Свои собаки грызутся, чужая не встревай

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи N-Word Privileges, Hypocritical Heartwarming. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. »
— А. С. Наше всё
« Хохлом хохла ты можешь называть только в одном случае: если ты хохол. »
— «Днепр»
« Только русский человек может по пьяни два часа внушать американцу, что мы страна придурков… и дать ему в морду, когда он согласится. »
— Задорнов в своём репертуаре

Свои собаки грызутся — чужая не встревай — это когда что-то, сказанное своим своему, считается нормальным, а то же самое, сказанное кем-то другим — оскорблением. Например, один негр может назвать другого «ниггером» или «ниггой», а человек другой расы — ни в коем случае (собственно, в честь чего и названа английская версия тропа). Или когда один еврей обзывает другого жидовской мордой — это личная неприязнь (или просто безобидное подтрунивание), а если гой — это уже юдофобия. Или, например, один русский другому может говорить, что в России одни пьяницы, воры и медведи по улицам ходят, а услышав такое от иностранца — оскорбляется.

Надо заметить, определенная логика в этом есть. Простейший пример: когда на «ты» обращается друг, это нормально, а когда посторонний человек — это уже хамство. Другой вариант — когда профессионала критикует профессионал, это повод прислушаться, а вот если те же самые слова за ним повторит невежда, резонным ответом будет «да ты-то что в этом понимаешь?!» Близкие тропы — самоирония и Сёма, шоб ты сдох!.

Также имеется соображение, что свои всё-таки желают лучшего для своей общности и могут спорить о путях достижения оного, в то время как чужаки, влезая в спор, руководствуются своими интересами, но не благом общности. Или благом другой — их общности.

См. также[править]

Где встречается[править]

Фольклор[править]

« Муж и жена бранятся — не лезь: сам же виноват и будешь. »
— Эрзянская пословица
  • Есть в России такой анекдот. Двое русских стоят и ругают пиво, правительство и всю страну в целом. Подходит иностранец: «Ви соверьшенно прави! Ужьясная страна, ужьясное правьительство, ужьясное пиво»… «Чё ты сказал?!» Надавали с двух сторон, пихнули на лавку: «Запомни, короед, ругать Россию можно только тем, у кого ПОСТОЯННАЯ ПРОПИСКА!»
  • «Как мусульманин и просто как житель лагеря беженцев я не могу спокойно смотреть, как мою девушку бьет какой-то столичный выскочка из Восточного Иерусалима, только потому, что может заплатить больше калым. Я и только я имею право бить свою невесту». Останется только один живой!

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» — односторонний вариант: Джульетта, узнав о гибели Тибальта от руки Ромео, осыпает последнего гневными упрёками, но когда Кормилица поддерживает её — накидывается уже на Кормилицу. Потому что печаль печалью, а ей Ромео муж, и нечего тут.
  • Жорж Куртелин, «Супруги Буленгрэн» (французский одноактный водевиль 1898 года). Самоуверенный мерзавчик Дерийет ощущает себя чуть ли не пупом земли — хотя он всего лишь жулик, халявщик и приживал. На свою голову (пока что не ведая о том) он сделался другом семьи своих новых знакомых — супругов Буленгрэн. Они пригласили его к себе откушать и погостить (а ему только того и надо было), он уж думал, что минимум на пару суток попал в сытость, тепло и безопасность… Как бы не так! Месье Буленгрэн, экспансивный силач, и мадам Буленгрэн, сущая фурия, оказывается, очень не ладят друг с другом. По пустяковому поводу они принялись спорить, а затем и ссориться прямо в присутствии гостя. А гость, вместо того чтобы помалкивать, начал их «мирить», давать «ценные советы»… Лучше бы он этого не делал… Ему раз за разом прилетает от обоих, он в ужасе… Всё заканчивается «маленьким апокалипсисом в одном отдельно взятом семейном доме» — лампа опрокинута, царят потёмки, муж и жена дерутся (или только имитируют драку?), громят дом (кто знает, насколько серьёзным образом?) и «как бы невзначай» то и дело ходят прямо по валяющемуся на полу Дерийету.
    • Ряд театров традиционно ставит эту пьесу так, будто для обоих супругов это не только шанс выпустить пар, но единственный способ, каким они надеются избавиться от Дерийета.

Литература[править]

  • Валентин Берестов, «Братья»:
«

Дом ходуном. Мать ужасом объята: — Опять дерутся! Брат идёт на брата.

И гонит нас во двор, В толпу ребят. Двор ходуном: Встаёт за брата брат!

»
— Ибо нефиг!
  • По сути, стихотворное переложение сомалийской пословицы: «Я против моего брата; я и брат против кузенов; я, брат и кузены против семьи; я и моя семья против клана; я и мой клан против Сомали; Я и Сомали против всего мира».
  • Сюда же Агния Барто, «Я свою сестрёнку Лиду никому не дам в обиду». Брат её лупить может, а остальным — ни-ни!
  • Юрий Томин, «Карусели над городом» — приёмом по-своему овладевает инопланетный гость.
  • Лоис Буджолд:
«

— Судя по количеству горцев, приехавших в Форбарр-Султан в поисках работы, в горах особенно делать нечего. У нас о них шутки ходят. «Как называется девушка-горянка, которая бегает быстрее своего брата? Девственница». — Мартин засмеялся. Майлз молча смотрел прямо перед собой. В кабине флайера внезапно повеяло холодом. Мартин покосился на хозяина и заерзал на сиденье. — Простите, милорд, — выдавил он. — Эту хохму я уже слышал. Я их все слышал. — Действительно, оруженосцы отца — все выходцы из провинции Форкосиганов, часто отпускали такого рода шуточки, но почему-то из их уст это воспринималось по-другому.

»
— Сага о Форкосиганах
  • Мария Семёнова, «Волкодав» — тропнеймер. Именно таковы отношения между «лесными дикарями» веннами и «распустёхами и бесстыдниками» сольвеннами, двумя близкородственными племенами. Друг друга они могут охаивать сколько угодно, но попробуй это сделать кто-нибудь другой — порвут.
  • Терри Пратчетт, «Пятый элефант»:
«

— Ваша светлость, я слышал, как по пути сюда вы не раз выражали негативные чувства по отношению к Анк-Морпорку, мхм-мхм. — Да, но я там живу! Я имею право! Это патриотично.

»
— Ваймс объясняет суть
  • У него же есть описание семьи Яггов именно в этом ключе: разные ветви постоянно грызутся между собой, но не дай бог кому-то влезть в их свару — вся семья объединится против внешнего врага.
  • «МИФический цикл» Р. Асприна: когда ГГ пытается разнять двух спорящих джиннов, громила-телохранитель моментально выволакивает его из комнаты, как только узнает, что спорящие — муж и жена. И растолковывает Скиву, что никогда, никогда нельзя встревать между ссорящимися супругами, этого не делает даже полиция — иначе прилетит от обоих.
  • Хроники странного королевства: когда Артуро ищет врагов Кантора, сперва кажется, что это совсем несложно — его бывшие сослуживцы, не стесняясь в выражениях, рассказывают, какой он козёл. Но поддержав их в этом, неожиданно нарывается на суровую отповедь: «Какой бы сволочью он ни был, он отважно сражался вместе с нами на стенах Кастель Агвилас; а ты где был в это время!?». Предложив же выступить с обвинением против него, и вовсе получает в морду.
  • «ВШНБ» Сурена Цормудяна — Илья Крест, он же Людоед, проклинает убитую им Ирину Листопад, свою бывшую невесту, последними словами (искренне!), но никому больше не позволяет говорить о ней что-либо плохое.
  • Пушкин, «Клеветникам России»:
«

Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы.

»
— О выступлениях французских депутатов по поводу польского восстания 1830-31 годов
  • «Гарри Поттер и узник Азкабана», Дж. Роулинг — все гриффиндорцы ужасно возмущены, когда Снейп называет Гермиону заучкой, хотя каждый из них её так называл. В случае Рона — особенно заметно, потому что они с Гермионой все время ссорятся, но даже Гарри предпочитает не встревать (хотя у него-то чувство самосохранения напрочь атрофировано). То же самое — с Хагридом. Независимо от мнения троицы о его преподавательских способностях, они всеми силами ему помогают, а кое-кто с слишком длинным языком даже получает в челюсть.
    • В челюсть кое-кто получает только в фильме. В книге это была пощечина.
  • «Тёмное Кредо» Э.Рейнольдса (вселенная Warhammer 40000) — именно по этой причине Корифей (читай, военноначальник) Кол Бадар встаёт на сторону Тёмного Апостола (религиозный и фактический лидер) 34-го Воинства Мардука, когда того собираются убивать заговорщики. Мардук конечно сволочь и его надо прибить за смерть предыдущего Тёмного Апостола Ярулека, но это внутреннее дело Воинства (и Кол Бадара лично) — которое ни в коем случае нельзя доверять всяким посторонним личностям!
  • Анастасия Парфёнова, цикл «Танцующая с Ауте» — Когда какие-то террористы нападают на императрицу Алтею, добропорядочные оливулцы бросаются на её защиту, выхватывая отовсюду тяжёлое вооружение. Антея при этом размышляет, откуда бы у случайных прохожих взялись магнитные гранатомёты и что они с этими игрушками делали поблизости от своей императрицы. «Они могли ненавидеть захватчиков всеми фибрами и жабрами, но это были их захватчики. Они могли презирать и бояться свою императрицу, но, в пробирку её душу, это их императрица! И никто не смеет нападать на властительницу Великого Оливула в самом сердце их империи!».
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — половина «Лисов» откровенно не переваривает Эндрю и Аарона (и надо сказать, за дело). Но когда на Рождественском банкете выяснилось, что это именно Рико подкупил прокуроров по делу Дрейка (что стало началом цепочки событий, завершившихся тем, что Дрейк изнасиловал Эндрю, а Аарон — прибивший насильника — оказался под обвинением в убийстве), Ваймаку пришлось срочно эвакуировать свою команду с банкета. Потому что было понятно: следующая же встреча любого «Лиса» с Рико, закончится реальной попыткой убийства этого мерзавца.

Кино[править]

(link)

«Час пик»:
— Как дела, черномазый?
— Что ты сказал?!
« — Христа распяли?!

— Сами породили, сами и распяли! Это наши сугубо еврейские разборки, гоям не понять.

»
— «Ширли-Мырли»
  • «Обыкновенное чудо» — Охотник на дух не выносит других охотников, но когда Медведь начинает критиковать профессию, он тут же хватается за ружье. В оригинальной пьесе он даже произносил целый панегирик охотникам, после чего признавался, что это не от любви к ним, просто он терпеть не может, когда их ругают посторонние.
    • «Охотники — это самые достойные люди на земле! Это все честные, простые парни. Они любят свое дело. Они вязнут в болотах, взбираются на горные вершины, блуждают по такой чаше, где даже зверю приходится жутко. И делают они все это не из любви к наживе, не из честолюбия, нет, нет! Их ведет благородная страсть!»
    • Да-да, мы прямо верим и ничуть не сомневаемся, особенно пассаж об отсутствии честолюбия умиляет.
  • Сатирический «Анализируй это!». Главарь мафии: «Чтобы я такого больше не слышал!». Психотерапевт: «Но вы же так о себе и о своих говорите…». Главарь мафии: «Мне — можно. А когда то же самое говоришь ты, получается обидно!».
  • «Час пик» — Детективы Картер (Крис Такер) и Ли (Джеки Чан) приезжают в притон, где обитают информаторы Картера. Чернокожий Картер приветствует местного черного же вышибалу радостным «Как дела, ниггер?» и идет к информатору. Ли, оставшись один, по наивности повторяет фразу Картера… тут и началась драка.
  • Мел Брукс в своих фильмах отпускает такие шуточки про евреев, за какие любого другого разорвала бы критика.
    • То же делает Спайк Ли в своих фильмах о чёрных.
    • Собственно, Квентину Тарантино не раз доставалось от критиков за частое использование слова «ниггер». Особенно за знаменитый монолог о «Складе» в «Криминальном чтиве» в исполнении белого персонажа, сыгранного самим Квентином.
  • «Старперцы» (Last Vegas) — девиз главных героев: «Никто не смеет обзывать нас, кроме нас самих!».
  • «Охота на Пиранью» — Прохору можно ударить Синильгу. Другим — ни в коем случае.
  • «В движении». Герои Бондарчука и Хабенского яростно ругаются в баре. Дело уже идёт к драке, но тут в негативном ключе упоминается «эта страна», с чем тут же соглашается оказавшийся рядом пьяный прибалт: «Говно страна, никто не работает!». Разногласия мгновенно забыты, и прибалт и сотоварищи огребают люлей от обоих.
  • «Люди-Икс: Последняя битва» — после гибели Чарльза Ксавьера Пиро, юный подручный Магнето, презрительно отзывается о покойном профессоре и говорит, что, мол, жаль, не ему самому выпало того убить. Магнето тут же строго одёргивает наглеца и заявляет, что Чарльз был величайшим из мутантов, их с Магнето противостояние — прискорбная необходимость, а гибель Ксавьера — трагическая потеря для всего их рода.
  • «Гарфилд»: «И вообще, никто не смеет издеваться над моей собакой [Одди], кроме меня!»
  • «Иван Васильевич меняет профессию» — Бунша, вжившись в роль царя, возмущается, когда музыканты называют враждебного крымского царя собакой. "Не позволю про царя такие песни петь!" Царская солидарность.

Телесериалы[править]

  • «Клиника» — диалог главного героя с его темнокожим другом в первой же серии. Да, тебе употреблять слово на «Н» нельзя. Да, мы друг друга так называем. Нет, нельзя!
  • «Игра престолов»: троп получился из-за сокращения книжных диалогов. Тирион, по сути, убил отца за то, что тот назвал Шаю шлюхой. Хотя она действительно шлюха, а защитник её чести её только что собственноручно убил.
  • «Последний из Магикян» — старомодный главный герой, автомеханик Карен Магикян реагирует на желание его дочерей заполучить айфоны, да и ему подарить такой на ДР: «Мне страшно, когда мой телефон умнее меня. …Телефон должен звонить, часы показывать время, фотоаппарат — фотографировать.» Проходит несколько часов, Карен скромно отмечает в обеденный перерыв с сотрудниками с собственном автосервисе — и тут приезжает какой-то мажор на иномарке и хочет проверить автокомпьютер, а на слова «Мы тут чиним старые добрые машины с двигателем внутреннего сгорания, а с этим тебе в Сколково или еще куда» отвечает «Понятно… Не ремонтируешь то, что умнее тебя?»
  • «Сваты» — диалог из первого сезона:
« Иван: Ой, не дай Бог, Женька в мою Вальку характером пойдёт…
Юра: Да-а…
Иван: (сердито) Шо — «да»?! А если в твою Ольгу — так вообще трындец! Дакает он!
»
— Ибо нефиг критиковать Валю кому-то, кроме мужа.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 1 сезон, 5 серия. Нандор, наблюдающий за Лазло и Надией в подзорную трубу, говорит Гильермо, что те спорят, как парочка дураков. Гильермо поддакивает хозяину: «Это точно. Хватит уже, ребята. Все поняли, что вы вместе вечность». Но Нандор сразу же ставит его на место: «Эй-эй-эй. Они — вампиры. Не смей их оскорблять. Ты — не вампир», а потом сам повторяет шутку Гильермо. Он ведь вампир, а значит ему можно.

Мультфильмы[править]

  • Главная героиня «Зверополиса» упрекает сослуживца-хищника: «Когда одна зайка зовет другую зайку „милой“, это нормально, но от другого это немного…».
    • В русском дубляже переиначили: «Уши — это больная тема, не-кроликам её обсуждать неприлично».
  • «Король-Лев» — Пумба позволяет называть себя свиньёй только друзьям. От остальных это слово он воспринимает как оскорбление (ибо он МИСТЕР Свинья). Это отсылка к классическому фильму-драме о непростых взаимоотношениях белых и чернокожих в США 1960-х «Душной ночью в Каролине» (In the Heat of the Night).

Мультсериалы[править]

  • В мультсериале «Кливленд» друг главного героя случайно называет чёрного «ниггером», за что местные чернокожие хотят его линчевать. Спасло его одно неписаное правило: если у белого есть чернокожий друг, то ему можно один раз произнести «слово на букву Н».
  • South Park — Рэнди Марш по глупости произнес слово «ниггер» в прямом эфире, из-за чего раздулся скандал.
    • Также, Баттерс использует это слово при разговоре с призраком рэпера Бигги Смолза.
  • My Little Pony — Старлайт Глиммер не нравится, когда кто-то шутит про то, что она сделала, до поворота направо, но сама шутит на эту тему.
  • Metal Family — никогда не говорите ничего плохого в адрес матери Чеса. Даже если он сам только что её крыл последними словами. «У меня есть причины так её называть. А у тебя — нет. Ещё раз вякнешь что-то про мою мать — е*ало набью».

Видеоигры[править]

  • GTA IV: The Ballad of Gay Tony — аверсия. Протагонист игры Луис Лопес — темнокожий латинос. Когда на одной из вечеринок его встречает Юсуф Амир (белокожий араб) и на радостях приветствует, величая «ниггером», стоящий рядом Гей Тони задаёт закономерный вопрос: «Ты что, позволяешь ему себя так называть?», на что получает ответ: «…Ему можно».
  • Ведьмак 3: Дикая охота — нанятый в телохранители кузнеца Хаттори пират Сукрус находится в ссоре со своим зятем, купцом с островов, из-за того, что тот якобы кинул его, а зять тоже обижен на эту немытую скотину, не желающую понимать нетты-брутты… Тем не менее, оказавшись втянуты в бандитские разборки с разных сторон, кинутся защищать друг друга.

Реальная жизнь[править]

  • Многие русскоязычные израильтяне зовут Израиль «деревня Израиловка», но сильно оскорбляются, когда его так называют россияне.
    • Также многие светские израильтяне (не только русскоязычные) недолюбливают ортодоксальных евреев, и придумали им неприятные прозвища вроде «досы», «пингвины», и при этом становятся на их защиту, если на них наезжают антисемиты.
    • А ещё русскоязычные евреи полушутя могут называть друг друга и себя жидами.
«

О Тарасе Бульбе Не суди огульно, — Жизнь его построчно Знаем наизусть: Утопил жидочков…

»
— Александру Городницкому такое бы не простили, не будь он Моисеевичем
  • Многие украинцы упрекают фильм «Тарас Бульба» (2009) за то, что он выставляет украинцев в неприглядном свете. Все это было и в оригинале, вот только Гоголь родился вна Украине. Ему можно, российскому гражданину Бортко нельзя (и неважно, что он этнический украинец по обеим линиям и 10 лет жил и работал в Киеве).
    • Да и Гоголя в наше время некоторые украинцы тоже упрекают за русофилию.
    • А ведь это ещё не все знают про первую редакцию, где Тарас прямо назван вассалом короля Польши… За какие заслуги он получил свое поместье и титул, логически догадаться не сложно.
  • Ежи Гофмана и его «Огнём и мечом» вна Украине тоже ругнули. Хотя одну из ключевых ролей сыграл великолепный Богдан Ступка — и не поморщился.
  • Американцы могут сколько угодно ругать федеральное правительство и власти, до президента включительно: в США реальная федерация и каждый штат в каком-то смысле почти отдельное государство, а к федеральным властям отношение может быть достаточно прохладное. Но вот иностранцу делать то же самое не рекомендуется. Ведь когда ты критикуешь свое правительство, то делаешь это для блага всего союза или родного штата, а для чьего блага это делает иностранец?
    • Для чёрных американцев вполне нормально употреблять «n-word» в отношении друг друга — это не цензурируется. Но в устах любой другой расы n-word — маркёр злостного расиста (собственно, это и выстебали в «Южном Парке»). Хотя существует правило «n-word pass»а — если чернокожий даст честное разрешение, то представитель любой другой расы сможет произнести это слово.
  • Некоторые жители провинциальных центров любят называть свой город «большой деревней» (варианты — «Тюмень — столица деревень» и т. п.). Однако это не значит, что и вам можно делать то же. А самое страшное — обругать город, приведя в пример родной микрорайон собеседника. Да, свой город они ругают, но свою малую родину…
    • Хотя такое словоупотребление может и не иметь негативной окраски, а подразумевать что-то вроде «ну надо же, такой большой город — а я то и дело натыкаюсь на совершенно незнакомых людей, с которыми у меня есть что-то общее!»
  • Ситуация с фильмами «Ребёнок 44» и «Смерть Сталина». Российский Минкульт отозвал прокатное удостоверение фильмов — вроде как из-за того, что они оскорбляют историческую память. При этом же ТОТ ЖЕ САМЫЙ Минкульт пропускает и даже финансирует фильмы отечественных режиссёров, с теми же точно антуражем и посылом. Более того, «Смерть Сталина» позиционируется как балаган (коим и является), а куда более оскорбительные ленты некоего режиссёра (не будем называть имён) поданы на полном серьёзе как «великое кино о великой войне».
  • Смешанные сёла молдавского юга (молдавско-украинские, молдавско-болгарские, молдавско-гагаузские). Земляки за милую душу оскорбляют друг друга по этническому принципу во время дружеского застолья. Но стоит сделать то же самое неместному — болгарин мигом вступится за молдаванина и наоборот.
  • Финны и финношведы. Финн в разговоре может поносить своих шведскоговорящих соотечественников последними словами: и оккупанты они, и документы ради них на двух языках пишут, зря бумагу переводят, и водку они пьют неправильно, и в сауну ходят не так. Случись что — вступится первым.
  • Да многие студенты и выпускники вузов же. В разговоре между собой эпитетов для своей альма матер не жалеют — но не терпят, когда об этом говорит кто-то посторонний. Разумеется, кроме тех, кто либо действительно доволен своим вузом, либо настолько недоволен, что в любом контексте будет высказываться о нем негативно — но таких меньшинство.
    • Обычная ситуация: образование — отстой, наш ВУЗ — отстой, но любой другой ВУЗ — ещё больший отстой. Пример: студент ЮФУ кроет деканат за неорганизованность. «ДГТУ — дал господь тупым учиться! РИНХ — рассадник идиотов, научат хреново». А может, вы таки умудрялись влезть в разговор выпускников псифака с одного вуза, поносящих и свою специальность, и ВУЗ?
  • Протодьякон Кураев, конечно, не особенно заботится тем, чтобы отгонять чужих собак, но сам неизменно утверждает: неприглядные стороны жизни церкви он без пощады вскрывает именно потому, что принадлежит к ней и болеет за неё.
  • Да, собственно, друзья, родственники и супруги, которые могут наедине гавкаться сколько угодно, но по отношению к внешнему миру выступают единым фронтом.
    • Именно по этой причине никогда не надо встревать в чужие семейные ссоры, даже если там кого-то убивают. С огромной долей вероятности вмешавшийся станет главным обвиняемым в последующем уголовном процессе, а обе стороны конфликта будут дружно свидетельствовать против него.
    • «Ты никогда не найдёшь более лучших друзей, чем твои родители. Только они за спиной говорят о тебе хорошее, а в лицо — какое ты говно». © Народное
  • Идеальный способ помирить враждующие фэндомы и превратить в дружественные:
    • Толкинисты, ролевики и реконструкторы. У них есть песня про «Крепость из говна и палок», есть сильно нецензурные стихи про то, что «Толкинист уродлив с виду//И внутри ничуть не лучше». Но только попробуйте не будучи одним из них упомянуть про «имбецилов в занавесках» или отругать творчество любимого писателя первых
    • Анимешники из враждующих фэндомов могут устраивать между собой весьма ожесточенные холивары. Но если хоть кто-то попробует в их присутствии негативно высказаться об аниме в целом…
    • Металлисты могут без конца бросать друг в друга виртуальными тяжёлыми предметами на тему жанров, групп и вокалисток Nightwish, но дружно вспомнят о металлическом братстве, стоит кому-то наехать на металл как таковой (особенно со стороны рэпа или борцов за нравственность).