Альтернативный огонь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Просто палить из пистолета или автомата — не всегда эффективно. Тактическое преимущество достигается разными видами оружия. Порой переключение на другой вид оружия занимает драгоценное время или вовсе невозможно, так как нужного оружия нет, и ни одно из имеющихся не может выполнить поставленную задачу. Как расширить арсенал, не расширяя его? Ответ — альтернативный огонь. Зачем нести два оружия, когда можно нести одно?

Виды:

  • Прицел. Пожалуй, самый простой вариант. Посмотреть через целик и мушку и отвесить точный выстрел. Немного интереснее, когда используется снайперский прицел. Пример: большинство современных шутеров.
  • Рукопашный бой. Зачем тратить патроны на врага, когда он достаточно близко, чтобы дать ему по морде? Бонусные очки присуждаются при наличии штыка. Пример: Left 4 Dead (хотя там это используется для отталкивания врагов от себя).
    • В случае, если рукопашное оружие доступно как отдельное, а не как кнопка быстрой атаки, оно тоже может иметь альтернативный «огонь». В старых играх правая кнопка обычно использовалась для сильной, но медленной атаки (нож в Counter-Strike), в современных может использоваться для блока (особенно это касается экшнов от первого лица вроде «Chivalry»).
  • Подствольное оружие. Подствольные гранатомёты, дробовики и всё подобное, лишь бы можно было повесить на основное оружие.
  • Переключение режима огня. На ЛКМ вы, допустим, стреляете с обычной скоростью, на ПКМ — быстрее, но менее точно. В эту категорию также входят двуствольные дробовики, когда есть возможность стрелять из каждого ствола по отдельности. Примеры: SPAS-12, Glock (Half-Life).
    • Если оружие — револьвер, в качестве альтернативного режима может выполняться Hammer Fanning — «ковбойский» способ стрельбы путем быстрых ударов по курку ребром ладони. Пример: револьвер R8 в Counter-Strike.
  • Заряжаемая атака. Это из категории энергетического оружия, когда на альт. огонь у вас более мощная атака, которая требует время на зарядку. С этим стоит быть поосторожнее, ибо зачастую снаряд может ранить стрелка, а при длительном удержании заряда и вовсе убить. Пример: Тау-пушка (Half-Life).
  • Раскрутка стволов. Касается многоствольных пулемётов, когда перед огнём блоку стволов надо раскрутиться. Таким образом можно постоянно держать оружие в боевой готовности. Пример: миниган Пулемётчика (Team Fortress 2).
  • Боеприпас тот же, огонь иной. Именно то, что написано на упаковке — оружие может стрелять совершенно по-другому, но при этом использует те же боеприпасы, что и при основном виде огня. Пример: ASMD (Unreal и продолжения).
  • Иной боеприпас, огонь стандартный. Пушка может стрелять только пулями и только, скажем, одиночными выстрелами. Но заряжать-то можно разные патроны! Скажем, обычные и бронебойные. Пример: любое оружие в Bioshock, различные виды гладкоствольных патронов (дробь, «Дыхание дракона») в реальной жизни.
  • Иной боеприпас, иной вид огня. Пример: AR2 (Half-Life 2).
  • Стрельба из оружия в другой руке — иногда встречается в случае, если у персонажа в каждой руке по оружию. Если персонаж — колдун и стрелок, то второй рукой он может использовать магию (Clive Barker’s Undying).

Надтроп — Два оружия в одном.

Примеры[править]

Просьба не добавлять сюда шутеры, в которых всё ограничивается прицеливанием и подствольными гранатомётами, ввиду их распространённости.

  • Мультивыстрел, если у нас луки/арбалеты и пр.
    • ELEX — лук. Обычный выстрел, мультивыстрел, самонаводящаяся стрела.
  • Wolfenstein: The New Order — снайперская винтовка превращается в лазган, а дробовик может стрелять рикошетирующей картечью. Также у мрачного порождения тевтонского гения «Лазеркрафтверка» есть режим лазерного резака.
  • Half-Life:
    • Glock — быстрая, но неточная стрельба.
    • MP5/M4 — подствольный гранатомёт.
    • SPAS-12 — огонь с двух стволов.
    • Арбалет — прицел. В мультиплеере при стрельбе без прицела болты взрываются, а с прицелом мгновенно попадают в цель.
    • РПГ — включить/выключить лазерное наведение.
    • Тау-пушка — заряжаемая атака, во много раз мощнее обычной.
  • В Black Mesa SPAS-12 теперь стреляет не с двух стволов (когда второй ствол технически не существует), а производит два быстрых выстрела, что в реальности уже возможно провернуть.
  • Gunman Chronicles — просто хрестоматийнейший пример: всё оружие (кроме автомата, он просто увеличивает скорострельность) имеет не просто альтернативный огонь, а меню настройки параметров стрельбы. Пистолет можно превратить в точный, но медленный лучемёт, или же в скорострельный плазмоган с диким разбросом. Местной Ракетнице можно приказать стать гранатомётом или пусковой установкой с ДУ. А еще есть Химическая Пушка, снаряды которой, в зависимости от соотношения кислоты, щёлочи и нейтральной основы, могут взрываться, отравлять и чего ещё похлеще.
  • Half-Life 2:
    • Гравипушка — притягивать предметы.
    • MP7 — подствольный(?) гранатомёт.
    • AR2 — выстрел энергошаром.
    • SPAS-12 — два ствола.
    • Граната — подкинуть гранату вместо метания.
  • Unreal Tounament — всё оружие:
    • Отбойный молоток — атаки без зарядки (UT99), ЭМ-волна, выбивающая усиления (UT3).
    • Бензопила (UT99) — обезглавливание.
    • Щит-пушка (UT200Х) — щит.
    • Энфорсер — быстрая неточная стрельба (UT99), очередь из 3 выстрелов (UT3).
    • Автомат (UT200Х) — подствольный гранатомёт.
    • Био-ружьё GES — накопление большой капли токсичной слизи.
    • ASMD — энергетический шар, который можно взорвать основным огнём.
    • Плазменное ружьё (UT99)/Линк-ган — энергетический луч с ограниченной дальностью.
    • Резак (UT99) — взрывающиеся диски.
    • Многоствольный пулемёт — замедленная, но точная стрельба; стрельба осколками (UT3).
    • Флак-пушка — осколочная граната.
    • Ракетомёт — гранаты (UT99), зарядка до 3 ракет (все остальные; в UT99 активировалось удержанием нужной кнопки мыши).
    • Снайперская винтовка, молниемёт, целеуказатель для ионной пушки — прицел с переменным приближением.
    • Искупитель — наведение ракеты (пока идёт управление ракетой, игрок беззащитен).
  • Doom 3 и Doom 3: RoE — у BFG9000 есть заряжаемая атака.
  • DOOM 2016: почти на каждое оружие можно нацепить по два модификатора с возможностью переключаться между ними. Во всех случаях тип боеприпасов не меняется. Альтернативного режима нет только у бензопилы и BFG-9000.
    • Дробовик — подствольный гранатомёт и мультивыстрел.
    • Штурмовая винтовка — оптический прицел (и бронебойные боеприпасы в придачу при максимальной прокачке) и мини-ракеты.
    • Пулемёт — раскрутка стволов и мобильная турель.
    • Ракетница — мультивыстрел с самонаведением и ракеты с дистанционным подрывом.
    • Плазмоган — бомба-электрошокер и взрывная волна вокруг солдата.
    • Пушка Гаусса — заряжаемая атака и оптический прицел.
    • Пистолет — заряжаемая атака (модификаторов нет).
    • Двустволка — можно прокачать два выстрела подряд без перезарядки (модификаторов нет).
  • DOOM Eternal продолжает традиции предыдущей игры:
    • Боевой дробовик − гранатомет и многоствольный дробовик с возможностью автоматического огня
    • Тяжелая пушка − прицел и мини-ракеты
    • Плазмоган − выброс тепла и микроволновый луч
    • Ракетница − мультивыстрел с самонаведением и ракеты с дистанционным подрывом.
    • Баллиста − заряжаемый взрывной болт и энергетическое лезвие
    • Пулемет − мобильная турель и генератор щита
    • Супер-дробовик обзавелся мясным крюком, позволяющим Палачу Рока притягивать себя к демонам.
  • Dead Space же! У всего оружия есть альтернативный режим стрельбы.
  • BioShock — каждый ствол можно зарядить аж тремя видами боеприпасов на выбор. Так, например, альтернативные болты для арбалета ставят электрическую растяжку, а местный огнемёт начнёт замораживать.
    • В сюжетном дополнении для сиквела появляется новое оружие — ионный лазер. И если 1-2 типы боеприпасов позволяют вести беспрерывное выжигание мутантов концентрированным лучом, то "взрывной элемент" позволяет копить заряд для усиленного выстрела, позволяющего ваншотнуть обычного противника.
  • Painkiller — педаль в пол. Всё оружие имеет альтернативный огонь, кардинально отличающийся от основного. По сути, каждое оружие представляет собой два вида в одном корпусе. Игроку еще и дается возможность выбрать, какой из них будет основным, а какой альтернативным. Более того, у каждого оружия есть еще и комбинация двух режимов.
  • Серия Dark Forces (некоторые примеры повторяются в последующих играх):
    • Первая игра — Автомат стреляет быстрее но неточно. Граната вместо взрыва при ударе ставится на таймер. Пулемет стреляет тремя пулями сразу. Мина вместо таймера реагирует на приближение. Еще один пулемет стреляет ракетами.
    • Вторая игра — арбалет вуки на основном огне заряжается до пятикратного выстрела, альтернативный дает один выстрел с рикошетом. Гранатомёт вместо взрыва при попадании сперва ждёт пару секунд. Энергетическая пушка вместо взрыва поражает всё на линии выстрела. Световой меч бьет дважды.
    • Две последних игры — Пистолет заряжается до пятикратной мощности. На снайперской винтовке включается прицел. На пулемете включается подствольный гранатомёт. Противодроидная электропушка заряжается до разрывного заряда. Дробовик метает пару гранат. Ракетница отслеживает цель. Мина реагирует на приближение вместо пересечения луча. Другой мине отдается приказ подорваться. Световой меч можно швырнуть как бумеранг.
  • Pathfinder: Kingmaker — этим по факту отличается алхимик: Метнуть обычную бомбу, «выдохнуть» бомбу, метнуть бомбу точно, быстро метать бомбы.
  • Command & Conquer: Red Alert 3 — необычный пример: в этой стратегии альтернативный режим есть у многих юнитов. Например, советские призывники переключаются между автоматом и коктейлем Молотова, а почти вся японская техника — между воздушной и наземной/подводной формами.
  • Blood — самые разные, от выстрела сразу из двух стволов дробовика, до сильного колдунства куклой Вуду.
    • Вилы - альтернативной атаки нет, просто отличается анимация
    • Ракетница - альтернативной атаки нет
    • Дробовик - выстрел дуплетом из двух стволов. В режиме акимбо - разом из четырёх.
    • Томпсон - неприцельная стрельба по сектору, эффективно только против толпы мяса
    • Напалмомёт - более мощная бомба
    • Тесла - парализующий импульс, ваншотит мелких противников, на время обездвиживает крупных
    • Дезодорант - превращается в метаемую зажигательную гранату. Эффективно против культистов и зомби.
    • Жезл лича - выбрасывает очередь из зарядов, снимающую больше урона
    • Кукла вуду - магический пасс. Ваншотит большинство врагов, включая чохов и крупных тварей. Против группы врагов сносит сразу 2-3.
    • Все виды динамитов - либо позволяет поджечь и взять в руку для задания выдержки, либо для дистанционных позволяет заминировать территорию более чем одной штукой.
  • Deus Ex — любую гранату можно не только бросить, но и установить как мину, реагирующую на движение.
  • Deus Ex: Human Revolution — своими кибернетическими руками Адам Дженсен способен как оглушить врага, так и отправить его в мир иной. Что примечательно, альтернативность здесь выражена не в техническом аспекте (в беспамятстве NPC тоже остаются, условно говоря, навсегда), а в возможности морального выбора и отыгрыша.
  • Fallout 1 и 2 — пример из игр с пошаговым боем. Практически всё оружие (кроме тяжёлого и гранат) может бить/стрелять либо условно в «центр фигуры» противника, либо прицельно по частям тела; последнее менее точно и расходует на 1 ОД больше, но предлагает повышенный урон и шанс сбить цель с ног, отправить в нокаут или нанести увечья. Автоматы и пистолеты-пулемёты, естественно, обладают двумя режимами стрельбы — одиночными и очередью (правда, очередью нельзя стрелять прицельно, но это, скорее, из соображений баланса). Копья и метательные ножи можно не только метать, но и драться ими в ближнем бою. А при прокачке навыка «Без оружия» сами руки и ноги главгероя обзаводятся кучей приёмов.
  • Fallout: New Vegas — у большинства экземпляров холодного оружия имеются спец-атаки, исполняемые в режиме V.A.T.S. Их отличие от обычных атак, в основном, сводится к другому соотношению урона и требуемых очков действия, которое чаще (но не всегда) чуть более эффективно. Некоторое оружие наносит спец-атакой значительно меньший урон, но даёт шанс отправить оппонента в нокдаун. Также в ближнем бою доступны силовые атаки с удвоенным уроном и увеличенным временем исполнения. А ещё у некоторых NPC протагонист может научиться особым приёмам боя без оружия.
  • Team Fortress 2 — прицел у Снайпера, раскрутка стволов у Пулемётчика, струя сжатого воздуха у Пиро.
  • Parasite Eve II — начальный пистолет может стрелять одиночными или очередями по три патрона, MP5 может использовать подствольный фонарь (слепит врагов), а штурмовая винтовка во многом именно этим и полезна, потому что с ней можно использовать множество насадок, от штыка, до боевого лазера.
  • Starbound — у любого двуручного оружия (двуручные мечи, копья, молоты, дробовики, штурмовые винтовки, ракетницы и прочие) есть альт атака или иная способность.
  • American McGee's Alice:
    • Вострый нож — бросок ножа.
    • Метательные карты — «выстрел» сразу кучей карт на манер дробовика.
    • Молот-фламинго — посылает энергетический шар.
    • Чёртик из коробочки — перед тем, как рвануть, ещё окатывает всё вокруг себя из огнемёта.
    • Ледяной жезл — возводит ледяную стену перед Алисой для защиты.
    • Звёздочки — бросает звёздочки веером.
    • Бармаглотов жезл — огненный дождь.
  • Smokin' Guns — бывший мод для Quake III, а позднее самостоятельная игра на тему перестрелок на Диком Западе. К альтернативным режимам стрельбы разработчики подошли довольно креативно:
    • Для всех револьверов в альтернативном режиме исполняется Hammer Fanning — что позволяет опустошить барабан за полторы секунды и изрешетить стоящего в упор противника… или хорошо если хоть одной пулей попасть в стоящий в пяти метрах сарай.
    • При этом, если у игрока два револьвера в инвентаре — он может взять их в обе руки. В таком режиме правая и левая кнопка мыши отвечают за стрельбу из соответствующего револьвера.
    • Дробовик и обрез стреляют дуплетом.
    • Для винтовки Шарпа это обычный режим прицеливания. Необычно тут только то, что прицел требуется купить отдельно, и прикрутить к винтовке еще одной специально выделенной кнопкой.
    • Пулемет Гатлинга тут используется с треноги. Соответственно, с помощью ПКМ она устанавливается или складывается.
    • Если у игрока больше одного ножа — ПКМ переключает режимы метания и ближнего боя. Последний нож игра вышвырнуть не дает!
    • Наконец, для применения динамита или коктейля Молотова необходимо на них переключиться, зажечь фитиль правой кнопкой и кинуть левой. А можно и не поджигать, кинуть динамит прямо так и подвзорвать его метким выстрелом (бутылка с коктейлем Молотова просто разобьется и оставит после себя лужу, которую можно будет поджечь только другим коктейлем или динамитным взрывом).
  • Mount & Blade: Warband — метательное оружие можно использовать и в ближнем бою.
  • Dead Island — оружием ближнего боя можно бить, а можно его метнуть.
  • Enter the Gungeon — очень многие виды оружия обладают разными видами альтернативной атаки. Особенно часто встречается смена режимов после перезарядки или при удержании выстрела.
  • Borderlands — если первые 2 части и Pre-Sequel кроме прицелов ничего особо интересного не предлагали (кроме Тедиора), то вот Borderlands 3 разошелся вовсю:
    • Атлас: выстрел специальной пулей, самонаводящейся капсулой или гранатой, которые помечают противников на несколько секунд. После этого все выпущенные из оружия пули будут автоматически наводиться на помеченных врагов.
    • Даль: переключение режима стрельбы и кратности прицела, например стрельба одиночными с кратностью х10 и стрельба очередями по 4 выстрела с кратностью х4.
    • Маливан: переключение типа стихийного урона оружия.
    • Тедиор: при перезарядке герой не перезаряжает оружие, а выбрасывает его. Если брошенный ствол попадет во врага, то взорвется тем сильнее, чем больше патронов осталось в магазине.
    • Торрг: переключение между стрельбой простыми реактивными снарядами и стрельбой липучками.
    • Владов: уйма всего, начиная с подствольных гранатометов/ракетометов/минометов/дробовиков, дополнительных опциональных стволов и заканчивая выдвижными сошками для стабилизации оружия.
  • Warframe — у всего стрелкового оружия есть прицел, а у всего холодного — заряженная атака. Особенно же выделяются:
    • Гранатомёт Пента — ручной подрыв гранат.
    • Гранатомёт Зарр — переключается между трёхзарядным дробовиком и однозарядным кассетным гранатомётом
    • Винтовка лань с режимом огня одиночными, очередью и автоматом. Аналогично тайберон прайм.
    • Фульмин — один режим hitscan с бесконечной дальностью, второй — снаряд с пробитием насквозь и небольшим АоЕ.
    • Магазинные арбалеты нагантака и баллистика могут высадить весь магазин одной очередью. Граката с модом тоже так может, причём с +200 % скорострельности и регенерацией боезапаса при двух убийствах за очередь.
    • Стреляющие копья ещё можно метать с дополнительным эффектом.
    • Дробовик коринф стреляет гранатой, которая не взрывается на ближней дистанции.
    • Кванта обычная и муталист выпускают медленные снаряды, взрывающиеся при задевании основным лучом.
    • Неприлично косые лучи фага и конвектрикса сводятся в точку в процессе прицеливания.
    • Лучемёт Фантазма также стреляет какими-то энергетическими бомбами
    • Парацист и Харпак имеют гарпун для притягивания врагов.
    • Метательные кинжалы фусилай можно бросать по одному и по три за раз.
    • Ганблейды — холодное оружие, вместо заряженной атаки делающее выстрел.
    • Двуручный топор зенистар вместо усиленной атаки бросает кругляш, создающий огненный круг смерти.
    • Пистолет азима отстреливает свой дисковый магазин, который зависает в воздухе и палит во все стороны.
  • Редкий пример из MMO RPG – класс Фантом из Phantasy Star Online 2. У класса имеется по 4 приема на каждый из основных видов оружия: катана, винтовка и посох. Использование действия оружием перед приемом позволяет его видоизменить. К примеру, один из приемов винтовки – стрельба веером по площади. Измененный прием – стрельба автоматическим огнем по одной цели пока игрок не отпустит кнопку приема или пока не кончится мана.