Апокрифы: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Иисус заповедал нам любить, и мы две тысячи лет резали друг друга в борьбе за то, КАК он это сказал.|Капитан Мэтью Гидеон, «[[Babylon 5|Вавилон 5: Крестовый поход]]»}}
{{Q|Иисус заповедал нам любить, и мы две тысячи лет резали друг друга в борьбе за то, КАК он это сказал.|Капитан Мэтью Гидеон, «[[Babylon 5|Вавилон 5: Крестовый поход]]»}}
'''Апокриф''' — в христианстве неудавшаяся священная книга, объявленная неканонической на одном из церковных соборов. Также к ним относятся позднейшие [[фанфик]]и на тему священных книг, например, легенда о Вечном Жиде или целый легендариум о Святом Граале. Некоторые апокрифы в целом повествуют о том же, о чем и Библия, просто вот чем-то не дотянули до включения в состав оной или просто опоздали с выходом в свет. Некоторые же проповедуют радикально другие идеи. Да и вполне уважаемые источники могут стать апокрифами просто из-за того, что их плохо сохранили. Евангелие Иуды и от Фомы считали вполне надёжными, на них даже сами апостолы при жизни ссылались. Но первоначального текста не сохранилось, а видоизменённые версии с отсебятиной признавать за канон как-то несолидно.
'''Апокриф''' — в христианстве книга, претендующая на статус священной, но церковью не принимаемая в качестве таковой. Книги этого типа делятся на три категории ''неканонические'' (книга не включена в библейский канон, но ее чтение вполне может признаваться душеполезным, а факты, излагаемые в книге, могут признаваться частью священной истории, - книга пророка Варуха, Книга Иудифи, с большими оговорками - некоторые новозаветные книги, такие как протоевангелие от Иакова<ref>Да, содержащее нехристианские гностические мотивы и включенное в список апокрифических текстов. Но богословы признают, что некоторые мотивы раннехристианской традиции проявились именно в нем и рассматривают его как заслуживающий внимания академический источник. Хотя и не являющийся боговдохновенным. </ref> или евангелие от Никодима), ''книги, осужденные соборами как апокрифы'' (чаще всего - книги, происходящие из гностических сект и призванные поддержать авторитет секты «раскрученным» именем христианского деятеля<ref>А поскольку сект в первые века н.э. было больше, чем имен, то книг с похожими названиями и разным содержанием хватает, что добавляет путаницы.</ref>. Содержат  утверждения, ''очень'' плохо согласующиеся с христианской традицией), и ''книги, не осужденные как апокрифы, но и не признанные частью канона'' (записи устных преданий и прочее народное творчество, расцвечивающее канонические евангельские сюжеты чудесами и знамениями повышенной красоты и эпичности, что особо душевредным не считается, но и не одобряется). В зависимости от контекста термин «апокриф» может обозначать как исключительно тексты с серьезным богословским содержанием (книги второго типа), так и все, что прямо не принято церковью (все три типа текстов).


В вымышленных религиях (или в вымышленных версиях реальных религий) апокриф — это «секретная» книга, повествующая о том, что именно [[церковь скрывает]]. По этой причине текст апокрифа в Интернете найти невозможно, а единственный бумажный экземпляр хранится в тайной библиотеке Ватикана, охраняемый злющими инквизиторами с собаками.
Также апокрифами стало принято называть позднейшие [[фанфик]]и на тему священных книг, например, легенда о Вечном Жиде или целый легендариум о Святом Граале. В России самый известный пример - [[Мастер и Маргарита|булгаковский апокриф]].
 
В вымышленных религиях (или в вымышленных версиях реальных религий) апокриф — это «секретная» книга, повествующая о том, что именно [[церковь скрывает]]. По этой причине текст апокрифа в Интернете найти невозможно, а единственный бумажный экземпляр хранится в тайной библиотеке Ватикана, охраняемый злющими инквизиторами с собаками.  


Также в [[Толкинистское движение России|толкинистском движении России]] апокрифом называется серьёзный фанфик, продвигающий некую авторскую трактовку [[Arda|Арды]] (а не весёло-сопливые похождения Леголаса и [[Мэри Сью]]).
Также в [[Толкинистское движение России|толкинистском движении России]] апокрифом называется серьёзный фанфик, продвигающий некую авторскую трактовку [[Arda|Арды]] (а не весёло-сопливые похождения Леголаса и [[Мэри Сью]]).
Почему их признают неканоничными? На то есть куча причин.
Во-первых (особенно характерно для ветхозаветных апокрифов), книга могла уцелеть только в переводе на арамейский, греческий, а то и эфиопский. Раввины признают такие книги некошерными! Вдруг переводчик напортачил или потерял игру слов? И хотя оригиналы некоторых книг (например, книги Иисуса, сына Сирахова, которую к апокрифам относят протестанты), находят, в канон их уже поздно включать, особенно после сотен богословских статей о разночтениях между апокрифами и каноническими книгами.
Во-вторых, даже для написанных на древнегреческом Евангелий очень заметна разница между каноническим и гностическим. Признаётся, что самое древнее — от Марка, оно самое короткое. Позже на его основе пишутся, с добавлениями из других источников, Евангелия от Матфея и Луки. Наконец, позже всех, и уже явно для чтения греками, пишется от Иоанна, куда более эзотерическое и изощрённое. Именно на них и ни на какие другие ссылаются отцы церкви первых веков, ещё до эпохи вселенских соборов.
Чуть позже пишутся довольно жуткие «Евангелия детства». Что касается поздних, гностических Евангелий, то их авторы откровенно Абраксаса за плерому заводят и уразуметь что-то в этих рассуждениях об эонах было непросто даже их современникам.
А в христианстве противоречивых идей и так слишком много. Если добавить ещё, начнется [[Святая война|холи вар в самом буквальном смысле слова]].


== Где встречается ==
== Где встречается ==
* [[Реальная жизнь]]: утраченное «Евангелие Иуды» было найдено во время археологических раскопок. И оно лишь одно из многих апокрифических евангелий; известны также такие признанные неканоническими на церковных соборах описания жизни Иисуса, как «Евангелие от Фомы»<ref>Причём «Евангелие от Фомы», аутентичность которого не вызывает у историков сомнений, так как текст тесно перекликается с Евангелиями от Луки и Матвея и производит впечатления текста, основанного на рассказе некоего очевидца (возможно, что действительно самого Фомы). Существует ещё и «Евангелие детства от Фомы» (не путать!), являющее собой яркий пример фальшивого апокрифа: начинается со слов «Я — Фома израильтянин», однако незнакомство автора с обычаями евреев демонстрирует то, что автор этого евангелия — не еврей, а следовательно, не Фома.</ref> (того самого, который Неверующий), «Евангелие от Марии Магдалины», «От Петра» и даже такая экзотика, как «Тибетское Евангелие». Есть также апокрифический Апокалипсис Петра, вполне аутентичный текстологически, но отвергнутый из-за слишком активного смакования казней грешников на [[тот свет|том свете]], тогда как каноничная Библия о рае, аде и их содержимом подчёркнуто молчит.
* [[Реальная жизнь]]: упомянутые выше неканонические и апокрифические околохристианские тексты. Набор широчайший - от текстов, явно созданных современниками событий и близких к каноническим (как то же «Евангелие от Фомы», развернутая запись беседы Христа с апостолами, часть текста которой тесно перекликается с Евангелиями от Луки и Матвея) до таких [[Вывих мозга|странных сюжетов]], что кроме "описываемый в тексте Учитель евангельскому Иисусу даже не тезка, а описываемые реалии [[Не в ладах с историей|не имеют никакого отношения к Иудее I века]]" и сказать нечего. Существование огромного массива разнообразных апокрифов служит плодородной почвой для рассуждений в духе «На самом деле [[В библии об этом не написано|в Библии об этом написано]], но [[церковь скрывает]]».
** Есть и ветхозаветные апокрифы. Помимо побочных текстов вроде Книги Юбилеев, либо не сохранившихся на древнееврейском (Книга Еноха, Письмо Иеремии), включают в себя и позднейшее творчество, «подпирающее» позицию автора авторитетом ветхозаветных фигур (вплоть до богумильского «Видения Варуха», созданного уже во втором тысячелетии н.э.).
** Часть течений индуизма считает [[апокриф]]ом Атхарваведу. Вместо пафосных рассказов о деяниях богов и героев она рассказывает о более приземлённых вещах, смахивая на энциклопедию древнеиндийской жизни — начиная с ритуалов и кончая такими вещами, как описание строительства хижины. Также она содержит описания методов ведения войны, которые по причине [[изменившаяся мораль|изменений в морали]] считаются брахманами безнравственными (яды, ловушки, биологическое оружие в форме заражённых болезнью жуков и т. п.), за что к ней относятся как к [[книга запретных знаний]]. А ещё она содержит и информацию о лечении ран и другие медицинские сведения, более древние, чем чисто [[медицина|медицинская Аюрведа]].
** Часть течений индуизма считает [[апокриф]]ом Атхарваведу. Вместо пафосных рассказов о деяниях богов и героев она рассказывает о более приземлённых вещах, смахивая на энциклопедию древнеиндийской жизни — начиная с ритуалов и кончая такими вещами, как описание строительства хижины. Также она содержит описания методов ведения войны, которые по причине [[изменившаяся мораль|изменений в морали]] считаются брахманами безнравственными (яды, ловушки, биологическое оружие в форме заражённых болезнью жуков и т. п.), за что к ней относятся как к [[книга запретных знаний]]. А ещё она содержит и информацию о лечении ран и другие медицинские сведения, более древние, чем чисто [[медицина|медицинская Аюрведа]].
** Есть и ветхозаветные апокрифы. К ним относят либо побочные работы вроде Книги Юбилеев, либо не сохранившиеся на древнееврейском (Книга Еноха, Письмо Иеремии).
** В буддизме также имеются тексты, претендующие на сакральность, но не признаваемые священными в буддийских общинах («Сутра бесчисленных значений», «Сутра об обращении варваров»)
** Наконец, есть книги Ветхого Завета, которые считаются каноном у католиков и православных, но отвергаются протестантами и иудеями, т. к. сохранились только в греческом переводе. Это целые куски книги Даниила, две книги Ездры, премудрости Соломона (не путать с железобетонно канонической Книгой притчей Соломоновых), премудрости Иисуса, сына Сирахова, Товит, Иудифь и три книги Маккавеев, к которым уже позже написали пять книг продолжений (продолжения в канон не входят нигде).
* «[[Мастер и Маргарита]]» М.А. Булгакова — одна из линий сюжета заключается как раз в написании Мастером апокрифа на евангельскую тему.
* «Апокрифы» Карела Чапека — сборник сатирических рассказов с переиначиванием классических сюжетов — от жития Иисуса Христа до «Ромео и Джульетты».
* «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского — не менее известный пример литературного апокрифа, «Легенда о Великом Инквизиторе», входящая в роман.
* «Потерянный рай» Джона Мильтона — апокриф на книгу Бытия, скорее в духе третьего типа - основная канва события сохранена, но пышно украшена неканоническими деталями.
* «Восстание ангелов» Анатоля Франса — парафраз гностических апокрифов, в которых библейский Яхве представлен [[Злой Яхве|злым демиургом Ялдабаофом]], но восставшие против тирании Ялдабаофа ангелы перенесены в Францию начала XX века.
* «Апокрифы» Карела Чапека — сборник сатирических рассказов с переиначиванием классических литературных и исторических сюжетов — от Евангелий до «Ромео и Джульетты».
* «Алтын-Толобас» Б. Акунина — сюжет романа крутится вокруг поиска библиотеки Ивана Грозного, частью которой является «Замолей» (апокрифическое Евангелие от Иуды).
* Фильм «Догма», по сути, весь об этом.
* Фильм «Догма», по сути, весь об этом.
* Перезапуск канона [[Star Wars|ЗВ]] превратил почти всю Расширенную вселенную в предмет статьи.
* Перезапуск канона [[Star Wars|ЗВ]] превратил почти всю Расширенную вселенную в предмет статьи.

Версия 11:33, 20 февраля 2025

« Иисус заповедал нам любить, и мы две тысячи лет резали друг друга в борьбе за то, КАК он это сказал. »
— Капитан Мэтью Гидеон, «Вавилон 5: Крестовый поход»

Апокриф — в христианстве книга, претендующая на статус священной, но церковью не принимаемая в качестве таковой. Книги этого типа делятся на три категории неканонические (книга не включена в библейский канон, но ее чтение вполне может признаваться душеполезным, а факты, излагаемые в книге, могут признаваться частью священной истории, - книга пророка Варуха, Книга Иудифи, с большими оговорками - некоторые новозаветные книги, такие как протоевангелие от Иакова[1] или евангелие от Никодима), книги, осужденные соборами как апокрифы (чаще всего - книги, происходящие из гностических сект и призванные поддержать авторитет секты «раскрученным» именем христианского деятеля[2]. Содержат утверждения, очень плохо согласующиеся с христианской традицией), и книги, не осужденные как апокрифы, но и не признанные частью канона (записи устных преданий и прочее народное творчество, расцвечивающее канонические евангельские сюжеты чудесами и знамениями повышенной красоты и эпичности, что особо душевредным не считается, но и не одобряется). В зависимости от контекста термин «апокриф» может обозначать как исключительно тексты с серьезным богословским содержанием (книги второго типа), так и все, что прямо не принято церковью (все три типа текстов).

Также апокрифами стало принято называть позднейшие фанфики на тему священных книг, например, легенда о Вечном Жиде или целый легендариум о Святом Граале. В России самый известный пример - булгаковский апокриф.

В вымышленных религиях (или в вымышленных версиях реальных религий) апокриф — это «секретная» книга, повествующая о том, что именно церковь скрывает. По этой причине текст апокрифа в Интернете найти невозможно, а единственный бумажный экземпляр хранится в тайной библиотеке Ватикана, охраняемый злющими инквизиторами с собаками.

Также в толкинистском движении России апокрифом называется серьёзный фанфик, продвигающий некую авторскую трактовку Арды (а не весёло-сопливые похождения Леголаса и Мэри Сью).

Где встречается

  • Реальная жизнь: упомянутые выше неканонические и апокрифические околохристианские тексты. Набор широчайший - от текстов, явно созданных современниками событий и близких к каноническим (как то же «Евангелие от Фомы», развернутая запись беседы Христа с апостолами, часть текста которой тесно перекликается с Евангелиями от Луки и Матвея) до таких странных сюжетов, что кроме "описываемый в тексте Учитель евангельскому Иисусу даже не тезка, а описываемые реалии не имеют никакого отношения к Иудее I века" и сказать нечего. Существование огромного массива разнообразных апокрифов служит плодородной почвой для рассуждений в духе «На самом деле в Библии об этом написано, но церковь скрывает».
    • Есть и ветхозаветные апокрифы. Помимо побочных текстов вроде Книги Юбилеев, либо не сохранившихся на древнееврейском (Книга Еноха, Письмо Иеремии), включают в себя и позднейшее творчество, «подпирающее» позицию автора авторитетом ветхозаветных фигур (вплоть до богумильского «Видения Варуха», созданного уже во втором тысячелетии н.э.).
    • Часть течений индуизма считает апокрифом Атхарваведу. Вместо пафосных рассказов о деяниях богов и героев она рассказывает о более приземлённых вещах, смахивая на энциклопедию древнеиндийской жизни — начиная с ритуалов и кончая такими вещами, как описание строительства хижины. Также она содержит описания методов ведения войны, которые по причине изменений в морали считаются брахманами безнравственными (яды, ловушки, биологическое оружие в форме заражённых болезнью жуков и т. п.), за что к ней относятся как к книга запретных знаний. А ещё она содержит и информацию о лечении ран и другие медицинские сведения, более древние, чем чисто медицинская Аюрведа.
    • В буддизме также имеются тексты, претендующие на сакральность, но не признаваемые священными в буддийских общинах («Сутра бесчисленных значений», «Сутра об обращении варваров»)
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — одна из линий сюжета заключается как раз в написании Мастером апокрифа на евангельскую тему.
  • «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского — не менее известный пример литературного апокрифа, «Легенда о Великом Инквизиторе», входящая в роман.
  • «Потерянный рай» Джона Мильтона — апокриф на книгу Бытия, скорее в духе третьего типа - основная канва события сохранена, но пышно украшена неканоническими деталями.
  • «Восстание ангелов» Анатоля Франса — парафраз гностических апокрифов, в которых библейский Яхве представлен злым демиургом Ялдабаофом, но восставшие против тирании Ялдабаофа ангелы перенесены в Францию начала XX века.
  • «Апокрифы» Карела Чапека — сборник сатирических рассказов с переиначиванием классических литературных и исторических сюжетов — от Евангелий до «Ромео и Джульетты».
  • «Алтын-Толобас» Б. Акунина — сюжет романа крутится вокруг поиска библиотеки Ивана Грозного, частью которой является «Замолей» (апокрифическое Евангелие от Иуды).
  • Фильм «Догма», по сути, весь об этом.
  • Перезапуск канона ЗВ превратил почти всю Расширенную вселенную в предмет статьи.
  • Цикл Faction Paradox, а конкретно — Книга Войны для Doctor Who, раскрывает подробности устройства реальности Галлифрея (он же — Родина). Избегает конкретных терминов из-за авторских прав, так как цикл создан писателем, захотевшим собственный сеттинг (однако у него не получилось окончательно избавиться от наследия Доктора Кто).
  • В Morrowind апокрифы называются «Апографа» и представляют собой альтернативное Трибуналу учение, восхваляющее Даэдра. После падения Трибунала именно это учение стало доминирующей религией в Морровинде, а до того его приверженцы преследовались Ординаторами.
    • Ну и, разумеется, одноименный даэдрический план, выглядящий как гигантская библиотека запретных знаний.
  • Dragon Age: у Андрастианцев есть свои апокрифы, именуемые «Нестройными куплетами» (Песнь Шартана, Песнь Маферата и прочие).

Примечания

  1. Да, содержащее нехристианские гностические мотивы и включенное в список апокрифических текстов. Но богословы признают, что некоторые мотивы раннехристианской традиции проявились именно в нем и рассматривают его как заслуживающий внимания академический источник. Хотя и не являющийся боговдохновенным.
  2. А поскольку сект в первые века н.э. было больше, чем имен, то книг с похожими названиями и разным содержанием хватает, что добавляет путаницы.