X-COM
X-COM — культовая серия компьютерных игр о борьбе землян с инопланетянами, породившая множество подражателей и, по сути, создавшая отдельный жанр X-COMоподобной игры.
Практически во всех канонических инсталляциях серии, а также подражателях, игроку в управление дается тайная международная организация, созданная для противодействия инопланетному вторжению. В задачи игрока входит постройка и развитие одной или нескольких секретных баз организации, перехват инопланетных кораблей своей авиацией, зачистка мест крушения и отражение атак инопланетян силами отряда спецназа, а также исследование трофейных инопланетных технологий и производство техники и снаряжения для всего вышеописанного. В перспективе игрок должен, проведя цепочку исследований, обнаружить главную базу пришельцев и нанести по ней ответный удар, чтобы раз и навсегда прекратить их посягательства на родной мир.
Cписок игр[править]
Классика[править]
- X-COM: UFO Defense aka UFO: Enemy Unknown (1993) и X-COM: Terror from the Deep (1995)
- X-COM: Apocalypse (1997)
Ремейки[править]
- XCOM: Enemy Unknown (2012)
- XCOM 2 (2016)
Неофициальные ремейки aka Афтер-серия[править]
Когда классический X-com уже устарел, а официального перезапуска еще даже не планировалось, спрос закономерно родил предложение и был выпущен ряд игр по мотивам на современных технологиях. В том числе и незаслуженно подзабытая серия UFO: Aftermath/Aftershock/Afterlight от чешской студии ALTAR. Собственно уже то что у оригинального Aftermath вышло два сиквела говорит о многом.
- UFO: Aftermath (2003)
- В 2004 году на Землю напали инопланетяне. Но не стали размениваться на мелочи с террором и похищениями а сразу устроили Экстерминатус биологическим оружием. Все земляне, оказавшиеся во время выпадения инопланетных спор не в герметичных убежищах, превратились в управляемых инопланетными паразитами зомби. Остатки человечества берутся за оружие и начинают отвоевывать планету в начале у мутировавших под действием биологического оружия мутантов, а затем и самих ретикулан (так тут зовутся пришельцы). Воюют в реалтайме с активной паузой отрядом ограниченным семью бойцами (сделано для того чтобы окрасить маршрут бойца в один из 7 цветов спектра). В качестве земного оружия используются реальные АК, М-16, НК41 и прочие радости оружейного маньяка. Есть несколько типов урона благодаря чему экипировка бойцов становится весьма нетривиальной задачей (так наилучшей броней против оружия искривления является… отсутствие брони[1]). Наконец, имеется возможность как зачистить базу ретикулан на Луне, так и согласиться на сепаратный мир и сдать пришельцам Землю на опыты в обмен на вывоз остатков человечества на Марс и в орбитальные города.
- Отдельно стоит упомянуть озвучку бойцов. Набранные в «икс-команду» немцы, китайцы, турки, русские и прочие говорят на английском… с диким акцентом. Зис но лонгер посибуль(с)..
- UFO: Aftershock (2005)
- Каноничной концовкой тут объявлен договор с ретикуланами. Вот только у самих ретикулан что-то с их экспериментом не заладилось и они утратили разум (но, увы, не умение стрелять из лазерных винтовок). Без техподдержки орбитальные города начали разваливаться и их жители, собравшись в одной из последних лапут, решили предпринять экспедицию на Землю. Благо на лапуте нашелся ретикуланский челнок. Выяснилось что оставшиеся на планете в конце прошлой части люди выжили, но периодически у них рождаются бесплодные мутанты: киборги-мальчики (не от рождения, просто тело не отторгает импланты) и псионики-девочки. Мутанты изгонялись из поселений людей и образовывали свои общины, с которыми игрок может (и должен) налаживать отношения получая уникальные ресурсы и новобранцев. В игру добавлен менеджмент баз, экономика и примитивная дипломатия. Чтобы стрелять из снайперских винтовок, пулеметов и гранатометов бойцы теперь должны пройти спецподготовку. На оружие можно навесить гиростабилизаторы с прицелами, на броню — щиты. А достигнув середины дерева технологий — собирать боевых либо разведывательных роботов на одном из трех типов шасси.
- Каноничной концовкой тут объявлен договор с ретикуланами. Вот только у самих ретикулан что-то с их экспериментом не заладилось и они утратили разум (но, увы, не умение стрелять из лазерных винтовок). Без техподдержки орбитальные города начали разваливаться и их жители, собравшись в одной из последних лапут, решили предпринять экспедицию на Землю. Благо на лапуте нашелся ретикуланский челнок. Выяснилось что оставшиеся на планете в конце прошлой части люди выжили, но периодически у них рождаются бесплодные мутанты: киборги-мальчики (не от рождения, просто тело не отторгает импланты) и псионики-девочки. Мутанты изгонялись из поселений людей и образовывали свои общины, с которыми игрок может (и должен) налаживать отношения получая уникальные ресурсы и новобранцев. В игру добавлен менеджмент баз, экономика и примитивная дипломатия. Чтобы стрелять из снайперских винтовок, пулеметов и гранатометов бойцы теперь должны пройти спецподготовку. На оружие можно навесить гиростабилизаторы с прицелами, на броню — щиты. А достигнув середины дерева технологий — собирать боевых либо разведывательных роботов на одном из трех типов шасси.
- UFO: Afterlight
- Афтершок на Марсе. Вместо псиоников тут оппозиционные ретикулане-союзники (не утратившие разум), вместо киборгов — боевые роботы-конструкторы. Нанимать (точнее будить из криосна) теперь придется не только бойцов, но и ученых с инженерами (есть и сочетания боец-ученый, боец-инженер, ученый-инженер) и каждому человеку прописана своя предыстория и взаимоотношения с прочими колонистами. Гибель оперативников дает долговременные негативные либо позитивные эффекты на их боевых товарищей. Кроме того, бойцам теперь приходится носить скафандры которые надо чинить в случае повреждений и которые должны соответствовать степени терраформированности региона.
Серия Extraterrestrials[править]
- Ufo: Extraterrestrials (2007)
- Теперь игроки защищают не Землю, а человеческую колонию под названием Эспиранца.
- Никакой ложной дихотомии выбора, присущей римейку оригинальной серии! В этой игре вы можете снарядить несколько команд и направить их в разные точки планеты.
- UFO2Extraterrestrials: Battle for Mercury
- Приквел предыдущей игры. Пребывал в разработке 12 лет, выпущен только в 2021 году.
- После ознакомления автор правки напишет побольше.
Незнамо что[править]
- X-COM: Interceptor
- Одна из наииболее неоднозначных игр серии:
- Для старых фанатов X-Com игра оказалась крайне непривычной из-за абсолютно другой боёвки, вызвав горы мата у тех кто в жизни в леталку не играл, а играл лишь в пошаговые игры.
- Для фанатов космосимов игра имела несколько устаревшую ко времени её выхода графику, да и сама леталка, будучи слишком сложной для любителей пошаговых игр, оказалась недостаточно сложно для любителей космосимов.
- Хотя сама идея «X-Com в космосе» была очень оригинальная и свежая, однако подкачала реализация. А также подвело то, что игра позиционировалась как «сиквел для фанатов X-Com», хотя игра фактически была «спин-офф для фанатов космосимов» => промах с аудиторией.
- Одна из наииболее неоднозначных игр серии:
- X-COM: Enforcer (2001)
- Аркадный шутер от третьего лица, про который сказали одно: «Непонятно, что эта игра делает рядом с X-COM».
- The Bureau: XCOM Declassified (2013)
- То ли приквел, то ли альтернативная вселенная серии XCOM (отбивать вторжение на Землю в 60-х от империи зудъяри; по-видимому, падение этой империи и позволило эфириалам разрастись). Является попыткой сделать Mass Effect, но с эфириалами и сектоидами. Получилось не очень.
Сторонние проекты в жанре[править]
- Phoenix Point
- Тот самый XCOM, который Джулиан Голлоп хотел сделать, да не взлетело из-за злых издателей выпустивших сырой Аппокалипсис. Теперь с крутой системой дипломатии и мутантами. Хотя, так как у Голлопа сейчас прав на исходное название нет, формально игрушка в серию XCOM не входит.
Обещают сделать в 2018 годурелиз намечен на сентябрь 2019 года, надеемся, ждем.
- Тот самый XCOM, который Джулиан Голлоп хотел сделать, да не взлетело из-за злых издателей выпустивших сырой Аппокалипсис. Теперь с крутой системой дипломатии и мутантами. Хотя, так как у Голлопа сейчас прав на исходное название нет, формально игрушка в серию XCOM не входит.
- Xenonauts
- Попытка ремейка того самого X-COM, очень близкая по геймплею, но более хардкорная и гораздо темнее и острее оригинала. Помимо множества интересных идей (например, тактических воздушных боев с участием нескольких летательных аппаратов) имеет некоторые проблемы с балансом и геймдизайном в целом, что может испортить впечатления от игры.
- Attack of the Earthlings
- делал судя по всему большой фанат Крисалидов
Новеллизация[править]
Диана Дуэйн «X-COM - UFO Defense» - вполне себе литературное описание происходящего в игре.
Так что тут есть?[править]
- Вторжение инопланетян — основа сюжета во всех инсталляциях. Собственно, X-COM и его вариации в разных играх — организация, предназначенная в том или ином виде для отражения ксеноугрозы.
- Ад в начале игры — один из хрестоматийных примеров тропа. В начале каждой игры Х-СОМ располагает небольшой базой, авиацией, сильно уступающей кораблям пришельцев, отрядом новобранцев с простым стрелковым оружием, способных попасть во что-то разве что случайно, и дырявым бюджетом. Чем больше игрок развивает технологии и прокачивает солдат, тем проще становится игра. Оригинал терял значительную часть сложности с открытием псионики, ремейки же пытаются выдерживать баланс сложности в течение всей игры, но тенденция к тропу все равно заметна.
- На самом деле не все так страшно, так как в начале игры на вас набегают хиленькие сектоиды, легко дохнущие и от стартового оружия. Да и НЛО не то чтобы сильно вооружены. Настоящая проблема состоит в том, что стартовые винтовки не могут простреливать стены земных построек, что дает возможность вышеупомянутым сектоидам применять тактику «высунулся, пальнул, прыг в укрытие». Потому выбрасываем винтовки, берём вместо них тяжёлые пушки и заряжаем разрывными (при входе в тарелку чтобы не разрушить трофеи меняем пули на обычные), а ещё одному даём гранатомёт. Желательно, превентивно, еще когда неизвестно точно спрятался пришелец в домике или нет.
- Импортный инопланетный флеботинум — Элерий и его аналоги. Не встречающийся на Земле химический элемент, являющийся невероятно эффективным источником энергии. Используется в продвинутых авиадвигателях и вооружении.
- В Ксенонавтах отработанный алениум (местный аналог элерия) можно использовать как мощную взрывчатку.
- Бесполезный огнестрел — огнестрельное оружие, как правило, слабее как оружия пришельцев, так и более технологичного земного (лазерного, гауссового в TFTD и Ксенонавтах, магнитного в XCOM2). Впрочем, в оригинальной игре при должном тактическом умении применение ему можно найти в течение всей игры, а вот в ремейках оно всегда устаревает.
- При должном умении можно и любовным утехам в гамаке и стоя предаваться. Но даже хеви-канон имеет максимум 60 единиц дамага… Ровно столько же, сколько у лазерной винтовки. При этом из винтовки можно палить очередью, она имеет бесконечный боезапас и вы не подорветесь от собственного выстрела стреляя в упор. Ничем из этого хеви-канон похвастаться не может.
- Исключением является многоствольный пулемет. Его способность стрелять очередями разрывными боеприпасами уникальна. Благодаря этому он безусловно сохраняет актуальность до самого конца игры в третьей части и, опционально, в первых двух. Кроме того, в третьей он является единственным «сквозным» видом оружия, т. е. доступным с момента начала игры и не теряющим эффективности до самого финала.
- Инверсия в After-. Огнестрел полезен всю игру, так как те же ретикулане плохо защищены от обычных пуль. А в Aftershock технологии производства огнестрела требуется переоткрывать.
- При должном умении можно и любовным утехам в гамаке и стоя предаваться. Но даже хеви-канон имеет максимум 60 единиц дамага… Ровно столько же, сколько у лазерной винтовки. При этом из винтовки можно палить очередью, она имеет бесконечный боезапас и вы не подорветесь от собственного выстрела стреляя в упор. Ничем из этого хеви-канон похвастаться не может.
- Боевые рабы — все разновидности враждебных пришельцев, кроме Эфириалов, являются рабами последних. До этого, сектоидов поработили зудъяри/аутсайдеры (именно они надевали на сектоидов ошейники).
- Бой-баба — в XCom набирают и мужчин и женщин. Педаль в пол давит Анетт Дюран (Enemy Within), что неудивительно, учитывая как она настрадалась от опытов пришельцев и EXALT.
- Злобные пришельцы — всех видов и расцветок!
- Можно грабить караваны — не просто можно, а нужно! Захват и уничтожение кораблей инопланетян является единственным источником элерия. А в Apocalypse вдобавок можно организовывать натуральные налёты на вражеские корпорации с целью банального разграбления.
- От плохого к ужасному — здесь это любят.
- Ладно бы только в UFO:Defense оперативники изначально были плохо подготовлены к встрече с пришельцами. Однако и в сиквеле Terror from the Deep дела обстоят не лучше — ибо все технологии требовали элерия, которого попросту не осталось (кстати, чушь несусветная — как минимум лазеры и сплавы пришельцев делались без элириума). А в Apocalypse выясняется, что уничтожение акватидов во второй части превратило Землю в мертвые земли за вычетом Мега-Прайма.
- В Enemy Unknown прямо в обучающей миссии происходит смерть 3 из 4 членов спецотряда от рук пришельцев! И это ещё цветочки, то ведь были самые слабые враги. Далее предстоит спасать человечество от куда более страшных монстров и во всех миссиях про похищение пришельцами людей неизбежно делать садистский выбор, допуская рост паники в 2 странах из 3 — ибо туда оперативники попросту не успевают прилететь.
- Это насколько нужно плохо играть, чтобы в обучении 3 солдат потерять? Я его всегда без потерь прохожу! А вот когда появляются сектоподы начинается ад: дал ему походить — половина отряда гибнет, половина в госпитале.
- Это заскриптованная миссия и без потерь её пройти нельзя.
- А ничего, что при помощи Save-Load можно сделать так, что бойцы не умрут. Просто автор прошлых правок был таким заядлым доярником сохранений, что мог потратить сутки, но все-таки избежать события, которое имеет 150% шанс.
- Это заскриптованная миссия и без потерь её пройти нельзя.
- Это насколько нужно плохо играть, чтобы в обучении 3 солдат потерять? Я его всегда без потерь прохожу! А вот когда появляются сектоподы начинается ад: дал ему походить — половина отряда гибнет, половина в госпитале.
- Повседневная броня — увидеть ваших бойцов без брони удастся только в старых играх, а из новых в Enemy Within.
- В XCOM 2 они носят тренировочные костюмы на борту «Мстителя».
- Промывание мозгов — с помощью псионики можно контролировать сознание вражеских солдат.
- Похищение инопланетянами — также обыгрывается.
- Раса господ — во всех инсталляциях одна из рас пришельцев (эфириалы в оригинале и ремейках, ретикуляне в After-серии, преторы в Ксенонавтах), а все остальные — следующий троп.
- Раса слуг — Все расы пришельцев, кроме одной, правящей.
- Пуленепробиваемый картон — инверсия: всё окружение разрушаемо. А вот в неофициальном UFO именно этот троп — ничего не разрушить.
- Безликие головорезы — солдаты и офицеры ADVENT. Им есть что скрывать…
- Воины — по прямой, маги — по параболе — снайпера не являются магами, но прокачиваются именно так: им труднее дорасти до Сержанта, зато дальнейшие повышения до Полковника идут легче.
- Героическое самопожертвование — Ну почти. В финальном ролике кажется что псионик, известный как Доброволец (или Юный у Эфириалов) ценой своей жизни спасает Землю от гибели - он(а) поднимает в космос агонизирующий корабль пришельцев, не давая ему засосать планету в черную дыру. Но Слово Божие гласит что Доброволец выжил, 1, 2..
- Герр Доктор — доктор Вален. Уникальная, добрая и весьма красивая версия герр Доктора.
- Во второй части однако, очевидно в силу возраста и отсутствия мудрого командира, скатилась до безумного ученого и наделала монстров, попортивших немало крови XCOM.
- Даже у зла есть стандарты — для Чжана в порядке вещей убийство людей, но сотрудничество его боссов с пришельцами для него неприемлемо.
- Дыра в сюжете — за 20 лет никто не убил ни одного солдата Адвента и не стащил с него шлем?
- Злой двойник — организация EXALT сотрудничает с пришельцами, использует биомодификации и лазерное оружие. Случайно или нет, но их агенты уж очень похожи на людей из Бюро — предшественника XCom, действовавшего в США в 1960-е (о чём рассказывает шутер-спинофф The Bureau XCOM Declassified).
- Идиотский мяч — в первой части такой ловят власти: в случае карательной акции гражданских спасает только XCOM и получает упреки от не спасенных. Где полиция или армия, которые могли бы помочь?
- Кающийся грешник — Чжан, член гонконгской триады.
- Крутой инвалид/Крутой киборг — бойцам МЭК, в римейке, для использования экзоскелета ампутируют руки и ноги.
- Круто, но трудно — добыча Состава, необходимого для генной модификации и создания МЭК. Ибо Состав быстро исчезает и для его захвата приходится переть напролом.
- Макгаффин — чемодан Чжана, который он отдаёт взамен собственной эвакуации. Что в нём — неизвестно, но это не должно попасть в руки боссов триады и их партнёров (или начальников?) пришельцев (вообще-то там прототип транспондера, который потом нужно будет установить в поезде).
- Многоствольный пулемёт — на вооружении Тяжёлого пехотинца в XCOM2 находится именно оно, с вращающимся блоком из трёх стволов.
- Серобуромалиновая мораль — мотивация Эфириалов, стоящих во главе вторжения.
- В XCOM 2 выясняется, что их «серобуромалиновая мораль» — всего лишь красивая легенда для отвода глаз. На самом деле интересы у них вполне корыстные — создать на основе людской ДНК новые тела для себя (так как их собственные тела деградируют из-за перекачанной псионной мощи, а созданные с применением человеческой ДНК оказались гораздо крепче в этом плане). В финальной миссии XCOM 2 из монологов Эфириалов поначалу реально кажется, что они искренне не понимают, что же люди их так не любят, но чем дальше в лес, тем больше они звереют, тем менее неоднозначными становятся их слова.
- Снайпер — один из четырех классов.
- Стоять насмерть — Информатор XCOM, вынужденный засветиться чтобы спасти человечество, в финале разговора достает лазерный пистолет и начинает отстреливаться от лезущих в дверь бойцов ADVENT.
- Командир так встает против Старейшин в финале, впрочем, он не совсем там...
- Транс-человек — при помощи Состава можно генетически модифицировать солдат.
- Уныло, но практично:
- Модуль ЦЕЛЬ, повышающий точность (а позднее и шанс крита). Появляется рано, но всегда полезен для Тяжелых Пехотинцев, у которых меткость явно хромает.
- Класс Поддержка, особенно если прокачаны способности медика.
- Дугомёт. Позволяет захватывать пришельцев живьём (а их оружие — целым), перепрограммировать вражеские дроны и лечить МЭКов.
- Хардкор — режим Ironman с одним автосохранением.
- Хлипкий маг: аверсия в XCom — хилый командир сектоидов имеет больше очков жизни, чем закованный в крепкую броню мутон. Эфириалы же и вовсе одни из самых живучих противников в игре.
- А вот у людей хлипкие маги есть — специальная броня для псиоников заметно хуже лучших образцов брони силовой.
- Ходячий макгаффин — Анетт Дюран.
- Что за идиот! — Чжан одной пулей из пистолета пристреливает сектоида (у ваших бойцов на это уходит три пули, да ещё не факт, что не придётся второй раз стрелять). А затем он ВЫБРАСЫВАЕТ свой пистолет.
- Обоснуй: он сдается XCOM. Вы бы согласились в боевой обстановке иметь за спиной мутного типа с пистолетом?
- Гаечка — Лили Шень.
- Несовместимая с жизнью тупость — псионическая абилка «Тупоумие» помимо всего прочего ещё и наносит урон.
- Настоящий полковник — последним рангом для бойцов XCom является именно полковник. И полковники в игре очень круты.
- Нет, не тот — Доктор Вален не имеет отношения к легендарному минбарскому реформатору.
- Ограничение мародерства — если убивать пришельцев, их оружие взрывается вместе с ними. Хотите захватить плазмеры и инопланетные гранаты — используйте дугомёт для оглушения.
- Офигенно большая пушка — вооружение Тяжелой Пехоты и МЭКов.
- Ой, бл… — Спикер, когда понял, что то что он говорит и то, что показывают народу, несколько отличается.
- Рыцарь крови — Анетт Дюран, женский вариант в Enemy Within.
- Садистский выбор — похищения людей происходят сразу в трёх странах, однако вылететь можно только в одну из них. В остальных двух неизбежно вырастет уровень паники.
- Хотя это, скорее, Ложная дихотомия выбора.
Ссылки[править]
Silent Storm/НД — есть теория-кроссовер с X-COM
X-COM: General[править]
http://www.strategycore.co.uk - StategyCore (formally X-Com Tactical Command, but merged with a few other sites).
http://www.xcomufo.com - this is currently the best source for all x-com games and also got a nifty forum.
Official Strategy Guide (on Amazon)
Kasey Chang's Unofficial Strategy Guide
XCommand - Hurrah for the Way Back Machine!
Official Mythos Games site - Hurrah for the Way Back Machine!
Wikia's XCOM wiki - deals only with XCOM: Enemy Unknown and The Bureau: XCOM Declassified
Remakes and Inspired Games[править]
- http://www.smksoftware.ru/pufo.shtml - Pocket UFO by SMK Software. Beta release, screenshots.
- http://ufo-extraterrestrials.com/ - by Chaos Concept. Unknown 3D engine. Screenshots, Czech forums
- http://ufo.myexp.de/ - TBS based on Quake2 engine. Pre-demo, screenshots
- http://ufo2000.sourceforge.net/ - extending original data files. Beta release
- http://www.ufo-aftermath.com/ - as published by Altar. Full Commercial Release
- http://www.projectxenocide.com/ - Alpha release
- http://www.xforce-online.de/ - German site, version 0.900 release
- http://www.invasion2021.narod.ru - Russian site, English translations, screenshots, pre-demo.
- http://www.xcom-lasthope.com - CounterStrike-based at the moment. Awaiting a good HalfLife SDK programmer to wean it off CS.
- http://dl.openhandhelds.org/cgi-bin/gp2x.cgi?0,0,0,0,20,2712 - Fully functional recompilation for GP2X handheld.
Fanfiction[править]
Daniel Blakemore's Sci-Fi Emporium
Fanfiction.net section on X-COM
Stumpy's War - a commander's log.
Forums[править]
Modders[править]
Utilities[править]
Scott T. Jones and Blade FireLight's XcomUtil - also see our wiki notes here
Daishiva's MapView, which lets you view, edit, and create terrain tiles, UFOs, etc.
DOSBox, a DOS emulator wrapper for XCOM in WinXP. Also see notes here.
UFOpaedias[править]
X-COM Trilogy UFOpedia - Game graphic UFOpedias for all 3 Xcom games
http://www.xcomufo.com/x1ufopaedia/index.html - with game graphics
http://www.ufopaedia.com - Danial's UFOpaedia
Примечания[править]
- ↑ Поскольку поражающим фактором деформирующего оружия являются куски этой самой, надетой на оперативника брони. Одно дело если это осколки бронепластин, и совсем другое — кусок брезента
X-COM и подобные игры | |
---|---|
Классика | X-COM: UFO Defense и TFTD • Apocalypse • Laser Squad Nemesis |
After-серия UFO | Aftermath • Aftershock • Afterlight • The Dreamland Chronicles: Freedom Ridge |
Серия игр от Firaxis | XCOM: Enemy Unknown • XCOM 2 • XCOM (настолка) • XCOM: Chimera Squad |
Сторонние проекты | Phoenix Point • Xenonauts • X-Piratez |
Книги | X-COM: UFO Defense - A Novel • XCOM 2: Resurrection • Враг неизвестен |