Jagged Alliance

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Jagged Alliance («Разрушенный альянс») — серия компьютерных игр в жанре Tactical-RPG.

Jagged Alliance 2.jpg

Во всех играх серии игрок управляет отрядом наёмников из организации A.I.M. (Association of International Mercenaries). Кроме тактических походовых битв, игрок должен вести экономическую деятельность — зарабатывать средства на оплату бойцов.

У каждого наёмника имеется краткая биография, список навыков и умений, а также отличительные характеристики, придающие ему индивидуальность. К примеру, некоторые из наёмников не любят друг друга и отказываются работать вместе, а некоторые, наоборот, дружат и будут рады, если вы наймёте их приятеля. Что забавно, дружба бывает и односторонняя: один из наёмников может радоваться присутствию другого и отпускать одобрительные комментарии, а второму на первого пофиг.

Jagged Alliance[править]

Ivan ja1.png

Первая игра серии. Отряду наёмников нужно освободить от диктатора остров Метавира, где из сока редкого растения производится лекарство от рака. Кроме непосредственных боевых действий в требуется зарабатывать деньги на выплаты бойцам, для чего управлять сбором сока (путем найма сборщиков из местного населения). Чем большую территорию контролирует игрок, тем больше прибыли он получает.

Русскоязычным игрокам особенно полюбился наёмник Иван Долвич — бывший майор Советской Армии, принципиально разговаривающий только по-русски. Это обстоятельство доставляло много радости игрокам англоязычным и русского не знающим — так как разработчики все реплики Ивана выводили кириллицей и озвучили по-русски. Например, при найме он подтверждал свое согласие, говоря: «Я буду работать на тебя, проклятый капиталист».

Jagged Alliance: Deadly Games[править]

Дополнение к Jagged Alliance, представляющее собой набор связанных тактических миссий, лишённых экономической составляющей. От игрока требуется уничтожать вражеские отряды, спасать заложников, минировать здания и всё — за ограниченное время (точнее, за ограниченное количество ходов на миссию). Появились новые наёмники, некоторые весьма колоритные.

Jagged Alliance 2[править]

(link)

Вступительный ролик ко второй части. Уже с первых минут нам показывают ад и ужас правления Дейдраны.

Вторая полноценная игра серии. В ней игрок должен освободить маленькую вымышленную страну Арулько от власти жестокой королевы Дейдраны. Как и прежде, нужно командовать отрядом наёмников и находить деньги на их зарплату, но теперь доходы не зависят от количества занятых территорий. Для получения прибыли надо отвоёвывать серебряные и золотые шахты и обеспечивать лояльность местного населения.

При начале игры можно создать наёмника, который будет являться альтер эго игрока. Впрочем, это необязательно, игрок может управлять своими бойцами и оставаясь «за кадром». В случае смерти наёмника, олицетворяющего игрока, игра не заканчивается.

В игре присутствуют побочные квесты — например, можно проводить застрявших в стране из-за гражданской войны американских туристов до аэропорта и некоторое время спустя получить по почте пару неплохих пистолетов. Или выкрасть из дома богатея древнюю статуэтку и вернуть её в музей, выручить девушку из борделя, вернуть загулявшего юного оболтуса матери и т. п.

Арулько — страна неразвитая, с обилием дикой природы. При путешествиях по глобальной карте регулярно встречаются стаи саблезубых кошек, атакующих всех, кто попадётся им под лапу (очень забавно бывает наблюдать бой между кошками и солдатами Дейдраны). Ещё имеется фантастический элемент — если включить соответствующую опцию в настройках игры, то из шахт время от времени будут появляться созданные учёными Дейдраны гигантские жуки-мутанты, логово которых надо будет уничтожить.

Стоит отметить в целом довольно качественную (но не без некоторых надмозговых ошибок) русскую локализацию игры, выпущенную фирмой «Бука» под названием «Jagged Alliance 2: Агония власти».

Jagged Alliance 2: Unfinished Business[править]

Дополнение к Jagged Alliance 2, часто называемое Jagged Alliance 2.5. Здесь игрок снова возвращается в Арулько, для того, чтобы во главе отряда наёмников проникнуть на территорию Траконы — государства, расположенного к северу от Арулько и являющегося точно такой же банановой республикой. Здесь построена ракетная база, угрожающая безопасности Арулько, и задача игрока — ее уничтожить.

Здесь нет постоянных источников дохода, хотя события развиваются столь быстротечно, что они и не нужны. Так же можно импортировать сохранённую игру из Jagged Alliance 2 и получить в свое распоряжение тот отряд наёмников, с их характеристиками и вооружением, что имелся в прошлый раз — за исключением тех бойцов, что не были наняты в A.I.M., а примкнули к игроку как бойцы Сопротивления. Это объясняется тем, что после победы бойцы Сопротивления вернулись к мирной жизни.

Модификации[править]

Вторая часть была настолько успешна, что привело к появлению многочисленных фанатских модификаций игры, как вносящих какое-либо мелкое исправление, так и перелопачивающих всю игру. Стоит упомянуть среди них отметившийся:

Back to Business[править]

Модификация сделанная на базе аддона Unfinished Business немецкими энтузиастами и доделанная уже русскими фанатами.

Сюжет данной модификаций продолжает сюжетную линию: через некоторое время после событий в Траконе, Энрико Чивалдори снова беспокоит игрока. На этот раз игроку вместе со своим отрядом наемников, предстоит отправится в Каррото, чтобы найти президента и спасти его от людей Эль-Торо — захвативший Каррото, бывший приспешник Дейдраны. В процессе прохождения, происходит парочка сюжетных поворотов, кардинально меняющий основной квест.

«Неофициальные третьи части»[править]

Официально игра с таким названием никогда не выходила в свет. Первоначально российская студия MiST land по заказу правовладельца Strategy First разрабатывала игру Jagged Alliance 3D, бывшую изначально трёхмерной версией Jagged Alliance 2. Однако почти перед самым выпуском Strategy First отозвала все права у MiST land. Из почти готовой игры были удалены все связи с предыдущими играми серии, а сама она была выпущена в свет как «Джаз: Работа по найму».

Спустя несколько лет все права на серию были проданы немецкой фирме bitComposer Games, которая ещё через пару лет выпустила игру Jagged Alliance: Back in Action. В отличие от предыдущих игр, здесь отсутствовал походовый режим, вместо этого битвы происходили в реальном времени, но с возможностью включения паузы. Это вызвало разочарование многих поклонников.

Jagged Alliance: Rage![править]

В 2018 году вышло продолжение серии с подзаголовком «Rage», вызвавшая негодование фанатов. Вырвиглазный цел-шейдинг, элементы выживастика, отсутствие базы и полюбившиеся персонажи, превращённые в тени самих себя с непонятно зачем придуманными жутко трагическими историями в биографиях, вызвали неподдельный гнев у всех поклонников игры.

Jagged Alliance 3[править]

В 2023 году «THQ Nordic» издали полноценный триквел, действие которого разворачивается в вымышленной африканкой стране Гранд-Чиен, списанной с Коморских островов. Сражаться предстоит с группировкой «Легион», влозвгавляемой таинственным Майором, который похитил законноизбранного президента и кошмарит народ. К нам обращается дочь похищенного и просит спасти отца, а, за одно, освободить страну от Легиона.

Что здесь есть[править]

  • Амазонка — среди женских персонажей встречаются те, кто наличие мужчин в отряде надух не переносит.
  • Багофича — во второй части у любого противника можно, нанеся удар, отобрать оружие в рукопашной… в том числе и… челюсти у тигров… и пушку у танка.
    • В последней части время движется только на глобальной карте и замирает при заходе в локацию. Даёшь завоевание Араулько за 72 часа!
  • Боевая пара — женатые друг на друге наёмники Рон «Рейдер» Хиггинс и Шарлин «Рейвен» Хиггинс отлично работают вместе, если нанять их одновременно. Как и любовники Синтия «Лиса» Газзмен и Питер «Волк» Сандерсон.
    • А вот бывшие любовники Руди «Рысь» Робертс и Луиза «Тоска» Гарно — наоборот, отвратительно. Интересно, что в «Deadly Games» Рысь и Тоска ещё не были «эксами» и отлично действовали в одной команде.
    • Кроме этого, британцы Шейла Стерлинг и Сидни Неттельсон, но они просто друзья.
  • Бездонный инвентарь — аверсия. Ёмкость инвентаря довольно ограниченна, однако её можно увеличить, купив для наёмника разгрузочный жилет.
  • Банановая республика — Арулько. Маленькая страна, расположенная где-то в Латинской Америке. Управляется жестокой, вспыльчивой, неадекватной и властолюбивой диктаторшей Дейдранной Райтман, превратившей жизнь населения в настоящий ад.
    • Тракона, расположенная по соседству с Арулько, в котором происходят действия аддона Unfinished Business.
  • Большая крутая кошка/Зловещая кошка — арульские кошки-убийцы. Встречаются в нескольких секторах, где обожают устраивать засады (а в одном у них логово, с обглоданными человеческими костями…) причем от них достаётся как наёмникам, так и солдатам Дейдранны. Очень быстрые, имеют много очков действия, наносят раны, от которых мерк может быстро истечь кровью, но убить их легко — очередь экспансивных пуль, и кошечка ляжет «на покой», закидать ножами тоже несложно, так как кошка — крупная цель и подбегает близко очень быстро.
  • Был никем, стал кошмаром — Эллиот в «Jagged Alliance: Rage!»
  • Волшебные аптечки — аверсия. Аптечка на поле боя позволяет только перевязать рану, чтобы не истечь кровью. А потом нужна помощь квалифицированного врача, которая занимает время.
    • Круто, но жалко тратить — зато есть «регенераторы» — шприцы с волшебным раствором, восстанавливающие у бойца очки здоровья за считанные секунды. Но встречаются они крайне редко.
  • Голливудский глушитель — аверсия. Даже выстрел с глушителем привлечёт внимание других солдат, стоявших недалеко от убитого. Ключевое слово — «недалеко»: если солдат стоял где-то в отдалении от других, то остальные враги ничего не заметят. Но всё же настоящая бесшумная опция — это ножи: либо метательный, либо боевой или даже мачете. И то нужно выбирать момент, чтобы никто не увидел падающего тела.
  • Дали только пистолет — почти все крутые и дорогие наёмники международной наёмнической организации AIM начинают игру с пистолетами или самыми низкоуровневыми ПП (исключение — буквально несколько штук самых топовых бойцов с конскими ценниками, нанять которых в начале игры можно разве что на пару дней). Причём долгое время даже заказать дополнительно в специализированном магазине более действенное вооружение просто нельзя, а начальная экипировка наёмников не улучшается даже с ростом прогресса игры, когда враги вооружаются миномётами и FN-FALами. Совершенно непонятно, почему, скажем, наёмник-снайпер не имеет снайперки и выбрасывается на вражескую территорию с ПП. Статы большинства профессиональных наёмников, кстати, тоже не блещут в сравнении с таковыми у врагов-нонеймов, и им приходится дообучаться в процессе игры.
    • А в аддоне для второй части Unfinished Business начальное оружие у многих стало даже хуже. Очевидно, дела в агентстве совсем плохи стали.
    • В фанатском моде 1.13 относительно исправлено: начальная экипировка стала поприличнее и уже лучше соответствует профилю бойца.
  • Добродушный гигант — наёмник Стив «Гризли» Борнелл. Здоровенный «шкаф с антресолью», один из самых физически сильных бойцов и спец по тяжёлому оружию, однако милый и добродушный парень.
  • Диссонирующее спокойствие — черта характера Карла «Жнеца» Шеппардса. Что он комментирует, когда начинает истекать кровью? «Я истекаю кровью… Это здорово». А если прибавить к этому, что он не только смерти не боится, но и ещё воспринимает её как нечто духовное…
  • Злая королева/Зло с женским лицом/Полное чудовище — Дейдранна Райтман.
  • Искусственный идиот — солдаты, одетые в жёлтые и красные рубашки — полные идиоты, бросающиеся под пулю. А вот «серых» элитных войск это не касается, и они заставят игрока попотеть, особенно на высоком уровне сложности.
    • Сами по себе «серенькие» в принципе такие же дураки, просто им обычно руками прописывают толковые скрипты. В тех редких случаях, когда ИИ гвардейца предоставляется сам себе, он ведёт себя не умнее краснорубашечников.
    • ИИ этим не пользуется — противники не умеют перевязывать раны. Достаточно как следует подранить засевшего на хорошей позиции противника, а потом спрятаться, включить реальное время и ждать, пока он помрёт от потери крови.
  • Красные рубашки — солдаты федеральной армии. Конечно, эти ребята тупицы, однако в отличие от призывников, носящих жёлтые рубашки, они не совсем мазилы.
  • Крошечная армия — под командованием игрока небольшая группа профессиональных наёмников, наносящая точечные, но очень болезненные удары. Хотя во второй части можно тренировать довольно многочисленное ополчение.
  • Леди-воительница — британская снайперша Шейла «Прицел» Стерлинг, отличается редкими для наёмника вежливыми манерами.
  • Любовный треугольник — наёмник Фрэнк «Хитмэн» Хеннесси неровно дышит к Шарлин Хиггинс, чем страшно бесит её мужа Рона. Сама она относится к воздыхателю равнодушно.
  • Мастер ядов — один из шестерых разыскиваемых преступников: Аптекарь. Начал интересоваться ядами, когда помогал своему отцу выполнять экстренные работы по уничтожению насекомых. Может часами напролёт заниматься созданием новых и экспериментальных смесей. Смешивание еды, алкоголя и наркотиков считает искусством.
  • Наёмник — вся серия игр именно про них.
  • Наемный убийца/Охотники на игрока — если вы нашли и забрали заначку Босса Сан-Моны, то он через некоторое время пришлёт вам угрожающее письмо с требованием не только вернуть принадлежащие ему деньги, но и выплату с 25 % ваших денег в качестве выплаты за моральный ущерб. Если вы этого не сделаете, то он в качестве наказания натравит на вас и на ваших наёмников своих убийц-одиночек.
    • А 220 не хочешь?/Несовместимая с жизнью тупость — а стоило убийце-одиночке нападать на отряд наёмников, которые дружно могут полить его свинцом? И уж тем более, когда рядом бродят ополченцы сопротивления, не дающие в обиду наёмников, спасающих народ от правления тирана.
  • Нулевой рейтинг — у Дейдраны Райтман.
  • Офицер и джентльмен — британский наёмник Сидни Неттельсон, швейцарец (или, скорее, швед, судя по акценту и словечкам) Стефан Ротман.
  • Оружейное порно — особенно вторая часть при включённой в начале новой игры опции «много оружия». Но фанатская модификация 1.13 для второй части утапливает педаль в земную кору — там просто невероятное количество оружия, больше, чем в «ванильной» игре, раз в десять.
    • Автомат Калашникова — а как же без этого? Во второй части присутствовали аж три автомата из данной линейки — АКМ, АК74 и АКС74У и один ручной пулемёт Калашникова.
    • FN FAL и M16 — если есть калаш, то и «эмка» с «фалом» будут. Винтовки мощные, дальнобойные, но не столь надежные
    • Крутое оружие — экспериментальные ракетные винтовки из второй части. Круче их только модифицированная версия ракетной винтовки, встречающаяся единственном экземпляре в бункере Дейдранны. Или, если вы туда не полезли, у самой Дейдранны. К сожалению, изначально винтовками может пользоваться только сделавший первый выстрел, и нужно искать местного умельца.
    • Пукалка — большинство пистолетов и револьверов именно пукалки, уступающие даже самому простому ружью. Пофикшено в Back in Action — хороший пистолет с перком «Эксперт по пистолетам» превращается в серьёзный аргумент.
      • Особенно отличается Calico M950 из аддона Unfinished Business. Единственная его польза — это возможность паковать весьма распространённые патроны огроменными пачками (интересно, откуда берутся сами магазины), что позволяет запихивать в слот инвентаря не 8-10, а 50 штук зараз.
  • Обнять и плакать/Мальчик для битья/Покарать гонца/Собачье послушание — Эллиот, бедный Эллиот. Постоянно получает оплеухи от неадекватной тиранши, вне зависимости от того, какие она получила новости: хорошие или плохие. (Впрочем, после высадки наёмников в Омерте хороших новостей для королевы уже не будет.) Этот наивный парень именно что по-собачьи предан Дейдранне, даже несмотря на то, что получил от неё пулю в голову и вопреки ей выжил.
  • Охотник за головами — Кармен Дансио, заинтересованный в смерти шестерых международно разыскиваемых преступников. За каждую принесённую ему отрубленную голову преступника он выплачивает по десять тысяч долларов. Из-за бага выдавал еще столько же через пару дней, а если везло, мог раскошелиться и в третий раз.
  • Пастырь нерадивый — непросыхающий отец Уокер из второй части. С прикрученным фитильком: он всё-таки помогает повстанцам Мигеля, рискуя, между прочим, жизнью.
  • Псих-наемник — да любой наёмник с характером и особенностью «агрессивный и псих». Взять к примеру, Фиделя Дэхена и Луизу «Тоска» Гарно из A.I.M.
  • Преступная корпорация — Ричи Майнинг энд Эксплорейшн, снискавшая дурную славу, истощавшая ресурсы не только Арулько (с позволения диктаторши, конечно же), но и соседних с ним стран для собственных нужд. А ещё известна тем, что всюду насаждает коррупцию, манипулирует политиками и использует наёмников для своих операций. Для того, чтобы получить возвращение прав на разработку шахт Арулько, они могут из подконтрольной им территории в Траконе поливать ракетами города Арулько.
  • Прямая линия с врагом — в Jagged Alliance 3 Майор переодически встревает в общение между заказчицей и наемниками, на что получает ответ в стиле «А ну вали с нашей частоты!»
  • Снайпер — куда же без них: Шейла «Прицел» Стерлинг, Руди «Рысь» Робертс, Шарлин «Рэйвен» Хиггинс, Карл «Жнец» Шеппардс и Кайл «Тень» Симмонс — наёмники с мастерством «Снайперская стрельба», а последний ещё и мастер камуфляжа.
  • Суровая вражеская тётя — среди элитных войск Дейдранны встречаются и женщины.
  • Серийный убийца — Крис «Имитатор» Карвер, один из шестерых особо опасных преступников, бежавших в Арулько. Начал убивать в четырехгодовалом возрасте, перерезав горло своей матери.
  • Спираль смерти — пример, не связанный с физическими ранениями. У наёмников есть параметр «боевой дух» — когда он понижается, наёмник может удариться в панику. Но при этом боевой дух понижается в случае смерти других наёмников, а когда игрок теряет своих людей слишком часто, другие наёмники могут отказаться продлевать/заключать с ним контракт.
    • А теперь пример, связанный с физическими ранениями: коэффициент здоровья влияет на все производные характеристики (точность стрельбы, количество очков действий и т. д.) персонажа. Солдат с лёгким ранением сражается наравне со здоровыми товарищами, с тяжёлым — пытается уползти в сторону, чтобы не путаться под ногами у товарищей (вражеских солдат это также касается). Убежать не получится — ведь грузоподъёмность тоже зависит от здоровья. Это наглядно отображается тем, что раненый солдат начинает ковылять, как последний доходяга. А ещё раны нужно быстро перевязать, потому что иначе солдат начнёт истекать кровью (чем сильнее раны — тем сильнее кровотечение). При попадании в ногу солдат может упасть, что до следующего хода превращает его в мишень. А «особо удачные» попадания могут сильно уменьшить соответствующие базовые характеристики. «Пораскинуть мозгами» после попадания в голову — суровая реальность этой игры.
    • Кроме здоровья, у солдат есть ещё и выносливость, которая уменьшается от долгого бега (особенно с перегрузом), а также от попаданий (даже от тех, которые не пробили броню). Таким образом, солдат, получивший порцию дроби (каждая дробина считается за отдельное попадание) в прочный бронежилет, может лечь пластом без единой царапины с соответствующими перспективами. Солдат, упавший без сил в воде, вполне предсказуемо тонет.
  • Тюремщик — колоритная начальница тюрьмы в Тиксе, Кристин Вольц. Любит две вещи: при малейшем шорохе травить заключённых газом (спасибо, что не горчичным, а слезоточивым) и рожать детей. Так задолбала собственного мужа, что тот с радостью помогает наёмникам сжить жёнушку со свету.
  • Удивительно правильный иностранный язык — Иван Долвич, бывший советский майор, говорит на отличном русском. В первой части он вообще говорил ТОЛЬКО по-русски, что, вероятно, порой ставило в тупик англоговорящих игроков (субтитры к его репликам тоже были на русском!), ко второй немного подучил английский, но ругался в пылу битвы всегда только по-русски. Во второй части ещё появился его племянник, Игорь Долвич, но у него сразу было получше с английским. Естественно, обоих озвучивали русские актёры, отсюда и качество озвучки.
  • Упростили и опошлили — по мнению фанатов этим отличился Back in Action. Однообразные стычки, облегченная экономика, сюжет прямой как палка. К тому же под нож пошли зловредные киски, возможность переговоров и троллинга Дейдраны.
  • Упрощённое снабжение — тотальная аверсия. Кончается здесь всё, от патронов до сапог. Причем редкую или уникальную снарягу приходится не только заказывать почтой, но и тащить от аэропорта до места действия. В последней части — педаль идёт в пол, ибо незаменимая вертушка дымится в болоте около каннибальской фермы.
  • Фанат ножей — любой наёмник с навыком «броски». Те огнестрелы, которые доступны вашим наёмникам в начале игры, имеют не самые лучшие параметры. Так что в первое время гораздо практичнее использовать именно метательные ножи, и бросать лучше всего в голову, так как это наносит врагу стопроцентный урон. Тем более что ножи можно использовать повторно.

Ссылки[править]