Атомная хлопушка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Slap-on-the-Wrist Nuke. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В игре есть атомная бомба, но из соображений баланса её настолько ослабили, что она мало смахивает на атомную бомбу. Иногда вместо атомной бомбы выступает что-то ещё сравнимой разрушительной силы — например, сбрасываемый из космоса гигантский астероид, который наносит урон в 7 hp одному противнику.

Противоположные тропы — Килотонный армагеддец, когда килотонная боеголовка наносит урон на много мегатонн, и Ядерный взрыв — это страшно.

Примеры из игр[править]

Стратегии[править]

Фитилёк прикручен для всех тактических стратегий — стратегическое ЯО, когда до врага десять километров в лучшем случае, использовать будут только самоубийцы. Другое дело что даже тактическое в таких случаях срабатывает как огромный химический фугас, не наносящий никакого урона кроме непосредственного взрыва. Настоящее — например самая маленькая ядерная бомба в мире «Дэви Крокетт», 20 тонн в тротиловом эквиваленте — убивает или приводит в небоеспособное состояние всё живое вне техники и укрытий из-за радиации, то есть должно полностью устранять пехоту вокруг эпицентра.

  • Civilization — в большинстве игр серии ядерное оружие строится долго, защититься от него — раз плюнуть, его осуждают все соседние страны. И нужно пять баллистических ракет, чтобы уничтожить отряд танков. При этом в Sid Meier's Alpha Centauri ядерное оружие действительно внушает трепет, так как оставляет на трёхмерной карте воронку там, где секунду назад был континент.
    • Для справки, Хиросима с Нагасаки сложились от 21 килотонн, потому что японцы традиционно строят из дерева и прочной, но всё же бумаги, в основном они сработали как мощные зажигательные бомбы. Танку — особенно герметичному современному, особенно с нормальной бронёй вместо отвечающего на боньбу радостной активацией и облучением экипажа обеднённого урана — ядерная бомба нанесёт намного меньше урона, если не попасть внутрь огненного шара. Но ядерные баллистические ракеты начинаются с 50 кт и обычно всё же 200—400 кт (диаметр шара 500—1500м), советская малой дальности была 500 кт. И в любом случае после ядерного взрыва танки хоть и может быть смогут продолжать бой, по покорёженному ландшафту, но им потребуется дезактивация и ремонт, прежде чем получится сменить экипаж и пополнить топливо и боеприпасы — то есть без разработанных средств противодействия они гарантированно выбывают из дальнейшей войны.
    • А межконтинентальные вообще должны работать по принципу «был город, бум — и нет города». Взрыв в 1 мегатонну при поверхностном подрыве частично разрушит и полностью выведет из «обращения» из-за заражения Москву, при воздушном порушит и пожжёт всё от Кремля до Сокольников, то есть весь центр города.
  • Command & Conquer — после атомной бомбы наиболее крепкие здания не рассыпаются даже при прямом попадании ядерным оружием.
    • Особенно показателен вертолёт китайского ядерного генерала в Zero Hour — из балансовых соображений его бомбы вообще больше вредят радиацией, нежели взрывной волной.
  • StarCraft — аналогично. В радиусе взрыва сносятся почти все юниты, но большинство зданий стоят как влитые. Сюжетный обоснуй: после ядерного удара по Корхалу терраны зареклись использовать все ядерки, кроме маломощных тактических.
  • Supreme Commander — здесь ядерка, просто из-за масштаба карты, вполне правдоподобна, но всё ещё не дотягивает до оригинала.
    • Впрочем зато здесь проработано падение урона от расстояния. В эпицентре взрыва ломается всё кроме самых крепких эксперименталок, а на окраине сдувает с домов краску или может быть даже ломает совсем картонные домики. Всё как в реальности, хоть и с явной скидкой на масштаб.
  • World in Conflict — атомная бомба здесь очень красива: переданы все визуальные эффекты ядерного взрыва, включая ослепительную вспышку и огромный правдоподобно эволюционирующий атомный гриб. Не хватает только ударной волны сметающей все на карте, а сам радиус поражения бомбы всего лишь немногим больше той громадной воронки, которую она оставляет в земле после взрыва.
  • Total War: Warhammer II — скавенская роковая ракета. Уничтожает все попавшие в зоне поражения юниты, но радиус слишком маленький для послевзрывного грибка таких размеров.
  • Земля 2150: атомное оружие Евроальянса, включая стратегические баллистические ракеты. Хотя десяти боеголовок на большую базу хватит.

RPG[править]

  • По сути, любая РПГ с небольшим числом бойцов в сражении. Авторы могут лепить какие угодно описания на всякие скиллы, на самом деле не каждая вообще может затронуть нескольких врагов. Педаль в пол и дальше, когда нет вообще никакой карты боя и бойцы стоят чуть ли не вплотную.
  • Epic Battle Fantasy 3-4: громадная ядерная ракета — один из Limit Break'ов Ланса. Несмотря на яркие спецэффекты при запуске и взрыве, она довольно слаба для среднего лимит-брейка. А многие враги к ней и вовсе устойчивы.
    • Сюда же Чёрную дыру и Сверхновую у Натали. В масштабах игры эти заклинания уже никак не назовёшь слабыми, но для настоящих чёрных дыр и сверхновых они невероятно жалки — они и сам мир игры изничтожили бы.
  • Fallout 3/4 — одним из видом оружия является установка «Толстяк», стреляющая маленькими атомными бомбами. Те же проблемы, что и в Shadow Warrior (см.ниже «Боевики от первого лица»); по убойной мощи бомба больше похожа на средней руки термобарку типа «Шмеля». С прикрученным фитильком — дальность стрельбы у неё тоже от «Шмеля», если не хуже, так что будь оно мощнее, убивало бы стрелка, а в фоле с технологиями дозирования атомной энергии всё лучше чем у нас.
    • Минимально возможная мощность ядерной бомбы была достигнута в гранатометном выстреле М338 «Дэйви Крокетт» и составила 10-20 тонн в тротиловом эквиваленте. Меньше просто был не взорвалась. Так что должно быть все же посильнее «Шмеля».
    • New Vegas — орбитальный лазер едва ли мощнее ручной гранаты. С другой стороны, в принципе, вполне логично, что, раз лазер орбитальный, то его луч должен сильно ослабляться атмосферой плюс мощность электростанции со временем вряд ли возросла, скорее уж сильно просела (неудивительно, с такими-то «ремонтниками»), да и какие-нибудь линзы в самом лазере могли потускнеть за столько-то лет.
    • Аддон Lonesome Road для New Vegas давит педаль в пол: в течение пары игровых часов предлагается взорвать двадцать ядерных боеголовок для МБР. С расстояния десятка метров, прямой лазерной наводкой. Курьер от этого не сгорает, не слепнет, а лишь повышает уровень радиации на пару бананов.
      • Поправочка: детонатор вызывает подрыв в нештатном режиме её инициирующего/обжимного/фоллаут-шизотехнического заряда, который тупо разносит боньбу на кусочки без запуска ядерной реакции, обдавая Курьера и окрестности плутониевой пылью (после чего тот принимает волшебного антирадина и идёт дальше). А что грибок — а вы представьте, сколько обычной взрывчатки можно засунуть в боеголовку размером в «Запорожец». С другой стороны, если такую ракету таки запустить и затем прийти в место попадания полюбоваться на дело рук своих — таки хлопушка: зона поражения размером примерно со стадион, повсюду довольно крупные уцелевшие куски построек, рассыпан целёхонький лут и сидит условно живое и крайне рассерженное население.
    • А ещё палками и желудями можно «модифицировать» метатель (именно метатель, а не бомбу, оставим выяснение, как это воздействует на снаряд, на совести разработчиков) так, что при выстреле бомба будет разделяться на 5 более слабых.
    • В фанатском сериале «Nuka Break» толстяк усилили: один выстрел превращает небольшой городок в Хиросиму.
  • Mass Effect 3 — орудия Жнецов бьют с эквивалентом от 150 до 470 кт, и одном попаданием уничтожают крейсера. Но при этом могут убить человека только прямым попаданием. Обоснуй: Жнец на Тучанке не стал стрелять по цели в километре от себя во всю мощь.
    • Во всю мощь нет, но с силой хотя бы фугасной авиационной бомбы в 100 кг, а не ручной гранаты вполне было бы неплохо.
  • Planescape: Torment — визуальный эффект уникальных заклинаний заставляет подумать, что сейчас ничего живого не останется в радиусе нескольких километров. На деле результат гораздо скромнее.
  • Disgaea — педаль сквозь планету, уничтожаемую вместе с одним бойцом, пока соседние мирно флексят. Особый шик в том, что приёмы, уничтожающие галактики игромеханически слабее тех, что приносят куда более скромные разрушения. Потому что так постановили, что атаки по площади должны быть в среднем менее дамажные, чем по одному юниту.

Боевики от первого лица[править]

  • Shadow Warrior — в оригинальной игре ультимативным оружием массового уничтожения является маленькая атомная бомба, запускаемая из обычной ракетной установки. Не разрушает геометрии уровня (потому что движок этого не позволяет), радиус поражения всего-то сотня-другая метров и даже не убивает некоторых врагов с одного прямого попадания.
  • Unreal Tournament — Редимер (Искупитель). Дистанционно управляемая ракета с ядерной боеголовкой. Крут и мощен, но до реальной бомбы не дотягивает. Зато это индивидуальное оружие!
  • Operation Flashpoint-ArmA — от тактического ядерного оружия взрыв-то получается большой и разрушительный, но ни радиации, ни выгорания и остекленения окружающей местности, ни огненной волны, ни ЭМИ, ни порушенного и сломанного ландшафта и расплавненной/испарённой техники от взрыва нет. Радиации на месте взрыва не наблюдается (а если и есть, то она представляет из себя сферу, и не сдувается ветром в сторону, исчезает за 3-4 минуты, а радиоактивных осадков, опасного дыма, радиоактивной пыли нет), флора и дома стоят как ни в чем не бывало, только четверть деревьев покосилась на бок маленько, а так — все как и было, земля выглядит как земля, а не стекло, а на месте, где был наш танк, вместо большой остывшей металлической лужи лежат на удивление хорошо сохранившиеся обломки и целые тела солдат с полностью рабочим оружием и снаряжением, которое можно при желании взять и идти с ним воевать дальше. Вспышка есть, но ограничивается лишь закрыванием всего экрана белым цветом; не может сжечь даже незащищённые глаза. Воронки тоже нет. Звуковая волна опять же только декоративная, порвать барабанные перепонки не может. В общем, какой-то недостаточно страшной у разработчиков ракета получилась.
  • Crysis — TAC-Canon, компактное атомное пуляло и самая мощная пушка в игре. Вот только юзается исключительно в скрпитовых сценах, а по мощности едва дотягивает до обычной авиабомбы.

Шутеры от третьего лица[править]

  • В Lost Planet 2 после крушения орбитальной пушки NEOS, смонтированной на здоровенном астероиде, практически все люди, находящиеся на расстоянии десятков метров от точки её удара оземь, остаются совершенно здоровыми, и даже техника только слегка гнётся, а не испаряется нафиг.
    • Там же — своеобразная деконструкция. Мультиплеерная ядрёная ракета выпиливает всё живое на карте, включая людей применивших, поэтому набить с её помощью очки становится весьма проблематично.

Прочее[править]

  • Все серии игры Worms — ядерный удар просто поднимает уровень воды и заражает всех червей на карте, но не наносит абсолютно никакого иного урона. А всё почему? Потому, что он очень-очень далеко.
    • Еще круче: оружие называется Индийское ядерное испытание, это отсылка к реальному событию и взрывы тогда проходили под землёй.
  • DoomRL — есть носимый термоядерный боеприпас. Кажущаяся бесполезной штука — при применении уничтожает весь уровень, стены, монстров, лут и самого игрока. Впрочем, можно успеть сбежать на следующий (с соответствующей ремаркой)… или применить её взяв Сферу Неуязвимости. Именно так автор этих строк внезапно попал на запоследний уровень.
  • GURPS Ultra-tech (третье издание) — в этом списке различных гаджетов (устаревшего) будущего упоминаются и ядерные микрозаряды, мощностью в несколько десятков тонн.

Примеры не из игр[править]

« Атомная бомба — это бумажный тигр, которым американские реакционеры запугивают людей, с виду он кажется страшным, а на самом деле вовсе не страшен. »
— Мао Цзэдун
  • Пример из литературы, который может потянуть на кодификатор: Том Клэнси, «Все страхи мира» — взрыв самодельного ядрён-батона на стадионе в Денвере, который по причине излишней нетерпеливости одного из затейников превратился в хлопушку. Неслабую такую хлопушку, но на порядки ниже ожидаемого.
    • В фильме — пофикшено. Там взрыв получился вполне соразмерным использованной боеголовки.
  • Цикл Федора Березина «Огромный Черный Корабль» — почти полная аверсия, автор прекрасно понимает на что способен ядерный взрыв, и при этом несколько самых эпичных вундервафель оказались способны его пережить, давая понять читателю что они по определению круты.
  • Метавселенная Рудазова — Чернобыльскую катастрофу устроил Нъярлатхотеп, чтобы удостовериться, что архидемону не повредит ядерный взрыв. Эксперимент, правда, не удался: во-первых, как известно, взрыв был не вполне ядерный, а во-вторых, даже если Нъярлатхотепу он и повредил, на вид этого не определишь — тот и раньше выглядел как постоянно меняющаяся мешанина плоти.
  • «Skyline» — инопланетный корабль был разрушен ядерным взрывом, но за буквально пару минут он восстановился и продолжил атаку.
    • К слову, автор правки смотрел как то «День независимости 2» в каком-то странном переводе и в компании друзей, а так как от просмотра данного шедевра всё очень быстро устали и принялись комментировать фильм кто во что горазд, то название неких футуристических «криоядерных зарядов» автор расслышал неправильно. Так родился прекрасный термин «кривоядерные бомбы». После подробного обсуждения было решено — это подходящее название для всех голливудских ядерных зарядов, которые вечно как то не так взрываются, не оказывая положенного действия.
  • В аниме Zankyou no Terror троп реконструирован: если ядерный взрыв произведен слишком высоко в атмосфере, для находящихся на земле это будет не более чем эффектное пиротехническое шоу.
  • Царь-бомба (та самая «Кузькина мать») была почти в три раза слабее, чем предполагалось изначально. Впрочем, и этого вполне хватило.
    • Справедливости ради — слабее она была не потому, что ошиблись в прогнозах или в конструкции, а потому, что третью ступень бомбы целенаправленно заменили на блоки из инертного вещества (свинца), по причине того, что третья ступень бонусом к увеличению мощности даёт огромное радиоактивное заражение. Для войны самое оно, а вот для испытаний такого добра не надо. Ну и ещё потому что она физически не влезала в бомбардировщик, и он не успел бы улететь из зоны поражения — даже с ослабленным взрывом задело.
  • «Пшик» (Fizzle) — неполный взрыв, когда большая часть делящегося материала не успевает поучаствовать в цепной реакции.
  • Сверхмалые ядерные боеприпасы. Имеют очень компактные размеры при достаточно символической (по меркам ядерного оружия) мощности, до 1 килотонны.
    • Специальный ядерный фугас — сверхмалый ядерный заряд мощностью от 0,1 до 0,5 килотонны предназначенный для точечного разрушения объектов вроде плотин ГЭС, развязок автомагистралей, тоннелей, фабрик, заводов и т. п. До места применения доставлялся диверсантами. Вес бомбы — 65-75 кг, при размерах с большой рюкзак. На данный момент считается, что все подобные боеприпасы были уничтожены после Холодной Войны. Но мы то знаем….
    • В ту же копилку боеприпасы для ствольной или безоткатной артиллерии. При весе до 50 кг имели тротиловый эквивалент 10-25 тонн.
  • «Симпсоны» (и это в них тоже было) — 7 сезон, 9 серия. Педаль в пол: Сайдшоу Боб заставил Спрингфилд плясать под свою дудку, угрожая в противном случае взорвать украденную атомную бомбу мощностью в 10 мегатонн. Когда он привёл свою угрозу в исполнение, поднялся «ядерный гриб»… высотой в несколько сантиметров, не причинивший вреда даже Бобу, Барту и Лизе, которые стояли в паре шагов от «эпицентра» взрыва. А затем бомба развалилась на части и из неё выбежала стайка мышей. К счастью, из всех имеющихся на авиабазе атомных бомб Боб умудрился спереть просроченную.
  • Star Trek — фотонная торпеда содержит 1,5 антиматерии (почему фотонная — при аннигиляции основной выход энергии происходит в виде фотонов), что означает силу взрыва в 64 мегатонны. Тем не менее, по результатам боевого применения такого явно не скажешь. И дело не только в щитах — их запускали и по кораблям без щитов, и по планетам, в том числе серией из девяти предупредительных выстрелов с взрывом в 1 километре над поверхностью… Планета на последствия, сравнимые с ядерной войной не жаловалась, а у кораблей были пробоины. В худшем случае.
    • «Первый контакт» (восьмая полнометражка) — Сфера Борг пытается уничтожить первый человеческий сверхсветовой корабль… Произведя обстрел места его подготовки не сильнее минометного.