Сало и горилка

Материал из Posmotreli
Версия от 20:02, 1 апреля 2022; PlumMeerkat356 (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q|<poem>{{Лесенка2|А что мы знаем|о лице Украины?}} {{Лесенка2|Знаний груз|у русского|тощ —}} {{Лесенка2|тем, кто рядом,|почёта мало.}} {{Лесенка2|Знают вот|украинский борщ,}} {{Лесенка2|Знают вот|украинское сало.}} {{Лесенка2|И с культуры|поснимали пенку:}} {{Лесенка2|кр...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« <poem>А что мы знаем
А что мы знаем о лице Украины?

Знаний груз
Знаний груз у русского
Знаний груз у русского тощ — тем, кто рядом,
тем, кто рядом, почёта мало. Знают вот
Знают вот украинский борщ, Знают вот
Знают вот украинское сало. И с культуры
И с культуры поснимали пенку: кроме
кроме двух
кроме двух прославленных Тарасов — Бульбы
Бульбы и известного Шевченка, — ничего не выжмешь,
ничего не выжмешь, сколько ни старайся.</poem>

»
— В. В. Маяковский. «Долг Украине» (1926)

Украинцы живут, разумеется, в Украине.

Факти та стереотипи

На́рід

(Нет, это не пародия на выговор одного бывшего украинского премьера. Такая форма слова народ действительно существовала по крайней мере до второй половины XX века, и позже была вытеснена «великорусизмом»).

  • Кроме Украины, ещё их много в Канаде, куда они уехали при царизме (например, Кэтрин Уинник/Винник, актриса играющая Лагерту в Vikings — украинка и знает мову). И в Западной Сибири, куда подались во время столыпинской реформы. Да и вообще они немало расселились по матушке-России. Например, работают вахтовым методом на нефтяных месторождениях.
    • На Дальнем Востоке России существует территория, где живут преимущественно потомки украинских переселенцев, так называемый Зелёный Клин. Все, впрочем, давно обрусели, и по-украински там никто не говорит.
    • Разумеется, исторически много их и в других сопредельных странах, так что в Польше, Словакии, Румынии, государствах бывшей Югославии украинский язык имеет статус официального в местах их компактного проживания. Впрочем, там имеются также некоторые разногласия (с элементами слабого холивара) между украинской и русинской этнической самоидентификацией, которые официальной государственной политикой этих стран различаются, в том числе на языковом уровне.
  • Украинское культурное пространство не ограничивается собственно стереотипичными полтавчанами: есть ещё гуцулы и бойки, самым эпичным явлением являются русины (к которым условно относятся ещё и лемки). Самым общим объяснением феномена будет то, что все они горцы со своей спецификой.
    • При этом у русинов, живущих за пределами Украины (Словакия, Венгрия, Польша, Сербия, Хорватия), есть свои признанные литературные языки. По языку на страну проживания. У русинов бывшей Югославии (потомков переселенцев) язык даже не совсем восточнославянский (определяется как южнорусинский, в отличие от карпаторусинского на исконных территориях), при том что именно среди них за пределами Украины наиболее укоренена самоидентификация как части украинского народа. Единой русинской нормы в украинском Закарпатье на данный момент нет, не в последнюю очередь из-за политизации вопроса: одни пытаются максимально удалить её от литературной украинской нормы, другие максимально приблизить. Роль играет и то, что Украина официально не признаëт русинов отдельным этносом и считает их украинцами, а русинский язык (по сути переходный между восточными и западными славянскими) — диалектом украинского. Впрочем, в действовавшем в 2012—2018 годах законе «Об основах государственной языковой политики» русинский язык перечислялся наряду с другими языками национальных меньшинств.
  • При царизме их называли малороссами, а Украину — Малороссией. Ещё, если над ними хотят по-доброму или по-злому пошутить, называют хохлами (в честь длинного чуба, который отращивали казаки).
    • В анекдотах хохлы имеют репутацию хитрых и жадных. «Що не з'їм, то понадкушую!», «А там он бурячків посаджу!»/«А це під помідори!», «Хохол родился — еврей заплакал»/«Где хохол прошёл, еврею делать нечего».
    • В самой Украине «хохлами» (иногда с обозначением русского произношения — «хахлами») традиционно (в публицистике и художественной литературе установилось больше ста лет назад) называют носителей хуторянско-хатоскрайной ментальности, а «малоросами» — украинцев по крови, «страдающих» «низкопоклонством перед Россией».
  • В последнее время укроненавистники (включая анонимусов на этом проекте) стали называть их «шумерами». Поводом к этому стало высказывание певицы Русланы, по-видимому, начитавшейся Шилова (см. ниже) или кого-то из его эпигонов, а так слово в духе обычного зубоскальства над «древними украми», от которых якобы произошли все народы.
    • Укры или укране — вполне реальный исторически существовавший славянский племенной союз на территории нынешней Германии, но ни к украинцам, ни к их названию не имеет решительно никакого отношения.
  • Украинцы не отстают от русских, обзывая их «москалями» и «кацапами».
    • Полонизм «москаль» (аналог русского «московит»), как легко увидеть в украинской классической литературе, а равно польской и белорусской, изначально означал на восточной Украине пришельца из Московии (центральной России), прежде всего армию и чиновников, «панычей» (в отличие от крестьян и мещан — бородатых «кацапов»), и был совершенно нейтральным. Из оборота «забрить лоб в москали» (то есть «московскую» армию) распространилось на любого солдата и на солдатское сословие («московка» — аналог русского «солдатка»), включая этнических украинцев. В Австрии поляки и украинцы-русины продолжали называть так любого жителя Российской империи
    • Впрочем, и сейчас есть такая двойственность. Или даже тройственность, «москаль» может означать и русского, и служащего российского государства, и обычного москвофила. Что имеет в виду собеседник, обычно понятно по контексту. Но эта тройственность прямо-таки провоцирует на троллинг, особенно если собеседник не относится к горячим сторонникам ни украинского, ни российского режимов.
  • Кроме москалей, украинцы не любят евреев, которые были буржуями, и поляков, которые были панами.
    • Неудивительно: чуть менее чем вся Украина входила в черту оседлости для евреев. А на западе страны жило много поляков, особенно во Львове. Однако сейчас эта нелюбовь тоже главным образом в прошлом.
  • Украинцы живут в хатах-мазанках и пашут на волах. Этим они отличаются от русских (великороссов), которые живут в бревенчатых избах и пашут на лошадях.
    • Разумеется, сейчас этой разницы уже нет: пашут все тракторами, а жить предпочитают в кирпичных домах. Хотя… если у украинского селянина нет денег на кирпич, а нужно что-то построить, он не задумается дважды о том, какой материал выбрать.
  • Большинство украинцев идентифицируют себя как православные христиане. Вопреки стереотипам, даже в Галичине греко-католики (прихожане УГКЦ) составляют только относительное, а не абсолютное большинство верующих. За умы и кошельки верующих в течение почти тридцати лет соревновались в основном УПЦ (МП) во главе с киевским митрополитом (филиал РПЦ, официально «самоуправляемая церковь с широкой автономией» служат в основном на церковнославянском московского извода, считалась единственной канонической) и УПЦ КП во главе с киевским патриархом (считалась неканоничной и раскольничьей, служила в основном на украинском, но богословских отличий от других православных церквей у нее нет). В 2018 году бывшие УПЦ КП и УАПЦ вместе с частью канонической УПЦ (МП) на так называемом Объединительном соборе образовали Православную церковь Украины (ПЦУ), которая тут же получила Томос Константинопольского патриарха на автокефалию. Её предсказуемо не признала Москва, официально признали Константинопольская, Александрийская, Элладская и Кипрская церкви, остальные на сегодня продолжают занимать выжидательную позицию, не делая никаких заявлений. Большинство прихожан УПЦ МП продолжают ходить в свою старую церковь, в то время как согласно социоопросам населения большинство относит себя к ПЦУ или к «просто православным, не принадлежу никакой церкви». Еще немного истории церковного раскола — в соответствующем разделе.
    • До 2,5 % населения Украины принадлежит различным протестантским деноминациям, которые благодаря высокому проценту активных прихожан оказываются по их активности почти наравне с крупными традиционными конфессиями, где большинство членов являются номинальными, «непрактикующими».

Примечания