Аграрный мир

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Agri World. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В огромной империи галактического размера весьма вероятно, что далеко не все планеты будут похожи на Землю, которая вполне может самообеспечивать себя едой (как доказательств — тот факт, что наша цивилизация существует на протяжении тысячелетий). На одних в принципе будет отсутствовать какая-либо биосфера, и там будет просто неоткуда добывать пищу для своего населения. На других биосфера была, но стала настолько загаженной, что тоже уже ничего не растёт. Третьи планеты полностью застроены и обладают столь огромным населением, что там нет места для выращивания. Но даже если всё покрыть фермами, население настолько большое, что их не хватит, чтобы спасти мир от голода.

Решение достаточно простое — создать целую планету, которая предназначена исключительно для создания продуктов питания и других товаров, получаемых от живой природы, аграрный мир. Или, как сокращено в первоисточнике, агромир. Само собой, подразумевается, что такая планета весьма пригодна для жизни, раз уж тут можно выращивать пищу в таких объёмах. А ещё должна быть дешёвый и быстрый сверхсвет, потому что если транспортировка занимает десятки или сотни лет, то толку от агромира никакого, также если перевозка дороже строительства и обслуживания гидропоники, тоже смысла возить еду из агромира смысла нет.

Такие планеты могут сочетаться с тропом Забытая колония.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Dune. В основном цикле нет свидетельств сверхспециализации планет — кроме Арракиса, экспортирующего только спайс. В сынулькиных приквелах же каждая планета имеет свою специализацию. Аграрные миры — Каладан и Ланкивейль.
  • Алексей Паншин:
    • «Обряд перехода» — ВСЕ планеты только такие! Развитая индустрия имеется лишь на кораблях поколений, летающих от планеты к планете.
    • Также «Чувство направления» — рассказ в том же сеттинге.
  • Роберт Сильверберг, «Скрываемый дар» — выпускники Гильдии Эсперов должны прожить пять лет на таком мире, дабы научились контролировать свои псионические способности (разоблачённых «колдунов» там без лишних разговоров сжигают, ну или вешают, если пирокинетик попался). Протагонист выпутался элегантно: какие бы чудеса ни творил балаганный фокусник, никто не поверит, что это больше, чем ловкость рук.
  • Альфред Ван Вогт, «Путешествие „Космической гончей“» — Анабис превращает планеты по всей своей галактике в миры-джунгли, поскольку они дают ему больше всего питательных ресурсов. И то этого отчаянно не хватает.
  • Кордвайнер Смит, «Покупатель планет» — Старая Северная Австралия, подобно Арракису, экспортирует только местный гериатрический наркотик. А вот импорт фактически воспрещён: всё человеческое галактическое сообщество только и жаждет завалить богатейшую планету Галактики любым трэшем. Поэтому на любой трэш установлена пошлина в десять миллионов процентов от стоимости. Так что богатейшая планета обходится фермерством и евгеникой.
  • Роберт Хайнлайн:
    • «Логика империи», «Между планетами» и «Космический кадет» — аграрной планетой выступает Венера. С «Марсианкой Подкейн» непонятно — там Венера скорее специализируется на индустрии развлечений.
    • «Луна — суровая хозяйка» — лунная колония выступает сырьевой базой (руды + зерно), что устраивает почти всех (не устраивает только то, что платят мало). Расчёты, однако, показывают, что если так пойдёт и дальше, то «всесоюзная житница» через пару десятков лет не только перестанет пищу экспортировать, но и сама начнёт голодать.
  • Гарри Гаррисон, цикл о Стальной Крысе — главный герой Джеймс ДиГриз родом именно с аграрной планеты.
    • Как и Ясон динАльт из цикла "Смертоносные миры". Авантюристу Ясону было очень скучно там, и он при первой же возможности сбежал в космос (не зная даже грамоты из-за почти феодального общественного строя).
  • А. Азимов: «Космические Течения» — Флорина, на которой растёт уникальный кырт.
    • Цикл «Основание» — плеяда агромиров, снабжавших столичный мир Империи Трантор. После падения Империи один из них переименовали в Нео-Трантор и там обосновались жалкие огрызки той самой Империи.
    • Там же собственно Трантор после падения Империи. Мегаполисы разрушены, всё ценное разграблено, кучкам выживших пришлось вскрывать техногенную оболочку планеты и вспахивать веками не видевшие солнца и дождей поля, чтобы выжить. А ещё среди населения Трантора скрывается легендарная Вторая Академия.
  • Энн Маккефри, "Всадники Перна" - сам Перн. Ещё перед освоением планеты земляне-колонисты понимали, что на Перне маловато металлов и других полезных ископаемых для создания промышленной колонии. Поэтому туда отправились те, кто хотел создать именно аграрное общество. Через 2 000 лет под частыми атаками Нитей оно, тем не менее, осталось таким, но ИИ "Айвас", раскопанный перинитами, определил, что их общество сильно отличается от любого из земной истории.

Видеоигры[править]

  • Космические рейнджеры — один из видов планет наравне с индустриальными и смешанными. На таких планетах позднее появляется хорошее оборудование и меньше производится техники, но зато выращивается больше еды, которую можно по дешёвке скупить тут и дороже толкнуть на индустриальных планетах.
  • Mass Effect — Альянс Систем обладает большим количеством таковых. Во многом по той причине, что от колоний ожидается, что они будут самодостаточными, и в итоге первая задача для молодых миров — обеспечить себя источником продовольствия. Кроме того, само правительство больше заинтересовано в закреплении новых территорий, а не развитии того, что уже имеется.
    • Там же есть планета Прагия, которая представляет собой неудачный пример попытки создать такую планету при помощи генномодифицированных растений. Но они вышли из-под контроля, полностью покорили планету, и всего через век истощат почвы.
  • Master of Orion — в каждой игре таковые создаются игроками из тех планет, что обладают хорошим климатом, но при этом не имеют минералов.
  • Stellaris — присутствуют с того момента, как еда перестала быть планетарным ресурсом, стала общеимперским, и блокада планеты перестала приводить к голоду на ней.
  • Starcraft II — на одной из таких планет вырос Джим Рейнор, главный герой кампании Wings of Liberty, а в ходе оной кампании помог эвакуации жителей Агрии — другой земледельческой колонии, которую возглавляла доктор Ариэль Хэнсон.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — источник названия обладает множеством подобных планет, большинство из которых весьма тихие и скучные места[1], по меркам Империума, конечно. Некоторые из них обладают только небольшим населением из квалифицированных специалистов, что управляют автоматизированной техникой, другие же — густозаселённые отсталые миры.

Примечания[править]

  1. Что в данном контексте означает, что здесь вас, скорее всего, не выпотрошат безумные прямоходящие грибы, не изнасилуют падшие космоэльфы, не принесут на алтаре в жертву тёмным божествам культисты и т. д. Скука, да и только. Впрочем, это же Ваха — тут даже мясной скот такой, что для его забоя нужны снайперские винтовки или натуральные пиломечи.