Злодей выбирает выражения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Politically Correct Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я не расист, я всех ненавижу одинаково »
— расхожее
Вот так примерно.

Модный в последние годы подвид злодея со стандартами. Он ни за что не скажет, что героиня бьётся как девчонка — но жестоко искалечить или убить её ему ничто не помешает. Он ни за что не назовёт представителей чужого народа шовинистической кличкой — а вот санкционировать или даже лично совершить геноцид этого народа ему ничего не стоит. Как, впрочем, и любого другого — для него важен не цвет кожи и не ширина глаз, а только степень полезности или помехи его злодейским планам. Поэтому касательно каждого своего преступления и каждой своей жертвы он всегда или почти всегда осторожно выбирает выражения.

Расстановка акцентов в образе сильно зависит от авторской интенции. Может получиться как антизлодей, всецело разделяющий прогрессивные ценности героев, но по должности или стечению обстоятельств сражающийся на противоположной стороне, так и лицемерный выродок, в моральных координатах которого не так страшно заживо выпотрошить жертву, как ненароком назвать её не тем местоимением.

Смежный троп — культурный мерзавец, но, как видно из примеров, далеко не всегда пересекающийся. Ещё один смежный — Борец за нравственность и Храмовник, выбирающие жертв среди «аморальных типов» и — важно! — гласно об этом заявляющий. Но это уже на стыке с контртропом, только «с повёрнутой стрелочкой» — истинно политкорректный злодей действительно не разбирает людей (и иных индивидов) по полу, возрасту, ориентации и записи в пятой графе.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Saga o wiedźminie — Нильфгаард, местная Империя зла, внезапно отличается от свободных и «светлых» северных королевств не только принципом «айн Готт, айн Райх, айн Фюрер», но и… полным отсутствием шовинизма людей по отношению к представителям нечеловеческих рас.
    • Да и с гендерным равенством там получше. Во всяком случае, в тюрьмах.
      • Полное равенство, в том числе никаких отдельных казарм, бараков и камер, императорским эдиктом.
  • «Дом малых теней» Адама Нэвилла — во все поля. Причём в нескольких вариациях. С одной стороны, местная старушка, юридическая хозяйка дома и продаваемых диорам, представляет мастеров-кукольников и их почитателей гонимыми и непонятыми обществом, а самих мастеров — как защитников обездоленных (и это на самом деле так; вот только обвинения в колдовстве и язычестве тоже правдивы). После она же, раскрывая карты, говорит, что куклы выбирают именно ущемлённых, отвергнутых — что, скорее всего, на самом деле так: среди поименованных жертв одноглазая и затравленная подруга героини и три девочки из приюта для детей-инвалидов, от которых отказались родители; эти же дети являлись однажды, чтоб спасти протагонистку от травли. Наконец, действующий в мире людей злодей, продолжатель дела кукольников — начальник героини, инвалид-колясочник с детства, заодно и самый понимающий и толерантный из всех окружающих её людей. Потрошить жертв во славу кукол ему это не мешает. В общем, тот случай когда отверженному обществу человеку настойчиво предлагается пасть в объятья абсолютно толерантных чу-чу. Которые, за своей чужеродностью, в сортах людей не разбираются, зато знает, что одиночку отбить проще.

Кино[править]

  • Звёздные Войны — ситхи зигзагом. В своих империях они, как правило, не против ксенофобии (ради того, чтобы их подданные срывали злость на ком-то). Но что касается собратьев по ордену, то большинство из них лишены каких-либо предубеждений по отношению друг к другу по принципу расы или пола. То же самое касается других «тёмных» организаций, например, имперских инквизиторов, где царит полный интернационал.
    • В классической трилогии Имперская армия — вполне «сосисочный клуб»: ни одного женского лица и почти нет не-людей, да и темнокожих либо с азиатским разрезом глаз не наблюдается. Первый Орден хотя бы в этом прогрессивнее: помимо капитана Фазмы, довольно много женщин среди персонала, попадаются также и тёмные лица. Даже из суперпушки «Старкиллер» стреляет чернокожая женщина.
      • Сказывается недавняя мода на толерастию. Оригинальная трилогия снималась в 70-80 годы, а сиквелы — в 10-ые.
        • По внутренней хронологии прошло примерно столько же. Так что логичные изменения.
  • «Волшебный голос Джельсомино», советская экранизация «Джельсомино в стране лжецов» Джанни Родари — король Джакомон после захвата власти приказывает казнить всех своих врагов, вне зависимости от пола и возраста: «Что значит „Женщины и дети“? Мы живём в век равноправия. Расстрелять! Уравноправить!» Это, кстати, злодейство в адаптации — в книжке джакомоновская власть как максимум затыкала рты и тащила в застенки.
  • Captain America Trilogy — в первом фильме ГИДРА была вполне нацистской, исключительно белой и исключительно мужской по составу организацией. В «Зимнем солдате» мы уже видим среди оперативников ГИДРы людей разных полов и рас.

Телесериалы[править]

  • Agents of S.H.I.E.L.D. — Как и в «Зимнем солдате», современная ГИДРА отступила от нацистской расовой теории, да и женщин принимает. Точно так же нет расового антагонизма в фантомном мире победившей ГИДРЫ, сконструированном АИДой.
    • Тут раскрывается, что нацистская ГИДРА Красного Черепа была лишь полунезависимой ячейкой основной организации, которая самого Черепа не слишком-то жаловала из-за его одержимости мифами. Сама ГИДРА является древним заговором, который почитает одного супернелюдя (переделанного инопланетянами-крии индейца из Центральной Америки) и, веря, что ему по праву править миром, стремится вернуть его из другой планеты, на которой его в древности изгнали люди и нелюди.
  • Firefly — в самом Альянсе нет ни расовых, ни половых предрассудков. Хотя с наличием таковых на отсталых планетах Альянс ничего не делает.

Мультфильмы[править]

  • Mulan — единственный человек, кто не капает героине на мозги предрассудками о месте женщины в обществе, характерными для средневекового Китая — это главный злодей Шан Ю. Потому что узнал, кто она, уже после того, как она угробила его армию, и судит по делам.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Fables — Златовласка, на иллюстрации. Осуждает видизм и даже вступала в половые контакты с другими видами (при том, что в мире сказаний говорящие животные были сначала выселены на ферму, так как легко могли быть замечены людьми, а потом и ущемлены в правах), сама амбициозна, активна и боевита — полная инверсия классической женской роли. Косит под благонамеренного экстремиста, но на деле стремится к личной власти и не останавливается ни перед убийством (в том числе — убийством зверей), ни перед тем, чтоб заставлять захваченных работать на себя, де-факто обращая их в рабство.

Веб-комиксы[править]

  • Сова — эффективный менеджер — стрип «Эффективная толерантрость» раскрывает троп. Протагонистка-злодейка Сова не просто относится ко всем одинаково (для неё важны лишь орехи), но и искренне поддерживает движения за равноправие. Ведь под очередную акцию можно загнать покупателям старый товар в новой упаковочке задорого!
  • «Приключения Толераста» — Ктулху, который хавоит всех, вне зависимости от их вероисповедания и цвета кожи.

Видеоигры[править]

  • Tyranny — Владыка Кайрос, тиранический закулисный Тёмный властелин, драконовыми законами управляющий континентальной империей, ведущей и, к моменту начала игры, успешно закончившей многовековую завоевательную войну против всего Терратуса. При этом в Империи узаконены полное расовое и гендерное равноправие, но Закон Кайрос(а) распространяется только на его\её подданных, которыми недавно покоренные ярусники де-юре ещё не считаются (а де-факто немногие хотят), — но могут стать, примкнув к некоему отделению госаппарата, например, вступить в Алый Хор (но есть очень опасные риски)[1] или поступить на службу Вершителю Судьбы.
  • Days Gone: полковник Гаррет — отбитый на всю башку религиозный фанатик и фундаменталист, но он не проявляет никакой дискриминации к окружающим. Единственные, кого он не терпит, это те, кто совершил преступление.

Примечания[править]

  1. При одном визите к Тунону можно застать судебное разбирательство между атаманом Хора и Вершительницей, убившей нескольких его бойцов за изнасилование женщины с Ярусов — как выясняется, пострадавшая сама подошла к ватаге с желанием поступить в Алый Хор, — но самому атаману пофиг на убитых бойцов — он только подгатить Вершителям хочет, так как де-юре Вершительница убила подданных Владыки. Тунон предоставит вам вынести вердикт — можете как вынести коллеге обвинительный приговор, а можете и оправдать, мол, раз пострадавшая изначально выразила желание присоединиться к хористам, то она технически уже считалась подданной Владыки и насильники сами нарушили Закон.