Все планеты землеподобны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья All Planets Are Earth-Like. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Мы спускаемся на планету. Что это за планета?
— Ну, типа Земли.
— Хмм... Удобно.
»
— Darths and Droids

В космоопере и вообще нетвёрдой фантастике планеты бывают двух типов: газовый гигант и землеподобная. Землеподобные планеты имеют и атмосферу, похожую на земную, и силу тяготения почти такую же, и, зачастую, очень близкие год и сутки. А может быть, до кучи, и жизнь, биологически совместимую с земной. Это может быть однообразная планета, сколь угодно негостеприимная — но как минимум воздух с кислородом там есть всегда. А смысл газовых гигантов в том, чтобы иметь землеподобные луны.

Впрочем, если планета не землеподобна, то на ней практически нечего делать. Может быть, только рутинно работать: добывать ископаемые, ставить опыты и д.р. Искать приключения можно только в скафандре, а это крайне неудобно. И они быстро могут закончиться гибелью приключенца (если он не Мэри Сью и не робот). А еще на такую планету может сесть поврежденный корабль героев для спешного ремонта и/или в поисках укрытия о погони. А в кратере может обосноваться целый город под куполом, или город под поверхностью (в котором живут космические шахтёры, добывающие ценные ископаемые на этом безжизненном каменном шарике (перед астероидным месторождением планетарное имеет два преимущества: наличие гравитации (не надо создавать искусственную) и возможное наличие пусть и непригодной, но атмосферы, в которой будут сгорать большая часть метеоритов, да и радиация экранироваться).

С другой стороны, в понятие землеподобности можно вкладывать разный смысл. В одной вселенной землеподобная — это такая планета, прогулка по которой без скафандра не убьёт вас сразу. Всё остальное — растения, животные, погода, гравитация — может быть сколь угодно фантастическим. В другой вселенной землеподобность означает полную пригодность для жизни — строй дом и поселяйся, никаких сюрпризов нет. Довольно часто под этот троп подводится обоснуй в виде терраформинга.

В сериалах этот троп встречается несколько чаще, чем в кино, а в кино чаще, чем в литературе, поскольку сериалы имеют малый бюджет, а писателю бюджет для создания мира вообще не нужен. Это Лукас может себе позволить заказывать специалистов по компьютерной графике, чтобы рисовать всякие гигантские вулканы и экзотических животных, да и в докомпьютерные времена мог создавать инопланетные пейзажи, хоть и поскромнее и по землеподобней. А Джоссу Уидону приходится снимать на натуре, ранее использовавшейся для фильмов про ковбойцев, и говорить всем, что это такой особый шик.

Поскольку это такой троп, который очень широко распространен, пожалуйста, пишите, где он не встречается.

Где не встречается[править]

Литература[править]

  • С. Лем, «Сказки роботов» и «Кибериада». Там сплошные роботы, так что в атмосферу себе могут напихать любых химических соединений и прочего непонятно чего, а замки вообще из «замороженного пламени» строить.
  • «Сага о Форкосиганах»: большинство показанных планет землеподобны (возможно, в результате проведенной в прошлом терраформации), но биосфера Барраяра химически несовместима с земной (все аборигенные животные и растения несъедобны, под пашню или посадку земных деревьев местную растительность приходится выжигать дотла), на Колонии Бета практически нет воды и бушуют песчаные и солевые бури, в атмосфере Комарра холодно и сильно не хватает кислорода, на Содружестве Джексона — крайне холодный климат, обжита только экваториальная зона.
  • Цикл «The Interdependency» — кроме самой затерянной Земли, в изведанном космосе найдено лишь одна землеподобная планета, получившая название Конец, так как является самым отдалённым местом в империи. Большая часть человечества проживает на космических станциях и искусственных поселениях на безжизненных планетах, причём ни одна из этих колоний неспособна выжить сама по себе. И все уже настолько к этому привыкли, что Конец считается захолустьем, где люди не могут управлять погодой и простужаются. Когда один астрофизик узнаёт, что межзвёздные каналы начинают схлопываться, то понимает, что Конец станет единственным местом, где люди смогут выжить.
    • Аверсия во второй части, где персонажи узнают, что землеподобные планеты гораздо более распространены в других межзвёздных государствах, от которых давным-давно себя отрезали предки Взаимозависимости.
  • Рэй Брэдбери, «Лёд и пламя» — планета, на которой потерпел крушение отряд космических странников, вполне землеподобна, за парой интересных исключений сразу: 1. Из-за мощного излучения неких вредных частиц процессы метаболизма в человеческих телах на ней протекают настолько быстро, что жизнь проходит за несколько дней. 2. Днем жарит солнце, способное испепелить все живое. 3. Ночью столь же лютая стужа. Ну просто райское местечко.
  • Хол Клемент:
    • «Экспедиция „Тяготение“»: Действие происходит на сплюснутой планете, где на экваторе сила тяжести 3 жэ, а на полюсах — 700 жэ. Землянам приходится договариваться с местным населением о спасении их полярного зонда, потому что с такой гравитацией никакая земная техника не справится.
    • «Ледяной ад» — люди Сарриане себя так называют торгуют с обителями найденной планеты, на планету проблема даже посадить нормальные разведзонды (потеряли 19 из 20 зондов, оставшийся используют как радиомаяк), любые газы переходят в твердую фазу. Пробы атмосферы или почвы взять без их разрушения — проблема (брали правда не профессионалы). Телекамеры не могут работать в условиях этого мира (разница температур). Кое как работает радиосвязь и микрофоны. Инверсия. На что намеки с самого начала и сказано прямо в конце первой главы. Найденная саррианами планета является землеподобной на 100%. По определению. Потому что это И ЕСТЬ Земля. А вот у родной планеты сарриан — атмосфера из газообразной серы при 500 градусах Цельсия.
    • «У критической точки» — Тенебра. Сила тяжести в три земных, температура поверхности в сотни градусов Цельсия, атмосферное давление в восемьсот раз больше земного, атмосфера состоит, главным образом, из водяных паров, каждую ночь конденсирующиеся, образуя новые временные водоёмы вдобавок к уже имеющимся, сернокислотным.
  • Павел Серебрянников «Самосогласованное решение» — колонизированные людьми планеты обычно землеподобны, другие не колонизируют. А вот планеты серафимов — совсем не землеподобны. И это очень хорошо, меньше поводов для конфликтов, больше возможностей для обмена технологиями. И все равно началась война и каждая из сторон знает что противник напал первым правы обе стороны. просто сочетание двух разных способов межзвездных путешествий приводит к тому что фактически получается машина времени. Причем обе стороны ЗНАЛИ что способ межзвездных перемещений другой стороны — теоретически невозможен.
  • Сергей Павлов, «Лунная радуга» — действие дилогии происходит в Солнечной системе, так что из землеподобных планет там одна Земля.
  • Р.Шекли, «Запах мысли» — субверсия. Казалось бы, растения как растения, животные как животные. Хотя…
  • Сергей Лукьяненко, «Спектр» — в списке Ключников (т.е. планет, где они поставили транспортные станции) есть как вполне землеподобные, так и категорически непригодные для присутствия человека (сила тяжести, состав атмосферы, чуть ли не другие физические законы) при том, что разумная жизнь на многих из них вроде присутствует.

Кино[править]

  • Riddick — с прикрученным фитильком, ландшафты похожие на Землю, но время от времени случается местная смена времени года/суток выглядящая для человека как жуткий летальный песец. Особенно вгоняет педаль в пол Крематория, на которой местное светило способно заживо сжечь человека.

Телесериалы[править]

Видеоигры[править]

  • Alien Legacy — зигзагом. Согласно лору, землеподобных планет в системе ровно две: Гея и Рея. Но «наземные» поселения что на них, что на каком-нибудь астероиде Альфа 3 выглядят одинаково.
  • Dyson Sphere Program — они тут, не считая стартовой планеты, бывают, но очень редко.
  • Серия Elite: Frontier — землеподобная планета в этих играх — достаточная редкость. Несколько чаще встречаются планеты вроде Марса и Луны, заселенные людьми, живущими под землей или в куполах, или просто станции.
  • Mass Effect славится проработанностью своей галактики. Все планеты подробно описаны, и большинство их совершенно НЕ похожи на Землю. Даже те редкие землеподобные миры, что колонизированы людьми, имеют какую-нибудь крайне неприятную особенность, вроде суток в 64 часа или смертельно ядовитой пыльцы растений.
  • Серия Master of Orion: планеты бывают самые разные, но среди них хватает землеподобных, а случается найти и планету типа Gaia — особенно комфортную для жизни. К концу игры подключается террафирмирование, и землеподобными становятся почти все планеты.
  • No Man's Sky — большинство планет слишком горячие, холодные, токсичные или радиоактивные, поэтому нужно постоянно перезаряжать защиту и кислород.
  • Outpost — землеподобных планет нет совсем, только «типа я Меркурий», «типа я Венера», «типа я Марс» и «типа я спутник газового гиганта». А если вы пожлобились на предварительную разведку, то по прилёту вас вообще может ждать приятный сюрприз: у звезды планетной системы нет или же там одни газовые гиганты.
  • Stellaris — большинство планет в принципе не пригодны для колонизации, так как являются токсичными, ледниковыми, вулканическими, безжизненными или газовыми гигантами[1]. Те же из немногих, что пригодны для жизни, могут быть заселены далеко не любым разумным видом, поскольку каждая обладает своими климатическими условиями и дополнительными перками, положительно или отрицательно влияющими на пригодность для жизни. И хорошо, если планета не будет опустошена каким-то катаклизмом или ядерной войной…

Примечания[править]