Развеять ореол: различия между версиями
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Сам [[протагонист]] не обязательно берет на себя роль срывальщика покровов, скорее ореол развеивается сам собой; однако бывает, что протагонист изначально ореолу не верит и пытается [[Правда Кассандры|убедить в этом окружающих]]. | Сам [[протагонист]] не обязательно берет на себя роль срывальщика покровов, скорее ореол развеивается сам собой; однако бывает, что протагонист изначально ореолу не верит и пытается [[Правда Кассандры|убедить в этом окружающих]]. | ||
Троп имеет сходство с [[ | Троп имеет сходство с [[разбитый идол|разбитым идолом]], но разбитый идол — это только и исключительно разочарование, а вот ореолом персонажей награждает легковерная публика, и слава может быть как положительной, так и отрицательной. | ||
Смежные тропы, которые могут передавать фабульную суть данного: [[всё это время был злодеем]]/[[всё это время был героем]]; (опровергнутая) [[грозная репутация]]; [[всего лишь человек]] — тот, кого так идеализировали, оказывается человеком со своими слабостями и пороками. | Смежные тропы, которые могут передавать фабульную суть данного: [[всё это время был злодеем]]/[[всё это время был героем]]; (опровергнутая) [[грозная репутация]]; [[всего лишь человек]] — тот, кого так идеализировали, оказывается человеком со своими слабостями и пороками. | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* А. Волков, «[[Волшебник Изумрудного города]]». Волшебник Гудвин, Великий и Ужасный, могущественный и многоликий правитель Изумрудного города, к которому держат путь герои — ведь только волшебство Гудвина может им помочь. В реальности оказывается обычным человеком: не волшебником, не великим, не ужасным, не могущественным и заурядной внешности. Правда, героям он всё равно помогает — как уж может. | * А. Волков, «[[Волшебник Изумрудного города]]». Волшебник Гудвин, Великий и Ужасный, могущественный и многоликий правитель Изумрудного города, к которому держат путь герои — ведь только волшебство Гудвина может им помочь. В реальности оказывается обычным человеком: [[Великий Гудвин|не волшебником, не великим, не ужасным, не могущественным]] и заурядной внешности. Правда, героям он всё равно помогает — как уж может. | ||
* [[Harry Potter|Дж. Роулинг]] любит этот троп. | * [[Harry Potter|Дж. Роулинг]] любит этот троп. | ||
** «Гарри Поттер и Тайная Комната» — все (домохозяйки) знают, как [[ | ** «Гарри Поттер и Тайная Комната» — все (домохозяйки) знают, как [[рыцарь в сияющих доспехах|крут и благороден]] [[Нарцисс|Гилдерой Локхарт]]. | ||
** «Гарри Поттер и Узник Азкабана» — все знают, как опасен убийца [[Козёл отпущения|Сириус Блэк]]! | ** «Гарри Поттер и Узник Азкабана» — все знают, как опасен убийца [[Козёл отпущения|Сириус Блэк]]! | ||
** [[Зигзаг|По-разному]] — сам Гарри. Весь волшебный мир знает его как победителя [[Темный властелин|Волдеморта]], и только друзья понимают, что он [[всего лишь человек]]; Северус Снейп уверен, что он такой же наглый выскочка, как его [[Герой-насмешник|отец]] (и, кажется, этот ореол для Снейпа так и не развеялся); в пятой книге Гарри очерняет [[Навозная пресса|пресса]], и этому верит почти весь Хогвартс. | ** [[Зигзаг|По-разному]] — сам Гарри. Весь волшебный мир знает его как победителя [[Темный властелин|Волдеморта]], и только друзья понимают, что он [[всего лишь человек]]; Северус Снейп уверен, что он такой же наглый выскочка, как его [[Герой-насмешник|отец]] (и, кажется, этот ореол для Снейпа так и не развеялся); в пятой книге Гарри очерняет [[Навозная пресса|пресса]], и этому верит почти весь Хогвартс. | ||
** [[Ментор|Дамблдор]] — для Гарри его ореол лишь немного тускнеет после пятой книги; а [[Педаль в пол|педаль в мантию Земли]] отправляют фикрайтеры-авторы «''[[Дамблдор был плохим|дамбигадов]]''», в которых у Гарри полностью открываются глаза [[Гад-кукловод| | ** [[Ментор|Дамблдор]] — для Гарри его ореол лишь немного тускнеет после пятой книги; а [[Педаль в пол|педаль в мантию Земли]] отправляют фикрайтеры-авторы «''[[Дамблдор был плохим|дамбигадов]]''», в которых у Гарри полностью открываются глаза на [[Гад-кукловод|директора]]. | ||
* [[Сага о Копье]] — Рейстлин с большим удовольствием наблюдает, как [[разбитый идол|рушатся иллюзии]] Крисании относительно [[Житель Страны Тёмных Эльфов|Короля]]-[[я хороший, мне всё можно|Жреца]]. Он даже и не дискутирует особо, позволяя ей наблюдать самой — тем сильнее получается эффект, когда вместо божественного мудреца жрица видит не очень умного и не очень смелого старикашку, много возомнившего о своей роли <s>в истории русской революции</s>. | * [[Сага о Копье]] — Рейстлин с большим удовольствием наблюдает, как [[разбитый идол|рушатся иллюзии]] Крисании относительно [[Житель Страны Тёмных Эльфов|Короля]]-[[я хороший, мне всё можно|Жреца]]. Он даже и не дискутирует особо, позволяя ей наблюдать самой — тем сильнее получается эффект, когда вместо божественного мудреца жрица видит не очень умного и не очень смелого старикашку, много возомнившего о своей роли <s>в истории русской революции</s>. | ||
** В мюзикле маг действует несколько активнее: «Опомнись, Крисания!» и далее по тексту. Но и КЖ здесь [[благонамеренный экстремист|такой]], что встряска требуется покрепче. | ** В мюзикле маг действует несколько активнее: «Опомнись, Крисания!» и далее по тексту. Но и КЖ здесь [[благонамеренный экстремист|такой]], что встряска требуется покрепче. | ||
Строка 31: | Строка 31: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Феи: Легенда о чудовище» — феи были убеждены, что чудовище вызовет разрушительную грозу. На самом деле оно работало {{spoiler|громоотводом}}. | * «Феи: Легенда о чудовище» — феи были убеждены, что чудовище вызовет разрушительную грозу. На самом деле оно работало {{spoiler|громоотводом}}. | ||
* | * «[[Алёша Попович и Тугарин Змей]]» — Святогор: «[[крутой в отставке|стар я стал]] да [[уже не торт|немощен…]]» | ||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |
Текущая версия на 11:07, 27 июня 2023
« | - Это же потрясно! Вы соврали мне. Значит, вы не идеальны! | » |
— Мультсериал «Кунг-фу Панда» |
Этого персонажа в сюжете знают все! И все знают, как к нему надо относиться. Кого о нем ни спроси, немедленно услышишь экспрессивную оценку. Его появления задолго ждут с нарастающим трепетом, с ужасом или с восхищением (в зависимости от того, кем его, собственно, считают).
Но вот он появляется, и протагонист может рассмотреть его вблизи… Чу! Где же вся слава? Вместо могучего богатыря — дряхлый старик, а то и вовсе хвастливое ничтожество; зато вместо злобного монстра — милое и полезное создание. Вот так сюрприз — и для героев, и для зрителя.
Сам протагонист не обязательно берет на себя роль срывальщика покровов, скорее ореол развеивается сам собой; однако бывает, что протагонист изначально ореолу не верит и пытается убедить в этом окружающих.
Троп имеет сходство с разбитым идолом, но разбитый идол — это только и исключительно разочарование, а вот ореолом персонажей награждает легковерная публика, и слава может быть как положительной, так и отрицательной.
Смежные тропы, которые могут передавать фабульную суть данного: всё это время был злодеем/всё это время был героем; (опровергнутая) грозная репутация; всего лишь человек — тот, кого так идеализировали, оказывается человеком со своими слабостями и пороками.
Примеры[править]
Литература[править]
- А. Волков, «Волшебник Изумрудного города». Волшебник Гудвин, Великий и Ужасный, могущественный и многоликий правитель Изумрудного города, к которому держат путь герои — ведь только волшебство Гудвина может им помочь. В реальности оказывается обычным человеком: не волшебником, не великим, не ужасным, не могущественным и заурядной внешности. Правда, героям он всё равно помогает — как уж может.
- Дж. Роулинг любит этот троп.
- «Гарри Поттер и Тайная Комната» — все (домохозяйки) знают, как крут и благороден Гилдерой Локхарт.
- «Гарри Поттер и Узник Азкабана» — все знают, как опасен убийца Сириус Блэк!
- По-разному — сам Гарри. Весь волшебный мир знает его как победителя Волдеморта, и только друзья понимают, что он всего лишь человек; Северус Снейп уверен, что он такой же наглый выскочка, как его отец (и, кажется, этот ореол для Снейпа так и не развеялся); в пятой книге Гарри очерняет пресса, и этому верит почти весь Хогвартс.
- Дамблдор — для Гарри его ореол лишь немного тускнеет после пятой книги; а педаль в мантию Земли отправляют фикрайтеры-авторы «дамбигадов», в которых у Гарри полностью открываются глаза на директора.
- Сага о Копье — Рейстлин с большим удовольствием наблюдает, как рушатся иллюзии Крисании относительно Короля-Жреца. Он даже и не дискутирует особо, позволяя ей наблюдать самой — тем сильнее получается эффект, когда вместо божественного мудреца жрица видит не очень умного и не очень смелого старикашку, много возомнившего о своей роли
в истории русской революции.- В мюзикле маг действует несколько активнее: «Опомнись, Крисания!» и далее по тексту. Но и КЖ здесь такой, что встряска требуется покрепче.
Кино[править]
- «Трасса-60» — эпизод с шумным испусканием газов главной героиней «чтобы ты не думал, что я такая вся идеальная».
Комиксы[править]
- Girl Genius: Отар Тригвассен, авантюрист и джентльмен, известен как странствующий герой, спасающий всех и вся. Однако, всем, кто знает его получше, хочется его пристрелить…
Мультфильмы[править]
- «Феи: Легенда о чудовище» — феи были убеждены, что чудовище вызовет разрушительную грозу. На самом деле оно работало громоотводом.
- «Алёша Попович и Тугарин Змей» — Святогор: «стар я стал да немощен…»