Игра в мяч

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я пыталась допытаться у сценаристов: «Что это вдруг произошло с моей героиней? Что у нее, крыша поехала? Если да, то отчего? Как это мотивировать? Почему Катя вдруг пошла на вечеринку к этим любителям наркоты и свободного секса?». Но я так и не добилась никакого ответа, кроме: «Так надо по сценарию, иначе линия твоего персонажа просто провисает». »
— Виктория Герасимова

Игра в мяч — разновидность авторского произвола.

Название происходит от старинной актерской разминки: актеры перебрасываются воображаемым мячом, при этом ведущий громко называет эмоцию, которой «наделен» мяч, а актеры, получая пас, должны изображать эту эмоцию пластикой и мимикой: перебрасываясь «яростным мячом» изображают ярость, «трусливым мячом» — трусость, «влюбленным мячом» — любовь и т. д.

В художественном произведении игра в мяч начинается, когда автор «забывает» подвести под действия героя хоть какое-то логическое обоснование, и герой действует так лишь потому, что ему «достался мяч», в полном раздрае и с собственным характером, и с предыдущими событиями. Происходит это в двух случаях:
а) автор — не фонтан;
б) сериал подзатянулся, и все естественные возможности развития характеров уже, в общем, исчерпаны.

Самые популярные разновидности игры в мяч:

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Крыса в чужом подвале»: время от времени главный герой то ведёт себя как полный отморозок (своё попаданчество начал с грабежа с убийством и изнасилованием), то неожиданно совершает добрые поступки по отношению к незнакомым людям, да ещё и совершенно безвозмездно. Хаотичный тупой?
  • Dragonlance - почти все персонажи хотя бы по разу, до того, как авторы более-менее набили руку. Особенно отличились в этом плане Китиара и Рейстлин Маджере: игрокам за этих персонажей в DnD (где франшиза и зародилась) просто нравилось отыгрывать плохишей.

Телесериалы[править]

  • «Пятницкий» — Катя Русакова (см. эпиграф).
    • Ранее в той же франшизе — а именно в предыдущем телесериале «Глухарь» — этим отличался Денис Антошин. То он испытывает отвращение к рэкету, которым его заставляют заниматься (даже говорит «Я мент, а не бандос!»), и только шантажом удаётся сделать из него рэкетира… а то вдруг тот же самый Денис входит во вкус и разносит магазинчик «неплательщика за крышевание», явно получая от этого удовольствие и без малейшего зазрения совести.
      • Обоснуй: это динамика образа. Персонаж морально эволюционировал. Он «развился», причём не в лучшую сторону. На фоне его алкогольной деградации — в общем, представимо.
  • "Розовая теория" - бабушка Сам, лютая патриархалка и гомофобка, внезапно ловит "мяч доброты" после разговора с женихом внучки Крыком (которого сама же для неё выбирала). Крык уверяет, что Сам не будет счастлива с ним, и бабушка внезапно становится ласковой с внучкой и не давит на неё. Неправдоподобно, однако.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuckпародия. Часто появляется буквальный текст «Hero (Villain) Mode», после чего герой начинает действовать соответствующим образом. Хотя на самом деле это только пародия, а не истинный геройский/злодейский мяч, поскольку персонажи действуют так не с авторского произвола, а по вполне логичным сюжетным и личностным обстоятельствам.
    • На самом деле этот режим вообще не имеет отношения к поведению персонажей, а является другим стилем рисовки.