Игра престолов (телесериал)/Тропы на букву П

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Игра престолов. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.

Тропы

  • Падение с высоты — в Орлином гнезде, фамильном замке грандлордов Арренов, стоящим на вершине горы, практиковалась казнь посредством выталкивания осуждённого через «Лунную дверь» — проход в стене зала. Такая смерть не иллюзорно грозила оклеветованному Тириону и именно так убивает исчерпавшую свою полезность (и пытавшуюся прикончить в порыве ревности Сансу) Лизу Аррен манипулятор-кукловод Петир Бейлиш. В сериале для пущего драматизьму Лунная Дверь открывается не в стене, а в полу, как люк.
  • Падший герой — когда-то Станнис Баратеон был благородным командиром, который честно поровну делил всё с солдатами во время осады Штормового Утёса, особенно когда пищи и вовсе не осталось. Но куда делся этот благородный человек теперь, когда он опустился для сожжения своей же дочери в ритуалах кровавой магии?
    • Никуда он не девался. Станнис Баратеон всегда между чувствами и долгом (как он его понимал) выбирал второе. Во время той же осады Штормового Предела он мог подставить ненавистного брата и стать полноправным Великим Лордом, но из-за чести он пошёл на самоубийство, и выстоял. Эта «честь» заставляла его блестяще и верно служить Роберту, будучи униженным, несмотря на свои заслуги, принять решение о сожжении Джендри и своей дочери. А негативное восприятие от того, что современному человеку не понятно само понятие «жертвы» ради какого-то идеала, тем более ради государства, в случае Станниса. Массам по нраву Джон Сноу, нарушивший все клятвы, в последних сезонах растерявший героизм и здравый смысл, Дейнерис, которая за «всё хорошее против всего плохого», потому что они мыслят категориями современных людей. Чего не скажешь ни о Станнисе, ни о Тайвине Ланнистере, которые у широкой аудитории не вызвали симпатий.
      • Где была «честь» Станниса, когда он с Джоном Арреном докопался до правды относительно детей Серсеи? Почему он не рассказал всё своему брату Роберту, а сбежал на Драконий Камень и ждал там до тех пор, пока короля не убили и не появилась возможность самого себя объявить королём? Разве так велит поступать «долг»?
        • Вообще-то собственно до правды он и докопался первым, после чего уведомил Джона Аррена, что в свете его отношений с Робертом и отлично всем известного недовольства тем, что брат его откровенно «задвигает» более чем оправданное решение — Роберт бы банально не поверил обвинениям, прозвучи они от Станниса. Но даже если бы и поверил для окружающих это выглядело бы как стремление Станниса к трону (ведь после детей Серсеи именно Станнис должен был наследовать Роберту). Со своей стороны Станнис сделал, что мог и не его вина, что Аррен слишком промедлил.
      • Разве «долг» его заставил убить Ренли колдовством вместо того, чтоб наступить на глотку своим амбициям ради блага государства? «Долг» ему подсказал идею учинить геноцид в замке бывшего вассала, который верно служил Станнису и сражался за него, пока не попал в плен и не вынужден был склониться перед Ланнистерами (так-то Акселл Флорент подсказал, но и сам Станнис не видел ничего плохого в таком замысле, и только убойная прямота Давоса его остановила)? Нет, Станнис — властолюбивый мерзавец со склонностью к садизму, прикрываемой «справедливостью» (как Станнис её понимает).
        • По Ренли — ну вообще то да, именно что долг. Он законный король — борьба с узурпаторами это его право и обязанность.
          • Вот это и имелось в виду. Законный король, не законный, пофиг уже, когда на кону судьба всего государства (тем более, что Станнис со своими извращёнными представлениями о справедливости изначально не имел шансов стать королём Семи Королевств, а не их окровавленных ошмётков — ему бы сопротивлялись до последнего), и отказавшись от собственных претензий на трон, Станнис мог спасти государство (или хотя бы отсрочить момент, когда всё начало сыпаться). А так он предсказуемо проэтосамил все полимеры, причём не только свои, но и чужие. Так что нет, именно жертвовать ради чьего-то блага, кроме своего собственного, Станнис не умеет и учиться не желает.
            • Очевидно, что «долг» а данном случае — это то, как его понимает Станнис. Кем для него был Ренли? Стремящимся в узурпаторы. Кем для него был он сам? Законным правителем. Да и что касается сопротивления до последнего — это далеко не факт.
              • Некоторые маньяки тоже «так понимают». Это оправдание?
                • Не только долг, но и закон. Так думается, если бы Станнис не был бы следующим ЗАКОННЫМ в линии наследования, то и не особо стремился бы к трону.
  • Папа-волк
    • Мейс Тирелл для Маргери. И Джон Коннингтон для Юного Грифа.
    • Нед Старк. Он к тому же носит прозвище «Тихий Волк», и на гербе у него волк. «Когда приходит лютая зима и дуют белые ветры — одинокий волк гибнет, но стая выживает».
    • Эдмар Талли ради еще не рождённого ребёнка от Рослин Фрей пожертвовал честью и свободой, сдав Риверран Ланнистерам и Фреям.
    • Внезапно Тайвин Ланнистер. Да, мотивацией ему служит не любовь к своим детям, а необходимость беречь грозную репутацию. Но это работает, ибо обижая/собираясь обидеть его отпрысков и родственников, враги нервно покусывают локти: как же лорд Утёса отреагирует? Подсвечено Мизинцем, который прямым текстом говорит Неду: «Вы правда думаете, что лорд Тайвин будет невозмутимо смотреть, как вы насаживаете на пики головы его дочери и внуков?»
    • Тормунд для своих детей, особенно для дочери Муны.
  • Парвеню — множество примеров:
    • Лорд Петир Бейлиш по прозвищу «Мизинец». Изначально — мелкий лордик деревенско-помещичьего калибра, благодаря интригам и подлянкам дослужился до статуса единственного члена своего собственного Великого дома.
    • Сир Давос «Луковый рыцарь» Сиворт — начинал как простолюдин и преступник, а именно, контрабандист. Нашёл способ выслужиться: доставил осаждённому Станнису Баратеону, гарнизон которого страдал от нехватки провизии, груз лука и рыбы. Получил рыцарское достоинство и роль доверенного фаворита высоко ценившего его Станниса. На нынешний момент в книгах — его лорд, адмирал и Десница (хотя эти титулы, учитывая шаткое положение Станниса, мало что значат), в сериале — советник короля Севера. Умён, этичен и очень осторожен. Собственно, имидж парвеню для него — не особый способ шика, а наоборот, демонстрация смирения: «Я никогда не буду равен настоящим, потомственным аристократам!». В концовке сериала пришел к успеху и получил пост мастера над кораблями.
    • Там же — Бронн «Черноводный», но с фитильком. Он служит Тириону и Джейме Ланнистерам, и в сериале прокачался от наёмника до командира городской стражи, а позднее — до офицера королевской армии, плюс получил титул рыцаря. Хотя, впрочем, основной его обязанностью является защита своих нанимателей, с чем он более-менее успешно справляется. Сериальный сир Бронн впоследствии пытался получить титул грандлорда. И в финале сериала таки получил, а в придачу пост мастера над монетой, т. е. министра финансов. Автор книг заявил в интервью, что Бронн в любой из вселенных — обаяшка и умелый карьерист, но настолько головокружительной карьеры ему в книгах не видать, жирно ему будет. «Уже и то хорошо, что сериальщики не попытались женить его на Сансе!»(с) Дж. Мартин.
    • Сериальный Джендри тоже подходит. Несмотря на то, что по крови он принадлежит к роду Баратеонов, фактически он никогда не был настоящим лордом, будучи лишь рабочим и солдатом, и буквально отвоевал свое право на принадлежность к аристократам (правда, сражался Джендри вообще не за это, а признание как таковое не просил).
    • Варис уверяет всех, что он из простых бродячих актёров из Вольных Городов, а в государственный совет попал просто из милости Безумного Короля. Подлинное происхождение окутано тайной.
    • Из приквелов, тут пополам с самозванцем — Дункан Высокий, он же Дунк. Изначально — просто слуга наемного рыцаря (даже не оруженосец). Взят старым сиром Арланом в услужение буквально из городских трущоб. Впрочем, на рыцаря его старик таки тренировал, и сделать оруженосцем, а позже и рыцарем явно собирался… да вот внезапно помер. Дунк, будучи даже не посвящённым в рыцари, умудрился пролезть сначала на турнир, затем получить фактическую аффирмацию «Да, ты дворянин и рыцарь!» от принца крови (Дунк всем заливал, что уже посвящён, и никто против этого так и не возразил). А к концу жизни сей достойный воитель даже возглавил Королевскую Гвардию.
  • Парень в беде — здесь «парнем в беде» оказался Рикон Старк, которого неверный вассал сдал на руки сумасшедшему Рамси Болтону. Ценный заложник перед решающей битвой был отпущен, чтобы вынудить Джона Сноу в одиночку броситься спасать его, после чего убит метко пущенной стрелой.
  • Пастырь добрый — септон Рей. Бывший солдат, ставший миролюбивым священником. Верил, что каждый человек может исправиться и начать новую жизнь, как некогда сделал он сам. К сожалению, пастыря бросило в противоположную крайность — чрезмерный пацифизм, из-за которого погиб и он, и вся его паства.
  • Пастырь нерадивый — бывший верховный септон (Учёный Тюлень), свергнутый Его Воробейшеством.
  • Пасхальное яйцо
    • Cреди драконов, чьи черепа украшают залы Красной Крепости, упоминается некий Вермитракс. Дракон Вермитракс был главным злодеем из диснеевского фильма «Победитель дракона», Джордж Мартин обожает этот фильм. А еще один дракон с тем же именем есть в Might and Magic VII.
    • Вот так сюрприз! Среди мечей, вплавленных в Железный Трон, можно опознать по рукоятям: Гламдринг (меч Гэндальфа); меч из фильма «Царство Небесное»; меч Робин Гуда.
    • Робин Гуд — лучник, но мечом традиционно владеет (как и любой дворянин XII века), постоянно носит его на поясе и показывает в бою неплохие навыки фехтования (см. практически любую адаптацию). Но из какого конкретно фильма или сериала «процитирован» меч?
    • Ещё о Железном Троне. Для фанатов не секрет, что Железный Трон из книжной версии сюжета значительно крупнее, чем тот небольшой трончик, который мы видим в сериале. Поэтому авторы сериала съюморили — заставили Петира Бейлиша подсветить этот факт. «Неужели болтают, что этот трон сплавлен из нескольких тысяч мечей побеждённых?.. Да тут и одной тысячи нет. Тут и двухсот мечей не наберётся. Я считал!».
      • «Дом дракона» впоследствии показал, что недостающие мечи некогда торчали вокруг трона, но к моменту действия ИП их убрали.
    • К вопросу о родителях Джона Сноу… В первом сезоне рядом с Джоном в кадре можно увидеть на стене вырезанные буквы «R L». Да, это отсылка к раскрытой в шестом сезоне истории происхождения этого человека. Не хватает разве что плюсика между этими двумя буквами.
  • Пацанка с замашками леди
    • Лианна Старк, паркурщица и мало-мало фехтовальщица, будучи по характеру похожей на свою племяшку Арью, тем не менее, комфортно чувствовала себя в платьях, любила синие зимние розы и могла прослезиться над трогательной песней.
    • Дейси Мормонт, с детства игравшаяся с шестопёром и в ходе Войны Пяти Королей проломившая им немало лбов, любит танцы и имеет очень милую застенчивую улыбку. А её младшая сестра Лианна (названная в честь предыдущего пункта, что намекает), в сериале проявила себя как умная и жёсткая правящая леди.
    • Нимерия Сэнд, женственная и элегантная фанатка ножей. Этакая золотая середина между мужиковатой Обарой и хрупкой отравительницей Тиеной.
  • Педофил
    • Лин Корбрей, крутой рыцарь из Долины Аррен и по совместительству гомопедофил.
    • Нехорошего рыцаря Меррина Транта сделали ещё и педофилом (да-да, даже по средневековым меркам). Потому что за пару сезонов зрители, поди, забыли, чем изначально был нехорош Меррин, и надо было заново нарисовать его злодеем, прежде чем Арья с ним расправится.
    • Лорд Харальд Карстарк — сын и наследник старого буйного лорда, казнённого Роббом. Подался в приспешники — и любовники? — к Рамси Болтону. Маленький Джон Амбер в глаза подшучивает над лордом Харальдом, подчёркивая его «пристрастие к мальчикам», и вряд ли это клевета.
    • Тирион упоминает, что среди придворных в Королевской Гавани есть педофилы.
  • Пейзажное порно — здесь этого добра навалом.
  • Пейсы, кашрут и день субботний — гискарский работорговец Кразнис мо Наклоз в одном из русских дубляжей говорит с клюквенно-еврейским акцентом, в другом — с клюквенно-кавказским.
  • Пережить своих детей
    • Серсея Ланнистер. Первый сын умер в младенчестве. Второй оказался злобным придурком на троне («У нас были злобные короли, были короли-идиоты, но злобных королей-идиотов у нас еще не было!» © Бес) и был отравлен. Дочку отравили дорнийцы в качестве мести за смерть принца Дорна. Третий сын после того, как Серсея убила его жену, покончил с собой.
    • Королева Шипов: «Серсея украла у меня будущее. Она убила моего сына. Она убила моего внука. Она убила мою внучку».
  • Переодеть в адаптации — куда, спрашивается, пропали знаменитые розовые, с вышитыми каплями крови плащи Болтонов? Напрашивающееся объяснение: розовое облачение для клана адских маньяков сочли слишком уж несерьёзным. Розовый заменили на чёрный. Тоже эмо.
    • Квиберн, получив дворянство и став министром, в первоисточнике нарядился в особый, на заказ сделанный белый кафтан с золотым стоячим воротником и золотым поясом. А в сериале он так и ходит в своей любимой, неброской чёрной рясе.
    • Даарио Нахарис. В первоисточнике рядится сущим попугаем («шик ландскнехта», крашеные синим волосы и ногти, позолоченные усы, золотой костюм), в адаптации же предпочитает мужественные тёмные тона.
    • Тихо Несторис, браавосский банкир. В книге одевается в пурпур, носит шляпу высотой в полметра такого же цвета, удивляя всех вестеросцев своим нарядом, в сериале же одевается в коричневые, непримечательные одежды.
    • На самом деле, если обратить внимание на книжные описания костюмов, можно понять что в сериале всех переодели. Мартин описывает буйство украшений и богатых тканей, в сериале всё куда более демократично. В последних сезонах к тому же появились довольно футуристично выглядящие фасоны.
  • Пересластить пилюлю — финал. Ситуация, которая скорее должна была вылиться в новую междоусобицу, гарантированно доконавшую бы и так обескровленную войной страну, вместо этого расцветает каким-то слащавым либерально-фансервисным райком. У всех ваших любимых персонажей всё хорошо! Они все пришли к успеху! И они так смешно шутят про бордели! И никто никому не будет мстить! И посреди ледяной тундры проклюнулся росточек! И если не думать над любым из этих счастьев дольше пяти секунд, то в них даже можно поверить!
  • Персонаж-призрак — как и в книге, в начале сериала не появляются Станнис Баратеон и Тайвин Ланнистер, но призрачности лорда Тайвина хватило только на половину первого сезона.
  • Печальный символ
    • Дейнерис часто можно увидеть с кольцом её матери Рейлы Таргариен на указательном пальце — таким образом, это единственная вещь из Вестероса, которую они с Визерисом не продали в изгнании. Является расхождением с книжным каноном, где пришлось избавиться от всего, чтобы не умереть с голоду, а Визерис окончательно тронулся, когда расстался с материнской короной. Правда, в последних сезонах колечко уже не мелькает.
    • Фигурка оленя, которую Давос вырезал из дерева для принцессы Ширен.
  • Пилотный выпуск — пилотную серию переснимали, не вошедшие материалы можно посмотреть в интернетах. Пилот и официальная первая серия даже различаются по актёрскому составу: кому-то, к примеру, не понравилась Дейенерис в исполнении Тэмзин Мерчант, и её заменили на Эмилию Кларк.
  • Плавать в доспехе — в седьмом сезоне это умение демонстрируют Джейме и Бронн. Педаль в пол: судя по картинке, они проплыли под водой не меньше трехсот метров, и если на втором была только кожанка, то на первом — качественная кольчуга, кираса и горжет (и это только на верхней половине туловища!).
  • Пнуть сукиного сына — так как сериал перегнал книжную серию, в нём получили по заслугам некоторые мерзавцы, которые ещё остаются безнаказанными в книгах.
    • Одним из первых получил пинка Мерин Трант, в адаптации оказавшийся ещё и педофилом. Собственно это и помогло Арье подобраться к цели.
    • Смерть Русе Болтона от руки своего бастарда Рамси. Причём убит он был тем же образом, каким он сам убил хранителя Севера.
    • Смерть Маленького Джона Амбера от зубов и ножа Тормунда. Любить его и правда не за что, ибо его образ разительно отличается от книжного. За передачу младшего Старка жестокому до безумия Рамси и убийство Лохматого Пёсика он полностью заслужил то, что с ним сделал Тормунд.
    • Сцена расправы над самим Рамси Сноу. Вначале Джон Сноу избивает его кулаками до полусмерти, а затем Санса Старк скармливает Рамси его же собственным собакам. И всё же это кажется слишком лёгкой смертью для такого человека
    • Арья Старк, в качестве возмездия за Красную свадьбу, перерезает горло Уолдеру Фрею, предварительно подав ему пирог с его родственниками в качестве начинки, то есть повторив «подвиг» книжного Вимана Мандерли
      • Затем Арья, надев лицо Уолдера, травит остальных Фреев.
    • Без книжного первоисточника — гибель Миранды Боунс, подружки Рамси и не меньшего, чем он сам, чудовища. Хотя есть теория, что она была заложницей у Рамси (ибо чуть что не так, окажется она на кресте, без кожи, или же с голодными собачками Рамси) со Стокгольмским синдромом и активной мимикрией. По крайней мере, она хотела убить неудачливую подругу ДО того, как ту разорвали собаки, что всё же милосердие.
      • Правда, нельзя и того отрицать, что если это мимикрия — Миранда очень сильно вошла во вкус.
      • Она с явным удовольствием наблюдала за тем, как собаки заживо рвут Танси, и намеренно ранила её в ногу, а не убила.
      • Кроме того, молодого «лорда Рамси» она не шутя хотела и не шутя ревновала. Хотя и прекрасно понимала, что однажды он женится, но наверняка не на ней (дочери дредфортского старшего псаря), а на ком-то выгодном, «лордским браком».
    • Участь Песчаных Змеек, сперва отравивших Мирцеллу, а затем убивших и Дорана с Тристаном. Одновременно На тебе Джа-Джа! и Зло воздающее (а в случае Элларии и Тиены еще и Кармическая справедливость).
    • Позорная смерть Мизинца/Петира Бейлиша. Хотя он сам виноват, научил на свою голову Сансу Старк никому не доверять и критически оценивать информацию — а она возьми и примени эти уроки против своего учителя. В результате Бейлиш в слезах и соплях на коленях умолял леди Винтерфелла пощадить его, но Север, как известно, не прощает… Стоит заметить, что тут эффект пинания был сильно подпорчен фанатами книжного Мизинца, в один голос клявшими сериальщиков за то, что гений интриги умудрился ТАК протупить.
      • А с другой стороны — ну куда ему против телепата-провидца (и Рглор знает кого ещё) Брана?!
  • Повадился кувшин по воду ходить
    • Крастер. Целенаправленно оскорблять кучу вооружённых голодных людей, попивая пивко и закусывая колбасой, было не лучшей идеей.
    • Петир Бейлиш настолько увлёкся, что еле успел понять, почему его внезапно пустили в расход.
  • Поверил в собственную ложь — в силу открывшихся подробностей о происхождении Джона Сноу, в такой ситуации, похоже, оказался Роберт Баратеон, который всем рассказывал о том, что Рейгар Таргариен похитил и изнасиловал Лианну Старк — на самом деле она сама к нему ушла. В книгах до этого момента ещё не дошли.
  • Поворот кругом
    • Королева Дейнерис Таргариен[1], которая спалила половину Королевской Гавани, перемолов и частично сдавшихся солдат Ланнистеров, и мирных жителей (и тем самым фактически исполнив волю своего папочки). От этого дружно офигевают и Тирион Ланнистер (лишившийся брата Джейме с сестрой Серсеей), и Джон Сноу (уж явно разочарованный ужасами войны), и Давос Сиворт (который считал Дейнерис сравнительно вменяемой), и даже Арья Старк (прочувствовавшая на себе творящийся хаос).
    • Теон Грейджой. Сначала опустился ниже некуда, предав своего лучшего друга и семью, в которой вырос, а потом с риском для жизни спасал Сансу, а отдал жизнь за Брана.
  • Повседневная броня
    • На пиру у Фреев все солдаты Ланнистеров пьянствуют в доспехах. Не от бедности, конечно, а из разумной осторожности.
    • Сандор Клиган не вылезал из доспехов до 6 сезона. Даже на ночь снимал только перчатки. Его брат Григор после зомбификации не снимал даже шлем.
    • Джиор Мормонт и Аллисер Торне всегда расхаживают по Чёрному замку в доспехах.
    • Многие персонажи носят доспехи хоть и не постоянно, но в тех случаях, когда они не к месту.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — когда во 2-й серии 8-го сезона Джон предлагает Сэму на время боя укрыться в крипте Винтерфелла с женщинами и детьми, тот возмущённо заявляет: «Все забывают — я первым убил Белого Ходока. Я убивал теннов. Не раз спас Лили. Я украл много книг из библиотеки Цитадели…»
  • Поднял уровень крутизны
    • Подрик Пейн почти не умел обращаться с мечом. Далее упоминается (но не показывается), что Бриенна начала на каждом привале серьёзно его «гонять», тренируя. И вот в шестом сезоне происходит то, чего Бриенна давно ждала: спасение Сансы Старк из рук болтоновцев. Бриенна убивает офицера и отвлекается на его помощников, а Подрик довольно эффективно рубится с солдатами. Он ещё не мастер меча — но уже хороший мечник, а не «тюфяк», каким был раньше. В конце концов Подрик умудрился выжить в битве с армией Короля Ночи… и закадрить парочку девиц сразу после боя.
    • Лианна Мормонт же! Из последних сил завалить великана в таком возрасте — уж не знаю, что может быть круче!
  • Подобреть в адаптации — Серсея Ланнистер. Сценаристы ей изначально сочувствовали, а потому прописали, как минимум, гораздо более человечный характер: искреннюю нежность и привязанность к детям и даже признание, что она даже могла бы полюбить Роберта, если бы он сам этому так не сопротивлялся. А Лина Хиди этот характер блистательно сыграла.
  • Пожалуйста, очнись! — почти самый финал-слезогонка. Дракон Дрогон ещё не осознал, что Дейнерис, его человеческая «мама-хозяйка», мертва. И не очень-то ему хочется это осознать. Он тыкает её носом: вставай, ну вставай, чего разлеглась?
  • Позорная плешь — Мейс Тирелл в сериале стал забавным плешивым недотёпой[2]. Крутой телохранитель Дорана Мартелла Арео Хотах облысел (а ещё почернел) и напрочь растерял весь профессионализм. Да и Короля Ночи, претендовавшего на противоположный троп, в финале слили позорнейшим образом.
  • Полное чудовище — как и в книжном первоисточнике, тут полно таких персонажей. В вселенной Джорджа Мартина не смолкает вой пинаемых собак и плач обиженных детей. Среди десятков малоизвестных садистов стоит выделить:
    • Эйрис II Таргариен, известный как «Безумный король». И это прозвище он получил весьма заслуженно! В начале своего царствования он подавал большие надежды, но с каждым годом его характер становился хуже, и в итоге он превратился жестокого и безрассудного тирана-параноика. Когда его жестокость перешла все границы, началась гражданская война против него. И понимая, что его война проиграна, он приказал заложить под свою столицу огромное количество горшков с диким огнём и взорвать их, чтобы самоуничтожиться вместе со столицей. Его гвардеец Джейме Ланнистер узнал об этом, предотвратил исполнение его плана и убил его. После такого поступка Джейме за это ничего не было, и никто даже слова не проронил в осуждение. Зато потом, когда страсти улеглись, Джейме начали дразнить «Цареубийцей», даже несмотря на то, что он поступил правильно, отправив на тот свет короля-психопата.
    • Джоффри Баратеон — несмотря на его юный возраст, эталон тропа. Достаточно сказать, что Серсея, его мамаша, его адекватнее (!).Садист-самодур, который — по крайней мере формально — стоял у власти всех Семи Королевств.
    • Григор «Гора» Клиган — гигант, имеющий два режима работы: убивать и насиловать. Изуродовал собственного брата; возможно, изнасиловал и убил сестру. Точно изнасиловал и убил принцессу Элию Мартелл, а перед этим у неё на глазах убил её годовалого сына — .
    • Эурон «Вороний Глаз» Грейджой — сумасшедший пират-богохульник, употребляющий галлюциногенные зелья, увлекающийся чёрной магией, а также обладатель титула «Худший старший брат». Убил троих своих братьев, двоих единокровных и одного полнородного. И если смерть Бейлона помогла ему прийти к власти, то двое других были безобидными калеками и убиты были исключительно ради развлечения и в попытке «привлечь внимание бога» (причем первое такое убийство он совершил ещё ребёнком, задушив первенца из братьев, прикованного к постели болезнью). Другого своего младшего брата (а возможно, и двух) Эурон регулярно насиловал в молодости. Последнему из братьев — Виктариону — повезло больше. Эурон всего лишь соблазнил его жену, и Виктариону, по обычаю Железных Островов, пришлось собственноручно забить изменницу до смерти. Кроме попыток извести всех родственников, Эурон развлекает себя тем, что пачками насилует женщин и вырезает языки у матросов, а будучи в изгнании, скормил квартийским колдунам труп их коллеги, другому отрезал ноги и оставил в качестве раба. С неизвестной магической или чисто эстетической целью похищает жрецов всех существующих религий и держит в подземельях и трюмах кораблей. Весело смакует свои зверства под кружечку вина.
      • Возможно, убил братьев-калек из своеобразного милосердия, поскольку в Вестеросе, а особенно на Железных Островах, где ценят исключительно силу, их не ждало вообще ничего, кроме медленного гниения заживо.
      • Что характерно, все его зверства железнорожденные могли бы и вытерпеть (на их островах это считается нормальным, и даже то, что творил Эурон, не дотягивает до деяний легендарных предков: Бейлон, например, скармливал различные части тела своей мачехе), если бы Эурон не пошёл на братоубийство. Проливший родную кровь считается проклятым в глазах Утонувшего бога. Поэтому, например, Виктарион не решался собственноручно казнить брата. Так что убийство трёх родных братьев — это полнейший переход через моральный горизонт событий даже среди жестоких островитян-пиратов.
    • Садист Рамси Сноу (Болтон) — даже по сравнению с предыдущими кажется чрезмерно жестоким. Охотится на людей, травит селянок собаками, сдирает кожу, насилует и убивает. Отравил своего брата (или, по крайней мере, такое о нём рассказывает настоящий отравитель — но верится легко. Хотя яд — это точно не стиль Рамси). Заморил первую жену голодом, вторую приковал к кровати и пытал — в том числе испражнялся на неё, и угрожал ступни ног отрезать, если она не будет слушаться. Список его «подвигов» можно продолжать ещё очень долго.
  • Помните нового мышонка?
    • Скорбный Эдд и Русе Болтон впервые появляются только во втором сезоне, хоть номинально и участвовали в событиях первого сезона.
    • А к третьему сезону сценаристы вспомнили, что в войне на стороне Робба участвуют Речные земли, и запоздало ввели Эдмура с Чёрной Рыбой.
    • В четвёртом к поредевшему отряду одичалых присоединяются тенны и их вожак, магнар Стир. Тормунд его хорошо знает и не любит (как, впрочем, и теннов в целом).
  • По праву сильного
    • Грейджои «платят железом, а не золотом» (то есть отнимают силой то, что могут отнять), и им плевать на «золото Ланнистеров».
    • То же самое можно сказать и о дотракийцах. Эти вообще никогда и ни с кем не торгуют, только грабят. Хотя когда им преподносят «подарки»-контрибуции за то, чтобы они не грабили город — принимают и уходят.
    • Есть версия, что тут всё не так просто, что это больше пиар, чем буквальная реальная практика… Но покупками и продажами, как таковыми, дотракийцы действительно не занимаются никогда. Сделки они регулярно заключают (жить-то надо), но этот бартер всегда называется «обмен дарами».
    • Локк, служащий Болтонам, настолько не любит, когда его пытаются подкупить, что отрубил за это Джейме Ланнистеру руку. Ну, или подал дело так, будто «именно за это». А в остальном козёл и отморозок. Двойной профит: 1) руку можно послать Тайвину Ланнистеру, потребовать выкуп за Джейме и дать понять, что если лорд Тайвин не заплатит, присланы будут и другие части тела; 2) правша Джейме, по расчётам Локка и его хозяина Русе Болтона, с таким увечьем уже не мечник.
    • В книге-первоисточнике точно так же — и из тех же соображений — поступил бандит-отморозок-наёмник Варго «Козёл» Хоут, за которого в сериале сработал Локк (в книге либо отсутствующий, либо подразумевающийся в хозяйстве Болтонов, но не показанный и не названный). А подкупить книжный Джейме пытался не самого Варго (зная, что тот уже куплен, да и не будучи уверен в его рассудительности), а его заместителя по прозвищу «Верный Утсивок» — но тот действительно не продаётся, это у него дело принципа.
  • Популярное заблуждение — два очень-очень популярных, но всё равно заблуждения:
    • «В книгах северные ледяные монстры-некроманты называются Иными, а в сериале Белыми Ходоками!..». Нет. Слово «Иные» действительно ни разу не звучит в сериале. Однако в книгах, в применении именно к этим монстрам, встречается как термин «Иные», так и термин «Белые Ходоки». Последний — всего раз или два… но тем не менее.
    • «В сериале ни разу не звучит имя „Р’глор“ — вместо этого всегда говорят „Красный Бог“!». Нет. В одном диалоге таки назвали по имени: R’hllor. Правда, мало кто из зрителей обратил внимание, поскольку диалог вёлся на валирийском.
  • Пора свести счёты — весь восьмой сезон об этом.
  • Порядок — хорошо, хаос — плохо — противостояние сторонника Порядка Вариса и сторонника Хаоса Петира Бейлиша. В шестой серии третьего сезона Бейлиш как раз длинным монологом говорит Варису, почему Хаос — это круто.
Лодка Джендри. Надпись на ней гласит: «Пароход заброшенных сюжетных линий».
  • Посадить в автобус — сериал был богат на такие посадки, благо, их хватало и в первоисточнике.
    • Джендри. В конце третьего сезона сбегает с Драконьего Камня на лодке, после чего исчезает из сериала аж до седьмого сезона. «Лодка Джендри» стала локальным мемом франшизы — её экипаж в дальнейшем пополнялся и другим «забытыми» персонажами.
    • Бран Старк со спутниками (Мира Рид, Ходор и лютоволк Лето). Исчезают на весь пятый сезон. По сравнению с остальными примерами перерыв не велик, но в отличие от других персонажей Бран — один из главных героев.
    • Рикон Старк со спутниками (Оша и лютоволк Лохматый Пёсик). Под конец третьего сезона покидают Брана и отправляются в Последний Очаг — замок Амберов, после чего исчезают из сериала до шестого сезона. При этом лютоволк к моменту появления был уже мёртв, да и Рикон с Ошей прожили не долго.
    • Нимерия, лютоволчица Арьи Старк. После того, как хозяйка вынуждена была прогнать её ещё во второй серии первого сезона, исчезает фактически на весь оставшийся сериал и лишь в седьмом сезоне (тоже второй серии) происходит короткая встреча Нимерии с Арьей, после чего волчица исчезла окончательно.
    • Бринден и Эдмур Талли. Оба персонажа мало того, что появились сильно позже, чем в книге (лишь к третьему сезону), после этого были посажены в автобус. Оба Талли вернулись лишь в шестом, причем Бринден погиб, а Эдмур снова исчез, чтобы ненадолго появится уже в самом конце сериала.
    • Братство без Знамен (точнее — Беррик, Торос и кучка ноунеймов). После третьего сезона пропадают и возвращаются лишь под конец шестого. Кроме того, Беррик впервые появившись в первом сезоне отсутствовал во втором, успех пережить рекаст.
    • Яра Грейджой — после неудачной попытки спасения Теона исчезает на весь пятый сезон. Стоит добавить, что если бы не пара коротких филлеров со спасением брата, её посадка растянулась бы на все три сезона.
    • Бейлон Грейджой — после третьего сезона был посажен в автобус вплоть до шестого, да и там лишь для того, чтобы появится в одном эпизоде, а затем погибнуть.
    • Рорж и Кусака. После второго сезона исчезают и лишь ненадолго появляются в четвёртом, где их быстро убивают Арья с Псом.
    • Мирцелла Баратеон — после того, как во втором сезоне была отправлена к жениху в Дорн, исчезает вплоть до пятого сезона. За время перерыва успела пережить рекаст, в пятый сезон возвращается только для того, чтобы погибнуть в конце.
    • Барристан Селми — ближе к концу первого сезона, после снятия с должности лорда-командующего Королевской гвардией исчезает до конца третьего сезона, где он появляется в Эссосе и присоединяется к Дейнерис.
  • Последнее место в титрах
    • В первом сезоне: «…и Питер Динклейдж» («and Peter Dinklage»). Во втором сезоне, после смерти Неда Старка, Динклейдж перешёл на первое место.
    • Начиная с четвёртого сезона: «…совместно с Иэном Гленом» («with Iain Glen»).
    • «Квадратичное» применение тропа в списке эпизодических ролей на финальных титрах серии: «…и Джейсон Момоа».
  • Посмертный персонаж — Эддард Старк казался главным героем сериала вплоть до своей смерти в кульминации первого сезона, но и после неё продолжает оказывать влияние на сюжет. По заверениям шоураннеров, его имя так или иначе упоминается в каждой серии телефильма.
  • Постельная сцена в лифчике и трусах — Педаль в пол Станнис Баратеон делает Мелисандре тень-убийцу полностью одетым, даже приспуск штанов не показали.
    • В чуть более приемлемой форме троп встречается и с другими персонажами этого сериала.
    • Педаль в асфальт втопили Сэмвелл Тарли и Лилли, не раздевшись ОБА. Впрочем, в Чёрном замке холодно.
  • Поторопить смерть — искалеченный Сандор Клиган требует, чтобы Арья его убила, но видя, что она не хочет (из милосердия или жестокости — сам Великий Иной не разберёт), напоминает про убитого им друга Арьи и про её сестру, которую Сандор хотел изнасиловать[3]. Не помогает — она просто отбирает у него деньги и уходит.
  • Пощадить ребёнка — с фитильком. Во время резни в Кротовьем Городке Игритт, только что хладнокровно прирезавшая нескольких женщин, не убивает спрятавшуюся Лилли с младенцем, а показывает, чтобы они сидели тихо и не отсвечивали. Впрочем, Игритт никак не назовешь злодейкой, разве что с приставкой «анти-» (если задуматься — уж не добродейкой же!).
  • Появление кавалерии — этот приём там любят.
    • Кавалерия Станниса очень вовремя является на помощь Ночному Дозору.
    • Лорас Тиррелл и Тайвин Ланнистер во главе кавалерии прибывают к Королевской Гавани, которую штурмует тот же Станнис
    • Прибытие рыцарей Долины на подмогу Джону Сноу и Сансе Старк в битве с Рамси Сноу.
    • Прибытие армии дотракийцев во время битвы Дейнерис с Господами и Сынами Гарпии (правда, основную роль в сражении сыграли драконы).
    • В 7-м сезоне — прибытие Дейнерис с драконами на помощь Джону Сноу и Ко, окружённым Белыми Ходоками. И в том же эпизоде — прибытие зомби-Бенджена на помощь полудохлому Джону.
  • Правительство — Малый Совет. Возглавляется лично королём, а в его отсутствие — регентом. Включает такие «портфели» как десница короля (премьер-министр), мастер над монетой (министр финансов, при Серсее — лорд-казначей), мастер над законами (министр юстиции, при Серсее — юстициарий), мастер над кораблями (министр по делам флота, как военного, так и гражданского, при Серсее — гранд-адмирал), мастер над шептунами (министр внутренних дел, но в первую очередь — глава спецслужбы), великий мейстер (придворный маг, связист, главный лейб-медик и советник по науке) и лорд-командующий Королевской Гвардией. Опционально может существовать мастер над войной (военный министр), но обычно его функцию выполняет Защитник Державы (верховный главнокомандующий), которым чаще всего тоже является лично монарх. Плюс король может ввести в совет вообще кого угодно в качестве «министра без портфеля» — таким успел в промежутке между должностями десницы и мастера над монетой побыть Тирион, и именно на такой должности замещал приглашённого на неё Дорана Мартелла Оберин.
  • Правительство на другой планете живёт, родной — собственно, этот троп пополам с параллельным и есть главная беда всех Таргариенов в Эссосе: Визериса Рхагатого, Дейнерис и Эйгона Пока-ещё-не-Шестого. Дени хотя бы, поцарствовав сама и набив на этом несколько отрезвляющих шишек, начинает понимать грош цену заверениям клевретов, что-де народ в Вестеросе только и ждёт возвращения прежней династии и по ночам тайком вышивает драконов на знамёнах. А вот Визя на этом уже погорел, да и Принц Канавный на явном пути к тому же.
  • Прагматичный боец:
    • Сир Барристан Селми, хрестоматийный рыцарь в сияющих доспехах, которого многие персонажи саги абсолютно заслуженно называют лучшим из ныне живущих фехтовальщиков Эссоса и Вестероса. Однако, несмотря на всё годами отточенное мастерство и рыцарское воспитание, этот человек может быть неожиданно прагматичным, если обстоятельства хоть немного складываются не в его пользу. Располосовать противнику лицо ножом, подмять его конем, хряснуть палкой в кадык, выйти против молодого и сильного варвара одетым в доспехи («В яме этот удар оставил бы тебя без руки, старик!» — «Мы сейчас не в яме.») — любой, даже самый подлый с точки рыцарских кодексов, приём годится, если на кону собственная жизнь и судьба королевства. В конце концов, быть благородным не означает быть дураком.
    • А вот за пару десятков лет до событий первой книги жил сир Артур Дейн, величайший фехтовальщик всех времён, вдобавок вооруженный невероятно крутым двуручником из необыкновенной белой стали (в сериале обоерукий боец с двумя длинными мечами). Небезызвестный Нед Старк, прежде чем стать мемом, успел поучаствовать в драке с Дейном и парой его помощников не на жизнь, а на смерть. Кому-то это может показаться неожиданным, но благородный Нед Старк на тот бой явился с шестью товарищами, каждый из которых был благородным доном, а следовательно, с детства рощёным профессиональным воином. И каков результат? Кроме лорда Старка, тот бой пережил только один из его друзей и, по совместительству, одно из самых больших ружей всей Саги — лорд Хоуленд Рид.
      • Согласно сериалу, Дейн зарубил бы и Старка, да вот посчитал раненого Рида безопасным и подставил ему спину, в которую и получил удар ножом в полном соответствии с тропом.
        • И это в сериале Неду еще польстили, сделав из него хорошего бойца, способного продержаться против двурукого Джейме (а Джейме наоборот ослабили: ему Бриенна после их поединка презрительно говорит, что он не так уж и крут, хотя в книге он после года плена, ослабший и в кандалах давал ей только обороняться и лишь под конец устал, а Бри впоследствии вспоминала этот бой с восхищением и ужасом).
    • Наёмник Бронн ещё до того, как стал сиром Черноводным, впечатлил Тириона именно своим прагматизмом. Загораживаться от противника на судебном поединке зрителями? Изматывать оппонента беготней по лестницам и опрокидыванием подсвечников? Да запросто. «Сражаясь, ты нарушал правила чести!» — «Да. (указывает на пропасть, куда отправился труп оппонента) А он их блюл.»
    • Пополам с рыцарем крови — Даарио Нахарис. По крайней мере, в сериале складывается такое впечатление.
  • Предзнаменование — «дурноглазие» Роберта просто давит педаль в асфальт. Во время визита в Винтерфелл король знакомится с семьёй Старков. При этом все, к кому он прикоснулся в этой сцене (пожал руку, обнял, похлопал по плечу, потрепал по голове) — умрут. Девочка, у которой он спросил имя, вынуждена будет весь сериал скрываться под чужими именами, а в итоге вообще попадёт в секту, где ей придётся на время отречься от своей фамилии, называя себя «никто». Мальчик, которого король похвалил за силу, и которому напророчил рыцарское звание, сломал спину, превратившись в калеку. С ужасом ждём, что случится с Сансой — король сделал комплимент её красоте… с такими талантами надо на зайцев без ружья охотиться, как в известном анекдоте — «какой красивый зайчик, здоровый, и бегает так быстро!» (надо ли говорить, что зайчик тут же споткнулся и умер от сердечного приступа…)
    • Ну, чисто теоретически, именно из-за своей внешности Санса во многом и страдала. Сами посудите: в основном (но не всегда!) на её красоте внимание заостряли лишь отрицательные герои. И всех их эта красота как-то очень сильно волновала. Серсея подозревала в юной Старк напророченную «королеву, что моложе и прекраснее», которая придёт и всё у неё, Серсеи, отнимет. Джоффри над невестой издевался, но всё равно стараясь её красоту не попортить. Потом помолвку расторг, но тем не менее недвусмысленно Сансу хотел и прямо угрожал ей светлым будущим стать матерью королевских бастардов (слава Семерым, дальше дело не пошло). Лиза Аррен чуть не скинула племянницу в Лунную Дверь — ревновала к ней Мизинца (и, скажем так, не без оснований — из-за, опять-таки, внешности, юная Старк лорду Бейлишу была, мягко говоря, небезразлична). Потом девушку отдали на растерзание Рамси Болтону — и оппаньки, он прямо заявлял, что находит Сансу привлекательной и не может дождаться первой брачной ночи (грёбаные сценаристы, добавившие в арку Сансы линию книжной Джейни Пуль). В общем, красота-то есть, только счастья от неё никакого. А очень даже наоборот.
  • Преимущество высоты — 6 сезон, Битва Бастардов. Пикинёры Болтонов прижимают войско Джона Сноу к холму из трупов (правдоподобность самого холма — уже другой вопрос), а на его вершине уже ждут пехотинцы Амберов во главе с Маленьким Джоном, которые режут тех, кто пытается подняться, совершенно не напрягаясь. Армию Джона спасает только прибытие кавалерии.
  • Прекрасная амазонка — Гвендолин Кристи так и не смогли достаточно «устрахолюдить», чтобы она приблизилась к книжной Бриенне Тарт, так что она регулярно краешком ноги ступает на почву этого тропа. А уж Тормунд Великанья Смерть уверен в этом на все 100 %.
  • Прекрасная волшебница
    • Мелисандра. Субверсия: её красивая (но неуловимо жутковатая) внешность на самом деле представляет собой иллюзию, под которой скрывается сморщенное от возраста тельце, костяная нога и «вот такой нос». Или только в сериале?
    • А вот Шира Морская Звезда, дочь одного из предыдущих королей и предположительно мать Мелисандры, уже безо всякой субверсии. Колдунья и первая красавица королевства, мужчины дрались за право сидеть рядом с ней, самоубивались из-за утраты ее расположения, а два ее брата из-за нее чуть не порвали друг друга на ленточки. Шира осталась с младшим; старший крепко обиделся и сорок лет кошмарил страну гражданской войной.
    • Висенья Таргариен, одна из трио Завоевателей, тоже слыла колдуньей. И тоже была красавицей.
    • И Алис Риверс, самозванная королева-ведьма Харренхолла и любовница Эймонда Таргариена.
Такая прекрасная и такая близкая.
  • Прекрасная зима — зима служит одной из основ сюжета, но лучше всего она показана в локациях за стеной (см. фотографию).
  • Прекрасный принц — в ассортименте.
    • Настоящие принцы королевских кровей:
      • Рейгар Таргариен. Реально принц — то есть, наследный. Реально прекрасный, до степени «его хотят даже парни» — по воспоминаниям Серсеи, с детства в него влюблённой, на фоне Рейгара её любимый братец Джейме выглядел мальчишкой. Даже на момент событий книг, а не когда Рейгар был жив (ибо тогда Джейме как раз мальчишкой и был).
      • В прошлом — Дункан, принц Стрекоз.
      • В ещё более далёком прошлом — Деймон Таргариен. Даром что тропнеймер для контртропа, наречённый так совершенно поделом — но для своих племянниц (родной Рейниры и двоюродной Лейны) сыграл роль именно чистого сабжа, без дураков. Бронебойная харизма исполнившего роль в экранизации Мэтта Смита только усугубляет.
    • И. о. принца: Оберин Мартелл формально носит титул принца (вообще дорнийских владык на русский логичнее переводить как «князей», но традиция-с, не поймут). И на фоне многих других персонажей является чуть ли не рыцарем в сияющих доспехах, несмотря на то, что сражается неконвенциональным оружием и любит спать со всем, что движется.
    • Псевдопрекрасные принцы:
      • Санса допустила жанровую ошибку. Начитавшись рыцарских романов, она ожидала, что Джоффри будет прекрасным принцем — а он оказался полным чудовищем.
      • Джейме Ланнистер по внешности — типичный принц Чарминг. Особенно в сериале, даже похож на рисованного принца из «Шрека». Сначала деконструируется через высокомерный козлизм, затем — теряет привлекательность и улучшает характер.
      • Визерис Таргариен, несостоявшийся третий этого имени. С лица — прекрасный, это все признают, а кто помнит его старшего брата — отмечают их сходство. По натуре же — самоуверенный мерзавчик, эгоцентрик, молодец против овец и маккиавеллист-самоучка, который не дошёл до состояния Джоффри только потому, что дохамился раньше.
      • Мягкотелый и бесцветный Лансель (имя с намёком, да) Ланнистер, переспавший с собственной кузиной-королевой и подсобивший со смертью зятя-короля. Уже деконструкция готова, но будет ещё одна: из-за мук совести стал типичным храмовником, в ходе чего окончательно растерял остатки внешней прекрасности.
  • Прелесть какая глупенькая — Лоллис Стокворт, эпизодический персонаж. Светлее и мягче по сравнению с книгами, поскольку тут Лоллис просто недалёкий тепличный цветочек, в то время как в оригинале у неё явная умственная отсталость.
  • Придурковатый сынок:
    • Джоффри же (как минимум, в экранизаци вполне совершеннолетен, так что засчитывается)! Залюблен Серсеей до полной вседозволенности и, как следствие, потери любых берегов. А Роберт, пацана заслуженно презиравший, неизменно потакал ему именно в желании кого-нибудь отлупить — как же, мужик растёт, блеять! Итог кратко резюмирован Тирионом: «у нас были короли-идиоты и короли-отморозки, но чтоб король — отмороженный идиот, это в первый раз!» На силача, правда, Джоф вопреки стереотипу не тянул, но ему и не надо — к его услугам вся королевская конница гвардия.
    • Григор Клиган — жестокая, страшная деконструкция. По всей видимости, дебил, но высокофункциональный. Нормально, связно разговаривает, хоть и предпочитает немногословие. Вырос — вполне смог командовать отрядом солдат-карателей, благо дурацкое дело нехитрое. И очень-очень злобный и жестокий. Страдает постоянными головными болями, наркоман (глушит боль), и характеризуется физическим гигантизмом, необычайной живучестью, ускоренным созреванием и гиперсексуальностью (по совокупности — эффект аденомы гипофиза?). Искалечил младшего брата за пустяк. Но родители упорно не желали признавать, что с сынком что-то не так и даже гордились его телесной мощью и боевыми навыками. И это продолжалось, пока сынок их не убил (а заодно и свою сестру), чтобы единолично завладеть замком и доходами. А потом несколько раз повторил один и тот же трюк: выгодно женился — присвоил приданое — грохнул жену.
    • В сериале есть сцена, которой не было в первоисточнике: На военном совете лорд Тайвин Ланнистер ругает Григора за поразительное неумение «сложить два и два», а Григор только смущённо помалкивает.
  • Прикинуться шлангом — реалии сеттинга очень располагают к этой тактике.
    • Тирион Ланнистер — забавный карлик, вместо рыцарских занятий, как всем известно, упражняющийся только в острословии, винопитии и разврате. Очень удобный фасад, маскирующий изощренный ум, находчивость, решительность и умение управлять людьми. Вдобавок, если доходит до драки, Тирион очень неплохо машет топором. Даже жаль, что занятия шутовской акробатикой Тириону еще в детские годы запретил отец, это добавило бы образу придурковатости…
    • Виман Мандерли — он же Лорд Миног, Лорд Сала, Лорд Свин, Лорд-слишком-жирный-чтобы-ездить-верхом. Добродушный хохотун, заплывший жиром гедонист, перемещающийся в паланкине (будто он какой-нибудь купец из Эссоса, а не благородный лорд). А как смешно вышло с данной сгоряча клятвой питаться хлебом и водой, пока не отомстит за убитого на Красной Свадьбе сына — разумеется, чревоугодник долго не продержался и снова стал пожирать свои любимые пироги с миногой! По собственным словам лорда Вимана, «я толст, и многие думают, что это делает меня слабым и глупым». Разумеется, под маской никчемного трусливого толстяка скрывается расчетливый, проницательный, хладнокровный и волевой человек, при этом весьма серьезно относящийся к чести — и мести. При этом он ещё и немножко опасный маньяк: тот, кто совсем нормален, не будет находить такую пользу и удовольствие в… людоедстве.
      • И, кстати, свой зарок он на самом деле сдержал. Он отставил в сторонку хлеб и воду и опять набросился на миног не раньше, чем смог с улыбкой наблюдать, как сообщники организатора Красной Свадьбы, ни о чём не догадываясь, с аппетитом жрут испечённые на поварне лорда Вимана пироги с мясом родичей означенного организатора.
      • Ерунда, Годрик Боррелл рассказал Давосу, что тот нарушил клятву ещё до того, как Сиворт прибыл в Белую Гавань, похитили же Фреев лишь спустя некоторое время после инсценировки казни Давоса.
    • Манс Налётчик, лидер Одичалых (ах, простите, Король-за-Стеной и вождь Вольного Народа!), поэт и искусный воин, любит прикидываться безобидным бродячим музыкантом и певцом. Помогает то, что книжный Манс и вполовину не так впечатляющ внешне, как Манс из известного сериала-экранизации.
      • Тут проблема противоположных оценок: одни зрители утверждают, что сериальный Манс могуч и харизматичен (что в этой роли совсем не вредит), другие — что на вид он не более чем «печальный бомж-индеец». Хотя, в любом случае, за музыканта его действительно никто не примет.
    • Великий мейстер Пицель очень это любил. Маленький, пухленький старичок с бородой до пола, спящий на заседаниях Малого Совета… и один из самых компетентных членов этого самого Совета, искусный лекарь и знаток ядов, до гроба верный дому Ланнистеров. На совести этого «безобидного дедульки», правда косвенно, — один король и один десница. Собственно, именно Пицель взял на себя обязанности по управлению королевством при Томмене Баратеоне вместе с Киваном Ланнистером, когда Серсея довела все до полного краха и даже мог успешно поправить весьма многое. Поэтому в итоге и был убит.
    • В вырезанной сцене лорд-десница Тайвин Ланнистер пеняет Пицелю за притворство и велит наедине с ним вести себя нормально, а не играть комедию. А потом спрашивает: «Зачем вообще эта многолетняя маска?». И Пицель, выпрямившись и убрав из голоса интонации старого маразматика, немолодым, но ещё крепким баритоном объясняет свой хитрый замысел: при дворе идёт бесконечная грызня за преимущества, и в этой каше он, Пицель, не гонится за вящим, хочет лишь, сколь бы долго ни прожил, сохранить то, что уже имеет — а потому стремится выглядеть безобидным. Он не добавил, что и выступать в роли отравителя ему под такой маской было не в пример удобнее. Но это тоже правда.
    • Дейнерис Таргариен использовала этот прием перед Кразнисом и остальными Добрыми Господами, когда покупала Безупречных. Она корчила из себя глупенькую, наивную блондинку-полудикарку (но «типа с понтами, типа неожиданно попавшую в честь», — белую ворону, залетевшую в высокие хоромы), а вдобавок притворялась, что не понимает валирийский, хотя владела им в совершенстве. По закону жанра (и по своему женоненавистническому долболобству) Кразнис не стеснялся в выражениях, считая, что «вестеросская шлюха» ничего не понимает, а переводчица Миссандея старательно смягчала перевод. Кразнис дорого заплатил за грубость и самоуверенность.
  • Приковало к постели раком — метаслучай класса «Жизнь пишет сюжет». Немой палач Илин Пейн пропал из поздних сезонов сериала именно потому, что игравший его актёр в это время боролся с онкологией. Проводить рекаст не стали из уважения к его вкладу (тем более, что жуткий диагноз он победил), а его сюжетную роль из книг передоверили Бронну.
  • Принцессы не какают — инверсия: Авторы сериала просто-таки дорожат натурализмом.
    • Пока Тириона (в Вестеросе — опасного государственного преступника) везли в Эссос в заколоченном ящике с дыхательными дырочками, он регулярно просовывал наружу через эти дырочки собственное дерьмо. Как он справлял малую нужду — не суказано, но логично предположить, что если ящик стоял на палубе, то всё просто — под себя: дожди и морские брызги всё смоют. А если в трюме — тем более под себя: на фоне ароматов трюмной воды в деревянном корабле и не такие запахи потеряются.
    • Один из горожан, издевавшихся над голой Серсеей, был придушен, а потом убит об стену сиром Робертом Стронгом. Было показано, что этого убиваемого мужика прослабило[4].
  • Принцип Кицума — если автор правки не ошибается, то сценаристы вообще прямо сказали, что сделали так, что Короля Ночи убивает Арья, чтобы удивить фанатов. Удивили, не поспоришь. «Это как если бы Хозяина Огня мимоходом прихлопнула Тоф» © Мир фантастики. Пророчество про Азора Ахая, культ Рглора, сама идея столкновения льда и пламени — всё это явно намекало, что Короля Ночи убьёт (и, вероятно, пожертвует собой) кто-то с этим связанный, но ничто из этого не сыграло роли. Впрочем, всё перечисленное — замыслы Мартина, а он таких приёмов не любит и в книгах наверняка переиграет иначе.
    • Главный твист в конце — сюда же. Теорий на тему: «Кто последний усядется на неудобную железную табуретку?» было миллион. На место короля Семи Королевств прочили и Станниса, и Дейнерис, и Мизинца с Варисом, и даже бастарда-неудачника Джендри, которого должны признать Баратеоном. Обломились все! Слава Брандону Сломленному из дома Старков! Забавно, что в конце Бран на Трон не сел — в ходе пертурбаций последнего сезона тот немножко сгорел… весь.
      • Что интересно, воцарение Брана создает отсылки к Артуриане, поэтому то, что автор сделает королем Брана было достаточно закономерно. Вопрос был в том, как именно это произойдет - и вот тут в сериале сделали максимально тупо и прямолинейно, у него дескать истории интересные.
    • Ещё до начала работы над последним сезоном в сеть слили возможный сценарий в деталях, вроде бы прямо с серверов канала. По одной версии, фальшивку слили сами создатели. По другой же, это именно наш троп: сценарий заспойлерён, придётся на скорость придумать другой, пусть он и будет явно хуже.
  • Принять оскорбление как комплимент
    • Мерин Трант обзывает свежепроизведенного в рыцари Бронна «выскочкой-головорезом». Сир Бронн Черноводный радостно отвечает, что Мерин абсолютно прав, и в свою очередь нарекает Транта «червяком в нарядных доспехах, больше годным избивать девочек, чем сражаться». (Сир Мерин действительно в присутствии всего королевского двора избивал девочку. И хотя он делал это по приказу короля-садиста — Мерин и сам садист, да ещё и педофил, и в момент избиения его «пёрло» чуть ли не до оргазма).
    • Когда король Джоффри обзывает Тириона «монстром», тот отвечает «Монстр, значит? Тогда ты бы поостёрегся меня, ведь монстры опасны, а короли сейчас мрут, как мухи».
  • Проблемный любимчик:
    • Арья для Старков. Любимый сорванец, который может себе позволить бросаться в сестру едой посреди пира. Мама разве что недовольное лицо сделает, а братья от души поржут.
    • Её тётушка Лианна — аналогично. Разве что фехтовать ей папахен так и не разрешил, но в остальном семья стояла за неё горой где надо и не надо.
    • Джейме для Ланнистеров. ЧСХ, перестал быть любимчиком не вследствие, но аккурат после того, как перестал доставлять проблем.
    • Ренли для Баратеонов. Точнее, любимчик он среди народа: умеет нравиться и лордам, и холопам, и ничего не подозревающим женщинам… и именно этим составляет проблему для старших братьев, у которых влёгкую тырит рейтинг.
  • Проверка на вшивость — три переговорщика от Господ должны выбрать одного для казни подручными Дейенерис. Двое богачей выталкивают третьего, чужеземца, происходящего из низов. Естественно, Серый Червь милует беднягу и перерезает глотки его самодовольно ухмыляющимся «товарищам». Лгущий проверяющий.
  • Прогнуться под фанатов — по мнению некоторых фанатов, сериал прогнулся под феминисток. В Эссосе правит Дейнерис, в Королевской Гавани — Серсея, на трон Железных Островов претендует Аша, Простор остался на Оленне, в Дорне утвердился едва ли не матриархат во главе с Элларией. Вот только все эти моменты (кроме власти Элларии в Дорне[5] и (пока что?) линии Простора) были прописаны самим Мартином ещё в книгах, которые, что характерно, ещё ни разу никто за феминизм не критиковал.
    • Дело в том, что из-за хронометража порезали немалую часть харизматичных мужских персонажей из оригинала, из-за чего и вышел такой дисбаланс. Кроме того, большое количество женщин-правительниц вполне объяснимо в контексте сюжета — в конце концов по Вестеросу прокатилась изнуряющая гражданская война, и многие лорды и старшие сыновья погибли в сражениях или в результате покушений. Ну и надо отметить, что общество Вестероса не особенно одержимо гендерным шовинизмом. В Дорне, к примеру, существует абсолютная примогенитура (старшая дочь наследует вперёд младшего брата), да и основан он был женщинами. На Бриенну смотрят как на дурочку, но никто не пытается запретить ей носить доспехи и махать мечом (кроме отмороженного на полголовы Рендилла Тарли). Крутых королев, принцесс и воительниц в истории тоже немало, в основном в династии Таргариенов.
    • Значит, никакого прогиба и не было? Получается, так. Напомним — и Тайвин и Киван Ланнистеры, и Бэйлон Грейджой, и Оберин Мартелл погибли и в книге. Мэйс Тиррелл и Доран Мартелл? Ну, первый и по книге-то декорация, а вот что второго слили в сериале, так это совсем другая тема.
  • Промискуитет:
    • Оберин Мартелл и Эллария Сэнд вместе развлекаются в публичном доме. Вдобавок они оба бисексуальны. Хотя в книге его бисексуальность упоминается лишь на уровне слуха. Зато он с удовольствием рассказывает о влажных фантазиях Элларии на тему «тройничка» с Серсеей.
    • Рамси Сноу-Болтон спит, с кем захочет и когда захочет со стаей собак на 90 % безопаснее, законом Болтонов не запрещено, чему не должен был помешать и брак с Сансой Старк; да не фартануло.
  • Проснулся знаменитым — да практически весь актёрский состав! Легче назвать тех, кто был более-менее известен до своей роли в сериале: Шон Бин, Лина Хиди, Питер Динклейдж, Чарльз Дэнс, Дэвид Брэдли, Йен Мак-Шейн, Роджер Аллам, Джонатан Прайс, Натали Дормер, Джулиан Гловер, Джим Бродбент… и, пожалуй, все. Композитор Рамин Джавади тоже стал знаменитостью.
  • Протагонист — всегда человек — основные действующие лица тут люди. Среди Детей Леса поименованных персонажей немного, и особой роли они пока что не сыграли (либо постоянно играют весьма важную роль, но автор о ней намеренно умалчивает), а среди Иных и вовсе ни одного конкретного персонажа не выделено.
  • Прочитать о себе книгу
    • Арья Старк, досадуя на грубые искажения истории и характеров, смотрит фарсово-драматическое театральное представление, где выведены члены её семьи и худо-бедно пересказаны трагические события, с ними произошедшие. (Говорят, похожая сцена с Арьей и театральной труппой есть и в авторском черновике шестого тома оригинальной книжной серии, экранизированной здесь.)
    • В финальном сезоне Бронн интересуется, что о нем написали в летописи. И Тирион интересуется тем же. И Тириону отвечают, что… о нём — ровным счётом ничего, ни хорошего, ни плохого. (А как же с записями о Тирионе как об «убийце Джоффри»? Что, повычёркивали, или как?)
    • О жестокой, демонстративно-циничной расправе Тайвина Ланнистера с непокорным родом Рейнов сложили популярную песню «Рейны из Кастамере», и Тайвин немедленно пожелал, чтобы эта песня стала чем-то вроде неофициального (и откровенно угрожающего) гимна рода Ланнистеров. На свадьбе короля Джоффри Баратеона (а по сути — Ланнистера) разные певцы желали подлизаться к фактически правящему дому — и столь часто играли и пели эту песню, что старая язва Оленна Тирелл даже начала ядовито прохаживаться на этот счёт. Сам Джоффри, весьма нетерпеливый и раздражительный юнец, видимо, тоже задолбался — больно швырялся в музыкантов крупными суммами в золоте.
    • Бард, известный как Саймон Среброязыкий, сложил песню «Золотые руки» о тайных любовных похождениях Тириона Ланнистера (и. о. первого министра) и начал шантажировать его этой песней: ведь лорд Тайвин строго-настрого запретил сыну такие похождения. Глупый это был ход — шантажировать Тириона… То, что карлик довольно благорасположен к людям в целом (особенно к тем из них, которые полезны и безвредны), ещё да-алеко не значит, что он — терпила, и этого бард не учёл… Тирион не щадит тех, кто вздумал ему крупно мешать… А песня «Золотые руки» — уже после смерти Тайвина — не осталась «тайной за семью печатями», а шагнула в массы, её начал петь народ… (Но убедился в этом не Тирион, — в сериале, в отличие от книги, он в тот хронологический период не бывал в гуще солдатни, — а путешествующая по своим делам Арья Старк).
  • Прощай, Алиса — во второй серии восьмого сезона настоящей неожиданностью для зрителей стал секс Арьи и Джендри. Многим сцена даже навеяла мысли о совращении малолетних — хотя кто там кого совращал, еще большой вопрос, учитывая, что инициативу со всей свойственной ей напористостью проявила именно Арья. Но уж очень с трудом укладывалось в голове, что той маленькой девочке из первого сезона в таймлайне сериала уже стукнуло восемнадцать (а актрисе Мейси Уильямс - так и вовсе все двадцать).
    • Впрочем, в некотором смысле в сериале Арья со взрослением еще не спешила. Книжная Арья, которая значительно моложе сериальной версии, в главе из «Ветров Зимы» вовсю вертится в сомнительных театральных кругах, терпит домогательства сального карлика-актёра, а затем практически соблазняет Раффа-Красавчика, чтобы заманить к себе в комнату и убить.
  • Прыжок через акулу — в 8-ом сезоне прыжков через акулу полно для многих персонажей. Проще сказать, у кого их нет.
  • Прятаться за сарказмом
    • Скорбный Эдд. Мрачные и странные шуточки — его фирменная фишка.
    • Тирион Ланнистер. Мир к нему был слишком жесток и несправедлив, потому он и научился быть желчным и саркастичным козлом. В сериале эта тенденция показана куда мягче: там Тирион явно дружелюбней.
    • Оленна Тирелл. Титул «Королевы Шипов» зря не дают. В сериале не теряет своей фирменной язвительности даже перед лицом смерти.
    • Сандор Клиган. Язвительность у него очень мрачная, но тем не менее.
  • Психованные струны — The Lannisters Send Their Regards, тема угадайте-чего.
  • Психологические пытки — Рамси Болтон практикует не только физические, но и психологические пытки. Теона освободил и помог бежать посланец его сестры, даже убил преследователей? Ага, размечтался, это сам Болтон решил развлечься. Две красивые девушки раздеваются и соблазняют Теона, и он решает, что пытки действительно позади? Сейчас его прервёт Рамси, в руке у которого нож для кастрации
  • Птичку жалко — септа Юнелла, прославившаяся коронными фразами «Позор!» и «Пока-а-айся», во всех отношениях малоприятная особа. Но участь, на которую её обрекает Серсея — продолжительные пытки и изнасилование от «ЗомбоГоры» — кажется, мягко говоря, перебором. Особенно по сравнению с тем, что главный противник, Воробейшество, отделался довольно легко.
    • Тот случай, когда гадский подручный хуже хозяина: если демагогию и репрессии, проводимые Воробейшеством, ещё можно оправдать борьбой за власть под ширмой аскетизма и религиозного рвения, то Юнелла была простой исполнительницей наказаний, то есть не получала от этого явных плюшек, зато не менее явно получала удовольствие. И порой не знаешь, кто хуже: хладнокровный прагматик, который не станет причинять зла, пока это не будет выгодно, или же упивающийся своей «правотой»/властью и чужими страданиями отморозок.
      • И всё равно «заслужить» изнасилование в свой адрес (и/или садизм в свой адрес) невозможно ничем, что бы ни вытворял. Это заведомо антипрагматично — на выходе никогда не окупится. Подвергать такому станет лишь «в свою очередь чудовище» (которым Серсея, в свою очередь, и является), и не потому на самом деле, что «объект сотворил то или другое», а всего лишь потому, что влечёт к чудовищному, оно ощущается как «приносящее удовлетворение». А отмазка «Они заслужили» («Это восстановление справедливости такое») — популярна и ИРЛ, она у многих маньяков налицо.
  • Публика — дура — очеидно, именно так порою думали творцы сериала. А особо оголтелые фанаты их ещё и оправдывают в духе: «Ну какая вам разница, откуда Эурон взял с нифига тысячу кораблей на острове, покрытом голыми скалами вместо деревьев?. У них тут есть драконы, магия и ожившие мертвецы; какой логики можно хотеть после этого? В конце концов, ЭТА ЖИ ХУДОЖЫСТВИНЫЙ СИРИАЛ!!!111».
  • Путь наверх — Давос и Бронн. Первый — контрабандист из нищего квартала, второй — безродный наёмник. На момент окончания сериала — королевские министры и лорды.
  • Пытка увеболлом — в поздних сезонах сериал скатился в идиотский сюжет, утративший всякое правдоподобие.
  • Пытки портят характер — Теон Грейджой, захваченный Рамси Болтоном в плен и после череды пыток сломавшийся и ставший его верным слугой. По приказу Рамси он обманом заставляет Железнорожденных, к народу которых он сам принадлежит — сдать стратегически важную крепость во Рве Кейлин, при этом всех защитников убивают. Рамси настолько убеждён в верности Теона, что даже доверяет ему брить себя опасной бритвой, не беспокоясь, что тот может его убить[6].
    • Здесь довольно сложная игра с тропом. Во-первых, Теон и до попадания в плен был злодеем, точнее, самоуверенным мерзавчиком. Во-вторых, во время своей службы Рамси Теон является просто безмозглым и безвольным орудием его воли — он творит зло по приказу Рамси, но из страха перед ним, не более. В-третьих, как только Теону дали немного оклематься — он, напротив, морально возвысился, раскаялся во всём, сбежал сам и помог спастись другой такой же несчастной — Сансе Старк (а в книге — Джейни Пуль).

Примечания

  1. Ну как сказать, она с самого начала была настроена построить идеальный мир и совершенно не интересовалась реальными последствиями своих действий, да и садистские наклонность и любовь к террору у нее тоже была - смотри эпизод с сожжением семейства Тарли,так что это не то чтобы поворот, она вполне логично развилась
  2. В книге он и выше ростом, и привлекательнее внешне (сложён пропорциональнее, и покамест не облысел), и больше походит на воителя, и сильнее физически… Но не умнее, вот в чём беда. Леди Оленна — в обоих канонах — очень невысокого мнения об уме мужчин как таковых. Но особенно — об уме Мейса Тирелла, её родного сына. А уж она-то его знает как облупленного.
  3. Наглая ложь (лживый самооговор), чтобы разозлить Арью. В обоих канонах Сандор просто ненавидит изнасилование как феномен, а насильников, когда может, жестоко, но быстро убивает. Сансу он действительно очень хотел — но никогда не причинил бы ей вреда, его устроило бы только по согласию, или уж никак.
  4. Вполне обычное дело в момент смерти. Все мышцы тела, в том числе сфинктеры, рефлекторно расслабляются и… увы. (Асфиксия, даже нелетальная, может подействовать точно так же. И даже сильный страх, так как это делает тело легче, давая возможность быстрее убежать.) К слову, с Тайвином Ланнистером в книге — подразумевается, что и в сериале — тоже произошло нечто подобное: в момент смерти от Тирионовой стрелы у него наконец-то расслабился кишечник, и… (до того лорд Тайвин явно маялся запором)
  5. Зато в книжном Дорне, по всей видимости, придёт к власти княжна Арианна. Хрен редьки не слаще.
  6. А по сериалу Рамси — ещё и буйный садомазохист, которого пьянит риск.