Нечто

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «The Thing»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нечто
GetImage.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производства
  • США
Киностудия
  • Universal Pictures
  • Turman-Foster Company
Режиссёр
  • Джон Карпентер
Автор сценария
  • Билл Ланкастер
  • Джон В. Кэмпбелл (рассказ)
Когда вышел1982 г.
Продолжительность109 минут
В главных ролях:
Курт РасселАр Джей Макриди
Уилфорд БримлиДоктор Блэр
Томас Кент КартерНоулс
Кит ДэвидЧайлдс
Чарльз ХэллаханВэнс Норрис
Дональд МоффатГэрри

Нечто (The Thing) — фантастический хоррор Джона Карпентера, снятый в 1982 году по мотивам повести Дж. Кэмпбелла «Кто идёт?» Вышел в феерически неудачное время, одновременно с «Инопланетянином» Спилберга, благодаря чему с треском провалился. Время, тем не менее, расставило всё по местам, и теперь «Нечто» — в некотором роде культовая классика. Фильм считается частью так называемой «апокалиптической трилогии» Карпентера (в неё также входят фильмы «Князь тьмы» и «В пасти безумия»; сюжетно все три фильма не связаны).

Повесть Кэмпбелла, перекликаясь с лавкрафтовскими «Хребтами безумия», рисовала Антарктиду идеальным местом действия страшной фантастической истории, в которой человек, отрезанный от цивилизации, сталкивается с опасным неизведанным. Персонал антарктической станции находит во льдах летающую тарелку и нечаянно её уничтожает. Неподалёку от тарелки исследователи находят вмёрзшее в лёд существо и приносят его на станцию, где оно благополучно оттаивает и сбегает. Далее выясняется кошмарное для полярников обстоятельство: существо умеет имитировать живые организмы и вести себя неотличимо от оригинала. Персонал охватывает лютейшая паранойя, каждый подозревает каждого. Замком МакРеди придумывает тест на чужеродность, выжившие полярники находят антигравитационное устройство, которое одно из существ строило, чтобы улететь к населённым территориям.

В 1951 году повесть экранизировал великий Говард Хоукс (автор «Лица со шрамом», «Красной реки» и «Рио Браво») под названием «Нечто из иного мира»[1]. Для своего времени фильм был практически образцом жанра и вместе с «Днём, когда Земля остановилась», породил целую волну фильмов о пришельцах. В наше время, однако, смотрится смешно: нелепый резиновомордый гуманоид бегает по базе, пьёт кровь полярников и дохнет от электрошока. В конце полярники невероятно пафосно выдают в эфир: «Скажите это всем, всему миру! СЛЕДИТЕ ЗА НЕБОМ!»

Через тридцать лет Карпентер, большой поклонник Говарда Хоукса, был приглашен для съемок ремейка, взял Курта Рассела, двух мастеров спецэффектов и полетел в Британскую Колумбию…

Новый фильм с тем же названием по сюжету является приквелом фильма 1982 года и в финале заканчивается погоней за той самой собакой из первого фильма.

Сюжет[править]

Зимой 1982 года скучающие полярники с американской станции наблюдают любопытную картину: бородатые мужики, матерящиеся по-норвежски, преследуют на вертолёте ездовую собачку, стреляют по ней и пытаются закидать гранатами. Закидать получается только собственный вертолёт, в результате чего мужики гибнут, а собачка поселяется у американцев. Бравый пилот МакРеди с врачом Коппером летят на норвежскую станцию, чтобы понять причину произошедшего. Вместо станции они находят тлеющие руины, в которых обнаруживаются некие видеоплёнки, покончивший с собой радист и сожжённые останки двух сплавившихся между собой получеловеческих существ. Плёнки и останки перевозят на станцию, где выясняют, что норвежцы выкопали во льдах какой-то корабль и вырезали изо льда нечто необычное. Вскрытие останков обнаруживает обычные человеческие органы.

Вскоре собачка, помещённая в клетку к сородичам, внезапно мутирует в жуткого монстра и начинает пожирать товарок. Прибежавшие полярники сжигают тварь пропановым огнемётом. Учёный Блэр делает анализ клеточного материала монстра и понимает, что тот способен поглощать клетки живых организмов и мимикрировать под них. Шокированный открытием, Блэр ломает снегоходы, вертолёт и радиостанцию, справедливо рассудив, что Нечто нельзя выпускать на Большую Землю. Полярники изолируют Блэра в сарае и начинают вычислять подделки, постепенно уменьшаясь в численности. После невероятно зрелищного уничтожения одного из эрзацев, МакРеди предлагает тест — кровь Нечто, как конгломерат отдельных субъединиц монстра будет реагировать на раздражающее воздействие. В напряжённой сцене проверки крови полярники теряют ещё двоих человек и идут за Блэром, попутно уничтожая станцию. «Учёный» тем временем выкопал в земле проход, пробрался в генераторную и начал строить летательный аппарат из обломков разбитой техники.

В итоге остаются двое: МакРеди и Чайлдс. Они не верят друг другу и, пуская по кругу бутылку скотча, медленно замерзают, глядя на догорающую станцию.

Тропы[править]

  • Бесполезный огнестрел — пулями Нечто не убить, поэтому полярники пользуются пропановыми огнемётами для растопки снега и льда, либо динамитными шашками.
  • Боди-хоррор — одна из главных фишек картины. Вид недооформившегося орущего Беннингса, результата трансформации Норриса или лопающихся глаз Палмера может серьёзно подпортить здоровый сон зрителя.
  • Восставший из мёртвых и Пощадить в адаптации — тем не менее в игровой адаптации и многих комиксах МакРеди всё-таки как-то выживает. Соответственно, и Нечто выживает, хе-хе.
  • Живая голова — любая часть тела инопланетного монстра-метаморфа может действовать как самостоятельный организм. Во время одной из схваток от принявшего человеческую форму монстра отделяется голова, выпускает паучьи ноги и пытается в суматохе удрать. «Не шмогла».
  • Злобные пришельцы — не, ну есть конечно вероятность того, что пришелец на самом деле нёс всем людям спасение от смерти в рамках коллективного разума и кучу других плюшек, а дикари-человеки просто его не так поняли и, цепляясь за свои замшелые и устаревшие моральные принципы, профукали свой шанс. Но верится в это, прямо скажем, с трудом.
  • Несчастливый конец — станция уничтожена, выживших всего двое, люди ли они — неизвестно. Впрочем, при внимательном просмотре видно, что у Чайлдса в ухе есть серёжка, а это по событиям приквела означает, что он точно человек[2][3][4]. На таком холоде они вряд ли переживут хотя бы несколько часов. В одном из изначальных вариантов концовки от догорающей американской станции убегала… ездовая собака. Этот финал вышел настолько депрессивным, что Карпентер от него в итоге отказался[5].
  • Спецдефекты — только не здесь. Роб Боттин и Стэн Уинстон из спичек, желудей, герметика и лубриканта сделали настолько лютых тварин, что и сейчас становится тошно. Особенно хорошо это заметно по сравнению с приквелом 2011 года, где режиссёра практически вынудили использовать CGI.
  • Шахматы — Ар Джей Макреди играет в них с компьютером, который говорит женским голосом. Бесславно продув, обливает компьютер виски, устраивая партнёру короткое замыкание. Ну, не джентльмен, не джентльмен. В новеллизации Алана Дина Фостера выжившие Макреди и Чайлдс садятся за шахматную доску и начинают шахматную партию, что, очевидно, символизирует и намекает
  • Лицензированный треш — игра-продолжение фильма, изначально вышедшая на PS2, но потом портированная и на ПК. Многие из игроков плевались от кривоватого геймплея и неканоничных моментов, вроде возможности наличия иммунитета к клеткам Нечто или способности почувствовать их рост в себе, а многие восприняли игру, как блестящее продолжение фильма. В актив игре стоит записать опасность умереть не от когтей тварей и пуль наемников, а элементарно замерзнув (полярная ночь на дворе), систему доверия между игроком и NPC; пусть и несложную, но заметно добавляющую атмосферы (было вполне реально настроить напарников против себя настолько, что они предпочитали сами убить странно ведущего себя главного героя); и уникальность всех нарисованных для персонажей лиц (наемники потому и безликие головорезы, что рисовать столько уникальных лиц разработчикам оказалось лень).

Культурное влияние[править]

  • «The Vang: The Military Form» и «The Vang: The Battlemaster» Кристофера Роули — инфекция а-ля Нечто сначала заражает комический корабль, а достигнув планеты превращается в нечто зергообразное или тиранидообразное.
  • «Нечтожества» Питера Уоттса — пересказ событий фильма Карпентера с точки зрения монстра. По некоторым трактовкам — получился ещё мрачнее, чем фильм.
  • «Веном: Дрожь» — симбиот Веном (на самом деле — его клон, созданный некими высокоразвитыми инопланетянами для уничтожения жизни на земле — в отличие от оригинала, он убивает своих носителей) ведёт себя как Нечто из фильма Карпентера — уничтожает частную научную станцию «Арарат» за канадским полярным кругом, перебирается оттуда вместе с собачьей упряжкой на расположенную неподалёку американскую военную базу, где вскоре заставляет всех гадать, кто человек, а кто носитель чудовища, что заканчивается уничтожением базы, а в конце серии ещё и сбегает, захватив в качестве носителя ездовую собаку.
  • Iria Zeiram — особенно это заметно в киноадаптации (и не так явно в аниме), голова «убитого» Зейрама ведёт себя как Нечто, отращивая ножки и бегая на них (нет, он никого не заражает).
  • Homeworld: Cataclysm — Нечто в космосе. Техноорганический вирус «Тварь» поражает целые корабли, разматывая членов экипажа на «органическую сеть управления» и поглощая корабельные базы данных, чтобы становиться умнее.
  • Dead Space 3 — действие игры происходит на ледяной планете, а влияние образа Нечто на концепцию главных врагов — некроморфов, заметно еще с первой части.
  • Distrust — survival horror на полярной станции (в отличие от Нечто местные твари не заразны, но зато есть нехилые шансы сдохнуть от холода и голода).
  • Carrion — игра за Нечто. А в официальном моде (да, именно нефанатский mod загружаемый с официальной игрой) про Рождество, действие происходит на заснеженной станции!
  • Among Us - Экипаж космической станции должен вычислить притворщика в своих рядах, а притворщик - саботировать их миссию и втихаря их всех перерезать, по возможности сваливая вину на других. И судя по анимации убийств это не просто саботажник, а какая-то тварь, замаскированная под космонавта.

Примечания[править]

  1. В титрах Хоукс назван продюсером, а режиссёром записан Кристиан Ниби, но на самом деле режиссёром был Хоукс, а Ниби — монтажёром.
  2. У холодильника становится понятно, что вероятнее всего таки да, поскольку существу, будь оно одним из них, не было бы особого смысла скрывать свою сущность. Тем трагичнее сказанное далее
  3. Слово Божие гласит, что да, Нечто уничтожено и оба выживших — люди. А также что оба замёрзли насмерть.
  4. И хоть у Чайлдса ЯКОБЫ не идёт пар изо рта (хотя, по словам актёра, пар вполне шёл, и его невидимость — просто огрех осветителей), а у МакКриди идёт — хотя кто сказал, что Нечто не может в терморегуляцию? — всё перевешивают три простейших факта. Бог с ней, с серёжкой — её можно и вставить, причём в нужное ухо, а не как последний экземпляр Нечто из приквела. Ведь у Чайлдса есть огнемёт! а МакКриди безоружен и полностью в его власти. Может, это он не человек? Нет; судя по тому, что недообращённый Беннингс пытался сбежать — заражённые всё прекрасно понимают, и никакой «латентной» стадии нет, ну а любое сомнение в собственной видовой принадлежности не более чем невежество со стороны людей и притворство со стороны Нечто.); блэровский эксперимент же получился «сферическим конём в вакууме».
  5. Пруфлинк с альтернативной концовкой: https://www.youtube.com/watch?v=2Xu2cFljkPw