Впрочем, чаще всего игрок получает хорошие доспехи именно в качестве дропа с побеждённого противника, ибо больно уж они дорогие в городских лавках.
    • В Warband можно помахать поднятым с земли оружием, но после боя оно исчезнет. Не иначе вездесущие лутеры.
      • Автор этой правки в Warband доспехи все-таки покупал (на деньги полученные на турнирах), но вот на осадах тактика «отстрелял колчан, после чего выбросил арбалет и схватил что-то двуручное»…
      • При некоторой сноровке и удаче что в первой что во второй части можно до посинения отстреливаться во врага его же стрелами, подбирая их с поверхностей.
  • Rimworld — основной способ получения оружия в начале игры, потому что крафтится оно долго, требует уймы ресурсов и поначалу получается невкусным, а луками много не навоюешь.
  • C&C Generals — террористы из GLA могут захватывать вражескую технику при помощи специально обученных угонщиков (а их генерал Принц Кассад во многом этим и живёт — ему сколь-нибудь приличной техники не положено в принципе). А их супергерой Джармен Келл может попросту убивать экипаж даже самых бронированных танков!
    • В дополнении Zero Hour китайцы могут не мелочиться и загрузив ядерную пушку нейтронными зарядами, захватывать технику без экипажа целыми группами!
    • В Red Alert 3 такое тоже возможно, только если Наташа подстрелит мехвода через смотровую щель.
    • В «C&C: Tiberium Wars», шагоходы довольно легко обезвреживаются коммандос, после чего инженер может их починить и залезть в кресло пилота. Согласно бэку, именно поэтому GDI ушли от шагающей техники, кроме артиллерийской платформы.
    • Mental Omega — этим промышляет базирующейся в Северной Африке и Ближнем Востоке подразделение армии Юрия «Ячейка Скорпион» (по лору мода, Юрий не доверял амбициозному лидеру Ячейки Рашади, поэтому предоставил ему минимум своих новейших технологий).
  • Mirror's Edge — вообще-то оружия Фэйт не положено, к тому же основной геймплей — паркур, а с пулемётом наперевес не очень попрыгаешь по крышам, но отобрать у противника оружие и пострелять вполне возможно.
  • Jagged Alliance 2 — если у вас есть что-нибудь тяжелое (например, ломик) и боец с хорошей силой и навыком ближнего боя, он может оглушить противника и отобрать у него его оружие.
    • А еще в игре есть дикие животные, например, тигры. Упомянутый выше боец с хорошей силой и навыком ближнего боя может оглушить их и отобрать зубы.
    • Вы таки будете смеяться, но в игре есть еще и танки. И тот самый боец может оглушить их и отобрать пушку.
      • Спереть пушку — это багофича смеху ради, стрелять из неё по понятным причинам нельзя. Но с танка можно отвинтить и пулемёт, который ничем не отличается от обычного пехотного FN Minimi.
    • В JA: Crossfire это основной метод добычи снаряжения почти все время игры — карта небольшая и доставка подкреплений или доп.снаряжения просто не поспевает.
  • WWIII: Black Gold — армия реваншистской России может вовсю использовать «Грады» с химическими боеголовками. Ежели на вражеской бронетехнике нету хороших воздушных фильтров — экипажу амба и можно высылать Ка-29 для захвата трофеев.
    • Earth 2160 всё от тех же разработчиков вражескую технику можно захватить, выбив электронику или уничтожив экипаж (касается только людей Евразийской Дистании и Лунной Корпорации) рентгеном.
  • Diablo — на этом весь геймплей и строится. Убил монстра — взял его самое крутое оружие — через некоторое время у другого взял ещё более крутое — романтика.
    • Не совсем так. С монстров в Diablo падает что угодно — с лучника может упасть меч или посох, а с паука — броня. А хорошо этот троп раскрыт в Titan Quest — с каждого монстра, если он вооружён, падает ровно то, чем он пользуется. С убитого лучника — лук и легкая броня, с мечника — меч, щит и тяжелые доспехи. В основном, конечно, шлак, но с очень малой вероятностью может и что-нибудь легендарное упасть. При этом с воина-скелета упадут сапоги, а с кентавра — нет, ибо у него копыта вместо ног.
  • Fallout — в начале игры нормальное оружие только так и можно добыть. Ибо на то количество крышек, которое игрок может получить в начале, можно купить только какой-нибудь полусломанный револьвер и десяток патронов. Более того, некоторое уникальное оружие и броню нельзя получить каким-нибудь другим способом, кроме как отжать у владельца.
    • Если начать с Fallout 2, создается совершенно непередаваемое ощущение — всюду дикость, разруха, простапокалипсис… Оружие только холодное, да и то… Логично, что раз живут вот так и дозволяют убивать крыс «сколько сможешь съесть», то и патрончики все давно расстреляли… Потом находишь однозарядный карамультук и горстку патронов, это кажется супероружием после ножа и копья… К сожалению, достаточно быстро это замечательное чувство уходит, когда начинают по тебе лупить из пулеметов, ты обзаводишься своим и отвечаешь им взаимностью… И патроны откуда-то берутся в невероятном количестве, увы…
      • Конкретно в Fallout 2 есть «оружейники», производящие стрелковку и патроны. Fallout 3 в этом плане интереснее так как в Вашингтоне стволы остались только довоенные и новые не производят.
  • Mega Man — краеугольный камень ВСЕЙ серии. Изначальный Мегамен вообще не задумывался, как боец — отсюда слабенький стартовый Mega buster и необходимость отжимать остальное оружие у боссов. В следующих частях это стало просто традицией. И никто не потрудился объяснить, почему протагонист всегда начинает с нуля и куда девает оружие из прошлых выпусков.
  • Аверсия в Warhammer: Chaos Gate. Для правильного Ультрамарина взять с хаоситского трупа хотя бы обойму, не говоря уже про сами стволы — это лютый зашквар да и просто опасно для здоровья и рассудка. Поэтому никакого мародерства! Исключение делается для содержимого разбросанных по уровням ящиков. Будем считать, что оружие там краденое и еще не использованное, поэтому незапомоенное.
    • А вот в Dawn of War II действуют клептоманы Кровавые Сороки Вороны, и они могут вовсю использовать трофейное снаряжение, хотя в Chaos Rising это чревато всё тем же зашкваром и переходом на Тёмную Сторону.
    • Fire Warrior — шутер про тау, и вот они действуют по вполне классической схеме, радостно подбирая гвардейские лазганы и снайперки. А в одном месте можно даже нарваться на космодесантника и забрать целый болтер. Другой шутер — Space Marine — в плане оружия вообще более скромен, доставляя его только в специальных хранилищах или дропподах, ибо встречным оружием местных космодесу пользоваться просто неприлично (особенно когда объявляются хаоситы, да).
  • Far Cry 2 и далее. Аверсия. Попытка подобрать оружие на поле боя даст убитый в хлам ствол, который заклинит через пару выстрелов. Как оружие на крайний случай сойдет. Но за нормальный ствол придется раскошелиться.
  • Hotline Miami: ГГ почему-то каждую миссию начинает с голыми руками (хотя есть пара масок, дающих какое-никакое стартовое оружие), всё остальное отбирает у противников.
  • «Сирия: Русская буря»: состоит из сбора ганимы практически наполовину. Можно собирать бронетехнику и гранатомёты, да.
  • Её идейно-геймплейный предшественник «В тылу врага» позволяет это и даже поощряет: благо, с навыками вождения трофейных танков/броневиков/всего прочего ни у кого из солдат проблем не возникает — в Красной армии бойцы поголовно молодцы!
    • В масштабном и довольно удачном моде «Cold War», вышедшем к дополнению «В тылу врага: Штурм», возможность разжиться трофейной бронетехникой (которая на поле боя может присутствовать в весьма внушительных количествах и вдобавок обладает нешуточной огневой мощью — двадцать первый век, однако!) иногда так и напрашивается натуральный манчкинизм и поиск эксплойта, притом это подчас может оказаться едва ли не интереснее прописанных сценарием квестов.
      • Так, например, автор данной правки проходил самую первую миссию на тему чеченских войн (ЕМНИП, «Добро пожаловать в ад») — там, где необходимо выполнить несколько рутинных заданий в Грозном перед тем, как туда войдёт колонна федеральных войск. Вместо того, чтобы, как предлагается, начать выполнение заданий — разминирование электроподстанции и прочие скучные вещи — он решил сперва попросту зачистить весь город от имевшихся в наличии моджахедов. Разумеется, для выполнения этой задачи пришлось пойти на несколько нестандартные меры: во-первых, создать группу «охотников за головами» путём ополовинивания наличных сил и вооружения полученной «боевой тройки» наиболее качественным оружием и бронезащитой (оставшиеся были на подхвате, собирая трофеи и подвозя боеприпасы… на трофейных машинах, да); а во-вторых, довольно нагло и цинично отжать столь ценные в тех условиях СВД у ИИ-бойцов-федералов с ближайшего блокпоста — поскольку всё равно договориться не получится (игра не позволяет обмен инвентарём с неподконтрольным ИИ), их пришлось попросту раздавить автомобилем, пользуясь тем фактом, что наблюдающие за этим ДТП бойцы реагируют на него с завидным спокойствием. И хотя сама по себе задача зачистки города оказалась не столь уж и тривиальной (а заодно и куда как интереснее линейного прохождения квестов), в награду досталось практически всё тяжёлое оружие, включая миномёт и ЗГУ, в силу чего проход колонны по городу оказался похожим на лёгкую прогулку.
        • В принципе, такая тактика применима в более чем половине заданий: вместо «откусывания» от вражеской обороны куска за куском можно, при наличии толкового плана, захватить несколько единиц тяжёлого оружия в удобном месте, после чего устроить врагу безжалостное избиение младенцев. Цимес в том, что, по опыту автора правки, составление такого плана, равно как и его реализация, едва ли уступает по уровню генерируемого адреналина стандартному стелс-прохождению.
  • Heart of iron IV: ремонтный взвод позволяет восстанавливать бронетехнику, транспорт и снаряжение, включая вражеское. А если удастся принудить вражескую страну к капитуляции, то всё его снаряжение достается вам!
    • Equestria at War — стандартная кампания за Королевство Грифонов если правильно ее разыграть. Захваченного пехотного снаряжения будет столько что промышленность годами будет только модернизировать его под новые технологии и возвращать на склад, а войска будут брать со склада по большим праздникам и возвращать в сто раз больше трофеев.
  • BloodRayne — своей стрелковки у Рейн нет, вот и приходится лутать противников.
  • Hitman — начиная с четвёртой игры стало возможно дать в морду охраннику и отобрать ствол у него из рук. В трёх предыдущих играх — можно только затрофеить снаряжение уже нейтрализованного противника. Количество патронов — соответствующее. Закончились боеприпасы — делаем ноги и героически гибнем.
  • Red Dead Redemption II — субверсия: револьверы и карабины, которые роняют убитые бандиты или даже законники, как правило, плохого качества, и годятся лишь на то, чтобы доставать из них патроны. Луки и мачете каннибалов Мёрфри тоже не огонь. А вот если выполнить квест с поиском четырёх знаменитых ганфайтеров, то ситуация прямо противоположная — выиграв все дуэли, игрок получит в качестве трофеев четыре отличных ствола.
  • Партизаны 1941 — самый надёжный способ разжиться новым снаряжением — отнять его у врага.
  • Sacred — навык «Разоружение» нужен именно для этого. Некоторые уникальные рубила — световые мечи и энергетические щиты ледяных эльфов, посохи жураг-нарской страж-медузы и Х’ранга’зза — иначе не получишь.
  • X-Com — в оригинале, если изучить оружие пришельцев, то пехотинцы могут забирать оружие убитых врагов и тут же его использовать взамен бесполезного огнестрела и маломощных лазеров. Гораздо дешевле, чем производить оружие самому.
    • Аверсия в римейке. Если просто вбить Волга, то его оружие самоуничтожается. Если его оглушить шокером, то оружие останется целым, но его всё равно нельзя подобрать и использовать. Если оно уже изучено, то по возвращению на базу, инженеры переделают его для использования человеком (если взглянуть на конструкцию, то большая часть явно приспособлена для пришельцев с иным строением тела) и оно будет доступно для следующего задания.
  • Disgaea — в данной серии игр с помощью воровских перчаток можно приватизировать себе любой предмет врага, в том числе и оружие. А в первой части это было единственным способом получить меч Масамунэ. Естественно, с этим лучше всего справляются воры. Кроме того, есть перк, позволяющий с 30 % вероятностью получить предмет убитого.
  • Mortal Kombat 4 — в этой части впервые появилось оружие, которое не просто применялось в спецударах, а действительно держалось в руках и усиливало удары по противнику. И, соответственно, появилась возможность отобрать вражеское — выбив его из рук ударом и подобрав. А колдун Куан Чи мог вырвать оружие из рук противника на расстоянии телекинезом.
  • Severance: Blade of Darkness. Все персонажи начинают безоружными, и если Варвар вооружен изначально, а Гном и Амазонка быстро разживаются первым оружием прямо на вводной локации, то рыцарь вынужден идти на первого противника в прямом смысле с голыми руками. Обычно первой под руку подворачивается табуретка или факел, благо и противник у нас хиленький.
  • Серия S.T.A.L.K.E.R. В ТЧ, кто-нибудь бегал с пистолетом Макарова по всему Кордону? Легче перебить бандитов на АТП и подобрать хотя бы обрез и Гадюку (а на свалке уже можно разжиться Калашом). В принципе, в каждой игре можно убить противника (или даже союзника) с целью заполучить более крутое оружие.
    • Операция по захвату неизвестного оружия в ЗП.
  • Assassin's Creed — начиная со второй части, Ассассины могут отбирать оружие у врага, но для этого нужно сражаться голыми руками (даже без скрытого клинка). Топоры и копья можно даже бросать во врага. Начиная с третьей части (с Коннором), можно отбирать и мушкеты, которыми тут же можно стрелять.
    • Двуручное оружие и мушкеты добываются именно таким образом.
  • Grand Theft Auto 4: The Ballad of Gay Tony — в ближнем бою с противником, вооружённым ножом или битой, можно увернуться и контратаковать, отобрав это оружие. Весьма полезно для боёв в клетке, где с каждым раундом против вас, безоружного, выпускают всё больше вооружённых противников.
  • Beowulf: The game — обычное оружие у главного героя очень быстро ломается, а инвентаря с запаской нет, и вот он оказывается с голыми кулаками перед толпой бандитов… Что делаем? — правильно, хватаем ближайшего бандита с оружием, заламываем его и отбираем его оружие…) А потом и это ломается…
  • The Elder Scrolls 5: Skyrim — автор правки развлекался, используя перк карманника на воровство экипированного оружия врага с последующим его применением на упомянутого недруга.
  • Yakuza — тут этот троп можно применять по разному. Самое скучное это, конечно, залутать с неубитого противника оружие. Также можно это оружие выбить у него из рук. Можно врезать врагу так, что оружие само вылетит прямо вам в руку. Можно сразу же применить орудие врага против него самого. Можно сразу израсходовать орудие на владельца А можно поступить в стиле чистого вора.
  • Superhot — на многих уровнях игрок появляется с голыми руками и вынужден вооружаться тем, что можно отнять у врагов или подобрать с пола.
  • Iron Harvest — во все поля. После смерти отряда на его месте остаётся его оружие. Так можно превратить даже копеечных парней в пулемётчиков или пушкарей, ну или хоть гранату отобрать — только убей такого врага и успей залутаться под обстрелом. А ещё можно заходить во фланг к расчётам тяжёлого вооружения и расстреливать неприкрытых щитком бойцов, получая таким образом почти целую пушку или тяжёлый пулемёт.
  • Xenonauts — с фитильком. Снять с трупа алиена оружие конечно можно и на ранних этапах оно кратно превосходит по урону всё кроме ракет. Но вот попасть из него в алиена кроме как в упор почти невозможно из-за неприспособленной под людей конструкции.
  • Sid Meier’s Pirates! — любой взятый на абордаж корабль можно либо пустить ко дну, либо присоединить к своей флотилии. Собственно, иначе никак — корабли тупо не продаются, только добываются в бою. А самые сильные корабли есть только у барона Раймундо и маркиза Монтальбана — причем если Раймундо мы встретим не единожды, то Монтальбан встретится всего раз и потому корабль его надо беречь как зеницу ока.
  • Все PVE-игры игры из серии BattleTech: к тому моменту, как у игрока появится возможность купить себе за деньги новый мех, его ангар, скорее всего, будет заполнен трофейной техникой, оружием, компонентами. Практически всегда при взятии миссии даётся выбор: получить больше денег или больше трофеев с поля боя, и в 99% случаев брать трофеями выгоднее.
    • В Mech Commander 2 для захвата сильно повреждённых, но не до конца уничтоженных мехов можно было вызвать специальную технику, затратив на это ресурсы (которые нужно было сначала налутать из складов и транспортов, а затем не потратить на вызов ремонтных машин и другие ништяки).
  • Войны Древности: Спарта — рабочие могли собирать снаряжение с павших в битве воинов, которое позже можно (и нужно!) было выдавать своим. Включая вооруженние других стран.
  • Karryn’s Prison — полная инверсия: враги не дают ровным счетом никакого лута, даже денег, не говоря уже об оружии. В итоге Карин сражается только алебардой или, если проиграет, попадет в плен и сбежит, голыми руками до возвращения в офис. В итоге прокачка алебарды производится за деньги, а деньги приходится зарабатывать путем подработок в тюремных заведениях вроде официантки в баре.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Орден реликторов очень любил использовать трофейное демоническое оружие. Арсенал конфискован инквизицией, родной мир на карантине, орден отправлен в столетний искупительный поход из которого не факт, что вообще вернётся.
    • Использование инквизиторами демонохостов[1] в качестве солдат. А вот альтернативный вариант, в котором демонохоста держат заперти до выгорания демона «в ноль»[2] это уже другой троп.
    • Поклонение богу хаоса Малалу даёт силу для борьбы с хаотиками — в том числе и другими малалитами.
    • Во времена Ереси Хоруса и лоялисты, и предатели активно пользовались трофейным оружием. После Ереси лоялисты чаще всего уничтожают осквернённое Хаосом оружие (хотя иногда и очищают, как знаменитый топор Моркаи), а вот хаоситы продолжают полагаться на боевые трофеи: производство и снабжение у них хромают.
    • Орки часто пользуются добытым в бою оружием или техникой.
    • В Dark Heresy считается что или невозможно или почти невозможно достать еретех, ксенотех или проклятое оружие легальными и полулегальными методами. Так что аколитам остаются или совсем нелегальные, или лутать еретиков и предателей. Разумеется со всеми рисками от применения подобных «игрушек» как от властей, если заметят и начальство не прикроет, так и от самого оружия в силу его ненадёжности/проклятости/разрушительной мощи/всего вместе помноженного друг на друга.
  • BattleTech: затрофеивание техники, как подбитой, так и захваченной на базах и в ангарах, является основой, позволяющей держаться на плаву многочисленным отрядам наёмников: покупать новые мехи по карману только самым успешным. Её дальнейшему вводу в строй посвящены целые тома правил.

Реальная жизнь[править]

Трофейный StuG III на службе РККА
  • Всегда и во всех конфликтах солдат имел и до сих пор имеет возможность подобрать вражеское оружие. По-научному это называется трофеем.
    • Есть одно большое «но» — хитрый противник любит и умеет минировать оставляемое оружие и боеприпасы. Простейший вариант — поменять в патронах порох на бризантную взрывчатку. При выстреле патрон детонирует, и ошмётки оружия летят прямо в рожу удивленному стрелку. Поэтому все «трофеи» сперва проверяются на «вшивость» сапёрами. Исключение — боеприпасы снятые непосредственно с солдата противника.
  • Однако, внимание: над современными трофейными командами довлеет 53 статья Гаагской конвенции. В частности, трофейное оружие переходит в собственность государства. То есть если ты, анонимус, где-нибудь в Сирии с лично тобой убитого турецкого (например) солдата снимешь его пистолет и заныкаешь его себе — то после обнаружения этого факта пойдешь по статье «мародёрство», и никакие оправдания «это трофейное» не проканают. Горе-патриотов, любящих клеить наклейки «трофейная техника» на собственный мерседес, кстати, это тоже касается. (Вообще-то «мародёрство» военная прокуратура юзать очень не любит, для этого есть хорошая, удобная статья 222 и ст. 223 УК РФ). И вообще любое средство ведения войны — хоть пистолет, хоть банку тушёнки, хоть полотенце — для замены портянок — брать можно. А вот за деньги и ценности — можно и попасть.
  • Собственно, большей проблемой использования трофейной техники всегда является нехватка боеприпасов и запчастей, нежели нехватка самих трофеев — использовать вражеский автомат или танк можно успешно ровно до того момента, как заканчиваются патроны/техника ломается, а расходных материалов к ней нет. Совсем. Во всей стране. Те же немцы, захватив немало советских танков, включая Т-34, с немецкой педантичностью организовывали ремонтные базы (для Т-34 — в Прибалтике), где с помощью мата и такой-то матери учились делать из трех сломавшихся Т-34 один рабочий. С другой стороны, аверсия в случае, если обе стороны используют одинаковое оружие и боеприпасы: 9×19мм Парабеллум, «Калашниковы» которых как грязи у обеих сторон — тогда большинство проблем использования трофейного оружия отсутствуют.
    • Поскольку у немцев батальонный миномет был калибром 81 мм, советские минометы целенаправленно сделали калибром 82 мм — чтобы красноармейцы могли использовать трофейные мины (хотя точность стрельбы, конечно, становилась откровенно хреновой), а советские мины в немецкий миномет не лезли!
      • На Североафриканском ТВД в ВМВ все стороны активно использовали трофейные минометы и выстрелы к ним — у всех был калибр 81 мм, несмотря на то, что британский миномет официально именовался трехдюймовым (калибр мины был реально 76 мм, но с направляющими был 81)
  • Основным минометом британской армии во Вторую Мировую был Ordnance ML 3-inch mortar, калибром, как следует из названия, 76 мм. Вот только реальный калибр был 81 мм, так как у мины были направляющие, делающие ее из 76-мм 81-мм. За счет этого британские, итальянские и немецкие войска вовсю юзали трофейные минометы и мины.
  • Российская империя в годы Первой мировой активно использовала трофейное оружие, захваченное в 1914/15 годах в Галиции.
  • На стратегическом уровне крупнейшим примером использования трофеев является Третий Рейх, в котором разве что люфтваффе и подводный флот[3] комплектовались почти[4][5] исключительно техникой собственного производства. А с другой стороны — если во Франции удалось захватить больше тысячи 155-мм дальнобойных пушек, то к чему разворачивать производство аналогов[6]?
    • Оружейную промышленность тоже прибрали к рукам. На танках стояли чешские двигатели «Шкода». Да и вообще, перед началом Второй Мировой трофейные чехословацкие танки мало того что составляли четверть танкового парка Вермахта, так и по ТТХ уделывали почти все немецкие «панцеры»! И не только оружейная промышленность, французские грузовики и объёмы их производства были одним из важнейших элементов в рамках подготовки операции «Барбаросса», читаем у того же Гальдера. Своих «Опелей» для тех объёмов логистики откровенно не хватало.
    • Что же до Люфтваффе, то трофейные самолёты почти никто никогда не использует по простой причине: с земли их опознают по силуэтам (а что там на крыльях нарисовано, крест или звезда, видно не всегда), поэтому есть большой риск быть сбитым своими же ПВО[7].
  • В СССР массовое использование трофейного оружия не практиковалось, но наличие более двух сотен трофейных немецких танков PzKpfw III и соплатформенных самоходок в 1942-43 гг. не могло не породить желания пустить их в дело. Так и вышло: на базе немецких машин началось производство самоходных установок СГ-122 и СУ С-1 (в историографии обычно именуемых СУ-76И) с вооружением отечественного образца.
    • За исключением пистолетов. Пехотинцу РККА короткоствола по штату не полагалось, так что затрофеить «Парабеллум» или «Вальтер» было распространённым явлением. Впрочем именно использовали их редко, в сравнении с винтовкой или автоматом (тогда так называли пистолет-пулемёты) пистолет выглядит бледно. Так что таскали на всякий случай и в качестве своеобразного знака отличия — раздобыл в бою, значит, молодец. Заодно решалась и проблема боеприпасов/запчастей — если из оружия стрелять редко, то ему и расходники почти не нужны.
    • Трофейному стрелковому вооружению находилось порой довольно неожиданное применение: так, финские пистолеты-пулемёты Suomi KP/-31 были переданы Центральной объединенной киностудии изображать в снимаемых фильмах ППШ: советское оружие нужнее было на фронте.
    • Но партизаны, естественно, трофейное оружие использовали. У них были даже станки для переделки немецких боеприпасов под советский калибр!
    • В то же время ставка на снабжение трофеями, которую пытались сделать в первый период войны, не оправдалась. Отряды, не имеющие связи с Большой Землёй, были способны только на операции малого масштаба и интенсивности. В первую очередь — по боеприпасам и ВВ. Чтобы выйти в положительный баланс, надо захватывать склады и транспорт с военными грузами — в обычном бою дай бог вернуть потраченное. Немцы, как ни странно, облегчать им задачу не торопились. Но ЦШПД (Центральный Штаб Партизанского Движения) понял это не сразу, и убедить Ставку сумел только в 43-44 м годах.
  • Финны это умели, любили и практиковали. К началу Зимней войны практически вся бронетехника у них находилась в небоеспособном состоянии, а даже если и могла передвигаться и стрелять, то безнадёжно устарела: основу танкового парка составляли Renault FT-17 времён Первой мировой войны. Даже самые современные машины финской армии, британские танки «Виккерс шеститонный» в количестве 10 штук, по своим боевым качествам уступали созданным на их основе советским Т-26. Комплектовать танковые войска было приказано за счёт трофейной техники: подлежащие восстановлению машины ремонтировались на перепрофилированном под это дело машиностроительном заводе в г. Варкаус, не подлежащие — разбирались на запчасти. Дошло до того, что основным танком ВС Финляндии стал именно Т-26, а немногие уцелевшие Виккерсы были переоборудованы для унификации с ним. На базе БТ-7 и БТ-5 был выпущен танк BT-42 (считается первым серийным финским танком; по современной классификации это САУ). Во время Войны Продолжения также был приказ захватывать советскую технику, однако досталось её финнам на порядок меньше. Трофейные танки служили довольно долго: Т-26 — до 1961 г., Т-28 — до 1951 г. (основной причиной списания был пожар, уничтоживший значительную часть боевой техники), БТ (включая БТ-42) — до конца 1950х, Т-34/85 — до конца 1960х. Впрочем, то же касалось и других видов вооружений — трофейными в Зимнюю войну у финнов были треть противотанковых пушек, больше половины полевых орудий и две трети станковых пулемётов. Немудрено, что Командующий Лапаландской группой финский генерал-майор Курт Валениус на вопрос, кто главные поставщики оружия Финляндии в войне, ответил «Русские, конечно!».
  • США во время Второй мировой войны снабжали европейское Сопротивление пистолетами «Либерейтор» — КРАЙНЕ дешёвыми, но малополезными в бою. В качестве обоснуя указывалось, что основным применением этих пистолетов должно быть нападение на оккупантов для захвата у них нормального оружия.
    • А 20 лет спустя в духе той же концепции родился Deer Gun, но во времена Вьетнама это оружие всё же признали безумным и в крупную серию не запустили.
    • А ещё когда британцы в Африке залутали кучу немецких танковых 75 мм выстрелов оказалось что снаряды подходят под под гильзы для 75 мм американской пушки и можно спокойно проводить конверсию. Так британцы в Африке обзавелись кучей «каморников» хотя сами комплектовали свои танки исключительно сплошными.
  • Популярный миф, ставший мемом «бросали и поднимали»[8]: дескать, во время Вьетнамской войны американские солдаты в массовом порядке выбрасывали свои ненадёжные M16 и подбирали трофейные автоматы Калашникова. Разумеется, в реальности такого не происходило, тем более массово, по ряду причин: тут и ответственность за утрату вверенного автомата на территории противника, и вопрос снабжения боеприпасами, да и использовать в джунглях оружие, опознаваемое по звуку как вражеское, — верный способ умереть от дружественного огня. Источник мифа — большое количество фотографий, на которых солдаты позируют с трофеями.
    • Однако трофейное оружие всё же использовалось, правда, только MACV-SOG во время дальних рейдов, чтобы не демаскировать стрелка звуками выстрела «чужой» винтовки и чтобы можно было пополнять боезапас трофеями (естественно, во время рейда в тылу противника достать трофейные боеприпасы было легче). Ну и из чужого оружия (например, пулемёта РПД) не жалко сделать обрез.
  • Отрицание штампа: британские «бобби» долгое время были вооружены только дубинками как раз для того, чтобы предотвратить нападения на полицейских с целью захвата оружия. Впрочем, в последнее время это уже не так. Не совсем. Обычные патрульные до сих пор табельного огнестрела не получают, равно как и тренировки по обращению с ним. Оправдание: дорого тренировать и содержать. Вооружённые британские полицейские силы объединены в территориальные «Firearms Unit» и иные отряды быстрого реагирования, они же охраняют особо важные объекты вроде парламента или дома премьер-министра. Вооружённые полицейские патрули на улицах — это экстраординарное явление, случающееся только во время террористических угроз или массовых событий вроде лондонской Олимпиады.
    • Прямое следствие этого — британские полицейские занимают одно из ведущих мест в мире по превышению сил при задержании. В отличие от американских коллег — не насмерть, но отходить подозреваемого по всем местам — за милую душу. Как признаются сами «бобби»: «Я всегда могу от души приложить эту сволочь, зная, что она не попытается спереть у меня пушку».
    • Полицейское ружье Гринера, разработанное для индийских колоний с той же целью. Однозарядный дробовик под специально разработанный патрон — предполагалось, что мятежник или преступник, отнявший оружие у полицейского, просто не сможет достать для него патронов. На практике оказалось, что в него можно зарядить обычный патрон 16 калибра, обёрнутый бумагой, поэтому на патрон добавили канавки на донце, а на ружьё — особые выступы на бойке, которые на обычном патроне не давали бойку ударить по капсюлю, а на правильном входили в канавки.
  • Многие нападения вьетнамских коммунистов на японские и французские оккупационные войска имели целью в том числе захват оружия.
  • Родезия, имея проблемы с поставкой оружия, активно использовала захваченное у террористов.
  • Армия ЮАР захватила у ангольцев настолько много оружия, что полностью перевооружила армию по некоторым позициям.
  • Армия обороны Израиля так «затарилась» в Шестидневной войне танками, что использует их до сих пор, правда, переделанные в тяжёлые БТРы.
  • В конце 1980-х гг. в СССР возросло количество нападений на сотрудников милиции в целях завладения табельным оружием (Э. Ф. Побегайло. Избранные труды). Успешность нападения основывалась на том, что по тогдашним законам милиционер, прежде чем выстрелить в нападающего на него преступника, должен был дать три (!) предупредительных выстрела в воздух, а иначе сам попадал под суд.

Примечания[править]

  1. Люди-недобровольцы, которым вместо души засунули порабощённого демона
  2. Один из немногих способов не просто изгнать демона в варп, но убить его окончательно.
  3. Надводный флот имел кучу трофейной техники (в основном за счет прибранных к рукам в 1943 итальянских кораблей).
  4. Ключевое слово «почти» — так, встречаются упоминания об использовании немцами… американских «крепостей» B-17. Были использованы как для исследования возможностей, так и для борьбы с американскими «крепостями» — например немецкие самолёты входили в строй американских бомбардировщиков и наводили истребители на цель, а затем внезапно атаковали соседей в самый разгар воздушной схватки. Вопрос, как американцы допускали такое безобразие, остаётся открытым и заставляет усомнится во всей истории. Кстати, и у японцев «Крепости» были, и даже Советский Союз кое-что себе получил, частично в рамках ленд-лиза (Б-24, одна штука, например, или винтовка М1 Гаранд — ОДНА ШТУКА. Со штыками. Двух моделей. По одному экземпляру), частично в рамках исследования совершивших на его территории аварийную посадку американских бомбардировщиков
  5. А также одной британской, двух норвежских, пяти голландских и одной французской подводных лодок. Они, правда, использовались исключительно как учебные суда, поскольку доводить их до ума и производить для них торпеды выходило себе дороже.
  6. 150-мм пушек в Германии было выпушено… 100 (СТО, КАРЛ АЛЬФРЕД!) штук (плюс 60 реквизированных турецких). Именно пушек — с гаубицами аналогичного калибра у немцев было всё в порядке.
  7. И не только наземным ПВО. Первым фрагом Покрышкина был советский Су-2, будущий знаменитый ас спутал его силуэт с немецким самолётом. Делу не помогало то, что Су-2 был относительно редок в войсках, и не все знали его силуэт.
  8. Пожалуйста, не озвучивайте его в оружейных и исторических сообществах.