Не бойся, я с тобой!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Как называется тот фильм… Ну этот, где до революции в Азербайджане Сан Саныч, каратист…
— «Не бойся, я с тобой».
— Нафиг ты мне нужен!
»
— Популярный розыгрыш
Не бойся, я с тобой!
Не бойся я с тобой.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР (USSR)
Киностудия
  • Азербайджанфильм
РежиссёрЮлий Гусман
Автор сценария
  • Юлий Дунский
  • Валерий Фрид
Когда вышел1981
Продолжительность150 минут
В главных ролях:
Мухтарбек КантемировРустам
Лев ДуровСан Саныч
Полад Бюль-Бюль ОглыТеймур
Гамида ОмароваТелли

«Не бойся, я с тобой!» — музыкальный приключенческий фильм в жанре «истерн».

Сюжет и стиль[править]

Сюжетная интрига стара как мир: влюбленные — артист Теймур и дочь богатого бека Телли хотят пожениться, но отец невесты против; он пытается избавиться от жениха дочери, ссылаясь на обычай, согласно которому молодой горец не может жениться, пока не завершит кровную месть, которую ведет его род. Миролюбивый Теймур отправляется на битву, подогреваемый словами простодушной невесты, которая просит его поскорее убить кровника, и собственной песней «Ведь недаром и кровь и любовь рифмовали поэты веками… Или может, писались стихи дураками? Или наша любовь недостойна стихов?!». Но его противника не так-то просто одолеть: он тоже артист и еще более миролюбив!

Высокий пафос в фильме уживается с добрым юмором. Песни в исполнении И. Кобзона, В. Винокура и Полада Бюль-Бюль-оглы сочетаются с рок-композициями ансамбля Бари Алибасова (не «На-на»!). Красочные горные пейзажи, отличная постановка конных и акробатических трюков (Кантемиров по профессии каскадер), сцены с применением боевых приемов восточных единоборств придают фильму дополнительное очарование.

Герои[править]

Хорошие[править]

  • Рустам (Мухтарбек Кантемиров). Названный в честь знаменитого богатыря, сам вырос настоящим богатырем — рослым, сильным и добрым. Его род был втянут в многолетнюю кровную вражду, которая обычно ведется до полного истребления; Рустам остался последним мужчиной в роду, будучи еще ребенком, и бабушка отправила его жить в город — подальше от кровавых разборок. Повзрослевший Рустам сделался цирковым артистом, показывающим чудеса ловкости в джигитовке. Получив сообщение о том, что бабушка тяжело больна, он собирается вернуться в родные горы, надеясь на то, что за годы его отсутствия кровная вражда была забыта.
  • Сан Саныч (Лев Дуров). Бывалый путешественник, работает в цирке вместе с Рустамом. Сан Саныч не выглядит опасным — он уже в возрасте, невысок ростом, щеголяет немалой лысиной, — но эта скромная внешность скрывает задиристый характер и невероятную физическую тренировку. Когда в тюрьме у него попытались принудительно удалить и отнять золотой зуб, он это наглядно показал. Пожилой артист трогательно опекает своего друга-богатыря, и когда тот планирует ехать на родину, Сан Саныч тоже пакует чемоданы, ворча «Я тебя одного не отпущу, ты как ребенок, тебя любой может обидеть». Чемоданы, кстати, пригодятся: в них цирковой реквизит.
  • Теймур Гаджиев (Полад Бюль-Бюль-оглы). Артист, поэт, певец. В театре вынужден играть женские роли, заклеивая на время спектакля роскошные усы, чего очень стесняется. Готов драться за свою любовь, но плохо представляет, с кем на самом деле надо драться.
  • Телли, дочь Фарзали-бека. Как положено молодой девушке, влюблена в красавца-артиста; впрочем, влюблена по-настоящему и в час испытаний оказывается стойкой и надежной подругой.
  • Петров, ссыльный инженер-нефтяник.
  • Башня, в которой обороняются герои (Сумуг-кала).

Плохие[править]

  • Мирза Бабаев Фарзали-бек Велибеков, местный богач. Намеревался выдать Телли замуж за Мардана, сына делового партнера.
    • Перестройщики — он «сторонник прогресса». «Все менять — основ не трогая! […] Чтобы с этих пор по-новому оставалось всё по-старому!»
  • Мардан, то ли придурковатый сынок, то ли просто умственно отсталый. Что делать с невестой, он понятия не имеет, но добрая мамочка подсказывает: её можно будет бить и мучить — ай, хорошо!
  • Мать «жениха», мегера со скалкой и идише мамэ в одном флаконе.
  • Джафар «Трёхглазый», бандит, нанятый Фарзали для убийства Теймура и Рустама: первого — чтобы убрать претендента на руку и сердце дочери, второго — чтобы заполучить нефтяные месторождения.
  • Пристав, пособник Фарзали. Арестовал Петрова.

Сиквел[править]

«Не бойся, я с тобой! 1919», 2013 г., совместное российско-азербайджанское производство, режиссёр — тот же Гусман. Все герои спустя несколько лет живёхоньки-здоровёхоньки. Очевидно, от той огромной толпы врагов они благополучно отбились. Впрочем, поскольку одной из трёх противостоящих им групп врагов были представители правоохранительных органов, возможен и другой вариант — благоразумно сдались именно этой группе (как Сан Саныч уже делал в конце 1-й серии), а уже потом снова устроили побег из мест заключения.

Как сообщает КиноПоиск, «Теймур стал депутатом азербайджанского независимого парламента, Рустам служит в Красной армии, Сан Саныч открыл школу восточных единоборств. У Теймура похищают дочь Ширин. И трое друзей помогают освободить девушку и дать возможность двум влюбленным людям, Фархаду и Ширин, детям непримиримых врагов, обрести свое счастье». Вики уточняет: «Фархад и Ширин влюблены друг в друга, но их родители — ярые политические противники. Теймур, отец девушки, сторонник установления цивилизованного демократического режима, Гафур-бек со своим ближайшим сподвижником бандитом Абдуллой намеревается изменить политическую ситуацию за счёт мирной (так в тексте!) революции. Гафур-бек похитил Ширин для устранения её отца от дел».

  • На самом деле так и было: трусоватый и не сильно умный Гафур-бек именно на такую революцию и рассчитывал: он выйдет, толкнет речь, все с ним согласятся и будут счастливы. Как только до него дошло, что без крови не обойдётся, то он сразу попытался дать задний ход. Но у Абдуллы были другие планы, и шефа закатали в ковёр, поставив вниз головой.

В общем, судя по описанию, тут у нас налицо Конъюнктурный пересмотр вкупе с антисоветчиной. Единственная рецензия на том же КиноПоиске — отрицательная. И это несмотря на старых актёров. Кстати, в фильме снялся известный игрок в «Что? Где? Когда?» Ровшан Аскеров.

  • Перекличка — сиквел наполнен отсылками к первому фильму чуть менее чем полностью, но встречаются и другие переклички. В конце фильма Теймураз говорит Сан Санычу, только что уложившему сюрикеном злодея Абдулло: «Это это был лучший бросок, который я видел в жизни!». И получает ответ: «Это был худший бросок, я целился в факел». Заменить «факел» на «лошадь», а «бросок» на «выстрел» — получится цитата из «Великолепной семерки».
  • Сделано ради ностальгии — довольно своеобразный случай. По сюжету прошло 20 лет с первого фильма, а на самом деле — больше тридцати, и главные герои уже глубокие старики, поскольку их играют те же актеры (и даже эпизодическую роль конферансье снова исполняет тот же режиссер Юлий Гусман). Правда, непонятно, почему при кричащей со всех углов сиквельности один из главных героев превратился из Теймура Гаджиева в Теймураза Мамикбекова. Сменил имя и фамилию после своих былых приключений, привлёкших ненужное внимание властей?
  • Не знает матчасти — Сан Саныч в ответ на «сэнсэй» называет своего бывшего ученика «сэмпай». Но это обращение менее опытного в чем-то к более опытному в этом.

Тропы и штампы[править]

«

Насилье точит сталь, Но сталь его не вечна. А ты душою крепче стали стань! Когда чиста рука, а цели человечны — Рука крошит отточенную сталь!

»
— «Урок борьбы» («Песня Сан Саныча», слова Алексея Дидурова, музыка Полада Бюль-Бюль оглы,

исполняет ВИА «Интеграл»)

  • Бесполезный огнестрел — режиссёрским произволом огнестрел объявлен бесполезным во время боя учеников Сан Саныча с бандитами Джафара: бандиты много стреляют по безоружным каратистам, в том числе практически в упор, — и никого не убивают!
    • В сиквеле с прикрученным фитильком — огнестрел хотя бы что-то значит (но не всегда), а один из героев прямо говорит сыну, что против пулемёта не попрёшь.
  • Ботинки — полуботинки — Теймур согласился убить ради своей любви, потому что «Ведь недаром и кровь, и любовь Рифмовали поэты веками! Или может, писались стихи дураками? Или наша любовь недостойна стихов?».
  • Дружба начинается с поражения — дружба главных героев началась с того, что Теймур получил задание убить Рустама и всеми силами пытался это сделать, но не смог тягаться с тренированным циркачом.
  • Зыбучий грёбаный песец. Инверсия: уголовник воспринимает «сатрап!» как неприличнейшее ругательство. Ведь он уже двадцать лет лямку тянет, а такого не слыхивал.
  • Кармическая справедливость — вместо вожделенной нефти Велибеков получил фонтан дерьма.
  • Ковбой Бибоп за своим компьютером — рецензия от горе-журналиста:
« Сан Саныч — циркач, который во время представления скачет на коне и стреляет в воздушные шарики, находящиеся в руках его лучшего друга и напарника. Однажды он получает письмо, из которого узнает, что его бабушка очень тяжело больна и жить ей осталось совсем не долго. Несмотря на то, что скорее всего его ждет смерть, из-за старой кровной мести, Сан Саныч собирается в дорогу. Напарник, переживая за жизнь своего друга, не желает отпускать его одного и отправляется вместе с ним. Впереди их ждут невероятные приключения и множество испытаний, которые начинаются после того, как в местном театре Сан Саныч попросил одного джигита снять шапочку, на что тот ответил отказом, и напарник снял ее саморучно…[1] »
— аннотация на baskino.co
  • Королева бреется — Телли якобы возвращают отцу, но под покрывалом мусульманской невесты скрывается Сан Саныч, пока настоящая Телли сбегает.
    • Это во вторую очередь. В первую — актёрство Теймура (возможно, с фитильком, так как усы заклеивает, а не сбривает).
  • Кража невесты — невеста согласна, а «ограбленный» жених не сильно расстроился: «Попросил бы, я бы ему отдал. Или на что-нибудь поменял».
  • Культурный крутой — и добродушный богатырь Рустам, и плюгавый забияка Сан Саныч, в крутизне которых никто не сомневается, — не головорезы, а цирковые артисты, то есть и мир повидали, и людей, и определенный культурный уровень имеют, и не растеряются ни в оперном театре, ни в тюремной камере (по крайней мере, предложенный Сан Санычем способ «захода в хату» вполне сработал). А Рустам еще и поет не хуже Кобзона.
  • Крутой в деловом костюме, вариант «А для серьзной драки верх можно и эффектно сбросить» — Сан Саныч, Рустам и присоединившийся к ним прокачавшийся Теймур в конце фильма.
  • Лицемерие — это смешно — Фарзали-бек при каждом случае демонстрирует свою тягу к прогрессу и борьбу с отсталостью, но дочь собирается выдать замуж против ее воли за выгодного жениха. «Ай, Аллах, ай Аллах, ниспошли прогресс в делах!»
  • Нести как невесту — «Я обещал всю жизнь носить тебя на руках. Не надо было болтать языком».
  • Несовместимая с жизнью мстительность — «А тот, кто был жив, тот не жил — тот ждал за возмездье возмездья».
  • Не щадить стариков — Джафар сначала хочет пытать старого пастуха, потом берет его в заложники. Старик кричит односельчанам, чтоб не беспокоились и забросали бандита камнями: сам он все равно старый.
  • Оборотни в погонах — пристав, пособник богача Фарзали; арестовал ссыльного инженера Петрова.
    • Петров при этом продемонстрировал плохо совместимую с жизнью наивность: когда он уже понял, что представляет собой пристав, то в лицо заявил тому, что отправится в Баку и будет искать управу на него там. А промолчал бы — смог бы и в самом деле отправиться в Баку.
  • Однорукий воин — подстреленный Джафаром Рустам половину второй серии ходит, бегает и сражается с правой рукой на перевязи.
  • Растаскано на цитаты.
  • Сентиментальный злодей — Джафар от песни Теймура начинает плакать и говорит, что если дальше продолжит петь, то не сможет его убить.
  • Скомпрометированность — Теймур опозорил Телли тем, что трижды видел её с непокрытым лицом. Но она даже рада — теперь у женихов, кроме него, она не котируется.
  • Стрелять через заложника — на этом настаивал старик, которого Джафар взял в заложники: мол, я все равно старый, хоть его убьёте. Но, естественно, благородный герой на это не пошёл.
  • Трезубец — Рустам нейтрализовал банду с винтовками и пистолетами, закидав всяким сельхозинвентарём, в том числе и вилами. Никого даже не ранив.
  • Тюрьма — тренажёрный зал — педаль в пол: тюрьма — школа карате!
  • Хуцпа — «Не трогайте меня! Я иностранец! Я индус! Я подданный Его Высочества магараджи Хайдарабада!» И сработало ведь.
  • Шантаж — гадкое слово — Фарзали-бек умоляет пристава сделать ему одолжение: забрать у него дорогих коней.
  • Я не злой — богач заказывает неудобного человека бандиту. При обсуждении цены каждый твердит о своей честности и порядочности: и богач, которому нужно устранить помеху, и бандит, у которого свои счеты к жертве.
    • Первый еще и, выдавая дочь замуж за идиота, утверждает, что он «не зверь», потому что плачет, когда выдаёт.

Песни[править]

«

Но он противник — лучше не бывает: Ты упадёшь — а он не добивает. Ударишь в спину — и не ждёшь ответ! Интеллигенту от себя спасенья нет!

»
— «Интеллигент»

Ссылки[править]

Песни из фильма:

  1. Тут 2 в 1: скачущего и стреляющего циркача зовут Рустам, а Сан Саныч — как раз его напарник. И в сцене с театром переврали: и джигита попросил, и «шапочку» (конечно, папаху) снял Сан Саныч, а Рустам подошел позже, улаживать конфликт.