Кодекс чести: различия между версиями
м |
|||
(не показано 7 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|CodeofHonour|Code of Honour}} | {{TVTropes|CodeofHonour|Code of Honour}} | ||
{{ | {{q|pre=1|У профессионалов, даже мошенников, есть своя собственная гордость. Всегда есть какие-то люди, которых ты не станешь грабить, и вещи, которые ты не станешь красть. И потом, должен же быть стиль. Если у тебя нет стиля, ты не орёл, а жалкий червь.|«[[Discworld|Делай деньги]]»}} | ||
{{ | {{q|pre=1|Мелисандра: Поцелуйте меня, ваша милость! | ||
Мелисандра: Поцелуйте меня, ваша милость! | Станнис: Не могу. Это будет противоречить кодексу чести, которого я придерживаюсь. А вообще мне и трахать тебя не следовало.|Анекдот по мотивам «[[Игра престолов (телесериал)|Игры престолов]]»}} | ||
Станнис: Не могу. Это будет противоречить кодексу чести, которого я придерживаюсь. А вообще мне и трахать тебя не следовало.|Анекдот по мотивам [[ | {{q|pre=1|Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.|[[Остап Бендер]]}} | ||
{{ | |||
Кодекс чести — свод неких правил, которых пользователь более или менее жёстко придерживается. Кодекс позволяет благородному герою оставаться таковым, а антигерою — не [[Моральный горизонт событий|переступить черту]]. В конце концов, [[даже у зла есть стандарты]]! | Кодекс чести — свод неких правил, которых пользователь более или менее жёстко придерживается. Кодекс позволяет благородному герою оставаться таковым, а антигерою — не [[Моральный горизонт событий|переступить черту]]. В конце концов, [[даже у зла есть стандарты]]! | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
А. | А. В. Сухово-Кобылин, «Дело» — Лиду Муромскую обвиняют в том, что она была сообщницей Кречинского в подлоге, когда он отдал в заклад поддельную заколку вместо брильянтовой. Ясно, что чиновникам просто нужна взятка, а если ее не дадут, они постараются еще больше унизить и измучить Лидочку и ее близких. Кречинскому предложили свидетельствовать против Лидочки, он отказался: «Я отвечал, что, может, и случилось мне обыграть проматывающегося купчика или блудно расточающего родовое имение дворянина, но детей я не трогал, сонных не резал и девочек на удилище судопроизводства не ловил. Что делать? У всякого своя логика; своей я не защищаю; но есть, как видите, и хуже». | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Отечественная ==== | ||
* [[Остап Бендер]] (см. эпиграф). | * [[Остап Бендер]] (см. эпиграф). | ||
** Юмор ситуации заключается в том, что уголовный кодекс 1921 г. не предусматривал ответственности за мошенничество по логике: «любой бизнес — по сути мошенничество, и раз уж мы разрешили обычный бизнес — не следует карать и мошенничество как таковое!». Поэтому, когда Остап говорит, что он чтит уголовный кодекс, это означает, что он чистый мошенник, а не [[вор]], не грабитель и, | ** Юмор ситуации заключается в том, что уголовный кодекс 1921 г. не предусматривал ответственности за мошенничество по логике: «любой бизнес — по сути мошенничество, и раз уж мы разрешили обычный бизнес — не следует карать и мошенничество как таковое!». Поэтому, когда Остап говорит, что он чтит уголовный кодекс, это означает, что он чистый мошенник, а не [[вор]], не грабитель и, Боже упаси, не мокрушник. [[Подсветка|Подсвечено]] в тексте (упоминание о том, что в 1921-м Бендер сидел в Таганской тюрьме: очевидно, что выпущен он был в том же году именно в связи с декриминализацией мошенничества). | ||
** Самое смешное, что воровством он таки не брезгует — вспомнить бы хотя бы дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко, которые он прихватил на память о мадам Грицацуевой. | ** Самое смешное, что воровством он таки не брезгует — вспомнить бы хотя бы дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко, которые он прихватил на память о мадам Грицацуевой. | ||
*** Впрочем, это сложный с юридической точки зрения вопрос, поскольку перед прихватыванием гражданин Бендер вступил с гражданкой Грицацуевой в законный брак. | *** Впрочем, это сложный с юридической точки зрения вопрос, поскольку перед прихватыванием гражданин Бендер вступил с гражданкой Грицацуевой в законный брак. | ||
* Андрей Уланов, «И вся федеральная конница…» — Найр, лучший киллер САСШ, принципиально никогда не убивает детей. По его же собственным словам, о нём ходит шутка, что заказы-то на детей он берёт, вот только потом ждёт, пока дети повзрослеют. | |||
* А. К. Толстой, «Князь Серебряный» — Ванюха Перстень и его «праведные разбойники» блюдут свой кодекс чести: они поклялись отвечать злом за зло, добром за добро и «всегда стоять за матушку святую Русь», помогли Серебряному спасти царевича Ивана из лап палача Малюты Скуратова, вызволили князя из темницы, лихо дрались с татарами на бранном поле. Разбойники здесь — отличные ребята и защитники родины, а вот представители законной власти (царь Иван Грозный и его опричники) — скорее наоборот. | |||
==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* О.Генри, «У каждого свой | * О.Генри, «У каждого свой светофор» — весь рассказ о том, что у каждого свой кодекс чести. Один бездомный может получить приличную сумму, дав показания против действительно виновного человека, но не делает этого, потому что когда-то они были друзьями. Зато он с радостью женился бы на любой женщине с деньгами. А другой готов выдать кого угодно, но отказывается вернуться к богатому дядюшке, потому что тот поставил непременное условие — женитьбу на одной некрасивой богатой наследнице. | ||
* У Вудхауза Берти Вустер часто говорит о кодексе чести Вустеров (даже один роман так называется), а иногда и о кодексе чести Дживсов. Например, именно из-за своих представлений о чести они не обсуждают Мэдлин Бассет, которая время от времени объявляет себя невестой Берти, воображая, что это его заветная мечта. «Он, естественно, знает всю ситуацию, и я знаю, что он знает, но мы с ним на эти темы не разговариваем. Ведь это означало бы порочить имя женщины. А Вустеры не порочат имена женщин. И Дживсы, кстати сказать, тоже». | * У Вудхауза Берти Вустер часто говорит о кодексе чести Вустеров (даже один роман так называется), а иногда и о кодексе чести Дживсов. Например, именно из-за своих представлений о чести они не обсуждают Мэдлин Бассет, которая время от времени объявляет себя невестой Берти, воображая, что это его заветная мечта. «Он, естественно, знает всю ситуацию, и я знаю, что он знает, но мы с ним на эти темы не разговариваем. Ведь это означало бы порочить имя женщины. А Вустеры не порочат имена женщин. И Дживсы, кстати сказать, тоже». | ||
* [[Сага о ведьмаке | * Анджей Сапковский, «[[Сага о ведьмаке]]» — [[инверсия]]: Геральт часто упоминает Кодекс Ведьмаков, когда отказывается от работы или сохраняет нейтралитет в каком-либо конфликте. Тем не менее, он никогда не раскрывает подробностей о том, что конкретно написано в кодексе и по какой причине он не позволяет ему участвовать в том или ином инциденте. Оказывается, формального Кодекса Ведьмаков просто не существует. В конце концов Геральт признаёт, что использование «Кодекса Ведьмаков» — это просто хороший способ заставить людей перестать его беспокоить. Ну и конечно, каждый ведьмак имеет право придумать свои собственные правила относительно того, что он будет делать, а что нет. | ||
**** Общего «Кодекса ведьмка» нет, но есть кодекс конкретного ведьмака. Просто Геральт это [[Исландская правдивость|не уточняет]]. | **** Общего «Кодекса ведьмка» нет, но есть кодекс конкретного ведьмака. Просто Геральт это [[Исландская правдивость|не уточняет]]. | ||
* «Алиса в Зазеркалье» — пародия на троп. Перед сражением Белый и Чёрный Рыцари спрашивают друг у друга, соблюдают ли они кодекс чести. Алиса, наблюдая за ними, делает выводы, что правила этого кодекса таковы: 1) если один Рыцарь ударяет другого мечом, то тот, кого ударили, вылетает из седла, а если Рыцарь промахнётся, то вылетает из седла сам; 2) меч полагается держать обеими руками, как сачок; 3) если Рыцарь падает, то ударяется об землю обязательно головой (на это правило Алиса не обращает внимания). Сражение кончается тем, что оба Рыцаря падают одновременно. | |||
* Терри Пратчетт, «[[Discworld|Плоский мир]]» — | |||
{{q|pre=1|Кодекс Игорей был весьма строг. | |||
Никогда Не Возражать. Хозяин всегда прав. | |||
Никогда Не Жаловаться. | |||
Никогда Не Язвить. | |||
И Никогда, Никогда Не Задавать Вопросов. Конечно, под этим имелись в виду ВАЖНЫЕ вопросы. Вопрос «Не хотейт ли герр мафтер чашку чая?» задавать было можно, а вопрос «Зачем герру мафтеру целая фотня девфтвениц?» — нет. |«Вор времени» }} | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 31: | Строка 39: | ||
* «[[Телохранитель Киллера]]» — Дариус Кинкейд не убивает невиновных. | * «[[Телохранитель Киллера]]» — Дариус Кинкейд не убивает невиновных. | ||
* «Роковое молчание» — Молчун убивает только негодяев. | * «Роковое молчание» — Молчун убивает только негодяев. | ||
* «Кулак легенды» — японский мастер Рюити Акутагава, узнав что проигравший ему и потом умерший китайский мастер Хо Юаньцзя был отравлен, высказывает генералу Фудзите своё возмущение попранием духа самурайской чести. В ответ тот вышибает из несогласного дыхание ногой из положения сидя, потом, встав, поднимает его и ломает об колено — после чего «просвещает» умирающего, что дух самурайства японской армии не связан ни с каким кодексом чести. | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* [[ | * «[[Светлячок]]» (2002) — у [[Криминальный барон|Аделая Нишки]] есть свой кодекс чести, правда [[Серобуромалиновая мораль|очень запутанный]]. Но он очень трепетно относится к своей [[Грозная репутация|репутации]]. | ||
* [[Banzuiin Chōbei Omachi Nasei]] | * «[[Декстер]]» (2006) — для серийного убийцы Декстера кодекс разработал его приёмный отец. Один из главных пунктов «кодекса Гарри» — не убивать невиновных. | ||
* [[ | * «[[Banzuiin Chōbei Omachi Nasei]]» — сериал про Бандзуйина Тёбэйя, описанного ниже в разделе реальная жизнь. | ||
* «[[Доктор Кто]]» — «Не быть злодеем и трусом. Никогда не сдаваться. Никогда не отступать в борьбе за то, во что веришь. Помнить, что ни одна жизнь не ничтожна. Даже самая маленькая жизнь может изменить ход вселенной. Всегда защищать слабых. Всегда верить в себя. Вы сильнее, чем можете себе представить». | |||
* Польский «[[Wiedźmin (Telewizja Polska)|Ведьмак]]» — в романах настоящего ведьмачьего кодекса не существовало, хотя Геральт и любил ссылаться на него. В сериале у ведьмаков кодекс имеется, и он позволяет им сражаться только «честно» (даже против монстров). Тем не менее, в сериале есть множество намёков на то, что кодекс — это всего лишь предлог, используемый старейшинами для контроля над гильдией и злоупотребления собственной силой без каких-либо твёрдо установленных правил. | |||
* «[[How I met your mother|Как я встретил вашу маму]]» — длиннющий Кодекс Братана из 25 пунктов, порой откровенно странных, например, регламентирующих высоту собаки Братана в холке. | |||
=== [[Мультфильмы]] === | |||
* «Атомный лес» — странно, но ситуация с врачебной этикой Йода почти полностью экранизирует вынесенный в эпиграф анекдот о Станнисе: «-Доктор… поцелуйте меня. — Дорогая, мне нельзя вас целовать! У нас, врачей, своя, особая врачебная этика… мы и так уже много лишнего сделали». | |||
* «Приключения Десперо» — на основе прочитанной им книге о подвигах неких рыцарей Десперо сам себе создал кодекс чести, к которому позднее присоединился и Роскуро, и Дух Кухни. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 43: | Строка 59: | ||
*** В фильме Нолана он Ра’с аль Гула не убил… Но оставил старого ниндзя подыхать в вагоне монорельса, который вот-вот упадёт… | *** В фильме Нолана он Ра’с аль Гула не убил… Но оставил старого ниндзя подыхать в вагоне монорельса, который вот-вот упадёт… | ||
* [[Watchmen|Роршах]] не признает никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона. Даже когда [[Педаль в пол|он знает, что его убьют прямо сейчас, не отступись он]]. | * [[Watchmen|Роршах]] не признает никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона. Даже когда [[Педаль в пол|он знает, что его убьют прямо сейчас, не отступись он]]. | ||
* [[Marvel Comics|Каратель]] — если по его вине погибнет невиновный, он сдастся в руки слуг закона. | |||
* Астерикс поклялся никого не убивать, но вот отлупить кого-то как следует он совсем не против. | |||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
Строка 51: | Строка 69: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Знаменитая и полумифическая Омерта — кодекс чести у преступников. Варьирует у разных стран и народов, но в целом сводится к следующим правилам: своих не сдавать, не обманывать и не бросать в беде, не сотрудничать с органами правопорядка, насилие по беспеределу не применять. На практике бывает по-разному, в основном все зависит от того, насколько высоки ставки в данной конкретной ситуации. Кроме того, следует учитывать, что «воровская честь» призвана упорядочить отношения и создать правила игры внутри преступного сообщества. То есть соблюдать ее нормы считается необходимым лишь в отношении его членов, а с «лохами», то есть людьми, к преступному миру не относящимися, можно делать что и как угодно. | |||
* Бандзуйин Тёбэй — [[ронин]], ставший якудзой и быстро выбившийся в главари, а затем подмявший под себя столичный город Эдо (нынешний Токио). Превратил бытовавшие у бандитов понятия в Кодекс Чести. | * Бандзуйин Тёбэй — [[ронин]], ставший якудзой и быстро выбившийся в главари, а затем подмявший под себя столичный город Эдо (нынешний Токио). Превратил бытовавшие у бандитов понятия в Кодекс Чести. | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |
Текущая версия на 19:36, 20 августа 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Code of Honour. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | У профессионалов, даже мошенников, есть своя собственная гордость. Всегда есть какие-то люди, которых ты не станешь грабить, и вещи, которые ты не станешь красть. И потом, должен же быть стиль. Если у тебя нет стиля, ты не орёл, а жалкий червь. |
» |
— «Делай деньги» |
« | Мелисандра: Поцелуйте меня, ваша милость! |
» |
— Анекдот по мотивам «Игры престолов» |
« | Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость. |
» |
— Остап Бендер |
Кодекс чести — свод неких правил, которых пользователь более или менее жёстко придерживается. Кодекс позволяет благородному герою оставаться таковым, а антигерою — не переступить черту. В конце концов, даже у зла есть стандарты!
Примеры[править]
Театр[править]
А. В. Сухово-Кобылин, «Дело» — Лиду Муромскую обвиняют в том, что она была сообщницей Кречинского в подлоге, когда он отдал в заклад поддельную заколку вместо брильянтовой. Ясно, что чиновникам просто нужна взятка, а если ее не дадут, они постараются еще больше унизить и измучить Лидочку и ее близких. Кречинскому предложили свидетельствовать против Лидочки, он отказался: «Я отвечал, что, может, и случилось мне обыграть проматывающегося купчика или блудно расточающего родовое имение дворянина, но детей я не трогал, сонных не резал и девочек на удилище судопроизводства не ловил. Что делать? У всякого своя логика; своей я не защищаю; но есть, как видите, и хуже».
Литература[править]
Отечественная[править]
- Остап Бендер (см. эпиграф).
- Юмор ситуации заключается в том, что уголовный кодекс 1921 г. не предусматривал ответственности за мошенничество по логике: «любой бизнес — по сути мошенничество, и раз уж мы разрешили обычный бизнес — не следует карать и мошенничество как таковое!». Поэтому, когда Остап говорит, что он чтит уголовный кодекс, это означает, что он чистый мошенник, а не вор, не грабитель и, Боже упаси, не мокрушник. Подсвечено в тексте (упоминание о том, что в 1921-м Бендер сидел в Таганской тюрьме: очевидно, что выпущен он был в том же году именно в связи с декриминализацией мошенничества).
- Самое смешное, что воровством он таки не брезгует — вспомнить бы хотя бы дутый золотой браслет, полдюжины золоченых ложечек и чайное ситечко, которые он прихватил на память о мадам Грицацуевой.
- Впрочем, это сложный с юридической точки зрения вопрос, поскольку перед прихватыванием гражданин Бендер вступил с гражданкой Грицацуевой в законный брак.
- Андрей Уланов, «И вся федеральная конница…» — Найр, лучший киллер САСШ, принципиально никогда не убивает детей. По его же собственным словам, о нём ходит шутка, что заказы-то на детей он берёт, вот только потом ждёт, пока дети повзрослеют.
- А. К. Толстой, «Князь Серебряный» — Ванюха Перстень и его «праведные разбойники» блюдут свой кодекс чести: они поклялись отвечать злом за зло, добром за добро и «всегда стоять за матушку святую Русь», помогли Серебряному спасти царевича Ивана из лап палача Малюты Скуратова, вызволили князя из темницы, лихо дрались с татарами на бранном поле. Разбойники здесь — отличные ребята и защитники родины, а вот представители законной власти (царь Иван Грозный и его опричники) — скорее наоборот.
Зарубежная[править]
- О.Генри, «У каждого свой светофор» — весь рассказ о том, что у каждого свой кодекс чести. Один бездомный может получить приличную сумму, дав показания против действительно виновного человека, но не делает этого, потому что когда-то они были друзьями. Зато он с радостью женился бы на любой женщине с деньгами. А другой готов выдать кого угодно, но отказывается вернуться к богатому дядюшке, потому что тот поставил непременное условие — женитьбу на одной некрасивой богатой наследнице.
- У Вудхауза Берти Вустер часто говорит о кодексе чести Вустеров (даже один роман так называется), а иногда и о кодексе чести Дживсов. Например, именно из-за своих представлений о чести они не обсуждают Мэдлин Бассет, которая время от времени объявляет себя невестой Берти, воображая, что это его заветная мечта. «Он, естественно, знает всю ситуацию, и я знаю, что он знает, но мы с ним на эти темы не разговариваем. Ведь это означало бы порочить имя женщины. А Вустеры не порочат имена женщин. И Дживсы, кстати сказать, тоже».
- Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — инверсия: Геральт часто упоминает Кодекс Ведьмаков, когда отказывается от работы или сохраняет нейтралитет в каком-либо конфликте. Тем не менее, он никогда не раскрывает подробностей о том, что конкретно написано в кодексе и по какой причине он не позволяет ему участвовать в том или ином инциденте. Оказывается, формального Кодекса Ведьмаков просто не существует. В конце концов Геральт признаёт, что использование «Кодекса Ведьмаков» — это просто хороший способ заставить людей перестать его беспокоить. Ну и конечно, каждый ведьмак имеет право придумать свои собственные правила относительно того, что он будет делать, а что нет.
- Общего «Кодекса ведьмка» нет, но есть кодекс конкретного ведьмака. Просто Геральт это не уточняет.
- «Алиса в Зазеркалье» — пародия на троп. Перед сражением Белый и Чёрный Рыцари спрашивают друг у друга, соблюдают ли они кодекс чести. Алиса, наблюдая за ними, делает выводы, что правила этого кодекса таковы: 1) если один Рыцарь ударяет другого мечом, то тот, кого ударили, вылетает из седла, а если Рыцарь промахнётся, то вылетает из седла сам; 2) меч полагается держать обеими руками, как сачок; 3) если Рыцарь падает, то ударяется об землю обязательно головой (на это правило Алиса не обращает внимания). Сражение кончается тем, что оба Рыцаря падают одновременно.
- Терри Пратчетт, «Плоский мир» —
« | Кодекс Игорей был весьма строг. |
» |
— «Вор времени» |
Кино[править]
- «Большие гонки» — профессор Фэйт. Для него вполне нормально в ходе соревнования жульничать, гадить главному герою, подвергать опасности жизнь людей. Но при этом получить кубок после того, как герой просто уступил ему победу, считает нечестным. Такой вот оригинал — видимо, бесчестное жульничество считает частью честного противостояния.
- «Леон» — заглавный герой не убивает женщин и детей.
- «Телохранитель Киллера» — Дариус Кинкейд не убивает невиновных.
- «Роковое молчание» — Молчун убивает только негодяев.
- «Кулак легенды» — японский мастер Рюити Акутагава, узнав что проигравший ему и потом умерший китайский мастер Хо Юаньцзя был отравлен, высказывает генералу Фудзите своё возмущение попранием духа самурайской чести. В ответ тот вышибает из несогласного дыхание ногой из положения сидя, потом, встав, поднимает его и ломает об колено — после чего «просвещает» умирающего, что дух самурайства японской армии не связан ни с каким кодексом чести.
Телесериалы[править]
- «Светлячок» (2002) — у Аделая Нишки есть свой кодекс чести, правда очень запутанный. Но он очень трепетно относится к своей репутации.
- «Декстер» (2006) — для серийного убийцы Декстера кодекс разработал его приёмный отец. Один из главных пунктов «кодекса Гарри» — не убивать невиновных.
- «Banzuiin Chōbei Omachi Nasei» — сериал про Бандзуйина Тёбэйя, описанного ниже в разделе реальная жизнь.
- «Доктор Кто» — «Не быть злодеем и трусом. Никогда не сдаваться. Никогда не отступать в борьбе за то, во что веришь. Помнить, что ни одна жизнь не ничтожна. Даже самая маленькая жизнь может изменить ход вселенной. Всегда защищать слабых. Всегда верить в себя. Вы сильнее, чем можете себе представить».
- Польский «Ведьмак» — в романах настоящего ведьмачьего кодекса не существовало, хотя Геральт и любил ссылаться на него. В сериале у ведьмаков кодекс имеется, и он позволяет им сражаться только «честно» (даже против монстров). Тем не менее, в сериале есть множество намёков на то, что кодекс — это всего лишь предлог, используемый старейшинами для контроля над гильдией и злоупотребления собственной силой без каких-либо твёрдо установленных правил.
- «Как я встретил вашу маму» — длиннющий Кодекс Братана из 25 пунктов, порой откровенно странных, например, регламентирующих высоту собаки Братана в холке.
Мультфильмы[править]
- «Атомный лес» — странно, но ситуация с врачебной этикой Йода почти полностью экранизирует вынесенный в эпиграф анекдот о Станнисе: «-Доктор… поцелуйте меня. — Дорогая, мне нельзя вас целовать! У нас, врачей, своя, особая врачебная этика… мы и так уже много лишнего сделали».
- «Приключения Десперо» — на основе прочитанной им книге о подвигах неких рыцарей Десперо сам себе создал кодекс чести, к которому позднее присоединился и Роскуро, и Дух Кухни.
Комиксы[править]
- Бэтмен вообще старается не убивать.
- Словосочетание «Кодекс Бэтмена» стало уже самостоятельным выражением, и многие герои его придерживаются. Но его смысл не только в том, что убивать — нельзя, но и в том, что остальное — можно.
- Тема «убивать нельзя» многократно обстёбана фанатами. В одном фанатском комиксе, к примеру, Бэтмен, выслушав очередную речь пойманного Джокера на тему «ты же меня не убьёшь, ты такой правильный», передаёт злодея в руки закона, но только не в Готеме, а специально отвозит его в Техас. (Для тех, кто в танке: штат Техас известен высочайшим процентом приговоров к смертной казни).
- В фильме Нолана он Ра’с аль Гула не убил… Но оставил старого ниндзя подыхать в вагоне монорельса, который вот-вот упадёт…
- Роршах не признает никаких компромиссов, даже перед лицом Армагеддона. Даже когда он знает, что его убьют прямо сейчас, не отступись он.
- Каратель — если по его вине погибнет невиновный, он сдастся в руки слуг закона.
- Астерикс поклялся никого не убивать, но вот отлупить кого-то как следует он совсем не против.
Аниме[править]
- Arcadia of My Youth — некий кодекс чести, которого придерживался Фантом Ф. Харлок II (возможно, относится ко всему роду Харлоков, но тут уже штаны Арагорна). Подробности не раскрываются, но судя по тому, к каким действиям этот кодекс обязывал, суть его сводится к верности абсолютно любому правительству, вне зависимости от того, насколько приемлемы его цели и методы. Иллюмидианцы сделали вывод, что главный герой должен поступить так же. Зря.
Видеоигры[править]
- В некоторых выпусках GTA протагонист придерживается принципа: ни в коем случае не иметь дело с наркотиками, то есть и не принимать их, и не участвовать в нелегальном наркотрафике.
Реальная жизнь[править]
- Знаменитая и полумифическая Омерта — кодекс чести у преступников. Варьирует у разных стран и народов, но в целом сводится к следующим правилам: своих не сдавать, не обманывать и не бросать в беде, не сотрудничать с органами правопорядка, насилие по беспеределу не применять. На практике бывает по-разному, в основном все зависит от того, насколько высоки ставки в данной конкретной ситуации. Кроме того, следует учитывать, что «воровская честь» призвана упорядочить отношения и создать правила игры внутри преступного сообщества. То есть соблюдать ее нормы считается необходимым лишь в отношении его членов, а с «лохами», то есть людьми, к преступному миру не относящимися, можно делать что и как угодно.
- Бандзуйин Тёбэй — ронин, ставший якудзой и быстро выбившийся в главари, а затем подмявший под себя столичный город Эдо (нынешний Токио). Превратил бытовавшие у бандитов понятия в Кодекс Чести.