Эклектичное будущее

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Прошли века, и мир изменился до неузнаваемости. Теперь в нём повсюду встречаются высокотехнологичные роботы, вовсю процветает магия, под каждой кочкой прячутся странные существа и имеется многое другое. Как правило, там есть и переходы в иные реальности. Некоторые вещи из предыдущих столетий, конечно, могли кануть в Лету, но на их место пришли тысячи новых. Говоря проще, такой сеттинг состоит из огромной кучи разнообразнейших и совершенно разнородных штук. Не надо гадать, возможен ли в таком мире произвольно выбранный объект или явление — если надо, то пусть будет!

Важно отметить, что местные жители воспринимают всё это, как само собой разумеющееся, поскольку их мир был эклектичным всегда или стал так давно, что прежним его видом можно пренебречь. Если же львиная доля подобных вещей для большинства является сверхъестественными аномалиями, а не вполне ожидаемыми, пусть даже прежде неведомыми частями бытия, это уже другой троп. С другой стороны, данный сеттинг по определению выходит настолько разнообразным, что никто из персонажей не знает всех тамошних интересностей. Ну, кроме разве что заведомо всезнающих мудрецов.

Конечно, одним лишь будущим дело не ограничено — просто в таком виде этот троп встречается чаще всего. К примеру, «Одиссея» и сказки «Тысячи и одной ночи» описывают нечто очень похожее, но с прикрученным фитильком.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Джек Вэнс, цикл «Умирающая Земля» — математика практически исчезла, но всё остальное присутствует, как правило, в виде долговечных творений минувших эпох. Всем на заметку: если у вас исчезла математика — вашей цивилизации конец.
  • Урсула Ле Гуин, «Всегда возвращаясь домой» — цивилизация рухнула, но остался интернет с ИскИнами. В результате человек может днём бродить по лесу, собирая корешки и жёлуди, а вернувшись домой, гуглить, как чинится его солнечная батарея. Для настоящей индустрии просто не хватает ни людей, ни ресурсов, а вот знаний... бери — не хочу. И не хотят. Да вы сами возьмите и откройте почитать ради интереса какое-нибудь «краткое руководство по форсированному развитию цивилизации от каменного века до космической программы» — тут жизни не хватит на то, чтобы всё это реализовать. А главное — у них нет ответа на вопрос «зачем?». Потому что этот вопрос мог бы задать только человек, которому небезразлично будущее.

Кино[править]

  • «Алхимики» — комедийная версия. В результате столкновения планеты с кометой перемешались реалии всех исторических эпох.
  • «Отродье» (The Breed, 2001). Довольно странное «близкое будущее» — помесь мира из вселенной «Бразилии» (махрово-пародийный тоталитаризм и абсурдистская бюрократия прилагаются), постсоветской разрухи (снималось в Венгрии, так что «Волги», памятники и дворы-колодцы в наличии) и типичной готики, включая вампиров, живущих автономной общиной в своеобразном гетто (параллели с Холокостом, притом, что ополчение вампиров носит, внимание, будёновки). Притом, что большинство персонажей — американцы, ведущие себя... по-американски.
  • «Параграф 78» (2007) — тут всё сложно, события происходят накануне некоей «Юбилейной олимпиады» (то есть, чуть ли не в 2012 году, либо в 2032). По идее, «ближний прицел» — и это хорошо заметно по немногочисленному показанному быту, местами уже выглядящему как какой то анахронизм (или как «если бы Россия через пять лет стала жить как Европа вот сейчас»). Но политическая картина мира для ближайшего будущего неправдоподобно быстро изменилась (даже от ядерного оружия отказались), и описываемые в сюжете политические блоки звучат как то надуманно. Но забавно тут другое — то, каким «зоопарком» выглядит арсенал ОТГ, в котором есть и переносной миниган, и старый АКМ, и HK, и M4, и чёрт знает что ещё.
    • Дойлистский обоснуй — в 2007 году у российской армии практически не было никакой программы вроде «армии будущего» и концепции перевооружений, чтобы с него можно было что-то для фильма срисовать. А в боевике такой «зоопарк» смотрится банально круто, да и оружие подбирали под «темперамент» персонажа.
    • Ватсонианский обоснуй — в этом будущем, похоже, уже нет как минимум противостояния по линии Россия-Запад (у Охлобыстина в рассказе Россия — так и вовсе часть некоего «северного блока», противостоящего Китаю) и запрета на импорт вооружений. А отряд спецназа с такими полномочиями может вооружаться чем захочет, под специализацию. Видимо, в этой вселенной на корабле ВМФ укорот HK в порядке вещей (и миниган с помповиками, ага).

Мультсериалы[править]

  • В Sonic Boom персонажи живут на острове, и особых связей со старым каноном нет. Хотя в некоторых сериях они находят экзоскелет и другие технологии древних цивилизаций.
  • Adventure Time состоит из этого чуть более, чем полностью.
  • Самурай Джек — Аку здорово поработал над обликом множества планет, но и без него там хватает странностей (тем более что ещё до Аку египтяне, древние греки и монголы в этом мире жили в одну эпоху).
  • Футурама больше зациклена на научно-технических чудесах и странных планетах, но в принципе тоже полностью подходит (в одной из серий капитан космических пиратов например одет как какой-то Сильвер — и это при том что он инопланетянин! А ещё там есть итальянские роботы-мафиози!). А объяснение одно: Футурама является пародией на известные произведения космооперы и научной фантастики.
  • Wakfu — не будущее, а фэнтезийный мир, но как раз такой. С уклоном больше в «старину», но есть и роботы, и подлодки а-ля Жюль Верн, и разные объекты современности.
  • Удивительный Мир Гамболас прикрученным фитильком, так как действия происходят не в будущем, а в альтернативном настоящем. Мир мультфильма населен огромным количеством персонажей, начиная с антропоморфных животных, как главные герои, заканчивая призраками, высокотехнологичными роботами и одушевленными предметами. Как вам персонаж, который является живым бананом с руками и ногами или герой в виде жаренного тоста? Здесь это норма. При этом в мире технический прогресс в виде интернета, автомобилей и самолётов, соседствует с магией — например, летающими метлами, Санта-Клаусом и самой Преисподней.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • Американские комиксы и мультсериалы по играм Sonic the Hedgehog: тут вам и роботы, и фурри-дворяне в костюмах XVII-XVIII веков, и маги с техномагами, бедуины с энергомечами, и прочее и прочее, а в самом несерьёзном из мультсериалов — даже народ людей-сосисок. В самих играх и их японских адаптациях всё не выглядит как такой винегрет: основной сеттинг — похож на наши дни, лишь слегка футуристичный, но злодей — сумасшедший учёный с армией роботов и прочими высокими технологиями, а вся старина — сугубо в старинных локациях, типа древних руин.
    • В расширенной вселенной упоминается, что планета Мёбиус, где происходят основные события — это Земля в 14 веке. Люди, судя по руинам, погибли в 21 веке, в самой же цивилизации фурри — 30+ век. В первой серии Sonic the Hedgehog Соник нашёл криокапсулу с магом, который лежал там с древних времён, что позволяет предположить, что люди либо проспали эти 11 000 лет, либо жили отдельно.
  • Overwatch — тут и рыцарь в супер-доспехах с силовым щитом, и похожий на гнома шведский техник, и ковбой, и киборг-ниндзя, и учёная, использующая индийские пляски для манипуляции твёрдым светом… Продолжать?
  • Mortal Kombat — то же самое. То, что миров там несколько, погоды не делает. Ковбой после перезагрузки серии есть и там.
  • Torment: Tides of Numenera — здешний мир не просто так называют «Девятым Миром», о сеттинге см. ниже.
  • Серия Shadow warrior.
  • Cерия Final Fantasy. Седьмая и восьмая части давят педаль в пол.
  • Квест Paradigm. Забористая смесь эстетики 80-х, фантастических девайсов, постапокалипсиса, восточноевропейской клюквы, безумной науки, магии, атмосферы квестов 90-х и пародий на интернет-культуру.
  • The Mercury Man от известного Ильи Мэддисона. Мир XXIV века один в один нищая Россия 90-х, даже с теми же машинами, только с эстетикой «Бегущего по лезвию».
  • Серия BlazBlue — тут вам и маги, и киборги, и вампиры, и девочки-волшебницы. Всё-таки файтинг, живущий и дышаший правилом крутизны.
  • RimWorld родимый. Сверхсвета нет, зато есть магия (три вида на выбор), наниты, архиты (те же наниты, но на 20 % круче) биотех, боевые роботы, вампиры. И все это спокойно соседствует с дикими племенами кошкодевочек, местными тиранидами, пиратами-каннибалами и много чем ещё.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — педаль в земную кору. Здесь стометровые боевые роботы соседствуют с конными всадниками, генетически улучшенные воины в силовой броне идут в бой с мечом и щитом, словно рыцари Средневековья, на гигантских космических кораблях с плазменными двигателями живут дикие племена и кастовые сообщества, а Инквизиция сжигает еретиков разогретой до температуры звезды плазмой. Причина проста — деградация. После Долгой Ночи (которую потом дополнила Ересь Хоруса) человечество скатилось в лютейшее техноварварство и даже близко не понимает, как работает хотя бы кофеварка. Те, кто всё-таки понимает, считают, будто технологии имеют божественную природу и в прямом смысле им молятся, что опять-таки не особенно способствует возрождению прогресса. Изобретать новые технологии запрещено под страхом смерти, равно как и вносить серьёзные модификации в существующие модели. Техножрецы Марса строго следят, чтобы никто кроме них не мог разобраться даже в простейшей технике, и сохраняют абсолютную монополию, но из-за утраты баз данных техножрецы потихоньку утрачивают навыки. Большая часть космических кораблей, систем жизнеобеспечения городов-ульев, титанов и даже танков работает уже тысячелетиями с постоянным ремонтом, ввиду чего имперская техника постоянно ломается, выходит из строя или взрывается прямо в руках владельца. Всё больше кораблей исчезают в Варпе из-за поломок Поля Геллера, всё больше ульев разваливаются под собственным весом или становятся огромными могильниками для собственных жителей. Поэтому самые надёжные способы перемещения в мире мрачного будущего — это паровоз и лошадь.
  • MtG давит педаль в пол — это мультивселенная из множества разнообразных по своему устройству реальностей, и каждая из них подчёркнуто эклектична. А некоторые, например, Доминария, вообще загоняют несчастную педальку в недра межмирового пространства.
  • Fading Suns - размах не хуже, чем в Вахе, но дальше от гротеска и ближе к реализму. Технологический перепад - от средневековых арбалетов и алебард до хайтековых бластеров и силовых полей. Скажем, местные армии десантируются на планеты с ультрасовременных звездолетов, но дерутся преимущественно холодным и примитивным стрелковым оружием. Есть объяснение: межзвездные коммуникации крайне уязвимы, технологии постройки космических кораблей почти утеряны, так что флот прикрытия при приближении вражеских флотилий, как правило, оставляет десантников без прикрытия и снабжения, а значит, им необходимо быть максимально автономными. В остальных сферах то же самое: лорды смотрят в родовых замках голографическое телевидение, а потом идут пороть вилланов на конюшнях электрическими плетками; инквизиторы, ненавидящие любую технику, тем не менее, обожают выжигать крамолу огнеметами; монашеские молитвы очень действенны и являются тут разновидностью магии (присутствует научный и философский обоснуй), соседствуя с псионикой, одержимостью бесами и техническими достижениями.
  • Numenera: вся об этом! Место действия — наша Земля спустя 1 миллиард лет, за это время на ней успело развиться до невиданных высот как минимум восемь сверхцивилизаций, а затем исчезнуть. Девятая цивилизация живет на руинах эти восьми цивилизации в виде средневекового общества, пользуясь наследием прошлого, обычно не имея никакого представления о принципах его работы. Автору данной правки очень понравился Железный ветер — буря, несущая нанороботов, которая может как исцелить или сделать киборгом, так и пересобрать человека в нечто жуткое и хорошо, если недолгоживущее.

См. также[править]