Паркур

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« И вот — стою на крыше,
Я своего достиг!
»
— Песня вора Рулле
« Parkour — martial art of running away. »
Клюква

Исторически паркур («parcours» или искаж. «parkour»: термин изобретён французами и означает одновременно «бегом» и «дворами») — городской стиль передвижения, предполагающий кратчайшее по дистанции прохождение из точки А в точку Б. Многими трейсерами паркур вообще воспринимается как жизненная философия — «нет границ, есть лишь препятствия». Бег, акробатика и элементы боевых искусств — а все это предтечи паркура — используются для верного приложения силы для перемещения себя, родимого, в нужное место так, как быстрее, а не так, как положено.

Сам по себе паркур не являлся и не является чем-то незаконным, однако обычные люди и тем более всякие уполномоченные лица трейсеров недолюбливают по нескольким причинам. Чуваки и чувихи, расхаживающие по крышам, сами по себе вызывают у народа подозрения, ну и коммунальщикам они временами добавляют хлопот порчей, пусть и ненамеренной, всего что по крышам может быть понатыкано. Второй пункт — трейсер чисто по незнанию может залезть на какой-нибудь охраняемый объект. А потом сиди вот и объясняй злым дядям-охранникам, что ты не злоумышленник, а тебе просто по их дворику короче.

Ну а дальше пошло-поехало[1]. Наиболее отвязные любители малевать на стенах могут использовать паркур, чтобы добраться туда, куда обычно для них путь закрыт, и поставить тэг на каком-нибудь объекте искусства. Уже вполне настоящие шпионы могут использовать паркур, чтобы нагло пролезть там, где, казалось бы, все перекрыто от слова «совсем». Бандиты получили хороший шанс сбежать от копов. Ну а боевому применению паркура нет границ — среднестатистическому трейсеру дай катану и месяц дополнительных тренировок, и получишь ниндзя.

В фильмах паркур обычно показывают как он есть, даже нанимают для съемок обычно самых настоящих трейсеров. Хотя для обоснования такого поведения героев им обычно приходится делать что-то необычное в моральном плане, например, красть деньги, чтобы суметь вылечить мать от рака. Чистыми трейсерами они показываются только в начале, чтобы объяснить, откуда это научились так сигать куда надо и не надо.

А вот с играми бывает по-разному. Паркур в играх можно представить на условной шкале «реализм-мистика». Первая крайность — игры а-ля Mirror’s Edge. Паркур показывается предельно реалистично и является основной фишкой игры, так что на клавиатуре или контроллере частенько нужно наяривать органные симфонии. Сюжет следует той же дорожкой, что и фильмы про паркур.

Вторая крайность — считать, что без сверхспособностей даже простейшие элементы паркура выполнить нереально. Таким грешат в основном более старые игры, вышедшие еще до пика популярности паркура. Яркий пример — «Jedi Academy». Можно и по стене пробежаться чуть-чуть, и бэкфлип/сайдфлип от стены сделать, и «отпрыжку» с разворотом на 180, вот только у джедаев это получается исключительно благодаря Силе.

Все остальное — между такими вот крайностями. Чуть в сторону реализма от «академии джедаев» — получаем Prototype, где функционал паркура полностью подкрепляется суперсилами. Взбежать по стене вверх на крышу небоскреба? Легко. Примерно посередине можно проставить Prince of Persia. Особо сильными колдунствами протагонист не владеет, но физика в игре нарушается в хвост и в гриву, можно запросто пробежать по стене без подготовки метров 50, да еще и уворачиваясь от всяких шипов и тому подобного. Ну а максимально близко к первой крайности находятся игры наподобие Assassin’s Creed. Паркур становится простеньким элементом геймплея и только одной из фишек. Любой фокус у ГГ будет получаться легко и непринужденно после нажатия пары клавиш, он сможет бегать и прыгать как во время прохождения из А в Б, так и в боевой фазе, ломая не привыкшим к такому врагам мозг своими кульбитами.

Что касается реальной жизни, то паркур — это очень, очень, ОЧЕНЬ трудно. Нужно обладать превосходной физической подготовкой, большой выносливостью, ловкостью и достаточной силой, идеальным глазомером, быстрой реакцией и прекрасным пространственным мышлением, позволяющим моментально оценить обстановку и высчитать нужную траекторию движения. Плюс полным отсутствием страха высоты и прочих страхов. Паркур схож с восточными боевыми искусствами в том, что сочетает отличное владение телом с гармонией духа и своеобразной философией.

Примеры[править]

Литература[править]

  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — умение Квазимодо легко и непринуждённо лазать по фасаду собора, цепляясь за выступы всяческих архитектурных украшений, тогда заставляло парижан думать, что в звонаря вселился дьявол. А сейчас бы это назвали паркуром.
  • Гарри Дрезден увлёкся паркуром в «Грязной игре». Да ещё и орёт «паркур!» во всё горло, прыгая по кристаллам-тюрьмам для Чу-Чу. Впрочем, это умение оказалось небесполезно при преодолении Врат Льда в сокровищнице Аида. Дважды.

Кино[править]

  • Практически все фильмы Джеки Чана в современном сеттинге — как бы не кодификатор.
  • Фильм «Ямакаси». Не шедевр.
  • «Принц Персии» с Джейком Джилленхоллом (см. Видеоигры).
  • «13 район»
  • «Трейсеры»
  • «К-20: Легенда о Маске» — главный герой, бывший цирковой акробат, учится паркуру, и в качестве этакого «выпускного экзамена» учитель требует, чтобы он пересек весь город строго по прямой.
  • «Кровь и шоколад» — оборотни наделены способностью к паркуру от природы, что не стесняются демонстрировать как в человеческом, так и в животном облике.
  • Фильмы Гая Ричи о Шерлоке Холмсе — паркуром занимается, внезапно, сам Шерлок.

Телесериалы[править]

  • Одна из серий «Глухаря» посвящена теме паркура.

Мультфильмы[править]

  • Принцесса Солнца — любимое развлечение Ахесы и Бастат — прыжки по крышам наперегонки.
  • «Охотники на драконов» — в полнометражке-предыстории, как и в комиксах с мультсериалом, из-за особенностей местного ландшафта (летающие острова кругом) Лиан-Чу пользуется этим методом с завидной частотой, и остаётся только поражаться терпению его субтильного друга, вынужденного его догонять. Впрочем, бывает и наоборот.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2. Хаппосай демонстрирует неплохие навыки паркуриста. А иначе бы он не мог заниматься любимым делом: тырить женское бельё.

Видеоигры[править]

  • Mirror's Edge — пример детально проработанного паркура. А вот за пределами паркура хвалёный реализм начинает разъезжаться по швам.
  • Assassin's Creed — пример автоматического паркура, бои тоже почти автоматические.
  • Prince of Persia — начиная с The Sands of Time герой буквально бегает по стенам.
  • Игры про Аладдина.
  • Dying Light — паркур и зомби.
  • Warframe — паркур, зомби, тёмное будущее в космофантистическом сеттинге.
  • Running Shadow — вопрос к тем кто играл: непонятно почему игра бесплатна в Стиме до 21 декабря 2017 года
  • Stolen — гибрид Thief и Lara Croft с форточницей в главной роли
  • Star Wars: The Force Unleashed и Star Wars: Jedi Academy — джедаи и ситхи это любят.
  • Minecraft — Существует гигантское количество паркур-карт, С добавлением Города Края явление просочилось в канон
  • Horizon: Zero Dawn — скалолазание и паркур по полуразрушенным постапокалиптическим руинам
  • Severed Steel — стремительный паркур с парой пистолетов акимбо!
  • Дилогия «Vector» — паркур в антураже антиутопии.

Прочее[править]

  • В одной телерекламе, которую в начале 2010-х часто крутили в эфире, можно было лицезреть кыску-паркуристку. Кошка прыгала с крыши на крышу и преодолевала препятствия. Казалось бы, обычное дело для Felis domesticus? Но отсылка к паркуру была очевидной. Вместо того, чтобы приземляться на все четыре лапы по-кошачьи, в рекламе кошка это дела как в паркуре с сальто и с перекатами.
  • BadComedian — «ПАРКУУУУУУУР!»

Примечания[править]

  1. Хотя IRL все нижеописанное — все-таки единичные случаи. Но разнообразие поражает.