Шкала романтизма против просвещения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Romanticism Versus Enlightenment. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Liberté, Égalité, Fraternité »
— Девиз французских революционеров-просвещенцев
« Viva la muerte, y muera la inteligencia! »
— Девиз испанских синдикалистов-романтиков

Некоторые люди в XVIII веке верили, что наука и логика сделают мир лучше. Эти надежды породили эпоху Просвещения. Под конец этой эпохи произошли Великая Французская революция и промышленная революция в Англии, которые навсегда изменили мир, благодаря чему XIX век кардинально отличался от предыдущего. Однако это же принесло и множество разочарований, благодаря чему зародился романтизм. Романтики считали, что идеи просвещения создают гнетущее общество, подстраивающее всех под себя, и что науке и логике никогда так и не удастся детально понять, как устроен мир и человеческая душа. Хотя эпоха главенства этих идей уже давно прошла, они всё ещё оказывают влияние на нашу жизнь.

Идеи просвещения и романтизма крайне популярны в литературе. Сторонники просвещения будут изображать мир будущего как мир науки, дружбы, братства, блестящих башен, а новой утопии будут противостоять лишь откровенно варварские силы — либо же, в случае победы антипрогрессивных сил, как антиутопию в духе навозных веков с мракобесием и антисанитарией. У романтиков всё наоборот: мир победившего прогресса изображается как Мир-помойка, с высокими технологиями, но низким развитием общества, где несчастны все, кроме, возможно, бежавших в сельскую местность. А вот при противоположном раскладе будут кавалеры и прекрасные дамы в винтажных нарядах, магия, замки посреди дремучих лесов и феи с эльфами, пляшущие на заросших мхом руинах небоскрёбов. Существует и компромиссная позиция авторов, которые в душе за романтизм, но при этом не отрицают позитивной роли глобализации и хайтека: такие будут изображать эстетику «плаща и шпаги» в космосе с дуэлями аристократов на бластерах и пришельцами, напоминающими сказочных существ.

Кроме собственно хайтека, одна из характерных точек размежевания между этими позициями — отношение к смерти. Для сторонников просвещения смертность человека — это проблема номер один; поощряется всевозможный иммортализм, трансгуманизм, опыты по продлению жизни, пересадка сознания в компьютер и др. Для романтиков же смерть — это врата в иной, нередко лучший мир, и главное — это принять её с достоинством и не бояться. Поэтому герой-«просвещенец», продлевающий себе жизнь с помощью технологий, и герой-романтик, считающий смерть «величайшим приключением», будут смотреть друг на друга… ну вы поняли как.

При этом следует отметить, что современный взгляд на эти идеи несколько отличается от тех, то были распространены века назад. Однако даже сейчас можно с уверенностью сказать, что научные фантасты в большинстве своём защищают Просвещение. В фэнтези и некоторой другой литературе популярен противоположный взгляд.

Нередко противопоставление просвещения и романтизма может сочетаться с противопоставлением «взрослого» «детскому» или «тинейджерскому»: детскому и подростковому возрасту свойственен романтизм, а взрослые более склонны жить «по науке».

Тропы[править]

Характерные для работ просвещения[править]

Отношение к науке и прогрессу
  • Благожелательный ИИ — дружественный ИИ демонстрирует ещё один пример того, как технологии могут улучшить жизнь людей.
  • Будущее будет лучше — вера в идею прогресса, в то, что следующее поколение станет умнее своих отцов, пропитывает всю философию эпохи Просвещения.
  • Наука — это круто — наука с точки зрения Просвещения рассматривается, как добро, поскольку именно невежество — корень всех проблем.
  • Магия — фэнтезийная наука — если в просвещение есть магия, то можете быть уверены, что будет именно так. Действительно, быть может, это просто некие новые законы устройства Вселенной, о которых мы пока что не знаем ничего. Но это не значит, что к ней не применимы те же методы.
  • Луддизм - это зло — авторы этого типа чаще всего изображают противников прогресса как фанатиков, террористов или безумцев.
  • Пост-киберпанк — ответ Просвещения на романтизм киберпанка.
  • Транс-человек — вернее, оптимистичный взгляд на это.
    • ИИ тоже люди — придерживаясь позиции «всё есть сумма его частей», чаще всего признаётся, что и человеческий разум можно создать искусственно.
Персонажи
  • Антизлодей — как правило, в работах просвещенцев злодеи не злы по самой своей природе, чаще они либо заблуждаются в своём стремлении к лучшему, либо просто являются порождениями общества, из которого они вышли.
  • Антигерой — тогда как романтики следуют либо этике деяний, либо этике добродетели, просветители предпочитают этику последствий. Ту самую, согласно в известной задаче нужно столкнуть на рельсы толстяка, если это позволит остановить вагон, который иначе бы переехал пятерых других человек.
  • Герой другой истории — важно для взглядом эпохи просвещения, ведь Герой может пройти так далеко во многом ещё и благодаря тому, что он «стоит на плечах гигантов».
  • Злодей-консерватор — реакционеры в таких работах чаще всего показываются как фанатики, стремящиеся любыми средствами вернуть утопию из прошлого, которой никогда и не существовало-то.
  • Разумный власть имущий — легитимность стоящих у власти с точки зрения Просвещения зависит в первую очередь от их компетенции, так что это необходимое требование.
Сюжетные элементы и мораль
Эстетика
  • Ар-деко — в научно-фантастических фильмах часто выбирается такая или схожая стилистика.
  • Блестящие башни и тоги — тоже очень популярная стилистика, которую используют авторы. Чаще всего из подражания античной культуре, которую зачастую видели, как пример для подражания.
  • Безразличие природы — Просвещение считает, что окружающий нас мир равнодушен к людям, и может быть весьма и весьма опасен. Гармония с природой, говорите? Хе-хе! Верьте дальше — до первого волка или медведя, попавшегося вам навстречу во время очередной вылазки в лес!
  • Императоры и гладиаторы и Герои и философы — очень часто используется именно их стилистика. Первые — за порядок, вторые — за расцвет науки.
  • Навозные века — именно так в их произведениях чаще всего изображается Средневековье и, особенно, Тёмные века.
  • Федерация — чаще всего просвещение выступает именно за демократию в качестве предпочтительной формы правления.
    • Королевства — плохо, а республики — хорошо — авторы просвещения сильно симпатизируют этой позиции. Вместе с тем многие из них поддерживают идеи просвещённого абсолютизма и скорее имеют претензии к наследственной передаче власти.

Характерные для работ романтизма[править]

Отношение к науке и прогрессу
  • Киберпанк — ответ романтизма на техноутопизм 1940-50-х[1], ибо…
  • Наука — это плохо — хотя отдельные авторы колеблются от осторожности до прямого отказа, романтизм в целом скептически относится к утопическому видению науки, свойственному для «просвещенцев».
    • Наука ошибочна — наука основывается на логике и рациональности, которые уступают эмоциям, а следовательно и сама наука ведёт к неправильным выводам.
  • ИИ — это плохо — неизменный взгляд романтизма на создание ИИ (результатом обязательно будет Бунт машин, притом далеко не всегда этот бунт явный). Причина — см. выше.
  • Лудд был прав — недоверие к социальным изменениям, порождаемым технологическим развитием, и есть по своей сути луддизм.
Персонажи
Сюжетные элементы и мораль
Эстетика

Общие[править]

Разные подходы к одной идее
Взаимные обвинения
  • Reductio ad Hitlerum: романтики любят припоминать псевдонаучную расовую теорию, просветители — нацистский оккультизм и одержимость великим прошлым.
  • Антиутопия — как видно из списка выше, противоположная сторона именно к этому и ведёт.
  • Ницшеанец-самоучка у романтиков будет типичным представителем Просвещения, не сумевшим найти некий внешний смысл жизни, а у самих просветителей — разочарованным романтиком, не нашедшим никакой толковой философии на замену рационализму.
  • Пчёлы против мёда — с точки зрения обеих сторон, люди на противоположной борются против собственной природы, либо отрицая пользу разумности, либо пытаясь отделиться от остального мира.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Артурианские легенды как таковые. Сама идея Круглого Стола и построения Артуром во главе Камелота более стабильного и совершенного общества посреди хаоса после развала Римской империи относится именно к прото-просвещению, хотя именно из этих романов впоследствии будут черпать вдохновение авторы-романтисты.
  • Часто встречающееся противостояние Афины и Посейдона. Посейдон древний, старый бог морей, который известен своим изменчивым нравом и свирепостью. И более молодая Афина, покровительница стратегии и мирных ремёсел, богиня мудрости и покровительница космополитичных Афин.
  • Теория основного мифа индоевропейцев Иванова-Топорова, основанная на противопоставлении бога грома и воинской касты богу магии, тайных знаний и касты жрецов: Тор-Один, Перун-Велес, Пяркунас-Велняс, Индра-Вала. В каждой из этих пар первое божество олицетворяет жизнелюбие, практичность, стремление к переменам (прото-просвещение), второе — мистицизм, завороженность природой, консервативизм (прото-романтизм). Если видные советские культурологи все же были правы, то проблема старше и романтизма, и просвещения… раз этак в сто.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • А. С. Пушкин, «Капитанская дочка» — герои по-разному понимали калмыцкую сказку, в которой Орёл и ворон обсуждали проблемы долголетия и питания мертвечиной. Романтик Пугачёв понимает так, что лучше уж прожить мало, но ни в чём себе не отказывая, наслаждаясь риском — «пить живую кровь». Просвещённый Гринёв мыслит иначе: для него совершать преступление — это «клевать мертвечину».
  • И. С. Тургенев, «Отцы и дети»: «отцы» — романтики, а «дети» — просвещённые.
  • «Мы» Замятина — автор на стороне романтиков. Научно-прогрессивный мир изображается как антиутопия, а революционеры — как сторонники символов и идей прошлого. Именно эти символы пробуждают душу в главном герое, который до этого был лишь «винтиком» системы.

На других языках[править]

  • Творчество Киплинга раскрывает стороны Просвещения, хотя на современный лад зачастую выглядит в лучшем случае как снисхождение к другим народов, а в худшем — как расизм. Собственно, эту сторону у него выражают колонизаторы, приносящие цивилизацию «незападным» народам, и он не видел в этом ничего плохо, сам будучи автором выражения «бремя белого человека». А вот романтизм выражен у него в традициях жизни народов Индии.
  • «Питер Пэн» — кроме истории взросления, здесь можно усмотреть ещё и это. Сам Питер Пэн и его Неверлэнд — это явный романтизм со всеми плюсами и минусами (приключения, пираты, вера в чудеса, некоторый эгоцентризм Питера, свойственный байроническим героям, его же слова, что «умереть — это ведь тоже большое и интересное приключение»), а вот взрослый мир является «просвещенческим».
  • «Сага о Форкосиганах» — тот Барраяр, на котором живёт Майлз, поразительным образом сочетает оба направления. Заимствованные с просвещённой тоталитарной демократии Беты технологии улучшили жизнь на этой планете, а романтизм служит красивой оболочкой атмосферы Барраяра. И именно их сочетание рождает самое лучшее: ведь как Барраяр времён Эзара, куда ещё не добрались современные взгляды, так и уже не совсем человечная Цетаганда уступают Барраяру времён Грегора.
  • «Досье Дрездена» — смесь обоих. С одной стороны нам кажется, что это произведение сильно направленно в сторону романтизма, с классическим байроническим героем в виде самого Гарри, а так же несколькими нападками в адрес науки и техники. Однако по мере развития цикла мы видим, что враги Дрездена старомодные сверхсущества, склонные считать людей рабами или пищей и управлять ими как феодалы, хоть и из тени. Мы видим, что способности самих смертных защищать себя с течением времени увеличиваются, а многих старых чудовищ губит именно невозможность приспособиться к изменяющемуся миру. Да, они насмехаются над людьми, но всё же бояться показываться человечеству на глаза, так что это именно просвещение.
  • Гибсон и Стерлинг, «Машина различий» — вселенная, где лорд Байрон был на стороне просвещения, а не романтизма, как в реальной истории, преуспел в политике, стал британским премьер-министром и оказал покровительство своей дочке Аде и её шефу Чарльзу Бэббиджу. В результате разностные машины Бэббиджа стали широко применяться как механические компьютеры в производстве, бизнесе, государственном управлении и военном деле, а в Британии пришла к власти технократия и построился стимпанк. Вслед за Байроном и множество других исторических деятелей искусства (например, Китс) подались в математики и программисты-клакёры, так что эта вселенная куда более сдвинута в сторону просвещения, чем историческая реальность.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — целиком построено на этом. Оригинальный цикл Роулинг написан с позиций романтизма, с элитарным магическим миром и недалёкими маглами (а ведь научный прогресс двигают именно маглы)[2] — а Юдковский попробовал взглянуть на то же самое с позиций просвещения. Здесь и Гарри, и Квирелл именно сторонники просвещения, пусть и в разных проявлениях, в то время как Дамблдор и Гриндевальд — романтики.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — большей частью эта франшиза склоняется к романтизму, ведь в ней больше фэнтези, чем научной фантастики. С другой стороны, в деле противостояния джедаев и Республики с ситами и Империей первые однозначное встают на сторону просвещения с их рациональностью, против вторых, опирающихся на страсть и ярость.
  • «Парк юрского периода» — хозяин парка является сторонником именно просвещения, с его желанием дать миру лучшее. В то время как остальные герои отмечают проблемы стоящие на пути этого, а так же с позиции романтизма говорят, что лучше не играть с подобным.
  • «Бразилия» — Терри Гиллиам явно симпатизирует романтикам. Мир будущего изображается как забюрократизированная тоталитарная антиутопия, а главный герой в мечтах спасает свою Прекрасную Даму и в конце фильма после её гибели тоже в мечтах уезжает с ней в сельскую местность.
  • «Эквилибриум» — тоже за романтизм. Тоталитарно-рационалистическое общество объявило эмоции главным источником насилия, поэтому подавляет их с помощью психотропных препаратов. Главный герой, в котором эти эмоции пробуждаются после того, как он случайно не принял свою дозу, постепенно становится на сторону сопротивления, которое любит классическую живопись и музыку Бетховена.
  • Пираты Карибского моря (по крайней мере трилогия) — романтические пираты и просвещённая Ост-Индская торговая компания. Это если грубо, если тоньше, то там есть романтический, но очень злой Деви Джонс, и просвещённый, но вполне приличный до определённого момента Норрингтон.

Телесериалы[править]

  • Star Trek — безусловно, просвещение доминирует в Федерации и особенно у вулканцев. Хотя в то же самое время борги представляют собой именно зловещую версию провещения. Однако куда более часто встречающимся противником являются клингоны или ромулане, которые куда более склонны к романтизму.
  • «Доктор Кто» — большинство врагов Доктора это именно проявления идей просвещения, например, далеки и киберлюди. А персонажи, символизирующие романтизм, как правило, в сериале больше одного раза не появляются. Тем не менее сам Доктор не является сторонником ни одного из направлений, сочетая черты обоих, хотя в каком составе — всё зависит от конкретного Доктора. Десятый более склонен верить в науку, в то время как Одиннадцатый куда более романтичен.

Мультфильмы[править]

  • «Король-Лев» же! Шрам представляет из себя карикатуру на просвещение, уравнивая гиен со львами в правах, хотя и действует из эгоистических, то есть романтических побуждений. Муфаса же напротив, исповедует романтическую идею «Круга жизни».

Мультсериалы[править]

  • «Самурай Джек» — вселенная мультсериала представляет собой технопомойку, похожую на наш современный мир где пытается выжить и убить главгада протагонист, который японский аристократ времён самураев, со своими идеями о чести и добре(и автор кстати судя по всему на его стороне).

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Neon Genesis Evangelion — злая насмешка над обеими идеями. С одной стороны есть SEELE, которые являются крайними сторонниками Просвещения, считающие, что цель оправдывает средства в их желании вывести человечество на новый уровень существования, превратив его в рукотворного бога. С другой стороны, есть Гендо Икари — не менее тёмный сторонник романтизма, который делает всё то же самое, но из страсти, едва ли не доходящей до одержимости, в отношении своей бывшей жены, и ему всё равно, что будет с миром в случае если этот план претворится в жизнь.
  • Legend of Galactic Heroes — Союз Свободных Планет является именно детищем идей Просвещения. В то время как ему противостоит Галактическая Империи, выраженно романтическая. И ни одно не является идеальным местом для жизни.
    • В то же время Райнхард построил империю основанную на просвещённом абсолютизме, которую явно одобрил бы Вольтер, в то время как Ян Вэньли со своими друзьями — идеалисты-демократы и куда более романтично настроены.
    • Но с другой стороны в отношении к войне Райнхард именно романтик, следующий идеалам XVIII века и уважающий достойного противника. В это же самое время Ян куда более беспринципен в желании добиться победы, в том числе и обманом, считая войну неизбежным злом.
  • Death Note — изначальное стремление Лайта к улучшению жизни во всём мире при помощи Тетради Смерти это именно просвещение, пусть и далеко не в лучших его проявлениях. Однако ближе к концу мы узнаём, что все совершаемые им убийства — всего лишь потакание собственному эго, что уже романтизм, а изначальная мотивация всего лишь была самообманом.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — несмотря на весь пафос, всю нереалистичность противостояния, на стороне именно Просвещения. Вся история сосредоточена вокруг идеи прогресса и того, что новое поколение должно быть умнее и мудрее тех, кто был до них. Да, герои «раздают пинки здравому смыслу», но лишь чтобы построить свой в попытке не дать кому-то ввергнуть их в варварство, остановить прогресс, против идеи о том, что прогресс ведёт к саморазрушению.
  • Sailor Moon — крайне романтичное и до предела оптимистичное произведение, где главные героини — реинкарнация самих себя из будущего с доброй королевой, которая просто по праву рождения правит, они используют Силу Любви, а их предназначение — построить Кристальный Токио.
  • Spice and Wolf — прекрасно показано в первой же арке, где Холо да и сам Лоуренс представляют собой сторону романтизма и живущие мечтами против Хлои, которая открыто ненавидит её как пережиток прошлого, когда люди были бессильны против природы и проводящая махинации ради улучшение жизни как простых фермеров, так и торгующих зерном.

Видеоигры[править]

  • Civilization V — романтический или просвещенческий путь для всего мира можно выбрать, вынеся на рассмотрение во Всемирном Конгрессе резолюцию о субсидировании науки или искусства, которая ускорит появление учёных, инженеров и торговцев, либо разного рода творческих личностей соответственно, но скорость появления других великих людей снизится на столько же процентов.
  • Crusader Kings 2 — целиком и полностью на стороне Просвещения. Игра поощряет игрока идти по пути прогрессивных для своего времени реформ: большей централизации, сосредоточения власти в руках монарха, развития технологий. В процессе вы столкнетесь с сопротивлением ревнителей старых традиций, которое выглядит так, что ваши «романтичные» вассалы на самом деле просто-напросто эгоисты, ставящие свои собственные интересы выше государственных.
    • Особенно ярко выражено в языческих племенных государствах. Вы должны отказаться от старых родоплеменных устоев, чтобы перейти в более прогрессивный строй — феодализм или торговую республику. Для этого, в свою очередь, нужно принять другую веру или реформировать старую, превратив из совокупности локальных культов в полноценное унифицированное язычество. Ревнители старого, опять-таки, будут против… и их подавление — вопрос выживания вашего государства, потому что обычное племя в долгосрочной перспективе не имеет никаких шансов против высокоразвитых империй.
    • В Crusader Kings 3 все осталось так же и еще усугубилось: теперь племена не могут исследовать технологии выше темной эпохи. То есть потакание «романтичным» вассалам, требующим снижения авторитета вождя (для перехода в феодализм нужно его наоборот, повышать до максимума) и отказывающимся принимать реформированную языческую веру, натурально тянет государство назад и ведет к гибели того самого уклада и старой веры.
  • Endless Legend — протагонисты квестовых линеек по большей части на стороне просвещения, планируя что-то менять и дальше развиваться. Особенно ярко выражено, пожалуй, в истории Диких Ходоков, где противостоящие протагонисту-прогрессивисту консерваторы из клана Соква выставлены демагогами, склочниками и болтунами.
    • С другой стороны, мы видим не слишком приятные плоды действий технологически высокоразвитых Вечных: моргоров, культистов, свихнувшуюся экологию с мутантами, Праховыми аномалиями и периодически наступающей многовековой зимой, следы геноцида аборигенов — драккенов и аллайи, что сдвигает сеттинг в сторону романтизма с его порицанием неэтичной науки и бездумного прогресса.
  • Fallout: New Vegas — Легион это романтизм, в то время как НКР и мистер Хаус — просвещение. К чему же склоняется Независимый Вегас, зависит от ваших выборов.
  • Final Fantasy — зигзагом, так как каждая новая игра серии представляет собой новый сеттинг, персонажей и заложенные в нём идеи, но в основном там всё держится на золотой середине. Сторонников обеих идей можно найти как на стороне добра, так и на стороне зла. К примеру, седьмая часть находится ближе к романтизму, и герои на первых порах борются против преступной мегакорпорации, которая не только добывает электроэнергию из жизненной силы планеты, но успела подпортить жизнь как им самим, так и обычным людям. С другой стороны, Руфус и турки, будучи сторонниками просвещения, стараются спасти мир от Сефирота, который из всех действующих лиц в данной игре больше всех ушёл в романтичные идеи. В десятой же части, наоборот, герои по большей части на стороне Просвещения, и противостоят они религиозной секте, которые препятствуют научно-техническому прогрессу Спиры. Да и главный злодей десятки ещё тот байронический романтик.
  • Mass Effect — безусловно, просвещение с миром, где развитие технологий улучшение жизнь всем. Хотя следует отметить, что Совет всё-таки накладывает ограничение на развитие генетики и ИИ. Среди наших напарников мы можем встретить сторонников как одной позиции, так и другой. Шепард-парагон является тоже сторонником просвещения с эгалитарными взглядами, в то время как ренегат больше походит на тоталитарного миротворца, защищающего лишь человечество, но тоже сторонника просвещения. Более того, даже центральный конфликт на тему того является изобретение ИИ неминуемой катастрофой или нет именно противостояние Просвещения и Романтизма с возможностью концовки Синтеза в конце, который и находится чётко на стороне просвещения.
  • Planescape: Torment — весьма занимательный диалог демона и дьявола на тему природы зла. Первый говорит, что зло бессмысленно, если лишено страсти. А второй о том, что без упорядоченности это только бессмысленный хаос без злонамеренности.
  • Stardew Valley — на стороне романтизма. Устав от работы в душном офисе корпорации ДжоДжа протагонист переезжает в деревню Пеликан, где он унаследует ферму своего дедушки. Несмотря на то, что ДжоДжа не вытворяет каких-либо зверств, она всё равно де-факто считается антагонистом игры. Особенно если учесть, что Моррис, представитель корпорации в Пеликане — ещё тот благовоспитанный козёл, которого заботит лишь прибыль. Это заметно в атмосферном контрасте. Если игрок войдёт в супермаркет, то музыка отключится, и он будет только слышать лишь гул. А бедолага Шейн и вовсе выдыхается на работе в этом заведении. После того, как герой отстроит клуб, супермаркет ДжожаМарт закроется, а Моррис получает по заслугам от Пьера.
  • Stellaris — внутримировой пример: спиритуалисты против материалистов.
  • The Elder Scrolls — Империя явно на стороне Просвещения, и завоевав весь континент, продвигает передовые идеи на свои земли. Однако время от времени они встречают культурное сопротивление покоренных королевств, которые находятся на стороне Романтизма. К примеру:
    • В третьей части, Morrowind, данмеры не рады тому факту, что их земли теперь являются частью Империи, и вместе с этим у них развилась ксенофобия по отношению к другим расам.
      • В игре можно наблюдать конфликт трех Великих Домов, которые борются за власть над Морровиндом. Хлаалу, как наиболее приближенные к Империи, олицетворяют просвещение и предпочитают вести дела путем торговли. Дом Редоран олицетворяет Романтизм — его члены полагаются на веру в Альмсиви и кодекс чести. Дом Телванни находится где-то посередине: его учёные занимаются наукой и проводят своё рабочее время в лабораториях, но в то же время Телванни является самым ксенофобным домом из всей троицы.
      • Однако куда больше ушли в романтизм Эшлендеры и Шестой Дом. Правда, если Эшлендеры хотя бы живут вдали от цивилизации и никого не трогают, то Шестой Дом представляет собой сборище мраккультистов, стремящиеся силой изгнать всех чужеземцев с Морровинда.
      • Во внутриигровом лоре далёкие предки данмеров, кимеры, постоянно конфликтовали с двемерами, сторонниками Просвещения.
    • В Skyrim Империя вступает в конфликт с Братьями Бури, фракцией нордов-националистов, которые хотят независимости. Бонусные очки за то, что вожак восстания Ульфрик Буревестник отлично вписывается в типаж Байронического героя.
      • И про Талмор не забываем. Эти товарищи ещё хотят устроить конец света в Нирне, чтобы вернуться в меретическую эру, искоренив все остальные низшие расы.
  • Touhou Project — эпичный зигзаг. Действия франшизы происходят в волшебной стране Генсокё, отделённая от всего цивилизованного мира магическим барьером. Ёкаи создали это место как убежище, поскольку люди перестали в них верить, что в свою очередь может погубить ёкаев. Поэтому с первого взгляда Генсокё больше напоминает на Японию конца XIX века, населённый сказочными существами и магами всех мастей. Но тем не менее, сами ёкаи и боги не отказываются от современных гаджетов. Например, Юкари Якумо пользуется мобильным телефоном, а Риносске продаёт свои блага внешнего мира в своей лавке. Правда, среди простых крестьян они не пользуются спросом из-за их суеверий и не шибко широкого ума. В некотором смысле ёкаи из Генсоке даже кое-что преуспели. Например, каппы любят изобретать невероятные вундервафли (мельком упоминалось, что они даже пытались подключиться спутникам, но не получилось — барьер не пропускает сигналы), а под Землёй расположен целый термоядерный реактор! Ах-да, сами ёкаи появились на свет из-за сверхразвитой цивилизации с Луны.
    • Отдельного упоминания заслуживает предыстория Канако Ясаки, синтоисткой богини ветра и дождя. В древности Канако как-то раз успела повоевать с Сувако в борьбе за власть над небольшим королевством. На стороне Сувако оказались люди, вооружённые по последним достижениям техники. Но с помощью волшебной лозы она таки смогла лишить солдат железного оружия и захватить власть. Правда, со временем люди научились создавать новые способы земледелия, дабы защититься от посланных богиней ветров и дождей. В конце концов люди потеряли доверие к богине окончательно, и Канако пришлось отправиться в Генсокё, чтобы выжить. Из этой истории богиня-романтистка вынесла горький урок: хоть ты и могущественна, но против силы научно-технического прогресса не попрёшь. Таким образом, Канако стала презирать старые обряды и ритуалы, но зато полюбила науку, что не свойственно синтоисткой богине.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — с учётом знания, что жизнь на Земле через тысячу лет прекратит своё существование из-за людей, и что по планете бродит посланник Земли, который может уничтожить человечество, если сочтёт его недостойным, возникли две организации с разными идеями — Gaia и Guardian. Первая склоняется к романтизму: туда в основном входят разочарованные жизнью люди, презирающие технологию и желающие спасти планету, хоть и через содействие апокалипсису. Вторая на стороне просвещения: да, люди не идеальны, но всё-таки им нужно дать шанс, а кроме того необходимо стараться делать всё, чтобы своими силами спасти планету, в том числе и через технологию. Выражается и в способе ведения войны двух организаций: Gaia использует в битве фамильяров, которые питаются жизненной энергией человека, а Guardian совсем не против использовать военную технику, пускай эта организация чаще полагается на силу своих охотников.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — идеи просвещения считаются ересью в Империуме, выстроенном на фундаментализме и ксенофобии. Иронично, однако сам Император придерживался прямо обратного и это привело лишь к тому, что его детище превратилось именно в то, с чем боролся он сам.
    • И Боги Хаоса тоже кормятся именно эмоциями.
    • Единственные, кого можно назвать сторонниками просвещения в этом мире — Тау, которые верят, что можно принести мир Галактике при помощи их идеалов Высшего Блага.
      • Согласно последним событиям в мире Warhammer 40000 начались подвижки в сторону просвещения, по крайней мере, поправившийся Робаут Жиллиман явно не сторонник Экклезиархии и попыткам убедить его в его же святости сопротивляется, а то, что творится в мире по его воле…
  • World of Darkness — Старый Мир Тьмы именно на стороне романтизма. Цивилизация коррумпирована и развращена, это просто инструмент для древних тайных обществ. Старшие вампиры набирают силу, чтобы покорить своих младших собратьев, наводнивших мегаполисы всего мира. Благородные дикари-оборотни яростно сражаются против мегакорпорации, объединившейся с Чужеродным Чудовищем. Маги сражались в многовековой битве магии против науки, в которой победила наука, а герои противостоят тёмной Технократии. Подменыши пытаются вернуться в Аркадию, но они не могут и умирают от недостатка веры в чудо у людей. А падшие ангелы вырвались из ада лишь чтобы увидеть мир (который они и сами создавали), лишённый надежды, Бога и его ангелов.
    • В то же самое время, по мере развития сеттинга выясняется, что идеи просвещения тут и не столь плохи. Каждый из имеющихся антагонистов образовался по тем или иным причинам и хоть далеко не чисто на руку, но чаще всего не является абсолютно чёрным злом, которое желает исключительно уничтожить всё живое, хотя есть и такое.
      • Да, современная цивилизация служит инструментом для заговоров вампирских старейшин, но технологии которую и создали эту цивилизацию часто выглядят как первая и последняя надежда на победу над подобными монстрами, которые не могут измениться или адаптироваться. И Шабаш эффективен только в своей заявленной цели борьбы с Древними, когда они используют свою гибкость.
      • Оборотни желают битвы с Вирмом только из-за древних и устаревших традиций, самым новым из которых несколько веков. И как только Вирм попытался набросится, он был поражён Паучихой, которая пыталась создать неизменный мир.
      • Технократия дала миру чудеса технологий, которые раньше имели только Пробуждённые. А так же являются единственными хранителями мира на Земле, которые дали хоть сколько-то относительно спокойствие и мир человечеству и возможность не опасаться за собственную жизнь каждый день из-за сверхъестественных тварей. Не говоря уже о том, что их армия космических десантников вообще позволяет выжить человечеству перед лицом угрозы.
      • И именно технологии, что губили фэйри в конце концов открыли пусть и краткосрочно врата в Аркадию, чего не было века.
      • А падшие выступили против Бога именно из желания победить невежество, в котором находилось человечество, и именно благодаря развитию науки удалось победить тех, кто вырвался из Ада прежде, чем настал их срок.

Реальная жизнь[править]

  • Концепции представительной демократии и социализма берут своё начало вообще из конца XVIII в., от создания США и Великой Французской революции. В их основе лежат идеи просвещения — равноправие людей, идеи меритократизма и просто разный уровень скептицизма как такового. Противостоят им романтичный консерватизм и ещё более романтический фашизм.
    • При этом, особенно в современной России, существуют и леворомантики. К ним относятся советские консерваторы, некоторые сталинисты и нацболы.
  • В рамках анархизма, ввиду крайнего разнообразия его течений, вполне можно найти сторонников как просвещения, так и романтизма.
    • Анархо-примитивизм — Педаль в асфальт романтизма, так как цель этого движения — полная ликвидация цивилизации, поэтому многие анархисты не считают это движение анархическим (обычные анархисты выступают за безгосударственную цивилизацию, а не за её отсутствие). Из-за специфики имеет крайне мало неироничных сторонников.
    • Еще стоит отметить Экоанархистов которые хоть и не выступают за ликвидацию цивилизации и технологий, но относятся к ним весьма скептично.
    • На противоположном краю — криптоанархизм (движение за освобождение Интернета от контроля корпораций и правительств с помощью open-source ПО, анонимных сетей и шифрования) и экстропианский/трансгуманистический анархизм. Где-то там же и крайнее либертарианство — анархо-капитализм.
  • Даже на этом самом сайте. Метапедисты — романтики, экзопедисты — просвещенцы.

Примечания[править]

  1. Вот тут опять же спорно. В классической трилогии Гибсона мир помойкой сделали непосредственно люди, а не технологии, ИИ не зол, а просто хочет освободиться и сбежать, при этом одарив тех, кто ему помогает. Во второй части ИИ предстают подобием языческих божеств и духов, защищающих в киберпространстве тех, кто с ними контактирует. В третьей части технологии вообще обеспечивают виртуальный рай для героев, слишком чуждых этому грязному миру. Ну а цикл «Шейперы и Механисты» уже реально можно относить к посткиберпанку: там различные фракции постлюдей, каждая со своей наукой, борются за свой вариант лучшего будущего, а в конце даже умудряются добиться перемирия и первых результатов.
  2. Чего уж там, у Роулинг типичная маггловская технология — это дрель со штепселем, а вершина достижений магглов — эскалатор в метро. Г. Д. П. Э. В. начинает знакомство Драко с наукой, предоставив ему пруфы полёта на Луну.