Экзамен по сольфеджио: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников)
Строка 15: Строка 15:
* «Вляпли!» — нужно помочь шарманщику настроить шарманку, а для этого — прослушать несколько мелодий и угадать, какие именно инструменты в них звучат (перед началом угадывания инструменты можно послушать по отдельности и попробовать запомнить их звучание). Один раз ошибся — начинай сначала, что делает эту головоломку, пожалуй, самой сложной во всей игре.
* «Вляпли!» — нужно помочь шарманщику настроить шарманку, а для этого — прослушать несколько мелодий и угадать, какие именно инструменты в них звучат (перед началом угадывания инструменты можно послушать по отдельности и попробовать запомнить их звучание). Один раз ошибся — начинай сначала, что делает эту головоломку, пожалуй, самой сложной во всей игре.
* [[Black&White]]
* [[Black&White]]
* [[WarCraft/World_of_Warcraft|World of Warcraft]]: The Burning Crusade. Квест в деревеньке огров в Blade’s Edge. Проигрывается мелодия из четырех нот, которую нужно воспроизвести, наступая на соответствующие каждой ноте платформы.
* [[WarCraft/World of Warcraft|World of Warcraft]]: The Burning Crusade. Квест в деревеньке огров в Blade’s Edge. Проигрывается мелодия из четырех нот, которую нужно воспроизвести, наступая на соответствующие каждой ноте платформы.
* [[Fallout/Fallout 3|Fallout 3]]: чтобы взломать виртуальную реальность доктора Брона и вызвать программу «Китайское вторжение», нужно наиграть на пяти звучащих предметах мелодию, которую насвистывает доктор и которая повторяется в музыкальной теме. Причём сначала [[туториальная недостаточность|нужно ещё допереть до того, что предметы вообще звучат и на них надо сыграть]].
* [[Fallout/Fallout 3|Fallout 3]]: чтобы взломать виртуальную реальность доктора Брона и вызвать программу «Китайское вторжение», нужно наиграть на пяти звучащих предметах мелодию, которую насвистывает доктор и которая повторяется в музыкальной теме. Причём сначала [[туториальная недостаточность|нужно ещё допереть до того, что предметы вообще звучат и на них надо сыграть]].
** На самом деле мелодия не так важна. «Правильный» предмет издает один звук, «неправильный» другой, разрывая цепочку и заставляя начинать сначала. Если запомнить порядок, комбинация подбирается за минуту.
** На самом деле мелодия не так важна. «Правильный» предмет издает один звук, «неправильный» другой, разрывая цепочку и заставляя начинать сначала. Если запомнить порядок, комбинация подбирается за минуту.
Строка 42: Строка 42:
** Voyage: Inspired by Jules Verne (2005) — мелодичному языку селенитов Мишель ардан обучается именно таким способом. И ещё там тоже было задание что-то вроде подбора мелодии для органа.
** Voyage: Inspired by Jules Verne (2005) — мелодичному языку селенитов Мишель ардан обучается именно таким способом. И ещё там тоже было задание что-то вроде подбора мелодии для органа.
** The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript (2006) — для фаворитки короля ГГ может сыграть мелодию, которую она напевает. После чего она закономерно сорвёт голос. Следующим заданием будет сварить ей чай с лимоном. В принципе, этого можно и не делать, но это повлияет на её отношение к ГГ и возможность получить несколько вариантов финала.
** The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript (2006) — для фаворитки короля ГГ может сыграть мелодию, которую она напевает. После чего она закономерно сорвёт голос. Следующим заданием будет сварить ей чай с лимоном. В принципе, этого можно и не делать, но это повлияет на её отношение к ГГ и возможность получить несколько вариантов финала.
** Destination Treasure Island (2006) — а тут не совсем мелодия, но песня…"15 человек на сундук мертвеца"(на английском даже в русской озвучке). После прохождения игры автор правки, будучи школьницей, даже как-то напевала эту песню, за что получила выговор от учительницы английского за контекст песни, но не за неправильность произношения.
** Destination Treasure Island (2006) — а тут не совсем мелодия, но песня… «15 человек на сундук мертвеца»(на английском даже в русской озвучке). После прохождения игры автор правки, будучи школьницей, даже как-то напевала эту песню, за что получила выговор от учительницы английского за контекст песни, но не за неправильность произношения.
* Игра One Hand Clapping — [[Педаль в пол|педаль к антиподам]]. На вид обычный платформер, но чтобы продвигаться по нему, нужно… петь! Голосом повторяя те ноты, которые задает «проводник».
* Игра One Hand Clapping — [[Педаль в пол|педаль к антиподам]]. На вид обычный платформер, но чтобы продвигаться по нему, нужно… петь! Голосом повторяя те ноты, которые задает «проводник».
* [[Please, Don’t Touch Anything]] — в ходе определённых манипуляций на панели можно открыть пианино из трёх клавиш, каждая из которых проигрывает свою ноту. На нём нужно будет воспроизвести мелодию, которая начнёт периодически проигрываться на фоне.
* [[Please, Don’t Touch Anything]] — в ходе определённых манипуляций на панели можно открыть пианино из трёх клавиш, каждая из которых проигрывает свою ноту. На нём нужно будет воспроизвести мелодию, которая начнёт периодически проигрываться на фоне.
Строка 59: Строка 59:
* [[Dead Space|Dead Space 3]] — предтечи Тау Волантис перед гибелью оставили систему звуковых знаков, корректное воспроизведение которых в правильном порядке запускает различные механизмы (открывание дверей или запуск систем).
* [[Dead Space|Dead Space 3]] — предтечи Тау Волантис перед гибелью оставили систему звуковых знаков, корректное воспроизведение которых в правильном порядке запускает различные механизмы (открывание дверей или запуск систем).
* [[American McGee's Alice]] — одна из встречающихся на пути головоломок — рычаги, двигающие платформы и открывающие двери, движение каждого рычага сопровождается своим звуком: для прохождения дальше надо потянуть рычаги, отсортировав их по высоте издаваемого звука. При том явных подсказок нет — предлагается дойти своим умом, что в принципе, конечно, довольно просто и вообще в порядке вещей для игр того времени, но многих геймеров нового поколения может вогнать в ступор.
* [[American McGee's Alice]] — одна из встречающихся на пути головоломок — рычаги, двигающие платформы и открывающие двери, движение каждого рычага сопровождается своим звуком: для прохождения дальше надо потянуть рычаги, отсортировав их по высоте издаваемого звука. При том явных подсказок нет — предлагается дойти своим умом, что в принципе, конечно, довольно просто и вообще в порядке вещей для игр того времени, но многих геймеров нового поколения может вогнать в ступор.
* [[Stardew Valley]] — в пещере на Имбирном острове, нужен чтобы «честно» получить три золотых ореха, требуемые для 100 % прохождения {{spoiler|для их нечестного получения имеется золотой попугай ДжоДжи, 10000 золотых за каждый ещё не найденный орех}}. Пять кристаллов, издающих звук определённой тональности, которые нужно активировать в правильном порядке пять раз подряд. К счастью, необходимый порядок дублируется подсветкой кристаллов и время на размышление не ограничено (то есть можно порядок записать, хоть в тетрадь, хоть на телефон, и повторить). К несчастью, с каждым раундом мелодия ускоряется, кристаллы могут повторяться, и раунду этак к четвёртому количество нот превышает размер среднечеловеческого стека памяти (7±2 элемента).
* [[Okami]] — нурикабэ (в английской локализации называемые Blockhead — «блокоголовый»), преграждающие путь демоны-стены, для победы над которыми требуется повторить последовательность возникающих на краткое время точек в таблице 4 на 4, от трёх у самого первого до восьми штук у необходимого только для стопроцентного прохождения.


== Литература ==
== Литература ==
Строка 64: Строка 66:
* Пол и Уильямсон «Дитя звёзд» — во второй книге выясняется, что для программирования компьютера команды вводятся голосом. Не текстом, а продолжительностью и высотой тона. И да, главгерой сдаёт по этому экзамен.
* Пол и Уильямсон «Дитя звёзд» — во второй книге выясняется, что для программирования компьютера команды вводятся голосом. Не текстом, а продолжительностью и высотой тона. И да, главгерой сдаёт по этому экзамен.
* Б. Акунин, «[[Эраст Фандорин|Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых]]» — чтобы открыть тайник в подземелье замка, нужно сыграть на органе первые такты знаменитых куплетов Мефистофеля из оперы Ш. Гуно («На земле весь род людской…») Недостаточно просвещённому Арсену Люпену это не удалось, а вот образованный Эраст Петрович Фандорин в дуэте с подкованным по части музыки Шерлоком Холмсом головоломку разгадали-таки {{spoiler|(Правда, как выяснилось позже, именно этого гениальный преступник от них и ждал)}}.
* Б. Акунин, «[[Эраст Фандорин|Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых]]» — чтобы открыть тайник в подземелье замка, нужно сыграть на органе первые такты знаменитых куплетов Мефистофеля из оперы Ш. Гуно («На земле весь род людской…») Недостаточно просвещённому Арсену Люпену это не удалось, а вот образованный Эраст Петрович Фандорин в дуэте с подкованным по части музыки Шерлоком Холмсом головоломку разгадали-таки {{spoiler|(Правда, как выяснилось позже, именно этого гениальный преступник от них и ждал)}}.
* [[Гарри Поттер]] — вход в гостиную Хаффлпаффа (он же [[Пуффендуй]]) находится в подвале, справа от кухни, где лежат в штабель бочки. Надо найти центральную бочку во втором ряду снизу и [[Экзамен по сольфеджио|настучать по ней ритм]], совпадающий со словами «Хельга Хаффлпафф» — имя основательницы факультета, — тогда бочка откроется, и можно пройти внутрь, пригнувшись. Если постучать не в тот ритм или не по той бочке, гостя обдаст уксусом, и бочка ему больше не откроется. Этот самый ритм не менялся с момента основания Хогвартса, и Роулинг так и не разъяснила, как туда не ходит вся школа подворовывать. Возможно там стоит дополнительная защита, аналогичная [[шовинист]]ической лестнице в спальню девочек в гостиной Гриффиндора — если туда пытается пройти мальчик, ступеньки складываются и вторженец скатывается вниз (шовинистической её делает то, что аналогичной защиты на спальне мальчиков нет, Гермиона туда ходит как к себе домой). Ну или просто факультет трудолюбия и гостеприимства не против обобществления своих вещей.


== Кино ==
== [[Кино]] ==
* «Ричи Рич» — сейф с сокровищами семьи Рич открывается песней.
* «Ричи Рич» — сейф с сокровищами семьи Рич открывается песней.
* «Миссия на Марс» — инверсия. Для входа в хранилище, оставленное марсианами для своих далеких потомков ({{spoiler|людей}}) в качестве замка требовало правильно ответить на закодированный вопрос, звучавший как низкочастотный сигнал. Неправильный ответ вызвал небольшой, управляемый торнадо, который порвал на куски почти всю первую экспедицию.
* «Миссия на Марс» — инверсия. Для входа в хранилище, оставленное марсианами для своих далеких потомков ({{spoiler|людей}}) в качестве замка требовало правильно ответить на закодированный вопрос, звучавший как низкочастотный сигнал. Неправильный ответ вызвал небольшой, управляемый торнадо, который порвал на куски почти всю первую экспедицию.
== [[Мультсериалы]] ==
* «[[Новые дела Скуби-Ду]]» (1972) — эпизод «Фантом Кантри Мюзик Холла» (1 сезон, 14 серия). Грабители банков использовали в качестве логова здание давным-давно закрытого Кантри Мюзик Холла, а добычу хранили в тайнике с фальшивой стеной, для открытия которого нужно было сыграть определённую мелодию на ксилофоне. С фитильком: Клавиши инструменты были помечены буквами, поэтому для воспроизведения мелодии требовался не музыкальный слух, а банальное знание пароля.


== Реальная жизнь ==
== Реальная жизнь ==

Текущая версия на 19:34, 18 марта 2025

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Головоломка на узнавание нот.
«

Цыц, дурёха! Замолчи!
Тесту место у печи!
Ну-ка, марш к себе в светлицу
И сольфеджию учи!

»
— «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

В играх (чаще всего в квестах) иногда бывают головоломки с узнаванием нот или настройкой музыкальных инструментов. Например, играет какая-то мелодия, и требуется наиграть её на рояле. Для тех, кто слухом обделён, довольно противная штука — поэтому часто используется с прикрученным фитильком (например, пять нот, по две ноты на октаву). Или в Myst можно обойти, считая щелчки (правда, этих щелчков может быть много, до семнадцати; ошибся — ракета не запустилась, ищи, где ошибся).

Примеры[править]

  • Might and Magic VII: квест на продвижение Вора в Ниндзя, найти могилу Великого Мастера. На входе в могилу именно такой замок.
  • Metal Mutant: в одной из пирамид на пути к Ароду.
  • Myst: в ракете.
  • Machinarium: самое последнее задание.
  • The Neverhood: замок по Лойду на одной из дверей.
  • «Вляпли!» — нужно помочь шарманщику настроить шарманку, а для этого — прослушать несколько мелодий и угадать, какие именно инструменты в них звучат (перед началом угадывания инструменты можно послушать по отдельности и попробовать запомнить их звучание). Один раз ошибся — начинай сначала, что делает эту головоломку, пожалуй, самой сложной во всей игре.
  • Black&White
  • World of Warcraft: The Burning Crusade. Квест в деревеньке огров в Blade’s Edge. Проигрывается мелодия из четырех нот, которую нужно воспроизвести, наступая на соответствующие каждой ноте платформы.
  • Fallout 3: чтобы взломать виртуальную реальность доктора Брона и вызвать программу «Китайское вторжение», нужно наиграть на пяти звучащих предметах мелодию, которую насвистывает доктор и которая повторяется в музыкальной теме. Причём сначала нужно ещё допереть до того, что предметы вообще звучат и на них надо сыграть.
    • На самом деле мелодия не так важна. «Правильный» предмет издает один звук, «неправильный» другой, разрывая цепочку и заставляя начинать сначала. Если запомнить порядок, комбинация подбирается за минуту.
  • Loom. В этой игре любая магия кастуется при помощи нот, и на самом трудном уровне игрок должен распознавать и запоминать их на слух.
  • Bloodmoon: подобная головоломка есть в одной из пещер.
  • Neverwinter Nights 2: Квест на соревнование с бардом Каином.
  • Resident Evil — в первой части с фитильком — для открытия замка просто нужен персонаж с навыком игры на пианино. А вот в третьей — все по честному.
  • Blaze and Blade: вы прошли очень непростую (и даже можно сказать — мучительную) пустыню. Что ж, теперь можно продвинуться дальше по сюжету? Нет, еще нет. Перед вами — четыре столбика, удар по каждому из которых производит звук определённой тональности. Правильный порядок нот вам предварительно сыграли. Один раз. Теперь повторите короткую мелодию из четырёх нот: стукните по столбикам в правильном порядке и без особо длинных пауз.
  • Final Fantasy VII. Если в доме Тифы Локхарт наиграть на пианино музыкальную тему этой героини, откроется секретка с учебником самого сильного Limit Break Тифы.
  • The Ball. Инди-игра-головоломка, в которой этого вообще сложно было ожидать, ибо там (в основном) на подумать, но сыграть надо всего три ноты.
  • South Park: The Stick of Truth. Момент где необходимо на аппарате инопланетян сыграть мелодию, чтобы спасти Рэнди от зонда.
  • The Witness. Головоломка не обязательна — как и всё в The Witness, кроме мастерской Создателя. Но сложна чертовски, несмотря на три «ноты»: мешают тембры и посторонний шум.
  • Серия игр Abe’s. С прикрученным фитильком: вместо правильно подобранных нот нужно повторить за собеседником в правильном порядке (внимание!): пукнуть, ругнуться, засмеяться, поздороваться или сказать «Ok!». P.S. Автору правки для прохождения игры (середина 90-х)пришлось докупать звуковую карту.
  • Undertale: головоломка со статуей и пианино в Водопадах. Открывает секретную комнату, для прохождения решать необязательно.
  • Knights of the Temple: Infernal Crusade. На одном из последних уровней нужно высвободить запертую в гигантской пентаграмме душу (выглядит как сгусток белого дыма), повторив звук её голоса.
  • Galerians. Нужно кулаком «настучать» азбукой морзе шифр, чтобы открыли сюжетно важную дверь. Вроде ничего сложного на первый взгляд, но все паузы между стуками нужно повторить ИДЕАЛЬНО точно.
  • Sanitarium — замок в улье. Довольно противный, кстати: для автора правки это была единственная задачка, которую он не решил без подсказки.
  • Sublustrum — в головоломке с органофоном субверсия, там достаточно добиться пропадания лишних звуков. Зато на эоловой арфе именно этот троп.
  • Secret World — квест в Трансильвании по подбору трёх мелодий на «поющих камнях».
  • От этиж же авторов серия The Longest Journey — в Dreamfall:TLJ и в Dreamfall:Chapters есть задание напеть мелодию для открытия прохода в трактире «Путник»: одно и то же ждя Зои Кастильо и Киана Альване соотвестственно в этих двух играх. Эйприл же умудряется попасть в то же самое место, прошмыгнув в проход за Пророком.
  • Kyrandia II — на случай, если у вас нет звуковой карты, ДВА музыкальных замка в игре (пиратский сундук и дверь таверны) продублированы цветовыми кодами. Второй замок можно просто взломать ножницами.
  • Return to Mysterious Island — такую головоломку предлагает ослепший робот-охранник на «Наутилусе», требуя наиграть на органе любимую мелодию капитана Немо. Правда робота, насколько помню, можно просто подстрелить, но награда в этом случае меньше.
    • Вообще-то робот там не требует сыграть мелодию на органе. До этого игрок должен сам дойти, но в таком случае баллов начисляется действительно больше, чем при разгадывании загадок этого самого робота.
    • Во второй части этой игры действительно «экзамен» — сыграть на окарине местным обезьянам, чтобы с ними подружиться, а змею, внезапно, ввести в транс, хотя она скорее от движения пальцев в него войдёт.
  • Вообще создатели «Возвращения на Таинственный остров» (Return to Mysterious Island) — очень любят этот тром:
    • Voyage: Inspired by Jules Verne (2005) — мелодичному языку селенитов Мишель ардан обучается именно таким способом. И ещё там тоже было задание что-то вроде подбора мелодии для органа.
    • The Secrets of Da Vinci: The Forbidden Manuscript (2006) — для фаворитки короля ГГ может сыграть мелодию, которую она напевает. После чего она закономерно сорвёт голос. Следующим заданием будет сварить ей чай с лимоном. В принципе, этого можно и не делать, но это повлияет на её отношение к ГГ и возможность получить несколько вариантов финала.
    • Destination Treasure Island (2006) — а тут не совсем мелодия, но песня… «15 человек на сундук мертвеца»(на английском даже в русской озвучке). После прохождения игры автор правки, будучи школьницей, даже как-то напевала эту песню, за что получила выговор от учительницы английского за контекст песни, но не за неправильность произношения.
  • Игра One Hand Clapping — педаль к антиподам. На вид обычный платформер, но чтобы продвигаться по нему, нужно… петь! Голосом повторяя те ноты, которые задает «проводник».
  • Please, Don’t Touch Anything — в ходе определённых манипуляций на панели можно открыть пианино из трёх клавиш, каждая из которых проигрывает свою ноту. На нём нужно будет воспроизвести мелодию, которая начнёт периодически проигрываться на фоне.
  • Light Crusader на Sega Genesis — Один из обязательных для прохождения предметов закрыт за загадкой с четырьмя гигантскими камертонами, на которых надо сыграть мелодию из музыкальной шкатулки. Которая в свою очередь, спрятана в лабиринте.

Сходные головоломки[править]

  • Syberia. Несмотря на здоровенный органоподобный девайс, это обычная квестовая головоломка «повтори рецепт». Ну и заставь эту штуку работать, когда водку выпили, а мёд засахарился.
  • А в Футураме, которая мультсериал, такой головоломке, по сути, целый эпизод посвящён.
  • Monkey Island — в «Проклятьи Обезьяньего острова», Гайбраш нарывается с пиратским капитаном на… дуэль на банджо (в любых других состязаниях он нас обыграет шутя)! Проходится легко — нужно повторять ноты на той же струне, которую противник выделяет в каждой из фраз. Однако… стоит нам выиграть, паршивец демонстрирует, как НА САМОМ ДЕЛЕ он умеет играть на банджо. Дальше сообразите сами.
  • The Whispered World — хотя и надо проиграть пять нот, зависит все исключительно от высоты распределенных птиц, которые должны их пропеть. Надо только кликнуть по ним в правильном порядке.
  • «Вспомнить всё» (2012). Для активации секретного видеосообщения требовалось сыграть на рояле определённое произведение.
  • Operator's Side — чтобы открыть дверь в люкс, нужно сказать пароль синхронно с Рио. На практике это гораздо сложнее чем на бумаге.
  • Warframe — чертёж каркаса Октавии добываются именно так. Правда, ноты раскиданы по трём платформам, по три штуки на каждую, и надо скорее запоминать, в какой последовательности подсвечиваются кнопки… на которые надо наступать. Шаг влево, шаг вправо — нужна перезагрузка с новой последовательностью.
  • Ori and the Will of the Wisps — по побочному заданию необходимо понять, каким образом куча разнокалиберных обелисков образует ноты для подвешенных рядом колокольчиков (которые цветы).
  • Dead Space 3 — предтечи Тау Волантис перед гибелью оставили систему звуковых знаков, корректное воспроизведение которых в правильном порядке запускает различные механизмы (открывание дверей или запуск систем).
  • American McGee's Alice — одна из встречающихся на пути головоломок — рычаги, двигающие платформы и открывающие двери, движение каждого рычага сопровождается своим звуком: для прохождения дальше надо потянуть рычаги, отсортировав их по высоте издаваемого звука. При том явных подсказок нет — предлагается дойти своим умом, что в принципе, конечно, довольно просто и вообще в порядке вещей для игр того времени, но многих геймеров нового поколения может вогнать в ступор.
  • Stardew Valley — в пещере на Имбирном острове, нужен чтобы «честно» получить три золотых ореха, требуемые для 100 % прохождения для их нечестного получения имеется золотой попугай ДжоДжи, 10000 золотых за каждый ещё не найденный орех. Пять кристаллов, издающих звук определённой тональности, которые нужно активировать в правильном порядке пять раз подряд. К счастью, необходимый порядок дублируется подсветкой кристаллов и время на размышление не ограничено (то есть можно порядок записать, хоть в тетрадь, хоть на телефон, и повторить). К несчастью, с каждым раундом мелодия ускоряется, кристаллы могут повторяться, и раунду этак к четвёртому количество нот превышает размер среднечеловеческого стека памяти (7±2 элемента).
  • Okami — нурикабэ (в английской локализации называемые Blockhead — «блокоголовый»), преграждающие путь демоны-стены, для победы над которыми требуется повторить последовательность возникающих на краткое время точек в таблице 4 на 4, от трёх у самого первого до восьми штук у необходимого только для стопроцентного прохождения.

Литература[править]

  • Андрэ Нортон, «Саргассы в космосе» — на базе Предтеч двери открываются тремя (собственными для каждой двери) нотами в ультразвукавом диапазоне. Герои почти полкниги топчутся перед входом базы, пока не разгадывают принцип. Возможно, это одно из первых использований тропа до эры компьютерных игр.
  • Пол и Уильямсон «Дитя звёзд» — во второй книге выясняется, что для программирования компьютера команды вводятся голосом. Не текстом, а продолжительностью и высотой тона. И да, главгерой сдаёт по этому экзамен.
  • Б. Акунин, «Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых» — чтобы открыть тайник в подземелье замка, нужно сыграть на органе первые такты знаменитых куплетов Мефистофеля из оперы Ш. Гуно («На земле весь род людской…») Недостаточно просвещённому Арсену Люпену это не удалось, а вот образованный Эраст Петрович Фандорин в дуэте с подкованным по части музыки Шерлоком Холмсом головоломку разгадали-таки (Правда, как выяснилось позже, именно этого гениальный преступник от них и ждал).
  • Гарри Поттер — вход в гостиную Хаффлпаффа (он же Пуффендуй) находится в подвале, справа от кухни, где лежат в штабель бочки. Надо найти центральную бочку во втором ряду снизу и настучать по ней ритм, совпадающий со словами «Хельга Хаффлпафф» — имя основательницы факультета, — тогда бочка откроется, и можно пройти внутрь, пригнувшись. Если постучать не в тот ритм или не по той бочке, гостя обдаст уксусом, и бочка ему больше не откроется. Этот самый ритм не менялся с момента основания Хогвартса, и Роулинг так и не разъяснила, как туда не ходит вся школа подворовывать. Возможно там стоит дополнительная защита, аналогичная шовинистической лестнице в спальню девочек в гостиной Гриффиндора — если туда пытается пройти мальчик, ступеньки складываются и вторженец скатывается вниз (шовинистической её делает то, что аналогичной защиты на спальне мальчиков нет, Гермиона туда ходит как к себе домой). Ну или просто факультет трудолюбия и гостеприимства не против обобществления своих вещей.

Кино[править]

  • «Ричи Рич» — сейф с сокровищами семьи Рич открывается песней.
  • «Миссия на Марс» — инверсия. Для входа в хранилище, оставленное марсианами для своих далеких потомков (людей) в качестве замка требовало правильно ответить на закодированный вопрос, звучавший как низкочастотный сигнал. Неправильный ответ вызвал небольшой, управляемый торнадо, который порвал на куски почти всю первую экспедицию.

Мультсериалы[править]

  • «Новые дела Скуби-Ду» (1972) — эпизод «Фантом Кантри Мюзик Холла» (1 сезон, 14 серия). Грабители банков использовали в качестве логова здание давным-давно закрытого Кантри Мюзик Холла, а добычу хранили в тайнике с фальшивой стеной, для открытия которого нужно было сыграть определённую мелодию на ксилофоне. С фитильком: Клавиши инструменты были помечены буквами, поэтому для воспроизведения мелодии требовался не музыкальный слух, а банальное знание пароля.

Реальная жизнь[править]

  • Итальянский поэт Габриеле д’Аннунцио, захвативший в 1919 году город Фиуме и провозгласивший его вольным городом, был большим чудаком. В конституции своего города он, в числе прочего, ввёл обязательное музыкальное образование. Увы, его власть продержалась недостаточно долго, чтобы увидеть какие-то результаты массовых экзаменов по сольфеджио среди людей, которые этого не просили.