Автомат Ералашникова

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A.K.A.-47. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Автомат Ералашникова — это Бленд-нейм применительно к оружию. Суть такова: в видеоигре вы, как разработчик, планируете задействовать оружие, списаное с реально существующего образца. Но беда в том, что жадные оружейные магнаты хотят зелёных бумажек не только за свой товар как таковой, но и за каждый случай его упоминания в массовой культуре и могут подослать к вам ребят с паяльником своих адвокатов, чтобы отсудить у вас всё, что имеете, за то, что посмели использовать их бренды без уплаты энной суммы за лицензию. Как показывает практика, в реалистичном шутере про армию или подразделение антитеррора разработчики таки вынуждены раскошеливаться, а в менее придирчивых к реализму играх обнаглевших оружейных магнатов обычно отшивают тем, что просто переименовывают хорошо узнаваемые стволы. Например, пистолет Desert Eagle могут обозвать «Desert Dragon», «Plains Raptor» или просто «Дигл». Автоматический карабин Colt M4 могут переименовать в Maverick. Ну и так далее. Что характерно, советское/российское оружие менее всего подвержено переименованиям, ибо платить русским оружейникам западные фирмы обычно считают роскошью, да и отечественные оружейники не такие наглые, чтобы требовать плату за подобное[1]. Во всяком случае, пока.

Значительно реже троп встречается вне видеоигр, в каких-либо других произведениях.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Цикл детективов об Эрасте Фандорине — главный герой носит с собой револьвер под названием «Герсталь Агент». Такого револьвера не существует, но всеми свойствами, которыми автор его наделяет, обладает карманный пистолет Браунинга, который на момент событий ещё не изобретён. Когда подходит 1911 год, Эраст сразу же переключается с «Агента» на нормальный «Браунинг».
    • Название револьвера — подсказка: Эрсталь — это бельгийский город, в котором располагаются фабрики компании FN, производившей пистолеты Браунинга на рубеже веков и поныне остающейся крупнейшим оружейным концерном в мире. А прочтение названия под германо-еврейским влиянием как «Герсталь» (Herstal) — вполне аутентичное эпохе.
  • Антон Орлов, «Тина Хэдис» — в первой книге шутки ради обычное огнестрельное пулевое оружие представлено исключительно «пистолетами Волынина» (то есть просто «волынами»). В следующих книгах более не упоминаются: шутка, повторенная дважды, перестаёт быть смешной.

Кино[править]

  • Red Heat, он же «Красная Жара» — штатный пистолет милиции — пистолет Подбырина, похожий на гибрид Walther P38 и Desert Eagle. Вымышленное имя прилагается.
    • Это все-таки полностью вымышленный ствол, а не ПМ, названный Пистолетом Ильича Проквича Воришнова.
  • Интересно обосновано в «Romeo + Juliet». Действие происходит в наше время, и вместо мечей/шпаг здесь пистолеты, но их марки носят названия старинного холодного оружия («Sword», «Dagger», «Rapier» и т. п.), чтобы ни на йоту не отступать от шекспировского текста. Причём всё оружие выглядит как реально существующее (все эти пистолеты с колюще-режущими названиями представляют собой модификации Taurus PT99).

Телесериалы[править]

  • Shooter  — сериал задумывался как оружейное порно, однако винтовки имеют выдуманные названия — Savage 110 BA названа «Saber-Forstt», а D&L MR30 — «Black King». Зачем так было делать — непонятно.

Видеоигры[править]

  • Counter-Strike: всё оружие переименовано (за исключением Mac-10). Карабин Maverick — это оттуда.
    • Частичная аверсия в Global Offensive: большая часть оружия получила реальные имена: за исключением M4A4 (несущестующая модификация M4 в реальности являющаяся Mk. 18 Mod 0), обреза (Remington 870), Arctic Warfare (классическое название для AWP), электрошокер Zeus x27 (Advanced Taser M26) и SCAR-20 (FN SSR которому совместили с американской военной абреиатурой «Mk. 20 Mod. 0»).
  • Devil May Cry — в третьей части противотанковое ружье «Lahti L-39» зовется «Спиралью».
  • Троп хорошо представлен в играх про Джеймса Бонда
    • Goldeneye 007 — хоть в печатной инструкции оружие имело настоящие названия, к релизу их всех поменяли на примерно похожие: Walther PPK в PP7, FN P90 в RC-P90, Skorpion Vz.61 (который изначально называли Spyder, что тоже нарушало копирайт) в Klobb (по имени одного из разработчиков).
    • В играх про агента 007, выпущенные издательством EA продолжилась традиция использовать бленд-неймы, созвучные с реальными. Например Walther P99 называли «Wolfram P2K». Оружие также имело схожие фирмы-производители (H&K переименовали в Deutsche для The World Is Not Enough на N64 и NightFireю, «Koffler & Stock» использовалась в Agent Under Fire и PS1-версии TWINE). Desert Eagle например в разных версиях World is Not Enoug назывался по разному (IAC Defender на PS1 и Raptor Magnum на N64).
    • Everything or Nothing: аверсия — всё оружие носит настоящее имя (кроме P99 названный P2K).
    • Quantum of Solace: оружие фирмы Walther, PP9 и WA2000, и M14 сохранили свои названия (Walther предоставляли лицензию на продукцию по 007, а M14 непонятно почему). Всё остальное оружие было названо аббревиатурами к предыдущим фильмам франшизы: пистолеты Glock в GF17/GF18, M1911 в CR1911, M4 в TND-16, АКС-74у в FRWL и M60 в 8-CAT. СВД по какой-то причине в одиночной кампании названа V-TAK, а в сетевой игре WA2000.
    • Goldeneye (ремейк 2010 года): как и раньше P99 и WA2000 сохранили свои названия, также как и АК-47. А всё остальное оружие снова было переименовано: SCAR в Kallos-TT9, M4 в Terralite III, MP5 и MP5k в Sigmus 9 Sigmus соотвественно, USAS-12 в Masterton M-557.
    • 007 Legends: будучи продолжением ремейка Goldeneye, оставшемуся оружию оставили те же имена. Новое же было также переменовано: более старый Walther PPK в Bennetti TC32, AUG в STK-21 Commando, Kel-Tec PMR-30 в Tec-Fire RF30, M14 в Faroh M55. В качестве отсылки на оригинальный Goldeneye Skorpion обозвали KL-033 Mk2.
  • В серии Fallout большей части оружия даны обтекаемые названия: например, «9-мм пистолет-пулемёт» — это Grease Gun, «.45 пистолет-пулемёт» (что характерно, оба примера актуальны только для New Vegas — в Fallout 2, где хватало своих автоматов Ералашникова, прозвища этих двух моделей оружия назывались прямым текстом) — знаменитый Томми-ган, «китайский автомат» — клон автомата Калашникова. В старых Fallout есть и оригинал — автомат АК-112. В реальной жизни такой модели нет, а есть АК-12. Забавно, что информация об АК-12 впервые появилась в 2010 году (а разработка началась в 2011), через 13 лет после первого Fallout и тамошнего АК-112[2]! Туда же «револьвер „Магнум“» (Smith & Wesson M29), «лёгкое оружие поддержки» (L86A1 LSW) и многое, многое другое.
    • Встречаются в серии и образчики оружия, которые можно расценивать как субверсию. Так, например, в Fallout 2 присутствует пистолет-пулемёт H&K P90c под 10-мм патрон, реальным прообразом которого является ПП FN P90 под довольно экзотический патрон 5,7×28 мм. Формально — типичный автомат Ералашникова, но из совокупности различий и с учётом упоминания в описании оружия его принятия на вооружение перед самым началом Великой войны напрашивается вывод о том, что это действительно самостоятельный образец вооружения, созданный немецкой компанией на основе приобретённой у бельгийцев документации удачного пистолета-пулемёта путём адаптации его конструкции под наиболее распространённый к тому моменту пистолетный патрон.
    • В том же Fallout 2, однако, можно встретить и аверсию: M60, FN FAL, H&K CAWS, H&K G11 и ряд других моделей оружия назван без купюр и обобщений.
  • Freedom Fighters — оружие там названо в соответствии с его классом. Так, пулемет Калашникова модернизированный носит имя «Тяжелый пулемет», АК-103 — «Штурмовая винтовка», SPAS-12 — «Дробовик», Colt Python — «Револьвер» и так далее.
  • GTA — в серии оружию даётся название по тому же принципу, что и в Фоллаутах. Например, «карабин» — это явно Colt М4, а «боевой пистолет» — IMI Desert Eagle.
  • Большим проявлением тропа является Vice City. Начиная с версии 2.0, выходившей на ПК, Xbox и последующих PS2-релизах, отдельным стволам снова поменяли названия: Colt 45 стал просто «Пистолетом», Colt Python в .357, Spaz Shotgun S.P.A.S. 12, MP5 в MP, Ruger в Kruger.
    • В GTA 5 ситуация значительно интереснее. С одной стороны, в игре есть оружие, отличающееся от реального только названием (к примеру, в «тяжёлом дробовике» безошибочно угадывается Сайга 12К). С другой — есть оружие, частично похожее на реальное (например, «улучшенную винтовку» можно ненароком принять за ОЦ-14 «Гроза», хотя на самом деле это CTAR-21, да и «особый карабин» не очень похож на H&K G36, с которой «срисован»).
  • Hitman 2: Desert Eagle сократили до Deagle (известное с Counter-Strike сокращение). Это притом, что большинство оружия в игре — вообще абсолютные ноунеймы: «9 мм пистолет», «револьвер», «пистолет-пулемёт»…
  • Metal Gear Solid V — оружие носит типичные бленд-неймы, хотя в предыдущих играх названия были реальными.
  • Серия игр On the Rain-Slick Precipice of Darkness авторства Penny Arcade: в основном в играх фигурируют выдуманные пистолеты и пистолеты-пулемёты, но в третьей игре протагонист Тихо может добыть «Томас-ган» — шуточную аллюзию на знаменитый пистолет-пулемёт Томпсона «Томми-ган».
  • Phantom Doctrine практикует смешанный подход:
    • АК-74 (судя по наличию дульного тормоза-компенсатора на иконке) называется просто АК. Поскольку действие происходит в начале 1980-ых, можно принять за обобщенное название стоящего на вооружении оружия.
    • ПП Скорпион фигурирует как VZ 61 — такое обозначение (vz.61, буквально «образца 61 года») у этого оружия действительно было. Тем не менее, правильно Sa.vz.61 — Автомат (чехи не разделяют автоматы и ПП, называя и то и другое Samopal) образца 61 года.
    • ПП Узи поименован GAL. Очевидно, имеется в виду конструктор этого оружия, Узиэль Галь — просто название образовали от фамилии, а не имени, как в реальности.
    • ПП Ингрэма обозначен правильно — своим официальным названием M10 (потому что на это название уже нет копирайта).
    • Интересный револьверный дробовик МЦ-255 превратился в MU-255. Хвостик у буквы потерялся.
    • А немецкие G3 и MP5 никого не стесняются, так и поименованы.
  • Red Alert 3 — советские Призывники вооружены автоматом «АДК-45», который выглядит, как АК. Обосновано выходкой Генсека Черденко.
  • Red Dead Redemption — имеются как вымышленные, так и оригинальные названия огнестрельного оружия.
  • Серия Resident Evil.
  • Серия S.T.A.L.K.E.R.. Перечислять все примеры нет смысла, в оригинальной игре «не тронули» разве гранаты-РГД-5, Ф-1. Всё остальное оружие — типичные автоматы Ералашникова, хотя описание соответствует вполне реальным аналогам.
    • Интересно, что в названиях игровых файлов фигурируют настоящие названия оружия, хотя иногда с опечатками, а в одном случае даже с путаницей: дробовик, который в игре называется Chaser 13, — это, судя по названиям текстур, Winchester Model 1300. На самом деле это Mossberg Maverick 88.
      • В одной из книг по мотивам игровой серии, «Закон наёмника», даётся обоснуй такого переименования — оружие попадает в Зону нелегально, а названия даны специально для того, чтобы обезопасить поставщиков-контрабандистов. Ну кто заподозрит под словами «СИПт» и «Марта» настоящее оружие?
        • Действительно. Ведь контрабандное оружие будут искать по документам, а не где оно там заныкано.
  • SAO: Fatal Bullet — едва ли не эталонный пример. Пулемёты «Карымский» и «Мутновский» передают пламенный привет.
  • Внезапно, не замеченная в явлении ArmA 2 — в Operation Arrowhead для такистанской армии доступен тепловизионный прицел Goshawk, который по виду и характеристикам является российским прицелом «Шахин». Зачем было так делать — не очень понятно. Для тех, кто в теме, goshawk — это ястреб-тетеревятник, а шахин — рыжеголовый сапсан, он же пустынный, он же берберский сокол.

Настольные игры[править]

  • Любопытный вариант в настольной игре Shadowrun: используются реальные серии оружия, но «сдвинутые» в будущее. Например, в игровых материалах упоминаются АК-97 и Browning Ultra-Power (аллюзия на популярный пистолет Browning Hi-Power).
    • А вот ружье Benelli Rafaello шло под своим реальным именем.

Реальная жизнь[править]

  • Всем известен автомат АК-47? Думаю, что всем. А вот и зря известен: нет такого автомата в модельной линейке АК. Просто АК есть (изначальный вариант созданный в 1947 году и принятый на вооружение в 1949 году), АКМ есть (модернизация 1959 года), АК-74 есть (в 1974 году перешли на калибр 5,45×39), а АК-47 нет. Откуда тогда взялось название «АК-47»? А из США, и разбрелось по миру, как вирус гриппа. Не то, чтобы имелись неопровержимые доказательства правоты автора правки (сорян за тавтологию), но возникло это название в кино и художественной литературе. И логика подсказывает, почему: учитывая распространённость и популярность автомата, платить авторские за каждое использование его названия — всех денег мира не хватит. А этих русских хрен знает: ладно ещё, если они судиться за авторские решат, но с них станется и по-простому, на танках и с автоматами Калашникова прибыть за авторскими отчислениями. А за АК-47 предъявить нечего: нет такого автомата, так что и использующий это название авторских прав не нарушает и отчисления платить не должен. Следовательно, АК-47, это такой автомат Ералашникова, разросшийся до размеров общемирового мема.
    • Все гораздо проще — простому покупателю легче интерпретировать модель исходя из простой классификации. «АК» — платформа, «АК-47» — оружие на этой платформе под 7.62х39, а «АК-74» — оружие под 5.45х39. Как например «AR» — платформа, «AR-10» — оружие этой системы под винтовочные патроны, а «AR-15» — под промежуточные. Да и понятие «модельный год» как идентификатор и (полу)официальная часть названия — появилось задолго до первого автомобиля. Холивар насчёт конкретно АК-47 на фоне сотен прочих «датированных» образцов мирового оружия — выглядит, как минимум, странно.
    • Самое забавное то, что всё-таки бренд «АК-47» существует, причём с 2004 года. И принадлежал он компании ЗАО «М. Т. Калашников», созданной самим Калашниковым, его дочерью и внуком. Но в 2016 г. «Концерн Калашников» отсудил права. Тут уже многие начали полагать, что начнут у всех требовать деньги за авторские права, и представители компании даже в итоге устроили рейд по страйкбольным магазинам — мол, продаёте незаконно, давайте нам от 2 млн рублей за это. И тут есть два забавных момента: 1) Концерн предъявлял претензии лишь к магазинам, продающим товар, но не к производителям. 2) К разработчикам игр претензий не было предъявлено 1, 2
    • Всё несколько хитрее — АК-47 обозначались автоматы первой серии со штампованной ствольной коробкой, но на вооружение они приняты не были, так как провалили войсковые испытания. В войска пошли автоматы второй и третьей серии с фрезерованной ствольной коробкой и под обозначением АК. Однако, документы остались — 3
      • Кто на Западе мог знать об обозначениях первых опытных партий? Автомат до середины 50-х был засекречен, а массово на иностранные глаза попал после Вьетнамской и арабо-израильской войн уже в модификации АКМ.
  • Очень многие образцы советского вооружения более широко известны не под своими исходными наименованиями, а под кодовыми по НАТОвской классификации. Ракета «Satan», истребитель «Foxhound»… Это Р-36М и МИГ-31, соответственно. Китайские образцы реально удобнее называть НАТОвской скороговоркой, если ты не китаец, разумеется.
    • Действительно, названия «Скад» и «Сатана» стали брендами советских ракет даже у нас. А к бомбовозу Ту-95 так и прилипло прозвище «Медведь».

Интересные исключения[править]

  • Ingram MAC-10. На момент выхода Counter-Strike 1.6 фирмы-производителя давно уже не существовало. Поэтому оружие оставили под настоящим названием.
    • И что с того, что не существовало? Автор предыдущего абзаца не понимает, как закрываются ЮЛ и что собственность ЮЛ не исчезает в никуда? Скорее речь о том, что владелец прав на название забил.
      • Не забил, но прав на название у него не было, были права на конструкцию. Право на название ушло в общественное достояние.

Примечания[править]

  1. Ну или исходят из предположения, что бесплатная реклама — это полезно
  2. Примечательно также, что в бета-версии игры оружие называлось Colt rifle и, судя по характерному внешнему виду, оставшемуся неизменным после переименования в АК-112, должно было символизировать AR-15 (которую можно также увидеть на одном из артов к игре).