Игра в мяч

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я пыталась допытаться у сценаристов: «Что это вдруг произошло с моей героиней? Что у нее, крыша поехала? Если да, то отчего? Как это мотивировать? Почему Катя вдруг пошла на вечеринку к этим любителям наркоты и свободного секса?». Но я так и не добилась никакого ответа, кроме: «Так надо по сценарию, иначе линия твоего персонажа просто провисает». »
— Виктория Герасимова

Игра в мяч — разновидность авторского произвола.

Название происходит от старинной актерской разминки: актеры перебрасываются воображаемым мячом, при этом ведущий громко называет эмоцию, которой «наделен» мяч, а актеры, получая пас, должны изображать эту эмоцию пластикой и мимикой: перебрасываясь «яростным мячом» изображают ярость, «трусливым мячом» — трусость, «влюбленным мячом» — любовь и т. д.

В художественном произведении игра в мяч начинается, когда автор «забывает» подвести под действия героя хоть какое-то логическое обоснование, и герой действует так лишь потому, что ему «достался мяч», в полном раздрае и с собственным характером, и с предыдущими событиями. Происходит это в двух случаях:
а) автор — не фонтан;
б) сериал подзатянулся, и все естественные возможности развития характеров уже, в общем, исчерпаны.

Самые популярные разновидности игры в мяч:

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • «Крыса в чужом подвале»: время от времени главный герой то ведёт себя как полный отморозок (своё попаданчество начал с грабежа с убийством и изнасилованием), то неожиданно совершает добрые поступки по отношению к незнакомым людям, да ещё и совершенно безвозмездно. Хаотичный тупой?
  • Dragonlance - почти все персонажи хотя бы по разу, до того, как авторы более-менее набили руку. Особенно отличились в этом плане Китиара и Рейстлин Маджере: игрокам за этих персонажей в DnD (где франшиза и зародилась) просто нравилось отыгрывать плохишей.

Телесериалы[править]

  • «Пятницкий» — Катя Русакова (см. эпиграф).
    • Ранее в той же франшизе — а именно в предыдущем телесериале «Глухарь» — этим отличался Денис Антошин. То он испытывает отвращение к рэкету, которым его заставляют заниматься (даже говорит «Я мент, а не бандос!»), и только шантажом удаётся сделать из него рэкетира… а то вдруг тот же самый Денис входит во вкус и разносит магазинчик «неплательщика за крышевание», явно получая от этого удовольствие и без малейшего зазрения совести.
      • Обоснуй: это динамика образа. Персонаж морально эволюционировал. Он «развился», причём не в лучшую сторону. На фоне его алкогольной деградации — в общем, представимо.
  • "Розовая теория" - бабушка Сам, лютая патриархалка и гомофобка, внезапно ловит "мяч доброты" после разговора с женихом внучки Крыком (которого сама же для неё выбирала). Крык уверяет, что Сам не будет счастлива с ним, и бабушка внезапно становится ласковой с внучкой и не давит на неё. Неправдоподобно, однако.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuckпародия. Часто появляется буквальный текст «Hero (Villain) Mode», после чего герой начинает действовать соответствующим образом. Хотя на самом деле это только пародия, а не истинный геройский/злодейский мяч, поскольку персонажи действуют так не с авторского произвола, а по вполне логичным сюжетным и личностным обстоятельствам.
    • На самом деле этот режим вообще не имеет отношения к поведению персонажей, а является другим стилем рисовки.