Карга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Wicked Witch. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Потом ведьма стала стремительно стареть. Роскошные чёрные волосы обратились в жалкий седой клок. Втянулись груди, ссохлись руки и ноги. Не то Гингема из детской сказки, не то Гагула из взрослой. »
— Сумеречный Дозор
Хочешь яблочко, деточка?

Прекрасная волшебница? Ну да, была. Когда-то. Лет пятьдесят назад. Или сто.

Будь ты хоть сорок раз прекрасная молодая ведьма — рано или поздно время забирает должок и все признаки старости неумолимо проявляются на колдуньином лице. На выходе может получиться и милая старушка, которая и накормит, и напоит, и в баньке попарит, и путеводным клубочком на дорогу снабдит, и грозная боевая магесса, и густопсовая злодейка — но так или иначе, эта чародейка стопроцентно выглядит на свой возраст, и даже самые инновационные методы омоложения ей уже не помогают[1]. Глубокие морщины, обвислые брыли, неполный комплект зубов, крючковатый шнобель типа «нос в потолок врос», похожий на клюв хищной птицы, а под ведьминскую мантию вообще лучше не заглядывать — вот она, архетипичная карга!

Те случаи, когда волшебница с возрастом сохранила красоту и даже сексуальность — всё-таки в противотроп.

Двухминутка лингвистики[править]

Ведьма

  • «Гарри Поттер» — в сеттинге есть два вида ведьм, witch и hag, которые сильно отличаются друг от друга, но по ошибке перевели их одинаково.
    • По какой ошибке? Ах да, перевод Литвиновой перестал издаваться. Во второй книге этого перевода один из опусов Гилдероя Локхарта/Златопуста Лоуренса называется «Holidays with Hags», что перевели как «Каникулы с Каргой». Вполне правильно, даже аллитеративно, разве что с числом ошиблись.
    • Witch — обычная женщина, практикующая магию; от волшебника отличается только полом.
    • Hag — сверхъестественное существо, злой аналог феи (сказочные ведьмы в основном в оригинале именно hags). Как говорит сама Роулинг, «ведьма — уродливое существо, внешне напоминает старую волшебницу с большими бородавками, обладает злобным нравом и любит поедать детей. Ведьмы известны многим маглам, так как они предпочитают не скрывать свой колдовской облик, да и Министерство магии старается с ними не связываться. Распознать ведьму можно по зеленоватому оттенку кожи и обилию бородавок. Однако часто они применяют всевозможные зелья и заклинания, чтобы представать перед обществом в прекрасном образе, а не в образе уродливых существ».
  • В Dungeons & Dragons название монстра hag перевели как «карга», что совершенно правильно. Hag именно и означает «карга», а «ведьмa».
  • В русском языке у слова «карга» несколько другие коннотации, не имеющие связи со сверхъестественными существами, так что пришлось изощряться. Для одного из переводов выкопали, например, архаическое слово «каргунья».
    • А в татарском означает «ворона/ворон». И да, ещё карга — это и снег в каком-то наклонении татарского языка.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Множество сказок, особенно европейских. Если в тексте есть ведьма, она, скорее всего, подпадёт под троп.

Фольклор[править]

  • Баба-Яга и большинство её импортных аналогов. Юные прелестницы-ёжки встречаются разве что в адаптациях.
«

Шел мужик по лесу и встретил там старую бабку, страшную, как ядерная война, но вполне милую в общении. Та ему и говорит: — Милок, я заблудилась в лесу, выведи меня на дорогу, а я тебе за это три желания исполню. Вывел мужик бабку, та ему предлагает желания загадать. — Во-первых, хочу машину крутую. — Пожалуйста! Дойдёшь по этой тропе до поворота, за ним будет 600-й «Мерседес» стоять, документы на твое имя в бардачке лежат. — Также хочу жену-красавицу. — На заднем сидении этого «Мерседеса» будет сидеть блондинка, супер-модель, это твоя жена. Документы о регистрации вашего брака в бардачке. — Ну и в-третьих, хочу миллион долларов. — На переднем сидении будет стоять дипломат, в нём ровно миллион. Обрадовался мужик, хотел уже бежать к машине. Но тут его бабка просит: — Милок, исполни и ты моё желание. — Ты же, бабка, колдунья, сама всё можешь. — Э, всё, да не всё. Я уже 40 лет как с мужчиной не была. Мужик поморщился (уж больно страшной была старушка), но, побоявшись порчи от неё, всё же исполнил её желание. Закончил и побежал по дорожке, а бабка ему вслед кричит: — Эй, милок, а лет-то тебе сколько? — Сорок, бабушка, сорок. — (Тихо бормочет себе под нос) Такой взрослый, а до сих пор в сказки веришь.

»
— Анекдот
«

Старая страшная ведьма поймала молодого и красивого парня:  — Если угадаешь мою загадку, я тебе отдамся, а не угадаешь — я тебя съем!  — Ну, загадывай.  — Зелёненькая, по болоту прыгает, на ЛЯ начинается, на ГУШКА заканчивается. Парень долго думал, как выйти из ситуации, и наконец отвечает:  — Кузнечик!  Ведьма: — А-а-а, шалунишка, угадал!

»
— Ещё один

Театр[править]

Литература[править]

  • А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила» — Наина. Финн, чьи любовные заклинания на неё под старость лет наконец-то подействовали, был крайне недоволен.
  • Терри Пратчетт, Плоский мир — строгая и прямая матушка Ветровоск и круглая и добродушная нянюшка Ягг. Очередные копиркины шекспировских, только третья в компании под троп уже не попадает.
    • Они три лика Гекаты, что подсвечено в «Carpe Jugulum». Нянюшка в обычных условиях проходит не как карга, а как мать, когда в отсутствии матушки приходится делать регруппировку, тяжко вздыхает, мол, не настолько я ещё старая, чтобы каргой становиться.
  • С. Лукьяненко, «Дозоры»: ведьмы — темный аналог волшебниц. Со временем у них интересные отношения: чем ведьма слабее, тем моложе она выглядит, но с повышением уровня начинает стремительно стареть. По счастью, заклинание морока никто не запрещает. «Одна молоденькая ведьмочка из Пскова, ничего толком не умеющая, кроме как „паранджу“ на себя набрасывать, уже года три работает манекенщицей. Тем и живёт. Одна беда — через фотографии и видео заклятие не действует, так что от бесконечных предложений сниматься в рекламе ей приходится отказываться…»
    • Ведьма здесь не темный аналог волшебницы, а немного другой класс, опирающийся на артефакты (в том числе зелья) и заклятия, тогда как маги (и темные и светлые, обоих полов) ориентированы на прямое манипулирование силой Сумрака. Светлый аналог — целитель/ница. На примере противоборства ведьмы Арины с магом Светланой даже проиллюстрировано.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Старица (Crone), лик Бога в септрианстве, изображается именно как сабж с фонарём, которым освещает путь заблудшим.
  • Метавселенная Рудазова на колдовские типажи вообще богата.
  • Нил Гейман, «Звёздная пыль» — трио королев ведьм под общим именем Лилим (в фильме каждая ведьма получила своё имя) и Сточная Сэл, хозяйка леди Уно.
  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города» — Гингема и Бастинда, две злые волшебницы Волшебной страны.
    • Последняя в мультсериале — педаль в пол: совершенно высохшая, с длинным крючковатым носом и огромными круглыми глазищами (в отличие от книги, тут у неё оба глаза на месте).
    • С натяжкой — Виллина: в отличие от Стеллы, вечно молодой не была, но, так как она добрая, каргой назвать её язык как-то не поворачивается.
    • Злая великанша Арахна тоже не карга. На канонических иллюстрациях она мощная свирепая тётка средних лет — усыпление на 5000 лет на внешность не повлияло, на этом настаивал сам Волков. Собственно, его описание Арахны состоит из двух слов: «румяная и свежая». В фаноне есть мнение, что Арахна должна быть красавицей, для контраста с Железным Рыцарем Тилли-Вилли, добрым гигантом со страшной маской на лице. Но сам Волков, если это не байка, требовал именно жестокого и свирепого лица в соответствии с именем «Ар-р-рахна!!!», отбраковывая варианты, похожие на Бабу-Ягу.
  • Игорь Попов, «Соседи» — соседка-ведьма маскируется под молодую и красивую даму, однако на рассвете, в истинном виде, выглядит весьма отвратной толстухой.
  • «Разрушенная империя» — ледяная ведьма, гадавшая протагонисту в северных землях. Крайне старая, отменно уродливая и, как и прочие сильные маги сеттинга, отчасти безумная. Кроме того, играет на стороне магов против героя, чем, осознанно или неосознанно, поддерживает надвигающийся конец света.
  • Николай Иванов, «Тишина в дождевой капле» — за демоническим Медведем стоит некая Старуха, ведьма-карга, пожирающая детей. Но её так и не показали: подручного хватило за глаза.
  • «Дивное место» Мары Гааг — колдунья, создавшая иллюзию на месте Сосновки — жуткая, пахнущая гнилью старуха, любительница трав. Однако может поддерживать фасад вполне пригожей женщины.
  • «Тонконогий» Яны Демидович — Ева, бывшая когда-то прекрасной танцовщицей и, фактически, ведьмой, в момент рассказа предстаёт сморщенной безногой старухой, а после так и вовсе чем-то вроде ползучего трупа.
  • В. Гауф «Карлик-Нос» — ведьма Травозная (в другом переводе Крейтервейс) именно такая. Но кричать о её внешнем виде ей в лицо лучше не стоит — может сделать таким же.
  • О.Пройспер «Маленькая колдунья». В книге главная героиня выглядит как милая старушка (в адаптациях обычно ее делают внешне не старше 30-ти лет, а то и вовсе девчонкой-подростком), а вот остальные «хорошие ведьмы» («хорошая ведьма» — это такая ведьма, которая всегда злодействует) — что ни на есть страшные старухи. Особенно верховная и её заместительница Румпумпель (она же тётушка главной героини, но не во всех адаптациях есть эта родственная связь). В советском телеспектакле ведьмы выглядят гротескно-театрально, в швейцарско-немецком фильме жутковато. В мультфильмах — страшно с поправкой на целевую аудиторию.

Сетевая литература[править]

  • «Мать ученья» — Сильверлейк, древняя ведьма и эталонный хаотично-злой персонаж (при том, что ни безумием, ни даже каким-то запредельным злодейством себя до поры не выдаёт). Уже открыла секреты вечной жизни, но ещё не добралась до вечной молодости — впрочем, рецепт уже знает и всю книгу активно стремится.

Кино[править]

  • «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» — так выглядит Ульрика, хоть она и не волшебница.
  • Ведьмы 1990 — все ведьмы в фильме не особо красивы из-за отсутствия волос и пальцев на ногах, но Архи-Ведьма давит педаль в пол, её жуткая крысиноподобная харя надолго застрянет в сознание зрителей.

Телесериалы[править]

  • «Game of Thrones (TV)» — именно такой облик Мелисандра скрывает под чарами магического рубина.
  • «Сверхъестественное» — здесь троп чаще всего отыгрывается аверсией. Если в деле замешана похожая на зловещую ведьму бабка — она почти наверняка окажется обычной старой женщиной. Например, в серии 1.18 братья приняли за стригу типичную старую каргу, у которой в больничной палате висел перевёрнутый крест, и пришли по её душу с пушками наперевес. Бабка оказалась просто бабкой, встретила Винчестеров словами: «Вы ремонтники? Крест поправьте, сто раз просила!», и Дин провёл остаток ночи в осадке от того, что с перепугу чуть не пристрелил бабулю.
  • «Пищеблок» — ещё одна аверсия. Баба Нюра выглядела натуральной злой каргой и из всех обитателей лагеря больше всех смахивала на верховного вампира, но в лучших традициях детективных историй оказалась вешалкой для собак.

Мультфильмы[править]

Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • Jujutsu Kaisen — бабушка Огами, наёмная убийца и некромантка. Вдобавок она похищает детей, которых убеждает в кровном родстве с ней, чтобы воспитать верных «внуков»-подельников.
  • Ningyo no Mori — Мана ухаживающую за ней старуху называет баба, что по-японски и означает то самое, на что старуха обращается к ней как к аристократке Мана-сама. А затем оказывается, что ноги Маны, спрятанные под одеялом, заключены в колодки, чтобы она не сбежала. Ещё позже оказывается, что Ману растят всей деревней, где живут одни старухи, чтобы её съесть.
  • «Унесённые призраками» — Юбаба и Дзениба.

Видеоигры[править]

  • King’s Bounty: Легенда о рыцаре и продолжения — пожилые ведьмы часто обитают на болотах и служат квестодателями.
  • «Graveyard Keeper» — ведьма Клото живёт на болоте и даёт некоторое количество квестов.
  • Witcher III — ведьмы Кривоуховых Топей, ещё одни копиркины шекспировских, загоняют педаль в глубь этих самых топей — они не просто уродливые старухи, а натуральные мутанты и чуть ли не хтонические чудовища.
    • В Стране Сказок из DLC «Кровь и вино» Геральт убивает одну очень злобную и уродливую ведьму, которая хотела приготовить из ведьмака гуляш.
  • Darkest Dungeon — босс Ведьма, в прошлом была хорошей знакомой Предка, милой девушкой-травницей. Однако оказалась слишком уж предана профессии, и увлеклась экспериментами над собой. В результате размолвки с Предком она поселилась в лесу, где и превратилась в то, что мы видим — а видим мы семипудовую уродливую и жуткую старуху, питающуюся человечиной. Босс она неопасный, но крайне неприятный, не в последнюю очередь благодаря любви запихивать членов отряда в кипящий котёл, где они постоянно получают урон, пока котёл не перевернётся — или несчастный сам из него не выползет в нуле хитов.
  • Skyrim — ворожеи, женщины из племён дикарей-ричменов, связавшиеся с очень тёмной даэдрической магией, выглядят как гарпии с лицами старух.
    • Строго говоря, не только ричменов, ворожеи встречаются далеко за пределами Предела, к тому же, нордки тоже могут стать ворожеями — например, Мойра, сестра Анис (да и сама Анис собиралась стать таковой). Ещё ворожеёй собиралась стать мать имперки Иллии.
    • Такая же ричменка Ботела, старая, но ворожеей не ставшая, держит в Маркарте алхимический магазин «Ведьмина настойка». Имидж создаётся в том числе дикарской раскраской лица. Сама же добрейшая женщина.
    • Также, в игре можно встретить и противника, называемого собственно «карга», но выглядит она нормально и является просто разновидностью враждебного мага.
  • Paper Mario — Кэмми Купа, что не раз подчёркивается прохожими.
  • Dead in Vinland — Гудрун, древняя вёльва запредельного возраста с внешностью высохшей мумии. По части троллинга запросто уделывает даже многоопытную в этом деле Мойру. Персонажам часто кажется, что она уже умерла, но фиг там, Гудрун ещё их всех переживёт. Иногда вещает всякие пророчества, но не всегда понятно, когда бабулька действительно видит незримое, а когда просто прикалывается.
  • Darkstone — один из вариантов первого квеста: ведьма наложила проклятье на деревню, в результате все девушки красивее ее превратились в камень (то есть вообще все). Чтобы карга сняла проклятье, нужно подсунуть ей зеркало, которое все показывает наоборот.
  • Thea 2: The Shattering — из-за того что практически вся магия здесь черпается из Тьмы (из Света способны только эльфы и некоторые демоны), это негативно сказывается на пользователе, в частности, ведьмы ускоренно стареют: начинающие ведьмы выглядят как в меру симпатичные девушки с местами дряблой кожей и морщинами вокруг глаз, те что постарше — как типичные бабки-ёжки, из-за чего их порой путают с настоящими бабами-ягами, которые здесь тоже есть, только они не люди, а нечисть.
  • Disciples — во второй части один из промежуточных вариантов развития магов у Легионов Проклятых называется карга.
  • Planescape: Torment — одна из ключевых персонажей, Рэйвел — могущественная ночная карга.
  • Battle Brothers — встречаются в качестве противников на поздних стадиях игры и весьма опасны. Умеют брать под контроль ваших бойцов, переносить весь получаемый урон на одного из ваших бойцов и вдобавок обожают водить с собой ещё каких-нибудь захваченных врагов, вплоть до троллей.
  • Age of Wonders II — здесь ведьма, выглядящая как стереотипная карга — это один из элитных юнитов людей, вооружена посохом, умеет бить магией Смерти на расстоянии, получает меньше урона от физических атак, обладает вампиризмом, а ещё обожает злобно хихикать

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — по словам авторов, Ясухиро является мужским эквивалентом карги. Это видно даже по его фамилиии Hagakure.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — монстры-фейри карги, упомянутые в теле статьи.
  • Warhammer: Age of Sigmar — королевы-карги, высшие иерархи культа Кхейна. Эльфийки, одинаково искушённые в колдовстве и воинском искусстве, как правило, старые даже по эльфийским меркам, однако не дай Зигмар вам недооценить эту старушенцию!Впрочем, пример с фитильком, ибо даже в столь почтенном возрасте они всё ещё остаются эльфийками со всеми вытекающими, да и увидеть в истинном облике можно нечасто — старушки просто обожают народную медицину и омолаживающие процедуры от доброй тётушки Морати.
  • Warhammer 40000 — оригинальная игра с тропом. Собственно ведьмы (хоть и пишутся wych) здесь — это гладиатрисы (да и гладиаторы тоже) тёмных эльдар, которые колдовать даже в теории не умеют. Однако поскольку души всех тёмных эльдар здесь втихаря хомячит злое божество Слаанеш, внешность любой тёмноэльдарской ведьмы, не набивающей оптимальное число фрагов на арене и игнорирующей наркоту и косметику, довольно быстро превратится в сабж. А вот опять-таки тёмноэльдарские гомункулы женского пола, разменявшие сотню-другую лет — вот как раз практически стопроцентное попадание в троп. Только вместо магии предпочитают заниматься наукой.
    • А в каком месте это предмет тропа? Назвать ведьм друкхари каргами язык не поворачивается.
      • А это, в самом буквальном смысле, как посмотреть. Здешние псайкеры своим колдовским зрением видит, в первую очередь, душу. И вместо кекс-бомбы (как, действительно, выглядит типичная ведьма для непосвящённого) имеют сомнительную честь именно лицезреть сабж. Сами выши об этой своей багофиче отлично осведомлены и если своё знакомство с очередным временным союзником-псайкером начинают не с дружного «Смотри как обычно!!!» — можно не сомневаться, потом точно, если не зарежут, то скрутят.
    • А ещё это именование драконообразной летающей хрени у тиранид. Колдовать, опять-таки, не умеет, зато страхолюдный!

Примечания[править]

  1. Возможно, оттого и злодейка.