Понаехали тут

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Американская карикатура «Оглядываясь назад». Зажиточные граждане — француз/итальянец, еврей, ирландец, голландец/немец и центральноевропеец — вероятно, поляк или украинец/русин из Австро-Венгрии — выступают против иммигрантов, Но за спинами этих граждан — тени их нищих отцов, таких же иммигрантов[1].
« Всего два слова содержит эта простая, казалось бы, фраза. А сколько злобы и ненависти в нее вложено, сколько она таит в себе негативных эмоций. За версту разит от нее неприкрытым цинизмом, спесивой надменностью, высокородным чванством и тупой кичливостью, попахивающей откровенным шовинизмом. Всего двенадцать букв составили гнусное предложение, но и их с лихвой хватает, чтоб попрать честь и достоинство оппонента. Тот, кто хоть раз получал кинжальный удар ниже пояса этим смердящим словосочетанием, тот поймет, как жалит «Понаехали тут!». »
— Д. Правдин, «Записки городского хирурга»
« Чужестранцы достали… »
— NPC-данмеры, Morrowind

(link)

отношение местных американских ирландцев к понаехавшим ирландцам

Понаехали тут — сорт шовинизма, проявляемый местным населением по отношению к иммигрантам. В первую очередь — горожанами (особенно столичными) по отношению к подавшимся на поиски лучшей жизни провинциалам. Во вторую — аборигенным населением по отношению к насаждающим свои порядки канализ колонизаторам.

Первая причина описывается русской народной пословицей про чужой монастырь и свой устав. Капитан Очевидность услужливо подсказывает, что понаехавшие отличаются от местных в культурном (факультативно — также национальном и/или языковом) плане — и многие реалии, которые местные впитали с молоком матери, им оказываются не до конца понятны (как, впрочем, и наоборот). При столкновении понаехавших с этими реалиями получается смешно… первые несколько десятков раз. Потом понаехавший либо благополучно ассимилируется и перестаёт восприниматься как понаехавший (ну разве что совсем уж снобами), либо закукливается в среде себе подобных (диаспоре), и ему там вполне себе комфортно. Некомфортно от этого становится местному, периодически задающемуся вопросом: какие-то мысли бродят у этой диаспоры в головах в его, местного, адрес? У-у-у, понаехали тут!

Вторая причина — экономическая. Понаехавшие делают свою работу либо дешевле (гастарбайтеры и беженцы, готовые трудиться буквально за еду, на что местный работяга не согласится), либо эффективнее (колонисты, разрабатывающие машинным способом в шахтах и разрезах драгоценности, которые местные индейцы собирали голыми руками); в результате местным заниматься тем же трудом становится невыгодно. Кому нужно сказать спасибо за утраченные рабочие места? У-у-у, понаехали тут!

Третья причина имеет место, если диаспора (привлекаемая второй причиной) продолжает расти. Когда она достигает примерно 12 % от общего населения и не желает ассимилироваться, а демонстративно живёт по своим обычаям (и тем более — если и соседей понуждает их разделять, а то как же они раньше-то жили без нас, таких умных? Дикари! Плакать хочется!), то у местных начинает создаваться ощущение оккупации. И лишь вопрос времени, когда они попытаются восстановить статус-кво.

Давно замечено, что наиболее активный неприятель понаехавших — не действительно коренной житель, а такой же понаехавший более ранней волны или ближайший потомок такового. Если этих волн иммиграции было реально много, до неразличения, а кто же, собственно, коренной, то получается троп «Вас здесь не стояло!» В крупных туристических центрах жертвами тропа падают также руссо туристо; впрочем, этим-то как раз поделом, но вслед за ними и на более культурных соотечественников начинают смотреть косо.

Примеры[править]

  • Визит в племя чудаков часто начинается именно с такого отношения. Позже герои могут реабилитироваться перед местными… ну или придётся спешно драпать.

Фольклор[править]

  • Этнические анекдоты, в которых главный персонаж (чукча, грузин, шотландец…) действует не в естественной среде обитания, а в метрополии. Тысячи их!
    • Ну и как же без инверсии, где понаехавший колонизатор (великоросс, английский сахиб…) пытается насаждать своё ви́дение мира?
  • Вариации анекдота, в котором приехавший не может прочитать предупреждение («Холера!», «Выбросы завода», «Не заплывайте далеко», и т. п.) и гневно интересуется у местных «Что на вашем варварском языке тут написано»? И получает ответ «Тут лучшая вода для питья!», «Кто доплывёт до середины реки — получит приз» и т. п.
  • «Сегодня в тайной пещере под Чистыми прудами умер последний коренной москвич».

Литература[править]

  • «Гаргантюа и Пантагрюэль» — лимузинец, коверкавший французский язык, чтобы сойти за парижского студента, у которых было в обычае изъясняться на франко-латинском пиджине. Его речь переполнена собачьей латынью настолько, что Пантагрюэль называет его еретиком — ему кажется, что лимузинец «нарочно придумал какой-то дьявольский язык». К нормальной речи лимузинца приучили так же, как и гоголевского школяра — стрессотерапией.
  • Джек Лондон:
    • «Лунная долина» — главгерой не может конкурировать с понаехавшими на рынке труда и решает удалиться вместе с женой из города вести пасторальную жизнь на природе.
    • В дилогии о Смоке Беллью (и не только) — высокомерное отношение старожилов к чечако, которых понаехало сверх всякой меры.
    • В «северных» и «южных» рассказах много размышлений о понаехавших белых, усложняющих жизнь индейцам и полинезийцам.
  • Легендариум Толкина:
    • Тингол и Эол (можно предположить, что и многие другие синдар) именно так воспринимали прибывших из Амана нолдор.
    • Дунландцы считают понаехавшими дунаданов и рохиррим.
  • «Крестный отец» — здесь презрительно относятся к итальянцам, и за справедливостью приходится идти к Дону.
    • Куда интереснее отношение квартирного хозяина-калабрийца[2][3] к «понаехавшему» сицилийцу Вито.
  • «Волкодав» — Последняя война началась из-за перемещения народов на земли, где им были не рады. Её отголоски звучат и сейчас — в частности, в Галираде не любят сегванов.
    • Ну, тут речь идет все-таки не о миграции, а о военной агрессии. Последняя война началась с того, что в Степь с родных островов пришли местные полинезийцы, выкуренные оттуда извержениями вулканов. А там уже понеслось-покатило, по ухабам под откос, и, судя по всему, конфликт назревал уже давно. Сегванов тоже выживали с родных островов ледники, а не любят их за то, что позиция «раз уж мы со своего острова не на дикий берег пришли, то надо вежество понимать» была скорее исключением. В частности, именно так было вырезано племя Серых Псов, а тот же Галирад они всего пять лет назад пытались завоевать. К слову, в результате Последней войны были и положительные примеры — в деревне с совершенно сольвеннским названием Ключинка на территори сольвеннов жили вельхи, и жили неплохо. Да и в самом Галираде тоже, это вообще по местным меркам крайне космополитичный город.
  • Сергей Лукьяненко «Шестой дозор» — немного конфликта между новопонаехавшими и старопонаехавшими в Париж. Местные воспринимают конфликт как ссору между двумя, а потом тремя «голубками».
  • Плоский мир — отношение несознательных граждан Анк-Морпорка к гномам, троллям, оборотням, гноллам, големам, вампирам, лепреконам и прочим видам, облюбовавшим Анк для жизни и бизнеса.
  • «Сага о Ведьмаке» — эльфы считают (не без оснований) людей таковыми. При этом сами в своё время понаприплыли, потеснив гномов, краснолюдов и низушек.
    • А те, в свою очередь, «понаехали» на места обжитые вранами.
  • «Маджипур» — пьюривары. Между прочим, на планете вполне успешно сосуществуют с десяток рас, только коренные жители не желают вписываться к «понаехавшим» — и потому сидят в резервациях.

Кино[править]

  • «Москва слезам не верит» (и смешной перевод «Москва не резиновая!») — трио главных героинь понаехало покорять Москву. Московский шовинизм проявляет несосоявшаяся свекровь Катерины.
  • «Белые росы» — трагикомичный понаезд целой деревни, переселённой в новостройку-многоэтажку.
  • «Столкновение» (2004) — в одной из сцен американка явно азиатского происхождения орет именно это на другую американку, внешность которой позволяет, конечно, заподозрить у нее мексиканские корни, но на взгляд нашего зрителя выглядит та как раз обычной белой женщиной, что вызывает немного комичный эффект.
  • «Postal» — сцена с неспешной китаянкой на перекрёстке.
  • «Строшек» — мелкий преступник, не вполне нормальный психически, неудачливый старый лавочник и немолодая проститутка отправляются отправляются из Западного Берлина за океан обретать белый заборчик. Беда в том, что если в благословенной Америке что-то и достаётся даром и без труда, то позже за это приходится платить, и с процентами — такова суть кредита.
  • Gangs of New-York — коренные американские ирландцы против понаехавших ирландцев
  • Притяжение — поналетевшие пришельцы тырят нашу воду.

Телесериалы[править]

  • «Шерлок Холмс» (2013) — знаменитый монолог Шолто с индусами в роли «равшанов». Не в ладах с историей, но всем пофиг.
  • «Отель Элеон» — в одной из серий беларус, не умеющий в английский, правдами и неправдами устраивается барменом, но к концу серии вылетает с работы нафиг. Свою неудачу объясняет тем, что «москвичи — гнилые люди».
  • Warrior — исторически верное отношение ирландцев к китайцам.
  • «Доктор Куин — женщина-врач» — потомки основавших Колорадо-Спрингс мигрантов первой волны с глубоким презрением относятся к поселившимся неподалеку мигрантам второй волны.
  • Карнивал Роу — жители Бурга не очень любят «понаехавших» сказочных существ.

Мультсериалы[править]

  • She-Ra and the Princesses of Power — именно такое отношение к неместным господствует в пустыне. Наряду с правом сильного, так что лечится поркой; в случае Хантары — оздоровительной, в случае её банды — увы.
  • «Масяня» — эпизодический персонаж в Москве в ответ на расспросы Масяни, где Староколпакский переулок, со злобой произнёс: «Понаехали тут».
  • South Park — стереотипные реднеки с фразой «Из за этих хадов мы сидим без работы!». Один раз гадами были пришельцы из будущего.
  • Экстремальные охотники за привидениями — После победы над монстром бермудского треугольника к жизни вернулись все, кого он поглотил за эти годы. Эдуардо комментирует эту новость словами: «Только этой толпы Нью-Йорку не хватало».

Видеоигры[править]

  • Morrowind — нет, данмеры в принципе изоляционисты, недолюбливающие чужаков (хотя, те же Хлаалу активно привлекают инородцев в свой Дом) и не гнушающаяся рабства (впрочем, король Хелсет после событий «Морровинда» его отменил), так что высокомерное отношение к инородцу-Нереварину в общем-то понятно[4]. Если персонаж игрока сам является данмером, ситуацию это не улучшит — он в любом случае прибывает в Морровинд из Сиродила.
    • Самое веселое, что эти данмеры-шовинисты как раз тоже понаехи, просто более ранние (см. шапку): активная колонизация Вварденфелла началась только 10 лет назад, до этого практически весь остров был под управлением Храма в качестве эдакой «Папской области».
    • После Красного Года им это аукнулось, и многие вварденфельцы были вынуждены сами понаехать в Скайрим, где отношение к ним примерно такое же.
  • Horizon: Zero Dawn — карха периодически жалуются на понаехавших озерам, которые помогли нынешнему королю Аваду отбить трон у сумасшедшего отца, при котором чужеземцев угоняли в рабство и бросали на гладиаторские арены. Когда священник из числа любителей старых порядков начинает причитать, что раньше «Меридиан был чист», Элой язвительно переспрашивает: «Чист, потому что чужаков сажали в клетки и приносили в жертву?»
  • Life is Strange 2 — вообще у бездомного полумексиканца с американским гражданством сложности с тем, что он якобы «понаехал», на протяжении всей игры…
    • Его папашу воспринимали так же, хорошо видно в письме от соседа.
  • Понаехали тут! — браузерная MMORPG о противостоянии «понаехавших» и «коренных масквачей».

Музыка[править]

  • «Тараканы!», «Житель столицы» — довольно агрессивное На тебе! в адрес «понаехавших».
  • «Ногу свело!», «Московский романс» — лирический герой всячески подчёркивает, что ему надо помочь материально, дабы он поуехал обратно.
  • «Монгол Шуудан», «Москва колбасная» — понаезд из провинции в столицу за дефицитными ништяками (конец 1980-х, судя по всему).
  • Сергей Трофимов, «Уважаемый Лужков-задэ» — поётся от лица клюквенного горца (по-видимому, азербайджанца), с подачи заглавного героя приехавшего в Москву устраивать бизнес на фруктах. Устроил в итоге хорошо.

Реальная жизнь[править]

Именно появление большого числа понаехавших рабочих привело к появлению наряду с изначально левыми скинхедами большого количества ультраправых.

  • В России стереотипный понаехавший — среднеазиат, причём настолько, что цель понаезда попала даже в заголовок статьи об их родном регионе.
    • На втором месте по стереотипности — понаехавший с гор дэрзкий и чоткий Мага. Приехал сюда явно не работать, законы местные презирает, да ещё и при любом конфликте норовит притащить с собой половину родного аула и автомат в придачу, так что в нынешней культуре если среднеазиат-гастарбайтер ещё может быть положительным персонажем, то кавказец (если не грузин и не армянин, да и то…) — почти всегда персонаж отрицательный. Справедливости ради, поводы дают очень уж регулярно.
    • Этнические русские, понаехавшие в столицу, заслужили отдельное прозвище — замкадыши, антиподом их является маассквич.
      • Хотя не так-то просто найти хоть одного по-настоящему коренного москвича. Даже легендарный основатель Москвы, Юрий Долгорукий, и тот понаехавшим был.
  • В бывших республиках СССР — русские и приравненные к ним, даже если живут там со времён СССР.
  • В США стереотипный понаехавший — мексиканец. Дональд Дак Трамп планировал отгородиться от них стеной, но планы успехом не увенчались.
    • Сами мексиканцы понаехавшими считают гринго, то есть американцев, так как США в ходе нескольких войн отжало у Мексики немалую часть территории, выселив мексиканцев, а большая часть мексиканцев — это крещёные потомки оседлых индейцев, то есть коренные жители американского Юга.
      • Тем более что очень многие мексиканцы никуда не «выселились», а остались где были, гордо сохраняя язык, веру и культуру — за что и терпели (и терпят) издевательства [как правило — исключительно] англо-говорящих, белых протестантов. Автор правки привечал в Калифорнии гостей из России, которые — презрительно поморщивщись — спросили, откуда, дескать, они все понаехали? И извергали фонтаны отрицательного благовония, услышав в ответ, что эти «они», живут тут не первую и даже не вторую сотню лет, и как сидели на своей земле так и сидят, а «понаехали» тут именно мы.
    • В более ранние времена таковыми считались ирландцы, среди которых большинство было католиками.
  • В Испании и Франции — араб или негр, причём из стран Магриба (Северной Африки), то есть ещё и мусульманин.
  • В Европе в целом явление обрело новую актуальность в конце 2000-х годов. Когда Запрещённое государство набрало силу, США вбомбили в каменный век пару-тройку относительно благополучных ближневосточных стран, и на Европу посыпался вал беженцев. Которые, переведя дух, принялись вести себя в новом толерантном окружении примерно как те, от кого они, собственно, бежали, да ещё и изящно используя риторику проповедников мультикультурализма против них самих.
    • После распада СССР «понаехавшими» стали жители Восточной Европы в Западной, например, поляки в Англии. В Чехии таковыми считают русскоязычных, преимущественно украинцев.
  • Южная Африка XIX в. — европейцы с точки зрения африканеров. Мнение коренных обитателей Африки, разумеется, никого не волнует, как проблемы индейцев того шерифа.
  • В Израиле, где большинство евреев — репатрианты и их ближайшие потомки, некоторые считают «понаехавшими» новых репатриантов. Особенно это распространено среди старожилов, приехавших из (бывшего) СССР.

Примечания[править]

  1. Карикатура нарисована в ответ на возмущение эмигрантов предыдущих волн, в основном протестантов, новыми эмигрантами — католиками, православными и иудеями. «Понаехавший», судя по белобрысым патлам, носу «картошкой», усам и фуражке — выходец из Российской империи или другой восточноевропейской страны.
  2. то есть такого же итальянца
  3. К предыдущей сноске: утверждение про "того же итальянца" оба участника истории искренне бы не поняли. Даже сейчас большая часть итальянцев отождествляет себя не со страной в целом, а с регионом, а уж век тому назад сицилиец и калабриец - совершенно разные люди.
  4. Особенно после того, как он зарекомендует себя как Нереварина — у местных радикалов сама мысль о том, что легендарный герой может переродиться презренным н’вахом, рвёт шаблон от темени до копчика.